Почему русская православная церковь причислила княгиню ольгу к лику святых?

12 ответов на вопрос “Почему русская православная церковь причислила княгиню ольгу к лику святых?”

  1. ramsesium Ответить

    Уважаемая Аля, по-моему, Вы невнимательно читали житие Вашей святой покровительницы. Княгиня Ольга была причислена Церковью к лику святой равноапостольной. Равноапостольная – значит равная с апостолами. Таким именем называет Православная церковь тех ревнителей христианства, которые подобно апостолам, утверждали веру Христову. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Так за что же ей такая честь?
    Став христианкой, святая Ольга ревностно предалась подвигам благовестия среди язычников. Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве; Благовещения Пресвятой Богородицы – в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – в Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы. Святослав, сын святой Ольги, большую часть времени проводил в походах и войнах, вдали от Киева, и управление государством в этот период вручалось княгине-матери. Святая Ольга старалась помогать сыну в государственных и военных заботах. Но, к великой скорби княгини Ольги, Святослав отказывался принять христианство, говоря: “Дружина моя будет смеяться надо мной”. Победы русского войска были для нее утешением. Но вопрос о Крещении Руси был отложен, и это огорчало святую Ольгу, которая считала Христово благовестие главным делом своей жизни. Труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля (24 по н.ст.) 969 года святая Ольга скончалась, “и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди”. Перед кончиной она завещала похоронить ее по православному обряду и не совершать по ней языческие тризны. Бог прославил святую труженицу Православия, “начальницу веры” в Русской земле, чудесами и нетлением мощей – “первую от россиян сопричтя лику равноапостольных угодников своих”. Летописец заканчивает свой рассказ о ней следующими словами: “Ольга была предвестницей христианства на Руси, как рассвет перед солнцем и как заря перед светом; и как луна сияет ночью, так она светилась среди язычников, как бисер в грязи, и после смерти молила Бога за землю Русскую”. Более подробно о ней читайте здесь.
    Имя – это вовсе не то, что каждый для себя выбирает сам, по своему личному усмотрению и произволу, а то, что нам нарекается другими людьми (как правило, нашими родителями, воспитателями) и Богом. Нигде в Священном Писании, начиная с самых первых его глав, где описано творение мира и человека, Вы не найдете, чтобы кто-либо самостоятельно измыслил себе имя, и остался в памяти Бога и людей под этим именем. Например, имя жене своей “Ева” нарек Адам (Быт.3:20), и имена всем патриархам нарекали их родители, не спрашивая их о том, нравятся им эти имена или не нравятся. Этот порядок сохраняется и до сих пор. Только строители Вавилонской башни решили сами “сделать себе имя” (Быт.11:4), то есть, по сути, отказаться от родства, а в результате стали для нас безымянными.
    Новое имя, как правило, дается при пострижении в монахи, что означает полный отказ от мирской жизни. Монах умирает для мира и рождается заново, под новым именем, что, в данном случае, естественно. При этом новое монашеское имя выбирает не сам постригающийся. Но что пристало монаху, то может оказаться вовсе неуместным в жизни мирянина, христианский подвиг которого состоит как раз в том, чтобы, оставаясь тем же человеком, во всех тех обстоятельствах, в которые мы поставляемся на тернистом пути своей жизни, всегда поступать достойно Бога и шаг за шагом возрастать в познании Его (Кол.1:10), пока не достигнем меры возраста Христова (Еф.4:13).
    А в быту не возбраняется Вас называть мирским именем, но при участии в церковных Таинствах, и при поминовении (в записках) указывается имя, данное при Крещении.

  2. VitaliyHTC1 Ответить

    Потому что она была первой русской правительницей, принявшей христианство; сочетание «сильная правительница, уничтожившая древлян + христианка» наверняка подействовало на ее внука Владимира, крестившего Русь. Об Ольге как о святой начали говорить очень рано, всего через несколько лет после ее смерти, и, вероятно, настойчивость киевской великокняжеской династии в этом вопросе в конце концов привела к официальной канонизации. Жестокость же в те времена казалась куда более естественной и обыденной, чем сейчас, а жалость к врагам, надо думать, была экзотикой. В наше время, конечно, Ольгу призывали бы судить за геноцид.
    Стоит, впрочем, отметить две вещи. Во-первых, об уничтожении древлян нам известно только из Повести временных лет, и непонятно, где здесь легенда, а где достоверные факты. Это не отменяет того, что истории, которые мы сегодня слушаем с ужасом, жители Киевской Руси воспринимали с восторгом (см. выше). Во-вторых, христианские церкви кого только не прославляли в ликах святых и блаженных: тут и организатор Первого крестового похода папа Урбан II, и убийца семьи своей насильно взятой жены Владимир Великий; это все, конечно, деятели давно минувших дней, но и к Матери Терезе часто возникали вопросы. Во многих религиях святости вовсе не обязательно сопутствуют кротость и милосердие. Собственно, и Евангелие говорит, что если не святости, то рая может удостоиться отъявленный злодей, если искренне раскается или искренне уверует: вспомним одного из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом.

  3. velker Ответить

    Иногда, читая жития святых, мы пропускаем мимо сознания одну весьма важную деталь: практически все люди, которые прославлены Церковью, прошли долгий и трудный путь к совершенству. И в большинстве случаев за красивым житийным рассказом кроется настоящая жизненная драма, борьба двух разных сторон личности – светлой и темной. Зрелой христианкой предстает перед нами в своем житии и княгиня Ольга, чья память совершается 24 июля. Но летописи знают и другую Ольгу – жестокую, надменную, расчетливую. Какой она была на самом деле? Какой портрет – житийный или летописный – более правдив? Если мы кратко ответим на этот вопрос, то окажется, что правдивы, как ни странно, оба портрета.
    ***
    Княгиня Ольга жила в X веке. Ее происхождение – предмет многолетних споров,  которые не стихают до сих пор. По одним источникам, это была чужестранка, дочь скандинавов, пришедших на Русь и взявших под контроль большинство славянских племен. По другой – Ольга была славянкой, получившей свое имя в честь Киевского князя Олега. Третьи источники вообще говорят о болгарском происхождении княгини, что тоже возможно. Ведь в то время среди славянских стран именно Болгария была самым сильным государством, и иметь в женах женщину из болгарского рода было делом престижа.
    Не меньшая загадка – история знакомства Ольги и Игоря. Официальная версия передает рассказ о том, как в Псковских землях простолюдинка Ольга была паромщицей. 10-летнюю девочку и заметил горячий юноша Игорь во время переправы, но на приставания княжича Ольга ответила отказом – «лучше утоплюсь, но чести не отдам». Трудно сказать, запомнила ли эту встречу девушка, а вот княжич – запомнил, и когда через несколько лет ему пришло время жениться, то сватов он заслал именно к юной паромщице. Запала она ему в душу – и все тут! Правда, летописи признают, что Игорь не был верным мужем, но жену свою Ольгу все равно любил и уважал за мудрость и волевой характер.
    Именно при княжеском дворе сформировалась Ольгина жестокость, расчетливость, холодность. Иначе и быть не могло, ведь, даже будучи женой великого князя, она постоянно рисковала стать жертвой интриг. И Ольга приспосабливалась – как могла и как умела. Особенно сильно на ее характер подействовала трагическая гибель Игоря от рук племени древлян, которых князь облагал непомерной данью. С убийцами своего мужа она расправилась хладнокровно, перебив древлянскую знать и уничтожив много простых людей. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.
    Михаил Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1893
    Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.
    В светской историографии утвердилось мнение, что Крещение было для Ольги политическим шагом, который позволил ей занять выгодное положение среди византийской элиты. Но внимательный анализ жития и летописных упоминаний показывает, что это не совсем так. Мы доподлинно не знаем, где и когда крестилась русская правительница, но источники говорят, что ее положение в византийском обществе после принятия Крещения было не таким уж и высоким, и оно явно не соответствовало амбициям этой сильной женщины. И здесь невольно понимаешь, что Ольгой двигала не политика, а вера. Бабка Владимира Великого была одной из тех, кто на себе испытал силу преображающей Божьей благодати. Несмотря на бурную жизнь и огромную власть, которая была сосредоточена в ее руках, эта женщина рано стала задумываться над смыслом жизни, и этот поиск привел ее к решению принять христианство.

  4. kgb063 Ответить

    24 июля день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. О ней и о других святых, носивших это имя, читайте в материале на сайте журнала “Фома”.

    Происхождение имени Ольга

    Существуют различные теории происхождения имени Ольга.
    Согласно первой версии – древнерусское Ольга происходит от средне-греческого имени Ελγα.
    По другой, «германской», версии — от древне-скандинавского Неlgа (от др.-сканд. heilagr — «святой», «священный»).

    Княгиня Ольга

    Жена князя Игоря  Ольга была родом из псковского села Выбуты. Летопись говорит о том, что она или ее отец держали там переправу через реку Великую. Она была еще совсем юной девушкой, когда за нее посватался сын Рюрика киевский князь Игорь.
    Князь Игорь погиб от рук древлян (восточнославянское племя) после того, как неоднократно пытался получить с них дань. Сыну Игоря Святославу тогда было всего три года, и правление молодым Киевским государством перешло в руки вдовы князя, Ольги. Только под конец жизни Ольга сняла с себя это тяжелое бремя: ее сын Святослав почти все время проводил в военных походах, а все внутренние дела вела его мать.
    Ольга сурово наказала древлян. Но потом вплотную занялась тем, что привело к гибели ее мужа. Она установила твердый размер дани для всех славянских племен, а также для земель Псковщины и Новгородчины; ввела систему погостов — административных и торговых центров, через которые собирались подати.
    Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. В крещении она получила имя Елена. Древнерусская летописная легенда сообщает, что крещение она приняла в Царьграде (Константинополе), причем крестным был сам император Константин. Это сказание не находит подтверждения в византийских хрониках, однако они достоверно свидетельствуют, что киевская княгиня действительно приезжала в Константинополь, и в числе прочих ее сопровождал священник.
    Ольга пыталась склонить к христианству и своего сына, князя Святослава, однако он не прислушивался к ее словам, опасаясь, что не найдет понимания у дружины.

  5. serg77s Ответить

    Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории Руси, который погиб от рук народа, возмущенного неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольге. Официально она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, фактически же и позже, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
    Первое, что она сделала после смерти мужа, — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти Игоря. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня была неистова: древлян хоронили заживо, сжигали.

    Политика княгини Ольги

    Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику. Она провела несколько реформ, в том числе административно-налоговую: установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях.
    Выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, на западе были установлены первые государственные границы.
    Княгиня укрепила международные связи с Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

  6. _BEAR2_ Ответить


    Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
    Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.
    6. Анна Кашинская
    Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
    Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
    Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *