Почему русская православная церковь причислила ольгу к лику святых?

10 ответов на вопрос “Почему русская православная церковь причислила ольгу к лику святых?”

  1. Близкие родственики Ответить

    Уважаемая Аля, по-моему, Вы невнимательно читали житие Вашей святой покровительницы. Княгиня Ольга была причислена Церковью к лику святой равноапостольной. Равноапостольная – значит равная с апостолами. Таким именем называет Православная церковь тех ревнителей христианства, которые подобно апостолам, утверждали веру Христову. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Так за что же ей такая честь?
    Став христианкой, святая Ольга ревностно предалась подвигам благовестия среди язычников. Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве; Благовещения Пресвятой Богородицы – в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – в Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы. Святослав, сын святой Ольги, большую часть времени проводил в походах и войнах, вдали от Киева, и управление государством в этот период вручалось княгине-матери. Святая Ольга старалась помогать сыну в государственных и военных заботах. Но, к великой скорби княгини Ольги, Святослав отказывался принять христианство, говоря: “Дружина моя будет смеяться надо мной”. Победы русского войска были для нее утешением. Но вопрос о Крещении Руси был отложен, и это огорчало святую Ольгу, которая считала Христово благовестие главным делом своей жизни. Труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля (24 по н.ст.) 969 года святая Ольга скончалась, “и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди”. Перед кончиной она завещала похоронить ее по православному обряду и не совершать по ней языческие тризны. Бог прославил святую труженицу Православия, “начальницу веры” в Русской земле, чудесами и нетлением мощей – “первую от россиян сопричтя лику равноапостольных угодников своих”. Летописец заканчивает свой рассказ о ней следующими словами: “Ольга была предвестницей христианства на Руси, как рассвет перед солнцем и как заря перед светом; и как луна сияет ночью, так она светилась среди язычников, как бисер в грязи, и после смерти молила Бога за землю Русскую”. Более подробно о ней читайте здесь.
    Имя – это вовсе не то, что каждый для себя выбирает сам, по своему личному усмотрению и произволу, а то, что нам нарекается другими людьми (как правило, нашими родителями, воспитателями) и Богом. Нигде в Священном Писании, начиная с самых первых его глав, где описано творение мира и человека, Вы не найдете, чтобы кто-либо самостоятельно измыслил себе имя, и остался в памяти Бога и людей под этим именем. Например, имя жене своей “Ева” нарек Адам (Быт.3:20), и имена всем патриархам нарекали их родители, не спрашивая их о том, нравятся им эти имена или не нравятся. Этот порядок сохраняется и до сих пор. Только строители Вавилонской башни решили сами “сделать себе имя” (Быт.11:4), то есть, по сути, отказаться от родства, а в результате стали для нас безымянными.
    Новое имя, как правило, дается при пострижении в монахи, что означает полный отказ от мирской жизни. Монах умирает для мира и рождается заново, под новым именем, что, в данном случае, естественно. При этом новое монашеское имя выбирает не сам постригающийся. Но что пристало монаху, то может оказаться вовсе неуместным в жизни мирянина, христианский подвиг которого состоит как раз в том, чтобы, оставаясь тем же человеком, во всех тех обстоятельствах, в которые мы поставляемся на тернистом пути своей жизни, всегда поступать достойно Бога и шаг за шагом возрастать в познании Его (Кол.1:10), пока не достигнем меры возраста Христова (Еф.4:13).
    А в быту не возбраняется Вас называть мирским именем, но при участии в церковных Таинствах, и при поминовении (в записках) указывается имя, данное при Крещении.

  2. RedShark Ответить

    Потому что она была первой русской правительницей, принявшей христианство; сочетание «сильная правительница, уничтожившая древлян + христианка» наверняка подействовало на ее внука Владимира, крестившего Русь. Об Ольге как о святой начали говорить очень рано, всего через несколько лет после ее смерти, и, вероятно, настойчивость киевской великокняжеской династии в этом вопросе в конце концов привела к официальной канонизации. Жестокость же в те времена казалась куда более естественной и обыденной, чем сейчас, а жалость к врагам, надо думать, была экзотикой. В наше время, конечно, Ольгу призывали бы судить за геноцид.
    Стоит, впрочем, отметить две вещи. Во-первых, об уничтожении древлян нам известно только из Повести временных лет, и непонятно, где здесь легенда, а где достоверные факты. Это не отменяет того, что истории, которые мы сегодня слушаем с ужасом, жители Киевской Руси воспринимали с восторгом (см. выше). Во-вторых, христианские церкви кого только не прославляли в ликах святых и блаженных: тут и организатор Первого крестового похода папа Урбан II, и убийца семьи своей насильно взятой жены Владимир Великий; это все, конечно, деятели давно минувших дней, но и к Матери Терезе часто возникали вопросы. Во многих религиях святости вовсе не обязательно сопутствуют кротость и милосердие. Собственно, и Евангелие говорит, что если не святости, то рая может удостоиться отъявленный злодей, если искренне раскается или искренне уверует: вспомним одного из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом.

  3. Kilix Ответить

    Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории Руси, который погиб от рук народа, возмущенного неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольге. Официально она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, фактически же и позже, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
    Первое, что она сделала после смерти мужа, — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти Игоря. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня была неистова: древлян хоронили заживо, сжигали.

    Политика княгини Ольги

    Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику. Она провела несколько реформ, в том числе административно-налоговую: установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях.
    Выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, на западе были установлены первые государственные границы.
    Княгиня укрепила международные связи с Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

  4. RedGrom Ответить

    Святая равноапостольная княгиня Ольга прославляется Православной Церковью за ее апостольское служение по распространению Православия среди народов Киевской Руси.
    Княгиня Ольга (ок. 894-969 гг.) была женой киевского князя Игоря. После трагической смерти Игоря (945 г.) Ольга стала регентшей своего сына Святослава и до его совершеннолетия фактически управляла Киевским княжеством. Своим мудрым, волевым и благодетельным правлением она завоевала любовь и уважение подданных.
    Святая Ольга в то время придерживалась языческих убеждений. Однако ее ищущая и активная натура не была удовлетворена поклонением идолам.
    Отойдя от управления княжеством и занимаясь делами благотворительности, княгиня Ольга, по-видимому, познакомилась с христианами, жившими уже в то время в Киеве и имевшими даже свою церковь. Она могла видеть торжественность обрядов христиан, могла беседовать с церковными пастырями. Спустя некоторое время княгиня уверилась в истинности их учения.
    В 957 г. княгиня Ольга отправилась в Константинополь (Царьград) с целью принять святое Крещение. В Константинополе Ольга и сопровождавшие ее были приняты Императором с большими почестями, и сам патриарх совершил над нею Таинство Крещения. С иконами, богослужебными книгами и церковной утварью – дарами патриарха – княгиня Ольга вернулась в Киев.
    Остаток своих дней святая Ольга посвятила утверждению на Руси православной веры. Она личным примером и проповедью обращала язычников к вере Христовой, возводила церкви, уничтожала языческие идолы, помогала неимущим и т.д. В частности, она стремилась привить православное восприятие жизни своим внукам Ярополку, Олегу и Владимиру – будущему крестителю Руси.
    Святая Ольга снискала глубокую любовь и уважение как современников, так и потомков. Сбылись слова, которыми патриарх благословил святую Ольгу при Крещении: «Да избавит тебя Господь от напасти, благословенна ты в народе твоем, и тебя будут ублажать внуки и правнуки до последних лет».

  5. Dat Ответить

    По данным Московской патриархии, святая Ольга (около 890 – 969 гг) происходила из древнего славянского рода Гостомысла и звалась славянским именем Прекраса (или Прекрасна). Имя Ольга дал ей легендарный варяжский князь Олег, опекавший ее будущего мужа, князя Игоря.
    Согласно “Повести временных лет”, в 945 году древляне убили князя Игоря – и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила.
    Поскольку наследнику Святославу было всего три года, Ольга начала самостоятельно править и заслужила славу мудрой и милосердной властительницы. В частности, считается, что она установила систему погостов центров торговли и обмена, в которых был упорядочен сбор податей, определила точные размеры и периодичность оброков, поделила подвластные земли на административные единицы во главе с тиунами, положила начало каменному градостроительству (городской дворец и загородный терем Ольги – первые здания из камня в Киеве).
    Отправившись в Константинополь около 954 года, Ольга позаботилась о духовном просвещении Руси. Она приняла крещение от патриарха Феофилакта, а ее восприемником стал сам император Византии Константин Багрянородный. “Повесть временных лет” рассказывает об удивительной мудрости, даже хитрости Киевской княгини в общении с византийцами.
    В крещении княгине было дано имя Елена – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина, обретшей в Иерусалиме великую христианскую святыню – Крест, на котором был распят Спаситель, – и княгиня привезла с собой из Византии в Киев крест, вырезанный из цельного куска Древа (Креста) Господня. Надпись на нем гласила: “Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня”.
    При Ольге были возведены храмы Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где родилась святая княгиня, она, по преданию, основала город Псков, а на месте видения трех светоносных лучей с неба воздвигла храм Святой Троицы.
    Когда византийский император отказался восстановить в Киеве митрополию, существовавшую при князе Аскольде, Ольга обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство с Запада опоздало – сын Ольги молодой князь Святослав стал на сторону язычников. По его приказу был убит племянник святой княгини Глеб, разрушались христианские храмы. Святой Ольге пришлось тайно держать при себе священника. Перед смертью она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую гибель сына.
    Святая равноапостольная Ольга скончалась 24 июля (по новому стилю) 969 года в Киеве и была похоронена в соответствии с православными канонами.
    “Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси”, – отметил представитель патриархии.
    Как известно, в 988 году внук Ольги, святой равноапостольный князь Владимир Святославич, крестил Русь.
    В 1547 году Церковь причислила княгиню Ольгу к лику равноапостольных святых – как первую русскую правительницу-христианку.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *