От чего зависит психологический климат в семье какие факторы он включает?

14 ответов на вопрос “От чего зависит психологический климат в семье какие факторы он включает?”

  1. Ms_sashka Ответить

    ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) [3.С.50].
    Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
    Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом [1.С.142].
    Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.
    Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.
    Другой важный фактор психологического климата в семье – супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции – репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической [2.С.96].
    Особенность родительско-детских отношений  в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них – стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая – стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.
    Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.
    В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:
    1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;
    2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.
    3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;
    4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – еще и с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи [4.С.263].
    Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга – не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.
    Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера – один день может быть ясным и солнечным, а другой – пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.
    Список литературы:
    Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. – М.: ДиК, 2012. – 296 с.
    Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.

    Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

    Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. – М.: Сфера, 2005. – 385 с.

  2. Tyler Ответить




    § 16. Психологический климат в семье
    Семья — семь Я?
    Из чего складывается семейное взаимопонимание?
    Кто кому в семье должен?
    Семья в жизни человека. Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?
    Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
    В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
    В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы… Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
    Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.
    Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство — любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых — детей и стариков.
    Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле — родственники в каком-то поколении.
    В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции — источник стабильности и гуманности общества.
    Чем определяется психологический климат семьи. Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,— все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность… или захиреть».
    В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.
    Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.
    Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего — дети.
    В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.
    Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.
    Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном — подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.
    В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность — на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей — один из элементов жизненного успеха.
    Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».
    Следующий вид направленности в семейных отношениях — на себя и самоудовлетворение — может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.
    Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.
    Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.
    Семейный долг. Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.
    Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья — дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей — заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.
    При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.
    Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов — родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:
    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему…
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.
    Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья — малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».
    В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:
    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья…
    Основные понятия
    Семья.
    Термины
    Психологический климат, семейный долг.

    Вопросы для самопроверки

    Какую роль семья играет в обществе?
    В чем заключаются основные функции семьи?
    Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
    От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
    Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

    Задания

    Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
    Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
    Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
    Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:
    Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
    Вступить готовится,— дурак:
    Дождется ссор, скандалов, драк!
    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».
    Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.

  3. Androlmeena Ответить

    Функции семьи
    Сфера семейной деятельности
    Общественные функции
    Индивидуальные функции
    Сфера
    духовного
    общения
    Развитие личности членов семьи
    Духовное взаимообога­щение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза
    Эмоциональная
    Эмоциональная стаби­лизация индивидов и их психологическая терапия
    Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной под­держки в семье. Удовле­творение потребностей в личном счастье и любви
    Репродуктивная
    Биологическое воспроиз­водство общества
    Удовлетворение потребности в детях
    Воспитательная
    Социализация молодого поколения. Поддержа­ние культурной непре­рывности общества
    Удовлетворение потреб­ности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореали­зации в детях
    Экономическая
    Экономическая под­держка несовершен­нолетних и нетрудоспо­собных членов общества
    Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
    Социально-ста­тусная
    Предоставление опреде­ленного социального статуса членам семьи. Воспроизводство соци­альной структуры семьи и общества
    Удовлетворение потреб­ности в социальном продвижении
    Хозяйственно-бытовая
    Поддержание физиче­ского здоровья членов об­щества, уход за детьми
    Получение хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других
    Сфера первичного социального контроля
    Моральная регламента­ция поведения членов семьи в различных сфе­рах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отноше­ниях между супругами, родителями и детьми, представителями
    Формирование и поддер­жание правовых и мо­ральных санкций за не­должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
    Окончание табл. 1
    Сфера семейной деятельности
    Общественные функции
    Индивидуальные функции
    старшего и среднего поколений
    Досуговая
    Организация рацио­нального досуга. Социальный контроль в сфере досуга
    Удовлетворение потреб­ностей в совместном проведении досуга, взаимообогащении досуговых интересов
    Сексуальная
    Сексуальный контроль
    Удовлетворение сексу­альных потребностей
    Психологический климат в семье — это устойчивый эмоцио­нальный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отноше­ний друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, яв­ляется показателем качества межличностных отношений ее чле­нов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологиче­ского климата семьи является супружеская совместимость, в пер­вую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего разви­тия личности каждого ее члена, доброжелательность, требователь­ность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удов­летворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дис­циплинированность, принципиальность, ответственность.

  4. Zulurisar Ответить

    5.1 Понятие социально-психологического климата.

    Социально-психологический
    климат

    интегральная характеристика системы
    межличностных отношений в группе,
    отражающая комплекс решающих
    психологических условий, которые либо
    обеспечивают, либо препятствуют успешному
    протеканию процессов группообразования
    и личностного развития.
    Благоприятный
    социально-психологический климат в
    сообществе напрямую связан с уровнем
    социально-психологического развития
    последнего. В связи с этим определяющими
    признаками благоприятного
    социально-психологического климата
    являются отчетливо выраженные
    социально-психологические феномены
    межличностных отношений, которые
    свойственны именно группам типа
    коллектива.
    Таким
    образом, в качестве подобных показателей
    выступают:
    высокий
    уровень информированности всех членов
    группы о целях и задачах совместной
    деятельности,
    высокая
    степень опосредствования межличностных
    отношений (в том числе и взаимооценивания
    в сообществе) целями и содержанием
    групповой просоциальной активности,
    существенная
    выраженность действенной групповой
    эмоциональной идентификации,
    адекватная
    атрибуция ответственности за успехи
    и неудачи в групповой деятельности,
    высокий
    показатель взаимности в сфере
    аттракционных и референтных отношений,
    высокий
    показатель ценностно-ориентационного
    и предметно-ценностного единства,
    способность
    и готовность членов группы к проявлению
    личностного самоопределения и т. п.
    Благоприятный
    социально-психологический климат
    выступает в качестве одного из решающих
    факторов эффективности групповой
    деятельности. Во многом это определяется
    групповой совместимостью и согласованностью.

    5.2 Типы семей по спк.

    Обратимся к
    характеристике типологий семей.(см.
    рисунок 12)
    Рисунок 12
    Типы семей по
    социально-психологическому климату

    1. Интегрированные
    и дезинтегрированные

    семьи различаются по степени включенности
    членов семьи в семейную группу, по их
    духовной и эмоциональной спаянности,
    по степени их сплоченности. В интегрированных
    семьях каждый член семьи идентифицируется
    с семейной группой, рассматривая себя
    в качестве ее обязательного и полноправного
    члена, чувствуя свою защищенность и
    рассчитывая на материальную и моральную
    поддержку семьи в трудных обстоятельствах.
    В дезинтегрированных семьях члены семьи
    обособлены друг от друга, каждый живет
    сам по себе и чисто формально интересуется
    проблемами остальных. Вполне естественно,
    и это подтверждается в наблюдениях, что
    дезинтегрированные семьи способны чащи
    оказывать суицидогенное воздействие
    на своих членов, чем сплоченные, высоко
    интегрированные.
    В плане неблагополучия
    детско-родительских отношений наибольшую
    вероятность представляет собой частично
    дезинтегрированные семьи, имеющие
    внутри себя микрогруппы или семейные
    коалиции, которые могут состоять из
    членов семьи или включать более широкие
    группы родственников со стороны
    кого-либо из супругов. Дети, оказавшиеся
    в одиночестве перед коалицией
    объединившихся против него родственников,
    чувствуют, что от них постоянно что-то
    скрывают и стремятся изолировать от
    семейных контактов. Причины, по которым
    кто-нибудь оказывается в положении
    отвергаемого члена семьи могут быть
    самыми различными. Типичный пример –
    изоляция невестки в семье, в которой
    сын женился вопреки воле родителей и
    они не считают ее «парой» для него.
    Изоляция тогда является одним из средств
    отторжения от семьи «инородного
    тела».Проблемное поведение возможно и
    в семьях, которые суперинтегрированы.
    При высокой сплоченности членов семьи,
    чаще всего супругов, а в неполных семьях
    – матери и ребенка – нарушается чувство
    личной автономности, лица, привыкшие
    находиться в обществе друг друга,
    употребляют только местоимение «мы»,
    «наше», и не любят говорить «я», «мне»,
    они мыслят свое существование только
    рядом друг с другом, находясь в симбиозе.
    Смерть одного из них делает их абсолютно
    беспомощным.
    2. В следующих
    полярных типах семей различие проводится
    по степени психологического и
    ценностно-ориентационного соответствия
    между членами семьи. Это гармоничные
    и дисгармоничные

    семьи. В гармоничных семьях, в свою
    очередь, можно различить искусственную
    и естественную

    гармонию. В случае естественной гармонии
    психологические структуры личности
    идеально подходят друг другу, нет
    проблемы адаптации в общении и не
    требуется особых затрат времени и
    усилий для установления взаимопонимания.
    Об искусственной гармонии можно говорить
    в тех случаях, когда высокая степень
    согласия достигается за счет сознательных
    усилий всех членов семьи, необходимых
    для достижения взаимопонимания
    Дисгармоничные
    семьи характеризуются рассогласованием
    целей, потребностей, мотивов у членов
    семьи. Согласие отмечается ситуативно,
    соблюдение принятых норм часто носит
    принудительный характер, обуславливающий
    фрустрации и психическое напряжение.
    Нарушение контакта между членами таких
    семей свидетельствует о том, что у них
    нет взаимной ориентации на общность и
    согласие, желание поступаться своими
    интересами и привычками. Плохо совместимы
    в одной семье люди, обладающие импульсивными
    чертами личности, эгоцентризмом,
    деспотизмом, чувством половой
    неполноценности, неполной сексуальной
    идентификации, эмоциональной холодностью.
    3. В зависимости
    от особенностей общения, а именно,
    коммуникативных установок членов семьи
    различают корпоративные
    и альтруистические

    семьи. В корпоративных семьях налажен
    жесткий контроль за поведением всех
    членов группы, у них нет объединяющей
    всех идеи жертвенности, несмотря на
    эмоциональную привязанность друг к
    другу. Даже в интимных отношениях этот
    элемент корпоративности сохраняется:
    супруги проявляют чувства любви при
    условии взаимности, если же партнер
    перестает отвечать взаимностью любовь
    переходит во враждебность или ненависть.
    Психологическое равновесие в таких
    семьях неустойчивое: непрерывно идет
    подсчет кто и сколько усилий затратил
    для семейного благополучия. Эти отношения
    более характерны для супругов, однако,
    дети быстро усваивают этот стиль.
    Повзрослев и получив самостоятельность,
    они не чувствуют ответственности перед
    родителями, не уделяют им внимания и
    поддержки.
    В альтруистических
    семьях доминирует установка у всех
    членов на принятие ответственности
    каждым за благополучие остальных. Для
    них характерна практика жертвенности
    без мысли получить в будущем компенсацию.
    Эти семьи оказываются почти неуязвимыми
    для инноваций: ухудшение материального
    положения, болезнь кого-нибудь из членов
    семьи. несостоявшаяся карьера неспособны
    резко ослабить чью-либо позицию, вызвать
    чувство ненужности. Каждый член семьи
    представляет для других ценность сам
    по себе, а не по его вкладу в статус или
    материальную обеспеченность. Даже
    нарушители семейных норм не чувствуют
    себя изолированными и отверженными,
    напротив, им стремятся помочь, принося
    в жертву спокойствие, благополучие.
    4. Следующие два
    типа семей: открытые
    и закрытые
    .
    Они различаются по характеру и количеству
    связей с внешним миром.
    Закрытые семьи
    стремятся к некоторой коммуникативной
    самодостаточности, число их контактов
    с окружением невелико. Семья для ее
    членов представляет главнейшую ценность,
    это основная сфера их жизни и точка
    отсчета для оценки людей и событий.
    В открытых семьях
    личностная направленность каждого не
    ограничивается семейными интересами.
    Социальные связи членов таких семей
    крайне многообразны и постоянно
    расширяются.
    5. По способностям
    к адаптации в инновационных условиях
    семьи диагностируются как гибкие
    и консервативные
    .
    Гибкие семьи обладают большими
    адаптационными ресурсами, чем
    консервативные. Если у кого-либо возникает
    производственный конфликт, или
    неприятности в общении с друзьями в
    гибких семьях быстро находят оптимальные
    варианты разрешения. В консервативных
    же семьях эастревают на шаблонном
    опыте выхода из трудностей, излишне
    нагнетается напряженность вокруг
    виновника, может возникать его временная
    изоляция, приводящая к недовольству.
    6. Два следующих
    типа – авторитарные
    и демократические

    семьи, различаются по характеру
    распределения власти. В авторитарных
    семьях власть находится в руках одного
    члена семьи – мужа, жены, бабушки, старшего
    сына и т.д. и соответственно важные для
    семьи решения принимаются только с его
    согласия. В демократических семьях
    существует равенство в принятии решений,
    либо функциональное распределение
    власти: одними сторонами жизни руководит
    муж, другими жена, третьими бабушка или
    кто-либо другой.
    7.
    Проблемные
    семьи. К их числу относятся семьи:
    а)
    члены которых ведут асоциальный образ
    жизни,
    б)
    страдают алкоголизмом или наркоманией,
    в)
    имеют психические заболевания.

  5. The_Wolf_Of_boy Ответить

    Найти область определения
    (Подробно)[latex] \frac{(x-2)^2}{log(2x, (2x-x^2))} [/latex]
    Приведите примеры сложного поведения у общественных насекомых:
    сооружение муравейников
    разделение труда у муравьев и пчел
    построение сот
    танцы пчел
    математика 5 класс, решить уравнение с дробями 4 1/12-1 5/6х=2 17/24
    Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам,
    готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что
    при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы,
    товарищества?
    Помогите составить 5 вопросов к предложению Rosie often goes to the tower.
    Какие народные промыслы распространены в твоём крае (Мой город Салават). Расскажи об одном из мастеров своего дела. Пожалуйста 10 баллов!!!
    Вставьте союз damit или um…zu…
    1. Der Redakteur bekommt das Manuskript,__________ den Text _________redigieren.
    2. Man gibt das Buch dem Illustrator, ___________er dazu Bilder ___________malt.
    3. Die Druckarbeiter bekommt das Buch, _______es ________drucken.
    4. Der Schriftsteller schreibt ein Buch, ________etwas _______auszusagen.
    5. Das Manuskript wird dem Redakteur gegeben, __________er den Text ________redigiert.
    к какой и трех промышленностей 1)перерабатывающая , 2) сельскоехозяйство, 3)обслуживание 1 и 2 группы относятся отрасли
    -комбикормовая пр-ть
    -сельскохозяйственное машиностроение
    -мелиоротивное строительство
    -ремонт сельскохозяйственной техники
    -научное обслуживание сельского хозяйства
    -рыбная про-ть
    -тяжелая пр-ть
    -комплекс конструкционных материалов
    -загортовка и хранение сельскзох.продукции
    -пищевая пр-ть
    -первичная обработка с/х сырья
    Какое событие произошло раньше?
    1)Саламинское сражение.
    2)битва при Херонее.
    3)Марафонское сражение.
    4тапсырма пожалуцста

  6. ВЕРНУ Ответить

    У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное общение с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

    Социально-психологический климат в семье

    От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую “погоду в доме” они сделают.
    С появлением малыша вся любовь, теплота и внимание будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

    Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.
    Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья – это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *