Почему бэкон и декарт считаются создателями философии нового времени?

12 ответов на вопрос “Почему бэкон и декарт считаются создателями философии нового времени?”

  1. Cold_heart Ответить

    Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того, чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего, следует подвергнуть решительному пересмотру, а, если надо, и отрицанию всю предыдущую философскую традицию, после чего построить принципиально новую философию, отвечающую требованиям эпохи. Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь.
    Родоначальником новой философии также считается французский философ и ученый Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную. Главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.
    Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и наличное существование окружающего: вдруг внешний мир — всего лишь иллюзия, и на самом деле его нет.
    Учения Бэкона и Декарта были первыми философскими системами Нового времени, сходными в трактовке целей духовной деятельности человека, но различающимися взглядами на основной метод познания или путь реализации намеченных задач.
    Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с онтологии (изучение проблемы бытия) на гносеологию (теорию познания) . Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному.. .

  2. Кристали Ответить

    Ответ оставил Гость
    Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того, чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего, следует подвергнуть решительному пересмотру, а, если надо, и отрицанию всю предыдущую философскую традицию, после чего построить принципиально новую философию, отвечающую требованиям эпохи. Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь.
    Родоначальником новой философии также считается французский философ и ученый Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную. Главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.
    Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и наличное существование окружающего: вдруг внешний мир — всего лишь иллюзия, и на самом деле его нет.
    Учения Бэкона и Декарта были первыми философскими системами Нового времени, сходными в трактовке целей духовной деятельности человека, но различающимися взглядами на основной метод познания или путь реализации намеченных задач.
    Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с онтологии (изучение проблемы бытия) на гносеологию (теорию познания) . Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному.. .

  3. Mavethis Ответить

    Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
    Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
    Сторонники эмпиризма, которым являлся Бэкон, утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Философию Бэкон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
    Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому, главными науками по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история – это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии – рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).
    Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Он считал, что устранение заблуждений и предрассудков – отправная точка правильного философствования.
    Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, – господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.
    Бэкон – один из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы.
    Бэкон подчёркивал значение естествознания, но стоял на точке зрения теории двойственности истины (тогда прогрессивной): теология имеет своим объектом Бога, наука – природу. Необходимо разграничивать сферы компетенции Бога: Бог – творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зависит от веры. Философия основывается на знании и опыте.
    Сторонники рационализма, которым являлся Декарт, считали, что основным источником достоверного знания является знание. Самый яркий представитель рационалистического направления – Рене Декарт – французский философ, математик, физик и физиолог. Самой совершенной наукой признавал математику и считал необходимым все остальные науки построить по её образцу. В соответствии с этим главную роль в познании истины он отводил не опыту, а теоретическому мышлению, разуму. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.
    Если философия Бэкона – предвестник нового, симпатизирует естествознанию, создает для него философское обоснование, то в философии Декарта уже закладываются общие основания новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени научные результаты. Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, соответствующий актуальному состоянию естествознания и определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и изменения в развитие философского мышления, новую ориентацию в философии.
    В учении о познании Декарт – родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает никакого сомнения. Основные принципы логики и математики Декарт считал врождёнными людям и не имеющими опытного происхождения.
    Наиболее выдающиеся из его философских трудов – это работы, посвященные, как и у Бэкона, методологической проблематике. Декарт считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Правила, которых он придерживается и которые считает важнейшими, имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они означают, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования.
    Первую и исходную определенность философии Декарт видит в определенности сознания – мышления. Требование к мышлению Декарт выражает словами: “во всем должно сомневаться” – это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает отвержение всех определений. Декартово сомнение и “отвержение всех определений” исходит не из невозможности существования этих определений. Принцип Декарта выдвигает сомнение не как цель, а как средство.
    Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Он стремился построить научное знание в систематическом виде, оно должно было быть построено как единая система в то время как ранее оно было лишь собранием случайных истин. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение “мыслю, следовательно, существую” (“cogito ergo sum”). Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии – истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога – существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума.
    В силу всего вышесказанного, рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. В целом же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

  4. Akinozilkree Ответить

    Философия Нового
    времени (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта)

    План:
    1. Краткая характеристика философии
    Ф.Бэкона (1561-1626)
    2. Философия Р.Декарта (1596-1650)
    1. Краткая характеристика философии
    Ф.Бэкона (1561-1626)

    Ф.Бэкон считается основателем эмпиризма
    в философии (согласно эмпиризму,
    главное в познании – это опыт, а не
    рациональная деятельность). Деление
    философов на эмпириков и рационалистов
    само по себе – условно и является
    упрощенной схемой, не отражающей реальный
    процесс философствования.
    Цель философии и науки, с точки
    зрения Ф.Бэкона – достижение истинного
    знания
    . Истинное знание 1) доступно
    изучению опытным путем, следовательно,
    наука должна быть не только теоретической,
    но и экспериментальной; 2) открыто
    всеобщему контролю и сотрудничеству,
    не является тайным; 3) приносит пользу
    людям: «знание – сила».
    Условие достижения истинного знания
    освобождение от идолов (ложных
    понятий и мыслей). Ф.Бэкон различает 4
    вида идолов:
    1. Идолы рода – заблуждения, свойственные
    человеческому роду в целом (мышление
    по аналогии без должной проверки,
    суеверие, стадное чувство и т.п.)
    2. Идолы пещеры – индивидуальные
    заблуждения. Согласно Ф.Бэкону, каждый
    из нас имеет свою пещеру, в которой свет
    истины рассеивается и гаснет. К сожалению,
    «люди ищут знаний в своих маленьких
    мирах, а не в большом общем для всех
    мире.
    3. Идолы площади (рынка) – заблуждения,
    связанные с некритическим применением
    слов и зависящие напрямую от внешних
    контактов людей.
    4. Идолы театра – проникли в человеческую
    душу с помощью различных философских
    доктрин из-за наихудших правил
    доказательства. С точки зрения Бэкона
    философия прошлого – бесплодна и
    многословна, все философские системы
    – сказки, предназначенные для разыгрывания
    на сцене.
    Цель науки для Бэконаоткрытие
    форм
    . Открыть форму – это значит
    понять структуру явления и закон его
    протекания.
    Путь подлинного ученого для Бэкона –
    отличен от пути эмпириков (которые,
    как муравьи, просто собирают факты) и
    от пути рационалистов (которые, как
    пауки, ткут паутину из себя, то есть
    выдумывают системы, не обращаясь к
    реальному опыту). Путь подлинного ученого
    – это путь пчел, которые и собирают
    нектар (факты) и вырабатывают мед (законы
    и теории, основывающиеся на фактах).
    Отсюда метод индукции (движение мысли
    от частного к общему) является, по Бэкону,
    основным в науке.
    2. Философия Р.Декарта (1596-1650)
    Р.Декарт, в отличие от Ф.Бэкона, считается
    основателем рационализма, согласно
    которому главную роль в познании играют
    не опытные данные, а деятельность рацио.
    Основная тема философии Декарта – поиск
    несомненного, очевидного, достоверного,
    то есть «первых истин». «Первые
    истины»
    извлекаются из человеческой
    души. Это истины о самом человеке, его
    устройстве и предназначении.
    Вот как рассуждает Р.Декарт в работе
    «Метафизические размышления»:
    1. Допустим, что все видимое – ложно;
    данные чувств – ложны; тело, фигура,
    протяженность, движение – вымыслы моего
    ума. Представим также, что какой-то злой
    дух хочет меня обмануть и подсовывает
    мне ложные идеи и положения. Существую
    ли я сам? Я, который сомневается?

    Ответ Декарта: «Я несомненно
    существовал, если только убедил себя и
    даже подумал о чем-нибудь. Даже если
    меня обманывают, я несомненно существую.
    Следовательно, «я есть, я существую»
    – истинное положение.
    2. Если я есть, я существую, то в чем
    же моя природа
    ? Не природа тела,
    состоящая в питании, движении, ощущении,
    а моя?
    Ответ Декарта: только одно мышление
    не может быть устранено от меня.
    Следовательно, я есть мыслящая вещь.
    «Я есть, я существую. Насколько времени?
    Настолько, сколько мыслю, ибо возможно
    и то, что я совсем бы перестал существовать,
    если бы перестал мыслить».
    Согласно Декарту, мышление – это
    удивительная способность человека,
    которая не является производной от
    чувств. Декарт рассуждает следующим
    образом: моё понятие о воске не образовано
    способностью представления, то есть
    способностью получать чувственные
    данные. То, что воск существует, я
    обнаружил не чувствами, а мышлением,
    так как чувства никогда не дают стабильной
    картины окружающего нас мира. Я составляю
    понятие об изменчивых вещах. Понятие –
    продукт мышления.
    Декарт делит сущее на:
    1) substantia infinita
    – субстанция бесконечная (Бог);
    2) substantia finite
    – субстанция конечная (созданное Богом)
    / \
    res cogitantes res extensae
    (вещь мыслящая)
    (вещь протяжённая)
    Истолкование природы как протяжённой
    вещи сделало возможным европейскую
    науку и технику. За человеком закрепляется
    статус субъекта как существа
    мыслящего и выступающего основанием
    мыслимого (subjectum с лат.-
    основание). Вся последующая философия
    (18 в.-1пол.19 в.) была направлена на изучение
    человеческого мышления, следовательно,
    была рационалистична, так как центральной
    темой её был разум.
    3. Как рассуждает Декарт далее?
    Мыслить – это значит оперировать идеями.
    Откуда во мне идеи?
    Ответ Декарта: следует различать 3
    вида идей:
    1) созданы мной, т.е. я приобретаю эти
    идеи из себя и переношу их на вещи. Это
    идеи субстанции, продолжительности и
    числа.
    2) идеи как продукт контакта с внешним
    миром. Это идеи формы, протяженности,
    положения.
    3) идея, которая рождена вместе со мной.
    Это идея Бога. Я не получил её с помощью
    чувств. Она не есть мой вымысел: «Понятие
    бесконечного в некотором роде первичнее
    во мне, чем понятие конечного, т.е. понятие
    Бога первичнее меня самого; ибо как бы
    я узнал недостатки своей природы?» Идея
    Бога во мне, заключает Декарт, это
    отпечаток Мастера на своем творении.
    Достоверность всех идей зависит от идеи
    Бога: «Есть ли что-нибудь более ясное и
    очевидное само по себе, чем мысль о том,
    что существует Бог? Не в моей воле мыслить
    Бога без бытия».
    Общие выводы по философии Р.Декарта:
    Центральной темой для Декарта является
    человеческий разум. Декарт признает
    творение, то есть признает Бога в качестве
    источника человеческого разума. Декарт
    удерживает мысль о постоянной связи
    человека и Бога: «какая-то причина
    порождает и создает меня сызнова…». Но
    для Декарта идея Бога – это отпечаток
    Мастера на своем творении, следовательно,
    доопытна, врожденна, т.е. принадлежит
    устройству разума.
    А это чисто
    неоплатонистический ход мышления (см.
    в неоплатонизме представление об Уме
    как о системе идей).
    Идея Бога в философии Декарта не есть
    результат веры, то есть свободной
    устремленности человека к Богу. Тем
    самым Декарт фактически закладывает
    основания для последующего замещения
    Бога идеей Бога (что ясно обнаруживается
    уже у И.Канта). Тем самым шаг, который
    делает Декарт, является решающим на
    пути к тезису об автономии человеческого
    разума.
    Окончательная же формулировка
    этого тезиса принадлежит И. Канту.
    3

  5. Анастасия Бесселовская Ответить

    Следовательно, «я есть, я существую»– истинное положение.
    2.Если я есть, я существую, тов чем же моя природа? Не природа тела, состоящая в питании, движении, ощущении, а моя?
    Ответ Декарта:только одно мышление не может быть устранено от меня. Следовательно,я есть мыслящая вещь. «Я есть, я существую. Насколько времени? Настолько, сколько мыслю, ибо возможно и то, что я совсем бы перестал существовать, если бы перестал мыслить».
    Согласно Декарту, мышление – это удивительная способность человека, которая не является производной от чувств. Декарт рассуждает следующим образом: моё понятие о воске не образовано способностью представления, то есть способностью получать чувственные данные. То, что воск существует, я обнаружил не чувствами, а мышлением, так как чувства никогда не дают стабильной картины окружающего нас мира. Я составляю понятие об изменчивых вещах. Понятие – продукт мышления.
    Декарт делит сущее на:
    1) субстанция бесконечная (Бог);
    2)субстанция конечная (созданное Богом)
    (вещь мыслящая) (вещь протяжённая)
    Истолкование природы как протяжённой вещи сделало возможным европейскую науку и технику. За человеком закрепляется статус субъектакак существа мыслящего и выступающегооснованием мыслимого (subjectumс лат.- основание). Вся последующая философия (18 в.-1пол.19 в.) была направлена на изучение человеческого мышления, следовательно, была рационалистична, так как центральной темой её былразум.
    3.Как рассуждает Декарт далее?
    Мыслить – это значит оперировать идеями. Откуда во мне идеи?
    Ответ Декарта:следует различать 3 вида идей:
    1) созданы мной, т.е. я приобретаю эти идеи из себя и переношу их на вещи. Это идеи субстанции, продолжительности и числа.
    2) идеи как продукт контакта с внешним миром. Это идеи формы, протяженности, положения.
    3) идея, которая рождена вместе со мной. Это идея Бога. Я не получил её с помощью чувств. Она не есть мой вымысел: «Понятие бесконечного в некотором роде первичнее во мне, чем понятие конечного, т.е. понятие Бога первичнее меня самого; ибо как бы я узнал недостатки своей природы?» Идея Бога во мне, заключает Декарт, это отпечаток Мастера на своем творении. Достоверность всех идей зависит от идеи Бога: «Есть ли что-нибудь более ясное и очевидное само по себе, чем мысль о том, что существует Бог? Не в моей воле мыслить Бога без бытия».
    Общие выводы по философии Р.Декарта:
    Центральной темой для Декарта является человеческий разум. Декарт признает творение, то есть признает Бога в качестве источника человеческого разума. Декарт удерживает мысль о постоянной связи человека и Бога: «какая-то причина порождает и создает меня сызнова…». Но для Декарта идея Бога – это отпечаток Мастера на своем творении, следовательно, доопытна,врожденна, т.е. принадлежит устройству разума. А это чисто неоплатонистический ход мышления (см. в неоплатонизме представление об Уме как о системе идей).
    Идея Бога в философии Декарта не есть результат веры, то есть свободной устремленности человека к Богу. Тем самым Декарт фактически закладывает основания для последующего замещения Бога идеей Бога (что ясно обнаруживается уже у И.Канта). Тем самым шаг, который делает Декарт, является решающим на пути к тезису об автономии человеческого разума.Окончательная же формулировка этого тезиса принадлежит И. Канту.
    Философия эпохи Просвещения.
    Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке XVIII в., связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присущ антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Выделяют английское Просвещение (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), французское (Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и др.), немецкое (И. Г. Гердер, И. В. Гете, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т. Джефферсон), русское (А. Н. Радищев, П..С. Новиков, Я. П. Козельский) и т. д.
    Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Идейным центром Просвещения стала издаваемая Д’Аламбером и Дидро 17-томная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751-1780), статус которой определялся тем, что трансформация обстоятельств должна осуществляться на основе их досконального знания, а совершенствование человека возможно через его воспитание и просвещение.
    В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества).
    Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утверждения была рационально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент природы изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесообразному действию (труду) и правом на результаты труда.
    Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство – это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека.
    Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвещения государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовлетворение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданское общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого по сравнению с государством социального состояния.
    Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества, а применительно к Франции и Америке – в непосредственной подготовке Великой французской революции и Войны за независимость. Ряд положений работы Руссо «Об общественном договоре» вошел в американскую «Декларацию независимости» и французскую «Декларацию прав человека и гражданина».

  6. ПриНЦеФФФко Ответить

    Философия Нового времени. Общая характеристика
    Историческими предпосылками этого периода в истории мышления традиционно считают научную революцию 16-17 веков и становление экспериментального природоведения. Главной своей задачей философия этой эпохи считает разработку и обоснование новых методов познания. На этом основании были сформированы два направления. Это эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Первый провозглашает, что базовый смысл научное познание получает из чувственного опыта. В разуме нет ничего иного, он ничего не привносит. Интеллект только обобщает данные этого опыта. Рационализм же утверждает, что основной смысл научного познания состоит в деятельности разума и мыслительной интуиции. Интересно, что и тот и другой подходы считали для себя идеалом математику. Рассмотрим двух представителей этого периода, оказавших большое влияние на своих последователей.

    Эмпиризм и Френсис Бэкон
    Работа «Новый Органон», принадлежащая известному английскому мыслителю и политическому деятелю эпохи Елизаветы Френсису Бэкону, поставила главные задачи, которые должна была решать философия Нового времени. Это прежде всего познание природы, а затем – овладение ее силами. Ведь именно этому философу принадлежит знаменитый афоризм «Знание – сила». Но для того чтобы наши понятия о мире превратились в практическую мощь, нужен был новый и эффективный метод («органон» – от греческого слова).

    Первым шагом к нему должно быть очищение нашего познания от «идолов» – то есть, разного рода заблуждений, укорененных в недостатке информации, субъективности, неточности языка, слепой вере и т.д. Для этого, считал ученый, нужно исходить только из непосредственного изучения природы и действовать самостоятельно в своих выводах, не опираясь на авторитет. Если наша цель, – рассуждает философ – дать человеку силу овладеть природой, то основными методами должны быть эксперимент и индукция. То есть, следует ставить опыт, делать вывод, а потом, от единичных фактов и наблюдений идти к обобщениям. Из всех трех возможных путей познания, с точки зрения Бэкона, философия Нового времени должна выбрать один. Это не путь паука, выводящего истину из самого себя, не путь муравья, только накапливающего факты, но не понимающего их, а путь пчелы. Следует перерабатывать нектар данных в мед истинной науки.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *