Почему автор называет путь черным а ворота забытыми?

3 ответов на вопрос “Почему автор называет путь черным а ворота забытыми?”

  1. НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК Ответить

    Напишите своими хлестаков – «елистратишка» из петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. он кое-что видел, кое-что слышал. главным в жизни
    хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. в голове у хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он готов к любым приключениям: порисоваться,
    поиграть в карты, покутить. а тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. в сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. и вот тут проявляется особенность комедии гоголя: правде не верят, а
    вранье слушают с открытыми ртами. нам вначале кажется, что хлестаков наивен, но это не так. он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. нам кажется, что осип подсказывает хозяину «сматываться», но и
    хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… экое дурачье! » рисуясь перед марьей антоновной, он чуть было не проговорился:
    «помилуйте, сударыня, мне приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…», но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. он не надувал
    чиновников, они обманулись сами.

  2. b1g_bro Ответить

    Ход урока
    Есть в России, в Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей, тысячи и тысячи человек. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии.
    За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России?
    Здесь более двух лет жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Село Михайловское — родовое имение его матери. Но не по своей воле Пушкин прозябал безвыездно в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен в ссылку “по высочайшему повелению” — по распоряжению Александра I. Наказание поэту было за неугодные императору стихи.
    фото барельефа Я.Серякова «Арина Родионовна
    Яковлева». 1840-е годы.
    Суровыми днями вспоминалось Пушкину это время. Молодой и полный жизненной энергии поэт провёл эти дни вдали от друзей и родных, в изоляции от культурной и общественной жизни страны.
    Одна только няня его, Арина Родионовна, скрашивала ему заточение. Она заботилась о нём, душевным теплом и лаской смягчала его горестные переживания, приобщала к народному быту и народной поэзии. Пушкин любил няню за доброту и отзывчивость, за её умение рассказывать сказки и петь песни. О няне своей Пушкин вспоминает во многих произведениях. Подругой суровых дней назвал он Арину Родионовну в одном из стихотворений, посвящённых няне. Оно так и озаглавлено — «Няне».
    Послушайте его.
    Мы прочитали стихотворное послание Пуш­кина к няне. Скажите, о ком рассказывается в нём? О себе ли рассказывает Пушкин? Какой же смысл в таком послании: Арине Родионовне об Арине Родионовне?
    Это весточка дорогой старушке о том, что её любят, о ней помнят и душою всегда с ней. Пушкин в стихотворении-послании выражает чувства любви, нежности, тревоги, заботы о своей няне-старушке. Он знает, что няня тоскует о нём, и хочет как-то её утешить. Он хорошо представляет себе, чем она занимается сейчас, сопереживает её одиночество и выражает свои чувства к няне так отчётливо, что при внимательном чтении можно как бы увидеть образ доброй его няни, зарисовать то, о чём рассказывает Пушкин. Я хочу предложить вам сделать кинофильм по стихотворению, конечно мысленно, в нашем воображении. Давайте продумаем, что и как надо показать в этом фильме, чтобы он вполне соответствовал тому, что изображено в стихотворении.
    Приступаем к работе над фильмом. Первый вопрос, который надо решить: с чего начать? о чём будет первый кадр?..
    Нередко фильмы начинаются с показа той обстановки, в которой находятся герои фильма. Давайте последуем этому примеру. Найдите строчки, которые указывают на местонахождение Арины Родионовны. (“Одна в глуши лесов сосновых”; “ты под окном своей светлицы”.)
    Обратите внимание на строчку: “Глядишь в забытые вороты”. Чтобы смотреть в ворота, где надо находиться? (У самих ворот, через которые смотришь.) Вот ещё одно местонахождение Арины Родионовны — у ворот.
    Конечно, в фильме мы покажем все эти места. Но подумайте, какое из них выбрать для начала фильма? Я предлагаю показать Арину Родионовну сначала в светлице.
    Итак, начинаем кинофильм с показа комнаты, в которой находится Арина Родионовна. Давайте подумаем о том, какою она должна быть.
    Как названа комната в стихотворении? (Светлицей.) От какого слова существительное светлица? (От существительного свет.)
    Слышали ли вы слово светлица? Бывали ли вы в комнате, которую называли бы светлицей? Нравится ли вам такое название комнаты?
    Какою представляется вам комната Арины Родионовны? Можно ли вообразить её тёмной? Можно ли допустить мысль, чтобы в комнате, которую Пушкин называет таким красивым словом — светлица, был беспорядок, вещи разбросаны, чтобы она была неубранной, грязной?..
    Посмотрим в толковом «Словаре русского языка» Ожегова, какие комнаты называются светлицами.
    “В старину: светлая парадная комната в доме”.
    Наши представления о няниной комнате оказались верными. Приступаем к “съёмке” фильма и на всё, что есть в стихотворении, теперь будем смотреть через объектив кинокамеры.
    Прочитаем в стихотворении строчку к первому кадру фильма:
    Ты под окном своей светлицы…
    Наша кинокамера медленно движется по светлице, как бы рассматривая её. Везде порядок, чистота, вещи расставлены и разложены по своим местам. Убранство комнаты, полный порядок в ней характеризуют её хозяйку. Какие мысли возникают у вас о няне Пушкина?
    Вот на экране кинокамеры появилось окно, а лучше сказать — окошко: в деревенских избах больших окон не делали. У окна сидит кто? Будем ли дальше осматривать комнату или остановимся?
    Всё внимание наше теперь будет на Арине Родионовне. Камера медленно приближается к ней, и вот её лицо — крупным планом, во весь экран. Каким вы видите выражение её лица? (Спокойное, сосредоточенное; Арина Родионовна занята каким-то делом.)
    Нам интересно знать, чем она занимается. Что для этого мы должны сделать? (Посмотреть на её руки.) Теперь на экране уже не только лицо, но и руки её. Что у неё в руках? Прочтите в стихотворении. (Спицы.)
    Так чем занимается Арина Родионовна? (Она вяжет.) Теперь нам понятно, почему няня Пушкина находится у окна: здесь самое светлое место её “светлицы”.
    Чтобы лучше разглядеть её руки, покажем их крупным планом. Какие они? Прочтите строчку о её руках.
    …В твоих наморщенных руках.
    Наморщенный — от какого глагола? (Наморщить.) Что же наморщило её руки? Ответ найдём во второй строчке стихотворения.
    Голубка дряхлая моя…
    Какая няня? Дряхлый — что значит?.. По словарю Ожегова проверим, правильно ли мы понимаем это слово: слабый, немощный от старости.
    Обратите внимание — от старости. Так что наморщило руки Арины Родионовны? (Её старость, её годы.) А каким представляется вам лицо Арины Родионовны, если её руки наморщены от старости? (Тоже морщинистое.)
    В руках Арины Родионовны вязальные спицы. Мы видим, как они неторопливо, размеренно снуют, навязывая петлю к петле. Старушка занимается рукоделием, она не знает, что такое безделье.
    Но вот в размеренном движении спиц происходит сбой. Об этом рассказывают строчки седьмая и восьмая:
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Почему спицы начинают медлить? Чтобы увидеть причину этого, в центре нашего внимания — то есть крупным планом в кадре — теперь уже не руки должны быть, а лицо Арины Родионовны. Няня о чём-то сильно задумалась. Задумалась так крепко, что отвлеклась от своего занятия — вязания.
    Радостны ли её раздумья? Смотрим предыдущую строчку:
    Горюешь, будто на часах…
    Няня горюет, она во власти горьких чувств, охвачена каким-то тяжким переживанием. Раздумья её нерадостны. Давайте выясним, чем вызваны эти переживания. Смотрим строчки пятую и шестую:
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах…
    Няня “под окном… будто на часах”.
    Знакомо ли вам выражение “стоять на часах”? О ком говорят “стоит на часах”? (О часовом.) Кого называют часовым? (Военнослужащего, которому поручено вести наблюдение или охранять что-нибудь.) О таком военнослужащем говорят, что он находится на посту или стоит на часах. Пушкин уподобляет Арину Родионовну тем, которые находятся на посту, стоят на часах.
    Стоящий на часах находится в состоянии постоянного ожидания неприятеля или ещё чего-нибудь… Впрочем, не важно, кого или что часовой ожидает; для нас важно, что он находится в состоянии постоянного ожидания. Найдите в стихотворении строчку, которая позволяет уподобить Арину Родионовну часовому на посту.
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Арина Родионовна, даже занимаясь рукоделием, ни на минуту не забывает об Александре Сергеевиче и постоянно ждёт его, как часовой ни на мгновение не забывает о том, зачем он на посту.
    Итак, Арина Родионовна постоянно ожидает… кого? (Пушкина.) На экране кинокамеры вместо исчезающего образа Арины Родионовны возникает портрет её питомца — Александра Сергеевича. Это о нём её горестные раздумья.
    Но вот портрет Александра Сергеевича заволакивается дымкой и пропадает. А его место на экране занимает… Прочтите строчки девятую и десятую:
    Глядишь в забытые вороты
    На чёрный, отдалённый
    путь.
    Кто на экране? Где Арина Родионовна находится? Что делает? (Глядит в ворота, иначе сказать: глядит через ворота.) Она глядит в даль дороги или рассматривает её у ворот? (Она глядит на “отдалённый путь”, то есть в даль дороги.) Что же она высматривает там? Найдите строчку, которая подсказывает ответ.
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Арина Родионовна и здесь, выйдя из дома, находится “будто на часах”. Не показались ли там вдали лошади? Не едет ли дорогой ей Александр Сергеевич? И если теперь подать её лицо крупным планом, увидим в глазах её ту же горесть переживаний, которую видели в светлице за вязаньем.
    Чёрная горесть переживаний на лице Арины Родионовны — и “чёрный, отдалённый путь” перед её глазами. Вот такую картину у ворот помещичьей усадьбы Пушкиных мы наблюдаем через объектив нашей кинокамеры.
    Давайте с кинокамерой по этому “отдалённому пути” пройдёмся, промчимся на автомобиле, пролетим над ним на вертолете, снимая окрестность. Какой будет пейзаж в кадре? Найдите строчку, в которой нарисована природа этих мест.
    Одна в глуши лесов сосновых…
    Сосновые леса без конца и без края. Глушь лесов. Природа замечательная, характерная для северных областей России. Но ведь лесная глушь — не место для общественной деятельности поэта.
    Вновь возвращаемся в усадьбу Пушкиных, к Арине Родионовне. У забытых ворот, одна… Но знает, чувствует мудрым сердцем, что Александр Сергеевич обязательно навестит её. Иначе бы и не ждала его.
    Но почему ожидания Арины Родионовны сопряжены с тяжёлыми переживаниями? Почему она “горюет”? Прочтём последние две строчки стихо­творения:
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно
    грудь.
    На киноплёнке это показать нельзя, но нам для работы над кинофильмом необходимо точно знать причину её горестного настроения.
    О тоске. Чем вызвано чувство тоски у Арины Родионовны? (Одна она осталась, а главное — нет рядом с нею дорогого ей Александра Сергеевича.)
    Какие заботы у неё? (Хозяйственные заботы по господскому дому.)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *