Почему князь ярослав получил прозвище мудрый кратко?

2 ответов на вопрос “Почему князь ярослав получил прозвище мудрый кратко?”

  1. ДушаПоэта Ответить

    Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам» в «Повести временных лет» : он мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, т. е. посвятил главные храмы премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
    Став единым правителем Руси, Ярослав направил все усилия на ее укрепление. Одним из важнейших действий нового правителя стало наведение порядка в государстве. Для этого нужно было создать правовую систему, за что и взялся с недюжинной энергией Ярослав Владимирович. Уже на начальном этапе своего правления он ввел в действие свод законов, получивший название «Русская правда». Этот правовой памятник древней Руси стал первым писаным сборником законов страны. Нормы регулировали, прежде всего, общественный порядок, защищали собственность. Кроме того, была запрещена кровная месть. Наносившая стране значительный урон, теперь она разрешалась только близкими родственниками или заменялась штрафом. Вот почему Ярослава Мудрого назвали мудрым.
    Имя Ярослава Мудрого известно тем, что он породнился со многими правящими европейскими династиями. Его дочери стали женами королей Франции, Норвегии, Венгрии, Дании, сыновья женились на принцессах из Византии, Германии, Польши. Этим князь значительно упрочил положение своей династии и государства. Уже перед смертью он завещал, что великим князем на Руси должен становиться старший в роду. Эта древняя семейная традиция в дальнейшем станет одной из причин разрушительных междоусобиц. А пока князь пользовался всенародной славой, собственно, вот почему Ярослава Мудрого назвали мудрым

  2. Hyundai Ответить



    Иван — Грозный, Петр — Великий, а Ярослав — Мудрый. Свое прозвище великий князь Киевский Ярослав Владимирович получил через пять веков после смерти: так назвали его московские летописцы XVI века, а позже — историк Николай Карамзин. Но почему из десятков древнерусских князей именно Ярослав удостоился столь почетного прозвища?
    Чтобы составить мнение о первых князьях, и Карамзин, и московские летописцы XVI века обращались к «Повести временных лет». Заглянем и мы в древнейшую русскую летопись. И вот тут нас ждет неожиданность. Привычный своей мудростью Ярослав оказывается или вовсе без прозвища или с прозвищем далеко не лестным. Обычно «Повесть временных лет» называет нашего героя просто Ярославом, а однажды сообщает о противниках князя, называвших его «Хромцом», то есть хромым.
    Стоит, однако, почитать список княжеских дел, как все, казалось бы, встает на свои места. Летописец стремится убедить читателя в высоком уме, благочестии и политической искусности Ярослава. Князю пришлось одолеть в борьбе за киевский престол коварного брата — Святополка Окаянного, по воле которого были убиты ни в чем не повинные братья Борис и Глеб, будущие первые русские святые. Сам же Ярослав, как гласит летопись, читал ночью и днем, «засеял книжными словами сердца верующих людей», основал библиотеку в Софийском соборе. Работали при ней переписчики и переводчики — целая академия по меркам XI века! Не забывал Ярослав и о просвещении простого народа: платил жалованье монахам за распространение знаний. Кроме того, князь прославился основанием великих соборов и в их числе знаменитой Софии Киевской.

    Получив из летописи все эти сведения, позднейшие составители русской истории просто не могли не заключить, что Ярослав — Мудрый. Но с XVI века много воды утекло. В распоряжении современных историков оказались и другие сведения о Ярославе. Появилась возможность проверить рассказ древнейшего летописца. Например, из рассказа скандинавского воина, «Эймундовой саги» следует, что убийц к Борису подослал сам Ярослав. Он же, по всей вероятности, «позаботился», чтобы «Окаянным» (братоубийцей) предстал в летописи ни в чем не повинный Святополк. Что касается строительной деятельности Ярослава, и здесь не обошлось без «приписок». «Повесть временных лет» утверждает: Софийский собор в Киеве основан в 1037 году Ярославом. А вот недавние изыскания археологов показали: строить Софию начали на 12 лет раньше, в 1015-м. Основателем величайшего древнерусского собора оказался не Ярослав, а его отец — Владимир, креститель Руси.
    Итак, идеализировать Ярослава не стоит. Но не признавать за ним талантов тоже нельзя. Дипломатические успехи, обширное строительство, начала законодательства — все это достижения Ярослава Владимировича. Да, он хотел казаться лучше, чем был. Ярослав и его сыновья позаботились о том, чтобы в летопись попал «подправленный» вариант политической биографии князя. И вот тут мы сталкиваемся с некоторой неувязкой. Но об этом — в следующем номере журнала.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *