Почему молодежь одна из наиболее уязвимых групп на рынке труда?

8 ответов на вопрос “Почему молодежь одна из наиболее уязвимых групп на рынке труда?”

  1. Adrienis Ответить

    Прочитай текст и выполни задания.
    Согласно данным Всемирного доклада о положении молодежи за 2005 г., количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло от 1,02 млрд (в 1995 г.) до 1, 15 млрд человек в (2005г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18% населения мира; 85% молодежи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 млн вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 млн вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящие время 10 млн молодых людей живут с ВИЧ/ СПИДом. Хотя нынешние поколение молодежи является наиболее образованным за всю предыдущею историю человечества, сегодня 113 млн детей не посещают школу – цифра, вполне сопоставимая со 130 – миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.
    Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 г., уровень молодежной безработицы в Австрии составляет приблизительно 10 %. С ещё более высокими показателями молодежной безработицы в Австрии столкнулись Венгрия (16%), Словакия (25%) и Словения (13%). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их выступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляют в наше распоряжение процесс глобализации.
    (По материалам интернет – энциклопедии Википедия)
    Где проживает большинство молодежи мира?

  2. Ceth Ответить

    4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют.

    Типы общества
    Характеристика общества
    Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество А. Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.
    Б. По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».
    В. «Выборы через Интернет могут стать реальностью» – сообщает информационное агентство «Инерфакс».
    Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.
    Е. Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.
    Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.
    З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)
    5. Установите верность или ложность суждений ( «да» или «нет»), занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).
    1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.
    2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.
    3) Гражданское право относится к отраслям частного права
    4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.
    5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.
    6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ
    7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы
    6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.
    «Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового человека».
    1. _________________________________________________
    2. _________________________________________________
    3._________________________________________________
    4. _________________________________________________
    5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________
    7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
    Правомерно ли увольнение Петрова?
    Свое мнение обоснуйте.
    8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:
    а) Секуляризация
    б) Модернизация
    в) Демократизация
    г) Экуменизм
    9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?
    а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
    б) право объединяться в общественные организации
    в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты
    г) право на справедливый суд
    10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…
    а) передаются по наследству от родителей
    б) предоставляются с совершеннолетием
    в) даруются Декларацией прав человека
    г) принадлежат каждому от рождения

  3. Windgrove Ответить

    Особо уязвимую категорию на рынке труда образуют женщины, наименее защищенные в социальном плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов; одинокие матери; женщины, только что окончившие учебные заведения и не имеющие опыта работы либо находящиеся в предпенсионном возрасте; жены военнослужащих, вынужденные часто менять место жительства и деквалифицировавшиеся в силу частой смены работы, в первую очередь те, кто проживает в военных городках. Для таких замужних женщин важнее не работа по специальности, а ее местоположение и скользящий график работы. Часто женщины вынуждены концентрироваться в таких видах деятельности, которые предоставляют больше возможностей для продуктивной работы дома. Снижение доходов женщин является и результатом функционирования рынка труда. Поэтому важно рассмотреть этот рынок и с точки зрения дискриминации, которая происходит в том случае, если к женщинам, которые имеют равные с мужчинами способности, образование и опыт, относятся менее благосклонно при найме на работу, предоставлении определенных профессий, повышении в должности или увеличении заработной платы.
    Анализируя данные о женщинах, ставших безработными по причинам увольнения в Краснодарском крае, можно заметить, что 35% всех официально зарегистрированных безработных женщин теряют работу в связи с высвобождением, что говорит о том, что они по-прежнему преобладают в контингенте структурной и циклической безработицы. У большинства из них отсутствуют перспективы найти работу в «своих отраслях», а поэтому возможности трудоустройства связаны с переподготовкой или освоением новой профессии.
    Наиболее «женскими» отраслями являются здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, где женщины составляют около 80% работающих; образование, культура и искусство – около 75%. За последние годы отмечается сокращение доли женщин в таких отраслях, как кредитование, финансы, страхование, ранее считавшихся женскими. Наиболее высокий рост заработной платы в этих отраслях делает их привлекательными для мужчин.
    Анализ сведений о профессиональной структуре безработных женщин, зарегистрированных в органах службы занятости Краснодарского края, показал, что среди рабочих представлены, как правило, следующие профессии: продавец, швея, кладовщик, контролер ОТК, лаборант, штукатур-маляр, а также профессии, не требующие высокой квалификации: подсобные рабочие, санитарки, кухонные рабочие, уборщики. Среди безработных женщин 56,9% составляют специалисты и служащие: инженеры и техники-технологи легкой и пищевой промышленности, экономисты, бухгалтеры, секретари-машинистки, воспитатели, медицинские сестры и др.
    Анализ женской занятости позволяет выявить следующие тенденции:
    – имеет место дифференциация масштабов безработицы по полу: уровень регистрируемой безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин;
    – профессии, по которым на рынке труда спрос меньше предложения, являются преимущественно женскими;
    – в составе безработных женщин положение отдельных групп и перспективы их трудоустройства неодинаковы: проблемные группы – женщины, воспитывающие больных детей, матери-одиночки, многодетные родители;
    – самыми значимыми для женщин жизненными ценностями являются семья, здоровье, работа, материальное благополучие;
    – основной смысл работы женщины видят в повышении материального положения семьи;
    – больше половины безработных женщин хотели бы работать в режиме неполного рабочего времени для того, чтобы больше внимания уделять ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей;
    – основные причины, препятствующие женщине работать в режиме НРВ, – это отсутствие материальных возможностей и нежелание администрации организовывать работу в режиме НРВ, причем в основном это явление наблюдается на предприятиях частной собственности;
    – из режимов неполного рабочего времени женщины отдают предпочтение неполной рабочей неделе.
    Сохранение высокой доли женщин в составе безработных объясняется:
    1) концентрацией женщин на рабочих местах и отраслях с невысокой фондовооруженностью и низкой стоимостью рабочего места, а также в отраслях, подвергшихся конверсии; именно эти отрасли в условиях экономического спада были вынуждены прибегнуть к сокращению производства и занятости;
    2) преобладанием женщин в составе лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, а именно они увольняются всегда в первую очередь в условиях экономического кризиса;
    3) жесткими условиями конкурентной борьбы между полами на рынке труда.
    В условиях рыночной экономики работодателя нельзя заставить взять на работу неугодного работника. Он будет выбирать лучшего. Из этого и надо исходить. Сегодня предприниматель отдает предпочтение мужчинам. Труд женщин для работодателя делают невыгодным следующие факторы:
    а) необходимость предоставления работницам на предприятии дополнительных социальных льгот, причем часть социальных пособий перекладывается на предприятия, у которых для этого нет финансовых возможностей;
    б) пропуски рабочего времени из-за отпуска по беременности, уходу за больным ребенком и т.д.;
    в) возможно большая требовательность женщин по сравнению с мужчинами к социально-культурным мероприятиям;
    г) фактор квалификации: если до замужества положение женщин характеризуется равными с мужчиной возможностями социально-профессионального роста, то с появлением семьи фиксируется замедление профессионального роста женщин, отставание их от мужчин по ряду качественных характеристик, вместе с тем именно уровень квалификации наиболее значим на рынке с точки зрения конкурентоспособности;
    д) психологический фактор: работодатель не всегда отдаст предпочтение женщине при прочих равных условиях.
    В современных условиях молодежь является одной из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. На молодежный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессиональной подготовки и специальности, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Данная категория населения обычно делится на ряд возрастных групп, определяющих их положение на рынке труда.
    Подростковая группа (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако снижение жизненного уровня части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся работать уже в этом возрасте и зачастую в неформальном секторе экономики. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени и семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14–15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16–17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также с продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с информацией о существующих профессиях и специальностях, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.
    Молодежь в возрасте 18–24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются достаточно уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18–20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21–24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся к получению дополнительных умений и навыков. На этот возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места и адаптации в ней.
    В 25–29 лет молодые люди в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. Они, возможно, уже имеют собственную семью и могут предъявлять достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Хотя снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у многих молодых людей, всё большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодёжи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей зачастую вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста. Среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.
    Таким образом, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения на рынке труда. Однако однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Поэтому большинство специалистов предлагает перейти к комплексной оценке особенностей молодёжи как группы населения. При этом подчеркивается необходимость иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой политики предприятия.
    Основные мероприятия государства по улучшению положения молодежи на рынке труда должны быть направлены на:
    – информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;
    – повышение качества и конкурентоспособности молодежи путем развития систем профориентации, профконсультирования, профобучения и переобучения;
    – снижение форм дискриминации молодежи;
    – оказание содействия в трудоустройстве (квотирование и создание рабочих мест, временная занятость и общественные работы);
    – поддержку самозанятости и развитие предпринимательства;
    – материальную и социальную поддержку безработных;
    – психологическую подготовку и обучение поведению на рынке труда;
    – повышение стимулов активного поиска работы и др.
    Одной из слабозащищенных групп населения на рынке труда являются инвалиды. Под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
    В Российской Федерации лицам, признанными инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду и нуждающимся в постоянной посторонней помощи, устанавливается I группа инвалидности; не нуждающимся в такой помощи ? II группа; частично утратившим способность к регулярному профессиональному труду ? III группа. Численность инвалидов на начало 2003 г. в России составила около 7 млн чел., а численность работающих инвалидов – 830 тыс. чел. Из общей численности инвалидов инвалиды I группы составляют 12,9 %, II группы – 58,8 %, III группы – 28,3 %.
    За последнее время в Российской Федерации при росте общей численности инвалидов наблюдается некоторое снижение показателя трудовой активности инвалидов. В соответствии с действующим законодательством государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профподготовки и дополнительные гарантии занятости путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приема инвалидов на работу. Однако до настоящего времени не сформирован механизм экономической ответственности и заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов, создания и сохранения рабочих мест. Основными проблемами, влияющими на трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда инвалидов являются: ограниченные физические возможности и невысокая производительность труда; относительно низкий образовательный уровень и ограниченные возможности для его повышения; необходимость предоставления определенных льгот, компенсаций и др.
    К основным направлениям по улучшению ситуации на рынке труда инвалидов, их трудоустройству можно отнести: установление квот для трудоустройства и контроль за соблюдением установленных норм, обучение востребованным профессиям и специальностям, расширение возможности надомного труда; создание условий для предринимательской деятельности инвалидов, осуществление мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и др.
    Помимо перечисленных можно выделить и другие группы населения, сталкивающиеся с проблемами трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда (лица предпенсионного и пенсионного возраста, уволенные с военной службы и члены их семей, освобожденные из мест лишения свободы, длительно безработные, одинокие и многодетные родители, вынужденные переселенцы). Поэтому в современных условиях так необходимо внедрение эффективных механизмов профилирования безработных, реализация принципа адресности, создание правовых, социально-экономических условий по искоренению дискриминации по любым основаниям, разработка и реализация специальных программ.

  4. неуловимая Ответить

    Результаты интервьюирования молодых людей позволяют сделать некоторые выводы относительно специфики их деятельности в неформальном секторе. Как показало исследование, среди основных преимуществ работы в неформальном секторе молодежь называет гибкий график, получение профессионального опыта (в случае, если неформальная занятость осуществляется по полученной специальности), завязывание новых социальных отношений, возможность самореализации получения дополнительного дохода.
    Анализ результатов интервью показал, что порой социальные отношения и занятость в интересной для индивида сфере являются более важными для его счастья, самореализации и удовлетворения, чем работа и доход в формальном секторе (по крайней мере, это справедливо в отношении лиц, имеющих доход на уровне среднего или выше среднего). В силу своего возраста молодые люди отличаются амбициозностью, им присущи плюрализм интересов, большой набор планов и идей. Сферу неформальной занятости они выбирают скорее по интересам. У людей, принадлежащих к возрасту, выходящему за рамки группы «молодежь», заработная плата является определяющим критерием при выборе сферы неформальной деятельности, а сама занятость выступает скорее жизненной необходимостью (учитывая пенсионный возраст, низкий уровень пенсии и заработной платы в формальном секторе, наличие кредитов и т.д.).
    Для большинства опрошенных молодых людей неформальная занятость воспринимается как временное явление, как некий период жизни, в котором они не видят будущего и дальнейшего развития карьеры. Можно сказать, что неформальная занятость является средством достижения всех четырех видов капитала, описанных в теории П. Бурдьё, с целью перехода в будущем в формальный сектор с достаточным количеством ресурсов. Приобретение ка-
    Социология
    питалов играет, по мнению информантов, большую роль для их дальнейшей карьеры и является некоей гарантией благополучия в будущем.
    Обратимся к части материалов интервью и попытаемся дать содержательную интерпретацию социальной позиции информантов в неформальном секторе. Так, например, один из опрашиваемых (занимается оформлением мероприятий и торжеств, в формальном секторе не состоит) определяет свой выбор неформального сектора скорее как положительный, отмечая в качестве своих приобретений развитие новых ресурсов и связей, занятие интересным делом, получение хорошего дохода (хотя порой и нестабильного), саморазвитие. Вместе с тем информант хорошо осознает и «минусы» своего рационального выбора: «…Возможно, что неформальная деятельность принесет свои плоды в настоящем, а в будущем – её уже не будет. Как следствие, нулевой стаж работы по специальности и опыта».
    Другой информант – девушка, работающая частным педагогом (в формальном секторе не состоит), определяет свою позицию в неформальном секторе как бесперспективную: «… нет статуса работающего человека. Напоминает просто чаевые официанта в кафе, но без основной заработной платы. Не вижу при этом никакой перспективы. Даже наоборот – после сдачи экзаменов (учениками) эти мои услуги станут не нужны».
    Исследование выявило специфику территориального аспекта трудовой деятельности. Так, девушка-информант, уехавшая в Москву на заработки (работает частным педагогом по своей специальности в семье без оформления трудовых отношений, параллельно состоит в формальном секторе не по специальности) отметила: «.в нашем городе профессия педагога-психолога может быть и востребованная, но низкооплачиваемая, хотя и её приходилось поискать. Период поиска работы в Москве сократился с одного месяца до одной недели. В формальный сектор устроилась для стажа. И все же хотелось бы получить опыт и стаж работы по своей специальности официально… ».
    Как выяснилось в ходе проведенного исследования, для обеих возрастных подгрупп важной ценностью воспринимается приобретение новых социальных отношений и социального капитала. Воспроизводство социального капитала предполагает постоянную деятельность по установлению социальных связей, непрерывные серии обменов, в ходе которых признание постоянно утверждается и подтверждается [5, с. 531]. Социальный капитал значительно больше в том случае, если человек является субъектом данных отношений, т.е. богато наделен капиталом. Знакомства с ними ищут именно из-за принадлежащего им социального капитала, и в силу их известности считается важным знать их лично. У таких людей усилия по установлению социальных
    197
    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
    Социология
    связей оказываются высокопродуктивными. Как показало наше исследование, информанты, имеющие немалый опыт работы в неформальном секторе и заработавшие некую известность в определённых кругах, обладают достаточно большим кругом клиентов, благодаря наличию богатого социального капитала. Клиентов не приходится искать, они сами обращаются за нужной услугой к нужному им человеку. Говоря о конвертируемости капиталов, отметим, что здесь очевидно, что социальный капитал настолько подчинен логике знания и признания, что функционирует как символический капитал [5, c. 533].
    Также в ходе исследования было выявлено, что наличие социального капитала способствует облегчению труда, улучшению микроклимата в семье, в кругу друзей и коллег. Так, информант, работающий ведущим мероприятий и торжеств, отмечает, что в свое время ему очень помогли контакты, приобретенные в неформальном секторе при решении его личных жизненных вопросов. Неформальная занятость часто предполагает наличие в ней неформальных социальных отношений, в большинстве своем основанных на доверии. Как известно, доверие является одной из составляющих социального капитала и его необходимым условием. Поскольку трудовые отношения в неформальном секторе официально не оформляются, а основаны только на доверии, которое, в свою очередь, является элементом социальных отношений, а значит и социального капитала, то о социальном капитале можно говорить как об одном из базисов неформальной занятости и определяющим критерием в выборе таковой информантами.
    Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что социальный капитал, накапливаемый в процессе неформальной трудовой деятельности, для молодых людей являются отнюдь не последним достижением их жизни, а иногда даже выступает определяющим критерием в выборе неформальной занятости даже в ущерб тем социальным льготам и гарантиям, которые предоставляются в формальном секторе. И все же для молодых людей остается важным приобретение статуса официально трудоустроенного человека. Молодежь субъективно ориентирована на формальный рынок труда, даже если ее деятельность и связана с неформальным сектором; ее рефлексия отражает обостренное восприятие своей уязвимости, что позволяет сделать вывод о дефиците так называемого символического капитала.
    Для всех информантов оказалось значимым соблюдение формальностей при трудоустройстве (оформление письменного договора с указанием размера заработной платы, рабочего времени, условий труда, прав и обязанностей сторон), хотя они и указывали на трудности реализации формализации трудовых отношений на деле.
    Некоторые из опрашиваемых указали на проблему дефицита культурного капитала, которая от-
    рефлексирована в их оценке востребованности / невостребованности дипломов того или иного ВУЗа на рынке труда. Так, несколько молодых людей отметили, что вынуждены были получать второе высшее образование по интересной для них специальности, поскольку диплом о предыдущем образовании на рынке труда не был востребован. Как показало исследование, зачастую заработок в неформальном секторе превышает заработок в формальном. Поэтому барьером на пути их перехода в дальнейшем в формальный сектор является нежелание получать более низкую заработную плату при более строгом режиме работы. Как видим, отказываться от приобретенных капиталов бывает сложнее.
    В качестве угроз неформальной занятости информанты чаще всего указывали на риски, связанные с несправедливым увольнением или невыплатой заработной платы (в том случае, если неформальная занятость осуществляется по найму), потерей авторитета среди клиентов, застоем на одном месте, отсутствием карьерного роста, дефицитом социальной поддержки, работой не по специальности (если неформальная занятость осуществляется не по полученной специальности), нестабильностью заработка, отсутствием возможности зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, т.к. заработок часто не позволяет покрыть налоги и пенсионные отчисления.
    Подводя итог, нужно отметить важность изучения молодежного рынка труда как на региональном уровне, так и на уровне страны в целом. Если общество заботится о будущем, то оно непременно должно делать ставку на молодежь и создавать привлекательные условия для начала её трудовой деятельности.
    Литература:
    1. Головатый Н.Ф. Социология молодежи. – URL: http://socioline.ru/pages/nf-golovatyj-sotsiologiya-molodezhi
    2. Акмалов А.Ф., Бутов Г.Н., Нуриева Э.М. Неформальная занятость в российской экономике // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Невинномысск: НиЭуП, 2011. – С. 188-193.
    3. Шматко Н.А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // Социол. исслед. – 2003. – № 8. -С. 113-120.
    4. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. -Т 1. – 1998. – № 2. – С. 44-59.
    5. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев, пер. М.С. До-брякова. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 519-536.
    198
    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
    Социология
    Youth in the Informal Labor Market

  5. Moraghma Ответить

    на тему:
    Молодёжь на рынке труда.
    Выполнила: Чернова М.С.

    Группа: 3ЭДС3

    Проверил: Жуков Е.А.
    Москва 2002г.
    Содержание:
    Стр.
    1. Молодёжный рынок труда……………………………………………3
    2. Специфика положения молодёжи на рынке труда………………….6
    3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи……..11
    4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда…………………..14
    5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений……………15
    6. Решение проблемы занятости молодёжи.
    · Правовое регулирование молодёжной политики…………….….17
    · Программы поддержки молодёжи…………………………….…..18
    · Содействие профессиональной подготовке молодёжи
    и трудовой занятости…………………………………………..……..19
    7. Список литературы…………………………………………..…..….21
    Молодёжный рынок труда.
    Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
    В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
    Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.
    Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в “теневом” секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. “Макдональдс” и “Русское бистро”, естественно, не могутпредоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
    Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
    В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
    Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.
    Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.
    Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудовогостатуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
    Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% – подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.
    Снижение общего уровня жизни населения привело к сверх занятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
    Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. “Деньги – любым путем” – такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
    Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происхо­дят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.
    Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.
    Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них – молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
    В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности междуспросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
    Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.
    В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивыйрост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.
    Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в “свободной” экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.
    Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

  6. AUMUNABUS Ответить

    Молодёжь России – это кадровый потенциал, определяющий будущее страны. Молодежь является перспективной категорией населения, но в то же время именно молодежь обладает высоким уровнем уязвимости. Молодому поколению присущи такие качества, как высокая степень мобильности, работоспособность, легкая обучаемость. Есть и ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда, например, трудовая нестабильность, безработица, низкая заработная плата и конкурентоспособность, недостаток опыта и трудовых навыков. Исходя из этих проблем, в России создана система социальной защиты населения.
    По данным Росстата, средний возраст безработных в декабре 2015г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,7%, 20-24 лет – 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%) [1].
    Можно выделить такие задачи государственной политики, как регулирование соотношения воспитания и трудовой деятельности. В условиях развития российского общества и экономики с целью совершенствования качества образования была предложена государственная программа “Развитие образования” на 2013–2020 годы, в которую входит подпрограмма “Развитие профессионального образования”. Можно выделить следующие цели данной программы: формирование организаций профессионального обучения, которая направлена на учет особенностей различных регионов; модернизация системы образования в соответствии с требованиями современной экономики, а также формирование непрерывного образования, отвечающего задачам практики и запросам населения.
    Переход от образовательной к трудовой деятельности – важный этап в жизни каждого человека. Это связано со множеством проблем, самостоятельное решение которых является затруднительным. Даже если молодому человеку и удаётся найти работу после окончания учебного заведения, он не может быть уверенным «в завтрашнем дне», так как отсутствует достаточный трудовой стаж и опыт работы. Для решения данных проблем государство может и должно решительно действовать с целью расширения возможностей трудоустройства молодых специалистов.
    Сегодня государство не способно гарантированно предоставлять молодому поколению рабочие места. Таким образом, в связи с этим возможна дестабилизация общества, рост криминогенности среди молодежи.
    Проблемой занятости занимаются различные организации: службы труда, образовательные учреждения, органы местного самоуправления. Оказывают помощь в решении вопросов, связанных с проблемой трудоустройства, биржи труда. Также проводятся профориентационные работы и дополнительное обучение другим профессиям. Центры занятости населения обеспечивают профессионально-консультационную, психологическую, юридическую, информационную помощь, оказывают услуги по временному трудоустройству, привлекают к участию в общественных работах, организуют ярмарки вакансий.
    В России основные положения социальной защиты закреплены в Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ гласит: “В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [2].
    Одно из значительных направлений социальной защиты молодежи на рынке труда – осуществление комплекса мероприятий по регулированию занятости.
    Сегодня правовая база занятости является системой нормативных правовых актов и именно она регулирует вопросы трудоустройства, а также отношения, которые затрагивают эту сферу. К ним относятся: ТК, ст. 272 которого излагает особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет; КоАП, ст. 18.13 [3] которого устанавливает административную ответственность за нарушение законов по трудоустройству граждан РФ за границей;
    Молодежь является достаточно специфичной группой населения, что приводит к проблемам, касающимся трудоустройства.
    Зачастую, по окончании учебных заведений, молодые люди имеют высокий уровень теоретической подготовки и недостаточный уровень практических навыков и производственного опыта. Именно это обуславливает непривлекательность молодежи в сфере труда. Однако, осознание молодым человеком своей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций, стремление к успехам в карьере формируют завышенные требования к будущему рабочему месту.
    Молодёжь в силу своих специфических характеристик, не обладает достаточной профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, необходимыми для конкуренции на рынке труда, и поэтому является одним из наиболее уязвимой и наименее защищенной социально-демографической группой населения. В связи с этим одной из главных проблем, касаемых социально-демографического положения молодого поколения, является большое число безработных. В различных регионах нашей страны доля молодёжи от общей численности безработных варьируется в пределах от 35 до 65%.
    Данная тема актуальна и значительна в современном обществе. Молодежь – многочисленная социально-демографическая группа и именно она представляется собой основу формирования трудового потенциала РФ. Социально-правовая защита молодежи представляет собой одну из наиболее важных проблем на современном этапе.
    Исследованием данной проблемы занимались многие ученые, среди них социологи, экономисты, юристы. Данная проблема рассматривалась такими авторами как: Волков Ю.Г., Гуськов И.И., Раковская О.А., Добреньков В.И.
    Существенные изменения социального положения различных групп населения, среди которых те, кто всегда считались носителями передовых идей влекут за собой переход к рыночной системе экономики. Значимую роль играет молодежь, так как ей присущи, характерные только для данной группы, установки, взгляды, ценностные ориентиры, что влияет на экономическое состояние страны в будущем.
    Молодежь является восприимчивой группой и зачастую больше всех подвергается изменениям, происходящим в обществе.
    Социальные особенности молодежи, которые она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, проявляются не только в способности наследовать, но также и преобразовывать общественные отношения.
    Молодежь также можно определить как определенный слой населения, который переживает период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его становления.
    В настоящее время можно выделить такие главные проблемы российской молодежи как: преступность, деньги, здоровье, безработица, досуг, наркотики, проституция, права и Родина.
    Второй комплекс проблем связан с определением жизненных перспектив молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство определенности в будущем, а это, в первую очередь, самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью.
    Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».
    Недостаток профессиональных знаний, отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков порождает низкую конкурентоспособность молодежи и низкий спрос на услуги со стороны молодого поколения на рынке труда. В большинстве случаев это молодежь 18-25 лет, получившая за время учебы определенные теоретические знания по выбранной профессии, однако отсутствует практическое применение навыков и опыт работы.
    Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы в данной сфере деятельности. К тому же зачастую работодатель отказывается нести дополнительные финансовые и организационные трудности по обучению молодых кадров на новом месте работы.
    Среди причин отказа выпускников от предложенных работодателем вакансий можно выделить фактор, который связан с несоответствием ожиданий и реалий молодежи, касаемые нового места работы. Это в первую очередь ожидания, связанные заработной платой и условиями труда.
    Таким образом, главными причинами роста безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений являются следующие факторы:

  7. The_BearX_ Ответить

    Наряду с этим, была показана степень важности личностных характеристик молодого специалиста по отраслям и секторам экономики: организованность, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие. Эти качества особенно востребованы в социальной сфере, промышленности, торговле. Такие требования руководителей в условиях современного производства доказывают важность исполнительских качеств у специалиста. В большинстве случаев от молодого специалиста требуется ‘классический’ рядовой исполнитель, готовый подчиняться руководству и приспосабливаться к условиям труда.
    Заслуживает внимание и тот факт, что в сфере деловых услуг, наряду с исполнительскими качествами молодого специалиста, очень высоко руководители оценили мобильность (6,58), уверенность (5,96), общительность (6,00), самостоятельность (5,88). Таким образом, в сфере деловых услуг наиболее востребована деловая активность молодого специалиста. Наличие этих качеств будет являться одним из условий высокой конкурентоспособности работников этой отрасли хозяйствования.
    Достаточно высокие требования к личностным качествам предъявляют руководители в торговой сфере (5,62 в среднем по качествам) и социальной сферы (5,53). Особенность хозяйствования этих отраслей подразумевает межличностные коммуникации на рабочем месте, будь то образовательная сфера, медицина или торговля. Более того, внутриорганизационные отношения между работниками и их группами оказывают сильное влияние на результаты работы организации в целом. Поэтому, руководители этих сфер высоко оценили важность общительности, кооперативности.
    В промышленности руководители оценили ниже, чем в среднем по другим отраслям, личностные качества молодого специалиста (5,46). Существует по крайне мере две причины, объясняющие этот факт. Во-первых, специфика отрасли характеризуется не столь значительным влиянием личных взаимодействий, поскольку чаще всего работники задействованы непосредственно в производственном процессе (во взаимодействии только со средствами производства). Во-вторых, в промышленности, чаще, чем в других отраслях, требуются специалисты с начальным и среднем профессиональным образованием. От кандидата на вакантное место, прежде всего, требуется наличие квалификации, базового образования, желательно профильного образования.
    Глава 2. Проблемы занятости молодежи и их решение
    .1 Особенности молодежного рынка труда
    молодежь труд рынок социальный
    На молодежный возраст приходятся главные демографические и социальные события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
    Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок, поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
    Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
    В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
    Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит, к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.
    Казалось бы, более ранний выход молодежи на рынок труда уже с первых шагов вырабатывает установку на труд, самостоятельность и инициативность в трудовой жизни, ведет к росту мобильности, но при этом нельзя забывать, что он не позволяет получить законченное среднее, среднее специальное и тем более высшее образование, изначально предполагая понижение стартового уровня квалификации. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы, фрикционной безработицей. Частный сектор, криминальные структуры, пользуясь несовершенством законодательств, нелегально используют труд подростков, не соблюдая при этом никаких норм, установленных Трудовым законодательством. В результате идет не развитие, а деградация трудового потенциала подростков.
    Учитывая, что социально-трудовые ориентиры молодежи являются несколько «размытыми», для выпускников различных учебных заведений минимизация сроков трудоустройства имеет решающее значение. Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры – в борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких, как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается [6,с.49].
    Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы. Неполное использование трудового потенциала молодежи – негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня – это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем [12, с.36].
    Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
    Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы. [1, с.25].
    Рынок труда, в целом, можно определить как действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу на данный момент времени. Он представляет работникам свободный рынок профессии, отрасли и места для трудовой деятельности, наем и увольнение при соблюдении норм трудового законодательства, возможность миграции между регионами, выбора ими уровня оплаты труда в зависимости от приоритета профессии, квалификации и образования при соблюдении установленного законом гарантированного минимума заработной платы. Предложение на рыке труда зависит от численности и состава населения, его половозрастных и образовательных характеристик, показателей физического и психического здоровья трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, оно напрямую зависит от проводимой государством социальной политики и эффективности реализуемых им мер в демографической, образовательной сферах [10, с.62].
    Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
    2.2 Проблемы занятости выпускников вузов и средних специальных учебных заведений
    Жизненные планы выпускников не полной и полной средней школы характеризуются явным преобладанием ориентации на продолжение образования. Однако определённая доля учащихся, закончивших школу, связывает свои жизненные планы с решением пойти работать в ближайшее время. Сюда следует отнести: тех, кто намерен сразу пойти работать (1 % от выпуска); тех, кто собирается работать после окончания краткосрочных курсов (3%); тех, кто пойдёт работать, если не осуществляться планы на продолжение образования (11%)[5,с.20].
    В среднем 15% выпускников школ планируют, по возможности, найти работу или устроиться на краткосрочные курсы. Причины снижения ориентаций на трудовую деятельность вчерашних школьников кроются в экономической нестабильности и неопределённости перспектив. Поэтому значительно чаще выпускники школ в случае неосуществления первоначальных планов продолжения образования намереваются поступать в любое другое учебное заведение.
    Жизненные планы молодых людей, закончивших профессиональные учебные заведения, различны в каждой социальной группе молодых специалистов. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Молодежи принадлежит особая роль в преобразовании общества как наиболее восприимчивой ко всему новому, являющейся носителем большого интеллектуального потенциала, новейших знаний, наиболее физически здоровой части населения [13, с.175].
    Преобладающей ориентацией является намерение пойти работать. Социальная категория выпускников техникумов обладает по сравнению с выпускниками других профессиональных учебных заведений самым высоким потенциалом образовательных намерений. Связано это прежде всего с коммерциализацией высшего образования. Четвёртая часть выпускников техникумов изначально ориентирована на поступление в вуз – так надёжнее и дешевле.
    Казалось бы, более ранний выход молодежи на рынок труда уже с первых шагов вырабатывает установку на труд, самостоятельность и инициативность в трудовой жизни, ведет к росту мобильности, но при этом нельзя забывать, что он не позволяет получить законченное среднее, среднее специальное и тем более высшее образование, изначально предполагая понижение стартового уровня квалификации. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы, фрикционной безработицей. Частный сектор, криминальные структуры, пользуясь несовершенством законодательств, нелегально используют труд подростков, не соблюдая при этом никаких норм, установленных Трудовым законодательством. В результате идет не развитие, а деградация трудового потенциала подростков.
    Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах профессии. И хотя третье десятилетие в ранге престижа профессий у выпускников школ самое высокое место занимают юрист и экономист, причем зачастую помимо названий профессии, а точнее профессионального направления, старшеклассники больше ничего не знают о своей будущей трудовой деятельности, не ориентируются в спросе на рынке труда [14,с.].
    Очевидно, что опыт работы и диплом о профобразовании – это, скорее, формальные фильтры для устройства на работу, но не достаточные условия для получения работы. Способности молодого специалиста с опытом работы конкурировать на рынке труда оценены достаточно высоко [3]; в более высокой степени значимости оценили руководители следующие их профессиональные характеристики: уровень профессиональных знаний (1), владение компьютером (2), уровень образования (3), наличие профильного образования (4), владение оргтехникой (5), а из личностных качеств: трудолюбие(1), внимательность (2), организованность (3), уверенность (4), дисциплинированность (5), самостоятельность (6), инициативность (7), тактичность (8), обязательность (9), целеустремленность (10), контактность (11), деловитость (12). В меньшей степени руководители оценили значимость престижности диплома (8) и наличие диплома с отличием (9) для специалиста с опытом работы, а также наличие таких качеств как: лидерство (16), кооперативность (17) и откровенность (18).
    Таким образом, сравнительный анализ оценок руководителями молодого специалиста без опыта работы и с опытом работы по специальности показал, что: большинству современных организаций на место специалиста требуется «классический» рядовой исполнитель. Для молодого специалиста наиболее важными оказываются, прежде всего, обязательность, дисциплинированность, трудолюбие, внимательность, организованность, целеустремленность, контактность. А уровень профессиональных знаний, опыт работы менее важными характеристиками. В то же время ряд качеств у молодых специалистов без опыта работы являются наиболее важными (они оценены выше, чем в среднем по всем качествам), и эти же качества являются в средней степени или достоверно наименее важными у опытного молодого специалиста (они оценены ниже, чем в среднем по всем качествам). Руководители высоко оценили общительность, настойчивость, мобильность, наличие знаний по смежным профессиям, а у опытного молодого специалиста предпочли бы видеть эти качества в средней степени важности. Преимущество новых работников из числа молодых специалистов без опыта работы видится руководителями в их способности обучаться, умении быстро адаптироваться к сложившимся условиям.
    Имеют место прямо противоположные оценки степени важности качеств молодых специалистов с опытом работы и без опыта работы, т.е. ряд качеств молодых специалистов с опытом работы являются наименее важными, и эти же качества молодых специалистов без опыта работы являются наиболее важными или в средней степени. Такие как, самостоятельность и престижность диплома, руководители максимально низко оценили у опытных молодых специалистов и максимально высоко – у молодого специалиста без опыта работы, т.е. руководители, предпочитают, чтобы эти качества у молодых специалистов без опыта работы были выражены в достаточной степени. Для большинства руководителей «престижность» образования, полученного специалистом с опытом работы, имеет гораздо меньшее значение по сравнению с другими характеристиками, но, следует заметить, что «престижность» полученного образования у молодого специалиста без опыта работы является его личным достижением, и зачастую, является основой его конкурентоспособности.
    Специфика критериев конкурентоспособности молодых специалистов с опытом работы и без опыта работы очевидна. Ведущим фактором в структуре качеств молодого специалиста без опыта работы является группа нравственных качеств, в структуре качеств опытного молодого специалиста – группа деловых качеств. У молодого специалиста без опыта на первое место выступают те качества, которые непосредственно проявляются во взаимодействии и взаимоотношениях с членами коллектива, с руководителем и др. В дополнение к этим качествам, при характеристике руководителями опытного молодого специалиста ведущими становятся те качества, которые характеризуют активность самого специалиста и важны (необходимы) для успешного трудоустройства и эффективной работы.
    Выявлена определенная специфика в соотношении оценок руководителей организаций в различных сферах деятельности. В отраслях и секторах экономики (например, в социальной, в промышленности, в сфере деловых услуг, торговле) требования руководителей к структуре конкурентоспособности будут различаться.
    Таким образом, можно сказать, что молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности.
    2.3 Безработица молодежи как социальная проблема
    Безработица – это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Таким образом, в реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Продолжительность безработицы – это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
    Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений [4,с.190].
    Существуют основные факторы, существенно влияющие на безработицу среди молодежи:
    . Экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников приводи т к напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы, которая охватывает более четверти работающей молодежи. Процесс адаптации молодежи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталонов для молодежи все чаще выступают люди, зарабатывающие деньги нечетным путем. Все более заметной становится потребительская модель жизни. Высок уровень криминогенности среди подростков.
    . Демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения. Преобладание в общей численности населения удельного веса лиц молодого возраста приводит к повышению доли молодежи среди безработных.
    . Образовательные, когда продолжается подготовка по профессиям и специальностям, которые в дальнейшем не пользуются спросом на рынке труда. Молодые люди выбираю, как правило, место своей учебы не для получения профессии и специальности и дальнейшей работы по ней, а для получения базовых знаний и выбора целого спектра профессий.
    Незанятость молодежи опасна не только экономическими потерями, но и последствиями незанятости, связанными с деструктивными личностными изменениями. Невостребованность приобретенных знаний и квалификации лишают человека экономической самостоятельности, служат питательной почвой для социальной апатии и пессимизма. Чрезвычайно отрицательно сказывается на мировосприятии молодого специалиста необходимость заняться продажей чего – либо или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности [12, с.36].
    Научно-технический прогресс и развитие техники связи в сочетании с повышением производительности труда породили новые проблемы в области молодежной занятости, а также создали новые возможности для работы. Молодые люди находятся в числе тех, на ком эти события отражаются наиболее сильно. Если действенные решения не будут найдены, то в долгосрочной перспективе издержки для общества будут значительно более высокими. Безработица порождает широкий диапазон социальных пороков, и молодежь особенно подвержена влиянию ее пагубных воздействий, таких, как отсутствие профессионального роста, ослабевание чувства собственного достоинства, маргинализация, обнищание и расточительное отношение к огромному потенциалу людских ресурсов [21].
    При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них могут пополнить маргинальные слои общества. Быстрыми темпами происходит увеличение численности безработной молодежи в сельской местности. В некоторых районах юга области практически нет вакантных рабочих мест, кроме того, отсутствует материально-техническая база для организации обучения новым профессиям [16].
    Как показывает статистика, в 2012 году Центром занятости реализованы основные мероприятий по содействию занятости населения г. Тюмени и Тюменского района в рамках областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области на 2008 – 2010г.г., продленной Постановлением администрации Тюменской области № 3-43 от 27.10.2010г. на 2011 – 2012 годы, а также программы содействия занятости населения г. Тюмени и Тюменского района на 2011 – 2012 годы.
    В ходе осуществления деятельности по содействию занятости населения были достигнуты следующие результаты:
    Оказано консультационных услуг населению по вопросам занятости – 56590 чел. Всего в течение года зафиксировано 82 552 обращения по вопросам занятости и трудоустройства, более 71% обратившихся (58907 чел.) предоставлена информация о вакансиях на предприятиях г. Тюмени и Тюменского района.
    В рамках реализации специальных мероприятий содействия занятости населения приняло участие во временных работах 9511 человек, из них 7992 чел. – несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; прошли профессиональное обучение 590 чел.; получили услуги по содействию самозанятости 58 чел., зарегистрировали предпринимательскую деятельность 13 чел.; получили услуги по профессиональной ориентации и социальной адаптации 13328 чел.
    В России безработица среди молодежи имеет две особенности: во – первых, молодые люди моложе 18 лет составляют 45% всех зарегистрированных безработных; а во вторых, – она обусловлена социально – экономической политикой, которая привела к развалу многих отраслей. Согласно российским законам многие не считаются «безработными», но в реальности являются таковыми [15, с.58].
    Большую роль в неконкурентности выпускников на рынке труда играют недостаток жизненного опыта, умения применить полученные знания в реальной жизни. Кризис занятости среди молодежи представляет собой также кризис возможностей для молодых людей самостоятельно обеспечивать себе минимальное жилье, необходимое для создания семьи.
    В заключение можно сказать, что молодежь в силу своей неопытности часто сталкивается с проблемой безработицы.
    2.4 Способы разрешения проблем занятости молодежи
    В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом [5,с.22].
    Правительственная программа содействия занятости молодежи должна опираться на государственную политику занятости. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
    Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики.
    Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров.
    В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи; содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду[19] .
    Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:
    поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;
    формирование постоянных рабочих мест;
    создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;
    создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь – подростков).
    В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере в округе существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков.
    Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.
    Образование молодежи – проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов (“клубов по интересам”) и центров дополнительного образования.
    Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом [5,с.22].
    Социально-экономические преобразования в России, сложившаяся экономическая ситуация вызывают необходимость использования программно-целевых методов в прогнозировании социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. Это отражено в Постановлении правительства РФ от 27 ноября 1995 года N 1170 “О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 гг.”
    Среди важнейших составляющих этой программы следует выделить подпрограмму “Образование и занятость населения”, разработка которой обусловлена следующим:
    . Изменения в технике, технологии и содержании труда вызвали быстрый рост роли человеческого фактора. Вложения в человека во второй половине ХХ века стали обеспечивать более половины прироста производительности труда. Значительную часть этих вложений составляют расходы на общее и профессиональное образование. Программа позволит определять и прогнозировать величину этих расходов, повысить эффективность их использования.
    . Структурная перестройка народного хозяйства, начавшаяся гуманизация труда, требуют соответствующих изменений в системе общего и профессионального образования. Направления этих изменений можно увидеть лишь имея долгосрочные программы.
    . В предстоящее пятилетие возрастет численность молодежи, ежегодно вступающей в трудоспособный возраст. Это в перспективе обострит проблему занятости молодежи. Создание дополнительных ученических мест и увеличение сроков обучения молодежи – вот путь, обеспечивающий ее занятость, позволяющий приблизить уровень квалификации работников к уровню сложности технологий производства, к изменяющимся экономическим условиям.
    . Рыночная экономика диктует необходимость проявления самостоятельности работника не только в поисках рабочего места, но и активности в создании рабочих мест для себя (особенно в сельской местности). Отсутствие таких навыков и умения часто является весомой причиной безработицы. Устранить пробел в этих знаниях и навыках позволит развитие соответствующего образования населения.

  8. Gavinraris Ответить

    При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу “теневой” экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.
    Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.
    Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.
    Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
    В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).
    Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:
    1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
    2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.
    3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.
    Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее — необходимы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, должностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.
    Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.
    Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *