Обязательные работы как вид уголовного наказания что это такое?

17 ответов на вопрос “Обязательные работы как вид уголовного наказания что это такое?”

  1. Truecrusher Ответить

    1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
    2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
    3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.
    Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.
    4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

  2. Люби меня Ответить

    Иные меры уголовно-правового характера
    Конфискация имущества
    Конфискация имущества
    Принудительные меры медицинского характера
    Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях
    Судебный штраф
    Наказание
    Назначение наказания
    Обстоятельства, отягчающие наказание
    Обстоятельства, смягчающие наказание
    Условное осуждение
    Понятие и цели наказания. Виды наказаний
    Исправительные работы
    Ограничение свободы
    Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
    Освобождение от уголовной ответственности
    Амнистия. Помилование. Судимость
    Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    Преступление
    Понятие преступления и виды преступлений
    Категории преступлений
    Преступления в сфере экономики
    Преступления в сфере экономической деятельности
    Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
    Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
    Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
    Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
    Злоупотребление полномочиями
    Преступления против собственности
    Вымогательство
    Грабеж
    Кража
    Мошенничество
    Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
    Присвоение и растрата
    Разбой
    Умышленные уничтожение или повреждение имущества
    Хищение
    Преступления против военной службы
    Понятие преступлений против военной службы
    Преступления против государственной власти
    Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
    Вооруженный мятеж
    Преступления против порядка управления
    Оскорбление представителя власти
    Преступления против правосудия
    Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
    Преступления против личности
    Преступления против жизни и здоровья
    Побои
    Причинение вреда здоровью
    Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
    Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
    Нарушение авторских и смежных прав
    Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
    Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
    Необоснованный отказ в приеме на работу
    Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
    Изнасилование
    Преступления против свободы, чести и достоинства личности
    Клевета
    Незаконное лишение свободы
    Оскорбление
    Похищение человека
    Преступления против семьи и несовершеннолетних
    Незаконное усыновление (удочерение)
    Тюрьма
    СИЗО
    Суд и следствие по делу
    Уголовная ответственность несовершеннолетних
    Разное

  3. Cerus Ответить

    Ежедневная продолжительность обязательных работ установлена УК РФ (ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 88 УК), поставлена в зависимость от возраста осужденных и не может превышать:
    – 2-х часов для лиц младше 15 лет,
    – 3-х – для лиц в возрасте от 15 до 16 лет,
    – 4-х – для остальных осужденных.
    При этом, как отмечается в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», дифференцированная ежедневная продолжительность исполнения такого наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет относится к порядку его исполнения, поэтому указанный вопрос не подлежит отражению в приговоре. На несовершеннолетних, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, распространяются нормы Трудового кодекса РФ об особенностях регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
    Эти правила несколько конкретизированы в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК РФ, время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. Очевидно, что в силу требований уголовного закона для осужденных время обязательных работ не может превышать установленного в УК предела вне зависимости от их желания (согласия).
    При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
    Не совсем ясен вопрос об исполнении рассматриваемого наказания по месту основной работы осужденного. Поскольку прямого запрета в законе нет, а установленные в нем правила применимы к этому случаю, вполне допустимо предположение о законности такого способа исполнения наказания.
    Нельзя привлекать осужденных к таким работам, на которых действующее законодательство запрещает использование труда тех или иных категорий работников (например, женщин, несовершеннолетних к работам, указанным в специальных перечнях или нормативных актах; инвалидов 3 группы к работам, запрещенным для них трудовыми рекомендациями соответствующих медицинских (экспертных) органов).
    Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Таким образом, наказание в виде обязательных работ считается исполненным, когда осужденный полностью отработал установленное для него приговором количество рабочих часов. Время проезда осужденного к месту обязательных работ и обратно не включается в их продолжительность, кроме случаев, когда законодательством о труде предусмотрена оплата этого времени как рабочего.
    Военнослужащие, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, отбывают их в условиях дальнейшего прохождения военной службы по общим правилам.
    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
    Вид исправительного учреждения при замене наказания в виде обязательных работ лишением свободы определяется в соответствии со статьей 58 УК РФ (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).
    .Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ по ст. 30 УИК РФ признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
    В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания (ст. 26 УИК РФ).
    Обязательные работы как самостоятельный вид наказания в полной мере соответствует общепризнанным международным нормам об обращении с преступниками. Так, в ст.8.2 Стандартных минимальных правил ООН («Токийские правила»), принятых в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, среди возможных мер наказания, альтернативных лишению свободы, указано выполнение общественно полезных работ.
    Наказание в виде общественных работ известно уголовному законодательству многих государств, однако в большинстве из них такая уголовно-правовая мера принуждения может быть назначена только с согласия осужденного (Франция, Испания и др.).

  4. ve4no_6yx0i Ответить


    Данный вид наказания регламентирован ст. 49 УК, ст.88 УК, УИК ст. 25-30, инструкцией об организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (20.05.2009 приказ Минюста).
    Уголовное наказание в виде обязательных работ появилось в УК РФ с 1996г., но применяться и реально действовать стало с 2005 г.
    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
    Обязательные работы были изначально платными, после многочисленных протестов работодателей, они стали безвозмездными.
    Ч.4 ст.49 УК указывает круг лиц, которым указанное наказание не назначается.
    Исполнение наказания возложено на инспекции по месту жительства.
    Порядок исполнения:
    Инспекции определяют места исполнения работ, согласовывая их с органами местного самоуправления.
    Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением данного наказания, в т.ч. надзор и со стороны администрацией учреждений.
    За нарушения осужденными порядка отбывания наказания инспекция обязана вынести предупреждение. Об его ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    За злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания по ч.3 ст.49 УК РФ при соблюдении следующих правил: обязательные работы при злостном уклонении заменяются лишением свободы, из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
    В соответствии со ст.30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, который более 2х раз в течении месяца не вышел на обязательные работы без уважительной причины, более 2х раз нарушил трудовую дисциплину или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
    Указанное наказание назначается в виде только основного в размере от 60 до 240 часов. Они отбываются не более 2х часов в свободное от учебы или работы время. Но не м.б. менее 12 часов в неделю.
    Проблематика исполнения:
    пробел в механизме трудоустройства осужденных
    отсутствует законодательная регламентация отношений между УИИ и администрацией работодателя.
    Ст.28 УИК на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Также стоит отметить, что отбывание наказания осуществляется за пределами рабочего времени, т.к. осуществляется за пределами времени работы. То есть отсутствует контроль.
    Злостное уклонение от отбывания обязательных работ. Ранее предусматривалась замена арестом или ограничением свободы. Проблема в предельном сроке обязательных работ: максимум 30 дней лишения свободы, в этот срок засчитывается уже отбытый срок. В настоящее время необходимо увеличить срок его отбывания как минимум в 2 раза.

  5. Ferius Ответить

    Суровость наказания должна зависеть от тяжести
    преступления, а по своему содержанию являться причинением виновному в
    совершении преступления, на основании судебного приговора, различных
    правоограничений.
    Обязательные работы это новый в современном отечественном уголовном
    праве вид наказания. Обязательные работы не были свойственны
    советскому уголовному законодательству. Несмотря на это, они имеют
    исторические корни в дореволюционном уголовном законодательстве. Так,
    в дореволюционный период аналогом данного наказания были
    «общественные работы». Широкого применения на практике
    они не получили ввиду несовершенства правовой базы, ограниченного
    круга лиц, к которым было возможно применение этого наказания,
    отсутствия контроля осужденных. В первые годы советской власти
    сходная мера – бесплатные «принудительные работы» –
    уступила месту оплачиваемым принудительным работам, прообразу
    исправительных работ.
    Обязательные работы, как вид уголовного наказания
    впервые были введены в России УК
    РФ 1996г., однако стали применяться только с 10 января 2005 г.
    после введения в действие положений УК РФ1
    и УИК РФ о наказании в виде
    обязательных работ Федеральным
    законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ2.
    До 10 января 2005 г. обязательные работы в качестве уголовного
    наказания судам применять не следовало, законодатель дважды вводил
    отлагательную норму в отношении его практического применения.
    Суть рассматриваемого наказания заключается в выполнении осужденным
    бесплатных общественных работ в свободное от работы или учебы время.
    В отличие от исправительных работ, обязательные
    работы в меньшем объеме ограничивают права и свободы осужденных3.
    В соответствии со ст. 10 УИК РФ осужденные ограничиваются в
    конституционных правах на свободный выбор вида труда и его
    добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых. Приведу
    существенные отличия – исправительные работы применяются только к
    лицам, не имеющим основного места работы, тогда как обязательные
    работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время.
    Другими словами, при назначении обязательных работ предполагается
    наличие у осужденного основного места работы. Существенным отличием
    обязательных работ от исправительных является и то, что при их
    исполнении предполагается выполнение бесплатных общественных работ,
    также при исправительных работах осужденного трудоустраивают и из
    его заработка производят удержания в доход государства. Срок
    обязательных работ измеряется в часах, тогда как срок исправительных
    работ исчисляется в месяцах и годах.
    Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как
    правило, это работы, не требующие особой квалификации, –
    благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и
    т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком,
    например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц
    или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.
    При применении обсуждаемого вида наказания, решаются многие проблемы
    нравственно-психологического и социального характера, и это в первую
    очередь не приобщение к «тюремным традициям», осужденный
    не успевает отвыкнуть от привычной микросреды, не теряет родственных
    и социальных связей. Как следствие – отбытое наказание окажет более
    эффективное превентивное влияние, чем условное осуждение, так как «не
    является фантомом, только пугающим того, кто посягает на нормы права,
    а будет реально ощущаемым последствием такого посягательства»4.
    Но существуют и проблемные вопросы в применении данного наказания.
    Введением наказания в виде обязательных работ была значительно
    увеличена штатная численность УИИ, для координации деятельности
    районных инспекций образованы межрайонные инспекции, существенно
    укрепляется материально-техническое обеспечение их деятельности
    (строятся специальные помещения, оснащенные необходимыми техническими
    средствами, обеспечивается необходимый транспорт), что потребовало
    материальных, финансовых и иных затрат со стороны государства.
    Потребовались значительные расходы и для расширения
    возможностей назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, с
    целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными
    установленных для них судом обязанностей и ограничений приняты меры
    по развитию системы технических средств надзора и контроля, а также
    автоматизированного компьютерного учета соответствующих категорий
    лиц. Постановлением Правительства от 31 марта № 198 об утверждении
    перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств
    надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными
    инспекциями5
    утверждается прилагаемый перечень
    аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и
    контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для
    обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения
    свободы. Правительством Российской Федерации приняты решения о
    выделении денежных средств на закупку так называемых электронных
    браслетов, аудиовизуальных устройств.
    Существенные проблемы и недоработки исполнения данного вида наказаний
    в отношении несовершеннолетних – так, например, свободное от основной
    работы или учебы время законодателем точно не определяется (вечер,
    выходные или праздничные дни, каникулы и т.д.). Перенесение
    исполнения обязательных работ для учащихся осужденных на летние
    месяцы повлияло бы на них только положительным образом, в плане того
    что, исполнение наказания не повлияет на учебу осужденного, и у него
    не будет ссылок на различные мероприятия в школе, в летнее время он
    будет занят и не сможет «слоняться без дела»,
    проблематичной станет его поездка с родителями в отпуск, что явится
    для него своеобразным “дополнительным наказанием”.
    Действующим уголовным и
    уголовно-исполнительным
    законодательством не регламентируется ситуация, когда осужденный
    к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период
    отбывания наказания. В случае если он продолжает основную работу,
    никаких проблем не возникает. Однако если осужденный по достижении
    пенсионного возраста решит прекратить трудовую деятельность, будет
    нарушено одно из условий отбывания обязательных работ, а именно их
    выполнение в свободное от основной работы время.
    Законодательством не регламентируется и ситуация, при которой
    осужденная к обязательным работам в период предоставленной ей на
    основании ч. 3.1 ст. 26
    УИК РФ отсрочки отбывания наказания родит ребенка. Согласно ч. 4
    ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются женщинам,
    имеющим детей в возрасте до трех лет. В соответствии же со ст. 256
    ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за
    ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом,
    фактически в этот период отбывать наказание в виде обязательных работ
    она не может, поскольку не работает. Отсрочка же на три года,
    сохраняющая состояние судимости, в данном случае нецелесообразна.
    Дискутируется вопрос об освобождении женщины, родившей ребенка, от
    дальнейшего отбывания данного вида наказания.
    Правоотношения, возникающие между осужденным и
    администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к
    трудовым в непосредственном смысле этого слова. Это вытекает из
    существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и
    общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также
    из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и
    юридические факты, а именно:
    – заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение,
    так как является основополагающим для возникновения между работником
    и работодателем правоотношений по обязательному социальному
    страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний6.Долгое
    время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования
    осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их
    обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в
    виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1
    ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
    «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
    на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции
    Федерального закона от 19 декабря
    2006 г. N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному
    социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
    профессиональных заболеваний, не подпадают7.
    – из общепризнанных принципов и норм международного
    права и в соответствии с Конституцией
    РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых
    отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является
    принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый
    свободно выбирает или на который свободно соглашается, право
    распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род
    деятельности» (ст. 2
    ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет
    права отказаться от вступления в отношения с муниципальным
    предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из
    непременных признаков любого договора – свободно выраженная воля
    стороны.
    – возмездность трудового договора, а обязательные
    работы – это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е.
    бесплатно.
    Сложившаяся практика трудоустройства осужденных к
    обязательным работам не позволяет обеспечить качественное исполнение
    решений судов. Еще многие вопросы нуждаются в решении и, по
    возможности, поддержки со стороны Федерального Собрания, иных
    властных структур, а также институтов гражданского общества.
    Литература:
    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК
    РФ) (с изменениями и дополнениями);
    Уголовно-исполнительный кодекс Российской
    Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и
    дополнениями);
    Федеральный закон от 28 декабря
    2004 г. N 177-ФЗ «О введении в действие
    положений Уголовного кодекса Российской Федерации и
    Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в
    виде обязательных работ»;
    Федеральный
    закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в
    Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
    акты Российской Федерации» // «Российская газета»
    от 9 декабря 2011 г. N 278;

    Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198
    «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных
    технических средств надзора и контроля, используемых
    уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за
    осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»//
    «Российская газета» от 7 апреля 2010 г. N 72;

    Инструкции по
    организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера
    без изоляции от общества (утв. приказом
    Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142);

    Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к
    Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)
    (под ред. А.В. Бриллиантова). – «Проспект», 2011
    г.;
    Белянинова Ю.В./Комментарий к Федеральному
    закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном
    страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний». – система Консультант плюс – 2012г.;
    Зубкова А.И //Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
    Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА»,
    2008.;
    Завидов Б.Д// « Новый подход законодателя к концепции
    назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и
    несвязанного с лишением свободы» // Завидов Б.Д. , Подготовлен
    для системы Консультант Плюс.;
    Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в
    России // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, №1.;
    Селиверстов. В.И. //Комментарий к
    Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)
    (под ред. В.И. Селиверстова). – М.: “Проспект”,
    2011.;
    Селиверстов В.И. / Комментарий к Уголовно-исполнительному
    кодексу Российской Федерации (постатейный) (Под редакцией
    председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения
    наказаний, ректора Московского института права, заслуженного деятеля
    наук Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора
    В.И. Селиверстова). – М.: “Проспект”, 2011.;
    Трунов И.Л.// Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
    Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО»,
    2006.
    Уголовно-исполнительное право: Учебник/ А.С. Михлин, П.Г. Понаморев
    и др. под ред. Профессора И..В. Шмарова. -М.: Новый Юрист, 1998.
    Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И.
    Селиверстова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
    2003.

  6. SHOHA Ответить

    Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
    Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
    Одним из видов наказаний являются обязательные работы. До мая 2010 года Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержал 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления предусматривались обязательные работы. Федеральным законом от 06. 05. 2010 N81 – ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ” эта мера наказания введена еще в 46 статей УК РФ.
    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, что также не исключает назначение этого вида наказания и лицам, не имеющим постоянного места работы или учебы. При этом судам следует выяснять трудоспособность осужденного.
    Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями.
    В основном предприятия и учреждения, где осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных работ занимаются благоустройством (очистка территории от мусора, озеленение, земляные работы, ремонтные работы дорог и других объектов внешнего благоустройства, уборка придомовых территорий, чердачных и подвальных помещений, ремонт систем водоснабжения, канализации и иных объектов коммунального хозяйства, уборка подъездов (лестниц, проемов, площадок), санитарной очисткой территорий и контейнерных площадок от мусора и твердых бытовых отходов; погрузочно – разгрузочные работы.
    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
    Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы.
    При назначении наказания в виде обязательных работ в резолютивной части приговора указывается только его размер.
    Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
    Следует обратить внимание, что при назначении наказания в виде обязательных работ по совокупности преступлений, оно не должно превышать максимального срока или размера, предусмотренного Общей частью Уголовного кодекса РФ для данного вида наказания, то есть двухсот сорока часов. Превышение этого размера наказания влечет за собой вынесение незаконного приговора.
    В соответствии со статьей 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК), наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно – исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
    Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию (далее УИИ) соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
    В свою очередь, уголовно – исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.
    Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно – исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.
    Уголовно – исполнительное законодательство устанавливает для осужденных к обязательным работам определенные ограничения. Так, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Соответственно обязательные работы не могут быть приостановлены без наличия уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и во время каникул в учебном заведении, в котором обучается осужденный.
    В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы или осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а женщина в случае наступления беременности, к отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
    Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления и решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.
    Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно – исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Время отбывания наказания в виде обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.
    В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, по исполнению данного вида наказания входит обеспечение необходимого объема работ, организация работы осужденных, создание условий для выполнения обязательных работ, охрана труда осужденных.
    Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.
    За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49Уголовного кодекса РФ.
    В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
    а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
    б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
    в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
    Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
    Старший помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы младший советник юстиции Е.П. Краснова

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *