Почему буряты не любят когда их называют бурятами?

13 ответов на вопрос “Почему буряты не любят когда их называют бурятами?”

  1. tigoich Ответить

    Навеяло постом о тувинцах. https://pikabu.ru/story/o_tuvintsakh_imkho_5468556
    В посте я расскажу о бурятах, всё написанное мной – моё личное мнение, навязать которое я никому не пытаюсь.
    Т.к. я живу в Забайкалье, очень часто приходится общаться с бурятами. В моем городе их немного, но тем не менее любой житель города имеет в друзьях или приятелях представителей этой национальности (и я не исключение).
    Проблем с бурятами, в отличие от тувинцев у русских практически нету, по крайней мере в нашем городе – к русским они относятся очень дружелюбно.
    Тем не менее, распространено землячество такого рода – если в какой-то организации мало-мальски руководящую должность займет бурят – постарается устроить к себе родню и друзей из числа бурят.
    Буряты по праву гордятся историей своего народа, известными представителями народа и просто родственниками или друзьями, добившимися каких-либо заслуг, либо просто успешными в жизни.
    Основная проблема – алкоголь, ибо пьяный бурят – непредсказуем, может сидеть брататься с собутыльниками, через минуту драться, еще через пару минут снова брататься. НО!!! Среди бурят практически нет спившихся, опустившихся алкоголиков.
    Буряты – работяги. Они любят деньги, но редко пользуются халявой. Они их зарабатывают трудом. Один мой приятель Балдан (военнослужащий-контрактник), после операции (!!!), находясь на больничном калымил на постройке частного дома. Буряты, кроме основных работ (есть и врачи, и учителя, и военные, и продавцы и т.д.) зарабатывают тем, что строят деревянные дома, очень распространено животноводство. Если вам надо хороших домашних молочных продуктов или вкусного и свежего мяса – это к бурятам.
    Большинство бурят буддисты, очень религиозный народ. Уважительно относятся к предкам, к старшим, любят детей. В детских домах практически нету детей-бурят. Если бурятский ребенок вдруг остался сиротой – его заберёт родня к себе и будет воспитывать, как своего.
    Очень вкусная кухня у бурят. Настоящие бурятские буузы (позы) – это чудо! Это что-то вроде мант. Готовятся на парУ. При еде, нужно прокусить дырочку в тесте и выпить бульон внутри буузы, затем скушать саму буузу. Лично я люблю ещё выпустить этот бульон в тарелку и замакать хлебом.

  2. pn17 Ответить

    Я собственно сам бурят, насчет алкоголя все верно. Что до “бухэ барилдаан” по пьяни (борьба национальная) – это как правило в районах, деревнях. Тут еще важный момент – национальные обычаи не позволяют вообще участвовать в соревнованиях как по езде верхом, так и в борьбе пьяным, это сразу вызовет осуждение от старшего поколения, а слово старших у бурят – закон.
    Поэтому, все эти “давай бороться”, как классическое русское “ты меня уважаешь?” с которого начинается дохера проблем…
    Просто организму нужно меньше, и тут вот какое дело – все начинают дурнеть когда много выпьют, просто из-за особенностей генетики, до состояния “пьяного бурята”, русскому надо литр водки (кому как конечно), а буряту 300-500гр., они просто физически не могут оказаться в одинаковом состоянии, когда и побороться можно и еще чего…когда русский допьет, бурят уже спит или блюет.
    То же самое с русскими и испанцами. Последние могут выпить невероятно много вина, в то время, как русский по сути оказывается в состоянии “пьяного бурята” (доводилось наблюдать пару раз)..)))
    Буряты действительно по сей день делятся по территориям и по разному относятся друг к другу. Восточные не особо любят Иркутских (Западных), отчасти из-за того, что на Западе больше шаманизма, на Востоке буддизм, это их разнит сильно. Хоринские с опаской относятся к Селенгинским и т.п.
    Конечно, сейчас некоторые традиции и ценности теряются, молодежи порой “стыдно” за обычаи…хотя ничего из ряда вон выходящего там нет. Невест не крадут, баранов на улице не режут, лепят себе “буузы”, борятся на Сурхарбане и едят “белую пищу” (молочную) во время Восточного нового года, Сагаалган (Белый месяц).
    Всем по порции “бууз” 🙂
    Это сообщение отредактировал MemphisGX81 – 28.12.2016 – 21:26

  3. FoxBat Ответить

    Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.


    ПОЧЕМУ БУРЯТЫ НАЗЫВАЮТСЯ «БУРЯТАМИ»?
    О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

    Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».
    Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.
    Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.
    Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты – это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.
    ПЛЕМЕНА И РОДЫ


    Буряты — этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.
    Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные — хоринцы.
    В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
    До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
    По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.
    ЧЕРНАЯ И ЖЕЛТАЯ ВЕРА


    Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
    До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
    Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
    На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.
    Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
    В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».
    КУЛЬТ БОРЬБЫ


    Буряты — один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба – традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана — народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.
    Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце — Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.
    Михаханов – сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» — это сикону, профессиональный псевдоним борца.
    Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет — под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.
    ОХОТА НА ГИТЛЕРОВЦЕВ
    В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:
    Расскажут лишь камни об этих боях,
    Как насмерть герои стояли.
    Здесь русский, бурят, армянин и казах
    За Родину жизнь отдавали.
    37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.
    Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.
    Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.

    ОПТИМИСТ: http://oppps.ru/chto-nuzhno-zn

  4. liverpoolstar Ответить

    На Дальнем Востоке дауры, маньчжуры и тунгусы (эвенки) называли русских «лоча» или «луча» с различным вариантами: «лючи», «люча», «нюча». Происхождение этого слова довольно туманно. Возможно, местные народы так сначала назвали северных китайцев, маньчжур или их предков — чурдженей, и лишь потом это слово перешло на чужаков, появившихся на Дальнем Востоке. Якобы это слово отображало то, что китайцы, в отличие от местных народов, одевались не в меха, а носили тканые одежды. Так же одевались и русские. Вторая версия происхождения названия утверждает, что возможно, оно означало «люди из улуса Джучи», то есть появилось еще в ордынские времена, когда русские посольства приезжали в Орду, и постепенно трансформировалось «джучи» — «нучи», «лучи», «лоча». Третью версию озвучивает поляк Вацлав Леопольдович Серошевский; в своей книге «Якуты» он пишет что название русских «луча», «лууча» было самое распространенное. В якутском языке слово это не имело значения, но по-эвенкийски оно означало — пугало, урод, страшный человек. Он же пишет, что в якутских сказках злые демоны часто походили на русских. Известно что эвенки называют «луча» только русских, но никогда — другие народы. Еще одна гипотеза уверяют что издревле во многих языках сибирских народов слово «луча» имело три значения: воин, торговец и даже злой дух.

  5. evgen8383 Ответить


    “Панмонголизм” как инструмент уничтожения бурятской государственности

    Последние несколько десятков лет в Бурятии произошла подмена категориальных понятий, когда проблема реабилитации репрессированного в 1930-1940 гг.…


    Как исчезло название «БУРЯТ-МОНГОЛИЯ»?

    7 июля 1958 года был обнародован Указ ВС СССР о переименовании «Бурят-Монгольской АССР» в «Бурятскую АССР». Через 10 дней в…


    Бурятия встречает очередного ставленника Кремля

    Народ Бурятии встречает своего очередного “спасителя”. Спецоперация, которую нам провел дедушка Путин, народ Бурятии принял с…


    Вхождение бурятских племен в состав России. ЧАСТЬ II

    Продолжение, начало читайте тут. Остроги, как плацдарм для колонизации бурятских племен. В 1650 г. буряты вновь отказались платить ясак в…


    Вхождение бурятских племен в состав России. ЧАСТЬ I

    Первые походы казаков к бурятам. Первыми опорными пунктами при покорении Бурятской земли стали Мангазейский ( 1600 г.) и Енисейский ( 1618 г.)…


    Как буряты дважды «добровольно» вошли в Россию

    Попытка облагородить, отретушировать историю колонизации бурят, показать, что «присоединение Сибири к Русскому государству означало включение…


    К сожалению, Россия приняла решение о нежелательности пребывания в стране Далай-ламы.

    Визит Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию 2004 год. фото отсюда. Для людей исповедующих традиционную буддистскую религию, Его Святейшество…


    Откуда появился пост про то что мы позор России?

    Мало кто знает, откуда появился этот пост. Так вот, из-за публичной полемики с Виктором Золотаревым, журналистом и владельцем ИА «Байкал…


    Владимир Хамутаев: Мы – чемпионы по уничтожению своего родного языка.

    Бывший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, доктор исторических наук Владимир Хамутаев. Он опубликовал…

  6. arhifive Ответить

    Цитата (MemphisGX81 @ 28.12.2016 – 21:22) Я собственно сам бурят, насчет алкоголя все верно. Что до “бухэ барилдаан” по пьяни (борьба национальная) – это как правило в районах, деревнях. Тут еще важный момент – национальные обычаи не позволяют вообще участвовать в соревнованиях как по езде верхом, так и в борьбе пьяным, это сразу вызовет осуждение от старшего поколения, а слово старших у бурят – закон.
    Поэтому, все эти “давай бороться”, как классическое русское “ты меня уважаешь?” с которого начинается дохера проблем…
    Просто организму нужно меньше, и тут вот какое дело – все начинают дурнеть когда много выпьют, просто из-за особенностей генетики, до состояния “пьяного бурята”, русскому надо литр водки (кому как конечно), а буряту 300-500гр., они просто физически не могут оказаться в одинаковом состоянии, когда и побороться можно и еще чего…когда русский допьет, бурят уже спит или блюет.
    То же самое с русскими и испанцами. Последние могут выпить невероятно много вина, в то время, как русский по сути оказывается в состоянии “пьяного бурята” (доводилось наблюдать пару раз)..)))
    Буряты действительно по сей день делятся по территориям и по разному относятся друг к другу. Восточные не особо любят Иркутских (Западных), отчасти из-за того, что на Западе больше шаманизма, на Востоке буддизм, это их разнит сильно. Хоринские с опаской относятся к Селенгинским и т.п.
    Конечно, сейчас некоторые традиции и ценности теряются, молодежи порой “стыдно” за обычаи…хотя ничего из ряда вон выходящего там нет. Невест не крадут, баранов на улице не режут, лепят себе “буузы”, борятся на Сурхарбане и едят “белую пищу” (молочную) во время Восточного нового года, Сагаалган (Белый месяц).
    Всем по порции “бууз” 🙂

  7. themukin Ответить

    В последние недели многие ведут споры о «российской нации» – предложении объединить народы России под новым не гражданским названием. Но даже если государство начнет продвигать новое название единого народа, это не отменит крайне разнообразного отношения жителей разных регионов к друг другу. «Йод» изучил поисковые подсказки для пользователей рунета и выяснил, какие стереотипы есть о россиянах в разных концах страны.

    Способ определения стереотипа прост — бралось наименование жителей регионов России и первое слово, которое появляется в поисковой строке «Яндекса» после слова «почему». Например, «почему москвичи… злые» – так выяснилось, какие стереотипы наиболее расхожие, судя по тому, что подсказывают пользователям рунета.

    В основном стереотипы негативные: особенно много вопросов о том, почему кто-то кого-то не любит – москвичей, русских, народностей соседних республик. Если верить подсказкам, в центральной России живут “злые” и “гэкающие”, а на Кавказе люди не любят друг друга, но зато красивы.


    В восточной части России коренные жители республик не любят русских, люди с Дальнего Востока уезжают из региона, жители Приморского края почему-то говорят быстрее, чем их соседи.
    Согласно поисковым подсказкам Яндекса, буряты не любят русских и дерутся между собой, калмыки – агрессивные, быстро пьянеют и не любят казахов, а якуты красивые и не любят ни русских, ни бурят.

    Согласно технологии «Яндекса», список поисковых подсказок «формируется после фильтрации всего потока запросов пользователей», а также «из названий энциклопедических статей, музыкальных произведений и другого подходящего контента». После фильтрации они появляются в строке пользователя в зависимости от его местонахождения и текущих новостных событий.

  8. StazzOn Ответить


    Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
    До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
    Приход буддизма ознаменовался  развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
    На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.
    Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
    В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

  9. Элерон Ответить


    Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
    До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
    Приход буддизма ознаменовался  развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
    На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.
    Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
    В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *