Почему купленный портрет тревожит чарткова и не кажется?

13 ответов на вопрос “Почему купленный портрет тревожит чарткова и не кажется?”

  1. teprik Ответить

    Тема урока: повесть «Портрет»
    Эпиграф:
    «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой»
    Цель:
    Задачи:
    Орг. момент. Добрый день… Тема урока. Слайд №1 Сегодня мы завершаем знакомство с циклом произведений Гоголя «Петербургские повести»
    Вопросы:
    – какие произведения вошли в данный цикл? «Шинель» – тема маленького человека, «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»
    – чем объединены эти повести?
    – общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
    3. Мотивация. Слайд №2 ( 57 сек)
    Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы: Красуйся, град Петров,//И стой неколебимо, как Россия! И одновременно как город социальных контрастов. Вспомним бедного Евгения, сошедшего с ума….
    Тема Петербурга была расширена и углублена Гоголем. Его Петербург – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.
    Актуализация. Беседа по вопросам: -О чем это произведение? Какие проблемы в нем поднимает писатель?
    Целеполагание: Слайд №3 -какие задачи мы поставим перед собой?
    -мы попытаемся понять гоголевское видение мира,
    определить место повести в Петербургском цикле
    и осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.
    История создания повести – рассказывает Гончаров Миша – впервые повесть была напечатана в сборнике Арабески в 1835 году. Повесть начата одновременно с Невским проспектом в 1831. На первую редакцию повести в 1834 году Белинский написал резко отрицательный отзыв: портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает…Вторая редакция опубликована в книжке Современника за 1842 год.
    Комментарии учителя: да, ободренный успехом «Вечеров…», Гоголь собрал статьи по искусству, лекции по истории и напечатал их вместе с повестью, надеясь в предисловии на великодушие читателя, а возможно успех «Пиковой дамы» Пушкина побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Уехав из России после скандала, связанного с Ревизором, Гоголь живет в Италии, окруженный великими произведениями искусства и современными русскими художниками, среди которых его особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу. Вероятно, именно эта картина упоминается в произведении. Критика Белинского и работа Иванова побудили Гоголя переделать повесть.
    Беседа по вопросам для анализа повести. 1) Слайд №4 – Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова? (в картинной лавке в Щукином дворе)
    2) какого он мнения о картинах? Или – Чем недоволен Чартков, рассматривая картины?
    3) почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
    (портрет поразил его, он увидел следы работы высокого художника)
    4) Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
    5) Зачем так подробно описана комната художника? (показать его бедность)
    – какой Чартков художник?
    Слово учителя. Художника Чарткова мы встречаем в тот момент жизни, когда он с юношескою пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные поделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр.
    – были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? (Чартков по признанию его учителя талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете)
    – Почему купленный портрет тревожит Ч. и уже не кажется произведением высокого искусства? (легенда – сравнение с портретом Рафаэля; у одного художника в картинах есть свет, а у другого – буквальное подражание природе, работа не озаренная светом)
    – Почему Чарткову становится страшно? (лицо мертвеца, вставшего из могилы, и здесь мы впервые понимаем, что портрет несет какое-то зло, тревожит)
    Засыпая Ч думает о бедности и жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете. И видит сон….
    – расскажите сон. Остается четкое ощущение тяжести на ладони
    (Этот прием Гоголь подсмотрел у Пушкина в «Пиковой даме», когда Германн видит во сне старуху)
    -Что присходит в реальности? Слайд №
    – какие возможности дает Чарткову неожиданно найденный клад, и как он его использует? (Зачитать два варианта событий: 1– купить манкен, образцы, года 3 работать. Или купить одежду, снять прекрасную квартиру… здесь мы четко видим, как идет выбор между добром и злом).
    – почему богатство возбуждает желанье славы?
    О нем написали, сравнили с Тицианом, Вандиком. Это ему льстит.
    Почему мы узнаем имя Чарткова из газет?
    7. Анализ эпизода. Вспомним эпизод, где Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи.
    – Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
    – почему работа над портретом завлекла Чарткова. Зачитать эпизод работы. Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
    Слово учителя. Деньги дают Чарткову возможность наслаждаться благополучием, вести светскую жизнь. Богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальность обрела значительность идеала..
    Беседа. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Скажите, как он стал жить. Можно зачитать цитаты. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. Слава не может дать еаслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил. И поэтому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, наслажденьем, целью. Но однажды произошло событие, которое перевернуло его жизнь. Расскажите об этом. Слайд № Зачитайте, что он испытал перед картиной Слайд № Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было убить в себе зло. Чартков избирает другой путь. Какой? Зачитайте сцену смерти Чарткова Он начинает изгонять из мира таланталивое искусство, скупать и резать великолепные полотны, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений? Слабость человека перед соблазнами? Мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем взгляде все зло мира? Спросите себя, а вы какой бы вариант предпочли?
    Пауза. Физминутка. Релаксация. II часть повести.
    Каков смысл двухчастной композиции повести. Слово учителя. Соседство 1 и 2 частей призвано убедить читателя? Гоголю, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
    Проблемная ситуация. Зачитать высказывание Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика? Аргументируйте. Расскажите историю портрета. Сопоставьте жизнь двух художников. Художник, написавший портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той духовной высоты, что позволяет ему написать рождество Иисуса Наставление, которое дает художник 20-летнему сыну: Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и зарождает в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей! Нет их страшнее. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душой. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном из-под колеса, и уже весь народ указывает на него пальцем, толкует о его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна.
    Зачитать финал повести. Почему так заканчивается? Подведем итоги урока.
    Ученик. В повести отразились Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?
    впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер , отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»
    В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А. Иванова. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца-художника, о котором говорится во второй части повести.

  2. looker62 Ответить

    Вопросы по содержанию повести Н. В Гоголя «Нос».
    1) Кто такой Ковалев?
    2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
    3) Каков портрет Ковалева?
    ^ 4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
    5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
    6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:
    назовите время действия
    назовите место действия
    назовите героя повести (
    7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?
    – О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
    8. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
    9. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
    10. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?
    11.Расскажите об объявлениях в газете.
    В чём их абсурдность?
    Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
    12.Какова композиция повести?
    13.Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
    14.Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
    15.Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?16.
    Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
    16.Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?
    17.Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”?
    18.Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества?
    19.О чём предупреждает нас Гоголь?
    20.Для чего автор создаёт гротескную ситуацию?
    21.Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
    Вопросы для анализа повести Н. В Гоголя «Портрет».
    Часть I.
    Чем был недоволен Чартков, когда рассматривал картины в лавке на Щукинском дворе?
    Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
    Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
    Зачем так подробно описана комната Чарткова?
    Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
    Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
    Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
    Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
    Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
    Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
    Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
    Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
    Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
    Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
    Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
    Почему “Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
    Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
    Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
    Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
    Часть 2.
    Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
    Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
    Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
    Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
    Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
    Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
    Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
    В чём значение искусства и почему “талант…чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместныые”?

  3. denis1223 Ответить

    Андрей Петрович Чартков – молодой обедневший дворянин. его возраст – двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова – подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами – у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него – тяжелое бремя, он имеет крупный долг.
    Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.

    Взлет карьеры художника

    На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.

  4. pervak85 Ответить

    1. Действие повести происходит:
    а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
    2. Имя главного героя:
    а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
    3. В лавочке продавали:
    а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
    4. Покупателей было:
    а) много; б) немного; в) не было совсем.
    5. Чартков впервые увидал портрет:
    а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
    6. Главной деталью портрета было:
    а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
    7. Чартков:
    а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
    в) сторговался в лавочке за двугривенный.
    8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
    а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
    9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
    а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
    10. Талант Чарткова еще проявил себя:
    а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
    11. Чарткова прославил:
    а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
    в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
    12. Чартков стал знаменитым:
    а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
    заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
    13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
    а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
    14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
    а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
    в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
    15. Историю таинственного портрета рассказал:
    а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
    16. Изображенный на портрете старик был:
    а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
    17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
    а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
    18. Портрет был заказан художнику:
    а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
    19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
    а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
    в) продолжал писать картины.
    20. Портрет в конце концов:
    а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
    Ответы:
    Вопрос
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    Ответ
    а
    а
    а
    в
    в
    в
    в
    а
    в
    б
    в
    б
    а
    в
    в
    а
    б
    в
    б
    в

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *