Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики почему они стоят?

12 ответов на вопрос “Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики почему они стоят?”

  1. Lydia Martin Ответить

    Теперь мы должны учесть, что требуется производить самые разные виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей. Значит, в стране должны создаваться многочисленные виды оборудования, добываться руды цветных и черных металлов, нефть. газ, уголь и т.д., выращиваться зерновые, кормовые и технические культуры и т. д. Более того, ответ на вопрос, что производить, предполагает не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может быть достигнуто за счет сокращения другого.
    КАК производить?Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. Обработать землю и собрать урожай можно вручную за счел привлечения значительного количества неквалифицированного труда. Но можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников. В большинстве отраслей современной экономики (в обрабатывающей и добывающей промышленности, в строительстве и других) ручной труд практически не применяется, но это не снимает проблему, как производить, так как менеджер любого предприятия стоит перед выбором, какую технологию следует применить для производства продукции. От его выбора зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, что очень важно, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям покупателей.
    Во многих случаях решение менеджера, как производить. может оказаться далеко не очевидным. В принципе самым выгодным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Однако, что введение новейшей технологии потребует больших затрат, а менеджер не располагает нужной суммой денег; производимая продукция и при использовании старой технологии находит сбыт и приносит достаточно высокий доход. Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств.
    ДЛЯ КОГО производить? Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.
    Решение этих фундаментальных проблем, стоящих перед любым обществом, является основной задачей экономической науки. Поэтому ее предмет можно определить следующим образом:
    ЭКОНОМИКА— это наука, которая изучает, каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей.

  2. Lil Mac4o Ответить

    Определение предмета политэкономии в экономических школах:
    Меркантилизм
    Наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами)
    Классическая политэкономия
    Наука о богатстве общества («богатстве народов»)
    Марксистская политэкономия
    Наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена и потребления благ
    Маржинализм
    Наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных ресурсов
    Новая историческая школа
    Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах
    Экономикс, экономика – наука об использовании людьми редких или ограниченных экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства экономических благ (товаров и услуг), их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
    К ведущим направлениям экономики относятся:
    Кейнсианство
    Экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса
    Монетаризм
    Неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры
    Новая политэкономия (теория общественного выбора)
    Наука, изучающая различные способы и методы, посредствам которых люди используют правительственные учреждениях в собственных интересах
    Интитуционализм
    Экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ
    Современная экономическая теория – наука, изучающая использование редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. То есть переносит акцент с проблем богатства на закономерности его формирования.
    В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ, которые принято называть экономическими отношениями.
    Перед любым обществом встает проблема выбора: как эффективно распределить ограниченные ресурсы для производства экономических благ, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.
    Три фундаментальные проблемы экономики:
    • что производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?
    • как производить (с помощью какой технологии и каких ресурсов)?
    • для кого производить (кто будет покупать)?
    Анализ проблем экономической теории ведется по следующим разделам (разделение носит условный характер):
    O микроэкономика исследует закономерности экономического поведения отдельных экономических субъектов: потребителя (домохозяйства) и производителя (фирмы) и объясняет как и почему они принимают экономические решения; изучает принципы функционирования отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций;
    O макроэкономикаизучает закономерности функционирования экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

  3. BruTal_Rock Ответить

    Микроэкономика и макроэкономика
    Экономическая наука изучает эти фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях.
    Первый уровень, называемый микроэкономикой, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы — индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих-рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко и на лимонад по-разному влияет на изменение спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.
    Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача — анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.
    Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют с одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.
    Позитивная экономика и нормативная экономика
    Экономическая наука ищет научные, т.е. объективные, объяснения того, как функционирует экономика любой страны, как происходит ее развитие. В этом смысле она выступает как позитивная экономика. Позитивная экономика имеет дело с тем, что есть, или с тем, что может быть. Например, позитивная экономика изучает, как функционируют рынки товаров, как формируются цены на эти товары, почему они повышаются или снижаются, к чему приведет снижение или повышение цен и т. д. Важная особенность позитивной экономики состоит в том, что если тот или иной вывод научно обоснован, доказан, то он становится бесспорным. Вместе с тем в области экономики имеется немало неясных, недостаточно изученных явлений. Различные школы экономистов дают им разное толкование, и, следовательно, здесь мы имеем дело со спорными, дискуссионными выводами и утверждениями. Дискуссионный характер тех или иных выводов не противоречит научности экономики. Более того, обсуждение спорных вопросов является настоящим двигателем научного прогресса.
    Изучение объективных законов развития и функционирования экономики дает основание ученым предлагать рецепты действий отдельным лицам, руководителям фирм или государства. У любого экономиста складываются свои личные, субъективные суждения по проблемам экономики, на основе которых формулируются утверждения, как должно быть. Эта сторона экономических суждений представляет собой нормативную экономику.
    Когда профессор экономики утверждает, что пенсии, которые выплачиваются по старости и инвалидности, очень низки и не обеспечивают людям прожиточного минимума, это его утверждение является позитивным. С этим утверждением согласится советник президента по экономическим вопросам. Из этого утверждения профессор сделает вывод: «Необходимо повысить сумму пенсий, причем самая низкая пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума». Это утверждение является нормативным. Здесь советник с профессором не согласится и выдвинет другое утверждение: «Повышать пенсии нельзя, так как у государства денег нет, придется печатать дополнительное количество денежных знаков, что обострит инфляцию, цены вырастут в несколько раз, и в результате пенсионеры на возросшую пенсию смогут купить молока и хлеба меньше, чем они покупали раньше». Это другое нормативное утверждение.
    Установить, кто прав — профессор или советник, непросто. Для этого требуется более глубокий и детальный анализ экономики страны, политики правительства. Но и этот анализ не устранит разногласий среди экономистов по поводу того, что надо делать и как должно быть. Характер нормативной экономики таков, что он ведет к бесконечным спорам по многим вопросам.
    Индексы
    Для определения уровня и динамики многих экономических показателей используются индексы.
    Предположим, что нас заинтересовал вопрос о развитии жилищного строительства в России в последние годы. Статистика говорит о том, что в 1992 г. было построено жилых домов обшей площадью 41,5 млн кв. метров; в 1993 г. — 41,8 млн кв. м; в 1994 г. — 39,2 млн кв. м и в 1995 г. — 41,0 млн кв. метров. Эти данные хорошо показывают уровень жилищного строительства и говорят о том, что в 1993 г. оно выросло, в 1994 г. — сократилось, а в 1995 г. — вновь выросло, не достигнув, правда, уровня 1992 г. Но сами по себе эти данные не показывают, насколько высок темп роста жилищного строительства в 1993 г. и насколько значителен был темп его спада в 1994 г. Чтобы получить более четкую картину динамики уровня жилищного строительства, примем его в 1992 г. за 100%, тогда в 1993 г. он будет равен 100,7%; в 1994 г. – 94,5% и в 1995 г. — 98,8%. Теперь мы видим, что по отношению к уровню 1992 г. жилищное строительство в 1993 г. выросло на 0,7%, в 1994 г. сократилось на 5,5% и в 1995 г. было на 1,2% ниже, чем в 1992 г. Картина динамики жилищного строительства не исказится, если мы отбросим знак «%». В этом случае показатели уровня жилищного строительства в 1992—1995 гг. принято называть индексами, а уровень, принятый за 100 единиц, называется базовым.
    Метод индексов используется при рассмотрении динамики объема выпуска продукции промышленностью и другими отраслями, потребительских расходов населения, объема экспорта и импорта товаров и т. д.
    Большое значение индексный метод имеет для определения уровня и динамики цен, в частности уровня цен на потребительские товары и услуги. К. этим вопросам мы еще вернемся при рассмотрении конкретных проблем экономики.
    Графики
    Методы экономического анализа часто опираются на использование графиков. График представляет собой чертеж, который используется для наглядного изображения количественной зависимости одной экономической величины от гой. Он предполагает, что имеются две связанные друг с другом переменные величины. Между ними существует функциональная зависимость (например, уровня потребления от величины дохода). Эта функциональная зависимость описывается при помощи того или иного математического уравнения. Она может быть представлена и в виде числовой таблицы. Преимуществом графика является его наглядность. Построение графиков — это способ, при помощи которого геометрия как одна из областей математики служит для описания экономической модели.
    Фундаментальные проблемы экономики
    ЧТО производить? Коль скоро невозможно произвести все то, что полностью удовлетворило бы потребности общества и каждого отдельного его члена, возникает вопрос: выпуску каких видов товаров и услуг должно быть отдано предпочтение? Вернемся к рассмотрению кривой производственных возможностей. Ясно, что поставленная проблема не будет решена, если будут создаваться только средства производства, а выпуск потребительских товаров и услуг сведется к нулю. В этом случае люди будут лишены пиши, одежды и других жизненно необходимых средств существования. Столь же понятно, что эта проблема не будет решена и в том случае, если в стране будут выпускаться только потребительские товары и услуги, а выпуск средств производства прекратится. В этом случае общество рано или поздно останется без оборудования, сырья, источников энергии и т.д. Тогда и выпуск потребительских товаров и услуг станет невозможным.
    Таким образом, ответ на поставленный вопрос, что производить, представляется очевидным: надо производить и средства производства, и предметы потребления. Однако кривая производственных возможностей показывает, что имеется бесконечно большое количество вариантов тех соотношений, в которых могут производиться эти две группы товаров. Поэтому этот ответ носит слишком общий характер и вряд ли кого-нибудь устроит.
    Важным шагом к решению поставленной проблемы явилось бы решение задачи максимизации выпуска общего количества средств производства и предметов потребления. Предположим, что решение этой задачи покажет, что максимизация общего выпуска продукции в данной стране будет достигнута, если выпуск средств производства составит 2 единицы, а выпуск предметов потребления — 5 единиц. Иными словами, положение точки D на кривой производственных возможностей показывает, что полученное соотношение между выпуском средств производства и предметов потребления будет оптимальным, т. е. наиболее выгодным.
    Теперь мы должны учесть, что требуется производить самые разные виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей. Значит, в стране должны создаваться многочисленные виды оборудования, добываться руды цветных и черных металлов, нефть. газ, уголь и т.д., выращиваться зерновые, кормовые и технические культуры и т. д. Более того, ответ на вопрос, что производить, предполагает не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может быть достигнуто за счет сокращения другого.
    КАК производить?Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. Обработать землю и собрать урожай можно вручную за счел привлечения значительного количества неквалифицированного труда. Но можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников. В большинстве отраслей современной экономики (в обрабатывающей и добывающей промышленности, в строительстве и других) ручной труд практически не применяется, но это не снимает проблему, как производить, так как менеджер любого предприятия стоит перед выбором, какую технологию следует применить для производства продукции. От его выбора зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, что очень важно, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям покупателей.
    Во многих случаях решение менеджера, как производить. может оказаться далеко не очевидным. В принципе самым выгодным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Однако, что введение новейшей технологии потребует больших затрат, а менеджер не располагает нужной суммой денег; производимая продукция и при использовании старой технологии находит сбыт и приносит достаточно высокий доход. Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств.
    ДЛЯ КОГО производить? Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.
    Решение этих фундаментальных проблем, стоящих перед любым обществом, является основной задачей экономической науки. Поэтому ее предмет можно определить следующим образом:

  4. Balladorim Ответить

    В условиях ограниченных ресурсов перед всем обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство.
    С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена. Она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.
    Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или современное развитое государство: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
    Вопрос Что производить?никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.
    Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей(рис. 1.1), которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.
    Модель «кривой производственных возможностей» предполагает, что рассматриваемое государство производит два товара или два типа товаров, например, инвестиционные и потребительские товары.
    Кривая производственных возможностей выражает следующее:
    1. Множество точек на самой кривой показывают возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б.

    Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей
    2. Социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий.
    3. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого. Движение из точки В в точку Г (рис. 1.1).
    4. Общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри, в точке М. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта не уменьшая производство другого.
    5. Экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рис. 1.1 это показано штриховой линией.
    Альтернативные издержки еще называют вменёнными издержками. Вменённые издержки — это цена выбора. Изменение вмененных издержек при переходе от производства товара А к производству товара В представлено на рис. 1.2.

    При увеличении производства товара В приходится жертвовать все бoльшим количеством товара А. Это позволяет сделать вывод о том, что в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любого товара вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.
    Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте (рис. 1.3.).

    Производственная функция (Q) показывает альтернативные способы получения одного и того же количества продукта при помощи использования разных комбинаций ресурсов (факторов производства). Скажем, ручной труд может быть заменен использованием техники. При этом за высвобождение части рабочей силы экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала. На рис. 1.3 видно, что при перемещении по изокванте из точки А в точку В падает потребность в одном и растет необходимость во втором ресурсе. Другими словами, это тоже проблема выбора, но в данном случае выбор ведется между разными ресурсами.
    В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.
    Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.
    Решение третьего фундаментального вопроса — Для кого производить? — связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.
    Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца, названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).
    В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.
    Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат — процент получаемого этими группами дохода.

    Рис. 1.4. Кривая Лоренца
    Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения — точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.
    Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой — неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.
    Кроме графических существуют и цифровые методы оценки неравенства. Так, коэффициент Джини равен отношению площади фигуры ОАВСDЕ, лежащей между кривой Лоренца и биссектрисой, и всего треугольника ОЕF . Сравнивают между собой также первую (беднейшую) 10-процентную и последнюю (богатейшую) группу населения, получая таким образом так называемый децильный коэффициент.
    Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.
    Микроэкономикаразделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.
    Составными частями микроэкономики являются:
    ? теория и рыночного спроса и потребительского поведения;
    ? теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;
    ? теория монополии и типы рыночных структур;
    ? проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.
    Представим наглядно предмет микроэкономики. (Схема 1.12.)

    [1] Источник: Нуреев Р.М. основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. школа, 1996. — С.19.

  5. Makelv Ответить

    Любое общество независимо от существующей в нем экономической системы решает три основные фундаментальные проблемы экономики:
    1. Какие товары и в каком количестве должны быть произведены? Решение этой проблемы исходит из определения потребностей людей и общества в товарах и услугах и удовлетворение их различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. С учетом этого общество должно определиться, что хотело бы иметь или получить от отдельного человека немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Выбор может быть достаточно трудным, поскольку он зависит от уровня развития страны, уровня доходов населения и его потребностей. Для этого, возможно, придется наращивать объемы производства, менять структуру национального хозяйства, модернизировать производство и т. д.
    2. Как должны быть произведены товары, из каких ресурсов и с помощью каких технологий? Существуют различные варианты производства товаров и услуг. Задача заключается в том, из каких ресурсов и с помощью какой технологии эти товары должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Например, существуют различные варианты строительства конкретного дома, школы, больницы и т. д. Одни здания строят частные лица, используя ручной труд, а другие — государство, используя механизированный труд.
    3. Для кого должен быть произведен товар? Решение этой проблемы предполагает, что количество произведенных товаров и услуг ограничено, и возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения товаров. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или нет? Решения данных проблем определяют цели и задачи общества.
    В различных социально-экономических системах эти фундаментальные проблемы общества решаются по-разному. В одном случае они решаются государством, в другом — предприятиями, в третьем — домашними хозяйствами, а чаще всего общими усилиями всех экономических объектов.
    В рыночной экономике эти проблемы решаются в основном предприятиями, поскольку они сами дают ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого производить) на основе изучения: спроса, предложения, цены и рыночной конкуренции.
    Например, что производить, решается предприятием на основе изучения платежеспособного спроса населения, поскольку потребитель сам принимает решение, за что он готов платить деньги, как производить — также производителем, поскольку он стремится к максимизации прибыли, для кого производить — решается также предприятием с учетом спроса, интересов и доходов потребителей.
    В командно-административной экономике фундаментальные проблемы решаются в основном государством, поскольку оно является собственником средств производства (ресурсов) и товаров, которые произведены из этих ресурсов, в традиционной экономике эти проблемы решаются в основном домашними хозяйствами или общинами, а в смешанной и переходной экономике — как государством, так и предприятиями.
    Контрольные вопросы
    1. Назовите основные типы экономических систем и их особенности.
    2. Раскройте сущность моделей экономических систем.
    3. В чем особенности российской модели переходной экономики?
    4. Чем отличается японская модель от европейской и американской?
    5. Какие элементы этих моделей могут быть использованы в России?
    6. Назовите фундаментальные проблемы экономики и особенности их решения.
    7. В чем состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?

  6. SYZEZE Ответить

    Современная экономическая теория – наука, изучающая использование редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. То есть переносит акцент с проблем богатства на закономерности его формирования.
    В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ, которые принято называть экономическими отношениями.
    Перед любым обществом встает проблема выбора: как эффективно распределить ограниченные ресурсы для производства экономических благ, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.
    Три фундаментальные проблемы экономики:
    • что производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?
    • как производить (с помощью какой технологии и каких ресурсов)?
    • для кого производить (кто будет покупать)?
    Анализ проблем экономической теории ведется по следующим разделам (разделение носит условный характер):
    O микроэкономика исследует закономерности экономического поведения отдельных экономических субъектов: потребителя (домохозяйства) и производителя (фирмы) и объясняет как и почему они принимают экономические решения; изучает принципы функционирования отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций;
    O макроэкономикаизучает закономерности функционирования экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.
    Билет № 4. Основные черты рыночной экономики (преимущества и недостатки рынка)
    Рыночная экономика – экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Цены не товары и услуги устанавливаются под воздействием свободной игры, спроса и предложения. Государство – «ночной сторож».
    Основные черты рыночной экономики:

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *