Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека?

6 ответов на вопрос “Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека?”

  1. Anaya Ответить

    Б: Соотношение объемов трех понятий
    Обозначение:

    — девиантное поведение

    — делинквентное поведение

    — криминальное поведение
    2.Девиантное поведение.
    Девиа?нтное поведе?ние (от лат. deviation
    — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер[источник не указан 24 дня
    ]
    и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
    В узком значении
    девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение). В дальнейшем девиантность в широком смысле будет обозначена русским словом , а узкое значение этого термина будет сохранено для обозначения незначительных отклонений, т.е. собственно девиации. Можно видеть, что использование русского слова в качестве общей категории, а трех иностранных терминов – в качестве ее конкретизации, дает нам определенные терминологические преимущества. Исчезает необходимость одним и тем же понятием обозначать разные явления.
    По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
    П роблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.
    Девиант
    — индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных. Девиант может быть как отрицательным — в худшую сторону — так и положительным.
    Авторы-фантасты порой используют обычное гуманитарное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показываетчтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения,объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчётаотклонения самого общества.
    В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [Фролов. C. 121]. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [Смелзер C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
    Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
    · конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
    · новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
    · ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
    · изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
    · мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [Фролов. C. 122-123].
    При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
    Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность.
    Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
    С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние “социальной дезорганизации”, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
    Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов – распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп [Фролов. C. 126].
    В большинстве обществ контроль
    девиантного поведения несимметричен
    : отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций


    можно расположить на некотором континууме
    .
    На одном его полюсе
    разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.
    На другом полюсе
    расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.
    Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют “твердые середняки” – люди с несущественными отклонениями.
    Показываю слайд со след. схемой:

    На рис.3 изображено нормальное распределение случайно появляющихся или наблюдаемых признаков в обществе. Позитивные выдающиеся качества (смелость, гениальность, сострадание и др.) встречаются среди людей так же редко, как негативные выдающиеся качества. Поскольку они обращают на себя внимание больше других, то создается впечатление, что их достаточно много. То же самое происходит и отклоняющимся поведением. Преступников-злодеев, если общество развивается в нормальных условиях, не более 5%, людей, совершивших тяжкие преступления непредумышленно и готовых встать на путь исправления, не должно быть более 15%. Если эта цифра выше, то следует говорить о том, что общество патологически больное.
    Как это ни странно, но Аль Капоне, Гитлер и Саддам Хусейн так же, как все лауреаты Нобелевской премии, Моцарт и Гомер – девианты. Только находятся они по разные стороны разделительной черты.
    Девиантное поведение нарушает, преступает общественные нормы – как в положительную, так и в отрицательную сторону. Однако социология девиантного поведения касается только социально неодобряемых отклонений.
    Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм
    . Это означает, что соци-альная норма, принятая либо обществом, либо группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное, а сугубо относительное явление. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Так, например, курение на рабочем месте автобусе, офисе, школе, магазине может считаться девиацией, но в компании друзей оно оценивается как приемлемая форма поведения и не вызывать негативной реакции. В одних странах курение – общепринятая норма бытового поведения, на которую никто не обращает внимания, в других – исключение из правил. Так, США и Западная Европа исключили курение из нормальных форм поведения, изгнали его ото всюду, откуда только можно его изгнать, и сегодня оно стало у цивилизованного человечества скорее девиантной формой поведения.
    Одни нормы важнее других. В сложных обществах правила существования группы имеют больший вес, чем правила личной гигиены. Многоженство в США наказывается, но содержание многих животных (зоопарка) в доме поощряется.
    Нормы могут быть проскриптивными (запрещающими) и прескриптивными (предписывающими, разрешающими). Отклонение от первых чаще наказывается, чем отклонение от вторых. Все нормы произвольны, нет универсального стандарта поведения. Что считать нормативным, а что – девиантным, изменяется во времени и по обществам. Печатание книг, утверждение, что земля не есть центр Вселенной, не посещение церкви в одних обществах и в одни периоды могут быть нормой, а в другие – отклонением.
    Сожительство мужчины и женщины вне брака еще в XIX в. рассматривалось как серьезное нарушение общественных норм, и с точки зрения правил того времени такое поведение оценивалось как индивидуальная девиация. Во второй половине ХХ века его назвали гражданским браком и он стал массовой, а самое главное допустимой формой межличностных взаимоотношений. Странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.
    Таким образом, один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением( о котором я скажу чуть позже)
    Включаю слайд:

  2. SplerzyGUN Ответить

    система летоисчисления в древнем риме берет свое начало от даты основания рима, которую принято считать 750 г. до н.э. все последующие знаменательные события и даты отсчитывались уже от нее.но в первом веке до нашей эры произошло изменение данной системы летоисчисления в древнем риме, когда рим возглавил теренций варрон, который принял дату основания рима уже за 753 год до нашей эры. но римляне уже были приучены к различным системам летоисчисления, и обозначали год не числом, а используя имя правителей.так, например, писали или говорили о “годе теренция варрона”, имея ввиду 216 год до нашей эры, или о “семи консульствах г.мария”, подразумевая года со 107 по 100 до нашей эры.когда к власти в риме пришел гай юлий цезарь, то он осознал неудобство и неэффективность существовавшей системы летоисчисления. в старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. поэтому были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль.в период третьего консульства цезаря были проделаны следующие изменения календаря – текущий год был удлинен на 151 день с тем расчетом, чтобы новый год мог попасть на 1 января 45 года до нашей эры, и продолжался бы 365 дней – как раз до 31 декабря.дальнейшие поправки системы летоисчисления в древнем риме были сделаны при августе в 4 году нашей эры, когда свои имена получили нынешние месяцы июль и август, в честь известных римских правителей. кроме этого, один раз в четыре года вводился дополнительный день – 29 февраля в високосный год.получившийся таким образом юлианский год продолжительностью 365 с четвертью дней лишь на 11 минут не совпадал с продолжительностью вращения нашей планеты. использовалась такая система летоисчисления до 1582 года.таким образом, римская система летоисчисления просуществовала в употреблении более чем в течение тринадцати столетий.

  3. Heart of Xavor Ответить

    Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

    Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

    Причины отклоняющегося поведения

    Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.
    Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
    Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
    Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
    Возможно просто случайное отклонение.
    Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.
    Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

    Виды девиантного поведения

    Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:
    отклонения агрессивной направленности; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
    отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
    социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

    Поведение детей и подростков

    Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.
    В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.
    На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

    Теории

    Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.
    Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.
    Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.
    Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *