Почему бальмонт назвал свое стихотворение золотое слово?

13 ответов на вопрос “Почему бальмонт назвал свое стихотворение золотое слово?”

  1. t-34i Ответить

    Жанр: стихотворение
    Главные герои стихотворения “Золотое слово” и их характеристика
    Осень. Важная, богатая.
    Зима. Сильная, самоуверенная.
    Весна. Добрая, теплая.
    План пересказа стихотворения “Золотое слово”
    Обещания времен года
    Приход весны
    Наводнение
    Золотые цветы
    Исполнение обещания
    Главная мысль стихотворения “Золотое слово”
    Как бы не была сильна зима, весна все равно придет.
    Чему учит стихотворение “Золотое слово”
    Стихотворение учит наблюдать за сменой времен года и понимать, что эта смена неизбежна. Учит не давать поспешных обещаний и не хвалиться своей силой.
    Отзыв на стихотворение “Золотое слово”
    Мне понравилось это стихотворение, в котором Зима пыталась установить свои порядки, уповая на силу своих морозов. Но Весна все равно пришла и заставила Зиму отступить. А поля покрылись золотыми цветами, как обещала Осень.
    Анализ стихотворения “Золотое слово”
    Стихотворение написано Константином Бальмонтом в 1912 году.
    По жанру это пейзажная лирика.
    В стихотворении автор в образной манере описывает неизбежность смены времен года. Он одушевляет времена года и заставляет их спорить. Побеждает в итоге Весна, но поэт понимает, что даже эта безоговорочная победа оказывается временной, и вслед за весной придет лето, потом осень и снова зима. И спор времен года будет продолжаться вечность.
    В стихотворении постоянно обыгрывается золотой цвет – листопада, цветов, солнца.
    Стихотворение состоит из трех четверостиший.
    Стихотворный размер – амфибрахий, рифмовка смежная.
    Средства художественной выразительности в стихотворении “Золотое слово”
    Эпитеты: золотое слово, солнце золотиться, лютик золотой, речка серебрится, желтый одуванчик, седой.
    Метафоры: я озолочу, всюду кутерьма, речка серебрится, родилась на воле, стерла берега.
    Олицетворения: осень обещала, весна сказала, зима сказала, речка шалит, родилась, одуванчик будет седой, осень обещала, помогла весна.
    Пословицы к стихотворению “Золотое слово”
    Обещание выполнением ценится.
    Чем крепче зима, тем скорее весна.
    Весна отмыкает ключи и воды.
    Зима прикажет, а весна свое скажет.
    Не пугай, зима, весна все равно придет.

  2. lipzona Ответить

    К. Бальмонт всегда с теплотой вспоминал о своем детстве и даже в зрелом возрасте не прочь был возвратиться в сказку. Так как это не возможно, волшебные истории поэт создавал сам. Много стихов-сказок вошло в различные сборники поэта. Стихотворение «Золотое слово» было написано и опубликовано в 1912 году в сборнике «Зарево зорь». Произведение можно воспринимать как в прямом смысле, так и путем расшифровки символов. Это зависит только от возраста и желания читателя.
    Тема произведения «Золотое слово» двухсложная: с одной стороны – это перемены, связанные с приходом весны, с другой – умение держать слово. Поэт показывает, что нужно выполнять то, что обещал, иначе окружающие быстро перестанут верить пустомеле.
    Лирические произведения, как правило, не имеют сюжета, но в этом стихе К. Бальмонт подает небольшую зарисовку событий. Первую строфу условно можно назвать экспозицией, ведь в ней поэт знакомит читателя с будущими действующими лицами: Осенью, Зимой и Весной. Времена года он оживляет при помощи персонификации, показывая нрав каждого из них. О том, что перед нами живые сказочные персонажи подсказывает и написание их с большой буквы.
    Осень предстает пред читателем легкомысленной девушкой, которая только обещает «озолотить». Делом это не подтверждается, так как на пути золотой красавицы встает Зима. Но вот на помощь всему живому приходит Весна. Она ничего не обещает, а сразу приступает к делу. Под взмахом ее руки начинает золотиться солнце, лютик и одуванчик, а вода теперь похожа на серебро. В конце К. Бальмонт делает вывод: «Осень обещала. Помогла Весна». Весна не побоялась Зиму, хоть последняя – очень сильный соперник.

  3. ebsysert1983 Ответить

    Литературное чтение, 3 класс
    Урок 26. К.Д. Бальмонт «Золотое слово»
    Перечень вопросов, раскрываемых на уроке:
    Особенности лирических произведений.
    Средства художественной выразительности
    Биография и творчество К.Д. Бальмонта
    Глоссарий
    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир. Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Эпитет – образное, художественное определение.
    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Метафора – употребление слова в переносном значении.
    Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).
    Антонимы – слова, противоположные по значению.
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.
    Ключевые слова
    Лирическое произведение, средства художественной выразительности.
    Основная и дополнительная литература по теме урока:
    Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс – М.: Просвещение, 2017.
    Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
    А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
    Мы узнаем об особенностях лирического произведения.
    Научимся находить средства художественной выразительности.
    Сможем создавать словесные картины.
    Основное содержание урока
    Обратим внимание на сходство.
    Девочки вспомнили произведения не случайно. Даже словесную картину подруги нарисовали похожие. Значит объединяет произведения Толстого и Плещеева общая тема – приход долгожданной весны.
    В чем же тогда они различаются?
    Л. Н. Толстой описывает признаки весны чётко, точно. А А. Н. Плещеев рисует перед читателем некую картину, яркое изображение, используя средства выразительности. Например, эпитеты: небесная лазурь, злые бури; олицетворения: бегут ручьи; метафора: лес оденется листвою.
    Обратимся к словарю литературных терминов:
    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
    Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
    Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись
    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Эпитет – образное, художественное определение.
    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Метафора– употребление слова в переносном значении.
    Звукопись – это художественный приём,
    заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
    имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
    Антонимы – слова, противоположные по значению.
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
    Таким образом, мы можем говорить об отличиях произведений Л. Н. Толстого и А. Н. Плещеева. Толстой написал о весне прозаическое произведение, а Плещеев – лирическое.
    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.
    Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.
    Существует мнение, что прекрасное владение художественным словом демонстрируют писатели серебряного века. За счёт мастерского использования средств художественной выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.
    Одним из таких писателей является Константин Дмитриевич Бальмонт.
    Познакомимся с творчеством поэта.
    3. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Родился будущий поэт 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать Вера Николаевна.
    Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком/
    Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.
    Стихотворение – сказка «Золотое слово» написано и опубликовано в 1912 году в сборнике «Зарево зорь». Поэт оживляет своих персонажей, олицетворяет их с людьми. Осень – легкомысленная девушка, которая обещает озолотить. Зима – властная особа, которая решает над всеми командовать, а Весна – словно добрая фея спасает всё живое.
    В стихотворении «Золотое слово» К. Бальмонт использует художественные инструменты – олицетворения: осень обещала, зима сказала; метафоры: жёлтый одуванчик будет и седой, речка…шалит водой, разлилась на воле, стёрла берега, золотое слово. Сказочные картины природы, созданные поэтом, поражают яркостью, что достигается с помощью цветовых эпитетов: лютик золотой, одуванчик жёлтый.
    Если обратить внимание на звукопись, мы заметим, что Бальмонт хотел, чтобы стихотворение звучало напевно, мягко. Для этого он использовал слоги: ла, ло, ли, лю.
    Поэт призывал бороться со злом добром. К. Бальмонт писал: «Поэт открыт душою мира, а мир наш – солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа…»
    Разбор типового тренировочного задания
    Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.
    Лента времени.
    Части стихотворения:
    Солнце золотится. Лютик — золотой.
    Речка серебрится и шалит водой.
    Родилась на воле, залила луга,
    Затопила поле, стёрла берега.
    Осень обещала: » Я озолочу»
    А Зима сказала: «Как я захочу»
    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
    И Весна настала. Всюду кутерьма.
    Там, где не достала, — лютик золотой,
    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
    Осень обещала. Помогла Весна.
    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
    Правильный ответ:
    Части располагаются в последовательности:
    Осень обещала: « Я озолочу»
    А Зима сказала: «Как я захочу»
    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
    И Весна настала. Всюду кутерьма.
    Солнце золотится. Лютик — золотой.
    Речка серебрится и шалит водой.
    Родилась на воле, залила луга,
    Затопила поле, стёрла берега.
    Там, где не достала, — лютик золотой,
    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
    Осень обещала. Помогла Весна.
    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
    Разбор типового контрольного задания
    1 вариант
    Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
    Сравнение
    слова, близкие по значению
    Метафора
    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Синонимы
    употребление слов в переносном значении.
    2 вариант
    Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.
    Антонимы
    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Эпитет
    слова, противоположные по значению
    Олицетворение
    образное определение
    Ответ
    1 вариант
    Сравнение
    слова, близкие по значению
    Метафора
    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Синонимы
    употребление слов в переносном значении.
    2 вариант
    Антонимы
    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Эпитет
    слова, противоположные по значению
    Олицетворение
    образное определение

  4. Zayadlui Ответить

    Литературное чтение, 3 класс
    Урок 26. К.Д. Бальмонт «Золотое слово»
    Перечень вопросов, раскрываемых на уроке:
    Особенности лирических произведений.
    Средства художественной выразительности
    Биография и творчество К.Д. Бальмонта
    Глоссарий
    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир. Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Эпитет – образное, художественное определение.
    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Метафора – употребление слова в переносном значении.
    Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).
    Антонимы – слова, противоположные по значению.
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.
    Ключевые слова
    Лирическое произведение, средства художественной выразительности.
    Основная и дополнительная литература по теме урока:
    Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс – М.: Просвещение, 2017.
    Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
    А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
    Мы узнаем об особенностях лирического произведения.
    Научимся находить средства художественной выразительности.
    Сможем создавать словесные картины.
    Основное содержание урока
    Обратим внимание на сходство.
    Девочки вспомнили произведения не случайно. Даже словесную картину подруги нарисовали похожие. Значит объединяет произведения Толстого и Плещеева общая тема – приход долгожданной весны.
    В чем же тогда они различаются?
    Л. Н. Толстой описывает признаки весны чётко, точно. А А. Н. Плещеев рисует перед читателем некую картину, яркое изображение, используя средства выразительности. Например, эпитеты: небесная лазурь, злые бури; олицетворения: бегут ручьи; метафора: лес оденется листвою.
    Обратимся к словарю литературных терминов:
    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
    Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
    Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись
    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Эпитет – образное, художественное определение.
    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Метафора– употребление слова в переносном значении.
    Звукопись – это художественный приём,
    заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
    имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
    Антонимы – слова, противоположные по значению.
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
    Таким образом, мы можем говорить об отличиях произведений Л. Н. Толстого и А. Н. Плещеева. Толстой написал о весне прозаическое произведение, а Плещеев – лирическое.
    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.
    Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.
    Существует мнение, что прекрасное владение художественным словом демонстрируют писатели серебряного века. За счёт мастерского использования средств художественной выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.
    Одним из таких писателей является Константин Дмитриевич Бальмонт.
    Познакомимся с творчеством поэта.
    3. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Родился будущий поэт 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать Вера Николаевна.
    Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком/
    Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.
    Стихотворение – сказка «Золотое слово» написано и опубликовано в 1912 году в сборнике «Зарево зорь». Поэт оживляет своих персонажей, олицетворяет их с людьми. Осень – легкомысленная девушка, которая обещает озолотить. Зима – властная особа, которая решает над всеми командовать, а Весна – словно добрая фея спасает всё живое.
    В стихотворении «Золотое слово» К. Бальмонт использует художественные инструменты – олицетворения: осень обещала, зима сказала; метафоры: жёлтый одуванчик будет и седой, речка…шалит водой, разлилась на воле, стёрла берега, золотое слово. Сказочные картины природы, созданные поэтом, поражают яркостью, что достигается с помощью цветовых эпитетов: лютик золотой, одуванчик жёлтый.
    Если обратить внимание на звукопись, мы заметим, что Бальмонт хотел, чтобы стихотворение звучало напевно, мягко. Для этого он использовал слоги: ла, ло, ли, лю.
    Поэт призывал бороться со злом добром. К. Бальмонт писал: «Поэт открыт душою мира, а мир наш – солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа…»
    Разбор типового тренировочного задания
    Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.
    Лента времени.
    Части стихотворения:
    Солнце золотится. Лютик — золотой.
    Речка серебрится и шалит водой.
    Родилась на воле, залила луга,
    Затопила поле, стёрла берега.
    Осень обещала: » Я озолочу»
    А Зима сказала: «Как я захочу»
    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
    И Весна настала. Всюду кутерьма.
    Там, где не достала, — лютик золотой,
    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
    Осень обещала. Помогла Весна.
    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
    Правильный ответ:
    Части располагаются в последовательности:
    Осень обещала: « Я озолочу»
    А Зима сказала: «Как я захочу»
    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
    И Весна настала. Всюду кутерьма.
    Солнце золотится. Лютик — золотой.
    Речка серебрится и шалит водой.
    Родилась на воле, залила луга,
    Затопила поле, стёрла берега.
    Там, где не достала, — лютик золотой,
    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
    Осень обещала. Помогла Весна.
    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
    Разбор типового контрольного задания
    1 вариант
    Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
    Сравнение
    слова, близкие по значению
    Метафора
    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Синонимы
    употребление слов в переносном значении.
    2 вариант
    Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.
    Антонимы
    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Эпитет
    слова, противоположные по значению
    Олицетворение
    образное определение
    Ответ
    1 вариант
    Сравнение
    слова, близкие по значению
    Метафора
    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
    Синонимы
    употребление слов в переносном значении.
    2 вариант
    Антонимы
    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
    Эпитет
    слова, противоположные по значению
    Олицетворение
    образное определение

  5. madmax-z Ответить

    Произведение «Золотое слово» Константин Дмитриевич Бальмонт включил в книгу «Зарево зорь».
    Стихотворение написано в 1912 году. Его автору исполнилось в эту пору 45 лет, еще недавно он считал себя радикальным революционером, выходил на баррикады, тиражи двух сборников его стихов даже были конфискованы. В марте 1912 года литературная общественность поздравляет поэта с юбилеем творческой деятельности. В этот период он также много путешествует. Жанр – стихи о природе, рифмовка смежная, все рифмы открытые и мужские, 3 строфы. Лирический герой себя явно не проявляет. В основе стихотворения – беседа времен года. Они персонифицированы, даже названия их – с прописной буквы. Интонация перечислительная. Чувствуется сбивчивый ритм. Обилие глаголов, особенно в прошедшем времени, однако поэту удалось избежать глагольных рифм. Язык стихотворения прост и порой выглядит почти беспомощным. Собственно, теперь «Золотое слово» относят к детской литературе. Симметрия высказываний с глаголами в центре строк: осень обещала, зима и весна сказали, весна настала. «Озолочу»: имеется в виду листопад. Победа в споре, как водится, за весной. «Солнце золотится»: употребление глагола, образованного от прилагательного, живо напоминает столь же незатейливую строчку «Травка зеленеет» у А. Плещеева. Поэт не боится тавтологии: лютик – золотой (это еще и эпитет). Скорее всего, подразумевается водная разновидность растения, поскольку уже в следующей строке упоминается «речка». Здесь начинается царство воды, захватывающее территории: залила луга, затопила поле. В 3 четверостишии автор продолжает излагать, по сути, дидактический, познавательный материал для самых маленьких. «Где не достала»: там желтый одуванчик, действительно, пройдет через весь свой жизненный цикл, станет «седым», облетит. Ближе к финалу – вновь анафора из первого четверостишия. Три междометия с «ну» констатируют факт: зима пропала. В названии стихотворения – метафора, эпитет. Настойчивый лексический повтор – вариации золотого цвета. Олицетворения: речка шалит, одуванчик седой, помогла Весна (это еще и инверсия). «Кутерьма»: беспорядок, хаос, но веселый, оживленный. Лексика нейтральная, просторечная. Обращает на себя внимание количество тире, простых нераспространенных предложений, строк с прямой речью.
    Стихи К. Бальмонта регулярно входили в хрестоматии поэзии для детей; самые ранние из них создавались для маленькой дочери поэта Нины.

  6. serg225 Ответить

    Урок 58                      К.  БАЛЬМОНТ «ЗОЛОТОЕ СЛОВО»
    Тип урока: решение частных задач
    Педагогические цели: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта
    К. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения
    Планируемые результаты
    Предметные:
    познакомятся с лирическим произведением К. Д. Бальмонта;
    научатся осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации
    Метапредметные:
    познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
    в процессе чтения;
    регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
    коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы
    Личностные:
    читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине
    Образовательные ресурсы: портрет К. Д. Бальмонт, толковый словарь, карточки с текстом, презентация
    Организационная структура урока
    Этап урока
    Содержание деятельности учителя
    Содержание деятельности обучающегося
    Формируемые способы
    деятельности
    I. Организация начала урока
    Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Психологически настраивает учащихся к предстоящей работе.
    Долгожданный дан звонок –  Начинается урок.
    Все красиво, дружно встали, Улыбнулись, подравнялись.
    Поздоровались прилично, чтоб учиться на «отлично.»
    Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
    Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность
    к уроку. Приветствуют учителя
    Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
    II. Речевая разминка
    Прочитайте стихотворение:
    Под ногами в листопад
    Листья жёлтые летят,
    А под листьями шуршат
    Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
    Папа, мама и ребёнок.
    – Какие слова придумал автор? Для чего? (чтобы услышать шуршание осенних листьев)
    Прочитайте стих-е медленно; с ускорением, скороговоркой.
    Читают стих-е разными способами.
    Готовят речевой аппарат
    III. Проверка домашнего задания
    На доске – портрет Н. А. Некрасова.
    – Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова?
    Предлагает  произведение  Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
    Рассматривают портрет Н. А. Некрасова.
    Выполняют задание.
    Читают произведение Н. А. Некрасова
    Владеют навыками осознанного и выразительного чтения
    IV. Мотивация и целеполагание
    Работа с пословицей.
    – Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу».
    – Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.
    2.  – Давайте определим фамилию одного из поэтов, расшифровав запись. Используйте алфавит.  2, 1, 13, 30, 14,16, 15, 20
    – сфорулируте тему урока.
    – Какие задачи поставим на урок?
    Работают над значением пословицы
    Бальмонт
    V. Работа по теме урока. Освоение нового содержания и его примениение
    1. Знакомство с биографией поэта. (учитель организует работу с текстом в парах)
    – Что узнали о Бальмонте?
    2. Слушание стихотворения
    3. Словарная работа.
    – Объясните значение слова кутерьма.
    Кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок
    Беседа по содержанию прочитанного
    – Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?
    – Кто обещал всё озолотить?
    – А кто всё сделал на самом деле?
    – Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны?
    – Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»?
    – Так почему же автор так назвал своё стихотворение?
    Дети читают текст, узнают факты биографии  поэта.
    Объясняют толкование слова кутерьма
    – Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу». – Всё озолотить обещала осень. – На самом деле всё это сделала весна. – Весной солнце золотится. Лютик – золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, – лютик золотой и жёлтый одуванчик.
    .
    Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
    VI. Физминутка
    VII. Продолжение работы
    над темой.
    Анализ стихотворения.
    – Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна?
    Подготовка к выразительному чтению ( читают сам-но вслух)
    – Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
    Выразительное чтение стихотворения.
    Читают стих-е
    Выборочное чтение – Найдите в тексте и прочитайте:
    – Какое настроение передает поэт в последней строке?
    – Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
    – Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?
    Беседа:
    – Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
    – Как вы думаете, почему весна победила?
    – Что за помощники есть у весны?
    – Вспомним, как называется стихотворение?
    – В каком значении употреблены эти слова?
    – Какие слова обычно называют золотыми?
    – Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой.
    Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
    – Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»?
    Чтение по ролям.
    – Сколько ролей понадобится для чтения этого стих-я?(4)
    Прочитаем по ролям
    Солнце, птицы,цветы
    – Весна выполнила свое обещание
    Читают по ролям
    VII. Домашнее задание
    – Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово» стр.173.
    – Выполнить зарисовки (по желанию)
    Слушают, уточняют задания
    Осуществляют поиск средств достижения учебных задач
    VIII. Итог урока
    – Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта?
    – Какое из них захотелось вам выучить наизусть?
    – Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?
    Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы
    Формулируют ответы на вопросы. Прини-мают и сохраняют учебную задачу
    IX. Рефлексия
    •  Сегодня меня порадовало…
    •  Сегодня меня огорчило…
    Осуществляют самоанализ учебной деятельности
    Владеют навыками самоанализа
    .

  7. chip5052001 Ответить

    Департамент образования администрации Владимирской области
    Управление образованием администрации г. Владимира
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Средняя общеобразовательная школа №13 г. Владимира
    Конспект урока
    по литературному чтению
    3 класс
    Бальмонт К.Д.
    Золотое слово. Осень.
    Разработал: учитель начальных классов
    высшей  квалификационной категории     Киселева И. А.
    Владимир 2011
    Цели:
    1. Познакомить детей с личностью Бальмонта К.Д.; познакомить с двумя стихотворениями Бальмонта К.Д.
    2.Учить представлять картины природы, описанные поэтом и чувствовать настроение автора.
    3.Закреплять литературоведческие знания детей (понятие «олицетворение»); познакомить с новым средством художественной выразительности.
    4.Совершенствовать навык сознательного выразительного чтения.
    5.Развивать воссоздающее и творческое воображение  и речь учащихся.
    Оборудование:
    1.Раздаточный материал: рисунки с изображением солнца, ласточек, подснежников, одуванчиков, бабочек. (У каждого ученика)
    2. Таблички со словами: олицетворение, метафора.
    3. Портрет Бальмонта К. Д.
    4. Картина без ярко выраженных признаков весны, рисунки, которые дети прикрепляют к этой картине.
    Ход урока.
    Вводная часть
    – Сегодня мы продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? (Знакомство с новыми авторами, произведениями, передача авторского настроения при чтении)
    Знакомство с личностью поэта.
    – Итак, мы начинаем знакомиться с личностью и творчеством еще одного замечательного поэта. Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д. Вглядитесь в лицо поэта. Это лицо человека думающего, благородного, интеллигентного. Этот поэт интересен нам еще  и тем, что жизнь его связана с нашим Владимирским  краем. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской  губернии в помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями  о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами. Послушайте одно из его стихотворений.
    Первичное восприятие  стихотворения.
    Стихотворение читает учитель (напевно).
    Проверка восприятия
    Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
    Как бы вы озаглавили это стихотворение?
    Прочитайте стихотворение самостоятельно, чтобы понять, как автору удалось передать нам грустное настроение.
    Вторичное восприятие текста.
    1.Чтение детьми про себя.
    2.Чтение вслух ( 2 чел.)
    Анализ стихотворения.
    Как же поэту удалось заставить нас грустить вместе с ним?
    Прочитайте слова, которые усиливают наши грустные чувства?
    Какую осень описывает поэт в своем стихотворении: раннюю или позднюю?
    Докажите это словами из текста.
    Подберите синонимы к слову «блистают». (Сверкают, блестят, сияют)
    Как вы думаете, почему поэт использовал именно это слово, говоря о деревьях?
    Прочитайте две последние строчки стихотворения. Какой прием использовал  автор, описывая Осень? (Олицетворение)
    На доске раскрывается табличка с данным словом.
    Докажите это.
    Как вы понимаете выражение: «Скоро осень проснется и заплачет спросонья»?
    Приведите еще один пример олицетворения из этого стихотворения.
    («Солнце реже смеется»)
    Что имеет в виду автор?
    Работа над выразительным чтением.
    Сейчас мы прочитаем это стихотворение выразительно. Что это значит?
    Читают два человека.
    Удалось ли ребятам передать при чтении чувства тоски и печали?
    Слова учителя:
    Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.
    Я хочу предложить вам интересное задание. Вы, наверное обратили внимание на рисунки, которые лежат перед вами на парте. Что это за рисунки. О чем они вам напомнили? На обратной стороне вы найдете отрывки из стихотворений.  Прочитайте их и постарайтесь вспомнить название стихотворения и кто его автор.
    1 отрывок -из стихотворения Майкова А. Н. «Весна».
    2 отрывок – из стихотворения Тютчева Ф. И. «Зима недаром злится».
    Желающие могут прочитать любимое стихотворение целиком. (2 чел.)
    Беседа:
    Что объединяет эти два стихотворения?
    Как вы думаете, на чьей стороне авторские симпатии?
    Какой изображают весну поэты в своих стихах?
    Знакомство с новым стихотворением.
    Сейчас вы услышите новое стихотворение Бальмонта К. Д. Подумайте, есть ли у этого стихотворения сходство с двумя предыдущими?
    Стихотворение может прочитать учитель или подготовленные дети.
    Вторичное восприятие текста.
    Чтение детьми про себя.
    Чтение вслух. (2 чел.)
    Анализ стихотворения.
    Подумайте, о чем спорят Осень, зима и Весна? (Кто важнее, сильнее)
    Давайте еще раз прочитаем этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
    Какое настроение передает поэт в последней строке?
    Объясните значение слова «кутерьма».
    Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
    Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении? (Золотой)
    Учитель: «Солнце-символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и тоже.
    Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
    Как вы думаете, почему весна победила?
    Что за помощники есть у весны? Дети показывают свои рисунки с изображением солнца, птиц, цветов и т. д.
    Давайте вспомним, как называется стихотворение?
    В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)
    Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом)
    -Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафора. Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
    Почему же поэт назвал свое стихотворение»Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание)
    Работа над выразительным чтением.
    – Какие чувства надо передать при чтении этого стихотворения?
    Читают два человека.
    – Кто из детей прочитал лучше, веселее?
    Работа над иллюстрацией к стихотворению.
    На доске висит картина, на которой нет ярко выраженных признаков весны.
    -Можем ли мы сказать, что это иллюстрация к стихотворению «Золотое слово»? Почему?
    -Давайте мы немножко оживим эту картину и превратим ее в иллюстрацию к нашему стихотворению.
    -Что мы должны для этого сделать?
    Дети прикрепляют различные рисунки, связанные с весной.
    -Теперь можно сказать, что это иллюстрация к нашему стихотворению?
    -Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?
    Заключительная часть урока.
    – Мы познакомились с двумя стихотворениями Бальмонта К. Д.
    – Чем же отличаются эти два произведения?
    – Какое стихотворение вам понравилось больше?
    Домашнее задание.
    Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
    Нарисовать образ Осени или Весны.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *