Почему ивану 4 нужны были нравственные уроки митрополита?

7 ответов на вопрос “Почему ивану 4 нужны были нравственные уроки митрополита?”

  1. taygeddar Ответить

    Но участников венчания волновало совсем иное— символический смысл ритуала, призванною подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси.
    Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.
    2. Власть царя должна была быть неделимой. Если бы он женился в статусе Великого князя, то затем на царство нужно было венчать и жену, таким образом она была бы равной Ивану.
    1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских? 2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?
    1. Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти
    виновного— всё подталкивало народ к действию. Тогда-то и начали
    распространяться слухи о родственниках царя Глинских, которые якобы подожгли столицу. Возможно, эти слухи подогревались противниками Глинских при дворе. Возмущение вылилось в восстание. Дядя царя, князь Юрий Глинский, был убит. Люди не могли напрямую царю высказать своё недовольство, восставшие нашли на ком выместить своё недовольство, привлекли внимание царя к проблемам.
    2. Обещаниями, уговорами и угрозами удалось сбить накал выступления. Но события в Москве ещё раз напомнили, насколько сильным было недовольство властью, её неспособностью навести порядок в стране.
    1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы? 2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?1.В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок
    единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.

  2. ActX Ответить

    
    1. Какие поступки большинства бояр, правивших страной до совершеннолетия Ивана IV, ты можешь назвать несправедливыми и почему? Почему митрополит Макарий возлагал большие надежды на юного Ивана IV?
    -Приходя к власти, бояре назначали себе большие жалования, увеличивали свои кормления. Это было плохо потому, что разоряло страну. Кроме того, эти правящие группировки бояр постоянно менялись, потому ни одна не успевала получить достаточно для себя, а каждая новая, придя к власти, заново начинала обогащаться. Смены правящих группировок ещё больше разоряли казну.
    -Придумывались несуществующие преступления для того, чтобы получить дополнительные штрафы. Это также нельзя признать справедливым.
    -Московские приказы выносили решения не по справедливости, а в зависимости от того, сколько получали за свои решения. То есть наказывали не виновных, а более бедных.
    -Бояре плохо обращались с детьми Василия III Иваном и Георгием, фактически отобрали их детство.
    Митрополит Макарий хотел, чтобы несправедливости бояр прекратились. Это могло бы облегчить жизнь всех слоёв общества и сделать государство в целом сильнее. Учитывая политическую систему Русского государства того времени, прекратить эти несправедливости мог только энергичный и властный самодержец. У Ивана митрополит видел нужные качества, потому и надеялся на него.
    2. Перечисли цели, которые преследовали участники обряда венчания на царство 1547 года. Если бы ты оказался в 1547 году среди бояр-правителей или в толпе народа, что бы ты мог предложить сделать для того, чтобы избежать насилия? Какие, на твой взгляд, личные качества сближали людей, причисляемых к Избранной раде?
    Преследуемые при обряде венчания цели:
    -идеологически оправдать абсолютную власть правителя, сделать его выше всех князей и бояр;
    -подчеркнуть независимость Москвы от всех татарских государств (в летописях XV века царём называли золотоордынского хана, теперь такой же титул принимал московский правитель);
    -подчеркнуть преемственность Москвы Константинополю, развить концепцию «Москва – третий Рим»;
    -по представлениям того времени православный мир должен был возглавлять царь (ранее царь в Константинополе, теперь – в Москве).
    О беспорядках после московского пожара 1547 года
    Когда толпа уже собралась, вряд ли её мог остановить кто-то из самой толпы: люди пришли на площадь, уже уверенные, что иначе не восстановить правду. А бояре могли предотвратить такое развитие событий. На мой взгляд, нужно было раздать людям деньги на восстановление домов, а Глинским следовало на время уехать подальше от Москвы. Но, видимо, никто не думал, что возмущение народа так велико, ведь страшные пожары в сплошь деревянной Москве случались относительно часто. и далеко не каждый приводил к таким последствиям.
    Об избранной раде
    Все члены Избранной рады обладали теми или иными талантами и, главное, все стремились что-то изменить в стране: кто-то, как Сильвестр, в соответствии с христианской моралью, кто-то, как Андрей Курбский, в какой-то мере в соответствии с европейскими достижениями (как их понимали в России).
    3. Определи суть каждой реформы середины XVI века и сделай вывод о целях, которые преследовали их авторы.
    -введение нового судебника должно было упорядочить суд и законодательство;
    -создание приказов было призвано упорядочить систему управления;
    -военная реформа создавало войско, подчинённое, в отличии от поместного ополчения, лично царю, а не местным князьям.
    Таким образом, реформы должны были укрепить власть царя и упорядочить систему центрального управления.
    4. С помощью конкретных фактов определи и докажи свою позицию: можно ли русское войско середины XVI века назвать регулярной армией? Сравни (укажи общее и различное) русскую армию с европейскими армиями и с турецкой армией. (Введение, «Всеобщая история», 7 кл.)
    Регулярной армией русской войско назвать нельзя, потому что дворянская конница не несла постоянную службу, а формировалась по принципу ополчения, стрельцы, хоть и служили постоянно, но кроме военного дела занимались огородами и ремеслом. Европейские армии в XVI веке состояли в основном из наёмников, которые дополнялись войсками феодалов. В России военная реформа как раз отменила местные ополчения, чтобы ослабить бывших удельных князей, а наёмных войск в России не существовало.
    Несколько больше русская армия напоминала турецкую. Дворяне – почти полная аналогия тимариотов (получали в условное владение землю только на время службы, являлись только на войну либо сами с оружием, либо вооружали ещё одного или нескольких своих людей, в зависимости от размера имения). Первоначально янычары совсем не напоминали стрельцов, потому что не жили своими домами, не имели своих семей. Но именно в XVI веке янычарский корпус начал эволюционировать так, что всё больше походил на стрелецкие полки. Однако ещё долго янычар набирали только из обращённых в рабство ещё в детстве детей христиан. Стрельцами же становились уже взрослые и свободные люди, после первого набора профессия стала во многом наследственной.
    5. Продолжи заполнять таблицу «Российское государство в XVI-XVIII веках» (с. 32) – строка «1533-1584 годы».
    см. таблицу в §26

  3. AlimBLC Ответить

    «Царя бойся и служи ему с верою, и всегда о нём Бога моли, и тем паче не лги ему, но кротко правду ему говори, как самому Богу, и во всём повинуйся ему».
    «Домострой»
    ● венчание на царство
    ● Избранная рада
    ● Земский собор
    ● Иван IV
    ● митрополит Макарий
    ● протопоп Сильвестр
    Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?


    Митрополит Макарий
    1. Венчание Ивана IV на царство.
    К середине 1540-х гг. слабость власти достигла опасной черты. Это могло привести к взрыву народного возмущения. Ситуация начала меняться с избранием в марте 1542 г. новгородского архиепископа Макария митрополитом. Вокруг него стали собираться дальновидные политики, возлагавшие надежды на великого князя-подростка.
    Иван IV (1533—1584) торжественно венчался на царство 16 января 1547 г. Инициатором венчания великого князя на царство выступил митрополит Макарий, видевший в этом торжественном акте средство преодоления разногласий в обществе.
    Принятие великим князем царского титула закрепляло представление о том, что московские государи — наследники и преемники византийских кесарей (императоров). Царский сан поднимал Ивана на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Ведь церковь учила чтить царя «яко Бога». По чину — порядку венчания, составленному Макарием, Иван Васильевич венчался «шапкою Мономаха», будто бы присланной византийским императором Константином IX Мономахом своему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху.
    Историки доказали, что знаменитая шапка была сделана много позднее княжения Владимира Мономаха. Но участников венчания волновало совсем иное — символический смысл ритуала, призванного подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси. Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.
    3 февраля 1547 г. молодой государь женился на Анастасии Романовне Захарьиной (Анастасии Романовой), принадлежавшей к старому московскому боярскому роду. Этот брак имел важные последствия: с пресечением династии Рюриковичей представители рода Романовых, опираясь на родство с угасшей династией, взойдут на царский престол.

    Царский трон Ивана IV
    1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство?
    2. Почему венчание Ивана IV с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?
    2. Восстание в Москве. 21—29 июня 1547 г. в столице бушевало восстание. Поводом для него послужил пожар. Пожары в деревянной Москве происходили часто — не случайно сложилась поговорка о копеечной свечке, от которой сгорела Москва. Но бывали пожары катастрофические по своим последствиям. Таким стало июньское бедствие 1547 г. Сильный ветер раздул огонь, который охватил большую часть города и Кремль. Жара от огня была такая, что в каменных церквях плавились оклады икон. По летописным известиям, сгорело около 25 тыс. дворов.
    Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти виновного — всё подталкивало народ к действию. Тогда-то и начали распространяться слухи о родственниках царя Глинских, которые якобы подожгли столицу. Возможно, эти слухи подогревались противниками Глинских при дворе.
    Возмущение вылилось в восстание. Дядя царя, князь Юрий Глинский, был убит. Возбуждённая толпа пришла в подмосковное село Воробьёво, куда уехал после пожара царь, и потребовала наказать всех Глинских. Вид восставших подданных привёл царя в ужас. Позднее он так вспоминал эти события: «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».
    Обещаниями, уговорами и угрозами удалось сбить накал выступления. Но события в Москве ещё раз напомнили, насколько сильным было недовольство властью, её неспособностью навести порядок в стране.

    Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого Московского пожара 24 июня 1547 года. Художник П. Ф. Плешаков
    1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских?
    2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?

    «Домострой». Лист с заставкой
    3. Избранная рада. В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.
    Близки к Избранной раде были митрополит Макарий и священник придворного Благовещенского собора в Кремле Сильвестр.
    Протопоп Сильвестр принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто являлись видения, слышались голоса. Впечатлительный Иван первое время верил, что Сильвестр вещает волю Бога. И хотя при дворе исподволь злословили о новоявленном пророке, царь боялся его ослушаться, а сам Сильвестр искренне верил в своё право поучать и наставлять молодого государя.
    Именно Сильвестр после июньского пожара 1547 г. объявил, что это Бог наказывает землю за грехи государя, не способного творить «суд и правду». Его речь произвела большое впечатление на царя и, по мнению историков, подтолкнула к проведению реформ. Сильвестр в качестве поучения молодому царю переписал и обновил известное литературное произведение «Домострой» — свод житейских и нравственных правил.
    Позднее Иван IV будет обвинять «проклятого попа» в том, что тот его запугивал. Трудно проверить подлинность таких обвинений. Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Он, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV, напоминая об ответственности за совершённые грехи и об обязанности жить в страхе Божьем.
    Члены Избранной рады стали идеологами и инициаторами реформ, необходимость которых давно ощущалась в обществе.
    1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы?
    2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?
    4. Земский собор. Реформы, к которым приступило правительство Ивана IV, в первую очередь коснулись управления и суда. Это и понятно: именно в этих областях более всего ощущались негативные последствия боярского правления.
    В 1549 г. молодой царь собрал первый Земский собор. В него вошли представители знати, служилых людей и духовенства. На Соборе Иван IV обличал неправды боярского правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьёю и обороною» для подданных, и обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они совершали в прежние годы. Бояре покаялись, обещали «служити ему государю… вправду, безо всякия хитрости».
    Так впервые в Московском государстве появился высший сословно-представительный орган власти при царе. Сословный — потому что именно от духовенства, дворянства и посада звучали голоса на соборе. Представленные в этом органе, они оказывались теми разрядами населения, с которыми власть изъявила готовность сотрудничать — выслушивать их мнение, советы, опираться на них. Первый Земский собор 1549 г. получил название «Собор примирения».
    Постепенно сформировалась структура Земского собора. В него вошли Боярская дума, представители высшего духовенства и выборные от служилых и посадских людей. Появление Земского собора свидетельствовало о важных изменениях в понимании того, как должна действовать высшая власть. С усложнением структуры общества прежние способы связи с его различными слоями уже не годились. Возникла потребность в созыве представителей от сословий, выборных лиц от «земли».
    Решения Земских соборов были вовсе не обязательны для царя. Участники этих собраний лишь советовали и доносили до верховной власти мнения основных слоёв общества. Однако власть, если она желала быть сильной, должна была считаться с представленными на Соборе сословиями, так как нуждалась в их поддержке.

    Бояре. Художник Б. В. Зворыкин
    1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества?
    2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора, ведь его решения были необязательными для московского правителя?

    Площадь перед Земской избой. Художник А. Д. Виноградов
    Вопросы и задания
    1. Прочитайте эпиграф (с. 25) и ответьте на вопросы.
    1) В «Домострое» сказано об ответственности подданных перед царём. А что говорил протопоп Сильвестр Ивану IV о его ответственности перед Богом за заботу о народе? 2) Может ли государство развиваться без нравственного фундамента, без общей правды, которой в равной мере служат и царь, и народ?
    2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 26), выполните задание и ответьте на вопросы.
    1) Опишите изображение трона — одного из символов самодержавной власти. 2) Какие знаки царской власти обладали одинаковой с троном значимостью? 3) Новый титул московского правителя, новые символы власти сплачивали государство и общество или разобщали их?
    3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
    1) созыв первого Земского собора; 2) венчание на царство Ивана IV; 3) пожар и восстание в Москве; 4) венчание Ивана IV и Анастасии Романовой.
    4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
    Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?
    А. Только слабый правитель ищет поддержку общества в период проведения реформ; царский титул позволял Ивану IV действовать самостоятельно.
    Б. Опора на общество, на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов.
    В. Ордынская и византийская традиции власти предполагали, что государство должно подавлять общество и во время войны, и во время реформ.
    МНЕНИЕ ИСТОРИКА
    О царской власти
    Принятие царского титула было очень важно. Само слово «царь» происходит от латинского термина «цезарь», который из личного имени Кая Юлия Цезаря постепенно превратился в составную часть императорского титула. Потому-то на Руси и называли царями императоров Византии, называли так и ханов Золотой Орды, а затем и выделившихся из её состава ханств. Естественно, «великий князь» казался стоящим ненамного выше просто князя, тем более что среди служивших Ивану IV бояр-князей было немало сыновей и внуков великих князей же (ярославских, суздальских и т. п.). Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь — резкое выделение из ряда, принципиально иной титул…
    Важную роль играл царский титул в международных отношениях. Ведя переговоры с Казанским, Крымским или Астраханским ханствами, русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнёры. В сношениях с Западной Европой титул царя был не менее важен.
    Из книги историка В. Б. Кобрина «Иван Грозный»
    1. Каково происхождение титула «царь»? Имеет ли он отношение только к византийским императорам?
    2. Что не устраивало московских правителей в титуле «великий князь»?
    РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
    Иностранный посол об Иване IV
    «Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один Бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы не знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».
    Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором. Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию Бога, он перенёс на прославление себя самого.
    Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания.
    Из книги А. Поссевино «Исторические сочинения о России XV в.»
    1. Как оценил иностранный посол статус московского правителя по сравнению с европейскими монархами?
    2. Что заставляло служилых людей безропотно подчиняться царю, служить без жалованья?
    

  4. Obrazzz Ответить

    Одной из отличительных черт восточных обществ являлось то, что верховным собственником земли в них выступало государство. По мере развития общества развивалась и частная собственность. Обладатели собственности, с одной стороны, жизненно нуждались в ее охране государством, с другой – выступали против безграничной деспотии и произвола чиновников. В результате почти во всех странах Востока существовало противоречие между стремлением государства укрепить свою верховную власть и развитием частной собственности, которое к тому же тормозили освященные традицией порядки.
    Для традиционных .восточных обществ характерна всеобъемлющая государственно-религиозная регламентация жизни человека. Традиционные религии стран Востока – индуизм (или ведическая религия), буддизм, конфуцианство (Китай, Корея), синтоизм (Япония) – проповедовали прежде всего самосовершенствование человеческого духа. Пафос революционного, преобразующего действия не характерен для этих учений (в отличие от христианства).
    Особенностью большинства стран Азии и Африки являлось также сохранение общинного хозяйства. Все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались из поколения в поколение, по наследству. В наиболее чистом виде – в Индии и Японии, а в менее проявленных формах – ив других странах существовало деление людей на касты, (особая система жесткого социального расслоения общества, его религиозной, социальной и профессиональной упорядоченности). Сословная принадлежность нередко не соответствовала имущественному положению людей.
    На Востоке в отличие от стран Европы сохранялся контроль феодала над городом. Земледелие в целом было намного производительнее европейского.
    К началу нового времени большая часть Индии, население которой тогда составляло свыше 100 млн человек, входила в состав Могольской державы, включавшей в себя также территорию Афганистана. Около трёх четвертей населения Индии составляли последователи индуизма. Арабское и последующие мусульманские завоевания принесли в Индию ислам. Ислам был государственной религией империи Великих Моголов, мусульманская община имела значительное экономическое и культурное влияние.
    В начале -XVIII в. феодальная система переживает кризис. Армия Великих Моголов утратила свою былую мощь, власть делийских императоров становилась номинальной. Страна фактически вернулась к политической раздробленности, что было выгодно европейским колонизаторам.
    Проникновение англичан в Индию было вначале чисто торговым. В 1600 г. была учреждена Ост-Индская компания, добившаяся от индийских властителей разнообразных торговых льгот. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Моголами, укрепленный город Калькутту. В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, положив начало систематическому завоеванию всей -страны войсками Ост-Индской компании, продолжавшемуся до середины XIX в. Англичане содержали огромные армии сипаев – туземных наемных солдат, так что в значительной мере Индия была завоевана руками самих индийцев.
    Ост-Индская компания постепенно переходила под контроль государства, превращаясь в административный аппарат по управлению Индией. В XIX в. две трети территории Индии управлялось английскими губернаторами во главе с генерал-губернатором. Остальная территория оставалась в руках индийских князей, лишенных какой бы то ни было самостоятельности.
    В 1857-1859 гг. в Индии произошло антиколониальное восстание, начавшееся как, мятеж синайских полков. Формальной целью восставших было восстановление империи Великих Моголов. К выступлению примкнули многие феодалы – представители знати. После подавления восстания 1857-1859 гг. Ост-Индская компания была упразднена, контроль над Индией перешел к британской короне.
    Китай, завоеванный маньчжурами в XVII в., представлял собой абсолютную монархию восточного типа, закрытую как для внешней торговли, так и для сношений с другими странами. Политика изоляционизма, проводившаяся маньчжурской династией Цин, была вызвана опасениями за целостность и суверенитет страны.
    “Отмычкой”, открывшей Китай, стала для европейцев и американцев торговля опиумом. Англичане развернули контрабандный ввоз в Китай опиума из Индии. Среди китайцев распространилась наркомания. Когда цинское правительство попыталось запретить ввоз опиума, англичане прибегли к силе оружия. В двух опиумных войнах (1840-1842, 1856-1860) отсталая китайская армия была разбита. По пекинским соглашениям 1860 г. Китай в экономическом плане превращался в, полуколонию.
    В 1850-1864 гг. в стране происходило антифеодальное восстание тайпинов, подавленное властями при помощи интервентов.
    В Японии в конце XVI – начале XVII в. начался процесс преодоления политической раздробленности и создания централизованного государства, завершившийся установлением режима наследственной военной диктатуры сёгунов (“полководцев-правителей”) из рода Токугава. Императору были оставлены преимущественно религиозно-культовые функции. Центральной фигурой в государстве стал воин-самурай, представитель благородного сословия, всегда готовый умереть за своего с

  5. DiscoMan_khv Ответить

    Прочитайте отрывки из наставления московского священника Сильвестра, жившего в XVI веке, своему сыну.
    Милое моё чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего.
    Имей, чадо, верную правду и любовь ко всем, не осуждай никого ни в чём, о своих грехах поразмысли, как их избыть; чего сам не любишь, того и другому не делай и сохраняй чистоту телесную пуще всего…
    Удержи язык свой от злого и уста свои, чтобы не извергли лжи, храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы.
    Помни, как мы прожили век, никто не вышел из дома нашего голоден или печален, как могли, всё нужное каждому человеку Бога ради давали и печального словом вылечивали.
    А маломощным милостыню подавай.4 И если так поступаешь, то везде тебя ждут и встречают, а в путь провожают — от всякого лиха берегут: иа стоянке не обкрадут, а на дороге не убьют, потому-то и кормят доброго ради добра, а лихого от лиха. А ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда браниться не начинай,
    2. Найдите архаизмыt подберите к ним синонимы, которые мы употребляем сегодня. Запишите эти слова парами.
    3. Попробуйте заменить в тексте архаизмы их современными синонимами. Что изменилось?
    4. Наставление Сильвестра — отрывок из «Домостроя», памятника русской литературы XVI века- Знаете ли вы, почему он так называется? Какие из этих наставлений, по вашему мнению, важны и сегодня? Запишите их,
    5. Выполните фонетический разбор слова браниться.

  6. zayass2 Ответить


    В нынешних условиях особо остро стоит вопрос, без ответа на который власть просто изнемогает. Нет, она типа как бы всё знает. И вроде бы обо всём осведомлена и ресурс имеет немереный. Но это знание какое-то не то. Не освящённое и слишком приземлённое. Нет в нём сакральности. И власть чувствует это. И понимает, что какие возможности перед ней бы ни открывались, освятить себя она не может без пастырей.
    А пастыри они такие. Непокорные. У них другой судья. И другие возможности. Они пророчествуют и благословляют.
    Таким пастырем Земли Русской был Сергий Радонежский. И сказавший о Третьем Риме старец Филофей. Или воззвавший к освободительной борьбе против польской интервенции эпохи Смуты патриарх Гермоген.
    Почему же острота восприятия данного вопроса столь сильная? А потому, что чем масштабней исторические Вызовы, тем важней мировоззренческий Ответ. А его могут дать только пастыри. Как сделал когда-то митрополит Макарий, освятивший начало царской власти на Руси в эпоху Ивана Грозного.
    Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.
    Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
    16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.
    Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.
    Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.
    Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.
    Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.
    В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..
    И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.
    14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».
    Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.
    Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий… И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».
    Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
    Источник

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *