Почему нарушение законов рыночного ценообразования ведет к дефициту?

5 ответов на вопрос “Почему нарушение законов рыночного ценообразования ведет к дефициту?”

  1. Lightfire Ответить


    Рис. 1.3.2. Спрос, предложение, цена
    Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
    «Цена пола» установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
    Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
    Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
    Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишек проданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств бюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы ни какого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в странах переходной экономики в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
    Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен. т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы при остановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения кар точной системы или других систем нормированного распределения.
    Многие экономисты – сторонники нелиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченном свободы рыночных отношений, возражают против применении цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.
    Приверженцы других направлений экономической науки, ни сколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожи даться автоматического регулирования спроса и предложения Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы) другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).
    Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли и основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
    Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.
    1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
    – фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
    – цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
    – наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
    2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
    – фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
    – начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
    В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы).

  2. Krosh Ответить

    Рыночные цены объективно имеют нижнюю границу – они не могут быть ниже издержек производства.
    Каждый производитель рассчитывает получить в обмене эквивалент своих затрат, при этом разные производители производят свой товар с разными затратами, но на рынке они вынуждены продать свой товар по одной и той же рыночной цене. Рыночная цена признает не индивидуальные, а общественно-необходимые затраты или стоимость товара, которые представляют собой средние затраты большинства товаропроизводителей, работающих на данный рынок. Таким образом, каждому товаропроизводителю, который стремится получить эквивалент своих затрат, в процессе обмена приходится корректировать и соизмерять свои индивидуальные затраты с общественно-необходимыми.
    Устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения между производителями по поводу соизмерения индивидуальных затрат с общественно-необходимыми представляет собой закон стоимости, который является основным регулятором товарного пргоизводства, а значит, и рыночной экономики. Закон стоимости регулирует не только отношения обмена, но и само производство, т.к. побуждает производителей снижать индивидуальные издержки ниже общественно-необходимых.
    Закон стоимости непосредственно связан с законами спроса и предложения. Как только равновесие спроса и предложения нарушается, происходит отклонение цен от стоимостей. Другими словами, закон стоимости проявляется через механизм рыночного ценообразования и постоянного отклонения цен товаров от их стоимостей. Причем это отклонение в масштабах национальной экономики полностью уравновешивается так, что сумма цен товаров всегда оказывается равной сумме их стоимостей, поскольку суммированный результат общественного производства всегда равен суммарным затратам общественного труда.
    Закон стоимости действует только в условиях рыночной экономики и только через механизм свободного рыночного ценообразования. Любые ограничения рыночных механизмов ведут к нарушению закона стоимости и делают возможной установку цен, постоянно отклоняющихся от стоимостей, а значит, создает условия для постоянного перераспределения дохода в пользу отдельных субъектов национальной экономики.
    В современной рыночной экономике сфера действия законов стоимости и рыночных механизмов ценообразования весьма ограничена по следующим причинам.
    · В современной экономике очень сильные экономические позиции занимают монополии, а любая монополия позволяет полностью контролировать уровень цен и объем продаж, если не установлены какие-то правовые и социальные ограничения и контроль за монополиями.
    · В современной экономике создана мощная система государственного контроля и регулирования цен, которая прямо ограничивает механизмы свободного рыночного ценообразования.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *