Почему на поминках едят ложками а не вилками?

14 ответов на вопрос “Почему на поминках едят ложками а не вилками?”

  1. Mazuzil Ответить

    Что касается второй версии, то она гласит, что на поминки обычно подают кутью, а есть ее вилкой просто невозможно, поэтому класть данный столовый прибор на поминальный стол просто бесполезно. К тому же, существует поверье, что тыкать вилкой в кутью, это тревожить умершего.
    Третья версия связана исключительно с давними приметами. Согласно им, если есть на поминках вилкой и ножом, то родственники за столом могут начать драться. Причиной ссоры могут стать разговоры по поводу деления имущества покойного. Именно из-за этого чаще всего случаются драки, в ход которых идут вилки и ножи, а они очень травмоопасные. Вилкой и ножом можно не просто нанести ушиб, но и убить. Чтобы этого не произошло, люди отказываются класть на поминальный стол данные столовые предметы и другие режущие предметы.

    Церковь имеет свое мнение по поводу использования вилок и ножей на поминках

     

    Священнослужители не понимают, почему на поминках не рекомендуется использовать вилки и ножи. Они твердят, что в том, чтобы не класть на поминальный стол данные столовые приборы нет никакого смысла, ведь этого не запрещает Бог. Плюс ко всему, церковь не признает никаких примет, которые связаны с потусторонними силами. Большинство из них имеют языческие корни, которые христианством не одобрены. Господь, наоборот, за то, что люди будут следовать приметам, которые связывают их с темными силами, может наказать, поэтому есть вилками и ножами на поминках можно.
    Церковь не запрещает использовать вилки и ножи на поминках, правда придерживаться этого православного закона или нет, это уже право каждого человека. Не важно чем люди будут есть на поминальном обеде, главное, чтобы во время трапезы с добротой и честью вспомнили об усопшем.

  2. TheTigerPlay Ответить

    Наверняка вам неоднократно приходилось видеть такую картину: поминальный обед по усопшему, и из столовых приборов только ложки.
    Использовать ножи и вилки ни в коем случае нельзя! Так зачем тогда ставить на стол запеченное мясо или блины, с которыми вряд ли справишься только ложкой?
    Историки объясняют это укоренившееся похоронное суеверие реформами Петра І. Именно при этом императоре появилась традиция использовать вилку и нож. Но русскому народу оба предмета не понравились: нож ассоциировался в том числе и с орудием убийства, а вилка — черта с рогами. Ложка казалась намного безобидней.
    Вторая версия связана с возможностью передела имущества умершего. Якобы на поминки приедут разные родственники, они могут не согласиться с завещанием. Вот тогда в ход и пойдут колюще-режущие.
    Еще один вариант объяснения народного суеверия: если поминают с водкой, то после рюмки-второй-третьей кто-то может нечаянно зацепить соседа. Или сделать это сгоряча, под влиянием алкоголя.

    Также на поминки принято готовить коливо — ритуальное блюдо из пшеницы или риса с медом и сухофруктами. Есть эту кутью удобнее всего ложкой. Любители суеверий нашли и свое оправдание: если проткнуть коливо вилкой, то умершему будет плохо.
    Что в этих ситуациях можно сказать? Поминки — это возможность соединить два вида помощи усопшему: молитву и милостыню (поминальный обед). Не стоит превращать их в ссору наследников или попойку для всех желающих. От алкоголя и излишних блюд стоит отказаться в пользу времени для воспоминаний и молитвы.
    Покойнику будет все равно, поставите вы 10 блюд или 25, при сервировке используете только ложки или еще и вилки с ножами. Если же вы заботитесь и об удобстве приглашенных, то вилки точно не помешают. Народные суеверия с запретом на «рогатый» прибор точно не имеют ничего христианского.

  3. making Ответить

    Существует одно довольно правдоподобное объяснение. Все мы знаем, что каноническую поминальную трапезу составляют три блюда: кутья, блины и кисель. Есть кутью вилкой довольно неудобно, тем более поминальная трапеза должна начаться с того, чтобы каждый присутствующий съел ровно три ложки кутьи.

    Блины положено брать руками, а для киселя нужен стакан или кружка. Нет необходимости ничего накалывать. Хлеб и остальные блюда ломались и брались руками, поэтому вилками на поминальной трапезе не пользовались за ненадобностью.
    Версия, уходящая корнями в язычество, объясняет, почему на поминках нельзя пользоваться вилками. Во времена язычества было принято сложить всякое оружие, в том числе колюще-режущее, на входе в помещение, где проводилась поминальная трапеза. Видимо, с тех времен не принято было класть на стол все, что могло быть использовано в качестве оружия.
    Еще одна версия гласит, что целью поминок было накормить бедных и нищих, которые в благодарность за пищу помолятся о душе усопшего. Данная категория людей попросту не умела пользоваться вилками, поэтому всем подавали ложки. Кстати, вещи усопшего также раздавались неимущим взамен на молитвы. Считалось, что чем больше людей будут молиться о покойном, тем быстрее его душа попадет в рай.
    Кутья обязательно должна находиться на поминальной трапезе. Кутья символизирует сладость Царствия Небесного. Поверье говорит о том, что ткнув кутью, можно «уколоть» покойника, потревожить его покой. Это поверье объясняет, почему на поминках нельзя есть вилками.
    Следующая версия похожа на предыдущую. Эзотерики говорят, что при проведении поминальной трапезы душа усопшего находится с близкими за одним столом. Если вокруг находятся вилки и ножи, астральному телу умершего легко причинить боль. Они вонзаются в дух, будто копья, ранят его, наносят значительный урон душе покойного.

  4. Alli Mil Ответить

    Чаще всего категорический запрет на совершение каких-либо действий рассматривается с трех основных точек зрения:
    Христианской;
    Языческой;
    Правоохранительной.
    Что касается традиций, которые используются при похоронах, они зачастую связаны с религией. Христианской религией предусмотрено выполнение священнослужителями определенных действий перед тем, как придать земле тело усопшего. Православные священники отпевают умершего на территории храма, но иногда это действие может проводиться прямо на кладбище, а в церкви требуется лишь заказать службу.
    После того, как усопшего придали земле, по традиции его следует помянуть. Здесь также существуют некоторые обычаи, которые строго соблюдаются уже не одно столетие. Одной из таких традиций является запрет на использование вилок и ножей на похоронах и поминках.
    Объективно рассматривая религиозные каноны, можно с легкостью обнаружить в официальной религии некоторые традиции, оставшиеся ещё с языческих времен. К примеру, пение рождественских колядок или празднование Масленицы совершенно не имеют ничего общего с христианством. Скорее всего, это просто традиции, сохранившиеся для того, что успешно ввести религиозные учения в жизнь людей.
    Обратившись к православному священнослужителю с вопросом, почему на поминках нельзя есть вилками, можно услышать следующее: «Библия не запрещает использовать подобные столовые приборы ни на похоронах, ни на поминальном обеде, в этом отношении нет никаких предписаний».

    Что говорится в народных поверьях

    Обсуждая, почему нельзя на поминках есть вилками, приходится заглянуть вглубь истории. Как оказалось, вилку люди придумали сравнительно недавно. Хотя археологами в ходе раскопок были обнаружены подобные столовые приборы, которые относились к середине 14 столетия. В Великом Новгороде вилки достаточно широко были распространены лишь после проведения реформ Петра I. Как и в отношении других начинаний царя, народ долго сопротивлялся против использования такого предмета, так как считалось, что «рогатина» – это дьявольский атрибут.

  5. Карбофос Ответить

    Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.
    Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
    Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”
    Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.
    Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.
    Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.
    Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
    Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?
    Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
    Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”
    Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.
    Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?
    Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
    Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”
    Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.
    К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.
    Можно ли поминать усопших водкой?
    Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
    Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
    Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.
    Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.
    Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?
    Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
    Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
    Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.
    Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?
    Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
    Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
    Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.
    Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?
    Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
    Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
    Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).
    Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

  6. мамка твоя Ответить

    Существуют и другие приметы, связанные с вилками на поминках.
    Когда вы тыкаете вилкой в кутью, вы можете потревожить душу умершего человека, а участники поминок могут затеять между собой драку. И это очень потревожит невидимую субстанцию –  душу умершего человека.
    Как рекомендуют эзотерики, на стол ни в коем случае нельзя класть ножи и вилки, если обед поминальный. Это для того, чтобы не нанести вред астральному телу покойного.
    Логические объяснения запрета
    Если рассмотреть проблему немного глубже, то существует множество логических объяснений данного запрета. Основная причина, почему вилкам не место на столе, кроется в блюдах, из которых состоит поминальная трапеза. В Древней Руси, как правило, на столе присутствовали только кутья, блины и кисель. Поминальный обед начинали со слов «Царство небесное рабу Божию (имярек)» и съедали  три ложки кутьи.
    Блины ели руками, а кисель пили из чашки или стакана. Исходя из этого, никакой потребности в вилках не было.
    В более глубокой старине поминки проводились для нищих людей, которые после того, как отведают пищу, молились за покойного. Как правило, такая категория асоциальных людей просто не умела пользоваться вилками.
    В СССР поминки зачастую отмечали в столовых, где в наличии были одни только ложки.
    Мнение священнослужителей
    Удивительно, но со стороны служителей церкви запрета на использование вилок во время поминальных обедов не поступало.
    Церковнослужители ссылаются на то, что подобный запрет не прописан в Библии. На трапезе можно пользоваться любыми столовыми приборами, в том числе и вилками. Главное — проводить поминальный обед по всем правилам, накрывать стол на первый, девятый и сороковой день после похорон.
    На самом деле сегодня не существует никаких причин, чтобы не пользоваться вилками во время поминальной трапезы. Однако народ крепко верит в суеверие, поэтому вилками на поминках не пользуется.

  7. flawless Ответить

    Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?
    Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.
    Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.
    Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше  отдайте объедки животным.
    Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

    Поминальное меню — о конфетах и не только

    Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.
    Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.
    Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

    Стоит ли беременным ходить на поминки

    Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.
    Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.
    Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

    Другие суеверия на поминках

    Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых — либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.
    Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.
    Поминки — не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.
    В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий — сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

  8. В поиске Ответить

    Кутья – поминальная каша из пшеницы с медом, растворенным в воде (сыто). Кутью готовят не только на поминки, но и в канун Рождества, Крещения.
    Более объективно и правдоподобно с точки зрения истории выглядит версия о том, что изначально главное поминальное блюдо – кутью – ели ложками, а блюда, которые требовалось делить на куски, попросту ломались.
    Поминальный обед традиционно начинается с того, что все съедают ровно три ложки кутьи. Хлеб люди берут руками. В современной традиции, к слову, при проведении поминок кутью нередко заменяют на блины, которые непременно должна испечь вдова или вдовец, а в их отсутствие – ближайший родственник усопшего.
    Первый поминальный ужин открывал собою шесть траурных недель, в период которых в доме не должно быть увеселений, а в семье праздников и свадеб.
    В старых церковных книгах нередко можно встретить высказывания, будто вилка – предмет бесовской (вспомните, что у дьявола есть трезубец, а черти наделены хвостом с крючкообразным острием). Впрочем, подобные воззрения характерны были в период введения в обиход нового предмета, ведь отвергать все новое свойственно консервативному человеческому мышлению. Сегодня такие речи можно слышать от старообрядцев, которые по старинке пользуются только ложками даже в повседневной жизни.
    Современные священнослужители разъясняют, что канонического запрета на использование вилок на похоронах не существует, однако это традиция, которую неплохо было бы соблюдать. Однако гораздо важнее соблюсти похоронный церемониал: отпеть усопшего, провести погребальный обряд с молитвою и смирением, а также совершить церковное поминание на девятый и сороковой день после похорон.

  9. MolorikPlay Ответить

    Традиции проведения погребальных церемоний имеют древние корни. Современные люди, придерживаясь их, совершенно не понимают, что они означают. Поминальную трапезу в древние времена принято было поедать непосредственно над могилой, и только со временем ее перенесли в более удобное место — домой. Но при этом изначально заложенное значение осталось.
    Сегодня уже практически никто не может правильно объяснить, почему нельзя использовать вилки на поминках. Кто и когда сказал, что нельзя на поминальной трапезе пользоваться этим столовыми приборами? Церковью это не возбраняется. Значит — это суеверие пришло к нам из языческих времен?

    Почему на поминках едят ложками

    Имеется одно очень похожее на правду объяснение. Всеми известно, что в каноническое поминальное меню входят три блюда:
    Кутья.
    Блины.
    Кисель.
    Все перечисленные блюда есть вилкой очень неудобно. При том, что на начальном этапе трапезы каждому ее участнику полагалось съесть не менее трех ложек кутьи.
    Чтобы съесть блин, его надо взять руками, а кисель пился из кружек. Хлеб и пироги ломались руками, с их же помощью елись. То есть не было необходимости в использовании вилки, так как нечего было накалывать.
    Еще одно объяснение берет свое начало в языческих временах. Тогда существовал обычай, согласно которому все приходящие на поминки должны были предварительно сложить любые виды оружия, в том числе и режуще-колющие.
    Не исключена возможность того, что именно эта традиция, исключающая присутствие на столе любых предметов, которые потенциально могли быть использованы как оружие, и положила начало существующему порядку.
    Но имеются и другие версии. Согласно одной из них — поминки предназначались изначально для того, чтобы покормить нищих и бедных, которые должны были помолиться за душу усопшего в благодарность за еду. А люди из этого класса просто не умели пользоваться ничем кроме ложки, которые им и подавались.
    Кстати, этим же людям раздавались после обеда и вещи, принадлежащие усопшему. И за это они должны были возносить молитвы за покойного. И тогда, и сегодня священнослужители говорят, что чем большее количество людей обратиться к Богу с молитвой, тем легче и быстрей душа его найдет дорогу в рай.
    Обязательно наличие кутьи на поминальной трапезе, которая служит символом сладости Царствия Небесного, породило еще одно объяснение. В нем говорится, что если это блюдо тыкать вилкой, то можно потревожить покой усопшего, «уколов» его. Чтобы исключить такую возможность, не подают на поминальный стол вилки.
    Имеется на эту тему объяснение и от эзотериков. По их мнению, когда проходит поминальная трапеза, за одним столом с родственниками и друзьями находится и душа упокоившегося. И ее можно невзначай поранить с помощью вилки, которая вонзившись в дух, причиняет существенный ущерб душе почившего в Бозе.
    Во времена развитого социализма поминки зачастую проводились в столовых. А эти очаги общепита часто просто не имели достаточного количества вилок, и подавали на столы только ложки. То есть рассказами о греховности использования вилок на поминках просто прикрывалось элементарное их отсутствие.

    Почему на поминки нельзя есть вилками

    Ложка для русских являлась традиционным столовым прибором, используемых как для первых, так и для всех остальных блюд. Вилки начали входить в обиход при Петре I, подсмотревшим обычай пользоваться этим столовым прибором в Европе, но народом это нововведение было воспринято негативно.
    Для староверов, называвших вилки дьявольским оружием и бесовщиной, они имели много общего с дьявольским трезубцем и острым хвостом черта. Поэтому среди них царь Петр считался антихристом, главной целью которого являлось привести к погибели христианскую душу русского народа, который принципиально использовал во время еды только ложки.
    Кроме того, вилки не подавались во время поминального обеда, чтобы избежать травм, ведь на похороны зачастую сходилось очень много самого разного народа, особенно, если усопший был влиятельным и богатым человеком при жизни.
    В таком случае родственники порой собирались не с целью отдания дани усопшему и поминания его, а для дележа имущества. Причем начинали это делать, еще находясь за поминальным столом. Люди, страсть к наживе у которых подогревалась спиртными напитками, теряли всякое представление о приличиях.
    Иногда споры переходили в откровенную ругань, которая могла закончиться и дракой. И в этом случае наличие на столе колющих предметов могло стать причиной нанесения тяжелейших травм, а то убийств. Вот по этой причине, как гасит одна из версий, и не подавалось на стол предметы способные превратиться в оружие.
    ?
    По мнению Православной церкви — не грех пользоваться за поминальным столом вилками. Священнослужители считают, что это вообще не имеет никакого значения, что будет использоваться для поглощения пищи. Ведь главное правильно отпеть усопшего, и соблюсти все правила при совершении погребального обряда, а ложка это или вилка — дело третье.

    Похожие статьи

  10. Adorgas Ответить

    Поминальные обеды, которые организовываются для близких людей, друзей, коллег усопшего, которые пришли почтить его память, берут свое начало с языческих времен. Еще тогда на могилах умерших людей было принято вкушать еду. Такая традиция дошла до наших времен. После похорон проводятся поминальные обеды и выполняются определенные правила за столом. Многим интересен ответ на вопрос, почему на поминках едят ложками и нельзя есть вилками. Давайте попробуем разобраться.
    По историческим данным на Руси до времен правления Петра I даже в боярских домах не пользовалиcь вилками. Их просто не было в обиходе. Нововведение первым российским императором нового столового прибора вызвало большую неприязнь среди всех слоев населения. А большая схожесть с трезубцем дьявола еще больше усилило враждебное отношение к вилкам. Во многих общинах староверов, которые особенно остро проявили нежелание принять новый столовый прибор и ввести в свой обиход, до сих пор пользуются только ложками.
    Вторая версия ответа на вопрос, почему среди столовых приборов на поминальных обедах отсутствуют вилки, предусматривает обычную человеческую импульсивность и жадность. Близкие родственники усопшего на поминках часто начинают выяснять долю своего наследства. Алкогольное опьянение сопровождается сильным возбуждением, агрессией, яростью, и может привести к совершению противоправных деяний, поножовщине, телесным повреждениям друг друга.
    К наиболее правдоподобному и объективному ответу на вопрос, почему нельзя пользоваться вилками во время коллективной трапезы, устраиваемой в память усопшего, относится предположение о том, что изначально кутью, которая считается главной поминальной кашей, готовится из пшеничного зерна и сдабривается медом, ели ложками. Остальные блюда делились на куски, и их можно было брать руками. Таким образом, вилки на поминальном столе были попросту не нужны.
    Служители церкви не единожды указывали на то, что в религиозных канонах отсутствуют советы и рекомендации по организации поминальных обедов, проводимых для почтения памяти усопших людей. Такой вопрос не имеет никакого отношения к церковным обрядам, правилам, требованиям. Для священнослужителей важно соблюдение похоронной процессии, проведение отпевания, организация поминок на 9-й и 40-й дни после ухода близкого человека в потусторонний мир.
    Таким образом, считать запрет на использование вилок на поминках многовековой традицией или самым обычным суеверием – это личное дело каждого. В любом случае родственникам усопших придется самостоятельно принимать решение о сервировке поминального стола.

  11. Vudolrajas Ответить

    ?Почему на поминальном обеде нельзя есть вилками?
    ?Кутья – поминальная каша из пшеницы с медом, растворенным в воде (сыто). Кутью готовят не только на поминки, но и в канун Рождества, Крещения.
    Более объективно и правдоподобно с точки зрения истории выглядит версия о том, что изначально главное поминальное блюдо – кутью – ели ложками, а блюда, которые требовалось делить на куски, попросту ломались.
    Поминальный обед традиционно начинается с того, что все съедают ровно три ложки кутьи. Хлеб люди берут руками. В современной традиции, к слову, при проведении поминок кутью нередко заменяют на блины, которые непременно должна испечь вдова или вдовец, а в их отсутствие – ближайший родственник усопшего.
    ?Первый поминальный ужин открывал собою шесть траурных недель, в период которых в доме не должно быть увеселений, а в семье праздников и свадеб.
    В старых церковных книгах нередко можно встретить высказывания, будто вилка – предмет бесовской (вспомните, что у дьявола есть трезубец, а черти наделены хвостом с крючкообразным острием). Впрочем, подобные воззрения характерны были в период введения в обиход нового предмета, ведь отвергать все новое свойственно консервативному человеческому мышлению. Сегодня такие речи можно слышать от старообрядцев, которые по старинке пользуются только ложками даже в повседневной жизни.
    Современные священнослужители разъясняют, что канонического запрета на использование вилок на похоронах не существует, однако это традиция, которую неплохо было бы соблюдать. Однако гораздо важнее соблюсти похоронный церемониал: отпеть усопшего, провести погребальный обряд с молитвою и смирением, а также совершить церковное поминание на девятый и сороковой день после похорон.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *