Почему на одном из гербов ивана 4 появился единорог?

9 ответов на вопрос “Почему на одном из гербов ивана 4 появился единорог?”

  1. naivete alive Ответить

    Была ли колдовская служба?

    Для Руси неизвестно существование особого тайного государственного органа, где бы
    хранилась, обрабатывалась, изучалась и использовалась колдовская информация. Однако, есть большой
    массив рукописных сборников, содержащих разнообразные тексты тайных знаний в основном с XV века.
    Как они попали на Русь? Их слишком много, чтобы считать, что они появились в результате деятельности
    какого-то одного любопытствующего человека. Такой человек не мог быть из простых людей, так как
    нужны немалые средства и знания для разыскания, отбора и перевода с греческого, латинского, западных
    и восточных языков многих произведений астролого-колдовского содержания. Такая работа была бы под
    силу великокняжеской казне и канцелярии. Поэтому можно допустить существование на Руси примерно с
    XV века государственных структур закрытого характера, в ведение которых входили эти задачи. Часть
    переведенных и систематизированных текстов могла “уйти” из ведения этой службы и составила пестрый
    конгломерат сохранившейся астролого-колдовской литературы в списках XV-XVIII веков.
    Если на Руси с XV века существовала тайная “колдовская служба”, то должны быть
    следы ее деятельности. Об одном таком следе и говорят указанные древнерусские списки сокровенных
    текстов. Другим следом может быть появление единорогов на “корабельнике”. Это можно обосновать с
    учетом политических обстоятельств, злободневных для того времени. Одним из них было стремление
    великих князей Московских доказать свое право именоваться государями “всея Руси”. Дело в том, что
    в результате татаро-монгольского ига многие западные древнерусские территории вошли в состав
    Великого княжества Литовского. Часть других древнерусских земель, например, Новгородская республика,
    были независимы от Московии. Среди астролого-колдовских материалов содержались данные о магической
    обусловленности единства древнерусских земель, которые могли служить сокровенной основой права
    Московских правителей на титул государя “всея Руси”.
    Соответствующие тексты опубликованы еще в начале XX столетия выдающимся русским
    ученым-славистом академиком А.И. Соболевским. Вот несколько примеров:
    1. “…Планета, рекомый Крон (т.е. Сатурн), а держит суботу, а стоит над
    Русью над Новым городом и над Москвою и над Литвою; а домы его – Козий рог и Водолей
    “.
    2. “[Сатурн] держит под собою 2 домы, один, в котором он сотворен, то есть
    каприкорнус
    (от латинского названия Козерога Capricornus), Козий рог, зимнего прироженья,
    сухого и студеного
    “.
    3. “Пятая планета Крон, держит суботу, а стоит над Русскою землею и над Великим
    княжеством Литовским и над Новым городом
    “.
    4. “[Сатурн] стоит над Русскою над Новгородскою, Московскою и Литовскою
    сторонами
    “.
    Первые две выдержки взяты из статьи “О седми звездах великих, яже ся наричаются
    планеты, о силе их и о ходу и домех их
    “, входящей в состав Виленского и Холмского сборников XVI
    века и являющейся переводом с польского. Третья выдержка, по-видимому, есть позднейшее сокращение
    первой. Четвертая взята из произведения “Книга глаголемая математика, новопреложенная… в Москве
    в лето… 1664
    “, в котором прослеживается польское языковое влияние.
    Следовательно, в XVI-XVII веках на Руси “ходили” астрологические сведения западного
    происхождения о том, что зодиакальный знак Козерога и его главная планета Сатурн “управляют”
    территориями Руси, Новгородской республики и Великого княжества Литовского (в состав его входила
    Украина, Белоруссия и другие древнерусские земли). Значит, знак Козерога и Сатурн выступали своего
    рода сокровенными свидетельствами магического единства раздробленных древнерусских территорий (до
    1478 года Новгород сохранял самостоятельность). Поэтому эти астролого-астрономические факторы
    (Козерог, Сатурн) могли рассматриваться в качестве сокровенных выразителей единения древнерусских
    территорий.
    Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что
    великокняжеская (с 1547 года – царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского
    императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакльного
    знака Козерога в виде козлорыбца – козла с рыбьим хвостом. Если бы на “корабельнике” вместо
    единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака
    Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Можно было бы связать появление козлорыбца на монете
    с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим “управителем” Козерогом.
    Такой вывод усиливался и тем, что на “корабельнике” Иван III именуется государем “всея Руси”. Знак
    Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным,
    астрологическим образом.
    Однако, на “корабельнике” были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И этот факт
    не разрушает, а подтверждает высказанную мысль, потому что на Руси Козерог первоначально изображался
    не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся
    почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком
    Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.
    Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами
    потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание
    современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических
    знаний,к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий княз, придворные высоких
    рангов). Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на “корабельнике” не получили
    отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования современных ученых.

  2. Malbine Ответить

    Печать Ивана IV Грозного (XVI в.) с изображением единорога (оборотная сторона печати)

    Но вернемся к царской символике — печати 1562 г. Ивана IV Васильевича. На оборотной ее стороне грудь гербового двуглавого орла также накрыта картушем, как и на лицевой стороне, но вместо ездеца-копейщика в нем изображен «инрог» — единорог . За неожиданным появлением этого на первый взгляд неведомого Руси символа скрывается обширная, загадочная и во многом еще неисследованная история.
    Изображение единорога в качестве почитаемого священного образа впервые появилось в долине Инда в III тыс. до н. э., а символика этого удивительного зверя отражена в «Атхарваведе» (в мифе о потопе, во время которого первопредок людей Ману привязал свой корабль к его рогу) и в «Махабхарате». В этих ранних традициях единорогу принадлежало тело быка, и лишь в более поздних появилось тело лошади или козла. Но с самого своего появления единорога отличал наиболее характерный признак — наличие одного длинного рога прямо на лбу. В процессе расселения индоевропейских племен на просторах Евразии мифы о единороге были перенесены на Ближний Восток и в Европу (57), где продолжали подвергаться дальнейшему переосмыслению. В Ветхом Завете под единорогом понимался персонаж, имя которого в переводе с древнееврейского языка означает «лютый зверь». И в греческой (Ктесий, Аристотель), и в римской (Плиний Старший) традициях единорог рассматривался как реально существующий зверь, чьей родиной считалась Индия (или Африка). Древняя символика единорога пополнила сборник христианской зоомифологии II—III вв. — «Физиолог», проникший на Русь греческий текст которого был расширен под влиянием Козьмы Индикоплова — византийского писателя VI в.(58 ). Еще одним христианским источником сведений о единороге послужила средневековая притча, приписывавшаяся преподобному Варлааму Пустыннику и изложенная Иоанном Дамаскиным.

    В Киевской Псалтири 1397 г. содержится миниатюра, иллюстрирующая стихи Псалма CXLIII, 3—4, и большой пояснительный текст к ней. Концовка этого текста, служащая своеобразной подписью к миниатюре, гласит: «инорог оубо образ есть смерти; пропасть же есть миръ съи исполънен всячьских зол и смертоносных сетии; змиа разоумеваи страшноую адовоу оутробу; 4 аспиды от 4 бо стоухии съставление человекоу»(59).
    Согласно греческому тексту «Физиолога», единорог («быстроногий зверь с одним рогом, исполненный злой волей против людей») рассматривается как символ чистоты и девственности. Приручить его могла только чистая дева, поэтому в католической традиции уже с XI в. единорог стал символом Девы Марии, мистическим символом вочеловечения Иисуса Христа. В западной церкви он использовался как аллегория Благовещения, входил в атрибутику Девы Марии — изображался лежащим у ее ног и положившим голову ей на колени. Но не эта трактовка символики единорога побудила глубоко религиозного царя Ивана Васильевича использовать его изображение на своей печати, более того — именно его известная религиозность позволяет обнаружить совершенно иной смысл данного символа. И дело здесь даже не во взаимном анафемировании церквей, окончательно разделившихся еще в 1045 г., а в личности самого Ивана Васильевича, в понимании им роли вселенского православного царя.
    Грозный царь полагал исполнение Помазанником Божиим своих обязанностей служением Господу, в коем различал четыре формы: отшельничество, монашество, священническую власть и царское правление. Следует здесь напомнить, что в православном миросозерцании страх Божий напрямую ассоциировался с одним из возможных путей спасения, отчего служение Господу в форме царского правления представлялось Ивану Васильевичу в «страхе, и запрещении, и обуздании, и конечнейшем запрещении по безумию злейших человек лукавых» (60). Мистическая суть царской власти как разновидности иноческого подвига виделась Грозному не столько в свете отшельнического учения Нила Сорского (к чему старалась подвигнуть его «Избранная рада»), сколько согласно древнему киево-печерскому уставу. Для спасения души следовало истязать плоть, а под «плотью» Руси царь понимал всех людей ее, спасение которых вверено было ему Господом и осуществлять его он должен был страхом Божиим. По сути, вся программа действий Ивана Васильевича сводилась к тому, чтобы страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит спасти их души (61).
    Вот почему первое из известных древнерусских изображений единорога в Псалтири 1397 г. относится к текстам, указывающим направление поиска значения этого символа на царских печатях. В иллюстрированном этой миниатюрой псалме Давида, в частности, говорится: «Господи! Что есть человек, что ты знаешь о нем, и, Сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». Так стоило ли сожалеть об эфемерной по краткости жизни человеческой, безумно растрачиваемой в грехе и забвении бессмертной души? Мог ли выполняющий Божию волю православный царь допустить погибель мира сего? Подобало ли ему в отшельничестве, в уходе от мира оставить без пастыря и судии народ свой? Вспыльчивой, страстной и противоречивой натуре Грозного был свойствен максимализм — казни и опричнина оказывались его внешним проявлением, но максималистское мироощущение царя как меча и слова Божия нуждалось в оправдании соответствующим символом. Современников удивляла богословская начитанность Ивана Васильевича, по сей день будоражат умы легенды о его таинственно исчезнувшей библиотеке, поэтому нет ничего удивительного в том, что требуемый ему символизм был найден в творениях наиболее мистичного из евангелистов — Иоанна Богослова. Именно в Евангелии от Иоанна берет начало христианское учение о предвечно существовавшем логосе как обретшем плоть Слове Бога, в неразгаданном до конца «Откровении» скрыты тайны будущего. Теология, литература и иконография всегда подчеркивали девственничество Иоанна Богослова, его особую аскетическую «освященность» и просветленность, делающие его более других лично близким Иисусу Христу и пригодным для восприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (62).
    Фирменный знак Московского печатного двора времен Ивана Грозного
    (в алхимии единорог означает меркурий, лев – серу)


    Так чей же образ в христианской традиции, сложившейся под сильным влиянием не только Павла, но и Иоанна Богослова, был исполнен злой волей против людей, многозначен как зверь Апокалипсиса (чье число есть знамение и Христа, и Антихриста) и укротим лишь аскетическим (иноческим) девственничеством? Какова в этих координатах эмблема меча и слова Божия? Избрав единорога выразителем этих традиционных представлений, Иван Грозный придал новому символу царской власти собственное, весьма сложное значение. Образ возвышенный и воинственный, как сам идеал богоданной власти русского самодержца, единорог не имел ничего общего с символикой опричнины — и введенной, и упраздненной под его сенью. Если опричникам надлежало иметь притороченные к седлу собачью голову и метлу (63) — символы весьма сомнительные и низменные, — то благородная чистота единорога приличествовала не только царскому гербу, но и царскому оружию. В последних битвах за Ливонию в русском войске появились пушки с единорогом на стволах, первая из которых была в 1577 г. отлита знаменитым мастером Андреем Чоховым. С тех пор возник обычай, существовавший до XVIII—XIX вв., называть артиллерийские орудия «инрогами» или «единорогами».
    Силаев А.К. «Истоки русской геральдики»
    Примечания:
    57. Согласно «Гиперборейской теории» происхождения белой расы в северных областях Евразии, возможно на землях, позднее опустившихся на дно Ледовитого океана, основа праязыка и мифологии индоевропейцев складывалась в ходе тысячелетней миграции племен с севера на юг. Тогда памятники в долине Инда и древнеиндийские Веды оказываются лишь отражением общей мифологической традиции, оставленной в самом южном из затронутых глобальной миграцией регионе Евразии.
    58. Хорошкевич А. Л. Указ. соч. С. 163.
    59. Вздорное Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. Том II (красочное воспроизведение рукописи). Лист 197.
    На рисунке, иллюстрирующем Притчу о сладости сего мира, изображен человек, спасающийся от единорога, который олицетворяет собою смерть. Человек взбирается на высокое дерево и, полагая, что ему удалось избежать смерти, лакомится каплями меда, стекающими с ветвей. Между тем дерево подтачивают две мыши — белая и черная, которые означают день и ночь. В пропасти, у подножия дерева, являющейся воплощением «смертоносной сетии» мира, видна голова зверя с кровавым языком (адская утроба) и четыре аспида (четыре стихии).
    Примечательна и графическая трактовка фигуры единорога в Киевской Псалтири. Могучий, равный по длине всему туловищу, острый прямой рог принадлежит зверю с «собаковидной» головой на конской шее, скачущему скорее на волчьих лапах, нежели лошадиных ногах, оканчивающихся раздвоенными козьими копытами. Козьей породе принадлежит и лишенный длинных волос куцый хвост.
    60. Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси. М., 1981. С. 24.
    61. Переверзенцев С. В. Указ. соч. С. 250.
    62. Аверинцев С. С. Иоанн Богослов // Мифологический словарь. М., 1991. С. 249-250.
    63. Изображение конного опричника с метлой в руке и собачьей головой у седла сохранилось на медном основании паникадила XVII в. из собрания музея в Александровой слободе. Этому заключенному в овальную рамку рисунку сопутствуют три других с видами Александровой слободы, также выполненные в довольно условной резцовой технике.
    Почему двуглавый орел победил единорога?

  3. Vilkis Ответить

    Что означал единорог на гербе
    Единорог считается геральдическим символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости и суровости.
    Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года – царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакального знака Козерога в виде козлорыбца – козла с рыбьим хвостом. Если бы на “корабельнике” (золотой монете) вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим “управителем” Козерогом. Такой вывод усиливался и тем, что на “корабельнике” Иван III именуется государем “всея Руси”. Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным, астрологическим образом.
    Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических знаний, к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий князь, придворные высоких рангов). Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на “корабельнике” не получили отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования современных ученых.
    Как “ушел” единорог
    Толкование единорога на “корабельнике” Ивана III как символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя “всея Руси” обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем “всея Руси”. Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания, как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя “всея Руси” утратил политическую актуальность.
    При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй – главной – ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности – своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *