Слово о полку игореве почему актуально в наши дни?

11 ответов на вопрос “Слово о полку игореве почему актуально в наши дни?”

  1. Граммотный Парниша Ответить

    Эссе
    Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время
    Работу выполнила:                               Сычова Елизавета,
    ученица 10  класса
    МБОУ «Школа №10»
    г. Ростов-на-Дону
    Руководитель:     Данцова Лариса Алексеевна,                                                     учитель русского языка и литературы, педагог МБУ ДО ЦДЮТур                                                                МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону
    «Слово о полку Игореве» занимает важное место в культуре восточных славян в истории. Особенно, когда славянские народы претерпевают изменения во взаимоотношениях. В критические моменты необходимо обратиться к великому памятнику древнерусской литературы, объединяющему страны и славянские народы, «Слову о полку Игореве». Оно возвращает нас к истории Древней Руси и напоминает о том, что наши народы объединяет славянская культура, праязык и общая история. «Слово о полку Игореве» во все времена является актуальным произведением художественной литературы, основой братских языков русского, украинского и белорусского народов.
    Современная Ростовская область объединяет культуру, фольклор, верования и язык восточных славян: русских, украинцев и белорусов. «Слово…»- это страница истории и нашего края, где происходила битва Игоря с половцами. В Ростовской области живут славянские народы, разделенные границами, но объединенные великим памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». А как известно, у культуры границ нет.
    Я предлагаю взглянуть на памятник древнерусской литературы глазами современного читателя. «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы,  было создано в 1185-1187 годах. Дошло до нас в рукописном сборнике первой половины 17 века.  Вскоре после опубликования в 1800 году оно было переведено на разные языки. В первую очередь на языки братских народов: русский, украинский и белорусский.
    Рассмотрим географию 9-11 веков от Дона и Днепра до Дуная, от Киева до Новгорода. Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это территории современных  России (Курск, Рязань, Суздаль, Владимир), Украины (Луцк, Киев, Переяславль-Хмельницкий, Владимир-Волынский, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль) и Белоруссии (Пинск, Туров, Брест, Витебск, Гродно). Также упоминаются другие географические названия Сурож – Судак (ныне в Крыму), Корсунь (ныне Херсонес в Крыму), Тьмуторокань (русское княжество на Таманском полуострове, которым управляли черниговские князья. События, описанные в «Слове…» происходили в Ростовской области недалеко от города Белая Калитва, недалеко от Украинской границы, на реке Каяле.
    Итак, можно сделать вывод: язык «Слова…»- основа братских языков: русского, украинского и белорусского народов. Опираясь на историческую основу автор обращается к нам, далеким потомкам, с призывом объединяться. Читая эту поэму, каждый славянин испытывает гордость и считает его своим  национальным произведением. В нём призыв к единению. Ведь необходимым условием процветания государства является мир и взаимопонимание между государствами, что очень актуально в наше время.

  2. Faejas Ответить

    Актуальным на сегодняшний день остается и сюжет произведения. Это призыв к единению, к защите своей земли, к свободе. Только объединившись, возможно избавиться от грозного врага, только вместе можно сделать Русь мощной, процветающей державой. Необходимо забыть об обидах и вспомнить, что у нас одна земля, общие предки, о том, что мы все одной крови. Эту истину, на мой взгляд, нужно помнить и сейчас, в наше непростое время.
    Каждая часть “Слова о полку Игореве” содержит много материала, заставляющего думать, размышлять, искать ответы на вопросы. Несмотря на то, что произведение небольшое по своему объему, оно содержит много фактов, эмоций, переживаний. Точно передана и красота русской природы, и политические отношения периода феодализма на Руси, и любовная тема в образе Ярославны.
    “Слово о полку Игореве” более 80 раз переводилось на иностранные языки и не единожды становилось вдохновляющим моментом для написания оперы, балета и баллад.
    Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
    «Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
    Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
    Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
    Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
    В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.

    Несколько интересных сочинений

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник
    Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности.
    Мне очень нравится осень, потому что листья начинают желтеть и падать, земля становится уже не такой серой, а принимает яркие краски. Очень приятно идти по таким цветным листьям и представлять, будто ты в волшебной сказке.
    В разделе собраны сочинения на тему Профессии
    Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  3. Nuadaron Ответить

    «Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
    «Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
    Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
    Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
    Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
    В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.

  4. Nilarim Ответить

    25 09 2017
    гид
    Пока нет комментариев
    “Слово о полку Игореве” задолго до нас стали называть шедевром, сокровищем, жемчужиной русской литературы, культуры, истории. Но так ли это на самом деле? Зачем нам, людям XXI века, ворошить прошлое и читать о давно забытых временах?
    Почему в школьной программе мы вновь и вновь возвращаемся к этому произведению? Зачем историки и ученые-лингвисты, литературоведы до сих пор спорят о времени написания, личности автора? С какой целью художники и сегодня иллюстрируют эту книгу?…
    Слово о полку Игореве. Художник В.Волович. 1986

    Из истории “Слова”

    Пожалуй, начнем с цитаты В.О.Ключевского: “Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего”. А “Слово о полку Игореве” – наша история, где повествуется о том, как личные амбиции, даже если они внешне оправданы, могут оказаться огромной ошибкой, за которую придется расплачиваться далеко не одному человеку.
    «Сло?во о похо?де И?гореве, И?горя, сы?на Святосла?вова, вну?ка Оле?гова» (полное название произведения) повествует о событиях 1185 года. Вероятно, и создано было в то же время или парой лет позже, но написано явно очевидцем событий, о котором спорили много, к единому мнению так и не пришли. Проблема авторства и времени создания возникла из того, что источник текста был утерян “за древностию лет”, а граф Алексей Мусин-Пушкин издал его в 1800 году, заявив публично, что рукописный текст списка обнаружился у настоятеля ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Есть версия, что этот вариант “Слова” хранился не в Ярославле, а в Кирилло-Белозерском монастыре и попал к Мусину-Пушкину оттуда.
    Слово о полку Игореве. Титул первого издания
    Как бы там ни было, в 1800 году текст был напечатан, а рукопись погибла в огне 1812 года. Сохранились три источника текста “Слова”:
    первое печатное издание 1800 года, Мусин-Пушкин назвал его так: “Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича”;
    копия рукописи для Екатерины II, которую опубликовал в 1864 году академик Пекарский;
    отдельные выписки, сохранившиеся в бумагах А. Ф. Малиновского и Н. М. Карамзина.
    Зал в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля с экспозицией «Слово о полку Игореве» (создана при поддержке Д.Лихачева)
    Поскольку рукописный текст видели очень немногие люди, вместе с большим вниманием к находке возникли и сомнения в подлинности текста. Говорили, что это подделка более позднего времени, однако бурно спорили на этот счет литературоведы и историки. Когда же текст начали изучать лингвисты, они нашли много деталей языка, свойственного именно XII веку – времени создания “Слова”. Это и слова половецкого языка (о них узнали лишь в XIX веке, отыскав источник), и традиционная композиция (зачин – основная часть – здравица: сначала приветствие читателю и вводные о героях, затем сюжет, в конце – слава князьям и Руси), и исторические детали.
    Иллюстрация боя с половцами из летописи

    Влияние “Слова о полку Игореве” на последующую русскую литературу

    Язык “Слова”, конечно, стал образцом для многих последующих авторов. Ритмичность, напевность текста, яркие образы фольклора, славянской мифологии, авторские находки привлекают и сегодня. Замысловатость рисунка речи “Слова” как будто повторяет изящные орнаменты первой буквы текста и иллюстрации к летописям.
    Титульный лист к книге. Художник  П.Фаворский
    Не случайно художник П.Фаворский обрамляет свои иллюстрации узором духе древнерусских летописей XII века. Тогда часто изображали переплетения растений и зверей, пожирающих друг друга – жестокий век междоусобицы и тяжелой борьбы с внешними врагами отражался и в книгах…
    Иллюстрация к “Слову”. Художник П.Фаворский
    В XV веке появился текст “Задонщины”, произведения, во многом повторяющего “Слово”. Было мнение, что существовали и другие тексты – ученые исходили из упоминания Бояна вначале (не мог же он рассказывать только один сюжет), но, вероятно, иного мы уже никогда не узнаем. Да и как выглядел сам Боян тоже – все в авторской трактовке художников:
    Первое изображение Бояна. Гравюра Н.Соколова по рис.Ф.Кинеля. XIX век.
    Современное представление о Бояне. Художник Ю.Богачев, 2011 г.
    Переложениями “Слова” на современный литературный русский язык с XIX века занимались многие авторы.
    Плач Ярославны. Художник В.Шварц, 1856 г.
    Это и В.Жуковский, чьим изысканным и поэтичным переводом пользовались во времена Пушкина. И другие поэты: А. Майков, Ф. Глинка, К. Рылеев.
    Плач Ярославны. Художник В.Перов, 1880 г.
    В XX столетии “Слово о полку Игореве” нашло свое отражение в стихах многих поэтов Серебряного века: И.Бунина, В.Соловьева, В.Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина, М. Цветаевой. В.Набоков даже перевел его на английский язык. Текст Н.Заболоцкого понятнее всего для нас, сегодняшних. А Д.С.Лихачев, помимо переложения, близкого к исходнику, много писал о самом тексте произведения, его истории, художественных образах.
    Ярославна. Художник И. Глазунов, XX век

    Каковы герои “Слова”, их роль сегодня

    В целом, каждый герой “Слова о полку Игореве” несет в себе какую-то одну черту характера. Такой символизм в изображении свойственен классицизму (его в XII веке, разумеется, быть не могло) и фольклору. Благодаря подобному изображению, нам нетрудно понять, как Автор относился к своим героям и что для него было важным в описанных событиях.
    “Золотое слово” Святослава. Художник В.Семенов
    Святослав мудр и проницателен, потому его слово –  “золотое”. Олег Гориславич и Всеслав Полоцкий – типичные князьки-удельщики. Всеволод сильный и храбрый воин (“буй-тур”). Половцы Кончак и Гзак  – враги. Ярославна – нежная, любящая, верная женщина, страдающая, как сама Русь.
    Кончак и Гзак. Художник В.Семенов
    Отдельно стоит сам князь Игорь. Автор, в жизни, вероятно, приближенный князя, не может обвинить его прямо, но осуждает княжескую междоусобицу, желание сиюминутной славы на одного. В то же время Игорь представлен смелым воином, опытным, сильным, каким и должен быть настоящий правитель страны.
    Князь Игорь. Художник В.Семенов, 1972 г.
    Иногда исследователи текста акцентируют внимание еще на одном важном образе – Русская земля всегда во главе угла. Автор постоянно возвращается к ней. Мы словно видим живое существо, вместе с княжеским войском защищающее свою территорию, вместе с Ярославной плачущее о погибших, вместе со Святославом размышляющее о единстве и силе неделимой страны. Причем эта Русская земля и родная природа едины.
    Карта-схема событий “Слова”. Художник Ю.Богачев
    Особую роль в тексте играет и Автор. Да, он не действующее лицо, только рассказчик, но мы видим сюжет его глазами. Автор точно изображает природные явления (солнечное затмение, географические объекты), хорошо знает распределение ролей в высшей княжеской власти, подробно описывает детали одежды, оружие, лошадей.
    Часть исследователей считали, что это кто-то, приближенный Игоря, живущий в южной части Руси (на территории современной Украины, там, где расположены города Новгород-Северский, Переяславль, Чернигов, Киев), другие подчеркивали новгородские корни Автора (названия отдельных предметов, упоминание города Дудутки близ Новгорода, отчества  Гореславич и Осмомысл), но не будем забывать, что “Слово” ходило по Руси в списках, начиная с XII века и переписывалось в разных местах страны со своими добавлениями.
    Автор хорошо образован, имеет свое мнение о государственном устройстве и может глубоко анализировать окружающий мир. Его мысли созвучны и сегодняшнему дню России…

    Россия в контексте “Слова о полку Игореве”

    В “Слове о полку Игореве” древнерусский человек смотрел на свою родину с позиции дуализма, соединяя в себе и христианское, и языческое восприятие жизни: события тесно связаны с явлениями природы, да и сам человек от этой природы зависит, с нею сравнивает свою жизнь, в природе черпает и вдохновение. Этой мыслью наполнены и гравюры художника Д.Бисти, посвященные “Слову”.
    Князь Игорь. Гравюра Д.Бисти
    Восхищаясь природой, Автор непременно обращается и к своей Родине. Она для него – основа, опора, смысл жизни. В этом и заключается актуальность текста “Слова” для нас. Сегодня часто люди начинают переосмыслять прошлое (зачем нужна огромная страна, если маленькой легче прокормиться и выжить), считают одного человека (чаще всего, себя) уникальным, особенным и лучшим – как князь Игорь, собиравшийся в одиночку разгромить половцев. Успешный человек сегодня – тот, кто сумел, обошел, опередил, поднялся над людьми, более слабыми, чем он. Древний Автор на подобные мысли еще в XII веке отвечал так:
    Борьба князей с погаными прервалась,
    ибо сказал брат брату:
    “Это моё, и то моё же”.
    И стали князья про малое
    “это великое” молвить
    и сами на себя крамолу ковать,
    а поганые со всех сторон
    приходили с победами на землю Русскую.
    Об этом же и мнение П.Фаворского – художника-гравера, чьи иллюстрации “Слова о полку Игореве” нам знакомы из школьных учебников:
    “Слово” осуждает раздоры и своевольства и призывает князей жить в согласии, чтобы не погубить землю русскую, не отдать её во вражьи руки.
    Плач Ярославны – это не просто печаль и отчаяние княгини, жены Игоря. Это боль и страдание всей Русской земли, потерявшей своих воинов.
    Плач Ярославны. Гравюра П.Фаворского
    А роль воинов, погибших за свою землю на полях сражений, более всего в русском духе изобразил В.Васнецов в 1880 году. Немногие тогда поняли художника, П. Чистяков, у которого Васнецов учился, был одним из проницательных зрителей:
    “Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам… Весь день бродил по городу, и потянулись вереницей картины знакомые, и увидел я Русь родную мою, и тихо прошли один за другим и реки широкие, и поля бесконечные, и села… Спасибо, душевное Вам спасибо от русского человека…»
    После побоища Игоря Святославича с половцами. Художник В.Васнецов
    Безмерная любовь к своей Родине, уважение к ее правителям и в то же время открытое осуждение княжеской недальновидности, эгоизма, приведших к печальным последствиям. Единение всего народа перед общим врагом страны. Обращение к природе как к живому существу, уважение и восхищение ею как началом всей жизни. Уважительное отношение к человеческой скорби,  изображение Ярославны как символа всех страдающих и теряющих своих защитников, мужей, отцов, сыновей… Вот те черты “Слова о полку Игореве”, которые никогда не устареют, и сегодня они особенно актуальны.
    Посмотрите мультфильм “Слово о полку Игореве”, здесь те далекие события окажутся и ближе, и понятнее:

  5. Kirillador Ответить

    Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
    Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы,… героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
    Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
    Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.

  6. БАЯН Ответить

    Мы живем в сложное время. Много сейчас говорится о возрождении утраченных народных традиций России, о ее нравственных ценностях и идеалах. Мы многое забыли и потеряли, борясь за “всеобщее счастье”. Теперь пришло время вернуть из забвения все лучшее, что составляло духовное наследие прошлого. Любое произведение, посвященное России, ее истории и проблемам, вызывает в наше время неопределенный интерес читателей. Произведение “Слово о полку Игореве” не устарело, не потеряло актуальности за прошедшее десятилетие. Раскрытию образов людей писатель посвятил большую часть поэмы, но идейным стержнем произведения является мысль о трагической судьбе простого народа.
    Поэма “Слово о полку Игореве” проникнуто болью за Россию. В эпизодах писатель касается самых острых общественных вопросов страны, говорит о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа, о своем глубоком чувстве любви к Руси. “Глаза мои все чаще смотрят только на Россию, и нет меры любви моей к ней”, – писал Н. В. Гоголь. Тревожась за судьбу страны, писатель не может не восторгаться красотой русских просторов, бесконечными дорогами и бойкими тройками, деревнями и селами, умным и сметливым народом.
    Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. Автор видел долг писателя в том, чтобы показать действительную жизнь своей Родины. Я думаю, что это он выполнил блестяще.
    Еще многие поколения не перестанут изумляться глубине и совершенству произведения “Слова о полку Игореве”, бесконечной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *