Отчет о движении денежных средств как составить?

1 ответ на вопрос “Отчет о движении денежных средств как составить?”

  1. D2DChat Ответить

    Систематическая аналитика по движению денежных средств, с точки зрения практического менеджмента, является полезным инструментом для оперативного управления организацией в части управленческого и финансового учета, а также в бюджетировании. Аналитика по движению денежных средств дает четкое понимание по состоянию оборотного капитала, ликвидности и активам коммерческой организации. Также на данные отчета опирается прогнозирование потенциальных финансовых потоков и распределение имеющихся. И это, только если говорить о «внутренних» функциях отчета о движении ДС.
    С другой стороны, если говорить о регламентационной роли данного инструмента, государственное регулирование также требует заполнения коммерческим предприятием отчета для разъяснения результатов деятельности в части финансов и инвестиций в течение заданного периода.
    Отталкиваясь от возможностей применения данного отчета, посмотрим на порядок заполнения отчета о движении денежных средств на примере унифицированной формы, без конкретных цифр.

    Применение и значение ОДДС

    Отчет о перемещении денег внутри организации – один из ключевых управленческих отчетов, которые можно легко получить практически при любой форме ведения учета. Он содержит информацию об источниках возникновения у компании самих денег как таковых и их применения с течением времени.
    Отчет отражает прямым или косвенным методом все, или, во всяком случае, известные денежные поступления в компанию, классифицируя их по источникам возникновения, и денежные траты-расходы (говоря проще, списания) с указанием направлений использования в рамках идентичного периода.
    Как финансовый инструмент менеджера организации отчетность о перемещении денег дает возможность под разными углами, опираясь на конкретные значения, проанализировать производственную картину, ликвидность, кредитоспособность, одним словом, провести глубокий финансовый анализ компании, опирающийся на факты.
    К данным факторного отчета о перемещении денежных средств обращаются не только внутренние пользователи организации. Сфера его применения гораздо шире: он незаменим для внешних аудиторов или других заинтересованных лиц, например, инвесторов, которые с его помощью могут получить достоверные сведения о реальных объемах расходов и доходов, которые генерирует бизнес данного предприятия.
    Рассуждая в масштабах бизнеса как многопрофильного действия, можно сделать вывод, что данные отчета, отражающего перемещения денег фирмы, содержат следующую информацию:
    Источники возникновения дохода компании по направлениям;
    Статьи и классификация расходов, а также объемы исходящих трат;
    Результативность компании в финансовом плане как соотношение входящих денег (дохода) и исходящих (расходов), где первые превышают вторые;
    Устойчивость компании и ее возможности в части выполнения своих обязательств;
    Данные учета, свидетельствующие о достаточности или недостаточности денежных ресурсов необходимых для осуществления бизнеса;
    Инвестиционные данные в разрезе способности инвестировать из собственных источников.
    Рисунок 1. Источники ОДДС.

    Требования по составлению и ведению отчета о движении денежных средств со стороны государства

    В нашей стране действует законодательство – № 402-ФЗ, устанавливающее для бизнеса определенные требования к бухучету, в число которых входят нормативы по форме и составу финансовой отчетности. Для большинства организаций, зарегистрированных в нашей стране, применимы формы регламентированной отчетности по приказу Минфина №66н и №43н.
    Параллельно государственными органами производится подготовка и согласование новых федеральных и отраслевых стандартов для ведения бухгалтерского учета. Но до вступления их в законную силу, необходимо соблюдать требования соответствующих указаний Минфина.
    Правила заполнения отчета о движении денежных средств соответствуют общей логике и требованиям к подготовке бухотчетности, прописанным в ПБУ 4/99. Если отчет готовится для внутрикорпоративных нужд, то это исчерпывающий и удовлетворительный вариант.
    Если отчет – составная часть сдаваемой в государственные органы отчетности, тогда рекомендуется готовить данные согласно правилам БУ 23/2011.

    Как заполнить отчет о движении денежных средств

    Отчет постатейного перемещения денег включает в себя входящие и исходящие транзакции, а также остатки на первую и последнюю дату периода. Другими словами, отчет о движении денежных средств показывает, сколько денежных средств вошло в организацию, и сколько организация потратила, а также отношение этих величин в виде результата от этого процесса (пункты 12 и 13 ПБУ). Остатки фиксируются в целом по компании на начало и конец периода с учетом распределенной структуры филиалов и представительств в рамках одного юридического лица.
    Форма, как мы уже заметили ранее, утверждена государством, наравне с составом субъектов предпринимательства, которые в обязательном порядке должны вести и заполнять такой отчет. Сдавать его в ИФНС должны фактически все ведущие бухучет юрлица, исключая фирмы «на упрощенке».
    Чтобы заполнение отчета о движении денежных средств не вызывало трудностей и не приводило к ошибкам, нужно знать и соблюдать порядок заполнения отчета о движении денежных средств.
    Отчет содержит три раздела, каждый из которых предназначен для отображения сгруппированных по видам операций с денежными потоками (ДП) и их показателей:
    Рисунок 2. Содержание ОДДС.
    Структура отчета как раз отражает «отношения» данного инструмента с регламентированной отчетностью: как один из элементов финансовой отчетности фирмы ОДДС позволяет свериться с балансом по 3 основополагающим разделам деятельности любой организации, перечисленным выше, которые в свою очередь также включают ряд разделов.

    Заполнение отчета о движении денежных средств – инструкция (по строкам)

    Денежные потоки (ДП) по текущим операциям
    Отражаем суммы выручки и расхода
    4111 = (A-вкл. НДС) + (B-вкл. НДС)*
    Выручка от продажи продукциисумма А вкл. НДСАвансовые платежисумма B вкл. НДС*Обратим внимание, что сумма отражается за вычетом НДС, так как в ОДДС он отображается отдельно согласно рекомендациям законодательства.
    4121-4129
    Расходы за сырье и материалы/4121сумма D вкл. НДС*Расходы на персонал + НДФЛ/4122сумма EНалог на прибыль/4124сумма FСтраховые взносы/4125сумма GДругие налоги и сборы/4126сумма HНДС отдельно/4119**Иные выплаты сотрудникам/4129сумма J*Сумма D без НДС, т.к. правило едино.
    **НДС, отдельно суммированный по указанным разделам внести в значение строки 4119.
    4110Поступления – суммарносумма А + B + НДС
    выручка + аванс + НДС4120Платежи – суммарносумма D + сумма E + сумма F + сумма G + сумма H + сумма J
    Итог
    4100Сальдо денежных потоков от текущих операций4110 –4120Денежные потоки от инвестиционных операций
    Отражаем результаты от инвестиций
    Входящие
    4211Сумма продаж внеоборотных активовКомпания продала имущество, бывшее в употреблении, например, транспорт4212Суммарно от продажи акций других организаций (долей участия)Продажа доли, которой владела фирма в составе другого юрлица4210Поступления-сумма4211 + 4212
    Расходные
    4221Расходы (приобретено, создано, модернизировано, реконструировано и подготовлено к использованию) внеоборотных активов4223Расходы на приобретение долговых ценных бумаг (прав требования ДС у третьих лиц), займы другим лицамКомпания предоставляла займы4220Платежи – суммарно4221+4223
    Итог
    4200Сальдо ДП от операций по инвестированию4210 – 4220Денежные потоки от финансовых операций
    Отразим результаты финопераций периода
    4311Получение кредитов и займовКомпания привлекала внешние заимствования4323Расходы на погашение (выкуп) векселей и др. долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займовКомпания брала и гасила займы в кредитной организации.4310Поступления – суммарно4320Платежи – суммарно
    Итог
    4300Сальдо ДП от финопераций4310 – 4320В заключение проделываем следующее действие: 4100 + 4200 + 4300, что отразит суммарную величину, на которую увеличились денежные средства компании.
    4400Сальдо ДП за отчетный период4100 + 4200 + 4300Остаток денсредств и денежные эквиваленты, которыми располагает фирма на конец периода, отражается по строке 4500. Указанный порядок заполнения отчета о движении денежных средств позволит не допустить ошибок и верно отразить все необходимые показатели.

    Пример заполненного отчета о движении денежных средств

    Проиллюстрировать заполнение отчета о движении денежных средств «нереальными» данными достаточно легко, но, по моему мнению, делать этого не стоит, поскольку может привести к путанице. Поэтому в качестве примера заполнения матрицы отчета о движении денежных средств возьмем унифицированную форму без данных, но с указанием статей заполнения. За основу возьмем указанный в предыдущем разделе порядок заполнения таблицы отчета о движении денежных средств.
    Название показателяКодЗа год
    ХХХХЗа год ZZZZ
    (предыдущий)Денежные потоки от текущих операций4110Поступления все/в т.ч.#От продаж4111#Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и пр.4112-От перепродажи финвложений4113-Пр. поступления4119#Платежи все/в т.ч.4120#( )Поставщикам/подрядчикам4121#( )Зарплата4122#( )% по долговым обязательствам4123#( )Налог на прибыль4124#( )Взносы в государственные внебюджетные фонды4125#Иные налоги и сборы4126#Прочие платежи4129#( )Сальдо ДП от текущих операций4100#Денежные потоки от инвестиционных операцийПоступления все/в т.ч.4210#Продажа внеоборотных активов (кроме финвложений)4211#Продажа акций др. организаций (долей участия)4212#Возврат предоставленных займов, продажи долговых ценных бумаг (прав требования ДС к др. лицам)4213-Дивиденды, % по долговым финвложениям и пр. поступления от долевого участия в др. организациях4214-Пр. поступления4219-Платежи все/в т.ч.4220#( )Приобретение, создание, модернизация, реконструкция и подготовка к использованию внеоборотных активов4221#( )Покупка акций других организаций (долей участия)4222(-)( )Покупка долговых ценных бумаг (прав требования ДС к другим лицам), предоставление займов др. лицам4223#( )% по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива4224(-)( )Пр. платежи4219(-)( )Сальдо ДП от инвестиционных операций4200#Денежные потоки от финоперацийПоступления все/в т.ч.4310#Получение кредитов и займов4311#Денежные вклады собственников (участников)4312-Выпуск акций, увеличение долей участия4313-Выпуск облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др.4314-Пр. поступления4319-Денежные потоки от финансовых операцийПлатежи все/в т.ч.4320#( )Собственникам/участникам: выкуп акций (долей участия) или их выходом из состава участников4321(-)( )Уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)4322(-)( )Погашение (выкуп) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов4323#( )Пр. платежи4329(-)( )Сальдо ДП от финансовых операций4300#Сальдо ДП за отчетный период4400#Остаток ДС и денежных эквивалентов на начало отчетного периода4450#Остаток ДС и денежных эквивалентов на конец отчетного периода4500#Влияние курса валют в отношении к нацвалюте4490-

    Пример реализации ОДДС в WA:Финансист

    Возможности WA:Финансист по формированию любой произвольной финансовой отчетности на примере «Отчета о движении денежных средств»
    «WA:Финансист» позволяет настроить различную отчетность с помощью использования конструктора «Произвольная отчетность» путем загрузки шаблонов формата excel и заполнения этих макетов по плановым или фактическим данным – внутренним данным собственно «Финансиста» или данным из внешних учетных систем.
    В нашей статье «Заполнение ОДДС» дан пример заполнения регламентированного «Отчета о движении денежных средств». Посмотрим, как настраивается его заполнение в «WA:Финансист».
    Первым делом выполняется действие загрузки макета отчета из файла формата excel:
    Макет загружается точно в том же виде, как настроен в excel:
    Каждой ячейке необходимо присвоить имя типа [ИМЯ] и указать источник, из которого должны быть взяты данные для отчета.
    Варианты источников могут быть следующие:
    Заполнение по какой-либо формуле на основании ячеек текущего отчета или других отчетов;
    заполнение по данным, хранящимся внутри системы «WA:Финансист» или во внешних учетных системах на платформе 1С.
    В Настройках отчета хранится список всех настроенных/доступных для него источников:
    Для каждого источника указывается собственно «место» в учетной системе, откуда отчет должен «брать» данные при формировании:
    После определения списка источников их нужно указать в каждой ячейке отчета:
    После выполнения вышеперечисленных действий для всех ячеек отчета он формируется автоматически по данным, указанным в отборах отчета и отборах источников:
    Показанный на примере метод заполнения отчета о движении денежных средств носит название «прямой». Основа прямого метода формирования ОДДС – сбор информации по различным счетам компании и соответствующее отражение ее в разрезе статей. Но в практике финансового менеджмента существует также и другая методика заполнения такого отчета – «косвенная».
    В перспективе косвенный метод с большей точностью определяет центры прибыли компании и позволяет оперативно принимать инвестиционные решения.
    Но, если вспомнить самое начало нашей статьи, где говорилось о регламентационной роли отчета, можно найти и существенный «дефект» данного метода: метод не применяется в учете по российским стандартам, а значит, в любом случае будет рассматриваться как дополнительный.
    Но тут ни в коем случае не должно сложиться мнение, что используя разные методы заполнения отчета о движении денежных средств, мы можем повлиять на его структуру. Она остается неизменной, так как обусловлена областями его применения.

  2. Ведущий балтолог Ответить

    Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – обязательный вид отчетности по МСФО. Она показывает возможности компании по генерации денежных потоков, а также ключевые статьи расходования финансов. Эти данные является крайне важными для пользователей отчетности в момент принятия экономических решений.
    По установкам МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» все организации должны составлять отчет и предоставлять его в составе финансовой отчетности за каждый период, в который она формируется.
    Согласно МСФО (IAS) 7 сведения о движении финансов сдается по следующей деятельности:
    Операционной
    Финансовой
    Инвестиционной
    МСФО (IAS) 7 «Отчет о ДДС» предполагает два способа формирования данного отчета: прямой и косвенный.
    Важно помнить, что такое ДДС в бухгалтерии имеет свои особенности. Косвенный способ предусмотрен исключительно для анализа потока операционных денег. Для представления движения денег от деятельности, связанной с оборотом финансов и инвестициями применяется уже исключительно прямой метод.
    МСФО (IAS) 7 отдает предпочтение прямому способу создания отчетности. Однако достаточно большое количество фирм используют сейчас косвенный способ формирования отчета. Во-первых, потому что данный метод является более простым. Во-вторых, так как он демонстрирует то, как связаны денежные потоки с финансовыми показателями фирмы. Это является крайне значимыми сведениями для собственника и менеджмента организации.
    В этом материале мы рассмотрим оба варианта формирования отчета о движение денежных средств по стандартам МСФО и посмотрим, как можно настроить автоматическое создание данного отчета в БИТ.ФИНАНС.

    Работа с операциями

    Поток финансов от операционной деятельности показывает приход и расход средств от ведущей деятельности организации (см. примеры в Таблице 1). Данный раздел является ключевым, так как из него понятно, насколько ключевая деятельность компании способствует приходу денежных средств, которые требуются для выплат по обязательствам и сохранения собственных операционных возможностей.

    Прямой метод

    Прямой способ опирается на представление основных источников прихода и расхода. Информация о финансах здесь предоставляются в аспекте статей поступления и расходования.
    Операционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Выручка от покупателей, заказчиков
    XX
    Другие доходы
    XX
    Приобретение товаров, работ и услуг
    XX
    Оплата труда
    (XX)
    Выплата % по займам и кредитам
    (XX)
    Расчеты по налогам и сборам
    (XX)
    Выплаты по налогу на прибыль
    (XX)
    Другие расходы
    (XX)
    Чистое изменение по операционной деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 1: Пример содержания статей отчета по операционной деятельности (прямой способ)

    Косвенный метод

    Отображение денежных потоков фирмы косвенным методом демонстрируют тем, кто работает с отчетностью, как те или иные хозяйственные операции оказывают влияние на поток финансов.
    При косвенном методе генерирования отчетности предполагает, что приход (убыток) отчетного периода оцениваются с поправкой на операции неденежного типа.
    Пример статей из раздела отчета по операционной деятельности, сформированной косвенным способом приведен в Таблице 2.
    Операционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Чистая прибыль (убыток)
    ХХ/(ХХ)
    Поправки по не денежным операциям:
    Амортизация основных средств и НМА
    (ХХ)
    Убыток от выхода основных средств и НМА
    (ХХ)
    Затраты по процентам
    (ХХ)
    Доход по процентам
    ХХ
    Прибыль от выхода инвестиций
    ХХ
    Затраты по налогу на прибыль
    (ХХ)
    Прибыль (убыток) от переоценки валюты
    ХХ/(ХХ)
    Списание безнадежных долгов
    (ХХ)
    Доходы по дивидендам
    ХХ
    Перемены в резервах
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в запасах
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в дебиторской задолженности
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в кредиторской задолженности
    ХХ/(ХХ)
    Денежные потоки от операционной деятельности до уплаты налогов и процентов
    ХХ/(ХХ)
    % уплаченные
    (ХХ)
    Налог на прибыль уплаченный
    (ХХ)
    Денежные потоки от операционной деятельности
    ХХ/(ХХ)
    Таблица 2: Пример состава пунктов в отчете о движении денежных средств по операционной деятельности (косвенный метод)
    С помощью БИТ.ФИНАНС Вы сможете легко настроить ОДДС по стандартам МСФО
    Попробовать программу БЕСПЛАТНО

    Инвестиционная деятельность

    В части поступления/выбытия денег от инвестиционной деятельности отображаются данные о финансовой массе, которую компания инвестирует в ресурсы, которые в состоянии формировать денежные потоки в дальнейшем.
    Здесь чаще отображаются операции, имеющие отношение к покупке/выходу внеоборотных активов и других инвестиций.
    Пример статей из раздела в отчете о движении денежных средств по инвестиционной деятельности приведены в Таблице 3.
    Инвестиционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Выручка от продажи основных средств и иных внеоборотных активов
    XX
    Полученные %
    XX
    Поступления от погашения займов
    XX
    Прочие поступления от инвестиционной деятельности
    XX
    Покупка основных средств, нематериальных активов
    (XX)
    Займы другим организациям
    (XX)
    Другие оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности
    (XX)
    Чистое изменение финансов по инвестиционной деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 3: Пример состава статей отчета по инвестиционной деятельности

    Финансовая деятельность

    В её составе, в большинстве своём приводятся потоки финансов, меняющие состав капитала и заемных средств.
    Эти данные обеспечивают возможность специалистам по отчетности спрогнозировать будущие требования кредиторов.
    Пример статей из раздела отчета по финансовой деятельности приведены в Таблице 4.
    Финансовая деятельность
    Изменение (+/-)
    Полученные займы и кредиты
    XX
    Прочие притоки по финансовой деятельности
    XX
    Выплата дивидендов
    (XX)
    Полученные дивиденды
    XX
    Погашение займов и кредитов
    (XX)
    Погашение обязательств по финансовой аренде
    (XX)
    Другие выплаты по финансовой деятельности
    (XX)
    Чистое изменение по финансовой деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 4: Пример состава статей отчета по финансовой деятельности

    МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТЧЕТА ДДС

    Рассмотрим главные стадии построения Отчета о движении денежных средств в БИТ.ФИНАНС.
    Для данных целей в программном продукте БИТ.ФИНАНС предназначен механизм, который называется «Произвольный отчет».
    «Произвольный отчет» даёт возможность:
    Настраивать в пользовательском режиме отчеты с любым фиксированным макетом. Это особенно важно для формирования отчетности по МСФО, так как стандарты не подразумевают единой фиксированной формы отчетов, и у разных компаний они имеют разное представление;
    Задавать произвольное оформление отчета;
    Автоматически рассчитывать показатели отчета на основание данные учетной системы;
    Формировать, как индивидуальную, так и консолидированную отчетность;
    Создавать макеты на разных языках;
    Формировать отчеты в нескольких валютах. При настройке отчета возможно задавать алгоритмы пересчета валют для каждого показателя;
    Получать расшифровки данных отчетов до первичных документов;
    Формировать раскрытие требуемых показателей отчета в виде отдельных отчетных форм.
    Отчет «Произвольный отчет» находится в разделе «Получение данных»:

    В первую очередь необходимо создать элемент в справочнике «Настройки произвольных отчетов»:

    Настройка макета отчета

    В элементе справочника «Настройки произвольных отчетов» выполняется настройка макета будущего отчета:

    Если макет ДДС-отчета уже существует в Excel, то его можно просто скопировать и вставить в область макета.
    При необходимости можно задать оформление отчета, выбрав из контекстного меню пункт «Свойства»:

    В форме оформления отчета можно задать размер и тип шрифта, цвет текста, цвет фона, формат оформления границы.
    Если требуется формировать отчет на нескольких языках, то для данных целей можно воспользоваться механизмов параметров. На закладке «Параметры» для каждой строки ДДС-отчета можно задать представление на неограниченном количестве языков.
    Например, определение параметра и задание русского и английского написания для строки «Выручка от покупателей и заказчиков» будет выглядеть следующим образом:

    Для того, чтобы привязать данный параметр к макету необходимо выбрать пункт «Действия макета» – «Установить параметр» – «Текст на разных языках»:

    Параметры отображаются в макете отчета в виде квадратных скобок, например [ВыручкаОтПокупателейЗаказчиков]
    При формировании отчета язык формирования задается в параметре «Язык»:

    Так же с помощью параметров можно задавать такие параметры, как «Дата начала», «Дата окончания», признак консолидированного отчета и т.д.

    Данные параметры будут менять свое значение при формирование отчета, в зависимости от выбранных настроек отчета.
    Попробовать программу БЕСПЛАТНО

    Настройка расчетных показателей

    БИТ.ФИНАНС, как правило, интегрируется в учетное решение, в котором ведется первичный бухгалтерский учет. И формирование проводок по МСФО выполняется:
    При проведении первичного документа в бухгалтерии с плана счетов РСБУ на план счетов МСФО по заданному соответствию счетов (меппингу);
    Документами параллельного учета МСФО по ОС, НМА, финансовой аренде, финансовым инструментам и т.д.
    Таким образом, все проводки по МСФО уже находятся в БИТ.ФИНАНС и настройка получения данных в «Произвольном отчете» сводится к указанию, с каких счетов учета МСФО и по какой аналитике данные необходимо получать.
    Делается это следующим образом. В элементе справочника «Настройки произвольных отчетов» в реквизите «Способ компоновки» определяется способ компоновки данных, в которых и определяются способы получения данных:

    Внешний вид элемента справочника «Способы компоновки источников данных» приведен на скриншоте:

    В табличной части настраиваются элементы данных, в которых определяется перечень счетов МСФО, с которых необходимо получать данные, а также при необходимости устанавливаются отборы по значению аналитик:

    Если предполагается, что отчет ДДС будет формироваться в нескольких валютах, то на закладке «Пересчет по курсам», можно задать способ пересчета числовых показателей в валюту представления отчетности:

    Выбор валюты представления отчета выполняется в реквизите «Валюта»:

    Привязка элемента данных к макету отчета выполняется с помощью команд «Действие макета» – «Установить правило заполнения области»:

    Так же для любой ячейки в макете отчета можно задавать произвольные формулы. Редактор формул открывается при команде «Действие макета» – «Установить формулу»:

    Таким образом можно настроить:
    Произвольный макет отчета «Отчет о движении денежных средств», формируемый прямым способом;
    Произвольный макет отчета «Отчет о ДДС», формируемый косвенным способом;
    Произвольные алгоритмы выборки данных из учетной системы;
    Задать алгоритмы пересчета показателей отчета в любую валюту представления отчета;
    Многоязычную форму представления отчета.

  3. willy ed Ответить

    Строка 4100 = строка 4110 – строка 4120.
    Если полученный результат отрицателен, то он указывается в круглых скобках.
    1. Заполнение раздела «Денежные потоки от инвестиционных операций».
    В этом разделе организации отражают движения денежных средств, связанные с инвестиционной деятельностью – приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов.
    В соответствии с п.10 ПБУ 23/2011, информация о денежных потоках от инвестиционных операций показывает пользователям бухгалтерской отчетности организации уровень затрат организации, осуществленных для приобретения или создания внеоборотных активов, обеспечивающих денежные поступления в будущем.
    Примеры денежных потоков от инвестиционных операций:
    платежи поставщикам (подрядчикам) и работникам организации в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов, в том числе затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
    уплата процентов по долговым обязательствам, включаемых в стоимость инвестиционных активов в соответствии с ПБУ 15/2008;
    поступления от продажи внеоборотных активов;
    платежи в связи с приобретением акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
    поступления от продажи акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
    предоставление займов другим лицам;
    возврат займов, предоставленных другим лицам;
    платежи в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
    поступления от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
    дивиденды и аналогичные поступления от долевого участия в других организациях;
    поступления процентов по долговым финансовым вложениям, за исключением приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе.

  4. KJIuHckoe Ответить


    Автор: Игорь Ярославович Лyкaceвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института.
    Денежные средства являются одним из наиболее ограниченных ресурсов. Поэтому успех бизнеса во многом определяется способностью менеджмента их рационально распределять и использовать. Они необходимы предприятию для выплаты заработной платы, покупки сырья, материалов, основных средств, уплаты налогов, обслуживания долга, выплаты дивидендов и т. д.
    Для эффективного управления денежным потоком необходимо знать:
    его величину за тот или иной период времени;
    его структуру (основные элементы);
    виды деятельности, формирующие соответствующие элементы потока и механизмы их формирования.
    В этой связи важнейшим инструментом управления денежным потоком фирмы является отчет о движении денежных средств (cash flow statement). Этот отчет остро необходим как менеджерам, так и внешним пользователям — кредиторам, акционерам, инвесторам и т. д., которые по результатам его построения и анализа могут увидеть реальные доходы и расходы, а также получить ответы на следующие вопросы:
    В каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их использования?
    Способно ли предприятие в результате своей основной деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над выплатами?
    В состоянии ли предприятие выполнять и обслуживать свои обязательства?
    Достаточно ли денежных средств для ведения основной деятельности?
    В какой степени предприятие может обеспечить инвестиционные потребности за счет внутренних источников денежных средств?
    Чем объясняется разность между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств и др.
    Как правило, отчет о движении денежных средств формируется на основе бухгалтерской информации либо данных, содержащихся в балансе и отчете о прибылях и убытках, однако, в отличие от них, он непосредственно не связан с учетной политикой фирмы и в этом смысле является более объективным.
    Представление отчета о движении денежных средств во многих странах является обязательным и регулируется законодательно. В Российской Федерации он также входит в состав обязательной бухгалтерской отчетности (ф. № 4), составляемой организациями.
    Следует отметить, что, несмотря на существование подобной формы в российской отчетности, она содержит ряд отличий от международных стандартов, которые затрудняют ее использование в целях управления.
    Согласно МСФО отчет о движении денежных средств должен объяснять причины изменения статей денежных средств за рассматриваемый период и содержать информацию о денежных потоках фирмы в разрезе ее операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом состав статей перечисленных разделов отчета, а также степень их детализации определяется предприятием самостоятельно.
    Существуют два основных метода построения детализированных отчетов о денежных потоках — прямой и косвенный. При этом согласно МСФО потоки денежных средств детализируются в разрезе трех ключевых видов деятельности:
    операционная (основная);
    инвестиционная;
    финансовая.

  5. Mezil Ответить

    Процесс составления отчета о движении денежных средств (кэш-фло) может стать одной из самых сложных проблем независимо от того, используете ли вы US GAAP (если вы находитесь в США) или МСФО (если вы находитесь в одной из более чем 120 стран мира, применяющих МСФО).
    Многие люди сталкиваются с проблемами при подготовке кэш-фло, потому что:
    Это единственный бухгалтерский отчет, формируемый на кассовой основе, а не на основе начислений;
    Статьи отчета должны быть скорректированы, чтобы исключить неденежные операции, что может быть довольно затруднительным.
    Может быть, это выглядит очень сложно, но не сомневайтесь, люди делают гораздо более серьезные ошибки в процессе учета, чем при составлении кэш-фло.
    Рассмотрим косвенный метод подготовки отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО (IAS) 7. Этот метод работает, только если вы ориентируетесь в следующих вопросах:
    Вы уже знаете, что такое отчет о движении денежных средств и его составляющие (основная деятельность, инвестиции, финансовая деятельность и итоги).
    Вы понимаете основы движения денежных потоков, взаимосвязи между основными финансовыми отчетами (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.), бухгалтерский учет как таковой и т. д.
    У вас есть доступ к различным учетным данным. Иногда вам нужно будет внести некоторые корректировки, и вам будет намного удобней, если вы можете быстро получить доступ к необходимой информации.
    Вы сохраняется спокойствие, и без нервов и стресса можете сконцентрироваться на этой прекрасной задаче.
    [см. также полный текст стандарта IAS 7]
    Рассмотрим пример систематического подхода для подготовки отчета о движении денежных средств в Excel.
    Имейте в виду, это только демонстрация того, как можно сделать кэш-фло косвенным методом «вручную», шаг за шагом, а не объяснение деталей отдельных корректировок или других технических деталей.

    Шаг 1: Подготовка – сбор основных документов и данных.

    Для начала вам нужно собрать, по крайней мере, следующие документы:
    Отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс, т.е. ‘statement of financial position’) по состоянию на конец текущего отчетного периода (исходящие остатки) и на начало текущего отчетного периода (входящие остатки);
    Отчет о совокупном доходе (отчет о прибылях и убытках + отчет о прочем совокупном доходе, если применимо, т.е. ‘statement of comprehensive income’) за текущий отчетный период;
    Отчет об изменениях в капитале (‘statement of changes in equity’) за текущий отчетный период;
    Отчет о движении денежных средств (‘statement of cash flows’) за предыдущий отчетный период. Вы можете обойтись и без него, но это хороший источник потенциальных повторяющихся корректировок для текущего периода;
    Раскрытие информации о существенных операциях в вашей компании в течение текущего отчетного периода. Вы, конечно, также можете скорректировать свой кэш-фло и с учетом несущественных операций, но это не приведет к существенному изменению информационной ценности отчета о движении денежных средств.
    Как получить первые четыре отчета – абсолютно очевидно, но какие источники информации о существенных операциях можно использовать? Вот краткий список таких источников:
    крупные договоры, заключенные вашей компанией в течение и до конца отчетного периода (аренда, хеджирование, строительство – все виды);
    протоколы или меморандумы с заседаний ключевых органов управления вашей компании, таких как заседания совета директоров, собрания наблюдательного совета, собрания акционеров, собрания комитетов по аудиту и т. д.;
    файлы из вашего юридического отдела, связанные с любыми судебными разбирательствами в отношении вашей компании (и наоборот);
    документы из вашего отдела, управляющего инвестициями или внеоборотными активами. В этих документах следует искать крупные сделки покупки, продажи, обмена и другие операции с основными средствами или финансовыми инструментами.
    Где искать существенные операции?
    Это всего лишь общий список, но вы без сомнения знаете, какие операции могут быть значительными в вашей компании – так что идите, спрашивайте и ищите там, где по вашему мнению, это уместно.

    Шаг 2. Расчет изменений в балансе.

    Теперь возьмите входящие и исходящие остатки отчета о финансовом положении и создайте простую таблицу с тремя столбцами:
    1-й столбец – название статьи баланса (например, внеоборотные активы),
    2-й столбец – исходящий остаток на конец текущего периода и
    3-й столбец – исходящий остаток на конец прошлого периода (т.е. входящий остаток на начало текущего периода).
    Как вы знаете, каждый баланс имеет 2 части – активы и пассивы (капитал и обязательства). Итоги обеих частей должны быть одинаковыми. Поэтому, когда вы делаете эту простую таблицу, пожалуйста, указывайте активы с знаком «+», а капитал и обязательства со знаком «-».
    Если вы правильно ввели знаки и цифры, общая сумма всех активов и пассивов должна быть равна 0 (без промежуточных итогов).
    В 4-м столбце вычислите изменения в балансе за текущий период. Используйте простую формулу:
    входящий остаток – исходящий остаток
    (а не наоборот!).
    Когда вы правильно вычислите все изменения, общий итого всех изменений будет также равен 0 (опять же, не включайте промежуточные итоги).
    Для этой таблицы вы можете также использовать журнал проводок вместо балансового отчета, чтобы получить более подробную информацию, поскольку статьи баланса сильно агрегированы. Это зависит от уровня детализации, который вам нужен.
    Этот шаг очень простой, но важно сделать все правильно, и не смешивать знаки и формулы.
    Изменения в отчете о финансовом положении.

    Шаг 3: Поместите каждое изменение балансового отчета в отчет о движении денежных средств.

    Сначала вы должно подготовить пустой отчет о движении денежных средств, готовый к дальнейшей работе. В идеале вы можете использовать отчет о движении денежных средств за предыдущий период, взяв оттуда структуру и название отдельных статей.
    Вполне возможно, у вас будут одни и те же статьи в кэш-фло за текущий период. В любом случае, вы всегда можете добавить новые статьи, если это необходимо.
    Каждое изменение в балансе также оказывает определенное влияние на отчет о движении денежных средств, а если нет (когда движение в балансе является полностью неденежной операцией), оно будет скорректировано в последующие периоды.
    Теперь вы должны просмотреть все изменения в балансе и заполнить каждую статью в пустой форме отчета о движении денежных средств.
    Например, вы подсчитали, что изменение ваших основных средств составляет -10 000, поэтому вы вводите этот показатель в раздел «Инвестиционная деятельность» по статье «Приобретение основных средств». При этом значение -10 000 означает, что компания потратила деньги на покупку основных средств.
    Вы должны перенести каждое изменение в балансе в отчет о движении денежных средств.
    Когда вы закончите, у вас будет отчет о движении денежных средств с 2 столбцами:
    1-й столбец – названия статей, соответствующих денежным потокам;
    2-й столбец – изменения в балансовом отчете.
    Итоговая сумма 2-го столбца должно быть равна 0 (без промежуточных итогов). Если это не так, вы где-то ошиблись.
    Перенос изменений в балансе в кеш-фло.

    Шаг 4: Внесите корректировки для неденежных операций из отчета о совокупном доходе.

    К настоящему моменту у вас есть прочная база для успешного составления кэш-фло. Однако пока эти цифры ничего не значат.
    Изучите отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе. Затем определите любые суммы, в которые могут отражать неденежную операцию. Типичные неденежные корректировки обычно следующие:
    расходы на амортизацию;
    процентные доходы и расходы;
    расходы от признания и доходы от прекращения признания задолженности;
    переоценка резервов;
    курсовые разницы на конец периода;
    переоценка определенных активов и обязательств на конец периода;
    бартерные операции;
    и многое другое.
    Как только вы идентифицируете неденежную операцию, просто внесите корректировку в отчет о движении денежных средств.
    Добавляйте каждую корректировку в отдельный столбец.
    Внесение этих корректировок напоминает проводки – одна и та же цифра добавляется по одной статье и вычитается из другой. Хитрость заключается в том, чтобы определить:
    1) на какие статьи денежных потоков влияет неденежная операция и
    2) где – плюс, а где – минус.
    Например, возьмем амортизационные расходы. Эта операция приводит к неденежному уменьшению показателя прибыли, поэтому ее следует добавить обратно.
    Внесите эту цифру в основную деятельность под заголовком «Корректировки для неденежных статей: амортизация» со знаком «плюс».
    Но куда мы помещаем ту же цифру со знаком минус? Амортизация искусственно завысила общую сумму платежей на покупки основных средств. Поэтому мы просто вычитаем ее из инвестиционной деятельности – статья «Приобретение основных средств». Контрольная итоговая сумма по столбцу этой корректировки должна быть равна 0.
    Продолжайте, пока не закончите со всеми выявленными неденежными корректировками из отчета о прибылях и убытках и совокупном доходе. И не забудьте проверить свои итоги после каждой корректировки.
    Это, вероятно, самая сложная часть, потому что иногда трудно определить, к каким денежным потокам относится корректировка и какой знак следует использовать. Но главный принцип всегда состоит в том, чтобы делать обе части корректировки (плюс и минус) и контролировать, чтобы ваши итоговые значения были равны 0.
    Корректировки для неденежных операций из отчета о совокупном доходе

    Шаг 5: Внесите корректировки для неденежных операций из раскрытий и прочей информации.

    Шаг 5 в значительной степени аналогичен шагу 4, но теперь вы должны изучить другие источники информации. Некоторые из них перечислены в шаге 1.
    Например, вы узнали, что ваша компания заключила новый договор аренды на значительную сумму. Это скорее всего означает корректировку, наверняка скрытую, потому что с одной стороны в увете было отражено увеличение основных средств, которые не были куплены за деньги.
    С другой стороны, было отражено увеличение ссудной задолженности или обязательств по аренде, но компания не получила никаких денежных средств. Таким образом, вы должны для этой операции сделать корректировку точно так же, как описано в шаге 4. Помните, что итог корректировки всегда ??должен быть равен 0.
    Продолжайте до тех пор, пока не просмотрите всю информацию, которую вы считаете уместной или необходимой.
    Корректировки для неденежных операций из раскрытий и прочей информации.

    Шаг 6: Проверьте изменения существенных статей баланса и внесите соответствующие корректировки.

    Этот шаг – для по-настоящему добросовестных и трудолюбивых людей. Вы можете пропустить его, если хотите, но его рекомендуется делать вполне очевидным причинам: вы будете почти уверены, что внесли все существенные неденежные корректировки в свои денежные потоки, не опуская что-то важное.
    Если вы уверены, что у вас есть вся необходимая информация из различных отделов вашей компании, это прекрасно. Но если вы не уверены в этом, то желательно сделать этот шаг.
    Это довольно легко. Просто возьмите самые большие или важные статьи баланса и проверьте, учитывается ли каждое движение по ним в вашем кэш-фло.
    Например, основные средства.
    Вы можете обнаружить, что изменение основных средств было следующим:
    исходящий остаток ОС =
    начальный остаток ОС
    + приобретение ОС за деньги
    + приобретение ОС по аренде
    – амортизация
    – убыток от продажи ОС

    – продажа ОС за деньги.
    Какие операции из этой формулы являются неденежными? Вероятно, следующие: приобретение ОС по аренде, амортизация и убыток от ликвидации ОС. Для каждой из этих неденежных операций необходимо внести корректировку.

    Шаг 7: Расчет итогов и выполнение окончательной проверки.

    Предположим, что к этому моменты вы проделали большую работу, внесли множество корректировок, проверили движения в материальных статьях баланса и ваши итоговые значения всегда равны 0.
    У вас есть огромный файл Excel, в котором 1-й столбец – это названия статей, 2-й столбец – это изменения в балансе, а остальные столбцы – отдельные корректировки.
    Остается нарисовать последний столбец. И, как вы догадались, эта последняя колонка и будет представлять собой сам отчет о движении денежных средств. По каждой строке отчеты вы должны сделать «горизонтальные» итоги, или, другими словами, суммировать числа всех столбцов по горизонтали. Эта сумма будет представлять собой соответствующее движение денежных средств по данной статье.
    Расчет итогов кэш-фло.
    Затем проверьте правильность этих цифр. Например, вы получили определенную сумму по строке «Приобретение основных средств» – сверьте эту сумму с учетными записями или уточните у своего инвестиционного отдела, были ли денежные платежи за основные средства в течение этого периода. Если суммы расходятся – вы, должно быть, что-то пропустили или допустили какую-то другую ошибку.
    Наконец, посмотрите на «вертикальный» общий итог последнего столбца – если это 0, значит вы победитель и заслуживаете того, чтобы немного расслабиться.
    Приведенный выше метод подходит также для консолидации кэш-фло, при условии, что компании группы используют общую функциональную валюту.
    Для консолидации кэш-фло, составленного косвенным методом, для группы, компании которой используют разные иностранные валюты, следует использовать подход, описанный здесь.

  6. Saithilen Ответить

    Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – обязательный вид отчетности по МСФО. Она показывает возможности компании по генерации денежных потоков, а также ключевые статьи расходования финансов. Эти данные является крайне важными для пользователей отчетности в момент принятия экономических решений.
    По установкам МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» все организации должны составлять отчет и предоставлять его в составе финансовой отчетности за каждый период, в который она формируется.
    Согласно МСФО (IAS) 7 сведения о движении финансов сдается по следующей деятельности:
    Операционной
    Финансовой
    Инвестиционной
    МСФО (IAS) 7 «Отчет о ДДС» предполагает два способа формирования данного отчета: прямой и косвенный.
    Важно помнить, что такое ДДС в бухгалтерии имеет свои особенности. Косвенный способ предусмотрен исключительно для анализа потока операционных денег. Для представления движения денег от деятельности, связанной с оборотом финансов и инвестициями применяется уже исключительно прямой метод.
    МСФО (IAS) 7 отдает предпочтение прямому способу создания отчетности. Однако достаточно большое количество фирм используют сейчас косвенный способ формирования отчета. Во-первых, потому что данный метод является более простым. Во-вторых, так как он демонстрирует то, как связаны денежные потоки с финансовыми показателями фирмы. Это является крайне значимыми сведениями для собственника и менеджмента организации.
    В этом материале мы рассмотрим оба варианта формирования отчета о движение денежных средств по стандартам МСФО и посмотрим, как можно настроить автоматическое создание данного отчета в БИТ.ФИНАНС.

    Работа с операциями

    Поток финансов от операционной деятельности показывает приход и расход средств от ведущей деятельности организации (см. примеры в Таблице 1). Данный раздел является ключевым, так как из него понятно, насколько ключевая деятельность компании способствует приходу денежных средств, которые требуются для выплат по обязательствам и сохранения собственных операционных возможностей.

    Прямой метод

    Прямой способ опирается на представление основных источников прихода и расхода. Информация о финансах здесь предоставляются в аспекте статей поступления и расходования.
    Операционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Выручка от покупателей, заказчиков
    XX
    Другие доходы
    XX
    Приобретение товаров, работ и услуг
    XX
    Оплата труда
    (XX)
    Выплата % по займам и кредитам
    (XX)
    Расчеты по налогам и сборам
    (XX)
    Выплаты по налогу на прибыль
    (XX)
    Другие расходы
    (XX)
    Чистое изменение по операционной деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 1: Пример содержания статей отчета по операционной деятельности (прямой способ)

    Косвенный метод

    Отображение денежных потоков фирмы косвенным методом демонстрируют тем, кто работает с отчетностью, как те или иные хозяйственные операции оказывают влияние на поток финансов.
    При косвенном методе генерирования отчетности предполагает, что приход (убыток) отчетного периода оцениваются с поправкой на операции неденежного типа.
    Пример статей из раздела отчета по операционной деятельности, сформированной косвенным способом приведен в Таблице 2.
    Операционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Чистая прибыль (убыток)
    ХХ/(ХХ)
    Поправки по не денежным операциям:
    Амортизация основных средств и НМА
    (ХХ)
    Убыток от выхода основных средств и НМА
    (ХХ)
    Затраты по процентам
    (ХХ)
    Доход по процентам
    ХХ
    Прибыль от выхода инвестиций
    ХХ
    Затраты по налогу на прибыль
    (ХХ)
    Прибыль (убыток) от переоценки валюты
    ХХ/(ХХ)
    Списание безнадежных долгов
    (ХХ)
    Доходы по дивидендам
    ХХ
    Перемены в резервах
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в запасах
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в дебиторской задолженности
    ХХ/(ХХ)
    Перемены в кредиторской задолженности
    ХХ/(ХХ)
    Денежные потоки от операционной деятельности до уплаты налогов и процентов
    ХХ/(ХХ)
    % уплаченные
    (ХХ)
    Налог на прибыль уплаченный
    (ХХ)
    Денежные потоки от операционной деятельности
    ХХ/(ХХ)
    Таблица 2: Пример состава пунктов в отчете о движении денежных средств по операционной деятельности (косвенный метод)
    С помощью БИТ.ФИНАНС Вы сможете легко настроить ОДДС по стандартам МСФО
    Попробовать программу БЕСПЛАТНО

    Инвестиционная деятельность

    В части поступления/выбытия денег от инвестиционной деятельности отображаются данные о финансовой массе, которую компания инвестирует в ресурсы, которые в состоянии формировать денежные потоки в дальнейшем.
    Здесь чаще отображаются операции, имеющие отношение к покупке/выходу внеоборотных активов и других инвестиций.
    Пример статей из раздела в отчете о движении денежных средств по инвестиционной деятельности приведены в Таблице 3.
    Инвестиционная деятельность
    Изменение (+/-)
    Выручка от продажи основных средств и иных внеоборотных активов
    XX
    Полученные %
    XX
    Поступления от погашения займов
    XX
    Прочие поступления от инвестиционной деятельности
    XX
    Покупка основных средств, нематериальных активов
    (XX)
    Займы другим организациям
    (XX)
    Другие оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности
    (XX)
    Чистое изменение финансов по инвестиционной деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 3: Пример состава статей отчета по инвестиционной деятельности

    Финансовая деятельность

    В её составе, в большинстве своём приводятся потоки финансов, меняющие состав капитала и заемных средств.
    Эти данные обеспечивают возможность специалистам по отчетности спрогнозировать будущие требования кредиторов.
    Пример статей из раздела отчета по финансовой деятельности приведены в Таблице 4.
    Финансовая деятельность
    Изменение (+/-)
    Полученные займы и кредиты
    XX
    Прочие притоки по финансовой деятельности
    XX
    Выплата дивидендов
    (XX)
    Полученные дивиденды
    XX
    Погашение займов и кредитов
    (XX)
    Погашение обязательств по финансовой аренде
    (XX)
    Другие выплаты по финансовой деятельности
    (XX)
    Чистое изменение по финансовой деятельности
    XX/(XX)
    Таблица 4: Пример состава статей отчета по финансовой деятельности

    МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТЧЕТА ДДС

    Рассмотрим главные стадии построения Отчета о движении денежных средств в БИТ.ФИНАНС.
    Для данных целей в программном продукте БИТ.ФИНАНС предназначен механизм, который называется «Произвольный отчет».
    «Произвольный отчет» даёт возможность:
    Настраивать в пользовательском режиме отчеты с любым фиксированным макетом. Это особенно важно для формирования отчетности по МСФО, так как стандарты не подразумевают единой фиксированной формы отчетов, и у разных компаний они имеют разное представление;
    Задавать произвольное оформление отчета;
    Автоматически рассчитывать показатели отчета на основание данные учетной системы;
    Формировать, как индивидуальную, так и консолидированную отчетность;
    Создавать макеты на разных языках;
    Формировать отчеты в нескольких валютах. При настройке отчета возможно задавать алгоритмы пересчета валют для каждого показателя;
    Получать расшифровки данных отчетов до первичных документов;
    Формировать раскрытие требуемых показателей отчета в виде отдельных отчетных форм.
    Отчет «Произвольный отчет» находится в разделе «Получение данных»:

    В первую очередь необходимо создать элемент в справочнике «Настройки произвольных отчетов»:

    Настройка макета отчета

    В элементе справочника «Настройки произвольных отчетов» выполняется настройка макета будущего отчета:

    Если макет ДДС-отчета уже существует в Excel, то его можно просто скопировать и вставить в область макета.
    При необходимости можно задать оформление отчета, выбрав из контекстного меню пункт «Свойства»:

    В форме оформления отчета можно задать размер и тип шрифта, цвет текста, цвет фона, формат оформления границы.
    Если требуется формировать отчет на нескольких языках, то для данных целей можно воспользоваться механизмов параметров. На закладке «Параметры» для каждой строки ДДС-отчета можно задать представление на неограниченном количестве языков.
    Например, определение параметра и задание русского и английского написания для строки «Выручка от покупателей и заказчиков» будет выглядеть следующим образом:

    Для того, чтобы привязать данный параметр к макету необходимо выбрать пункт «Действия макета» – «Установить параметр» – «Текст на разных языках»:

    Параметры отображаются в макете отчета в виде квадратных скобок, например [ВыручкаОтПокупателейЗаказчиков]
    При формировании отчета язык формирования задается в параметре «Язык»:

    Так же с помощью параметров можно задавать такие параметры, как «Дата начала», «Дата окончания», признак консолидированного отчета и т.д.

    Данные параметры будут менять свое значение при формирование отчета, в зависимости от выбранных настроек отчета.
    Попробовать программу БЕСПЛАТНО

    Настройка расчетных показателей

    БИТ.ФИНАНС, как правило, интегрируется в учетное решение, в котором ведется первичный бухгалтерский учет. И формирование проводок по МСФО выполняется:
    При проведении первичного документа в бухгалтерии с плана счетов РСБУ на план счетов МСФО по заданному соответствию счетов (меппингу);
    Документами параллельного учета МСФО по ОС, НМА, финансовой аренде, финансовым инструментам и т.д.
    Таким образом, все проводки по МСФО уже находятся в БИТ.ФИНАНС и настройка получения данных в «Произвольном отчете» сводится к указанию, с каких счетов учета МСФО и по какой аналитике данные необходимо получать.
    Делается это следующим образом. В элементе справочника «Настройки произвольных отчетов» в реквизите «Способ компоновки» определяется способ компоновки данных, в которых и определяются способы получения данных:

    Внешний вид элемента справочника «Способы компоновки источников данных» приведен на скриншоте:

    В табличной части настраиваются элементы данных, в которых определяется перечень счетов МСФО, с которых необходимо получать данные, а также при необходимости устанавливаются отборы по значению аналитик:

    Если предполагается, что отчет ДДС будет формироваться в нескольких валютах, то на закладке «Пересчет по курсам», можно задать способ пересчета числовых показателей в валюту представления отчетности:

    Выбор валюты представления отчета выполняется в реквизите «Валюта»:

    Привязка элемента данных к макету отчета выполняется с помощью команд «Действие макета» – «Установить правило заполнения области»:

    Так же для любой ячейки в макете отчета можно задавать произвольные формулы. Редактор формул открывается при команде «Действие макета» – «Установить формулу»:

    Таким образом можно настроить:
    Произвольный макет отчета «Отчет о движении денежных средств», формируемый прямым способом;
    Произвольный макет отчета «Отчет о ДДС», формируемый косвенным способом;
    Произвольные алгоритмы выборки данных из учетной системы;
    Задать алгоритмы пересчета показателей отчета в любую валюту представления отчета;
    Многоязычную форму представления отчета.

  7. *Miss KatastroFFa* Ответить

    В бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, как уже было отмечено раньше, принято классифицировать все движения финансов на три категории: нынешние, денежные и инвестиционные. Информация вносится на основании данных баланса в ту подгруппу, к которой каждая определенная операция принадлежит.

    Текущие действия

    Часть «денежная прибыль от текущих операций» включает в себя данные, отвечающие за поступление и расход средств, сопряженных с основным видом деятельности учреждения. Разберем отчет о движении денежных средств построчно:
    Поступления:
    оплата аренды, лицензионные платежи, вознаграждения, комиссии и прочие зачисления подобного характера;
    проценты по дебиторской задолженности клиентов и потребителей;
    перепродажа материальных вложений и так далее (в том числе итоговое сальдо по налогу на добавленную стоимость).
    Расчеты:
    заработная плата работникам;
    налог на прибыль;
    комиссия по кредитным и заемным обязательствам (за исключением тех, что относятся к стоимости инвестиционных активов);
    другие расходы, напрямую сопряженные с осуществлением текущей деятельности учреждения.
    Сальдо финансовых поступлений от текущей деятельности (прибыль за вычетом платежей).
    Приход по текущим операциям.
    Этот показатель в отчете о движении денежных средств рассчитывается как результат сложения пунктов с 4111 по 4119.
    Пункт 4110 – итого поступлений за установленный промежуток времени.
    Пункт 4111 – в эту графу вписывается общие начисления поступивших средств от текущих операций.
    Сведения берутся из следующих регистров бухучета по дебету:
    Пятидесятый – «Касса».
    Пятьдесят первый – «Расчетные счета».
    Пятьдесят второй – «Валютные счета».
    Пятьдесят восьмой – «Инвестиции».
    Семьдесят шестой – «Выплаты дебиторам и кредиторам».
    Отражаются эти показатели в отчете о движении средств за минусом косвенных налогов, сумм, принятых агентами, посредниками, комиссионерами и перечислений, полученных в счет компенсационных выплат (коммунальные платежи, автотранспортные расходы и многое другое).
    Пункт 4112 – аренда, лицензии, комиссии, роялти.
    Пункт 4113 – перепродажа материальных активов.
    Пункты с 4114 по 4118 являются дополнительными. В них финансист может отразить суммы, которые невозможно классифицировать четко. Воспроизводятся эти показатели по тому же принципу, который использовался в строке 4111.
    Пункт 4119 – другие виды поступлений от осуществления предпринимательской деятельности.
    К ним можно отнести следующее:
    выгода, полученная от приобретения/реализации валюты;
    положительный показатель сальдо расчетов по НДС;
    возвратные средства;
    проценты по дебиторской задолженности от клиентов и заказчиков;
    прибыль от продажи иного имущества, не имеющего прямого отношения к средствам, размещенным на балансе фирмы.
    Эти цифры отражаются аналогично показателям в строчке 4111. Косвенные налоги, полученные предприятием из бюджета (к примеру, возмещения налога на добавленную стоимость), вписываются в графу «свернуто».

    Наполнение раздела по текущим платежам

    Эти составляющие отчета о движении денежных средств рассчитываются как совокупность пунктов с 4121 до 4129. Данные этих срок заключаются в круглые скобочки.
    Пункт 4120 – общие расходы.
    Пункт 4121 – расчет с поставщиками.
    Сведения отражаются в регистрах бухучета по кредиту следующих счетов:
    Пятидесятый – «Касса».
    Пятьдесят первый – «Расчетные счета».
    Пятьдесят второй – «Валютные счета».
    Пятьдесят восьмой – «Инвестиции».
    Семьдесят шестой – «Выплаты дебиторам и кредиторам».
    Воспроизводить эти сведения в документации необходимо с удержанием косвенных налогов, выплат агентам, комитентам и посредникам, а также возмещаемых расходов за коммунальные платежи и транспорт.
    Пункт 4122 – перечисление заработной платы работникам. Сведения указываются по тому же принципу, что и в пункте 4121.
    Пункт 4123 – проценты по кредитным и займовым договорам.
    Пункт 4124 – налог на прибыль.
    Пункт с 4125 до 4128 – дополнительные графы. В этом месте бухгалтер может указать значения, которые сложно типизировать в другие разделы документа. Суммы этих оплат вносятся по тому же принципу, что и платежи с поставщиками и подрядчиками, то есть, как указано в пункте 4121.
    Пункт 4129 – сумма иного рода платежей, сопряженных с осуществлением предпринимательской деятельности.
    К ним относятся:
    ущерб от приобретения/реализации валюты;
    потери, обретенные при размене денежных знаков;
    расчетное сальдо по налогу на добавленную стоимость с минусовым показателем/долговые обязательства перед государственными органами;
    выплаченные компанией пени, штрафные санкции и другие платежи подобного рода, по контрактам с контрагентами.
    Думаете, что в этом блоке порядок составления отчета о движении денежных средств меняется? Нет, все эти цифры отображаются по той же аналогии, что и суммы оплат поставщикам и подрядчикам, то есть как в пункте 4121.
    Размер косвенного налога, переведенного предприятием в бюджет (к примеру, налог на добавленную стоимость) по данному пункту, отображается в строчке «свернуто».
    Пункт 4100 – сальдо денежных поступлений от текущих операций. Сюда вписывается разница между поступлениями и расходами от основной деятельности. Показатель 4110 = пункт 4110 – пункт 4120. При получении числа с отрицательным показателем его необходимо заключить в круглые скобочки.

    Инвестиционная прибыль

    Размер поступлений от инвестиционных операций складывается из показателей, отраженных в пунктах с 4211 по 4219 отчета о движении денежных средств. Расшифровка пункта 4210 обозначает общий приход.
    Пункт 4211 – необоротные активы (кроме материальных вложений).
    К этому виду приходов относятся:
    основные средства учреждения;
    активы нефинансового характера;
    серьезные инвестиции в активы необоротного характера (к примеру, неоконченное строительство);
    итоги НИОКР.
    Сведения содержатся в регистрах бухучета по дебету следующих счетов: пятидесятый – «Касса», пятьдесят первый – «Расчетные счета», пятьдесят второй – «Валютные счета», пятьдесят восьмой – «Инвестиции», семьдесят шестой – «Выплаты дебиторам и кредиторам».
    Отражать эти данные в документации следует за минусом косвенных налогов, средств, уплаченных агентам, комитентам и посредникам, а также возмещаемых расходов за коммуналку и транспортные расходы.
    Пункт 4212 – приход от реализации долей или акций в других компаниях.
    Пункт 4213 – возврат выданных раньше процентных займов, продажи долговых расписок и облигаций (размер полученных процентов в отчете не фиксируется).
    Пункт 4214 – проценты по долговым финансовым вложениям и подобного рода поступления от долевого участия в других проектах.
    Пункт 4219 – другие перечисления, которые относятся к инвестиционной деятельности.

    Платежные операции по инвестиционным проектам

    Размер платежей по инвестиционным операциям составляют показатели из пункта 4221 по 4229. Все цифры указываются в закругленных скобочках.
    Пункт 4220 – общая сумма, имеющая отношение к инвестиционным платежам.
    Пункт 4221 – покупка, формирование, восстановление, усовершенствование или подготовка к применению необоротных активов. Не знаете, какие счета в отчете о движении денежных средств отражаются?
    Сведения заносятся в регистры бухучета по кредиту следующих счетов:
    Пятидесятый – «Касса».
    Пятьдесят первый – «Расчетные счета».
    Пятьдесят второй – «Валютные счета».
    Пятьдесят восьмой – «Инвестиции».
    Семьдесят шестой – «Выплаты дебиторам и кредиторам».
    Отражать эти данные в документации необходимо за вычетом косвенных налогов, средств, перечисленных агентам, комитентам и посредникам, а также возмещаемых расходов за коммунальные и транспортные траты.
    Пункт 4222 – приобретение акций или долей других компаний.
    Пункт 4223 – приобретение долговых расписок (право истребования средств с третьих лиц), выдача займовых кредитов другим лицам.
    Пункт 4224 – уплата процентов по кредитным обязательствам, входящих в сумму инвестиционного актива.
    Пункт 4229 – другие платежи.
    К ним относятся:
    налог на доход с инвестиционных операций;
    суммы, вложенные в совместную деятельность;
    иные оплаты, имеющие отношение к инвестиционной деятельности.
    Пункт 4200 – сальдо финансовых поступлений от инвестиционных проектов. В эту графу вносится значение суммы, которая получается после вычета расходов из поступлений по инвестиционным операциям. То есть необходимо указать разницу.
    Думаете над тем, как проверить отчет о движении денежных средств? Седьмой в этом списке показатель проверить очень легко: пункт 4200 = пункт 4210 – пункт 4220.
    При получении отрицательного результата значение необходимо заключить в скобочки.

    Денежные операции

    В этом разделе отчета о движении денежных средств отображаются те суммы, которые были получены благодаря привлечению средств за счет финансирования на долговой или долевой основе. Действия подобного рода сопровождаются изменением размера и структуры:
    Материального состояния предприятия.
    Заемных средств компании.

    Наполнение раздела по поступлениям

    Общая сумма этого значения получается путем сложения граф с 4311 по 4319.
    Пункт 4310 – общий показатель.
    Пункт 4311 – получение кредитных или заемных средств.
    Пункт 4312 – денежные вложения собственников.
    Пункт 4313 – приход средств от выпуска акций или приумножения долей участия.
    Пункт 4314 – денежный поток от выданных компанией вексельных бумаг, эмиссии облигаций и долговых расписок.
    Пункт 4319 – иные поступления.

    Платежи по денежным операциям

    Общая сумма рассчитывается как общий показатель от сложения значений в пунктах с 4321 по 4329. Все данные должны быть указаны в скобочках.
    Пункт 4320 – общее значение.
    Пункт 4321 – выплаты владельцам при выкупе их акций или долей компании, или по причине их выхода из состава учредителей.
    Пункт 4322 – дивиденды и иные платежи владельцам, связанные с распределением прибыли.
    Пункт 4323 – погашение/выкуп векселей и долговых расписок, выплаты по займам и кредитным договорам.
    Пункт 4329 – остальные платежи, сопряженные с денежными операциями.
    Пункт 4300 – сальдо денежных потоков от финансовых операций. Рассчитывается по следующей схеме: пункт 4300 = пункт 4310 – пункт 4320. При получении результата со знаком минус следует поставить круглые скобки.

    Заключение

    Составление и анализ отчета о движении денежных средств по форме 4, представляющего подробную картину движения средств, в сочетании с другими типами отчетности оказывает существенную роль в понимании реального положения дел компании. Информация, размещенная в документе, дает возможность проанализировать текущее положение дел, спрогнозировать дальнейшие перспективы и подумать о мерах повышения эффективности. Выбор метода составления отчетности зависит от степени доступности необходимых данных.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *