Почему конституция рф закрепляет право граждан на охрану здоровья?

2 ответов на вопрос “Почему конституция рф закрепляет право граждан на охрану здоровья?”

  1. JoJozuru Ответить

    Право человека на жизнь и здоровье – неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения.
    Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В международном масштабе оно декларировано в 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека.
    Законодательство РФ по охране здоровья граждан и гарантиям на бесплатную медицинскую помощь опирается на соблюдение международных соглашений и международные нормы. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., провозгласила постулат: «Люди рождают-
    ся свободными и равными в своем достоинстве и правах». Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного. сословного или иного положения. Статья 25 Декларации устанавливает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище. медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
    Особенности права на охрану здоровья:
    • оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения:
    • выступает неотъемлемым условием жизни общества;
    • связано с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.
    Право на охрану здоровья законодательно сформулировано несколько десятилетий назад в Конституции РСФСР (1978). Конституция РФ (1993) в статье 41 подтвердила сохранение права граждан на охрану здоровья в новых для жизни общества условиях. Закреплением такого права в Конституции государство принимает на себя обязанность осуществлять комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. поддержание его долголетней активной жизни.
    В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Закон формулирует важнейшую для граждан норму – защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний, а для лиц. виновных в нарушении этого положения, предусматривает ответственность.
    Статья 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определяет права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в охране здоровья, гарантии реализации этих прав.
    Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Его соблюдение и обеспечение связанных с ним государственных гарантий — основной принцип охраны здоровья.
    Основное предназначение законодательства в сфере охраны здоровья граждан – дальнейшее развитие единого правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан и распространение его на одну из наиболее значимых для общества сфер деятельности — охрану здоровья граждан и обеспечение медицинской помощью.
    Права граждан на охрану здоровья необходимо изучать с позиций социальной значимости и юридического обоснования их взаимосвязи и иерархического влияния друг на друга.
    Весь комплекс прав населения на охрану здоровья можно представить в виде 4-уровневой системы, позволяющей определить их иерархию, место в практической деятельности и направления их развития и совершенствования (рис. 3.1).
    Высшую юридическую силу в правовой системе РФ имеет Конституция. Соответственно конституционные права населения на охрану здоровья – базовые права, лежащие в основе формирования всего законодательства, осуществляющего прямое и опосредованное регулирование деятельности здравоохранения.
    Следующая группа прав связана с получением медицинской помощи и представлена в различных отраслевых законодательных актах. Если конституционные права затрагивают всю сферу охраны здоровья населения, то рассматриваемая группа прав направлена на их практическую реализацию в системе здравоохранения.
    Общие права, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья и включают права:
    • на мсдико социальную помощь;
    • информацию о факторах, влияющих на здоровье;
    • обязательное страхование и ДМС;
    • выбор ЛПУ;
    • выбор врача;
    • выбор страховой медицинской организации (СМО) в системе ДМС и в системе ОМС:
    • получение высокоспециализированной медицинской помощи;
    • государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств:
    • проведение экспертизы;
    • отказ от патологоанатомического вскрытия;
    • право женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, аборт;
    • медицинскую стерилизацию;
    • возмещение материального и морального вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
    Общие права, связанные с получением медицинской помощи, сформулированы в международных правовых актах о правах человека в области охраны здоровья, в Федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации».
    В системе прав третью ступень занимают права отдельных категорий граждан на охрану здоровья, которые направлены на реализацию первой и второй ступени исходя из специфики той или иной группы населения. Четвертую ступень зани-

    мают права больных, которые непосредственно получают медицинскую помощь в связи с болезнью, травмами или родами. Эта группа прав полностью сформулирована в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
    Основа правового регулирования отношений в области охраны здоровья — статья 41 Конституции РФ.
    • Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета. страховых взносов и других поступлений.
    • В РФ государством финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
    • Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
    Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает особое место в системе прав человека и гражданина. Гарантии этого права – развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, современная система лекарственного обеспечения.
    Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Таким образом. Конституция возлагает публичную обязанность по оказанию бесплатной медицинской помощи определенного уровня гражданам только на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
    Упоминание лишь государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не означает запрет для частных учреждений здравоохранения предоставлять бесплатную медицинскую помощь гражданам за счет средств бюджета, страховых взносов и иных поступлений. Смысл в том, что существование государственных и муниципальных, а не частных учреждений здравоохранения гарантирует, в соответствии с Конституцией, бесплатную медицинскую помощь гражданам.
    Из этого положения Конституции можно сделать еще два важных вывода.
    • Конституция закрепила существование медицинского страхования, в том числе ОМС.
    • Не вся медицинская помощь в РФ в настоящее время оказывается бесплатно. В условиях нехватки у здравоохранения финансовых средств из бюджета или
    средств ОМС следует признать факт существования платных медицинских услуг.
    Неконституционно положение, когда гражданин не может получить медицинскую помощь на территории соседнего субъекта Федерации в связи с отсутствием договоров по межрегиональным расчетам в системе ОМС или недостаточным их финансированием.
    В соответствии с Конституцией здравоохранение относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (статья 72). Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ, на федеральном уровне по предметам совместного ведения издаются федеральные законы (ФЗ), в соответствии с которыми субъектами РФ принимаются законы и иные НПА. Таким образом, права граждан на охрану здоровья закреплены в федеральном и региональном законодательстве. Главное правило – субъекты РФ в своем законодательстве не могут ограничить права граждан, закрепленные в ФЗ. Предоставить больше прав, чем указано в ФЗ. можно, меньше – нет.
    Государственный орган, ответственный за проведение единой государственной политики в области здравоохранения, согласно статье 114 Конституции, — Правительство РФ. Таким образом. Конституция РФ закладывает правовые основы построения и деятельности системы охраны здоровья населения РФ, которые находят дальнейшее воплощение и развитие в федеральном и региональном законодательстве, правовых актах государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *