Почему слово о полку игореве называют золотым словом русской литературы?

20 ответов на вопрос “Почему слово о полку игореве называют золотым словом русской литературы?”

  1. KOLIAN-A Ответить

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
    Беру!

  2. Spencer777 Ответить

    Великая и могучая Русская земля. Благородный, гордый и отважный народ. Трудно представить, что мы, поколения, живущие через несколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех событиях. Или же до нас дошли лишь сухие факты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были прекрасные мастера русского слова, поэты, летописцы, которые во всех деталях смогли передать потомкам живую память об истории родной страны. Наиболее выдающимся и оригинальным памятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвестного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое свидетельство событий великой древности. Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущенный жестокой несправедливостью, князь Святослав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой надолго отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Но спустя некоторое время двоюродный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на половецкие племена. Этот поход оказался неудачным: силы были неравными, действия необдуманными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фактов, а стремление через литературные образы передать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожалеет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заключалась именно в разрозненности действий русских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храбрыми и стойкими бойцами, верными защитниками своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, сильные, смелые русские богатыри, сражаются вместе с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в своем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал прекрасное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской литературы. Оно поражает и удивляет читателя своей глубиной и эмоциональностью, масштабностью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, является ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочисленных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талантливостью автора, либо тем, что до нашего времени не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились передать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной поэтичностью. Это не столько рассказ о походе Игоря, сколько сожаление автора о неудаче русского войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмщению за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действительные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от других исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликается с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая символика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Слово…» начинается с упоминания о «славах», которые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочисленных лирических отступлениях:
    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
    Далеко залетело!
    Не было оно в обиду порождено
    ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!
    Подобно народным песням, плачам, сказаниям, «Слово о полку Игореве» наполнено поэтическими образами природы, былинными и сказочными приемами. Сами русские князья напоминают богатырей. Нам до сих пор точно не известно ни имя, ни происхождение автора поэмы. Но несомненно то, что он был близок к народу по своему мировоззрению, по способу выражения собственных мыслей и эмоций, по самому характеру чувств. Возможно, он принадлежал к тем авторам-певцам, что бывали и в Киеве, и в Новгороде-Северском. Может быть, он даже непосредственно принимал участие в походе Игоря. В любом случае трудно представить себе произведение, более эмоциональное, наполненное такими лирическими чувствами и написанное таким прекрасным художественным языком.
    Поэма неизвестного древнерусского автора действительно является высокохудожественным произведением, настоящей жемчужиной русской литературы и культуры. Ее создатель — человек необыкновенного поэтического таланта, обладающий исключительной способностью видеть и отображать самую суть исторических процессов своего времени и глубокими знаниями дружинной и книжной поэзии. Он создал шедевр, который никогда не перестанет очаровывать читателей своим художественным своеобразием и идейной патриотической направленностью. Глубокая народность «Слова о полку Игореве» впоследствии нашла отображение в многочисленных памятниках древней литературы, таких как армянская поэма «Давид Сасунский» или киргизский «Манас». Мотивы «Слова…» часто можно заметить и в новой литературе восточнославянских народов, и в произведениях иностранных авторов, например в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Все это говорит о великом значении «Слова о полку Игореве» не только для русской, но и для мировой литературы.

  3. Risfing Ответить

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
    Беру!

  4. syndikats Ответить

    Не нора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Иго-реве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не .уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья,
    на борзых коней
    да посмотрим хоть
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карпа, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Иго-рева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  5. positivepolk Ответить

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий

    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.

    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.

    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  6. frost37rus Ответить

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
    Беру!

  7. garno32 Ответить

    Жёны русских воинов после поражения Игорева войска плачут о своих павших мужьях. Их палач, полный нежности и беспредельной грусти, носит глубоко народный характер: “уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думаю сдумати, ни очима съглядати”. Тот же народный-песенный характер носит и плач Ярославны – жены Игоря. Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа – она скорбит о всех павших русских воинах: “О вътрь, вътрило! Чему, господине, насильно вьеши? Чему мычеши хиновскыя стрълкы на своею нетрудною крильцу на моея лады вои?. Свътлое и трисвътлое сълнце! Всъмъ темло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладь вои?”
    Противопоставление войны миру, воплощённому в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом обращении автора “Слова” к Всеволоду Буй Туру. В разгар боя Всеволод не чувствует на себе ран, он забыл честь и жизнь своей милой, любимой “красныя Гльбовны свычая и обычая”. Характерно, что ни один переводчик “Слова” не смог удовлетворительно перевести превосходное и, в сущности, хорошо понятное выражение: свычая и обычая”
    Итак, образы русских князей, женские образы “Слова о полку Игореве” даны не сами по себе – они служат идеями автора, служат целям все того же призыва к единению. “Слово” выступает как произведение исключительно целеустремлённое. Рукой художника – автора “Слова” – водила политическая мысль, мысль старая, полная горячей любви к родине.
    “Слово о полку Игореве” в древнерусской литературе Знакомство со “Словом о полку Игореве” отчётливо обнаруживается во всём последующем развитии древнерусской литературы. Так, например, в одной богослужебной книге – так называемом псковском “Апостоле” 1307 года, хранящемся в Государственном Историческом музее в Москве, – имеется следующая приписка, сделанная переписчиком на последнем листе рукописи: “Сего же лета бысть бой на Руськой земли Михаил с Юрьем о княжье новгородьское. При сих князех сеяшеться и ростяше усобицами, гыняше жизнь наша в князех, которы и веци скоротишася человеком” Переписка эта в своей половине представляет собой переделку следующего места из “Слова”: “Тогда, при Олзь Гориславичи, сьяшется и растяшеть усобицами, погибаешь жизнь Даждьбога внука; въ княжихъ крамолахъ вьци человьком скратишась”.
    В самом начале XV века “Слово о полку Игореве” послужило литературным одразцом для создания “Задонщины”. “Задонщина” – это небольшое поэтическое произведение, посвящённое прославлению победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, “за Доном”. “задонщина” пользкется образами “Слова”, противопоставляя печальное прошлое радости победы. Но автор “Задонщины” не всюду понял “Слово о полку Игореве”, исказил и оставил многие его художественные образы.
    Через “Задонщину”, а может быть, и непосредственно “Слово о полку Игореве” оказало влияние и на другое произведение о Куликовой битве – на так называемое “Сказание о Мамаевом побоище”.
    В XVI веке “Слово”, без сомнения переписывалось в Пскове или Новгороде, так как сгоревшая во временя пожара 1812 года рукопись была именно этого происхождения.
    Таким образом, “Слово о полку Игореве” время от времени давало о себе знать в различных областях Руси. Его читали и переписывали, в нём искали вдохновение для собственных произведений. Создание на юге Руси, “Слово” “не затерялось, – по выражению академика А.С. Орлова, – на границе “дикого поля”; оно обошло весь горизонт русской территории, не раз пересекло его окружность”.
    Открытие “Слова о полку Игореве”, его издание и изучение Рукописный список “Слова” был найден в начале 90х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным.
    Текст “Слова” находился в сборнике древнерусских повестей светского содержания. Его Мусин-Пушкин приобрёл через своего комиссионера у бывшего архимандрита упразднённого в 1788 году Спасо-Ярославского монастыря Иоиля.
    Первое упоминание о “Слове” было сделано известным поэтом того времени Херасковым в 1797 году во втором издании его поэмы “Владимир”. Затем о “Слове” несколько более подробно сообщил Н.М. Карамзин об октябрьской книжке за 1797 год журнала “SpectateurduNord”, издававшегося французскими эмигрантами в Гамбурге.
    С рукописи “Слова” были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, до нас дошла.
    В 1800 году Мусин-Пушкин издал “Слово в сотрудничестве со своими друзиями – учеными: А.Ф. Малиновским, Н.Н. Бантышевским-Каменским и Н.М. Карамзиным – тремя лучшими знатоками древнерусских рукописей того времени.
    В 1812 году сборник, включавший “Слово о полку Игореве”, сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе. Тамма погибли и другие рукописи первостепенного значения, как, например, знаменитая пергаментная Троицкая летопись самого начала XV века, которой широко пользовался Карамзин при создании “Истории Государства Российского”. Сгорела и большая часть первого издания слова.
    В 1813 году, уже после того как рукопись “Слова” вместе со всем богатым собранием древностей А.И. Мусина-Пушкина погибла в пожаре, известный археограф К.Ф. Кайдакович писал Мусину-Пушкину: “Я желал бы знать о всех подробностях несравненной песни Игоревой. На чём, как и когда она написана? Где найдена? Кто был участником в издании? Сколько экземпляров напечатано? Также и о первых ее переводах, о коих я слышал от А.Ф. Малиновского”.
    Ответ Мусина-Пушкина на это обращение является и до сих пор наиболее важным документом для истории открытия и издания “Слова о полку Игореве”, но, к сожалению, далеко не полным и не ясным.
    Кайдалович в своих записках в 1824 году писал, что Мусин-Пушкин в беседе, состоявшейся 31 декабря 1813 года, сообщил ему, что “Слово” было написано “на лощеной бумаге, в конце летописи довольно чистым письмом”, и скорее всего в конце XIV – начале XV века. Текст был без разделения и строчных знаков. Также Кайдалович узнал о том, как “Слово” было найдено.
    Но, неудовлетворённый результатами беседы, К.Ф. Кайдалович вновь обратился к Мусину-Пушкину с просьбой точнее определить характер письма рукописи назначить лиц, видевших её. Однако он не получил ответа: к этому времени уже возникли подозрения скептиков, начались разговоры о подделке рукописи, и Мусин-Пушкин, не понимающий научного значения вопросов Кайдаловича, увидел в них, очевидно, всё то же недоверчивое отношение к нему лично и, возможно, задетый этим, предпочел молчать.
    Сличение екатерининской копии и издания 1800 года наглядно показывает, как много не понимали изначально в “Слове” из-за естественной для того времени неосведомленности в истории русского языка или отсутствия палеографических изданий. То, что сейчас кажется нам простым и ясным в “слове”, не было узнано его первыми издателями.

  8. Tchine Ответить

    Автор постоянно обращается к читателям, называет их “братия”, точно видит перед собой. Он знакомит их с личностями настоящего и прошлого, вводит читателя в тревожную обстановку похода прерывает самого себя восклицаниями скорби. Всё это создаёт впечатление его близости к слушателям.
    Жанр “Слова” трудно определить. Оно, без сомнения, написано автором, но автор чувствует свою связь с устным словом, с устной поэзией. Трудно сказать, предназначалось ли оно для произнесения вслух как речь или для пения. Если это речь, то она имеет всё же сходство с песней; если песнь, то она близка к речи. Ближе определить жанр “Слова” не удаётся. Написанное, оно сохраняет всё обаяние живого, устного слова – горячего, убеждающего, полного самой искренней, задушевной и сердечной любви к родине.
    Подлинный смысл “Слова” заключается, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но и в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личных “славы” и “чести”, отмщения ими личных “обид”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.
    2. Образ русской земли в “Слове о полку Игореве”
    “Слово о полку Игореве” посвящено всей Русской земле в целом. Героем является не какой-нибудь из князей, а русский народ, Русская земля. Образ Руси в произведении – центральный. Автор рисует обширные пространства Русской земли и ощущает родину как единое целое.
    Едва ли существует в мировой литературе другое произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Вся Русь находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Обширные пространства родины объединяются гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц и одновременностью действия в разных её частях: “девицы поють на Дунаи – вьються голоси до Киева”.
    Грандиозностью отличается пейзаж “Слова”, всегда взятый как бы в движении и конкретный: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, чёрные тучи с моря идут. быть грому великому, идти дождю стрелами к Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несётся… После поражения войска Игоря широкая печаль идёт по Руси.
    В радости и печали русского народа принимает участие вся русская природа. Она – живая и сочувствует русским. Солнце тьмою заслоняет князю путь – предупреждает его об опасности. Донец помогает Игорю бежать, одевает его тёплыми туманами, сторожит птицами.
    Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ, в котором оживают реки, наделяются человеческим разумом птицы и звери.
    Охватывая мысленным взором всю Русь, автор видит и слышит всё, что в ней происходит, Он говорит о подробностях походной жизни, приёмах защиты и нападения, о различных деталях вооружения, отмечает поведение зверей и птиц.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, словно противопоставляется пустынной “стране незнаемой”, половецкой степи, её “яругам” (оврагам), болотам и “грязивым” местам.
    Русь для автора – не только “земля”, но и русский народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о жёнах русских воинов, оплакивающих своих “лад; он говорит о горе своего народа после поражения Игоря о гибели достоянии русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении князя.
    Войско Игоря Святославича – прежде всего “русичи”, русские сыны. Они идут на врага за родину, и прощаются с ней, а не с Новгород-Северским княжеством, Курском или Путивлем. “О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!”.
    Вместе с тем понятие родины – Русской земли – для автора включает в себя ещё и её историю. В зачине к “Слову” автор говорит, что собирается вести повествование “отъ старага Владимера до нынешнего Игоря.
    Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь, целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле “Слова”: он вызывает сочувствие к ней читателя, ненависть к её врагам, зовёт русских людей на её защиту. Образ Русской земли – существенная часть “Слова” как призыва к её защите от внешних врагов.
    “Слово о полку Игореве” – произведение поразительно цельное. Художественная форма “Слова” очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы “Слова” способствуют выявлению его основных идей – идеи единства Руси.
    3. Образы русских князей в “Слове о полку Игореве”.
    Автор “Слова” говорит о 44 князьях и княгинях XI-XII веков. Из них 16 относятся к историческому разделу, а 28 – к современникам автора. Судьбы этих героев, или, может быть, точнее, действующих лиц поэмы и должны нас интересовать, так как во многом ради них и создавалось “Слово”.
    Отношение автора к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, сочувствует им, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах. Но он осуждает их эгоистическую, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русь.
    На примере похода Игоря автор показывает, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение лишь потому, что пошёл в поход один. Он действует по феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”. В “золотом слове” Святослава автор выражает и свое отношение к походу.
    В тех же чертах выдержан весь рассказ о походе Игоря: храбрый, но недальновидный князь идет в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречен на неуспех; идет, несмотря на все неблагоприятные “затмения”. Игорь любит родину, Русь, но основным его побуждением является стремление к личной славе: “Хощу бо, – рече, – копие приломити конець поля Половецкаго; съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону”. Желание личной славы “заступает ему знамение”.
    Однако автор подчеркивае, что поступки Игоря Святославича обусловлены в больше мере понятиями его среды, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич скорее даже хорош, чем плох, но деяния его плохи, потому что над ними господствуют предрассудки феодального общества, идеология господствующего класса. Поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное. Игорь Святославич – “средний” князь своего времени; храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины.
    С гораздо большим осуждением говорит автор ” Слова о полку Игореве” о родоночальнике князей Ольговичей и деде Игоря Святославича – Огее Гориславиче, внуке Ярослава Мудрого и постоянном противнике Владимира Мономаха. Вспоминая этого Олега (Олег жил во второй половине XI – начале XII века; умер в 1115 году), автор “Слова” говорит, что он мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял, при нем сеялась и прорастала усобицами Русская земля. Автор “Слова” отмесает гибельность крамол Олега, прежде всего для трудового народа, для крестьянства: “Тогда по Русской земли рътко ратаевь кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себь дъляче, а галици свою ръчь говоряхуть, хотять полетъти на уедие”. Автор наделяет Олега ироническим отчеством “Гориславич”, имея в виду, конечно, не его личное горе, а народное горе, вызванное усобицами Олега.
    Зачинателем усобиц изображён и родоначальник полоцких князе Всеслав Полоцкий. Весь текст о Всеславе представляет собой размышление о его злосчастной судьбе. Всеслав изображён в “Слове” с отчуждением, но и с некоторой, правда, очень незначительной, долей сочувствия. Это неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, “вещий” неудачник. Перед нами исключительно яркий образ князя периода феодальной раздробленности Руси.
    В остальных русских князьях автор “Слова о полку Игореве” в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей, рисует их могущество и славу. В образах русских князей отражены его мечты о сильной власти на Руси, о военном могуществе русских князей. Владимир I Святославич так часто ходил в походы на врагов, что его “нельзя было пригвоздить к горам киевским”. Всеволод Суздальский может Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами выпить, и автор скорбит, что этого князя нет сейчас на юге. Ярослав Осмомысл подпёр горы венгерские своими железными полками, загородил дорогу венгерскому королю, отворял Киеву ворота, стрелял в Салтанов за землями.
    Понятие гиперболы может быть применено к “Слову” лишь с большими ограничениями. Впечатление гиперболы достигается в “Слове” тем, что на того или иного князя переносятся подвиги его дружины. Так, например, Всеволод Буй Тур прыщет на враговстрелами, гремит о шлемы мечами харалужными, шлемы оварские “поскрёпаны” его калёными саблями. Конечно, шлемы, мечи и сабли – не личные Всеволода. Автор “Слова” говорит здесь о том, что Всеволод прыщет на врагов стрелами дружины, сражается её саблями и мечами. То же перенесение подвигов дружины на князя мы видим и в других случаях. Святослав Киевский “притрепал” коварство половцев”своими сильными плъки и харалужными мечи”; Всеволод суздальский может “Донъ шлемомы выльяти” – конечно, не одним своим шлемом, а многими шлемами своего войска.
    Совсем особую группу составляют женские образы “Слова”: все они овеяны мыслью о мире, доме, семье, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом; в них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место.

  9. dotobot12 Ответить

    Начавшийся в 70х годах XII столетия особенно сильный натиск половцев разбивается об ответные походы русских. После ряда поражений половцы объединяются под властью хана Кончака. Половские войска получают единую организацию и хорошее вооружение. Разъединенная раздором Русь лицом к лицу столкнулась с сильным и, главное единым войском кочевников.
    Под влиянием половецкой опасности, как впоследствии под влиянием опасности монголо-татарской, зреет идея единения. В 80х годах XII века делается попытка примирения Ольговичей и Мономаховичей. Ольговичи рвут со своей традиционной политикой союза со степью. Очень важную роль в этом играет Игорь Святославич, князь Новгород-Северский.
    Вначале Игорь – типичный Ольгович. Ещё 1180 году половцы деятельно помогали ему. Наголову разбитый Рюриком Киевским у Долобска вместе со своими союзниками-половцами, он вскочил в ладью со своим будущим врагом Кончакос и успел скрыться от погони киевского князя.
    Одержав победу, Рюрик своеобразно воспользовался её плодами. Не оставил на великом княжении Святослава Всеволодовича, а себе взял все остальные города киевской области. Неизвестно, на каких условиях уступил Рюрик “золотой стол”. Но скорее всего, одним из этих условий был отказ от союза с половцами Ольговичей и их согласие на действие против половцев вместе с другими русскими князьями. В ближайшие годы Рюрику и Святославу удается широко организовать союзные походы русских князей на степь.
    Обязательства феодального главы всех Ольговичей – Святослава Киевского – распространились и на Игоря, его двоюродного брата, находящегося у него в феодальном подчинении. Он решительно рвёт со своей старой политикой и становится ярым противником половцев.
    Несмотря на то, что политика Ольговичей претерпела резкие изменения ещё с самого начала 80х годов, Игорю не сразу удалось участвовать в походе против Кончака, своего бывшего союзника. В 1183 году объединёнными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. Было взято 700 пленников, захвачены военные машины, отбиты русские пленные, попал в плен хан Кобяк Карыевич. В этом походе Игорь не участвовал. Он ходил самостоятельно и разбил половецкого хана Обовла Костуковича. В 1184 году Святослав с русскими князьями вновь разбивает половцев. Захвачен в плен был “басурман”, стрелявший “живым огнём”. Половцы были устрашены, и опасность, казалось бы надолго отведена от Русской земли. Однако Игорь Святославич не смог участвовать и в этом походе, он начался весной и гололедица не дала конному войску подоспеть вовремя. Когда Игорь, несмотря ни на что, хотел всё же идти на соединение со Святославом Всеволодовичем, дружина сказала ему: “Княже! Потьскы (по-птичьи) не можем перелетети; се к тебе приехал муж от Святослава, а сам идеть в неделю (в воскресенье) ис Кыева, то како можеши, постигнути?”
    По-видимому, князь тяжело переживал неудачу: ему не удалось участвовать в победе и доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем, 1185 году, “не сдержав уности” он бросается в поход против половцев.
    Окрылённый победами Святослава, Игорь ставит себе безумную смелую задачу – с немногими собственными силами “поискать” старую черниговскую Тмуторокань, когда-то подвластную его деду Олегу Святославичу (“Гориславичу”), дойти до берегов Чёрного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами.
    Но последствия этого похода оказались плачевными: они свели на нет все усилия Святослава Всеволодовича и надолго “открыли ворота” на Русскую землю половцам.
    Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского Поход князя Игоря Святославича 1185 года рассказан в двух летописях. Более обширный рассказ сохранился в Ипальевской летописи (составлен южным летописцем), другой, более сжатый, – в Лаврентьевской (он составлен во Владимире Суздальском). Вот как на основании рассказов летописей можно представить себе поход Игоря.
    Не уведомив своего феодального главу Святослава Всеволодовича 23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, его сын Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далёкий степной поход на половцев. Откормленные за зиму тучные кони шли тихо. Игорь ехал, собирая свою дружину.
    В походе у берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру. Их застигло затмение, на Руси считавшееся предзнаменованием несчастья. Но Игорь не поворотил коней. Он сказал своим боярам и дружине: “Братья и дружино! Тайны божия никто не весть, а затмению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, – или на добро, или на зло, – а то же нам видити.” Сказав тат Игорь переправился через Донец. У Оскола Игорь два дня поджидал своего брата Всеволода, шедшегоиным путем от Курска. От Оскола пошли дальше, к реке Сальнице.
    Застигнуть половцев врасплох не удалось: русские “сторожа”, которых послали ловить “языка”, донесли что половцы вооружены и готовы к бою. Но Игорь сказал: “Оже ны будет не бившися возвратиться, то соромъ ны будеть пущи смерти, но как оны бог дасть”. Согласившись, русские не стали на ночлег, а скакали всю ночь. На следующий день в обеденное время (тогда обедали рано) русские встретили половецкие полки. Половцы отправили назад свои вежи (крытые телеги), а сами, собравшись “от мала до велика”, выстроились на той стороне реки Сюурлия. Войска Игоря выстроились в шесть полков. По обычаю того времени князь сказал краткое ободряющее слово: “Братья, сего мы искали, а потягнем”. Посередине встал полк Игоря, справа – полк Всеволода, слева – полк Святослава Рыльского, впереди – полк сына Игоря, Владимира, и полк черниговских ковуев. Отборные стрелки из всех полков стали впереди строя. Половцы выстроили своих стрельцов. Дав залп из луков, они бежали. Бежали и те половецкие полки, что стояли вдалеке от реки. Передовые полки черниговских ковуев и Владимира Игоревича погнались за ними. Игорь и Всеволод шли медленно, сохраняя построение. Русские овладели вежами половцев и захватили пленных.
    На следующий день, с рассветом, половецкие полки, “ак борове”, то есть подобно лесу, стали неожиданно наступать на русских. Игорь не поворотил полки.
    Трое суток медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен в правую руку. Оттеснённые от воды воины и кони изнемогали от жажды. В русских полках было много раненых и мёртвых. Первыми дрогнули ковуи.
    Игорь поскакал к ним, сняв шлем, чтобы быть узнанным, но не смог их задержать. На обратном пути, изнемогая от раны, он был схвачен половцами на расстоянии полёта стрелы от своего войска. Он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска и. по словам летописи, просил у бога смерти, чтобы не видеть его гибели.
    Всеволод, несмотря на мужественное сопротивление, также был взят в плен. Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. Игоря взял на поруки его бывший союзник Кончак. Из всего русского войска спаслось лишь 15 человек. А ковуев и того меньше. Прочие же утонули в море (морем в летописи могло быть названо и озеро, большое пространство воды).
    В то время Святослав Всеволодович Киевский, решив идти на половцев к Дону на всё лето, собирал воинов на севере своих владений. На обратном пути он услышал, что его двоюродные братья пошли на врага, утаясь от него, и “не любо бысть ему”. Подходя на ладьях к Чернигову, он узнал о поражении Игоря; узнав об этом, он “глубоко вздохнул”, “утер слёзы” и сказал: “о люба мои братья и сынове и мужи земле Русское! Дал ми бог притомити поганыя, но не воздержавшее уноси (юности) отвориша ворота на Русскую землю. Воля господня да будеть о всём. Да како жаль ми бяшеть на Игоря (как мне раньше было досадно), тако ныне жалую больше (так теперь больше жалею) по игоре брате моемь” Это и есть “злато слово со слезами смьшано” Святослава. “Слово” передаёт его несколько иначе, но самый смысл и тон его скорбного упрёка в летописи и “Слове” одинаковы.
    В этих словах Святослава точно определены последствия поражения Игоря. Святослав “припомнил поганых” в своём походе 1184 года, а Игорь свёл на нет все усилия “отворив ворота” половцам на русскую землю.
    А “поганые” половцы, “взяша гордость велику” и собрав весь свой народ, ринулись на Русь. Между половецкими ханами возникла распря: Кончак хотел идти на Киев отомстить за своего деда Шарукана и Боняка, потерпевших там поражение в1106 году, а Гза предлагал пойти на Семь, “где ся остале жены и дети: готов полон нам собран; емлем же городы без опаса” И так разделились надвое. Кончак пошёл к Переяславлю Южному, осадил город и бился там весь день.
    В Переяславле тогда княжил Владимир Глебович. Он был “дерзк и крепок к рати”, выехал из города и бросился на врага. Но из дружины выехать за ним дерзнуло немного. В битве князь был ранен тремя копьями. Тогда из города подоспели прочие и отбили его. Владимир Глебович послал сказать Святославу Киевскому, Рюрику и Давыду Ростиславичам: “се половьци у ми, а помозити ми”.
    Но между войсками Рюрика и Давыда произошли разногласия, смоленские дружины “стали вечем” и отказались идти в поход. Давыд со своими “смольянами” отправился назад, а Святослав и Рюрик поплыли по Днепру против половцев. Половцы, услышав об их приближении, отступили от Переславля и на обратном пути осадили город Римов. Во время осады рухнула часть стены (две городни) вместе с людьми. Часть осажденных вышла на вылазку и избегла плена.

  10. RUSSEL52 Ответить

    1.ЭТО одно из красивейших мест СЛова о полку.
    2 пекрасный по красоте МОНОЛОГ, наряду с плачем
    3 Превосходное нравоучение
    ЗЛАТО СЛОВО. Этим термином обычно называют фрагмент С. , в котором говорится, как Святослав Всеволодович, узнав о трагич. исходе похода Игоря Святославича, «изрони ЗЛАТО СЛОВО, слезами смѣшено, и рече: „О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!…“» (С. 26). Вопрос о том, где кончается собственно З. С. и где начинаются продолжающие его обращения к князьям самого автора, по-разному решается исследователями.
    http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/10.htm
    «С высоты киевского престола Святослав обращается ко всем тогдашним князьям» (Слово. Т. 1. С. XV); он — «носитель единства Руси» (Там же. С. 276). С. К. Шамбинаго считал, что «золотое слово» кончается обращением к Ингварю и Всеволоду (Слово. С. 39). По мнению Д. И. Багалея, Карамзин, считая призывы к князьям унизительными
    для Святослава, сделал ошибку именно в том, что представления о монархе, монархич. государстве XVIII в. «переносил в седую древность» (Русская история. Т. 1. С. 218). Со временем эта тенденция была преодолена. Ю. М. Лотман заметил, что с позиций мыслителя XVIII в. Святослав «мог восприниматься лишь как слабый, т. е. плохой монарх, ..лишь как отрицательный герой» («Слово… » и литературная традиция.. .С. 342). А. Г. Кузьмин убежден, что в характеристике Святослава не летопись, а С. ближе к действительности (Ипатьевская летопись и «Слово…» . С. 65). Д. С. Лихачев предложил новое, пространственное ви́дение проблемы: «„Золотое слово“ Святослава Киевского обходит всю Русскую землю по окружности — ее самые крайние точки» («Слово… » и эстетические представления.. .С. 25). И еще: «Неподвижен великий князь Святослав Киевский, но его „золотое слово“ обращено из Киева „на горах“, где он сидит, ко всем русским князьям.. .Он господствует над движением русских князей, управляет движением» (С. 28); Святослав обращается к князьям, «соблюдая феодальный этикет» (С. 34). По мнению Яценко, в обращении Святослава к князьям «проявилась не слабость, а государственная мудрость великого князя» (Про «золоте слово».. .С. 54); «золотое слово» Святослава, являющееся его полит. завещанием, включает весь текст до Плача Ярославны (С. 57) (подробнее см. Злато слово) .
    http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/10.htm
    По мнению ГУДЗИЙ Николай Каллиникович. , центральной идеологич. частью Слова о полку. является «Золотое слово» Святослава. Поэтому он уделяет много внимания определению границ «Золотого слова» . В статье 1937 Г. относил к нему текст до слов «Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами…» . В специально посвящ. этому статье 1947 Г. ограничивает этот фрагмент словами «…наниче ся годины обратиша» (подробнее см. Злато слово). http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-0681.htm

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *