Почему на иконе успения богоматери христос держит на руках младенца?

9 ответов на вопрос “Почему на иконе успения богоматери христос держит на руках младенца?”

  1. Daxmaut Ответить


    На иконе Успения Пресвятой Богородицы мы видим Христа, Который держит на руках младенца. Это душа Матери Божией. При этом тело Пресвятой Богородицы, находится на смертном одре, а рядом пребывают апостолы.
    Эта встреча со Христом в смертный час становится и нашим уделом. Если Матерь Божья переходит границы смерти, телесно также совоскресая, и входит в Царствие Божье (о чем поет Церковь в молитвах Успения), то мы ожидаем своего воскресения в час Суда и Всеобщего воскресения. Но душа наша точно так же, перейдя границу времени в час смертный, встречает Христа, а Христос встречает нас.
    Смерть более не ужас и кошмар, а приобретение, о чем пишет святой апостол Павел. Там, за дверью смерти — Христос. Нам больше нечего бояться, кроме грехов, отлучающих нас от общения с Богом.
    Умирая на земле, мы в том мире только рождаемся как младенцы. И неспроста Бог так строго и ревностно бережет тайну загробного мира, чтобы мы принесли на суд не знания о мире или хитрость, или расчет на устройство на новом месте, а одну чистую и бескорыстную любовь в виду полного неведения об оплате наших трудов. Ведь настоящая любовь абсолютно бескорыстна и незагадлива.
    Любовь к Богу и людям, которой мы учимся постами почти треть года – есть упражнения в мире и любви. Треть времени, как определила Церковь, мы должны посвящать Богу. Треть года, треть каждого дня, треть мыслей и треть чувств должны быть о любви и мире. Много ли это или мало – быть на треть влюбленным в людей и Бога? Очевидно, что это минимальная профилактическая доза, излечивающая первородный грех.
    Размышления о нашем будущем младенчестве на руках Христа в начале будущего века и размышления о том, что это родство и сыновство берется нашим миролюбием среди людей – являются сутью поста. Пример применения его на практике – жизнь Божией Матери. Постом Бог хочет видеть то, как мы стараемся обрести личную святость и блаженство, и помогает нам изо всех сил. Наша задача – не оттолкнуть Его руку и не наломать дров.
    Источник

  2. rinika Ответить

    Традиционно на иконе Успения Богородицы пишется сразу целый ряд лиц и сюжетов.
    Центр образа – изображение ложа (одра), на котором лежит усопшая Божия Матерь, перед Ней фронтально пишется фигура Иисуса Христа, Который держит в Своих руках душу Богородицы. Душа Пречистой изображается в виде ребенка в белых пеленах.
    По бокам от ложа, справа и слева, расположены плачущие жены и апостолы. На некоторых иконах рядом с ложем Богородицы также пишутся фигуры предстоящих пред Ней ангелов.
    Справа от ложа (в ногах у Божией Матери) пишется святой апостол Павел, а слева (у изголовья) – святой Петр. Эти апостолы возглавляют всю группу людей, стоящих у одра Богородицы.

    В верхней части образа еще раз изображены фигуры апостолов, которые восседают («путешествуют») на облаках. Также вверху находятся парящие в небесах ангелы. Все это символизирует Царство Небесное.
    Вознесение Богородицы изображается в центре верхней части иконы Успения. Здесь Матерь Божия пишется в круге (по традиции – в голубом) Славы Божией ( Слава Божия – здесь: пламенный блеск; тот свет истины, который исходит от Бога, и в котором пребывают все святые.)
    , который с двух сторон поддерживают летящие ангелы. Этот сюжет иконографии основан на отрывке из толкования праздника Успения святым Андреем Критским: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» (Пренебесная Дверь Божия – одно из наименований Божией Матери, как  Той, от Которой родился Сын Божий Иисус Христос. Здесь также заложена мысль, что Богородица является образом Двери в Царство Небесное.).
    Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.
    На анонсе Успение Пресвятой Богородицы. Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311 гг

  3. vinniwain Ответить

    Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

    Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.

    О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы

    Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.
    Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.

    Молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы»

    Тропарь, глас 1

    В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

    Кондак, глас 2

    В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

    Величание

    Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

  4. gav126 Ответить


    На иконе
    первый образ, который бросается в глаза,
    – Христос у ложа Богоматери с младенцем
    на руках. Кто этот младенец?

    Спеленатый
    младенец – это принятая Христом в объятия
    душа Богородицы. Душа, новорожденная
    в инобытие. Душа, испуганная, потрясенная
    этим рождением так же, как младенец, появившийся
    из утробы матери. По преданию Богоматерь
    очень боялась момента исхождения души
    из тела, и Христос обещал Сам придти и
    встретить Ее… Помните тип икон Богоматерь
    Умиление? – Богоматерь с прильнувшим к
    ней щекой Младенцем Христом. На иконе
    Успение все наоборот. Можно сказать, что
    Успение и Умиление – парные иконы. На них
    изображены взаимоотражающиеся события.
    На иконе Умиление – Богоматерь, открывшая
    Богу дверь в мир, принявшая и вынянчившая
    Его, воплотившегося Бога, ставшего человеком.
    На иконе Успение – Господь, открывающий
    человеку дверь в царство Божие, принимающий
    его как участника в этом царстве.
    Здесь на языке
    иконописи свидетельствуется древнейшая
    истина христианства, основание всех его
    догматов: Бог вочеловечился, чтобы человек
    обожился. Сама Богородица стала той дверью
    (мы ее так и прославляем: «радуйся, двере
    Господня»), через которую Бог вошел в
    мир. И Христос на иконе Успение показан
    как дверь («Я есмь
    дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9)), через которую
    Богоматерь – первый человек, осуществивший
    в полноте свое предназначение – входит
    в полноту Славы Божией.
    На иконе Успение
    именно это вхождение в полноту Славы
    нам и показано: Христос изображен в мандорле
    – в Славе, в окружении херувимов. Таким
    образом, мы видим, как Он забирает Ее в
    эту Славу.
    Это первый
    случай вхождения человека в полноту Божества
    – путь, указанный всем нам как наше предназначение
    и совершенный Богоматерью – как первопроходцем.

    Иногда на
    иконе Успение внизу изображают горящую
    свечу. Что она означает?

    Этот образ
    рифмуется с образом спеленатой души Богородицы
    на руках у Христа. Свеча – тленное тело,
    преображающееся в огонь – в свет, тепло
    и молитву, возносимые к Престолу Господню.
    Огонь – инобытие тела свечи. Можно сказать,
    что свеча символизирует всякого святого,
    «горящего» молитвой, «тающего» в молитве,
    «умирающего» в молитве. Так ведь и говорят
    о молитве святых – и тут нет никаких метафор…Св.
    Силуан Афонский говорил: «Молиться – это
    кровь проливать».
    Тем более
    свеча символизирует святого в сам момент
    смерти – и не даром те, кому довелось быть
    на похоронах святых, свидетельствуют
    о несказанной радости, захлестывающей
    всех присутствующих. Потому что отдельное,
    тленное, такое маленькое тело изливается
    огнем – которым – как и Духом – чем больше
    делишься, тем его становится все больше
    и больше! Святой, который раньше уставал,
    как всякий человек, не мог говорить со
    всеми сразу, помогать всем обращающимся
    к нему одновременно – становится помощником,
    к которому в один миг обращаются тысячи
    людей – и он пребывает с каждым! Ограниченное
    превращается в безграничное, скудное
    – в преизобильное.
    Передавая
    огонь от свечи к свече, мы заполняем светом
    весь храм. Так христиане должны заполнить
    светом весь мир…
    Ведь что такое
    святой? Это человек, который – одновременно
    – ушел и остался. То есть
    тот, кто непрерывно связывает два плана
    бытия – наше, временное, и Божие, вечное,
    то есть – еще одна распахнутая дверь в
    царство Божие, еще руки, протянутые нам,
    помогающие нам из-за границ нашего тленного
    существования! А кто в большей степени
    остался с нами, чем Богоматерь – всему
    миру Заступница и Покров…
    Свеча – символ
    открытого пути между нашим миром и Царствием
    Божиим. Пути, который был закрыт грехопадением
    прародителей, Адама и Евы, и который восстановил
    Христос Своим воплощением и смертью –
    Своим так называемым кенозисом (греч.)
    – нисхождением, умалением, истощением
    Бога. Бог «ширший небес» вошел в наш мир
    как человек, низошел, умалился, сошел,
    наконец, в Ад, чтобы проложить путь, позволяющий
    каждому человеку взойти к Себе. Только
    надо помнить, что любое восхождение предполагает
    усилие восходящего…
    У ложа Богоматери
    изображен человек с отсеченными руками,
    а рядом – Ангел с мечом? Кто они?

    Афоний и Ангел,
    отсекший ему руки. Это важный образ иконы.
    Он напоминает нам о событии, произошедшем,
    по преданию, в момент похорон Богоматери.
    Афоний, исповедовавший иудаизм, был оскорблен
    почти божественными почестями, воздаваемыми,
    как ему представлялось, мертвому телу.
    В иудаизме мертвое тело считается нечистым,
    таким, после прикосновения к которому
    нужно специально очищаться. И вот он в
    негодовании толкнул ложе, пытаясь его
    перевернуть. В тот же миг Ангел, которого
    видел только Афоний, отсек ему руки, словно
    прилипшие к одру Богоматери. И в отчаянии
    и ужасе Афоний обратился к Той, ложе которой
    он только что толкнул, с мольбой о помощи.
    И руки немедленно срослись, он исцелился.
    Афоний, по преданию, обратился в христианство
    и принял мученическую смерть за исповедание
    Христа.
    Просто напоминание
    об одном из чудес?

    Нет. История
    Афония напоминает нам о великом парадоксе христианства. Все мы – враги Богоматери,
    потому что мы все непрестанно распинаем ее Сына своими грехами. (Ведь в центре
    земли с момента распятия все время находится
    Крест Христов, и каждый наш грех – новый
    гвоздь, новая игла в Его теле, наши грехи
    искупаются, теряют жало, только омывшись
    в Его крови…) Но как только мы к Ней прибегаем,
    так Она немедленно берет нас под Свое
    покровительство и защиту. Она была и остается
    “предстательство христиан непостыдное,
    ходатайство ко Творцу непреложное”, “стена нерушимая”. Она продолжает хранить нас
    и исцелять нас, как это было в случае с
    Афонием.
    Говоря про
    Афония и Ангела, Вы сказали (цитирую):
    «Афоний, исповедовавший иудаизм, был
    оскорблен почти божественными почестями,
    воздаваемыми, как ему представлялось,
    мертвому телу». Как ему казалось – мертвому
    телу? А разве она не умерла?

    В том-то и
    дело, что на иконе показана не смерть,
    а Успение, то есть ситуация отмененной,
    побежденной воскресением нашего Господа
    Иисуса Христа смерти. В этом случае разлучение
    души от тела было столь же временным,
    как это бывает во сне. И когда по требованию
    опоздавшего на похороны апостола Фомы,
    гробный камень отвалили (чтобы он мог
    проститься с Богоматерью), тела в гробу
    не обнаружили.
    Христос –
    Бог, вознесший человеческое тело в Славу
    Отца. Богоматерь – первый человек, прошедший
    этим же путем; не душой только, но в полноте
    и цельности духовно-душевно-телесного
    состава пребывающая в Божестве.

  5. shassik Ответить

    Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса.
    Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру.
    Важно. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов.Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны.
    Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую.
    Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо — тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса.
    В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения.
    В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы.
    О других Богородичных праздниках:
    Введение во Храм Пресвятой Богородицы
    Покров Пресвятой Богородицы
    Рождество Пресвятой Богородицы
    На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений.
    В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию.
    В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница.
    Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию.
    Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье.

  6. @legich Ответить

    Тело Пресвятой Богородицы в окружении апостолов, Христос у ложа с младенцем на руках, ангел с мечом и человек с отсеченными руками — эти образы мы видим на праздничной иконе Успения Богородицы. Об их значении  с Татьяной Касаткиной, доктором фил. наук, зав. отделом теории Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, беседовала Екатерина Виснап. Разговор состоялся в августе 2009 года.
    — На иконе первый образ, который бросается в глаза, — Христос у ложа Богоматери с младенцем на руках. Кто этот младенец?
    — Спеленатый младенец — это принятая Христом в объятия душа Богородицы. Душа, новорожденная в инобытие. Душа, испуганная, потрясенная этим рождением так же, как младенец, появившийся из утробы матери. По преданию Богоматерь очень боялась момента исхождения души из тела, и Христос обещал Сам придти и встретить Ее… Помните тип икон Богоматерь Умиление? — Богоматерь с прильнувшим к ней щекой Младенцем Христом. На иконе Успение все наоборот. Можно сказать, что Успение и Умиление — парные иконы. На них изображены взаимоотражающиеся события. На иконе Умиление — Богоматерь, открывшая Богу дверь в мир, принявшая и вынянчившая Его, воплотившегося Бога, ставшего человеком. На иконе Успение — Господь, открывающий человеку дверь в царство Божие, принимающий его как участника в этом царстве.
    Здесь на языке иконописи свидетельствуется древнейшая истина христианства, основание всех его догматов: Бог вочеловечился, чтобы человек обожился. Сама Богородица стала той дверью (мы ее так и прославляем: «радуйся, двере Господня»), через которую Бог вошел в мир. И Христос на иконе Успение показан как дверь («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9)), через которую Богоматерь — первый человек, осуществивший в полноте свое предназначение — входит в полноту Славы Божией.
    Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века
    На иконе Успение именно это вхождение в полноту Славы нам и показано: Христос изображен в мандорле — в Славе, в окружении херувимов. Таким образом, мы видим, как Он забирает Ее в эту Славу.
    Это первый случай вхождения человека в полноту Божества — путь, указанный всем нам как наше предназначение и совершенный Богоматерью — как первопроходцем.
    — Иногда на иконе Успение внизу изображают горящую свечу. Что она означает?
    — Этот образ рифмуется с образом спеленатой души Богородицы на руках у Христа. Свеча — тленное тело, преображающееся в огонь — в свет, тепло и молитву, возносимые к Престолу Господню. Огонь — инобытие тела свечи. Можно сказать, что свеча символизирует всякого святого, «горящего» молитвой, «тающего» в молитве, «умирающего» в молитве. Так ведь и говорят о молитве святых — и тут нет никаких метафор…Св. Силуан Афонский говорил: «Молиться — это кровь проливать».
    Тем более свеча символизирует святого в сам момент смерти — и не даром те, кому довелось быть на похоронах святых, свидетельствуют о несказанной радости, захлестывающей всех присутствующих. Потому что отдельное, тленное, такое маленькое тело изливается огнем — которым — как и Духом — чем больше делишься, тем его становится все больше и больше! Святой, который раньше уставал, как всякий человек, не мог говорить со всеми сразу, помогать всем обращающимся к нему одновременно — становится помощником, к которому в один миг обращаются тысячи людей — и он пребывает с каждым! Ограниченное превращается в безграничное, скудное — в преизобильное.
    Передавая огонь от свечи к свече, мы заполняем светом весь храм. Так христиане должны заполнить светом весь мир…
    Ведь что такое святой? Это человек, который — одновременно — ушел и остался. То естьтот, кто непрерывно связывает два плана бытия — наше, временное, и Божие, вечное, то есть — еще одна распахнутая дверь в царство Божие, еще руки, протянутые нам, помогающие нам из-за границ нашего тленного существования! А кто в большей степени остался с нами, чем Богоматерь — всему миру Заступница и Покров…
    Свеча — символ открытого пути между нашим миром и Царствием Божиим. Пути, который был закрыт грехопадением прародителей, Адама и Евы, и который восстановил Христос Своим воплощением и смертью — Своим так называемым кенозисом (греч.) — нисхождением, умалением, истощением Бога. Бог «ширший небес» вошел в наш мир как человек, низошел, умалился, сошел, наконец, в Ад, чтобы проложить путь, позволяющий каждому человеку взойти к Себе. Только надо помнить, что любое восхождение предполагает усилие восходящего…
    — У ложа Богоматери изображен человек с отсеченными руками, а рядом — Ангел с мечом? Кто они?
    — Афоний и Ангел, отсекший ему руки. Это важный образ иконы. Он напоминает нам о событии, произошедшем, по преданию, в момент похорон Богоматери. Афоний, исповедовавший иудаизм, был оскорблен почти божественными почестями, воздаваемыми, как ему представлялось, мертвому телу. В иудаизме мертвое тело считается нечистым, таким, после прикосновения к которому нужно специально очищаться. И вот он в негодовании толкнул ложе, пытаясь его перевернуть. В тот же миг Ангел, которого видел только Афоний, отсек ему руки, словно прилипшие к одру Богоматери. И в отчаянии и ужасе Афоний обратился к Той, ложе которой он только что толкнул, с мольбой о помощи. И руки немедленно срослись, он исцелился. Афоний, по преданию, обратился в христианство и принял мученическую смерть за исповедание Христа.
    Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века
    — Просто напоминание об одном из чудес? 
    — Нет. История Афония напоминает нам о великом парадоксе христианства. Все мы — враги Богоматери, потому что мы все непрестанно распинаем  ее Сына своими грехами. (Ведь в центре земли с момента распятия все время находится Крест Христов, и каждый наш грех — новый гвоздь, новая игла в Его теле, наши грехи искупаются, теряют жало, только омывшись в Его крови…) Но как только мы к Ней прибегаем, так Она немедленно берет нас под Свое покровительство и защиту. Она была и остается «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», «стена нерушимая». Она продолжает хранить нас и исцелять нас, как это было в случае с Афонием.
    — Говоря про Афония и Ангела, Вы сказали (цитирую): «Афоний, исповедовавший иудаизм, был оскорблен почти божественными почестями, воздаваемыми, как ему представлялось, мертвому телу». Как ему казалось — мертвому телу? А разве она не умерла?
    — В том-то и дело, что на иконе показана не смерть, а Успение, то есть ситуация отмененной, побежденной воскресением нашего Господа Иисуса Христа смерти. В этом случае разлучение души от тела было столь же временным, как это бывает во сне. И когда по требованию опоздавшего на похороны апостола Фомы, гробный камень отвалили (чтобы он мог проститься с Богоматерью), тела в гробу не обнаружили.
    Христос — Бог, вознесший человеческое тело в Славу Отца. Богоматерь — первый человек, прошедший этим же путем; не душой только, но в полноте и цельности духовно-душевно-телесного состава пребывающая в Божестве.
    Источник: «Татьянин день»
    Количество просмотров — 128

    Поделиться:

    Twitter
    ВКонтакте
    Одноклассники
    Facebook
    Google

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *