Почему спрос и предложение называют регулирующими механизмами рынка?

8 ответов на вопрос “Почему спрос и предложение называют регулирующими механизмами рынка?”

  1. Warface_Channel Ответить

    Значение конкуренции велико. Во-первых, она стимулирует производителей создавать качественную продукцию и в ассортименте. Во-вторых, конкуренция необходима для того чтобы потребитель мог сделать рациональный выбор из множества товаров и принять решение купить или не купить. Конкуренция бывает совершенной (чистой), монополистической и несовершенной.
    На рынке совершенной конкуренции продаются однотипные (идентичные) товары и услуги. В нём много крупных, средних и мелких производителей, а также много покупателей. Все участники данного рынка обладают одинаковой информацией о цене и качестве товара. Цена формируется под воздействием спроса и предложения, поэтому ни производитель, ни потребитель не могут навязывать выгодные для себя условия торговли. Еще одной характерной чертой рынка совершенной конкуренции является отсутствие барьеров для входа конкурентов на рынок и выхода из неё. Примерами рынка совершенной конкуренции является рынок сельскохозяйственной продукции, рынок иностранной валюты, фондовая биржа.
    На рынке монополистической конкуренции много фирм и индивидуальных предпринимателей, торгующих разными изделиями, удовлетворяющими одну потребность. Например, рынок детской одежды. Данный вид схож с чистой конкуренцией. Разница в том, что здесь немного меньше конкурентов и каждый производитель предлагает свои цены продажи товара. Но такая свобода ценообразования ограничена тем, что на рынке достаточно конкуренции, а также открыт вход для новых конкурентов.
    Видами несовершенной конкуренции являются олигополия, монополия и монопсония. Признаком олигополии является наличие нескольких крупных фирм, поделивших рынок и конкурирующих между собой (автомобильный рынок). Между олигополистами возникают ценовые войны, когда каждая фирма стремится установить цены ниже, чем у конкурентов. Такая гонка порой приводит к банкротству фирмы, поэтому некоторые олигополисты вступают в тайные сговоры, создают альянсы с конкурентами. Признаком монополии является то, что на рынке один продавец уникального товара. У монополиста нет конкурентов и он устанавливает цены по своему желанию. К примеру, если в вашем городе существует только одна компания автострахования, то это монополия. Интересным видом несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке несколько продавцов, но покупатель один. Примером монопсонии является рынок военной техники и оружия или рынок космического оборудования, единственным покупателем которого является государство.
    Одной из функций государства в рыночной экономике является защита рынка от монополии и стимулирование конкуренции, потому что монополисты завышают цены, а это противоречит интересам потребителя. Поэтому среди направлений внутренней политики государства есть и антимонопольная. К её мерам относятся:
    издание антимонопольных законов, например, в некоторых государствах устанавливается юридическая ответственность руководителей фирм за монополизацию рынка;
    учреждение специальных антимонопольных служб, например, в нашей стране создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ);
    осуществление поддержки малого и среднего бизнеса, упрощение процедуры их регистрации, оказание материальной помощи (субсидирование);
    контроль цен.
    Спрос и предложение
    Основой функционирования рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Этими элементами регулируется поведение производителей и потребителей в условиях конкурентного рынка. Рассмотрим каким образом.
    Спрос исходит от потребителя и выражается в востребованности конкретного товара на определённом рыночном сегменте. По сути спрос является реакцией потребителей на цену или моду, которая выражается в их готовности купить конкретный товар у конкретного продавца и за конкретную цену. Существуют ценовые и неценовые факторы спроса. К неценовым относятся доходы потребителей, мода и вкусы, численность потребителей на рынке, сезонность, традиции местности, ожидания снижения или повышения цен. Кроме того, потребители, прежде чем купить товар, оценивают цены на товары – комплементы (кеды-шнурки) и товары – субституты (рис-гречка, чай-кофе).
    Предложение исходит от производителя и определяется, как его возможность и готовность продать конкретный товар конкретному покупателю по конкретной цене. Здесь также существуют ценовые и неценовые факторы. К последним относятся цены на сырье, технологии производства, налоги и пошлины, количество конкурентов на рынке, ожидания снижения или повышения цен.
    Цена – это количество денег, определяющие стоимость товара или услуги. Информация об изменении цены позволяет производителю наращивать или сокращать производство. Цена формируется спросом на товар и не может устанавливаться по воле конкретного производителя или государства. В реальности, на один и тот же товар устанавливаются две цены: спроса и предложения. Цена спроса – это максимум денег, по которой покупатель соглашается купить товар. А цена предложения – это минимум денег, по которой продавец соглашается продать товар. Продавец и покупатель путём торгов приходят к равновесной цене, которая устраивает обоих и заключают сделку купли – продажи. Теорию равновесной цены сформулировал Альфред Маршалл — англ. экономист, внёсший существенный вклад в развитие экономической науки. Он говорил о том, что рыночное равновесие устанавливается при равных объёмах спроса и предложения.
    А. Маршалл сформулировал закон спроса и предложения, согласно которому чем выше цена, тем ниже спрос и выше предложение и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Величину спроса и предложения можно определить измерив уровень продаж конкретного товара на всём сегменте рынка.
    Адам Смит — шотл. экономист, в своей работе впервые применил понятие «невидимой руки рынка», превратившееся в популярную метафору. Что означает данная фраза? А то, что отдельный производитель товаров и услуг, имеющий целью получение прибыли от своей деятельности, одновременно создаёт общественные блага, без которых невозможно удовлетворение человеческих потребностей. Таким образом, все производители в совокупности, стремящиеся к собственной выгоде, «невидимой рукой рынка» направлены на интересы всего общества.
    Дополнительные материалы к уроку:
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Рынок и рыночный механизм»
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Спрос и предложение в рыночной экономике»
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Ценообразование в условиях рынка»
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Неценовые факторы спроса и предложения»
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Конкуренция в рыночной экономике»
    ?? Пример эссе «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне)
    ?? Пример эссе «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом» (С.Н. Канарейкин)
    Интеллект-карта по обществознанию №22

    © Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
    Предыдущий урок
    Следующий урок

  2. Alalay Ответить

    Рыночный механизм — это механизм
    взаимосвязи и взаимодействия основных
    элементов рынка: предложения, спроса и
    цены.
    Особенность рыночного механизма состоит
    в том, что каждый его элемент теснейшим
    образом связан с ценой, которая служит
    основным инструментом, воздействующим
    на спрос и предложение. В частности,
    спрос находится в обратной зависимости
    от цены: с повышением цены товара спрос
    на него, как правило, сокращается и
    наоборот.
    Помимо связи через цену, спрос и
    предложение влияют друг на друга и
    непосредственно, т.е. спрос — на
    предложение, а предложение — на спрос.
    Например, предложение на рынке новых
    качественных товаров всегда стимулирует
    спрос на них, а рост спроса на отдельные
    товары в итоге вызывает необходимость
    в увеличении предложения этих товаров.
    Экономическое положение производителей
    и потребителей, продавцов и покупателей
    зависит от рыночной конъюнктуры, которая
    изменяется под влиянием многочисленных
    факторов. При этом исключительно важную
    роль играет определенное соотношение
    между спросом и предложением. Оно
    зачастую предопределяет судьбу продавцов
    и покупателей.
    Конъюнктура рынка — это совокупность
    складывающихся на рынке в каждый данный
    момент времени экономических условий,
    при которых осуществляется процесс
    реализации товаров и услуг.
    Конъюнктура рынка определяется
    экономическими показателями,
    характеризующими состояние рынка:
    соотношением спроса и предложения,
    уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными
    возможностями потребителей, состоянием
    товарных запасов и т.д.
    Подход к рыночному механизму предполагает
    уяснение тех экономических законов,
    которые лежат в основе его действия и
    использования. Такими законами являются:
    закон
    стоимости (ценности) и полезности,
    падающего спроса, изменения предложения,
    спроса и предложения, конкуренции,
    прибыли и др.
    Колебания прибыли — барометр рынка,
    подающий сигнал производству.
    Товаропроизводитель в своей хозяйственной
    деятельности руководствуется интересами
    увеличения прибыли. Прибыль зависит от
    цен, роста объема производства и скорости
    оборота капиталов. Характер нацеленности
    предприятий на прибыль меняется в
    условиях сбалансированного рынка и
    дефицитной экономики, когда появляется
    коллективный эгоизм и роль прибыли в
    деятельности предприятия гипертрофируется.
    В основе действия рыночного механизма
    лежат законы стоимости, ценности,
    полезности, которые реализуются через
    различные типы цен: цены эквивалентного
    обмена (определяемые не только полезностью,
    но и затратами, которые общество должно
    заплатить за производство того или
    иного товара или услуги), равновесные,
    монопольные, дискриминационные, зональные
    и другие цены.
    Спрос и факторы, определяющие его
    изменения.

    Спрос — это отражение потребностей
    людей в том или ином товаре, услуге, их
    желание их приобрести. Потребителей
    интересует не товар вообще, а товар по
    приемлемой цене. Исходя из этого, следует
    говорить не об абсолютном, а о
    платежеспособном спросе. Платежеспособный
    спрос характеризует не только желание,
    но и возможность купить товар.
    Спросом называется количество
    товара, которое будет куплено за
    приемлемую цену и в определенный
    промежуток времени.
    Механизм рынка позволяет удовлетворять
    только те потребности, которые выражены
    через спрос. Помимо них в обществе всегда
    есть и такие потребности, которые нельзя
    измерить деньгами и превратить в спрос.
    К ним прежде всего относятся блага и
    услуги коллективного пользования,
    особенно такие, в потреблении которых
    участвуют все граждане без исключения
    (охрана общественного порядка, национальная
    оборона, государственное управление,
    единая энергетическая система,
    национальная сеть коммуникаций и т.д.).
    Эти блага в мировой экономической науке
    именуются общественными товарами.
    ЗАКОН СПРОСА — закон, в соответствии
    с которым рост цен приводит к снижению
    величины спроса на товары при прочих
    равных условиях. Чем выше цена товара,
    тем меньше его покупают. И наоборот, чем
    ниже его цена, тем больше единиц этого
    товара будет куплено при прочих равных
    условиях.
    При изменении цены с P1 до Р2, когда все
    факторы, кроме цены, постоянны, движение
    осуществляется вниз по кривой спроса,
    увеличивается количество покупаемого
    товара от Q1 до Q2 Изменение же спроса
    (сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение
    D2D2) показывает, что покупатели приобретают
    больше продукции при данной цене. Так,
    при той же цене P1 покупатель будет
    приобретать уже количество товара,
    равное Q2 > Q1

    Сдвиг кривой спроса может быть обусловлен
    многими факторами. К их числу относятся
    изменения величины доходов, цен товаров,
    являющихся заменителями или дополняющих
    данный товар в потреблении, вкусов и
    предпочтений потребителей, ожидания
    относительно будущих цен на данный
    товар или степени его дефицитности,
    сезонные колебания, изменение численности
    и состава населения.
    Предложение товара и его кривая
    Предложение — это совокупность
    товаров с определенными ценами, которые
    находятся на рынке и которые могут или
    намерены продать производители-продавцы.
    Оно характеризует экономическую ситуацию
    на рынке со стороны продавцов, В каждый
    данный момент положение производителей,
    предлагающих свой товар на рынке,
    неодинаково. Некоторые произвели много
    товаров, а другие — мало. Одни из них
    затратили на их производство меньше
    средств производства и труда. У других
    эти затраты на единицу продукции
    оказались более высокими. Но, оказавшись
    на рынке, все они, каковы бы ни были их
    производственные издержки, стремятся
    получить самую высокую цену.
    Закон
    Предложения-экономический закон,
    согласно которому с ростом цены товара
    увеличивается объем его предложения
    на рынке, а со снижением цены сокращается
    предложение при прочих равных условиях.
    Если кривая спроса устанавливает
    отношение между ценами и тем количеством
    товаров, которое потребители желают
    купить, кривая предложения S характеризует
    отношение между рыночными ценами и тем
    количеством продукции, которое
    производители готовы произвести и
    продать. При этом в отличие от кривой
    спроса кривая предложения обычно
    поднимается вправо вверх. При возрастании
    цены действует тенденция к увеличению
    предложения.

    Графически изменения объема предложения
    выражаются в движении по кривой
    предложения. Так, с изменением цены с
    J0 до Р^ это движение происходит по кривой
    SS, что показывает увеличение объема
    предложения с Q^ до Q^ (рис. 13.1.4).
    Причем такое движение происходит только
    в том случае, когда все факторы, кроме
    цены, постоянны.
    Однако на предложение оказывают влияние
    помимо цены и другие факторы. В результате
    их воздействия происходит сдвиг самой
    кривой предложения. Это означает не
    изменение объема производства, а
    изменение самого предложения, его
    характера. Предположим, что используется
    новая технология, позволяющая при тех
    же затратах выпустить больше продукции.
    Тогда кривая предложения сдвигается
    вправо в положение S1S1. Сдвиг будет
    означать, что при каждой цене производитель
    предложит большее количество товара.
    Так, при цене Р1 – Q2 > Q1, а при цене Р2 –
    Q3 > Q2
    Цена
    Цена — количество денег, в обмен на
    которые продавец готов передать
    (продать), а покупатель согласен получить
    (купить) единицу товара. По сути, цена
    является коэффициентом обмена конкретного
    товара на деньги. Величину соотношений
    при обмене товаров определяет их
    стоимость. Поэтому цена является
    стоимостью единицы товара, выраженной
    в деньгах, или денежной стоимостью
    единицы товара, или денежным выражением
    стоимости. Это фундаментальная
    экономическая категория.
    Равнове?сная цена или сбалансированная
    цена
    — цена на конкурентном рынке,
    при которой количество товаров и услуг,
    которые желают купить потребители,
    абсолютно соответствует количеству
    товаров и услуг, которые производители
    желают предложить. Равновесная цена,
    это:
    -цена, при которой спрос и предложение
    равны;
    -цена, при которой нет ни дефицита, ни
    избытка товаров и услуг;
    -цена, которая не обнаруживает тенденцию
    к росту или снижению.
    Равновесие по Маршаллу
    Равновесная цена складывается по
    причинам:
    влияния превышения цены спроса над
    ценой предложения (когда объём предложения
    находится ниже уровня равновесия) —
    реакция продавцов заключается в повышении
    объёма предложения
    влияния превышения цены предложения
    над ценой спроса (когда объём предложения
    находится выше уровня равновесия) —
    реакция продавцов выражается в снижении
    объёма предложения
    Цена спроса совпадает с ценой предложения
    в случае равновесного объёма спроса и
    предложения.
    Равновесие по Вальрасу
    Равновесная цена складывается по
    причинам:
    -влияния превышения объёма предложения
    над объёмом спроса (когда рыночная цена
    превышает равновесную) — происходит
    давление избытка предложения на цену
    (посредством конкуренции продавцов),
    рыночная цена снижается
    -влияния превышения объёма спроса над
    объёмом предложения (когда рыночная
    цена ниже, чем равновесная) — происходит
    давление избытка спроса на цену
    (посредством конкуренции покупателей),
    рыночная цена повышается
    Вопрос № 26

  3. MOS Ответить

    Возможна и такая ситуация, когда спрос на некоторые товары может снижаться при снижающихся ценах. Так, в развитых странах в последнее время потребители всё более заботятся о своём здоровье. Потому даже при снижении цен на сигареты, алкогольные напитки, продукты питания, содержащие холестерин, спрос на них падает.
    Рассмотрим третье “исключение” – устойчивый, “нерегулируемый” спрос на традиционно дорогие товары. Есть на свете товары, которые потому и покупаются, что они устойчиво дорогие и выгода, которую получает покупатель, состоит в надёжном помещении денежных сбережений. Такова, например, покупка золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства. Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т. е. их цена имеет тенденцию к возрастанию, то это – надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары.
    Теперь объясним ориентацию группы покупателей, отдающих предпочтение товарам-заменителям (субститутам) по наибольшей цене. Объяснение ориентации на высокие цены заключено во внеэкономической мотивации. Здесь имеется два главных мотива.
    Первый – это высокая общественная престижность самого акта покупки чрезмерно дорогого товара (“никто не может, а я могу”). Этот феномен называют “снобитский эффект”, или эффект Веблена. Обычно – это привилегия состоятельных граждан и особенно тех, кто примкнул к ним. “Пустить пыль в глаза”, нестерпимое желание показать свою состоятельность – вот мотив этого поведения, ибо покупается не товар по очень высокой цене, а общественное уважение.
    Второй мотив известен по выражению “я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи”. Здесь решающую роль играет ожидание, что высокая цена гарантирует и высокое качество.
    В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции.
    Инфляция – это обесценивание денег, падение покупательной способности денежной единицы.
    В период инфляции, когда растёт общий средний уровень цен, становится особенно важным различать изменения в относительных ценах (рассчитанных по отношению к ценам других товаров) и изменения в ценах номинальных. Если инфляция значительная, товар может стать относительно более дешёвым, даже при росте его номинальной цены; цены на другие товары растут ещё быстрее. Так, Долан Э. и Линдсей Д. приводят пример о том, что в США с 1950 по 1986 годы средняя цена бройлера выросла на 40%. За этот же период цены на все товары и услуги повысились в среднем на 350%. Именно относительная цена на бройлеров снизилась несмотря на рост номинальной цены. Это привело к росту спроса на этот товар.
    Инфляция зачастую ведёт к ажиотажному спросу на большинстве рынков: чем выше цена, тем больше спрос на товары.
    Таким образом, цена является наиболее важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Изменение цены ведет к изменению величины спроса, означающее движение спроса с одной точки на другую на одной и той же кривой спроса (например, с точки А на точку В на рис.6.2).
    Так, снижение цены с 4 до 2ДЕ повлечет за собой изменение величины спроса с 20 до 45 штук товара.

    0 10 20 30 40 50 60 70 80
    Рис.6.2. Изменение величины спроса
    Но жизнь свидетельствует, что кроме цены существует целый ряд и других факторов, влияющих на спрос, в частности на изменение спроса. Эти факторы называют неценовыми детерминантами.
    Изменением спросаназывается перемещение кривой спроса вправо (увеличение спроса) или влево (уменьшение спроса).


    0 10 20 30 40 50 60 70 80
    Рис.6.3. Изменение спроса
    На рис. 6.3 кривая D2D2 означает увеличение спроса по сравнению с базовым состоянием D1D1, а кривая D3D3 – его уменьшение.
    Наиболее важными неценовыми факторами изменения спроса являются:
    потребительские вкусы и предпочтения (изменение потребностей, мода,
    реклама);

    изменение числа потребителей;
    доходы потребителей;
    изменение цен на другие товары;
    ценовые ожидания потребителей;
    климатические условия и т.п.
    Потребительские вкусы и предпочтения. Представления покупателя о полезности блага не являются застывшими. Они изменяются в благоприятном или неблагоприятном направлении для данного товара. Среди факторов, изменяющих потребительские вкусы и предпочтения, можно выделить: изменение потребностей, моды, рекламу.
    Изменение потребностей. Нам уже известно, что потребности людей постоянно развиваются. Чаще всего появлению новой потребности и её осознанию способствует само производство. Появление цветных телевизоров, осознание их возможностей лучше удовлетворять потребности, привело к росту спроса на них, что сместило кривую спроса вправо. В то же время, по отношению к чёрно – белым телевизорам произошло негативное изменение потребительских предпочтений и кривая спроса на них сместилась влево.
    Мода. Если продукт входит в моду, прежнему набору цен будут соответствовать увеличенные объёмы покупок. При этом кривая спроса сместится вправо. Если же мода проходит, нельзя рассчитывать, что объём покупок по прежним ценам сохранится: при сохранении объёма покупок цены снизятся; при сохранении цен снизится объём покупок. Кривая спроса сместится влево.
    Реклама. Это очень сильное средство воздействия на потребительские предпочтения. Успех рекламы – смещение кривой спроса вправо; провал рекламы – смещение кривой влево.
    Мода и реклама могут воздействовать на потребительские вкусы быстро и в неожиданном направлении. Поэтому прогнозировать такие изменения очень сложно, а строить планы на этих прогнозах – рискованно.
    Доходы потребителей. На изменение спроса влияют доходы – денежные возможности покупателей приобрести какое-то количество блага. В зависимости от того, к какой группе качества относится товар, связь будет прямая или обратная. Если возрастут реальные доходы покупателей, то кривая спроса на товар высшего качества (например, сливочное масло) будет смещаться вправо, что означает увеличение объёма покупок по прежним ценам. Вместе с тем, часть товаров, как правило, низшего качества, покупатели потребляют главным образом из-за низких доходов и невозможности приобрести другие, более качественные блага. Поэтому с ростом доходов спрос на благо низшего качества (например, низкосортная колбаса) уменьшается и, потребители переключаются на приобретение других товаров. Кривая спроса сдвигается влево.
    Изменение числа потребителей. Здесь связь прямая: увеличение числа потребителей повышает спрос, уменьшение – снижает. Примером может служить пониженный спрос на продукты питания в буфете во время студенческих каникул, или резкое увеличение спроса на услуги гостиниц в Крыму во время курортного сезона. Можно наблюдать и более длительные тенденции в изменении числа потребителей. Так, снижение рождаемости уменьшает спрос на образование.
    Цены на другие товары. Очень часто одну и ту же потребность могут удовлетворять различные блага. Незаменимых благ практически нет. У потребителя всегда есть альтернатива. Блага, способные удовлетворять одну и ту же потребность, получили название товаров-субститутов. В каждый данный момент, исходя из предпочтений покупателей, складывается определённый спрос на товары-субституты. Может ли изменение цен на одни из них повлиять на спрос на другие? Естественно. Так, рост цены на сливочное масло уменьшает спрос на него, а это повышает спрос на маргарин, растительное масло. И наоборот. Следовательно, изменение цен на товары-субституты прямо воздействует на спрос на данный товар. Для товаров характерно и такое явление как взаимозаменяемость. Это означает, что эффективное потребление одного из них возможно только в сочетании с другим. Такие блага называют комлементарными. Когда два товара являются взаимодополняющими между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, цена на бензин падает. Вы увеличиваете пробег авто, тем самым повышается спрос на моторное масло.
    Ценовые ожидания покупателей. Если, скажем, население ожидает, что с первого числа месяца будут повышены цены на мясо, то сегодня объёмы потребительских закупок по прежним ценам возрастут, т.к. многие согласятся на дополнительные закупки сейчас, чтобы избежать дополнительных расходов в будущем. И, наоборот, зная о предстоящей сезонной распродаже по сниженным ценам, часть покупателей отложит покупку сегодня, сдвигая тем самым кривую спроса влево.
    Сильное воздействие на ценовые ожидания покупателей оказывают средства массовой информации, слухи и т.д. С их помощью заинтересованные лица стремятся манипулировать спросом для достижения собственных целей.
    В реальной жизни ни один из перечисленных факторов не действует в чистом виде. Они переплетаются, образуя сложную и противоречивую систему, но понимание механизма действия каждого из них дает ключ к анализу и пониманию многих событий реальной экономической жизни.
    Таким образом, изучив спрос, мы можем объяснить поведение покупателя на рынке. Но для понимания механизма рынка необходимо взглянуть на него и глазами продавца. Поэтому, покинув сферу спроса, перейдём к анализу сферы предложения.
    Чтобы удовлетворять наш спрос, кто-то должен предлагать товары и услуги. Что ж такое предложение?
    Предложение (s-supply) -это совокупность товаров и услуг, которую продавцы (производители) имеют возможность и желание поставить на рынок по разной цене за определенный промежуток времени. Назначенная производителем цена называется «ценой предложения».
    То, что сегодня в экономической науке обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддаётся даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров и услуг:
    – сырьё (ресурсы);
    – товары производственного назначения (оборудование и т.п.);
    – наёмный труд;
    – капитал (производительный и денежный);
    – товары потребительского назначения, в том числе:
    a) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, мебель, одежда);
    b) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
    c) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект – рестораны, туризм) .
    Состав предложения постоянно меняется, объём увеличивается, обновляется, включая все новые товары и услуги (информация, лицензии, патенты, ноу-хау).
    Предложение, как и спрос, – особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения её участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения. Изобразим эту связь наглядно:
    Табл. 6.2
    Зависимость величины предложения от цены за единицу товара
    Цена за единицу товара (Р)
    Величина предложения (Qs)
    Данные таблицы 6.2 свидетельствуют, что между ценой и количеством предложения товара существует прямая связь: чем выше цена на товар, тем больше предложение со стороны продавца (производителя). И наоборот, снижение цены ведёт к снижению предложения. Следовательно, величина предложения находится в прямой зависимости от цены за единицу товара. В этом состоит сущность закона предложения.
    В графическом изображении эта связь выглядит таким образом (рис. 6.4):
    0 10 20 30 40 50 60
    Рис. 6.4. Кривая предложения
    Как видим, кривая предложения (SS1), в отличие от кривой спроса, растет с повышением цен. Такая реакция предложения на цену объясняется тем, что:
    – во-первых, предприятие при повышении цены задействует резервные мощности (если таковые имеются);
    – во-вторых, высокие цены позволяют расширять производство за счет дополнительной прибыли, полученной от благоприятной конъюнктуры;
    – в-третьих, нередко при росте цен на изделие те предприятия, для которых оно было побочным продуктом, сосредоточиваются на его производстве, делают этот товар профилирующим и увеличивают объем производства;
    – в-четвертых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в данную отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.
    Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идёт лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен вызывает рост предложения, то производитель может снизить объём производства. Это объясняется тем, что:
    – высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы;
    – производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объёмов производства может произойти затоваривание и цены начнут снижаться;
    – предприятие полностью использует один или несколько ресурсов, необходимых для производства данного товара.
    Вследствие этого величина предложения вне зависимости от цены всегда ограничена тем количеством товаров, которое является оптимальным с точки зрения выгоды, а также, которое способен произвести и продать на рынке производитель.
    По аналогии со спросом следует различать величину предложения, изменение которой выражается в движении по точкам кривой предложения (например, из точки А в точку В на рис. 6.5).

    0 10 20 30 40 50 60
    Рис. 6.5. Изменение величины предложения
    Как видно из рисунка, по мере увеличения цены с 2 до 4 ДЕ величина предложения растет с 20 до 50 изделий.
    Однако на предложение воздействуют и неценовые факторы, которые могут привести к изменению предложения, т.е. к сдвигу кривой предложения.
    Наиболее важными неценовыми факторами изменения предложения являются:
    – цены на ресурсы;
    – технология производства;
    – налоги и дотации;
    – цены на другие товары;
    – ожидаемые изменения цен;
    – число продавцов на рынке.
    Именно эти неценовые факторы определяют положение кривой предложения на графике (рис.6.6.).

    0 10 20 30 40 50 60
    Рис. 6.6. Изменение предложения
    Под их влиянием кривая SS1 может сместиться как вправо, что свидетельствует об увеличении предложения, так и влево, что означает падение предложения.
    Рассмотрим влияние каждого из факторов на положение кривой предложения.

  4. Huginin Ответить

    В составе предложения выделяют 5 групп товаров:
    1) Труд (наемный)
    2) Сырье и материалы.
    3) Капитал.
    4) Товары производственного назначения.
    5) Товары потребительского назначения:
    – товары краткосрочного пользования (срок службы до 1 года);
    – товары долгосрочного пользования;
    – услуги.
    Закон предложения: Между ценой и количеством предложенной к реализации продукции существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена на товар, тем большее его количество будет произведено и предложено к реализации при прочих равных условиях и наоборот.

    Рис. 2 График закона предложения
    Qs – объем предложения
    Р – цена
    S, S1, S2- предложения или кривые предложения
    А, В, С – величины предложения.
    На величину предложения действует ряд ценовых факторов (предметы роскоши и товары первой необходимости, торговля, фактор времени, эластичность и т.д.) На графике это проявляется смещением точки вдоль кривой: В>С- рост цены; В>А- снижение цены
    На предложение действуют неценовые факторы, что отражается на графике смещением кривой предложения S в положение S1 при его росте (вправо вниз), и в положение S2 при его падении (влево вверх).
    Выделяют 6 неценовых факторов предложения:
    1) Цены на ресурсы (сырье). При росте цен на ресурсы увеличиваются издержки производителя, а, следовательно, снижается предложение данного товара. И наоборот.
    2) Технологии. При усовершенствовании технологии издержки производства на единицу продукции снижаются, а, следовательно, растет предложение данного товара. И наоборот.
    3) Налоги и дотации.При росте налогов, затраты производителя растут, а предложение товара падает. И наоборот. При увеличении дотаций затраты производителя уменьшаются, что увеличивает предложение данного товара. И наоборот.
    4) Цены на другие товары. Предположим, что производитель выпускает товары А и В. Тогда увеличение цен на товар А приведет к снижению предложения на товар В, так как производитель большую часть ресурсов будет направлять на выпуск более дорогого товара.
    5) Ожидание производителей. Анализ динамики цен на данный товар влияет на решение производителя о времени выхода на рынок с целью реализации своего товара. Если производитель решит придержать свой товар, то текущее предложение уменьшится, а будущее увеличится. И наоборот. При этом производитель при принятии данного решения всегда должен оценивать действия конкурентов.
    6) Число продавцов на рынке. При увеличении количества продавцов на рынке происходит увеличение предложения данного товара. И наоборот.
    Выделяют эластичность предложения и эластичность спроса.
    Эластичность спроса делят на 3 вида:
    1. Ценовая эластичность спроса – несоразмерная реакция величины спроса на динамику цены. Здесь возможны 5 ситуаций:
    Если незначительное изменение цены приводит к значительному изменению величины спроса, то это эластичный спрос. min ?P> max ?QdНапример: ювелирные украшения, автомобили, услуги такси и тд.
    Если даже значительное изменение цены приводит к незначительному изменению величины спроса, то это неэластичный спрос. mах ?P> min ?QdНапример: хлеб, молоко, услуги ЖКХ и тд.
    Если 1%-е изменение цены приводит к 1%-му изменению объема спроса, то это единичная эластичность. Р% = Qd%
    Если имеется фиксированная цена, по которой продается разнообразное количество продукции, то это абсолютно эластичный спрос. P=const, Qd>?Например: зерно, валюта, мороженная рыба и тд.
    – Если имеется фиксированное количество продукции, которое продается независимо от цены, то это абсолютно неэластичный спрос. Р>?, Qd=const. Например: инсулин, лекарства, от которых зависит жизнь человека.
    Если известны конкретные изменения цен или количеств, то используется следующая формула ценовой эластичности спроса:
    Для анализа статистического материала используется коэффициент дуговой эластичности спроса:
    Коэффициент Еd всегда отрицательный, поэтому его значение берется по модулю.
    Если /Еd/>1, то это эластичный спрос.
    Если /Еd/<1, то это неэластичный спрос.
    Если /Еd/=1, то это единичная эластичность.
    2. Эластичность спроса по доходу – несоразмерная реакция величины спроса на динамику доходов населения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу Er.
    Если Er>0, то это товары высшей категории.
    Если Er<0, то это товары низшей категории.
    3. Перекрестная (косвенная) эластичность спроса – несоразмерная реакция изменения величины спроса на товар Б к изменению цены на товар А.

    Если Еab>0, то это взаимозаменяемые товары.
    Если Еab<0, то это взаимодополняемые товары.
    Эластичность предложения – несоразмерная реакция величины предложения на динамику цены. Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения.

    Если Еs >1, то это эластичное предложение.
    Если Еs <1, то это неэластичное предложение.
    Если Еs =1, то это единичная эластичность.
    В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение, а, следовательно, предложение неэластично. В среднесрочном периоде фирма использует свои резервы и увеличивает предложение, делая его эластичным. В долгосрочном периодефирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. В результате выпуск продукции увеличивается, а эластичность предложения становится максимальной.
    В процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется равновесная цена. Она соответствует равенству спроса и предложения.
    Если цена на рынке ниже равновесной, то формируется дефицит продукции. Если цена выше равновесной, то формируется избыток продукции.
    Выделяют три основных вида цен:
    I.Государственные – устанавливаются на социально значимые товары, продукцию фирм-монополистов; для стратегически важное сырье. Государственные цены могут быть жесткими или плавающими. В крайнем случае, государство может устанавливать цены пола или потолка. Цена пола – искусственно завышенная цена, лежит выше точки равновесия. Цена потолка– искусственно заниженная цена, лежит ниже точки равновесия.
    II. Договорные – цены, устанавливаемые путем равенства спроса и предложения.
    III. Мировые цены– цены, используемые в международной торговле.
    Функции цен:
    1) стимулирующая;
    2) информационная;
    3) регулирующая.

  5. Sharpflame Ответить

    1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?
    2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?
    3. Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?
    Согласно данной модели в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спросэто то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложениеэто то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
    Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
    а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
    б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
    Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей. Добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
    Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
    Конкуренция(от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли?продажи товаров. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
    Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).
    В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
    Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
    С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
    1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
    2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
    3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.
    В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные. Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.
    Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.
    Картелем называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)
    Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.
    Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.
    Под концерном понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
    Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.
    Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция», подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.
    Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олиго?полии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.
    Современная рыночная структура не является чем?то застывшим, она постоянно усложняется. В настоящее время идет складывание рынка телекоммуникаций, а также компьютерного рынка.

  6. Epetukoed Ответить

    Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
    Спрос и предложение — это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.
    Первая особенность спроса проявляется в обратной зависимости между ценой товара и количеством его покупок по данной цене. В реальных
    условиях рынка эта особенность выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к ее росту, тем меньшее количество благ и услуг будет куплено потребителями. И наоборот, если цена товара снижается или имеется тенденция к ее снижению, количество продаж данного блага или услуги будет возрастать.
    Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене. Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребностей в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количества его покупок потребителями.
    Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение также в субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимно заменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.
    Характерную обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса(рис1, а). Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, та как описывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Проследить характерные для функции спроса зависимости можно с помощью нескольких произвольно взятых точек (а, Ь, с) на кривой спроса (d ). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены (Р) и количества (Q) продаваемых благ. Движение по неизменной кривой спроса из одной точки в другую означает не изменения спроса, а изменение цен, которому соответствует изменившееся количество покупок при постоянном спросе. Изменяющийся спрос — это смещение всей кривой спроса. Например, повышение спроса может быть показано смещением всей кривой вправо вверх (рис.1, б); снижение спроса — смещением кривой влево вниз (рис.1, в).



    Рис. 5.1. График спроса:
    а) функция спроса; б) рост спроса; в) снижение спроса
    Падающий вид кривой означает также постепенное убывание покупательского спроса из-за снижающейся предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара, что означает, во-первых, необходимость постепенного снижения его цены; во-вторых, необходимость постоянного обновления ассортимента предлагаемых покупателям товаров. Полученная кривая иллюстрирует закон спроса,который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
    Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
    Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.
    Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.
    Следует различать обычное изменение количества покупок товаров под воздействием движения цен от изменения собственно спроса. Как отмечалось выше, количество покупок товаров обратно пропорционально движению их цен и ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары.
    Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен. К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие:
    • уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;
    • наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;
    • влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;
    • гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров и т.п.
    Что происходит в подобных случаях с функцией спроса и как ее изобразить на графике?
    Очевидно, что спрос в целом не бывает статичным, но перечисленные неценовые факторы существенно усиливают его изменения.
    Рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.
    У каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена на рис.1(абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.



    Рис. 1. Кривая предложения:
    а) функция предложения; б) увеличение предложения; в) снижение предложения
    Кривая предложения имеет вид возрастающей линии с положительным наклоном. Это свойственно всякой функции, где между определяющими ее переменными имеется прямая зависимость.
    Изменяющееся предложение товаров — это особое понятие характеризующее «закон предложения». Оно не тождественно понятию «изменение количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены». Суть различий между этими понятиями можно объяснить с помощью функции предложения на рис.1а, где точки на кривой предложения означают движение цены, вызвавшее соответствующее изменение количества товаров. Рост цен приводит к росту количества выпускаемых товаров. И наоборот, снижение цен — к снижению количества выпуска товаров фирмами. Такие изменения могут быть представлены на статичной, не меняющейся кривой предложения.
    Ситуация изменяющегося предложения товаров представлена на рис. 1б и1 в, где меняющееся количество выпуска товаров происходит независимо от движения цен этих товаров. Рост предложения товаров на рынках представлен кривой на рис. 1 б, сместившейся вправо вниз, что означает увеличение выпуска товаров, независимо от их рыночной цены. И наоборот, снижение предложения (рис.1в) представляет кривая, сместившаяся влево вверх, что означает снижение количества выпуска товаров при неизменной их цене на рынках.
    Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или иную сторону, происходит под воздействием следующих причин:
    • изменения объема и структуры инвестиций (капиталовложений) на фирмах, выпускающих данные блага;
    • наличия на рынках ресурсов взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства (таких, как труд, капитал и др.) их качества и уровня цен;
    • изменения, обновления, совершенствования технологий производства, позволяющих экономить ресурсы при выпуске товаров или улучшать организацию труда, снижать издержки производства;
    • тенденций налогообложения, напрямую влияющих на уровень
    цен товаров, а соответственно, на спрос и количество их предложения на рынках;
    • наличия или отсутствия субсидий или иных форм поддержки производителей;
    • условий продажи товаров, например, таких как реклама, маркетинг и т.п.)
    Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения.
    Равновесная ценаозначает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.
    Равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на рис. 2.

    Равновесная цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qе), отмеченное на оси абсцисс.
    Как показано на рисунке2, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.
    Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd=Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия.
    Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.
    Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Коэффициент эластичности исчисляется как отношение прироста величины спроса к приросту цены.
    Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса равен:

    где —величина спроса до и после изменения цены,шт.;изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
    Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности спроса (Е0= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса спрос неэластичен (Е0< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса, говорят об эластичности спросе (Е0 > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».
    Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:
    ,где Q- величина спроса, а I-доход покупателей.
    Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

    где — предложение до и после изменения цены;, — цены до и после изменения; «S» в индексе означает эластичность предложения.
    Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
    Обычно при оценке эластичности предложения рассматривается три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
    В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
    Таким образом, эластичное предложение— это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1 %-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 % под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин. Единичная эластичность возникает, когда повышение цены на 1 % вызывает рост выпуска товаров также на 1%. Такая ситуация возможна и из-за непродолжительного повышения спроса, вследствие которого производство отреагирует лишь увеличением переменного капитала. При неэластичном предложении 1% повышения цен вызывает рост выпуска менее чем на 1%, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений (т.е. инвестиции основного капитала) в производство товаров данного вида.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *