Почему люди воюют 4 класс окружающий мир?

16 ответов на вопрос “Почему люди воюют 4 класс окружающий мир?”

  1. Vadik590 Ответить

    У человека с его обширнейшими коммуникациями и сверхнакачанным мозгом все куда сложнее. Он может искренне ненавидеть соседа по коммуналке и горячо любить своего президента, хотя соседа он нюхает ежедневно, а президента никогда в глаза не видел (хотя телевизор пытается исправить ситуацию). Он просто вырос в сознании, что «свои» — это его самый лучший в мире народ, возглавляемый самым лучшим в мире вождем, и это не обсуждается. Даже вполне развитого и цивилизованного человека можно в считаные недели превратить в пылающего ненавистью шимпанзе, если ежедневно из специальных ящичков доверительно рассказывать ему, как проклятые печенеги делают колбасу из христианских младенцев, а порочные финикийцы планируют десантировать свою морскую пехоту в его санузел.
    А вот если из этого же ящика, или с церковных кафедр, или со страниц хороших книг постоянно повторять, что все люди — братья, все дети нуждаются в защите, что нельзя обижать слабых, какого бы цвета у них ни были жабры, и вообще «не тронь птичку, положь собачку», то понятие «свои» вполне может растянуться до объемов Галактики и даже сверх того. И все эти пацифисты прошлого — Эразмы Роттердамские, Викторы Гюго, Франциски Ассизские и Львы Толстые — в конечном счете расширяют-таки эту Галактику. Не для всех, неравномерно, но процесс идет.
    Вот японский писатель XVII века пишет сказку про разбойника, который грабил и убивал людей, а потом его поймали и приговорили к казни в кипящем масле. В котел кинули и маленького сына разбойника, и, когда масло стали заливать, разбойник, спасаясь от жара, встал на ребенка ногами, и «зрители над ним смеялись». Семнадцатый век, просвещенный писатель. А ведь сегодня даже в ИГИЛ мы вряд ли наберем зрителей, которые сумели бы посмеяться над таким зрелищем…
    Потому что человек, к счастью, меняется — меняется стремительно и к лучшему. Вид растерзанных тел врагов все меньше радует пуб­лику, если не брать совсем атавистических особей. Чем безопаснее мы себя ощущаем, тем больше добросердечия мы готовы изливать на головы своих ближних и дальних. Чем больше нам твердят из каждого утюга, что насилие недопустимо, тем более мы склонны с этим соглашаться.
    И наоборот: там, где, забрав рычаги информации, к власти приходят обезьяны, очень скоро почти все общество покроется дикой шерстью. Особенно та часть общества, образование которой по своей малости и чахлости не сможет выступить надежным щитом, защищающим от страха и ненависти к «чужим». К счастью, информация в современном мире не знает границ, и с каждым годом тоталитарным властителям этой планеты все труднее по-настоящему заряжать свой народ страхом и ненавистью, если на самом деле этому народу ничто не угрожает.
    Так что с шимпанзе, в общем, можно начинать прощаться — до худших времен. А то кто знает, как там на Альфе Центавра эволюция шла.
    Фото: Everett Collection / East News; Getty Images; Rex Features / Fotodom.ru; Shutterstock.

  2. BengGam Ответить

    К сожалению, зачастую мирное население мало что решает в политических играх «больших боссов». Таким образом, народы иногда становятся лишь пешками, удовлетворяющими манию власти к захвату новых территорий и сфер влияния на мировой арене.

    Древние инстинкты

    Некоторые исследователи полагают, что человек стремиться воевать из-за непобежденных животных инстинктов. То есть не потому, что ему действительно нужна данная территория или ресурс, а из-за непреодолимой тяги защищать «свое», даже если оно таковым не является.

    Политика и ничего больше

    Многие социологи сходятся на мысли, что корни и причины военных конфликтов не стоит искать в психологии и биологии, скорее, уверены они, это всего лишь один из политических маневров, никак не связанных с природой человека. Война в этом случае не многим отличается от прочих инструментах в политических взаимоотношениях между странами.
    Дэн Рейтер писал, что войну не следует воспринимать как отказ от дипломатии, это продолжение торговых отношений другими средствами.

    Истоки в религии

    Если заглянуть в учебник истории, можно проследить интересную закономерность: все войны, так или иначе, связанны с религиозными предпочтениями людей. Так, например, викинги верили, что только воин может попасть в желанную загробную жизнь. Христиане и мусульмане вели войны с «неверными», желая навязать свою веру другим народам. И даже в новейшей истории мы можем увидеть манипуляцию людьми посредством давления на их религиозные чувства.
    Какими бы не были реальные причины возникновения военных конфликтов, современный человек обязан понимать их последствия и стараться избегать разжигания новых войн.

  3. Smash_Eburg Ответить

    Антропологи в процессе исследования выделили три фактора, которые объединяют шимпанзе с предками людей и которые, потенциально, ответственны за появление коалиционной агрессии в обоих случаях. Во-первых, шимпанзе, как и люди, являются одним из немногих видов приматов, у которых самцы после взросления остаются в своей натальной группе, а самки оказываются вынуждены её покидать. Соответственно, ядро группы у шимпанзе образуется родственными друг другу самцами, а самки приходят со стороны. У большинства других приматов ситуация обстоит прямо противоположным образом.
    Во-вторых, шимпанзе – умеренные многоженцы. Они живут в ранговом обществе, в котором самцы обычно конкурируют друг с другом из-за самок, но в то же время борьбы не на жизнь, а на смерть среди них нет. Иногда доминанты стремятся ограничивать доступ к самкам для низкоранговых особей. Иногда шимпанзе образуют пары в течение длительного времени.
    В-третьих, у шимпанзе слабо выражен половой диморфизм. Самцы приблизительно на четверть крупнее самок, примерно так же, как у людей. Гориллы и орангутанги, в отличие от шимпанзе, являются ярко выраженными многоженцами. У этих видов человекообразных между самцами ведется жестокая борьба за самок, которые меньше их практически вдвое. Более крупные размеры и большие клыки отдельных самцов горилл являются серьёзным преимуществом в борьбе с соперником. Победитель монополизирует за собой всех самок в группе, изгоняя проигравшего соперника за её пределы. У шимпанзе нет такого внутривидового полиморфизма и преимущества над соперниками. Поэтому им, как и людям, легче кооперироваться друг с другом в пределах своей группы, чтобы конкурировать с самцами других групп, защищая от их посягательств на свою территорию и своих самок.
    Важно также то, что человекообразные обезьяны, и особенно шимпанзе, наделены достаточно сложным мозгом. Он даёт им возможность проявлять эмпатию, понимать смысл действий других животных, приписывая им определённые намерения. Эти способности делают возможным с их стороны настоящее коллективное действие в подобном человеческому смысле.

  4. kiki01 Ответить


    Почему люди воюют…?

    Почему существуют войны? Отчего организованное убийство себе подобных остается одним из наиболее излюбленных наших занятий на протяжении веков? Можно ли преодолеть войну, есть ли надежда на мир, либо в силу могущественных и тайных причин мы обречены жить с этим проклятьем…?
    Откуда растут корни зла…

    БИТВЫ БОГОВ
    Война подобны любви, иначе люди воевали бы намного реже, чем влюблялись. Она оставляет ужасные следы, но человечество повторяет ее снова и снова… и в эти дни многие опять мечтают о ней. Несмотря на жертвы, что принесло поколение наших дедов, а до них бессчетное множество других поколений.
    Человечество воюет с начала времен. Несмотря на прекраснодушные фантазии философов, отыскать золотой век не удалось. Люди соединились в вооруженные отряды и схватились насмерть, стоило им слезть с деревьев. Впрочем есть основания полагать, что воевали они еще будучи обезьянами.
    Вы можете не верить Дарвину и игнорировать достижения современной антропологии… но почитайте тогда древние мифы. Легенды и сказания всех народов мира хранят описания великой войны в небесах. Войны между старыми и новыми богами, между богами и титанами, или воинствами ангелов.
    Я не знаю, что это было. И не возьмусь судить о межгалактических войнах могущественных внеземных цивилизаций, краем фронта зацепивших когда-то небеса нашей древней Земли… или о метафизической битве божественных сущностей, незримых, чудовищно мощных и абсолютно чужих…
    Но люди воюют всегда. Археологические раскопки обнаружили человеческие кости со следами насильственной смерти от орудий, которыми располагали первобытные люди среди самых ранних стоянок людей. Древние племена то и дело нападали друг на друга, убивали, и судя по всему обычно ели…
    С тех пор мы не слишком далеко ушли от них.

    ВОИНСТВЕННЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ
    Существует распространенное заблуждение, что человек единственное существо на планете, убивающее себе подобных. Миф этот, весьма популярный среди моралистов и философов всех времен, крайне далек от правды. Хотя и обладает некоторой этической силой, способной пристыдить нас…
    Но все это бесконечно далеко от реалий. Убивают братьев по крови практически все. В этом мы ничем не выделяемся среди прочего животного царства, отличаясь лишь масштабом наносимого в ходе войны вреда. Однако последнее следует не из нашей природы, а является следствием научного прогресса.
    Внутривидовой пацифизм скорее редкое исключение из общего правила… и значит, мы можем расслабиться и продолжать убивать. Или внимательно исследовать себя, как человеческих существ и представителей животного мира, не упуская из виду ни ту ни другую часть своей двуединой природы.
    Исследования показали, что убивают все, но объединяются для этого в отряды лишь высшие обезьяны. То есть, для ведения более-менее организованной войны требуется развитой интеллект и стойкие навыки социализации. Для индивидуального убийства ближних особого ума обычно не требуется.
    Собственно, ничего неожиданного в этом открытии нет. Агрессия естественна, в том числе и приводящая к летальному исходу. Всякое животное сначала кусает, а потом думает… но чтобы бить врага сообща, требуется быть высоко разумным, стадным и способным к организованным действиям зверем.
    Война это плата за разум.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
    Развитой ум и навыки социализации помогают нам договориться о совместных действиях против общего врага. Они позволяют группе агрессивно настроенных и амбициозных лиц заразить своими взглядами соплеменников, организовать их в армию, и договориться о правилах и общих действиях…
    Вот только, зачем это надо…? Интеллект, ответственный за нашу способность вести организованную войну, рано или поздно замечает ее существенные недостатки. Прежде всего, это все возрастающая цена. Как в виде прямых людских жертв и разрушения своей страны, так и моральных потерь…
    Несущий ответственность за войну интеллект становится сначала ее исследователем, а затем и единственной силой, способной освободить нас от нее. Так что, не будем проклинать разум… хотя философы, психологи и антропологи долго плутали, прежде чем смогли сложить причудливую мозаику.
    Еще древние обнаружили стремление мужчин к героизму. Доблестный муж, покрывший себя воинской славой, пользуется уважением и почетом соплеменников, его силе завидуют дети, и юные девы всегда готовы отдать ему свое сердце… то есть, естественный отбор благоприятствует воинам.
    Поэтому парень, не стремящийся воевать и вполне мирный, побуждается к войне нравами и обычаями, процветающими в племени. Обычаи и нравы же эти исходят из естественного инстинкта выживания рода. Чем больше доблестных воинов, тем крепче род, тем больше добычи, тем безопаснее жизнь.
    Логика выживания обрекает на войну.

    ЛОГИКА ВЫГОДЫ
    Простая модель, предложенная древними философами и продолженная современными этнографами и психоаналитиками, вполне достаточна, на не полна. Наблюдения показывают, что во всех культурах воин окружен почетом, и причины того вполне очевидны. Соответственно, люди воюют.
    Но неизбежное желание славы, любви и почета, помноженное на сексуальность и инстинкт продолжения рода, не исчерпывает многообразия причин войны. Столь же существенны банальные экономические мотивы. Воевать часто много проще чем работать. Отнять урожай легче, чем вырастить.
    Грабеж, приобретение богатства, на которое можно приобрести все необходимое для благополучной и сытой жизни, завоевание земли и ресурсов, от использования которых растет богатство. И еще, приобретение рабов, либо дополнительной рабочей силы, которая будет работать на нас…
    Древние войны были грабительскими, и оставались такими до самого недавнего времени. Хотя экономический расчет становился все более сложным, и вооруженное ограбление врагов сменилось изощренной борьбой за ресурсы, сферы влияния и рынки сбыта. Сегодня вычислить выгодополучателя не так просто.
    Первыми получателями благ были военные вожди, оставлявшие себе львиную часть добычи и рассматривавшие войну как верное средство усилить влияние и власть над соплеменниками. Далее ими стали крупные землевладельцы, торговцы, и наконец гигантские финансово-промышленные корпорации.
    Война приносит больший доход, чем наркотики.

    ТАЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
    Есть еще один тайный выгодополучатель, много лет остававшийся за гранью внимания последователей экономической школы. Это бюрократия. Особый класс, появившийся некогда как обслуга при правителях, жрецах и военных вождях, за века превратился в самостоятельного господина.
    Современное развитое государство, это государство бюрократии. Не только государство коррумпированное или тоталитарное, но и самое демократическое и передовое. Незримая армия чиновников распоряжается огромными финансовыми потоками, информацией и людскими ресурсами.
    Со дня своего возникновения этот всевозрастающий и предпочитающий не предъявлять себя обществу как самостоятельная сила класс, извлекал доход из любой государственной деятельности и война в том совершенно не исключение. Распределять военные подряды выгоднее, чем их исполнять.
    На протяжении веков не принимавшие никакого участия в боях интенданты становились богатейшими людьми. Иногда их ловили и вешали, но оставшиеся в живых вновь принимались за свое. Такова природа бюрократии, и судя по всему это неистребимо. Есть лишь два средства, позволяющие ее обуздать.
    Жесточайшая тотальная диктатура, контролирующая каждый шаг своих граждан, и жестоко карающая за всякое прегрешение. И гражданское общество, построившее демократическую власть и независимый суд. Общество, опирающееся на свободу прессы и сильные общественные организации.
    Это снижает риск войны, но не предотвращает ее.

    СВЯЩЕНЫЙ СОЮЗ
    Чиновник заинтересован в войне всем своим существом, притом ничем не рискует. Если вы предприниматель, то вы можете не только получить прибыль, но и неожиданно сильно пострадать от войны, Вы строите танки, самолеты и корабли, выполняя военный заказ… но вам могут не заплатить.
    Акции вашей компании могут рухнуть из-за войны, которую вы финансировали. Труд торговца смертью всегда полон риска, и требует особого и редкого склада характера. Бюрократ не рискует ничем. Он вкладывает бюджетные средства, а получает свои. Если что-то пойдет не так, он умывает руки.
    Самое печальное выходит, когда бюрократия объединяется с крупным бизнесом. Возникает священный союз, кровно заинтересованный в войне. Государство становится мафиозным, и тогда уже нельзя разобрать, кто в нем играет первую скрипку. Безумные политики, бюрократы, или банкиры.
    Устроенное таким образом государство рано или поздно начинает работать на войну. Бессмысленное производство и накопление новых вооружений постепенно переходит в создание разнообразных конфликтов и причин для войны. Сперва у своих границ, потом по всему миру. Общество обречено.
    Однако, война невозможна без информационной обработки общества. Поэтому мафиозно-бюрократическое государство рано или поздно будет брать под свой контроль все информационное пространство. Свобода слова и независимая пресса это не каприз либералов, а хоть какая-то защита от войны.
    Война начинается со строевых маршей.

    ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МАРШИ
    Приближение войны можно распознать по ряду явных и вполне очевидных примет. Повсюду воцаряется культ мужественности и множатся праздники поклонения героическим предкам. Широко пропагандируется интерес к истории… причем, эта история все чаще военная. Мы начинаем гордиться собой…
    История страны затмевает сегодняшний день. Никто не хочет ничего слышать о реальных проблемах и исследовать их подлинные корни. На место трезвого анализа и системных решений приходит неустанная борьба с врагами. Сначала это некие анонимные враги, но вскоре они обретают имя.
    Естественно, это имя другого народа. Внутренние враги переплетены с внешними, и вскоре становятся совершенно неразличимы, сливаясь в единую массу национал-предателей, диверсантов и шпионов. Теория заговора, сперва представляющаяся безумной, находит все больше сторонников.
    Все чаще звучат военные марши и пышней парады. Власть ополчается на целые жанры и направления в искусстве, моде и интимной жизни, доселе казавшиеся вполне безобидными. Всюду видится враг, посягнувший разложить боевой дух народа. Все чаще говорят о традиционных ценностях.
    Через некоторое время вы обнаруживаете, что люди вполне образованные, здравомыслящие и достойные требуют вооруженной атаки на вражескую страну, или уверяют что враги вот-вот нападут на нас первыми. Вскоре те же люди начинают выискивать предателей и вражеских наймитов в своем окружении.
    Так ваша страна шествует в пасть войны.

    ДИНАМИКА ПСИХОЗА
    Если это творится в стране, где бюрократия и бизнес полностью подмяли под себя все информационное поле, то изменения случаются быстро. Вы не успеете оглянуться, как окажетесь втянуты в пучину военного психоза. Стремительные перемены в умах, с виду необъяснимые, захватывают всех.
    Демократия и свобода слова тоже не дают гарантий, но лишь замедляют процесс, давая противникам войны некоторую фору… но те как правило не успевают ей воспользоваться. Вместо того чтобы бросить их в тюрьмы или подвергнуть поношению, общество их игнорирует и те растворяются сами.
    Впрочем, всякий голос, поднятый против общего психоза, может оказаться в такие минуты решающим. Иногда антивоенное движение побеждает… но иногда и становится обузой. Бывают моменты, когда враг совершенно реален, и все наше миролюбие и желание договориться оказываются смертельны.
    Иногда чтобы выжить, надо бить первым… и именно это часто использует военная пропаганда. Военный психоз питается страхом. Страхом перед внезапной агрессией, страхом потерять все что нам дорого и привычно, страхом перед чужим, непохожим и враждебным. Враг предстает чудовищем.
    Конструирование образа врага требует сложных навыков и стратегий, но сводится в сущности к простому. Враг всегда чужой, бесконечно чуждый, непохожий на нас и злой. Его несходство с нами отвратительно и пугающе. Его обычаи зловещи и попирают все представления о чести, нравственности и морали.
    Его хочется убить… или он неизбежно убьет нас сам.

    ОПАСНЫЕ ИГРЫ
    Впрочем, что бы ни лгали нам политики, на самом деле они часто куда более рациональны, чем хотят показать. Большинство из них понимает, что война это лотерея. Ввязавшись в нее, никогда не знаешь, чем все кончится. В истории есть немало примеров, когда могучие армии проигрывали слабому врагу.
    Начиная войну, всякий вождь мнит себя победителем… но часто легкая военная прогулка оборачивается затяжной войной на изнеможение, или восстанавливает против зачинщика весь свет. Никто не может воевать с целым миром, или с народом, готовым идти до конца. И никто не знает будущего.
    Поэтому опытный политик чаще угрожает войной, чем действительно стремится к ней. Когда начинается война, вам больше нечем запугивать ваших врагов и оппонентов. Все самое страшное уже случилось, все козыри на столе… и бог решит, кто в конце концов останется на коне. Рискованная игра.
    Балансируя на грани войны вы можете запугивать, шантажировать и давить до бесконечности. Дурной мир лучше доброй ссоры, и часто несравненно выгодней. Кроме того, война занятие весьма хлопотное, а неудача может стать приговором. Демонстративно бряцать оружием намного сподручнее.
    Однако, логика военных приготовлений может вдруг начать сама диктовать свою логику заигравшимся стратегам. Примеров в истории хоть отбавляй. Вы лишь хотели напугать и выиграть несколько позиций… а получили в итоге мировую войну, или как минимум национальную катастрофу.
    Политики люди рисковые. Да и мы не отстаем.

    ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    Военная риторика и милитаристские приготовления часто используются для решения проблем политического класса внутри страны. С помощью угрозы войны и внешнего врага проще обустроить диктатуру, обосновать ограничение гражданских свобод и объяснить внезапные трудности в экономике.
    Война все спишет, и во всем как всегда будет виноват враг. Внешняя угроза сплачивает большую часть народа вокруг власти. Она разделяет оппозицию на противоборствующие группировки, которые можно бесконечно натравливать друг на друга. Вместо обсуждения реальных проблем общество ждет войны.
    Большая часть военной риторики, это продукт для внутреннего потребления. Набор сигналов, которые власть подает общественным группам. Более того, поскольку власть не едина, а состоит из множества кланов, имеющих свои интересы, война или ее подготовка может быть средством их разборок.
    Народ не отстает от политического класса и бюрократии, и так же решает свои личные и психологические проблемы. Военная риторика позволяет людям, в обычной жизни абсолютно никчемным, почувствовать себя солью нации. Ненависть к врагу наполняет их существование высоким смыслом.
    Миллионы людей, не имеющих шанса реализоваться в жизни, сбрасывают напряжение, устремившись на общего врага. Беда в том, что их общий порыв может стать настолько мощным, что разбудивший зверя уже не в состоянии удержать его. Военная истерия имеет свою неотвратимую волю.
    Войны начинаются под аплодисменты, а кончаются слезами.

    НОВЫЕ ВРЕМЕНА
    Говорят, человеческая природа неизменна. Думаю, это не совсем верно, если только не считать нашей природой саму способность непрерывно меняться. Человечество удивительно изменилось за многие века, изменилось самым существенным и радикальным образом. Речь не только о технологиях.
    Возможно, тысячи лет настойчивой нравственной проповеди, что с риском для жизни вели выдающиеся духовные подвижники и философы всех времен и народов, постепенно сделали свое дело. Может мы перемешались, и научились лучшему. А может наше оружие стало слишком ужасным.
    Как бы там ни было, мы меньше воюем. Мы стали лучше ценить жизнь, мы научились уважать права других, научились извлекать удовольствие из культурного разнообразия и воспринимать его как общечеловеческую ценность. И даже если случится война, ее целью не может стать уничтожение народов.
    Да, это пока не всегда идиллия. Система международного права, построенная после второй мировой войны, работает со сбоями… но ведь раньше ее и вовсе не было. Если сравнивать дело с прошлыми веками, а не с идеальным состоянием, то прогресс налицо, и он совершенно поразителен.
    По мерке предыдущих эпох, мы живем в раю. В священном царстве духа, справедливости и свободы, где нас не обращают в рабов, не презирают за родной язык и принадлежность к тому или иному племени. Во всяком случае, люди к этому стремятся. Хотя есть и те, кто стремиться в обратную сторону…
    Мир незаметно становится другим.


    БУДУЩЕЕ ТУМАННО
    Мир изменился, и все меньше молодых людей мечтают ныне о подвигах и славе… то есть, об убийстве и насилии, грабеже и поджоге. Выяснилось, что жизнь в мирном городе намного приятнее маневров в окопах, а заниматься любовью лучше чем войной. Многим это кажется падением нравов.
    Поэтому военная пропаганда становится все более изобретательной и умной. Примитивные призывы к отваге и обличение врагов сменяются современными пиар-технологиями, основанными на тонком креативе. Войну называют борьбой за свободу, миротворческой акцией и даже принуждением к миру…
    Человеческие существа доверчивы и легко внушаемы, так что убедить нас не трудно. Особенно, когда кажется что все вокруг согласны в одном… и так трудно выступить против безумия, даже если все понимаешь. Но нас не смогли бы заставить убивать, если бы это противоречило нашей природе.
    Невозможно свести войну к разумным причинам. К выгоде, стремлению к власти или неким политическим идеям, время от времени овладевающим массами. Сознание и расчет лишь верхушка айсберга, что представляет собой человеческая психика. Поэтому мир всегда будет в серьезной опасности.
    Глубинные бессознательные мотивы войн станут предметом внимания в следующей статье, «Сладкое очарование войны». Это сложная материя, но верю, что когда-нибудь люди окончательно разберутся с ней. Думаю, мы сможем оставить войны в прошлом, как оставили рабство и человеческие жертвоприношения.
    Нельзя вечно быть обезьянами. Пора становиться людьми.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ
    Сладкое очарование войны

  5. Slayer_113 Ответить

    Вопрос «почему» все еще продолжал витать в воздухе. Наблюдаемые Гудолл шимпанзе не страдали от бескормицы, у них были вполне обширные охотничьи угодья, способные прокормить и большее число представителей вида. Возникало ощущение, что они совершают такие набеги просто из удовольствия. Глумление над трупами и радостные танцы вокруг них казались актом бессмысленной и неоправданной жестокости. И почему шимпанзе — такие умные, привязчивые и эмпатичные, так трогательно сотрудничающие друг с другом и заботящиеся о безопасности своих ближних — вдруг превращаются в обезумевших садистов? Какие механизмы позволили эволюционировать и закрепиться такому явно вредному для вида свойству?
    И тогда возник следующий вопрос: а вредному ли? Самые жестокие воители среди приматов — это шимпанзе, они же являются самым разумным из ныне живущих видов (если не считать людей, конечно). Так что появилось раньше — разумность или жестокость?
    Ряд исследователей полагают, что жестокость воюющих приматов — это следствие их высокоразвитой способности к размышлению и состраданию. Именно потому, что умеют понимать чужую боль, они причиняют ее, испытывая агрессию и возбуждение. И это возбуждение, страх и эмпатия становятся своего рода наркотиком, который совершенно нельзя добыть иначе, как только муча себе подобных. Единственные детеныши, которые осознанно калечат маленьких животных и приходят в возбуждение, глядя на их агонию, — это шимпанзята (опять-таки если отвлечься от человека). Котенок может изувечить мышь, но он не будет задумываться о чувствах мыши — он просто играет дергающимся клубком. Детеныш шимпанзе прекрасно понимает, что птичке с оторванной ножкой больно, — он демонстрирует поочередно и страх, и жалость, и злорадство, играя своей живой игрушкой.
    Но большинство эволюционных психологов все же придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что как раз разумность приматов обусловлена их чрезвычайной агрессивностью по отношению к себе подобным.
    Если собрать воедино различные теории на эту тему, то все происходило примерно так.
    Предки приматов жили в местности, в которой постепенно началась жестокая конкуренция за ресурсы. Расселение вне привычного ареала по каким-то причинам долгое время было затруднено, и популяция страдала от периодических голодовок, после чего начались активные стычки между ее членами с целью, например, каннибализма или просто регуляции численности (такие картины мы можем наблюдать у некоторых современных видов, например у львов, гиен и крыс). Вот тогда и оказались крайне выгодными мутации, которые ориентировали особей на альтруизм по отношению к «своим», то есть самым близким родственникам, и на агрессию к «чужим» — более дальним родственникам. Будучи от природы существом, не слишком хорошо вооруженным для уничтожения себе подобных, в отличие от львов, гиен и крыс, предок человека и обезьян не мог легко убивать соперников в одиночку. Зато объединившись группой, можно было истребить всех лишних кузенов и троюродных дядюшек.
    Достаточно крупное животное-собиратель, нуждающееся в большом количестве белка, не специализированное на травоедении и не обладающее мощными клыками, когтями или зубами, сделало ставку на сотрудничество и на агрессию к чужакам. Миллионы лет оно совершенствовалось в этих замечательных навыках. Часть его потомков научилась скакать по деревьям и питаться листиками, так что у растительноядных обезьян такие вылазки являются, скорее, атавизмом. Но вот обезьяны-мясоеды вынуждены были и дальше тренировать свой патриотизм и непримиримость к врагам, так как проще всего было получить белок из такой же обезьяны, если, конечно, подкараулить ее толпой и оторвать у нее вкусные и питательные ноги (шимпанзе, будучи не таким выраженным каннибалом, как человек, тоже не брезгуют поеданием частей тел убитых, прежде всего детенышей).
    И да, в групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие. Наблюдательные, осторожные, с высокими способностями к коммуникации, взаимопониманию и взаимовыручке. Те, которые старались не допустить никаких свар в своей группе (вспомним тот важный момент, что убийца-одиночка у нас всегда изгой, так как личная агрессия, особенно по отношению к «своим», не приносит бонусных очков группе, а отнимает их).
    Так что не разум породил агрессию, а, вероятно, наоборот: наш большой и умный мозг мы получили в подарок от прапрадедушки, который с его помощью успешно добывал мозги поменьше.
    Вот такие интересные новости приходят к нам из мира птичек и зверюшек.

  6. Faznik Ответить

    7
    Князь Александр решил дать бой немецким рыцарям на льду Чудского озера. Это произошло 5 апреля 1242 года. Немецкие рыцари потерпели поражение и были вынуждены отказаться от захваченных ими новгородских и псковских земель. Немецкие рыцари потерпели поражение и были вынуждены отказаться от захваченных ими новгородских и псковских земель.

    8
    Как Русь воевала с войском Золотой Орды. С 1243 года Русь начала платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1374 года. В этот год князь Дмитрий перестал платить дань и стал собирать войско, чтобы освободить русские земли от монголо-татарского ига.

    9
    8 сентября на Куликовом поле произошла жестокая битва, в которой русские одержали победу над монголо-татарскими воинами. 8 сентября на Куликовом поле произошла жестокая битва, в которой русские одержали победу над монголо-татарскими воинами. По преданию бой начался поединком русского воина Пересвета и татарина Челубея. Оба богатыря погибли, пронзённые копьями. По преданию бой начался поединком русского воина Пересвета и татарина Челубея. Оба богатыря погибли, пронзённые копьями.

    10
    Когда русское войско подошло к Дону, на другой стороне реки уже стояла армия Мамая – главного военачальника Золотой Орды. Когда русское войско подошло к Дону, на другой стороне реки уже стояла армия Мамая – главного военачальника Золотой Орды. Карта сражения.

    11
    Борьба русского народа с польскими захватчиками. В начале 17 века русская земля переживала тяжёлые смутные времена. Умер Иван Грозный и двое его сыновей. 21 сентября 1610 года новые правители Руси тайно впустили поляков в Москву. Русские люди с этим не могли смириться. Осенью 1611 года Кузьма Минин призывает народ освободить страну от врагов. Войско возглавил князь Дмитрий Пожарский. Было это в августе 1612 года. В начале 17 века русская земля переживала тяжёлые смутные времена. Умер Иван Грозный и двое его сыновей. 21 сентября 1610 года новые правители Руси тайно впустили поляков в Москву. Русские люди с этим не могли смириться. Осенью 1611 года Кузьма Минин призывает народ освободить страну от врагов. Войско возглавил князь Дмитрий Пожарский. Было это в августе 1612 года.

    12
    Три дня шёл бой, который закончился победой русских войск. Три дня шёл бой, который закончился победой русских войск. Памятник в Москве «Минин и Пожарский.» Васнецов. « Минин и Пожарский.»

    13
    Отечественная война 1812 года. В июне 1812 года войска французского императора Наполеона вторглись в Россию.

    14
    Во главе русских войск стоял полководец Михаил Илларионович Кутузов. Под его руководством было подготовлено главное сражение с французской армией. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, недалеко от Москвы. Французы потеряли более 50 тысяч человек, т. е. почти половину своей армии, в том числе 47 генералов. Оправиться от таких потерь они уже не смогли.

    15
    А в это время русские войска отошли в тыл. Почему они получили такой приказ, когда одержали победу под Бородином? А в это время русские войска отошли в тыл. Почему они получили такой приказ, когда одержали победу под Бородином?

    16
    После Бородинского сражения Кутузову необходимо было принять трудное решение: оборонять Москву или отвести войска и позволить французам войти в город. Полководец понимал, что защитить Москву невозможно: нет свежих сил, боеприпасов, отсутствует удобная боевая позиция для обороны города. Кутузов решил: «С потерею Москвы не потеряна Россия…Приказываю отступать…»

    17
    В Москве неприятеля ждали холод и голод. В опустевшем городе пылали пожары, не было продовольствия и оружия. Французы вынуждены были покинуть столицу. Но под Малым Ярославцем их ждала русская армия, которая нанесла французам смертельный удар. До конца своей жизни французский император считал войну с Россией ошибкой.

    18
    Тест. 1.Почему люди воюют? 2.Кто призывал русских князей объединиться, забыть неприязнь друг к другу, с целью победить врага? 3. Почему Александра стали называть Невским? 4.Кто весной 1242 года вступил на русскую землю, шли под знаменем с чёрным крестом? 5.Где произошло сражение и кто возглавил наше войско?

    19
    Тест. 6. Кому Русь платила дань с 1243 до 1374 г.г.? 7.Какой князь перестал платить дань и стал собирать войско, чтобы освободить землю от..? 8.Когда и где это произошло? 9.Кто (2 человека) помог русскому народу выгнать поляков из Москвы в 1612 году? 10.Между какими государствами происходила война 1812 года? Кто стоял во главе их войск? 11*Почему войну с Наполеоном называют «Отечественной»?

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *