Почему ребенок не говорит в 2 года причины?

12 ответов на вопрос “Почему ребенок не говорит в 2 года причины?”

  1. Voodoobar Ответить

    Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.
    1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
    2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
    8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
    1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
    2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.
    Обратите внимание:
    Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
    Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

    Стоит ли паниковать?

    Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>
    В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.
    Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
    Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.
    Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

    Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

    Когда  ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:
    Активное общение в семье;
    Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
    Общение со сверстниками;
    Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

    Как побудить к разговору?

    Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.
    Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.
    Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:
    Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.
    Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;
    Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
    Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
    Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
    Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
    Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
    Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
    Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

  2. Kagul Ответить

    Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».
    Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2–4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50–100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.
    Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.
    Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — домы, домыв, красивая кофта — красивый кофта, коврик — ковёрчик, то это нормально.

    Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2–3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

    Возможные причины речевого отставания

    Если ребёнок в 2 года не говори нельзя, опираясь на советы знакомых, ждать внезапного скачка речевой активности. «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит!» «Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, все нормально…» Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.
    Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если имелись следующие факторы:
    родовая травма;
    асфиксия в родах;
    нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
    черепно-мозговая травма у ребёнка;
    несовпадение с матерью по резус-фактору;
    ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.
    Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
    Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.

    Как определить задержку речевого развития в 2 года

    Если у родителей имеется подозрение, что речь их малыша не соответствует норме для этого возраста, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда и дефектолога.
    Основания для обращения к специалисту:
    ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
    он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
    речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
    ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
    у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
    речь была, а потом исчезла;
    ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
    Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий. Бытует в корне неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это отчасти правильно лишь для коррекции фонетического недоразвития речи, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

    Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша

    Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.
    На видео показано что делать, если малыш плохо разговаривает в два годика, в какие игры играть с детьми, чтобы научить их общаться:
    Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.
    Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом ярких и красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.
    Теперь вы знаете что делать, когда малыш почти не говорит в возрасте двух лет. Если остались вопросы — задавайте их нашему детскому логопеду.

  3. Adorarana Ответить

    Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:
    с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;
    с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;
    с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

    с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);
    с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

    Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

     Возраст    
    Голосовые реакции и развитие речи
    2 месяца
    Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.
    3 месяца
    Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».
    4 месяца
    Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».
    5 месяцев
    К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.
    6 месяцев
    Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи,  пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
    7 месяцев
    Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.
    8 месяцев
    Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.
    9 месяцев
    Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.
    10 месяцев
    Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.
    11 месяцев
    Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.
    12 месяцев
    Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.
    12-18 месяцев
    Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.
    18-20 месяцев
    Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).
    20-22 месяца
    Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).
    22-24 месяца
    Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».
    3-й год
    Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
    4-5 лет
    Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

  4. OXUH Ответить

    Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
    Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

    Причина 1. Индивидуальный темп

    Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
    Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
    Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

    Причина 2. Отсутствие необходимости

    Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
    Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

    Причина 3. Педагогическая запущенность

    Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

    Причина 4. Двуязычная семья

    Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
    Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

    Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

    К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
    Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
    Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

    Причина 6. Негативизм у ребенка

    Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.
    Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

    Причина 7. Генетическая предрасположенность

    Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
    Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

    Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

    Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
    Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

    Причина 9. Нарушения слуха

    Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
    Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

    Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

    Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.
    Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

    Причина 11. Алалия

    Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
    Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
    Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

    Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

    Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
    Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

  5. diesel Ответить

    Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:
    нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
    низкое социальное взаимодействие;
    стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

    С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года – это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

    Социальные причины

    Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:
    Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
    Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
    Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
    Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
    Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

    Что предпринять?

    Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

    Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

    Как должны вести себя родители

    Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.
    Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:
    выключенные радио, телевизор и компьютер;
    внимание родителей.
    Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

    Развитие мелкой моторики

    Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

    Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

    Советы логопедов

    Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

    Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.
    У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

  6. impoter Ответить

    Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.
    Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
    Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
    Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, http://www.myvocab.info. Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
    Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
    Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
    Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
    Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
    Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
    Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
    Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
    Ощущает мелодии, их ритм.
    Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
    Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
    У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
    Спрашивает о незнакомых предметах.
    Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.
    Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

    Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

    Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

    Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.
    К физиологическим относятся:
    Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу (подробно о заикании и причинах);
    Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
    Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
    Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
    Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
    Дизартрия – это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
    Серьезные травмы и инфекции в анамнезе, вызвавшие нарушение функций головного мозга;
    Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
    Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
    Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
    ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
    Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
    Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
    Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
    Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.
    Психологические причины задержки речевого развития:
    Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
    Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
    Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
    Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
    Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

  7. N.V.E.N Ответить

    Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
    Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

    Расстройство экспрессивной речи

    «Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
    Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
    Чем характеризуется такое состояние:
    Ребенок совсем не говорит.
    В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
    После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
    При этом очень важно отметить другие важные признаки:
    Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
    Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
    Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
    В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
    Нет проблем со слухом.

    Почему он не говорит?

    Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
    Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
    Социальные.
    Физиологические.

    Причины внешние:

    Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
    Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
    Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
    Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
    На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

    Причины внутренние:

    Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
    Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
    Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
    Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

    Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

    В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
    Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
    К кому обратиться:
    Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
    Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
    Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *