Почему нельзя мужу и жене быть крестными?

15 ответов на вопрос “Почему нельзя мужу и жене быть крестными?”

  1. Games Ответить

    Согласно церковным канонам, парень и девушка, которых выбрали родители ребенка, после проведения обряда крещения становятся духовными родственниками. Это почитается столь высоко, что никакой иной союз не признается более важным (включая женитьбу). Есть некоторые моменты в православии, которые делают сомнительной возможность проведения обряда крещения чужого малыша супружеской парой.
    Вот как объясняют священнослужители, почему нельзя крестным быть мужем и женой:
    Крестить новорожденного не могут мужчина и женщина, которые состоят в браке. В случае, когда люди игнорируют такой запрет, между супругами перестанут существовать священные узы.
    Также запрещено принимать участие в таинстве крещения одного младенца парню и девушке, которые собираются вступить в законный брак. Так как в процессе совершения обряда они становятся духовными родственниками, что превозносится больше, чем телесное родство, они будут вынуждены прекратить свои отношения, отдав предпочтение статусу духовных родителей.
    Гражданские супруги также не могут окрестить одного ребёнка, так как церковь осуждает подобное сожительство и считает это грехом.
    Несмотря на это, существуют некоторые нюансы, когда супружеской паре можно стать крестными малышей одних родителей. Делается это следующим образом: муж становится крестным одному ребёнку, а жена — другому. Другими словами, мужчина и женщина, состоящие в браке, вправе стать крестными родных сестры и брата. Участвуя в таинстве крещения отдельно друг от друга, супруги не смогут утратить священности собственного брачного единства.

    Кто ещё не может стать крестным для ребенка

    Разобравшись, почему нельзя крестным быть мужем и женой, остановимся ещё на таком моменте — кто еще не может стать крестным отцом и матерью:
    кровные родители ребёнка;
    не окрещенные люди, а также атеисты;
    человек, отрицающий любые православные каноны;
    лицо, относящееся к обряду, как к магическому ритуалу, и преследующее собственную цель;
    люди, которые не желают становиться преемниками этому малышу;
    приемные отец или мать;
    лица другого вероисповедания;
    дети, не достигшие 14-летнего возраста;
    монахи и представители церковного сана;
    женщины во время «критических дней».

  2. Gojar Ответить

    Отвечает священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, сопредседатель рабочей группы Всемирного Русского Народного Собора по здравоохранению и защите жизни, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, г. Москва.
    По традиции Русской Православной Церкви, крестными отцом и матерью одного и того же ребенка супруги не могут быть. Хотя именно церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными или вступать в брак, нет. Некоторые священники более или менее лояльно относятся к этому вопросу, поэтому каждый конкретный случай рассматривается отдельно.
    В 2017 году Архиерейский собор одобрил документ, в котором говорится, что Крестные родители одного ребенка могут вступить в церковный брак друг с другом, но только по благословению правящего в епархии архиерея, такое решение принял Архиерейский Собор.
    Следует помнить, что по церковным канонам для ребенка обязательно нужен один крестный – того же пола, что и сам малыш. Второй восприемник – это благочестивая традиция, которую можно соблюдать по возможности, но если вы не можете найти второго крестного – не беда.
    Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемников в принципе не обязательно. Вспомним, что во времена гонений на первых христиан, когда для совершения Литургии и молитв верующие собирались в потаенном месте, невозможно было креститься без свидетельства поручителя. Человек, который желал принять христианскую веру, должен был найти поручителя, который привел бы его в собрание христиан и свидетельствовал перед епископом о его желании стать христианином и о возможности зачисления в число оглашаемых.
    В наше время назначение крестных заключается в следующем: они являются свидетелями Крещения ими воспринятых, поручителями за них, дают за крещаемых обеты Богу, исповедуют Символ веры. Для детей крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за их дальнейшее воспитание в православной Церкви. Совершенно точно не могут быть крестными некрещеные; православные; крещеные, но неверующие; душевнобольные; малолетние дети.
    На заставке: фрагмент фото Елены Ткач

  3. Manalanim Ответить

    Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:
    Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?
    Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.
    К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:
    Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?
    Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это – полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.
    Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:
    Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?
    Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.
    Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:
    Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?
    На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

    Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.
    Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

  4. Shathris Ответить

    В наше время не существует однозначного мнения по поводу того, могут ли муж и жена крестить одного и того же младенца.
    Сторонники варианта «нет» считают, что крестные родители — это духовно близкие люди, а муж и жена — еще и телесно. Можно найти не одну историю о том, как священник запретил супругам быть восприемниками у ребенка. Но существуют ли такие запреты на каноническом уровне?

    А как быть, если парень и девушка сначала окрестили одного младенца, а затем полюбили друг друга и захотели пожениться? Страдать и во всем винить родных родителей крестника за такую «подставу»?
    Вместо страданий лучше обратимся к книге Сергея Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении», изданной еще по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В ней уделяется внимание браку между крестными родителями:
    В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою.
    Можно найти и более давние источники, положительно отвечающие на вопрос «Могут ли муж и жена быть крестными ребенку?».
    В указе Святейшего Синода от 19 января 1810 года написано:
    Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола.
    В указе от 31 декабря 1837 года Святейший Синод снова апеллирует к древним постановлениям об одном восприемнике для младенца:
    Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным.
    Для тех, кто все-таки продолжал сомневаться, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, появился еще один синодальный указ, уже от 19 апреля 1873 года:
    Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея.
    Надо сказать, что запрет на брак между крестными родителями раньше существовал в Русской церкви, в других же православных церквях о такой практике не знали.
    Единственный запрет, дошедший до нас со времен Вселенских соборов, — это 53 правило Шестого (Константинопольского) собора. Оно говорит о невозможности браков между крестным/крестной ребенка и его овдовевшей матерью/овдовевшим отцом.
    Также невозможным считается брак между восприемником и его крестником. Но этот вопрос даже не может возникнуть, если у младенца будет один крестный, его же пола.
    Предлагаем вам посмотреть, как на вопрос о том, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов:

  5. BLANK Ответить


    Есть несколько вариантов, кого могут выбрать родители и сделать духовным наставником для собственного чада. Крестными могут быть близкие родные малышей, такие как: бабушка, дедушка, брат, сестра. Если родители собираются крестить своего второго ребенка, то его крестными могут стать те, кто стал восприемником первого дитя. То есть, те же крестные будут у двух детей.
    В случае, когда у родителей нет очень близкого человека, к которому можно обратиться с данной просьбой, стать восприемником может священник.
    Известны суеверия, согласно которым, незамужняя девушка, не имеющая детей, или беременная, могут привлечь беды крестнику. Не стоит верить подобным слухам, а таких женщин можно просить стать крестной мамой.
    Очень важно ответственно подойти к выбору крестных для своего чада, поскольку потом нельзя ничего менять. Крещение является очень значимым таинством. Необходимо помнить, что отчим не сможет быть крестным, когда родители расстались. Данный выбор имеет огромное значение, поэтому нужно останавливать свой выбор на том человеке, который неравнодушен к судьбе ребенка. Духовные родители несут ответственность за духовное развитие детей и должны наставлять их. Поэтому необходимо отнестись к данному вопросу очень ответственно.

  6. Зая_маинькая_на лужайки_ Ответить

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, почему нельзя людям, крестившим одного и того же младенца, затем сочетаться браком? Насколько это тяжелый грех? Нас с мужем перед венчанием никто об этом не спрашивал, а ведь и мы могли быть крестными одного малыша? Спасибо.

    Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

    В «Настольной книге священно-церковно-служителя» (М., 1993; репринт с издания 1913 г.) прот. С.Н.Булгакова разъясняется: «Указом 1810 г. Св.Синод, «согласуясь с правилом VI-го Вселенского собора, ограничил браки духовного родства токмо двумя степенями , сиесть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и родителями сих; восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в сродстве себе; понеже… при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно – мужеское для крещаемых мужеска пола , и женское для крещаемых женска пола». Таким образом, указом Св.Синода 1810 г. духовное родство признано препятствием ко вступлению в брак лишь между восприемниками с одной стороны и воспринятыми и родителями последних – с другой». На этой же странице цитированного текста «Настольной книги…» в примечании читаем: «Восприемник и восприемница не считаются в духовном родстве между собою и по смыслу указа Св. Синода 1810 г. (Собран. Цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 16 стр.); указом же Св.Синода 1837 г. вполне определенно не признается между восприемником и восприемницей духовного родства, препятствующего их браку» (т.2, с. 1184). Хотя все ясно, прибавлю несколько пояснительных слов. Богослужебные книги предусматривают при совершении таинства крещения в качестве восприемника только одно лицо (соответственно полу крещаемого). Поэтому если муж и жена присутствовали при крещении одного лица, то только один из них канонически считается восприемником. Другой восприемником не является. Кум и кума, крёстный и крёстная – понятия народные.
    4 февраля 2005 г.

  7. Kaktus Ответить

    Крещение – это церковное таинство, в момент которого определяется дальнейшая судьба души человека. При крещении ребенку определяются крестные родители-восприемники. Как выбрать крестных любимому чаду, кому поручить такую ответственность, могут ли быть крестными муж и жена?
    Справедливости ради стоит заметить, что по этому вопросу внутри церкви существуют некоторые разногласия. Имеет место мнение, что в наше время крестными может стать супружеская пара, и это обсуждается. Но эти сомнения теоретические, и на повседневной жизни церкви практически не отражаются. В интересах дальнейшего благополучия крестных и крестников лучше последовать при выборе утвержденному порядку вещей.

    Роль крестных в жизни крестника

    Согласно церковным правилам, восприемниками при обряде крещения могут быть совершеннолетние православные прихожане. Ведь крестные отец и мать должны стать духовными наставниками ребенку на всю жизнь. Смогут ли, к примеру, ваши знакомые муж и жена быть достойными крестными для вашего ребенка? Ведь их роль только начинается после крещения: они должны приобщить крестника к церкви, познакомить с христианской добродетелью, обучить основам вероисповедания. Это должны быть ответственные, искренне верующие люди, ведь именно их молитвы о крестнике на протяжении всей его жизни первостепенны для Господа. Выбор ребенку крестных – ответственный шаг. Главной является способность этих людей отвечать за крестника перед богом, заботиться о его духовном развитии и направлять его на праведный путь. Церковь считает, что крестный должен принимать все грехи крестника, не достигшего 16 лет, на себя.

  8. FYWOVI Ответить

    Вопрос читателя: 
    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, может ли моего ребёнка крестить семейная пара? Спасибо.
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 
    Добрый день! Ниже даю ссылку на материал, а тут же сразу – цитату из него:
    “В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных — мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один — одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа”.
    Крещение — не защита, а крест
    Что же Вам делать? Если Вы уверены, что хотите иметь таких вот не совсем традиционных для нашей Церкви крестных, Вам нужно предварительно обговорить этот вопрос со священником.
    Храни Вас Бог!
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
    На заставке фрагмент фото Sky Noir

  9. Hutius Ответить

    Кратко:
    Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
    Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
    После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
    Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
    Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
    Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.


    Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День«.
    — Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
    — Быть крестным — и почетно, и ответственно.
    Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
    Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.
    Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

    — А что подарить крестнику?

    — Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
    В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

    — А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

    — Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
    Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

    — Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

    — Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
    — Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
    — До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
    — А кто не может быть крестным?
    — Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
    Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
    По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
    — А кто из родственников может быть крестным?
    — Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
    — Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
    — Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
    Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.
    — Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
    — Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
    — Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
    — С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
    С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
    — Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
    — Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

    О крестных родителях

    Наталия Сухинина
    «Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»
    (Из письма читательницы)
    Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.
    А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?
    Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
    Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
    Кому не знакома такая картинка?
    Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.
    Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
    — Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
    — Крест носите?
    — Молитвы читаете?
    — Евангелие читаете?
    — Праздники церковные чтите?
    И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.
    Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
    Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
    Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».
    Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
    Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
    Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.
    — Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
    — Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
    На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
    На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
    … Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.
    Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
    Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
    Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
    Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.
    Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.
    Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.
    Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.
    Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
    Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
    Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.
    Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
    Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
    — Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
    Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
    — Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
    Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.
    Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.

  10. Gucci cat Ответить

    Большинство из тех, кто проходил обряд крещения, ничего не знают о его особенностях, так как момент проведения таинства пришелся на раннее детство. Поэтому вопросы, как будет проходить обряд и могут ли быть крестными муж и жена, задаются только, когда нас приглашают стать крестными родителями или появляется потребность провести обряд для своего ребенка. Так как в христианской традиции крещение является чрезвычайно важным таинством, то стоит разрешить все спорные моменты заранее.

    Можно ли брать крестными мужа и жену?

    Традиционно к крестным родителям предъявляются жесткие требования, так как именно от них зависит последующее приобщение ребенка к Церкви. Кроме того, они должны оказывать всяческую помощь и вне духовной жизни. Крещение может быть совершено только единожды, поэтому отказаться от крестного отца (матери) или сменить их потом будет нельзя.
    Справедливо это и в том случае, если восприемники перестали быть христианами (стали вести неправедный образ жизни). Так что выбор крестных родителей должен быть хорошо обдуман, этим людям потребуется соответствовать всем требованиям (за исключением очень редких случаев) православной христианской традиции. Но главное, будущие восприемники должны быть близки вам, такую ответственность ни в коем случае нельзя возлагать на случайных людей.

  11. Ferr Ответить

    В новой России таинство крещения стало очень важным событием. Даже если родители не являются верующими, соблюдающими все соответствующие традиции людьми, они трепетно относятся к данному обряду. По церковным канонам, в момент крестин, их малыш очищается от первородных грехов, происходит его второе рождение и соединение с Богом.
    Выбор крестных становится серьезным и скрупулезным решением.  Могут ли родители пригласить в качестве духовных наставников своего ребенка семейную пару?  Вопрос неоднозначный и требует некоторых пояснений. Мнение нашей православной церкви сводится к тому, что если есть возможность избежать такой ситуации, то лучше ей воспользоваться, хотя явных запретов нет.

    Московский патриарх, главными требованиями к крестным родителям считает:
    Неутолимую веру;
    Жизнь по церковным канонам;
    Знание основных молитв;
    Готовность духовно помогать крестнику.
    В процессе обряда крещения между ребенком и его крестными образуется сильнейшая духовная связь, которая может повлиять на духовную связь супругов. То есть здесь следует полагаться, прежде всего, на мнение самих потенциальных наставников. Возможно, что излишне суеверные пары побоятся за прочность своего брака и воздержаться от такого важного шага в своей жизни. В качестве альтернативы, супруги могут стать крестными разных детей из одной семьи.
    В некоторых случаях, служители церкви предлагают такой вариант – муж и жена участвуют в обряде, символизируя отца и мать, а крестным становится супруг того же пола, что и ребенок. По канонам церкви у малыша должен быть один крестный, а наличие второго восприемника – это традиция, соблюдать которую не обязательно.

    Что делать если крестные родители решили стать мужем и женой?

    Эта ситуация отнюдь не редкость – духовные наставники ребенка решили обвенчаться. Священники гораздо категоричнее трактуют ответ на этот вопрос. Скорее всего, паре нужно будет обратиться к действующему архиерею, для получения благословения. Если же факт того, что венчающиеся являются крестными родителями будет утаен, этот союз по церковным канонам будет признан не действительным, а паре придется отмаливать свой грех.
    Как выяснилось, однозначного ответа на поставленный вопрос нет. С одной стороны, церковь может быть лояльной и разрешить проведение таинства, где крестными ребенка будут муж и жена. Но слишком уж много предупреждений…
    Также читайте — Как родителям подготовиться к крещению ребенка — лучшие способы
    Может, есть смысл рассмотреть других кандидатов? Это могут быть родственники, крестные других детей, близкие друзья, а так же священнослужители. Главное – быть уверенными в людях, которым доверяется духовное развитие ребенка.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *