Почему система правил о постановке знаков препинания называются пунктуацией?

11 ответов на вопрос “Почему система правил о постановке знаков препинания называются пунктуацией?”

  1. VernerT Ответить

    Пунктуация
    77. Принципы русской пунктуации, функции
    и виды знаков препинания (52 — 52)
    78. Знаки препинания в конце предложения
    (53 — 53)
    79. Тире между членами предложения (53 —
    54)
    80. Знаки препинания при однородных членах
    (54 — 55)
    81. Знаки препинания при повторяющихся словах
    (55 — 55)
    82. Знаки препинания в предложениях с обособленными
    членами предложениями (55 — 57)
    83. Уточняющие, пояснительные и присоедительные
    члены предложения (57 — 57)
    84. Знаки препинания при сравнительных оборотах
    (57 —58) .
    85. Знаки препинания при вводных словах и
    словосочетаниях (58 — 59)
    86. Знаки препинания при обращениях (59—60)
    87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных
    и отрицательных словах (60 — 60)
    88. Знаки препинания в сложном предложении
    (60 — 62)
    89. Знаки препинания при прямой речи и цитировании
    (62 — 62)
    90. Сочетание знаков препинания, авторское
    употребление знаков препинания (62 — 62)
    ПУНКТУАЦИЯ – это собрание правил расстановки знаков препинания, а также
    сама система знаков препинания.
    77. Принципы русской пунктуации, функции и
    виды знаков препинания.

    Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе,
    почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя
    предложения.
    Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания,
    русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные
    варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими
    особенностями текста.
    Функции знаков препинания.
    Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают
    выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.
    Виды знаков препинания:
    знаки выделения (их функции – обозначение границ синтаксических конструкций,
    которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое
    выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или
    отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире
    (единые парные знак), скобки, кавычки;
    знаки отделения (их функции – обозначение границ между отдельными
    независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между
    простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения
    по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный
    и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
    особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало
    нового поворота в повествовании).
    Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания
    обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову
    второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки
    и кавычки.
    78. Знаки препинания в конце предложения.
    точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных
    предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);
    Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное
    слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В
    магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.
    вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения
    (Отчего люди не летают?);
    восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения
    (Как хорошо жить на свете!);
    многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания
    (Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);
    Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения
    при перерыве речи. (Не хочу я… вот так.)
    79. Тире между членами предложения.
    Тире между подлежащим и сказуемым.
    1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
    при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом
    подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным
    числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама – учитель.)
    если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать
    Родину – это наш долг.)
    2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
    если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно,
    точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),
    если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае
    рассматривается как авторское) (Она балерина.),
    если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не
    порок.),
    если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним
    не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),
    если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие
    или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),
    в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).
    Тире в неполном предложении.
    Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще
    всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко
    восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он – в кино),
    Если для предложения отсутствие сказуемого – норма, то тогда тире
    не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания
    самого предложения): Снова в час ночной тучи над землвй.
    Интонационное тире.
    1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные
    группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения
    и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям – объяснить
    надо.)
    Соединительное тире.
    1. Тире ставится:
    между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев
    – Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка
    времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию
    «от…до»,
    между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь
    названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта,
    матч «ЦСКА – Локомотив».
    80. Знаки препинания при однородных членах.

    1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только
    интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары,
    игрушки.);
    Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри
    них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял
    но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил
    Анне, Андрею, Инне.).
    2. Однородные члены предложения, соединённые , неповторяющимися союзами:
    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными
    союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными
    или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс
    зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
    Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед
    союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та,
    то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);
    3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:
    запятая ставится перед повторяющимися союзами и…и, да…да, ни…ни,
    или…или, ли…ли, либо…либо, то…то и т.д. (В этом магазине можно
    купить и тетради, и ручки, и книги.),
    Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых
    повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт
    пришли учителя, и ученики, и их родители.).
    если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая
    не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
    запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят
    в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).
    4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения
    попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар
    запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники
    и двоечники),
    5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько
    же лет, сколько и тебе); двойные союзы – это как…так и, не так…как,
    не столько…сколько, не только…но и , хотя и …но, если не…то, столько
    же…сколько, насколько…настолько.
    Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:
    [о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о,
    и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]
    Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи
    постановки знаков препинания).
    1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.
    [О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
    2. [о, о, о – О] Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.
    [о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины – словом, все смешалось
    в живом потоке
    3. [О: о, о, о -…] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка
    – напоминало мне далекие дни детства.
    81. Знаки препинания при повторяющихся словах.

    Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности
    или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю
    домой.),
    Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование,
    которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис
    (Далеко-далеко за морем.),
    Запятая не ставится, если
    повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так
    ехать.),
    повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе
    слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст,
    дерево не дерево).
    82. Знаки препинания в предложениях с обособленными
    членами предложения.

    Определения.
    а) Обособляются:
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова
    (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
    два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого
    слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
    одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно
    имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или
    уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
    распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно
    перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное
    значение (Едва живые, они добрались до города.);
    распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от
    определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались
    за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
    определение, если определяемое слово является личным местоимением
    (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
    несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего
    члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения
    (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих
    учителей в 8 Марта.).
    б) Не обособляются:
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед
    определяемым словом (Вошедший в класс мальник – наш новый ученик.);
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения
    и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).
    Приложения.
    Обособляются:
    а) запятыми
    распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми
    словами, которые стоят после определяемого слова (реже – перед) (Старуха,
    Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
    приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович,
    заявляю…);
    одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному
    с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала
    Жукова, старичок.);
    приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого
    слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
    приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения
    смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин,
    оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
    приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени,
    по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное
    значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
    б) тире:
    приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал
    дерево -дуб.); – распространённые приложения, стоящие в конце предложения
    (Высоко в небе сияло солнце – очень чистое и жаркое солнце киевского
    лета.);
    приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился
    с моей двоюродной сестрой, Мишей – ев женихом, Павлом и Оксаной.).
    Дополнения.
    Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой
    нагрузки, которую вложил в предложение автор.
    Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые
    выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо,
    ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное
    значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.).
    Обстоятельства.
    а) Обособляются:
    распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами,
    и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату,
    он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог
    понять, где я нахожусь.);
    обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными,
    если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени);
    обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где
    именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся
    главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу,
    стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
    обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не
    считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых
    слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся
    с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
    устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают
    в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)
    б) Не обособляются:
    одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия
    и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
    обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если
    они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)
    83. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
    члены предложения.

    Обособляются:
    слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим
    выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением
    можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два
    на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.
    Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.
    чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства
    места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это
    большая работа, в пятьсот страниц.)
    присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно,
    в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения
    (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)
    84. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

    1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели,
    точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели
    театр.)
    2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:
    если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных
    оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
    если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь
    (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
    если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне,
    как и в других европейских городах.),
    если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди
    возвышалось не что иное, как высокий дворец.)
    3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:
    если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек
    как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
    если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я
    вам это говорю как врач.),
    если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан
    с ним по смыслу (Работа как работа.),
    если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
    если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как
    патриот.).
    85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

    Вводные слова и словосочетания.
    – вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому,
    не разделяете наши взгляды.),
    если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено
    какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо
    запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой
    – она хочет этому научиться.).
    знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом
    при наличии вводного слова или словосочетания:
    [О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
    [о, о, о – вв. ел., О] Дети, старики, женщины – словом, все смешалось
    в живом потоке.
    некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и
    членами предложения:

  2. golfinch Ответить

    Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:

    Рукописные тексты XI столетия. Представляют собой книги без пробелов. Заглавные буквы в них отсутствуют, но сам текст начинается с красиво оформленной буквицы — исполненной красным цветом первой буквы первого слова. Читать такие произведения довольно сложно. Адаптировать их к современному виду также весьма проблематично, с чем и связано большое количество ошибок и неточностей, ряд которых были выявлены позднее. В этот период использовались только точки, но ставились они не в конце предложения, обозначая его завершение, а над словами, привнося дополнительный смысл. Например, 4 точки обозначали крест.
    Возникновение печатных книг. В XV−XVI веках начали печатать первые книги, с чем и связана потребность в знаках препинания. Запятая появилась в XV столетии, а привычный современному человеку вопросительный знак передавался сочетанием символов точки и запятой. Позднее он приобрел свой обычный вид и стал использоваться наравне с восклицательным, скобками, а в 17-м веке появилось и двоеточие.
    Самыми поздними являются тире и многоточие. Есть версия, что появление тире — заслуга Карамзина. Однако символ используется и в произведениях, созданных раньше, чем начал творить этот реформатор языка. А многоточие впервые употребили в 1831 году.
    Кавычки, согласно мнению большинства языковедов, ввел в употребление Карамзин.
    На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.

    Современные варианты

    Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.

    Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».
    Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.
    Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.
    Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.

    Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.
    Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.
    Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.
    Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.

    Роль в предложении

    Функции знаков препинания различны, но все они помогают облегчить восприятие письменного текста. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Остальные варианты используются только внутри синтаксической конструкции. Основные функции представлены в таблице.
    Разновидность
    Знаки
    Функции
    Определительные
    Точка, многоточие, вопросительный и восклицательный
    Придание предложению законченности. Отделение последнего слова в предложении от следующего. Выбор того или иного символа зависит от смысла и интонации.
    Разделительные
    Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
    В простом предложении — разграничение однородных членов. В сложном — разделение простых конструкций в его составе.
    Выделительные
    Запятая (или две), тире (либо два), восклицательный, скобки, двоеточие + тире, кавычки.
    Используются на границах смысловых отрезков (обращение, обособление, вводные конструкции, словосочетания и предложения). Выделяют прямую речь.
    Роль знаков огромна. Они помогают не запутаться при чтении, сигнализируют о завершении определенной синтаксической конструкции и начале другой, позволяют выделить необходимый автору фрагмент текста.

  3. Dron1961 Ответить

    наконец- указывает связь мыслей, порядок изложения
    – дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)- равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего
    в конце концов- та же функция, что и у ‘наконец’ (Да замолчите же, в конце концов!)- (Мы шли, шли и наконец пришли.) – та же функция, что и у ‘наконец’. (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
    однако- стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)- стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
    Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой
    конечно- обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.)- может выступать в роли частицы
    (Я конечно б сходил туда…)
    значит- если равно по значению словам следовательно, стало быть
    ( Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)- если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
    (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
    вообще- если равно по значению сочетанию вообще говоря
    (Вообще, это очень интересно)- в других значениях
    (Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)
    главным образом- если равно по значению сочетанию самое главное
    ( Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)- если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
    (Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)
    во всяком случае- если имеет ограничительно-оценочное значение
    ( Я, во всяком случае, этого не говорил.)- если имеет значение при любых обстоятельствах
    ([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)
    в свою
    очередь- если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места).- если употреблено в значении, близком к прямому
    («А ты?» – спросил я у Лены в свою очередь.)
    если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
    если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
    вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
    тире, если они распространены (Они – я это сразу заметил – хотели поскорей от меня отделаться.);
    скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)…

  4. EKWayfarer Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  5. Lizztvin Ответить

    Знаки препинания служат также для показа различных смысловых оттенков, имеющихся в соответствующих частях текста. Так, вопросительный знак в конце предложения указывает не только на его законченность, но и на особый тип его по цели высказывания. Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями связаны с различным пониманием их смысла, например: Он купил другой кожаный портфель.— Он купил другой, кожаный портфель.
    В ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством показа на письме смысловых отношений между частями текста. Ср.: За тем лесом видно озеро.— За тем лесом, видно, озеро (синтаксическая роль выделенных слов как члена предложения в первом случае и как вводного слова во втором случае выявлена здесь только при помощи пунктуации).
    Пунктуация в русском языке строится преимущественно на синтаксической основе: правила пунктуации в своем большинстве связаны с синтаксической структурой предложения. В отдельных случаях учитывается интонация, дающая основание для постановки знака препинания, несвязанной с синтаксическими правилами. Ср.:
    Ходить долго — не мог. 2) Ходить — долго не мог (в зависимости от места постановки тире по-разному понимается смысл данного предложения).
    Вместе с тем следует иметь в виду, что во многих случаях интонация сама по себе не может служить основанием для постановки знаков препинания: довольно часто встречаются случаи несовпадения интонации и пунктуации. Так, пауза в устной речи может не обозначаться на письме никаким знаком препинания и наоборот — наличие знака препинания не имеет своим соответствием паузу в устной речи. Например: 1) Начавшиеся после долгого периода страшной засухи дожди сразу оживили природу (пауза после слова доведи между составом подлежащего и составом сказуемого не обозначается никаким пунктуационным знаком); 2) Мы собрались рано утром и, пользуясь хорошей погодой, отправились за город (после союза и пауза отсутствует, но по существующим правилам запятая здесь ставится для отделения последующего деепричастного оборота).
    Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, допускающие варианты постановки знаков препинания, что позволяет отразить на письме смысловые оттенки и стилистические особенности текста. Ср. пунктуационные варианты, связанные с факультативным выделением запятыми оборотов со словами ввиду, вследствие, кроме, вместо, помимо и др.

  6. veeel Ответить


    2. Практическое задание: заполнить таблицу в
    упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.
    III. Работа с текстом упр. 498 (там же)
    1. Беседа:
    – Перескажите текст.
    – С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как
    поэта? Как он характеризует русский литературный
    язык?

    2. Тест (предварительно пронумеровать
    предложения в данном тексте – упр. 498).

    1) Укажите правильное объяснение пунктуации в
    1-ом предложении запятыми выделено:
    а) сравнительный оборот;
    б) придаточное сравнительное;
    в) вводное предложение.
    2) Укажите тип предложения №3:
    а) сложноподчиненное с одним придаточным;
    б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
    в) сложное предложение с сочинительной и
    подчинительной связью.
    3) Сколько рядов однородных членов в
    предложении №3:
    а) 4;
    б) 5;
    в) 6.
    4) Какую роль выполняет точка с запятой в
    предложении №3:
    а) отделяет простые предложения;
    б) выделяет обособленные члены;
    в) отделяет сильно распространенные части.
    5) Укажите правильное объяснение отсутствия
    запятой перед как в предложении №3:
    а) оборот с как – это приложение со
    значением “в качестве…”;
    б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
    в) оборот с как – это приложение со значением
    причины;
    6) Какое из утверждений неверное:
    а) 1-е предложение текста – бессоюзное;
    б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
    в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.
    Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а,
    6б.
    IV. Итоги урока. Рефлексия.
    – Какая часть урока показалась наиболее важной?
    Почему?
    – Что было трудным? Почему?
    – Что нужно сделать, чтобы эти трудности не
    возникали?
    Домашнее задание:
    1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к
    письму по памяти)
    2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502
    Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина
    Урок 2. Тема: Сочетание знаков
    препинания. Вариативные знаки препинания.
    Цели:
    Знать особенности пунктуации при сочетании
    знаков;
    Иметь представление о вариативности постановки
    знаков препинания;
    Совершенствовать навыки пунктуационного
    анализа.
    Эпиграф на доске:
    Знаки препинания – это как нотные знаки.
    Они твёрдо держат текст и не дают ему
    рассыпаться.


    К.Г.Паустовский

    Тип урока: повторительно-обобщающий.
    Ход урока
    I. Актуализация опорных знаний.
    1. Индивидуальная работа по карточкам (двое
    учащихся у доски).
    Карточка № 1. Расставить знаки препинания,
    объяснить свой выбор. Произвести указанные виды
    разбора.

    Песчаный6 косогор нескошенный6 луг
    над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было
    так близко и знакомо мне.

    Карточка № 2. Расставить знаки препинания.
    Произвести указанные виды разбора.
    а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2
    внимания на Пьера
    .
    б) Вхожу все тихо.
    2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516
    из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст
    стихотворения И.Бунина “Детство”).
    Взаимопроверка.
    3. Беседа:
    – Какие принципы русской пунктуации нашли
    отражение в выполненных заданиях?
    – Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом
    оказались запятая и тире?
    – Обратите внимание на эпиграф к уроку.
    К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания
    в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой
    речи, разорванной словами автора.
    – Какие знаки препинания здесь сочетаются?
    – Какие ещё сочетания знаков препинания вы
    встречали в текстах?
    – Какие знаки препинания возможны в предложениях
    карточки № 2?
    Обоснуйте своё мнение.
    – Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется
    тема урока, формулируются цели).
    II.
    1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104,
    § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский
    язык. 10 – 11 классы).
    Задание: Составить цепочку вопросов. Например:
    1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
    2) Какой знак препинания ставится первым:
    – при сочетании вопросительного и
    восклицательного знака?
    – запятой и тире?
    – запятой, точки с запятой, двоеточия и
    закрывающей скобки?
    – точки, вопросительного, восклицательного знака
    и закрывающей скобки?
    3) В чем особенность пунктуации при сочетании
    многоточия и других знаков препинания?
    4) Какие знаки препинания называются
    вариативными?
    5) Чем определяется выбор варианта?
    6) Какие знаки наиболее часто встречаются в
    качестве синонимичных?
    2. Работа в парах : взаимоопрос по составленной
    цепочке вопросов.
    III. Практикум.
    1. Работа с текстом упражнения № 514 (II ) из
    учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле”
    В.Высоцкого).
    – Определите тему, основную мысль поэтического
    текста. Выпишите ключевые слова.
    – Составьте схему 1-го предложения, произведите
    его пунктуационный анализ.
    – Найдите предложения со сравнительными
    оборотами. Какова их роль?
    – Какие виды сложных предложений встречаются в
    тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
    – Какие сочетания знаков препинания встречаются
    в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую
    роль выполняют в тексте вопросительные,
    восклицательные предложения? Многоточия? Чем
    объясните такое разнообразие знаков препинания,
    используемых поэтом?
    2. Самостоятельная письменная работа по
    вариантам.
    I вариант.
    Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки
    препинания расставлены не все).
    И вскользь мне бросила змея
    У каждого судьба своя
    Но я-то знал что так нельзя –
    Жить извиваясь и скользя.

    Задания:
    1) Расставьте недостающие знаки препинания,
    объясните графически свой выбор.
    2) В чем аллегорический смысл этого
    стихотворения? Как бы вы его озаглавили?
    Найдите в тексте однокоренные слова, случайно
    ли они употреблены автором? Напишите сочинение –
    рассуждение на тему “Можно ли человеку жить,
    “извиваясь и скользя”.
    II вариант.
    Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки
    препинания расставлены не все).

    А ты?
    Входя в дома любые –
    И в серые
    И в голубые
    Всходя на лестницы крутые
    В квартиры светом залитые
    Прислушиваясь к звону клавиш
    И на вопрос даря ответ
    Скажи
    Какой ты след оставишь
    След
    Чтобы вытерли паркет
    И посмотрели косо вслед
    Или
    Незримый прочный след
    В чужой душе на много лет

    Задания:
    1) Расставьте недостающие знаки препинания,
    объясните графически свой выбор.
    2) В чем философский смысл этого стихотворения?
    Как бы вы его озаглавили? Какова роль
    вопросительных предложений в тексте?
    Напишите небольшое сочинение – размышление на
    тему “Что значит оставить “незримый прочный
    след”?
    IV. Итоги урока. Рефлексия.
    – Наши уроки, посвященные пунктуации, –
    повторительно – обобщающие. Что оказалось новым
    для вас? Интересным? Полезным?
    – Как оцениваете свою работу на уроке?
    Домашнее задание: по выбору
    1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой):
    записать текст, расставить пропущенные знаки
    препинания. Доказать, что текст является
    повествованием с элементами описания.
    Классифицировать сложные предложения в тексте
    по видам связи их частей;
    2) Провести исследование: какую роль в
    художественном тексте играют знаки препинания
    (на примере одного небольшого произведения:
    стихотворения М.Цветаевой “Вчера ещё в глаза
    глядел…”;
    стихотворения в прозе “Простота” И.Тургенева.
    или самостоятельно подобранного).

    Литература:
    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.
    М., Русское слово, 2006.
    А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Русский язык.
    Учебник-практикум для старших классов. М.,
    Вербум-М, 2007.
    Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Современный русский
    язык. М., Высшая школа, 1991.

  7. зефирр Ответить

    ПУНКТУАЦИЯ – это собрание правил расстановки знаков препинания, а также
    сама система знаков препинания.
    77. Принципы русской пунктуации, функции и
    виды знаков препинания.

    Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе,
    почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя
    предложения.
    Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания,
    русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные
    варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими
    особенностями текста.
    Функции знаков препинания.
    Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают
    выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.
    Виды знаков препинания:
    знаки выделения (их функции – обозначение границ синтаксических конструкций,
    которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое
    выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или
    отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире
    (единые парные знак), скобки, кавычки;
    знаки отделения (их функции – обозначение границ между отдельными
    независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между
    простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения
    по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный
    и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
    особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало
    нового поворота в повествовании).
    Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания
    обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову
    второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки
    и кавычки.

  8. julfyzzz Ответить

    Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания, употребляемых в письменной речи.
    Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
    Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же тексте: Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность двух действий); Всадник крикнул – лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй – следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями, предшествующими определяемому слову, связаны с пониманием этих определений как однородных или неоднородных, например: Особенно выразительны были ее большие, черные глаза. – Особенно выразительны были ее большие черные глаза. Ср. также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь. – Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь.
    Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Ср.: Профессор сейчас может быть у себя в кабинете. – Профессор сейчас, может быть, у себя в кабинете (синтаксическая роль выделенных слов выявляется только средствами пунктуации). Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции.

  9. NeooLord Ответить

    Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
    Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же тексте: Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность двух действий); Всадник крикнул – лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй – следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями, предшествующими определяемому слову, связаны с пониманием этих определений как однородных или неоднородных, например: Особенно выразительны были ее большие, черные глаза. – Особенно выразительны были ее большие черные глаза. Ср. также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь. – Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь.
    Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Ср.: Профессор сейчас может быть у себя в кабинете. – Профессор сейчас, может быть, у себя в кабинете (синтаксическая роль выделенных слов выявляется только средствами пунктуации). Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции.
    Пунктуация в русском языке строится в значительной степени на синтаксической основе. Однако это не означает, что пунктуация отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей: последняя в свою очередь обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например, постановку так называемого интонационного тире: 1) Ходить долго – не мог; 2) Ходить – долго не мог.
    Приведенный пример показывает, что пунктуация связана с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация – в речи письменной. Довольно часты случаи несовпадения пунктуации и интонации (ритмомелодики). Например: 1) Величайший русский поэт Пушкин был основоположником современного русского литературного языка (пауза после слова Пушкин между составом подлежащего и составом сказуемого не обозначается на письме никаким знаком); 2) Он быстро вошел в комнату и, увидя нас, внезапно остановился (после союза и пауза отсутствует, но по существующим синтаксическим правилам ставим здесь запятую). Не следует также забывать, что интонация является одним из средств выражения синтаксических отношений, поэтому характер связи между пунктуацией и интонацией вытекает из общих отношений пунктуации и синтаксического строя речи, о которых говорилось выше.
    Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, необходимые для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменного текста. Ср. пунктуационные варианты, связанные с обособлением или необособлением оборотов со словами кроме, вместо, помимо, вследствие, ввиду, благодаря и др.
    Следует отметить также «многозначность» большинства пунктуационных знаков (ср. многообразие употребления запятой, тире, двоеточия и других знаков). Даже такие знаки, как вопросительный и восклицательный. употребляются не только в конце предложения для указания на его законченность и вопросительный или восклицательный характер, но и в середине предложения (правда, очень редко) после каждого однородного члена, если нужно показать расчлененность вопроса или эмоциональную прерывистость речи, например: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Л.); Все отвергал: законы! совесть! веру! (Гр.).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *