Охарактеризуйте версальско вашингтонскую систему кого и почему?

12 ответов на вопрос “Охарактеризуйте версальско вашингтонскую систему кого и почему?”

  1. Упрямый блок Ответить

    Как и у всякой системы, у нее были свои плюсы и минусы. Так, позитивными моментами было создание условий для того, чтобы стабилизировать международные отношения, и завершение процесса мирного урегулирования конфликта. Кроме того, мировые державы на время отказались от идеи использовать войну для разрешения противоречий между ними, а также создали Лигу Наций.
    Но были и негативные моменты. Прежде всего противоречивость и непрочность этой системы основывалась на том, что она учитывала только интересы стран-победителей, что усиливало их противоречия с побежденными.

    Рис. 3. Большая тройка: Клемансо, Вильсон, Ллойд Джордж.

    Крах Версальско-Вашингтонской системы

    Официальной датой ее распада считается конец 1938 года. Это привело к тому, что образовались два блока великих держав, а в конечном итоге – ко Второй мировой войне.

  2. ШМОЛЬ Ответить

    Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

    Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:
    «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
    «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
    «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.
    Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

    Принципы Версальской системы мира

    Краткое содержание принципов Версальской системы мира минусы и плюсы:
    Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
    Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
    Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
    Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
    На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

    Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

    Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:
    Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
    Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.

  3. Nam Ответить

    Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г. , договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг.
    Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония) , что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.
    Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:
    Версальский мирный договор 1919 и тесно связанные с ним
    Сен-Жерменский мирный договор 1919,
    Нёйиский мирный договор 1919,
    Трианонский мирный договор 1920,
    Севрский мирный договор 1920,
    Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.
    Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.
    Источник : Википедия

  4. Umrn Ответить

    Рассмотрена Версальско-Вашингтонская система международных отношений: начало функционирования международной системы, ее развитие, конец и последствия для мира.
    Ключевые слова: Версальско-Вашингтонская система международных отношений, международные отношения, международное сотрудничество, Лига Наций, акторы, Первая мировая война.
    Введение.
    Для регулирования мирового порядка ведущие акторы международных отношений формируют «правила игры», которым будут следовать все страны. Начало было положено в 1648 году после Тридцатилетней войны. В то время была создана Версальская система международных отношений, просуществовавшая два столетия [1]. На замену ей пришли еще две: Венская и Парижская. Но новые войны показывали слабость данных систем, которые пытались навязать в мире, и которые, в итоговом счете, не остановили ведущие державы от развязывания Первой мировой войны. В попытке предотвратить любую возможность для начала новой кровопролитной войны ведущие страны мира дали начало для новой системы международных отношений — Версальско-Вашингтонской. Годы ее формирования 1918–1922 гг., то есть сразу же после Первой мировой войны [2].
    Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия послевоенного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919 году. Ключевую роль играли США, Англия и Франция [3]. Однако их интересы не по всем вопросам у них совпадали. Формально, в конференции участвовало 27 стран, но реально основные вопросы обсуждались на «совете 10», куда входили по два представителя от ведущих держав. Уже по ходу дела многие функции этого органа перешли к «совету 4», куда входили президент США В. Вильсон, премьер-министр Англии Д. Ллойд-Джордж, премьер Франции Ж. Клемансо и глава итальянского правительства Орландо.
    О позициях ведущих держав.
    Самым животрепещущим вопросом по поводу Германии. Наиболее жесткую позицию занимала Франция. Клемансо добивался максимального ослабления своего соседа, а может быть даже и расчленения Германии. Предполагалось, что на обломках старых стран образуется сеть новых государств, которые бы в своей внешней политике ориентировались на Францию [4]. Кроме того, премьер министр Франции рассчитывал получить немалую долю для Франции в разделе колоний своих поверженных врагов.
    Англия в ходе войны уже успела реализовать некоторые свои интересы. Ее войска оккупировали большую часть германских колоний, флот Германии был разбит или захвачен англичанами. Поэтому Англии было невыгодно дальнейшее ослабление Германии, так как Англии не было выгодно давать Франции чрезмерно усилить свои позиции в Европе. К тому же, премьер-министр Ллойд-Джордж опасался распространения идей большевизма в Европе, именно из-за этого относительно сильная Германия могла послужить барьером против «мирового социалистического пожара» [5].
    В «14 пунктов Вильсона» была изложена позиция США. Практически сразу же обозначились узлы противоречий: судьба Германии и ее колоний, будущее окончательно развалившихся империй, вопрос об Уставе Лиги Наций, отношение к событиям в России. О России на конференции решить толком ничего не смогли, судьба страны решалась на полях сражений Гражданской войны. Что касается других проблем, они решались в ходе дискуссий, развернувшихся на конференции.
    В итоговом счете на конференции в Париже приняли следующее: Устав Лиги Наций был готов, появилась организация, обсуждающая вопросы мировой политики. Произошел раздел колоний, были выданы мандаты странам-победительницам на управление этими территориями. Были решены судьбы бывших империй, таких как Османская империя и Австро-Венгрия. Судьба Германии была решена: условия мира были исключительно тяжелыми для этой страны: Германия теряла Эльзас и Лотарингию, округа Эйпен и Моренэ, Северный Шлезвиг, демилитаризация левого берега Рейна, также страна потеряла все свои колонии, сокращалась армия до 100 тыс. человек, запрещалось иметь подводный флот и военную авиацию [6]. Естественно, так как Германия являлась ответственной за развязывание войны, она должна была выплатить репарации странам Антанты.
    Версальский договор изменил политическую карту Европы. Он также закрепил положение европейского центризма в международных отношений. Это не могло не вызвать недовольство стран Нового Света, таких как Япония и США. Поэтому одной конференцией закрепить новую ненадежную систему международных отношений не получилось бы.
    Поэтому 12 ноября 1921 года в Вашингтоне открылась новая конференция для обсуждения спорных проблем. Ее итогом стало подписание трех крупных соглашений, позволивших достроить ту конструкцию, которую начали строить на Парижской конференции, но не довели до конца. Три договора: «Договор четырех» США, Япония, Англия, Франция (о неприкосновенности владений четырех стран в бассейне Тихого океана, таким образом США принудила Японию и Англию денонсировать свое соглашение от 1902 г.), «Договор пяти» США, Япония, Франция, Англия, Италия (об установлении пропорций для своих линейных флотов; это позволило США усмирить Англию «владычицу морей» и это первый документ, который смог несущественно, но ограничить гонку вооружений), «Договор десяти» (о Китае, принцип «открытых дверей» на территории этой страны, что не позволяло Европейским странам по старой традиции делить Китай на сферы влияния, не пуская посторонних со своим товаром на рынок) [8]. Таким образом, эти три договора смогли пошатнуть принцип европейского центризма в МО, позволяя странам Нового Света активно вмешиваться в мировую политику, и даже, порой, диктовать свои условия [7].
    С завершением Вашингтонской конференции закончилась фаза становления новой модели международных отношений. Возникли центры силы, которым удалось выработать сравнительно устойчивую систему взаимоотношений между собой. В основном были разрешены наиболее спорные проблемы, связанные с послевоенным урегулированием, снята напряженность в отношениях великих держав. Вместе с тем нельзя было не отметить того, что новая модель международных отношений была внутренне противоречивой, а, следовательно, и не особенно устойчивой конструкцией. Советская Россия и обиженная Германия, которых оставили позади, неясно было, как побежденные страны будут вплетены в новую систему, также были проигнорированы многочисленные проблемы пробуждающегося азиатского континента. Все это в дальнейшем привело к тому, что Версальско-Вашингтонская система перестала поддерживать мир во всем мире и привела страну к очередному военному конфликту, в который было втянуто 61 государство из 73 существующих на тот момент.
    Крушение Версальско-Вашингтонской системы было неизбежно [9]. Слишком было много противоречий. Дискриминация положения побежденных государств и Советской России и образование «блока обиженных» (Германия и Советский Союз), желавших пересмотреть статус-кво системы, неэффективный инструмент управления международными отношениями — Лига Наций, который находился в руках Англии и Франции — стран, проводящих политику умиротворения (стравливание Фашистской Германии с Советским Союзом), закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане, что вызывало недовольство у последних, так как они явно хотели большего, и в последствии начали претендовать на это большее в довольно агрессивной форме. В итоге, все эти противоречия вылились во Вторую мировую войну [10]. Миру была нужна новая система международных отношений, соответствующая тогдашней действительности.
    Заключение.
    Версальско-Вашингтонская система, ввиду своего несовершенства, просуществовала недолго. Более того, неисправность системы привела мир ко Второй мировой войне. Изначально, эгоистичные интересы Франции, жаждущей мести над Германией и выхода на лидирующие позиции в Европе, интересы Англии, объявившей себя арбитром, который со стороны наблюдал, как другие конфликтуют между собой и не вмешивается в их дела, а также США, прорывавшиеся в роль главного гегемона мира, делали данный мировой порядок однобоким и негибким, что делало его очень ненадежной субстанцией [11]. Для разрушения Версальско-Вашингтонской системы достаточно было нескольких политических и экономических кризисов в Европе и Азии. Ничто, в том числе Лига Наций, на плечи которой и взвалили обязанность сохранения мира и порядка, не могло спасти от краха данную систему.
    Однако, после неудачной попытки регулирования международных отношений, акторы вынесли уроки, которые удалось применить в дальнейшем для функционирования Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, плоды которой работают и поныне. Крах Версальско-Вашингтонской системы показал, что если не будет сотрудничества со всеми странами мира, то всегда найдутся участники международных отношений, желающих изменить баланс сил в свою пользу, а ведь еще Вестфальская система установила, как важно сохранять данный баланс сил, дабы предотвратить всякую возможность образования гегемона в мире.
    Литература:
    1. Новиков С. В. Всеобщая история / С. В. Новиков, А. С. Маныкин, О. В. Дмитриева. — М., 2012. 465 с.
    2. Карпатье Ж. История Европы / Под общей редакцией Ж. Карпатье и Ф. Лебрена, перевод с фр. языка под редакцией М. Ю. Некрасова. СПб., 2010, 215 с.
    3. Бжезинский З. Великая шахматная доска: [Господство Америки и его геостратегические императивы]. — М.: Межд. отношения, 1999. — 254 c.
    4. Челлини К. Проблема глобализации в международных отношениях. — Вестник Европы № 6, 2002.
    5. Богатуров А. Д. История международных отношений. 1945–2008 гг. / Богатуров А. Д., Аверков В. В. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 520 с.
    6. Дубинин Ю. А. История международных отношений (1975–1991 гг.): учебник / Ю. Ф. Дубинин [и др.]. — М.: РОССПЭН, 2006. — 336 с.
    7. Наринский М. М. Холодная война. Новые подходы. Новые документы. — М.: Институт всеобщей истории, 1995. — 400 с.
    8. История дипломатии: в 5 т. — Т. 5. Кн. 2. — М.: Политиздат, 1979. — 766 с.
    9. R. Holbrooke. America. A European Power. — Foreign Affairs, 1995. — 302 с.
    10. Роберт Л. Хейлбронер. Философы от мира сего. — М.: КоЛибри, 2008. 213 с.
    11. Киссинджер Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. — М.: Ладомир, 1997. — 848 с.

  5. Broadfire Ответить

    Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922. Вашингтонской конференцией (ноябрь 1921г.) завершилось обсуждение послевоенных проблем. Она была своего рода продолжением Версальской конференции.
    Созыв и решения конференции стали первой крупной дипломатической победой Соединенных Штатов после окончания мировой войны. Им удалось существенно усилить свою роль в решении ряда крупных международных проблем и в какой-то мере взять реванш за неудачи в Париже. В этом смысле Вашингтонская конференция, будучи продолжением Версаля, одновременно явилась и его частичной ревизией.
    Конференция в Вашингтоне юридически оформила новое «Равновесие сил» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Был достигнут консенсус в отношении военно-морского баланса, взаимных гарантий региональных интересов и общих принципов дальневосточной политики.
    Вместе с тем Вашингтонская система не была универсальной. Постановления конференции носили временный и компромиссный характер, а многие вопросы так и не нашли в них своего разрешения. Противоречия между великими державами были сглажены, но не устранены.
    Сам созыв и решения Вашингтонской конференции ясно показали, что Версальская система непрочна, что она в лучшем случае может на время урегулировать противоречия между крупнейшими державами, но не способна их устранить. И после проведения Вашингтонской конференции эти противоречия продолжали сохраняться и обостряться.
    Завершение работы Вашингтонской конференции знаменовало собой начало функционирования Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
    Приведенный выше анализ основных постановлений Парижской и Вашингтонской конференций позволяет сделать следующие общие заключения по содержанию и характеру Версальско-Вашингтонской системы.
    Первое. Эта система явилась международно-правовым оформлением результатов Первой мировой войны и сложившейся после ее окончания новой расстановки сил. Ее создание завершило процесс перехода от войны к миру и способствовало временной стабилизации международных отношений.
    Второе. Версальско-Вашингтонская система носила крайне сложный и противоречивый характер. В ней сочетались как демократические, справедливые, так и консервативные, империалистические принципы мирного урегулирования.

  6. Dougul Ответить

    Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т., устанавливал соотношение между флотами этих стран за классом линкоров в пропорции 10:10:6:3,5:3,5, закрепив лидерство первых двух. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.
    Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну.
    В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.
    Особенности
    · Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.
    · Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.
    · Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.
    · Образование ряда новых суверенных субъектов и МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.
    · Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.
    · Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
    · Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
    · Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)…
    16. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений[1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениямиЯлтинской и Потсдамской конференции[2]
    Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.
    Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.
    Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.
    Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закрепленБеловежскими соглашениями 1991 года.
    Особенности
    · Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли двасверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.
    · конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».
    · Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.
    · Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.
    · Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победысоциализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.
    · Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.
    · Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений[3].
    · ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.
    Ялтинско-Потсдамская система международных отношений[1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2]
    Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав – СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. Т.е., еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.
    Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.
    Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.
    Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.

  7. Sharius Ответить

    Смягчение положения Германии
    Были смягчены условия мира для побежденных стран и, прежде всего, для Германии. Наиболее острым оставался вопрос о репарациях. Установленный в 1921 году объем репараций оказался Германии не по силам. В 1924 году был принят план, разработанный американским банкиром Чарльзом Дауэсом, по которому общая сумма репараций не сокращалась, но объем ежегодных выплат снижался. План предусматривал также предоставление Германии крупного англо-американского займа. Принятие этого плана способствовало началу восстановления германской экономики. В 1929 году объем репараций был значительно уменьшен. Была выдвинута идея исторического примирения с новой Германией. Главными пропагандистами этой идеи стали министры иностранных дел Франции и Германии Аристид Бриан и Густав Штреземан.
    Рейнский гарантийный пакт
    В 1925 году был подписан Рейнский гарантийный пакт, содержавший обязательства Франции, Германии и Бельгии уважать неприкосновенность их границ и не нападать друг на друга. Это было первое после войны признание Германии как равноправного партнера. В 1926 году Германия была принята в Лигу Наций как постоянный член Совета. Тем самым ей был предоставлен статус великой державы. Все это делало международные отношения более устойчивыми.
    В 20-х годах был сделан крупный шаг в развитии международного права. Впервые на межправительственном уровне широко обсуждались проблемы разоружения. Эти шаги, правда, были обречены на неудачу, поскольку Версальско-Вашингтонская система установила неравенство в вооружениях, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства.
    Женевская конвенция
    Вместе с тем в 1925 году удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия. В годы первой мировой войны от газовых атак погибло почти 40 тысяч солдат. А. Бриан стал также инициатором подписания специального международного соглашения об отказе от войн (пакт Бриана-Келлога), вступившего в силу в июне 1929 года.
    Изоляционизм США
    Сохранялась отстраненность США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в Америке в 20-х годах, проводили изоляционистский курс, не соответствовавший роли США в мировых делах. Темпы экономического развития США после войны были самыми высокими. Они были кредиторами всего мира. Займы Соединенных Штатов позволяли Германии платить репарации, которые потом возвращались в США в виде платежей по военным долгам. Изоляционизм выдвигал на ведущие роли в мировой политике Англию и Францию.
    Международные отношения, в целом, развивались в 20-х годах без кризисов и острых противоречий.
    Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.
    1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него “выпадали” СССР и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.
    Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
    Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.
    К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
    2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.
    Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
    Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.
    Особенности
    · Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия прекратила существование как единое государство. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. Заключение этого договора даёт толчок широкому сотрудничеству между Германией и Советской Россией.
    · Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов. Другие победители (такие, как Италия) остались на втором плане.
    · Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона самоустранились от решения политических проблем в Европе, избрав в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе экономическое воздействие. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые к 1918 году стали основным кредитором, хотя до начала Первой мировой войны сами являлись должником европейских стран.
    · Образование ряда новых суверенных субъектов международных отношений в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы способствовала развитию кризисных процессов.
    · Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался, однако, неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.
    · Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
    · Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
    · Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определённая иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были представлены эгалитарными формами (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера).

  8. PodKast Ответить

    Версальско-Вашингтонская система
    15.02.2015 15:36

    После окончания Первой мировой войны державами-победительницами, на основе ряда договоров с побеждёнными странами, была оформлена новая международная конфигурация, получившая название Версальско-Вашингтонская система. Такая система просуществовала двадцать с лишним лет и завершилась Второй мировой войной.
    Версальско-Вашингтонская система: направленность
    Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины.
    Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию. Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.

    Версальско-Вашингтонская система: основные даты
    18 января 1919 года в Версале (предместье Парижа) открылась мирная конференция, на которой представители 32 государств должны были охарактеризовать новую международную ситуацию, сделать соответствующие выводы итогов Первой мировой войны и создать новую политическую систему в Европе и мире.
    Изначально, данная конференция была направлена не только против проигравших стран (Германия, распавшаяся Австро-Венгрия, Турция, Болгария), но и против Советской России. Именно тогда участники конференции открыто одобрили необходимость военной интервенции в полыхающую гражданской войной Россию, чтобы, пользуясь удобным моментом, варварски разграбить и разделить страну.
    28 июня 1919 года в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. На проигравшую Германию накладывалась многомиллионная контрибуция, она лишалась своих земель (Эльзаса, Лотарингии, Померании, Верхней Силезии, Данцига и проч.), лишалась всех колоний, стране было разрешено иметь численность армии не более 100 тыс. чел., накладывалось ограничение на производство вооружений и военной техники и проч. Германия стала фактически банкротом.
    10 сентября 1919 года был подписан мирный Сен-Жерменский договор с Австрией, по которому было официально признана ликвидация страны. На территории бывшей Австро-Венгерской империи образовались новые государства – Чехословакия и Венгрия, большие территории были включены в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, Галиция была присоединена к Польше, Румыния продвинулась в Трансильванию.
    27 ноября 1919 года был подписан мирный Нёйиский договор с Болгарией, по которому страна обязывалась выплачивать контрибуцию странам-победительницам, должна была сократить численность вооружённых сил и лишалась приграничных территорий в пользу союзных держав.
    4 июня 1920 года был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией, по которому от страны также отделялись многие земли, в пользу союзных держав.
    10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией, по которому страна лишалась многих своих земель и территорий (Аравийский п-ов, Ближний Восток, Месопотамия и проч.). Все эти земли стали колониями победивших держав.

    Эти пять мирных договоров составляют основу Версальско-Вашингтонской системы. Тогда же был создан новый международный орган – Лига Наций, который являлся высшим международным органом.
    Версальско-Вашингтонская система была направлена на недопущение проникновения большевизма в Европу и Азию, носила явный антисоветский характер. Исходя из этого Ллойд Джордж и Вудро Вильсон, а также их последователи строили т.н. «санитарный кордон» по периметру границ СССР в Европе и Азии.

  9. Betty_Boops Ответить

    Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.
    1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него “выпадали” СССР и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.
    Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
    Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.
    К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
    2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.
    Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
    Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.
    ПОДРОБНО

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *