Почему словосочетание и предложение называют синтаксическими средствами?

8 ответов на вопрос “Почему словосочетание и предложение называют синтаксическими средствами?”

  1. exactcoreJz Ответить

    По степени подчиненных форм принято различать сильное и слабое управление.
    При сильном управлении главное слово допускает только одну форму зависимого.
    Пр.: 1)переходн. глаг. приподнять должен быть употреблен с сущ. в форме вин. пад. без предлога (приподнял камень);
    2) существ. (постройка дома, выполнение задания);
    3) глаг. со значен. желания, ожидания (желать выздоровления, ожидать встречи);
    4) отглаг. сущ. со значен. желания, ожидания (желать выздоровления, ожидать встречи).
    При слабом управлении главное слово допускает несколько форм зависимого.
    Пр.: жить в доме, жить на берегу, жить надеждой, жить в свое удовольствие.
    3) Примыкание– это такая синтаксическая связь, кот. не выражается ни формами словоизменения, ни служебными словами.
    Примыкающие зависим. слова явл. неизменяемыми.
    Пр.: шел быстро, присел отдохнуть.
    7. Словосочетание.
    Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день. Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
    Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным.
    Слово, которое поясняет, распространяет главное, называетсязависимым.
    От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
    Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
    Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
    Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
    Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
    Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
    Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
    Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
    Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
    Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
    ? ? ?
    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончанияили окончания и предлога:
    ? ? рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
    Виды словосочетаний
    А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
    1. Именнымисловосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
    существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, ездаверхом;
    прилагательным: полезный детям, интересныйдля меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить;
    числительным: три товарища, пятероиз нас;
    местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторыеиз них.
    2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    глаголом: выйти на улицу, говоритьправду, умножитьна пять, громко смеяться, идтиподпрыгивая;
    причастием: сообщивший родным, подъехавшийк пристани, беседующийс друзьями, громкоговорящий;
    деепричастием: читая газету, остерегаясьпростуды, просяпомощи, предложиввернуться.
    3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налевоот дома, незадолгодо рассвета, где-нибудьво дворе.
    Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
    В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
    1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
    Г. По степени спаянности компонентов:
    1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
    2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
    Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
    1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
    2. Словосочетания со значением избирательности. В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
    3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
    4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
    5. Словосочетания со значением совместности.
    Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
    6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотимвам помочь; Она выглядела усталой.
    План синтаксического разбора словосочетания:
    Выделить словосочетание из предложения.
    Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
    Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
    Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

  2. creize fox Ответить

    многие люди любят в своих мечтах или снах парить или плавать, погрузившись в мягкое облако. некоторые любят подниматься вверх на воздушном шаре. одна моя знакомая любит фантазировать и представлять, как она летает. вот как она рассказывала мне об этом: «я еду на машине куда-нибудь за город. останавливаюсь на обочине, выхожу. и вот, когда выходишь из машины, и видишь бескрайние поля справа и слева от дороги… в одной стороне, вдалеке видишь лес… с другой стороны видишь далеко в поле воздушный шар, готовый к полёту… идёшь к нему и садишься в этот воздушный шар… начинаешь подниматься вверх… поднимаешься всё выше, и видишь под собой поля и дорогу и машины на видишь вдалеке лес и видишь дома… и по мере того, как выше поднимаешься вверх, всё вокруг уменьшается в размерах… и теперь можешь видеть вокруг себя поля и леса и города и посёлки… можешь видеть узкие ленты дорог и маленькие машины на них… и поднимаешься выше… и можешь видеть всё до самого горизонта… и видишь горизонт… и у горизонта всё как бы растворяется в дымке… и видишь над горизонтом синее небо, и видишь как над тобой по небу плывут облака… поднимаешься над облаками… видишь под собой белое поле облаков, простирающееся бесконечно во все стороны… рассматриваешь облака… а над головой только голубое небо и где-то вверху солнце, далеко… и течение времени как бы поднимаешься ещё выше и опять начинаешь далеко внизу видеть землю. видишь сушу и моря… на суше ещё видны города, и они кажутся маленькими… видишь реки, горы, моря… поднимаешься выше, чувствуя себя в полной безопасности, потому что знаешь, что можешь вернуться в любую минуту, когда захочешь… и видишь сквозь облака далеко внизу материки и океаны на круглом земном шаре… и всё это далеко внизу… и земной шар удаляется от тебя всё дальше, и становится всё меньше… и ты видишь, как он медленно вращается вокруг своей оси и плывёт в чёрном пространстве… и видишь вокруг себя тёмное космическое пространство, усеянное множеством звёзд, которые далеко и поэтому ты видишь их как маленькие светлые точки на чёрном фоне… земля удаляется от тебя, становится всё меньше, и ты видишь её как шарик, и он приобретает голубоватый оттенок… недалеко от земли видишь луна гораздо меньше, чем земля,…и она тоже похожа на маленький шарик… и они продолжают отдаляться и уменьшаться… и ты уже видишь их такими же маленькими, как и звёзды… а вокруг тебя бесконечное космическое пространство, спокойное и и ты начинаешь ощущать бесконечность пространства и времени… и ты начинаешь чувствовать и понимать величие вселенной… вселенная живёт своей жизнью, медленной, степенной и размеренной… и время здесь течёт совсем по-другому: медленно, медленно… вселенная велика и безгранична, и ты начинаешь чувствовать это … чувствовать себя маленькой песчинкой, затерявшейся в её просторах… ты понимаешь, что вселенная существует уже миллиарды лет, и будет существовать ещё многие миллиарды лет… и не имеет значения, что где-то далеко есть планеты, которые для вселенной лишь маленькие шарики … и вселенной глубоко безразлично, что на этих планетах сменяются эпохи, и тысячи поколений приходят и уходят,… потому что даже миллион лет для вселенной пронесётся как один и один миг будет длиться вечность… и тебя пропитывает глубокое спокойствие вселенной … и понимаешь, что можешь продолжать лететь сквозь вселенную, через тернии к … или вернуться на землю с чувством спокойствия и умиротворённости.»

  3. Optimist Ответить

    СИНТАКСИС
    Синтаксис как учение о предложении и словосочетании
    240.
    Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
    Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое – объединение предложений в связной речи.
    Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
    Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые – во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
    Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
    Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
    Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.
    В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *