Почему и амундсен и скотт выбрали в качестве?

10 ответов на вопрос “Почему и амундсен и скотт выбрали в качестве?”

  1. Ассасин_В_Стрингах Ответить

    «Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»
    Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….
    В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.
    Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.
    Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.
    Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ? 1276 км.
    Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20?21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,
    но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ? -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».
    Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772–75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821–23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901–04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59′ ю. ш. В море Уэдделла в 1902–04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903–05 годах и 1908–10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.
    В 1907–09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.
    Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.
    9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23′ и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.
    Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.
    Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893–1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.
    14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ? Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.
    Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.
    Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.
    Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more – R.Scott – For God’s sake look after our people – Жаль, но не думаю, что смогу еще писать – Р. Скотт – Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.
    Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.
    Вкратце они состоят в следующем:
    у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.
    Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.
    Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
    Начало пути
    Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.
    Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.
    Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).
    Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.
    Важнейший вопрос – транспорт
    Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.
    «Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …
    Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.
    Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.
    Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.
    Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.
    Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.
    Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.
    Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.
    Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто – и чтобы выжить.
    Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».
    При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».
    Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.
    Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…
    Одно средство – лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».
    Весьма странное заявление для руководителя экспедиции – простая констатация факта.
    Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.
    Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
    Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
    Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140
    Поиски складов с продовольствием
    При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.
    «Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».
    Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.
    Обувь
    Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.
    История с керосином
    Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
    Вот записи в дневнике Скотта
    24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
    26.02 Топлива ужасно мало…
    2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…
    Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.
    Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.
    Ее содержимое сохранилось полностью.
    Холодостойкость
    На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):
    «21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.
    29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.
    31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».
    В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.
    «Ужасное разочарование. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что
    главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,
    а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.
    Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и – из-за более позднего возвращения – попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.
    В этих условиях увеличивается риск обморожений – и у всех были обморожены ноги.
    Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.
    Научное значение экспедиций
    На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.
    Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.
    Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.
    Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.
    Страницы последней тетради дневника Скотта – впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.
    Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь – 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.
    Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.
    Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.
    Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.
    На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield – «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
    https://www.gazeta.ru/science/2011/04/25_a_3593541.shtml

  2. APAXUCY Ответить

    Пока Скотт готовился
    ко второй атаке на Южный полюс, его бывший товарищ по экспедиции, Эрнст
    Шеклтон, разочарованный досрочным возвращением на родину, решил опередить
    своего недавнего начальника.
    Очевидно, энергия Шеклтона оказалась все же не вполне востребованной,
    а самолюбие сильно ущемленным. А тут еще пришел явный и несколько неожиданный
    успех его выступлений и очерков о первом годе работы экспедиции…
    Шеклтон становится популярным в высшем обществе и в то время, как экспедиция
    Скотта продолжает свои тяжелые походы на крайнем Юге, единолично и не
    слишком обоснованно принимает лавры «покорителя Антарктиды». Подобное
    испытание славой выдерживает далеко не каждый. Не стал исключением и честолюбивый
    Шеклтон.
    Его официальное сообщение о намерении возглавить новую антарктическую
    экспедицию стало для Скотта полной неожиданностью. Но еще больше огорчило
    Роберта то, что Шеклтон собирался обосноваться на старой базе «Дискавери».
    Впрочем, обсудив этот щепетильный вопрос при личной встрече, они заключили
    джентльменское соглашение, по которому Шеклтон обязался не занимать базу,
    основанную экспедицией Скотта…
    Дальнейшие события показывают, что Эрнст Шеклтон не выполнил соглашение.
    Причиной была (по крайней мере, так он впоследствии объяснял) невозможность
    пробиться сквозь тяжелые льды к предполагаемому новому месту зимовки.
    Поэтому, в конечном счете, решено было все же остановиться на прежней
    базе. Обосновавшись в начале 1908 года на знакомом месте, экспедиция благополучно
    перезимовала.
    Подготовившись, Шеклтон в конце октября вместе с тремя спутниками отправляется
    к Южному полюсу. Следует заметить, что в экспедицию были взяты 10 маньчжурских
    лошадей, автомобиль (!) и, «на всякий случай», всего лишь девять собак.
    Первые же испытания показали, что пользы от «технического новшества» в
    Антарктиде никакой. Автомобиль практически ездить не мог, его колеса проваливались
    в снег. Несколько позднее стало ясно, что и «биологическое новшество»
    — маньчжурские пони — малополезно в условиях Антарктиды.
    Пони нуждались в большом количестве корма и, в отличие от собак, не могли
    питаться мясом павших упряжных животных. Кроме того, во время движения
    они сильно потели, а на остановках мерзли.
    Поэтому уже к северу от 84-й параллели все пони погибли. На самом тяжелом
    этапе пути, при подъеме на высокое плато, Шеклтону и его спутникам пришлось
    самим впрячься в сани. С величайшими усилиями они медленно продвигались
    на юг на высоте около 3000 м — через ледяную пустыню, ежесекундно рискуя
    провалиться в ледниковые трещины.
    Скоро к тяготам пути добавилась жестокая двухдневная пурга, во время которой
    сила ветра достигала 130-140 км в час. Когда же ветер стих, у отряда осталось
    продовольствия только на обратный путь. 9 января 1909 года полуголодные
    и замерзающие путешественники повернули назад, дойдя до 88 градуса 23′
    южной широты. Это был новый рекорд продвижения на юг. До полюса оставалось
    всего 180 км.
    На родине успехи Шеклтона (включая результаты попутно выполненных географических
    исследований) были оценены очень высоко. Он стал национальным героем.
    Его новые лекции во многих странах Европы и Америки, а также книга «В
    сердце Антарктики» имели огромный успех и возбудили новые честолюбивые
    устремления в разных странах. Но Великобритания не собиралась уступать
    завоеванных позиций в исследовании Антарктиды.
    Осенью 1909 года появилось официальное сообщение о предстоящей новой экспедиции
    Роберта Скотта, который давно и тщательно к ней готовился. Главная цель
    была однозначной — достигнуть Южного полюса, водрузить флаг Великобритании
    на крайней южной точке планеты. Быть может, капитана подстегивало и желание
    обогнать своего бывшего подчиненного, хвастливого Шеклтона…

  3. Paincliff Ответить

    «Видимость слабая. Ужасный ветер с юга. Минус 52 по Цельсию. Собаки плохо переносят холод. Людям тяжело двигаться в промерзшей одежде, трудно восстанавливать силы – ночи приходится проводить на морозе… Вряд ли погода улучшится». Знаменитый норвежец Руаль Амундсен сделал эту краткую запись в своем дневнике 12 сентября 1911 года, когда его экспедиция шла к Южному полюсу.
    Не покоренный еще в те времена Южный полюс был заветной мечтой всех первооткрывателей, а гонка за него по накалу страстей предвосхищала гонку космическую.
    Условия были суровы даже для Антарктиды, и неудивительно – норвежцы слишком рано выступили в поход со своей базы, еще до наступления полярной весны и относительно благоприятной погоды. В результате погибли собаки, идти без которых было невозможно, а люди отморозили ноги и могли восстановиться не ранее чем через месяц. Что заставило Амундсена, опытного и расчетливого путешественника, имевшего за плечами блестящую полярную карьеру, поступить столь неосмотрительно?

    В плену мечты
    Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен родился в 1872 году в состоятельной семье судовладельцев и моряков. Уже в 25 лет он, будучи вторым помощником капитана на судне «Бельжика», участвовал в научной антарктической экспедиции. А когда «Бельжика» застряла во льдах, члены ее экипажа поневоле стали первыми в мире зимовщиками в Антарктиде. Моряки, не готовые к такому повороту событий, выжили в основном благодаря усилиям Амундсена и врача Фредерика Кука (который впоследствии, увы, запятнал свое доброе имя голословными заявлениями, будто он первым покорил Северный полюс и гору Мак-Кинли).
    Амундсен вел дневник, уже тогда с интересом подходя к вопросу организации зимовки. «Что касается палатки, она удобна с точки зрения формы и размера, но слишком неустойчива при сильном ветре», – отмечал он в феврале 1898 года. В дальнейшем упорно, год за годом, норвежец будет изобретательно совершенствовать свое полярное снаряжение. А внеплановая тяжелая зимовка, омраченная отчаянием и болезнями экипажа, лишь укрепила его в стремлении осуществить свою давнюю мечту.
    Мечта эта зародилась еще в детстве, когда будущий полярник прочел, как в поисках Северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий погибла экспедиция Джона Франклина. Долгие годы эта история не давала норвежцу покоя. Не оставляя карьеры мореплавателя, Амундсен начал одновременно планировать арктическую экспедицию. В 1903 году мечта наконец стала воплощаться – Амундсен отплыл на север на небольшом промысловом судне «Йоа» с шестью членами экипажа (Франклин брал с собой 129 человек).
    Целью экспедиции было отыскать Северо-западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются). Команда «Йоа», тщательно готовясь к покорению Северо-западного прохода, целых три зимы работала в Арктике – и в итоге сумела провести корабль среди островов, отмелей и льдов Канадского Арктического архипелага до моря Бофорта, а затем и Берингова моря. Прежде это еще никому не удавалось. «Моя детская мечта в тот момент исполнилась, – записал Амундсен в дневнике 26 августа 1905 года. – В груди у меня теснилось странное чувство: я был изнурен, силы покинули меня – но я не мог сдержать слез радости».

    Научи меня, абориген
    Впрочем, силы покинули предприимчивого норвежца совсем ненадолго. Еще во время экспедиции на шхуне «Йоа» Амундсен имел возможность наблюдать за укладом жизни эскимосов нетсилик, знакомясь с секретами выживания в суровой Арктике. «Есть такая шутка, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах, – говорит полярный историк Харальд Йолле, – но ведь помимо лыж существует масса важных умений и навыков». Поэтому не только Амундсен, но и другие европейские путешественники старательно перенимали опыт аборигенов. Так, еще один норвежец, старший современник и товарищ Амундсена, великий полярный исследователь Фритьоф Нансен учился у саамов, коренного северного народа Норвегии, правильно одеваться, передвигаться по снежной пустыне и добывать пищу в морозы.
    После экспедиции на «Йоа» и Амундсен мог рассказать, как путешествовать в самых суровых краях: свободная одежда из шкуры северного оленя, в которой тело дышит и сохраняет тепло; меховая обувь, нарты для езды на собачьих упряжках, снегоступы. Узнал норвежский полярник и о том, как строить эскимосские жилища – ледяные пещеры и иглу. И все эти знания Амундсен теперь мог применить на практике: он с энтузиазмом готовился к покорению Северного полюса. Но вдруг почему-то резко сменил географический вектор и устремился на крайний юг.
    В дневнике Амундсен записал: «Упрямо продолжать путь, рискуя потерять людей и животных – этого я не могу допустить. Чтобы выиграть партию, действовать нужно с умом».
    Вероятно, дело было в дошедшем до норвежца известии: у Северного полюса уже успел побывать Роберт Пири. Побывал ли там Пири на самом деле, не установлено до сих пор, но Амундсен хотел везде быть только первым.
    Надо сказать, что не покоренный еще в те времена Южный полюс был заветной мечтой всех первооткрывателей, а гонка за него по накалу страстей предвосхищала гонку космическую. Руаль Амундсен мечтал, что покорение Южного полюса принесет ему не только славу, но и деньги на будущие экспедиции. Не один месяц Амундсен и его команда запасались всем необходимым, тщательно продумывая каждую мелочь, строго отбирая провизию, одежду, снаряжение. В январе 1911 года Руаль Амундсен, 38-летний бывалый, опытный полярник, разбивает базовый лагерь в антарктической бухте Уйэлс. Хоть он и ступил на доселе неизведанную землю, вокруг расстилались снега и льды – хорошо знакомая ему стихия. И вдруг – этот загадочный фальстарт в сентябре, поставивший под угрозу всю экспедицию.

    Амундсен VS Скотт
    А причина была проста: одновременно к Южному полюсу собиралась британская антарктическая экспедиция под командованием капитана Роберта Фалкона Скотта. Сегодня мы знаем, что одной из экспедиций была суждена блистательная победа, а другой – поражение и мучительная трагическая гибель. Что определило исход битвы за полюс? Вдруг Скотт окажется первым? – эта мысль гнала Амундсена вперед. Но норвежец не стал бы великим, если бы честолюбие в нем не сочеталось с осмотрительностью.
    Преждевременно выступив в поход в сентябре 1911 года, он уже через четыре дня адекватно оценил ситуацию, сказал себе «стоп» и решил «как можно скорее вернуться назад и дождаться настоящей весны». В дневнике Амундсен записал: «Упрямо продолжать путь, рискуя потерять людей и животных – этого я не могу допустить. Чтобы выиграть партию, действовать нужно с умом».
    Возвращаясь на базу «Фрамхейм» (названную в честь его корабля «Фрам», что по-норвежски означает «вперед»), Амундсен так спешил, что двое участников добрались до лагеря даже на день позже него. «Это не экспедиция. Это паника», – сказал ему Ялмар Йохансен, самый опытный полярник в команде. Амундсен не взял Ялмара в состав нового отряда, который 20 октября отправился на второй штурм полюса.
    Амундсен и четверо его спутников на лыжах двигались за четырьмя гружеными санями. Каждые сани весом 400 килограммов тянула упряжка из 13 собак. Людям и животным предстояло пройти более 1300 километров, спускаясь и карабкаясь по чудовищным расселинам в ледниках (получивших от благодарных норвежцев эмоциональные названия, например Чертов ледник), минуя пропасти и льды в горах Королевы Мод и далее покоряя Полярное плато. Каждую секунду погода грозила очередным опасным сюрпризом. Но все обошлось благополучно. «Итак, мы дошли», – записал в дневнике Амундсен 14 декабря 1911 года, точно в намеченный срок.
    Уходя из «Полхейма» (так члены команды окрестили лагерь на Южном полюсе), Амундсен на почтовой бумаге написал письмо королю Норвегии Хокону VII «и пару строк Скотту, который, по всей вероятности, первым после нас сюда доберется». Это письмо гарантировало, что, даже если с людьми Амундсена что-то случится, о его достижении все-таки узнает мир. Скотт, добравшись до полюса на месяц позже Амундсена, нашел это письмо и благородно сохранил его – но лично передать не смог. Все пять человек команды англичан погибли на обратном пути. Письмо поисковая команда нашла год спустя рядом с телом Скотта.
    Сложно сравнивать, говоря словами легендарного хроникёра британской экспедиции Эпсли Черри-Гаррарда, «деловую операцию» Амундсена и «первоклассную трагедию» Скотта. Один из участников команды англичан, обморозив ноги, тайком ушел в смертельный буран, чтобы товарищам не пришлось нести его на себе. Другой, уже обессилев, не бросил образцы горных пород. Скотт и двое последних участников его отряда не дошли всего 17 километров до склада с продуктами.
    И все-таки, чтобы выяснить причины этой трагедии, можно попытаться разобраться в различиях между подходами Скотта и Амундсена. Амундсен привез с собой собак; Скотт – пони и мотосани. Амундсен передвигался на лыжах – он и его команда были классными лыжниками – Скотт этим похвастаться не мог. Амундсен заготовил в три раза больше припасов, чем Скотт – Скотт мучился от голода и цинги. О подготовке норвежской экспедиции свидетельствует хотя бы то, что на обратном пути она оставляла лишние припасы. 26 января 1912 года норвежцы триумфально вернулись на базу – англичане после этой даты шли еще два месяца, когда погода стала поистине непереносимой.
    Исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский.
    Некоторые ошибки Скотта вполне можно понять, если вспомнить, что он опирался на опыт своих предшественников – его соотечественник и соперник Эрнест Шеклтон в качестве тягловой силы использовал пони и почти добрался до Южного полюса. И нельзя упускать из виду, что британцы, обнаружив на полюсе известие о первенстве Амундсена, находились в крайне подавленном состоянии духа, возможно, фатально сказавшемся на ресурсах их организмов.
    Однако многие исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский. Если норвежец идет в поход – он обязан предусмотреть все, чтобы вернуться целым и невредимым. Для британцев же дело было в борьбе, героизме и преодолении. Они делали ставку не на профессионализм, а на твердость духа. Сегодня такую точку зрения сочли бы безответственной. «То, как Амундсен готовился к своим экспедициям, для меня пример для подражания, – говорит Борге Оусланд, норвежский исследователь, который первым в одиночку пересек Антарктиду. – Он был всегда готов учиться у других. Он четко определял проблему и искал пути ее решения».

    Жизнь – Арктике
    Победив в гонке за полюс, Амундсен вовсе не собирался почивать на лаврах. В июле 1918 года он вернулся в Арктику, чтобы исполнить обещание, данное Нансену, и заняться научной работой: на шхуне «Мод» исследовать движение плавучих льдов.
    Ни книги, ни лекции так и не принесли полярнику ожидаемого материального благополучия. Ожесточенный безденежьем, он перессорился с друзьями. Но когда его друг Нобиле пропал где-то над Арктикой, Амундсен, готовившийся к свадьбе, уговорил друзей дать ему деньги на поисковый самолет и бросился в Арктику. Команду Нобиле спасли тогда советские моряки. А сам Амундсен пропал без вести.
    Но его душа жаждала глобальных открытий, и в 1920-е годы, следуя веяниям времени, Амундсен предпринял несколько неудачных попыток перелететь через Северный полюс. И только в 1926 году дирижабль «Норвегия» (пилот – итальянец Умберто Нобиле, командир – Амундсен) впервые в истории пересек Арктику по воздуху. А вот финансово Амундсен оказался гораздо менее удачлив, чем его харизматичный соотечественник и наставник Нансен: ни книги, ни лекции так и не принесли полярнику ожидаемого материального благополучия.
    Ожесточенный безденежьем, он перессорился с друзьями, в том числе и с Нобиле. Но когда в мае 1928 года дирижабль Нобиле пропал где-то над Арктикой, Амундсен, готовившийся к свадьбе, уговорил друзей дать ему деньги на поисковый самолет и бросился в Арктику, куда отправлялись тогда поисковые отряды со всего света. Команду Нобиле спасли тогда советские моряки.
    А незадолго до этого в Арктике, разыскивая не очередную неизведанную точку Земли, а человека, своего друга и соперника, пропал без вести знаменитый первооткрыватель Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен.

  4. Forgotten Age Ответить

    И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год — ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.
    Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее — с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.
    «Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки — шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет — мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.
    Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта — настоящим потрясением.

  5. asisany Ответить

    О.Ю.: Различий множество, проиллюстрирую примерами. Еще до прибытия на Южный Полюс, множество членов экипажа Скотта заболели цингой, а команда Амундсена, благодаря грамотно составленному рациону, была здорова и полна сил. В качестве тяговых животных Амундсен выбрал эскимосских лаек, которые были адаптированы к холодам, быстрые и неприхотливые, могли взбираться на горы и обходить ледяные расселины. В тоже время, Скотт взял с собой 3 пары мотосаней, немного собак и пони. В итоге, первые мотосани упали в море во время разгрузки, вторые провалились под лёд, а третьи — просто не завелись из-за низких температур. Пони же, проваливались по брюхо в снег, не могли идти, корм для них закончился очень быстро, и в итоге люди Скотта тащили тяжелые сани на себе. Такие обстоятельства не только значительно замедлили ход экспедиции, но и истощили команду.
    А.А.: Кстати, тот факт, что лошади не могли привыкнуть к таким холодам, вынудило команду Скотта заложить промежуточный продовольственный лагерь «Одна тонна» в 35 милях от запланированного места. А на обратном пути, они не дошли 11 миль до него и скончались в своей палатке от голода и истощения… Когда пришло время для финального броска к Полюсу, в последний момент Скотт присоединил еще пятого человека к команде, хотя весь провиант был рассчитан только на четырех. И таких примеров множество, некоторые из них, на первый взгляд, кажутся мелочами, но, в итоге, они накапливались и давали норвежцам все больше преимуществ.
    «Т»: Какие еще качества позволили Амундсену достичь своей цели, на ваш взгляд?
    А. А.: Он продумал все до мелочей, тщательно спланировал и организовал экспедицию, несмотря на неопределенность и угрозы, которые существовали повсеместно. Амундсен был членом команды, разделял с компаньонами еду и жилье, сидел за одним столом. Скотт же всячески подчеркивал свой статус, в лагерях имелось отдельное жилье и питание для ученых и «джентльменов». У Амундсена была единственная цель — прийти первым, а Скотта отвлекали параллельные приоритеты, из-за которых усилия группы распылялись. У него было две партии: Северная и Южная. Одна занималась научными изысканиями, другая — покорением Полюса. А разные виды транспорта, которые шли с разной скоростью и имели свои плюсы и минусы, погружали организацию в хаос.
    Амундсен поставил перед собой цель, и достиг ее. Благодаря своим лидерским способностям, умению мотивировать людей, умению стратегически мыслить, убеждать своих соратников, ему удалось сделать практически невозможное
    О.Ю.: Если просуммировать, то Амундсен достиг своей цели также благодаря:
    — единой цели и фокусу;
    — четкому планированию всех мелочей и нюансов, с запасом, а не «впритык»;
    — четкой разработки стратегии;
    — умелой адаптации этой стратегии к изменяющимся условиям;
    — работе с командой и ее мотивацией и т. п.

    «Т»: В чем особенность тренинга «Лидерство, вдохновленное Амундсеном»?
    О.Ю.: Это даже не совсем тренинг, мы называем такой формат — «обучение опытом». На типичном тренинге тренер дает лекционный материал и упражнения. А «Лидерство, вдохновленное Амундсеном» — это объединение командной симуляции и кейсов, которые дают участником на своем опыте научиться новому. Участники погружаются в атмосферу начала века, планируют свои экспедиции и рассчитывают ресурсы, сталкиваются с испытаниями и различными заданиями. И, конечно, им даются какие-то теоретические выкладки, существующие решения: рекомендации из профессиональной литературы и т. п.

    А.А.: Инновационность этого продукта состоит в том, что, прежде всего, в отличие от процесса традиционного тренинга, участники не просто говорят о подходах или инструментах, а сразу же применяют их и видят результаты. Им даются абсолютно конкретные кейсы, где участники должны демонстрировать, что они делают в той или иной ситуации. Затем мы обсуждаем, какое решение они приняли, и насколько это решение было удачное, и изучаем теоретические выкладки, которые объясняют, почему так произошло.

    «Т»: Насколько практичен этот тренинг? Не получится ли так, что, если участники попадают в нестандартные для себя ситуации, в повседневной практике они и не столкнутся с этими ситуациями?
    А.А.: Однозначно практичен! Для компании, которая хочет достигать экстраординарных результатов, очень важно, чтобы менеджеры и таланты, были готовы реализовывать новые невероятные проекты, не боялись неизвестного и могли эффективно функционировать в таких сложных условиях. Кроме того, она отрабатывает очень практичные и присутствующие повсеместно компетенции.
    «Лидерство, вдохновленное Амундсеном» — это возможность для участников попасть в новую ситуацию и раскрыть инновационные подходы к лидерству и достижению успеха
    Симуляция помогает получить вдохновение, искру, а также множество практических инструментов и, при помощи практики и дебрифинга, потом перенести все это в бизнес. Такой нестандартный формат делает процесс обучения легким и захватывающим, а результат — более долговечным. Этот опыт помогает перевернуть что-то внутри, вдохновляет участников развиваться и двигаться вперед.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *