Почему толерантность так важна в многонациональной стране?

14 ответов на вопрос “Почему толерантность так важна в многонациональной стране?”

  1. ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^ Ответить

    Сойлеу сену келу кору керу по падежам пожайлуста
    Физика срочно. ь……
    1)Переведите число 87(10) в двоичную систему
    2)перевести число 101001? в десятичную систему исчисления
    3)выполнить сложения в двоичной системе счисления 100011?+1101?
    Полным решением все номера.спасибульки :3
    Помогите!!!
    Надо написать орфограммы, к каждому слову и объяснить и проверочное слово!!!!
    З_гадочное, пр_роды, бе_конечное, (р_зно)_бразие, пр_чудливые, соч_тания, леде(н, нн) ые, кора(л, лл) ы, р_стительные, напом_нающие, пап_ротники, к_(л, лл) ейдоскопе, в-зможные, комб_наций, обр_зец, в_логодских, круж_вниц.
    Что больше 8дм2см или 8м2см
    Аз,каз,ык,іл,таз,ыза,?ол ,ла?,тал, с этил слогов нужно составить слова
    Установить, при каком значении x равны значения выражений:
    1) 2x/3 и 3x-7
    Помогите решить всего одно.
    Только это. Остальное я уже сама решу. Просто чтоб понять как решается
    Часть речи которая указывает на предметы но не называет всего. А) имя числительное. Б) имя существительное. В) глагол.Г) имя прилагательное. Д) местоимение. Помогите пожалуйста
    На манеже какой падеж и склонение
    Расстояние между городами на карте 2см масштаб карты 1:5000000см найдите расстояние м??стности

  2. Kazragore Ответить

    Министерство образования Московской области
    ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум».
    .
    «Толерантность – важнейшее условие существования многонационального государства»
    Разработчик:
    Преподаватель истории и обществознания
    Молодцова Л.В.
    Коломна
    2011
    ©
    В современном обществе – наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, то есть, время возникновения государственности.
    Не будем останавливаться на причинах, приведших к возникновению государственности, так как они общеизвестны, а попробуем взглянуть на данное историческое событие с точки зрения изменения мировоззрения человека и общества в целом.
    Одной из ключевых тем, подтолкнувших русичей к созданию примитивной тогда государственной машины была идея единства. Внимательно изучая историю нашей страны нетрудно заметить, что все катаклизмы случались в те эпохи, когда единство нации по разным причинам нарушалось. В свою очередь это непременно сказывалось на морально-нравственном состоянии общества.
    Чтобы духовный потенциал нашего общества был высок,  и Россия была свободной, процветающей и уж тем более великой, она должна как минимум сохраниться.
    Не распасться как в 1917 и 1991 годах, хоть и проживает в России более 160 народов. За века совместной жизни  эти народы проросли множеством общих систем: промышленными и торговыми связями, железными и шоссейными дорогами. Любой разрыв бьет по государству, как если бы у живого человека отрезали, например, руку или ногу.
    Вероятно, уже стоит всерьез задуматься, не дожидаясь грома, вспомнить былые ошибки и постараться избежать державных катастроф, которые неизбежно порождают катастрофы нравственного характера в обществе. Шаткость государственной власти в недалекие 90е годы ХХ века привела к кризису культуры, нравственности, семьи, здоровья, человека, то есть, к  социальным стрессам в обществе.
    Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально- государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий  оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных  во время сталинского произвола, требуют восстановления.
    По существу, нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности многочисленных народов, а также народностей, не имеющих  своих национально-территориальных образований, или проживающих вне их границ.
    Воссоздание российской государственности, былой гордости за страну невозможно без признания идеи толерантности, которая безусловно должна быть принята руководителями государства как основополагающая по формированию нравственных ориентиров современной молодежи.
    Только при активном применении методов убеждения и личного примера всеми субъектами, оказывающими педагогического воздействие  на молодежь, возможна реализация принципа толерантности.
    На мой взгляд, не раз и не два повторение простой мысли, что мир многомерен и разнообразен, что в нем живут разные люди – представители разных рас, конфессий и национальностей (или этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности, нормально воспринимает все это многообразие, уважая в рамках закона права и свободу других людей. Это – нормальная модель взаимоотношений людей, народов и стран, которая в конечном итоге ведет к единству нации, а, следовательно, и к сильному государству.
    Таким образом, связь между крепкой государственной властью и толерантностью как одним из ориентиров нравственного воспитания современной молодежи – налицо.
    Теперь перейдем к более сложной ступени – это способы реализации этой идеи на практике. Поделюсь своими размышлениями по этому поводу, основываясь на собственных наблюдениях. Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей Родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, то есть, все то, что ныне именуется «стереотипом поведения» единственно возможны и правильны.  А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя.
    Чтобы избегать лишних ссор, целесообразно изучать культуру и быт других народов, и язык и религию  молодежи. Лучше это делать под руководством опытных наставников не только в дополнительном образовании, но и на основных уроках, лекциях, совместных мероприятиях как можно чаще, а лучше ежедневно и планомерно.
    Вся история российского государства с начала его становления  до наших дней свидетельствует, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа – именно богатство самых разных традиций и культур позволит России стать по –настоящему великой державой.
    Зато культура, замкнутая в себе, умирает. Так что призыв «Россия – для русских» представляется самоубийством. И наоборот, расширение этнического сознания, понимание и принятие других народов, изначально входивших в Российское государство – это путь к сильной государственной власти.
    Казалось бы, и проблемы никакой нет: всего-то объяснять подросткам, в моем случае на уроках, как важно жить в мире и согласии с другими нардами и людьми. Но как часто приходится наблюдать у, казалось бы, опытных педагогов, попытки решать воспитательные задачи путем декларирования «правильных» истин, которые не находили желаемого отклика в сердцах детей и особенно подростков. Почему? Потому что не учитывались ментальные особенности подростков, их психологические особенности возраста, когда скептическое отношение  к воспринимаемому становится порой ведущим, когда все подвергается сомнению. Особенно характерно это для нашего времени – времени переоценки прежних ценностей,  их девальвации и отсутствия эквивалентной замены. Из вышеизложенного следует, что задачей учителя, преподающего историю, мировую художественную культуру, литературу, искусство, состоит в том, чтобы через содержание своих предметов раскрыть перед учащимися возможности и необходимость устанавливать свое общение с миром через позитивный диалог, помогающим сформировать толерантные отношения с другими людьми, с иной культурой, с тем, чтобы сделать ее своим достоянием, «присвоить» ее достижения, тем самым обогатив свой внутренний мир, расширив границы познания для себя.
    В условиях новой государственности ХХI века сложилась неоднозначная политическая ситуация в России, и сами собой напрашиваются вопросы: «Многие ли из нас чувствуют себя в безопасности? Снизилась ли преступность, коррупция? Все ли удовлетворены оплатой труда? Наши дети получают качественное лечение, образование?». Ответы, к сожалению, неутешительны.  Да, появилось много хорошего во взаимоотношениях личности и государства, и, в первую очередь, это возможность  выбора, не на словах, как было раньше, а на деле.
    Мы можем выбирать школу, университет, работу, одежду, образ и стиль жизни, страну для отпуска и проживания. Но в рамках своего благосостояния и системы.  То, что не порицаемо системой, то дозволено и приемлемо, поэтому все, выходящее за рамки господствующей парадигмы мышления, считается деструктивным и отклоняющимся от нормы – отшельничество, маргинальность, сознательный уход от комфорта. Творческим людям для личностного развития необходима эта свобода выбора. Поэтому, это важное достижение современного государства для роста духовно-нравственного потенциала личности. Но в силу того, что в нашей стране,  по сути, это не подкреплено никакими социальными гарантиями, это скорее минус, чем плюс. Вот где необходимо решать задачи государственным деятелям, чтобы в России наконец-то были сформированы условия для развития и становления творческой личности, а отсюда – для развития науки, самобытной культуры и образования.
    Школьного курса достаточно, чтобы понять, что государство в России всю свою историю умело лишь распределять ресурсы из одного сектора в другой. В случае физической угрозы или угрозы опасного технологического отставания государство приходило и просто отбирало у одних для других. Но современное общество – это чрезвычайно сложная система  с взаимодействующими между собой элементами, миллионы малых компаний, для которых надо создавать условия взаимодействия с общественными организациями, поддержка инноваций и прочее, прочее.
    К сожалению, государство не может повторить свой перераспределительный трюк снова как раз по причине чрезвычайной сложности современного общества. ( на прошлом технологическом витке можно еще было забрать зерно и купить станки, сейчас это просто невозможно сделать). Сегодня государство находится в поиске новой для себя роли, которой еще никогда не приходилось ему играть. Наша нация учится и со скрипом, но все-таки начинает выучивать  нужные уроки, активно привлекая в этот процесс современную молодежь.

  3. PUTIBUFY Ответить

    Толерантность является ценностью,
    необходимой и фундаментальной для реализации прав человека
    и достижения мира. В своей самой простой и основной
    форме толерантность есть признание за другими права на уважение их
    личности и самоидентичности. Однако, попытки рассмотреть
    толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую
    приводят к политизации, формулировке идеологических символов.
    Примечательна в этом смысле популярность аналогичного
    толерантности понятия «политическая корректность».
    Политическим документом является Декларация принципов терпимости
    (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств,
    включая Россию, где главные формулировки толерантности даны не как
    педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия
    культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем,
    в идеологизированном и политизированном виде понятие
    толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном
    процессе.
    Воспитание толерантности в многонациональной среде
    играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием
    выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом,
    с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая,
    духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются
    усилия, которые предпринимаются в поликультурных
    и полиэтнических обществах для формирования высокой
    толерантности.
    В значительной мере идеи
    толерантности пересекаются с концепциями поликультурного
    воспитания. А. Н. Джуринский отмечает: «У разных
    народов понятие толерантности имеет различные смысловые оттенки
    и акценты. В русском языке существуют два слова с близким
    значением — толерантность и терпимость. В английском
    толерантность — готовность и способность без протеста
    воспринимать личность, во французском — уважение свободы
    другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных
    взглядов, в китайском — великодушие в отношении
    других, в арабском — прощение, снисхождение,
    мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение,
    расположенность к другим, в персидском —
    терпение, готовность к примирению и т. д». [2,
    с. 51].
    С начала XXI в.
    в России выполнялись федеральная и региональные программы,
    исследовательские проекты Академии образования по изучению
    и внедрению воспитания толерантности в поликультурной
    и полиэтнической школе. Обостренное внимание государства
    и педагогического сообщества к проблеме толерантности
    вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы
    выступает одним из системообразующих в поликультурном
    воспитании. Толерантность рассматривается центральным компонентом
    поликультурализма и отражает общечеловеческое через особые
    отличия людей [7, с. 155].
    Начальные методики воспитания толерантности сравнительно
    несложны. Для поощрения толерантности учителю порой надо совсем
    немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания,
    терпи, не пререкайся, мысленно скомандуй себе: не волнуйся, переведи
    беседу на другую тему… Однако для систематического воспитания
    толерантности такие эпизодические приемы не достаточны. Необходим
    кропотливый и постоянный тренинг этнокультурной толерантности.
    Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость
    в отношении иных культур и этносов — лишь нижняя
    ступенька одной из целей поликультурного воспитания. За воспитанием
    терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное
    сотрудничество. Действуя в таком направлении, российские
    педагоги выявили многозначность толерантного воспитания
    в поликультурной среде. Это такие учёные, как С. К. Бондырева
    и Д. В. Колесов [1], В. Ю. Зорин [4],
    В. С. Собкин [5]. Они сформулировали ряд педагогических
    дефиниций этого феномена, в частности, миролюбивость, уважение
    к другим языкам и тем, кто на них говорит, терпимость
    к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным
    различиям, деликатное отношение к представителям всех
    этнокультурных групп, признание возможности равноправного
    существования «другого». Среди основных направлений
    воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть
    открытым для понимания многообразия культур и истории других
    народов.
    Учеными выявлены определенные тендерные различия среди
    школьников при проявлении толерантности: наибольшую склонность к ней
    проявляют школьницы-подростки. Отмечена также возрастная динамика
    движения подростков к приятию толерантности.
    Для поликультурного воспитания неприемлема идея
    абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но
    и социально опасна, поскольку предполагает воспитание
    предельного конформизма или готовности поступиться принципами
    толерантности. Между тем, у подростков надо воспитывать активное
    неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.
    Основным показателем успешности поликультурного
    воспитания является открытость личности иным этнокультурным
    ценностям, что означает, в первую очередь, уважительное
    отношение к людям другого образа жизни и поведения, видение
    в культурном многообразии источник общественного блага,
    готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.
    Дж. Бэнкс [6] выделяет четыре группы результатов,
    которые обеспечивает поликультурная педагогика:
    равные возможности обучения;
    осведомленность о многообразии культур;
    поликультурность программ обучения;
    вхождение в социум на равных, независимо от
    этнической принадлежности.
    В мировой науке проведены перспективные
    исследования по определению критериев эффективности поликультурного
    воспитания. Можно сослаться в этой связи на сформулированные
    американским ученым К. Грантом уровни приобретаемой в результате
    образования поликультурной воспитанности (компетенции).
    Таблица
    Уровни поликультурной воспитанности
    Первый уровень
    Второй уровень
    Третий уровень
    Осведомлённость
    и понимание
    Оценка и согласие
    Убеждённость и защита
    Осведомлённость о собственных
    этногруппе, расе и пр.
    Содействие социальной
    справедливости
    Проектирование, реализация
    и оценка поликультурного опыта
    Понимание общественного
    неравенства
    Содействие развитию чувств
    единения
    Реалистичное и критическое
    отношение к социальной действительности
    Осведомлённость о способах
    закрепления социальными институтами дискриминации
    и предубеждений
    Принятие культурного плюрализма.
    Содействие развитию положительной «Я-концепции»
    Действия для положительных
    социальных изменений. Готовность к решению
    расово-социальных проблем
    Приобретение знаний об иных
    культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы,
    верования. Накопление соответствующего опыта решения проблем
    Освобождение от стереотипов.
    Приобретение поликультурного образования. Интергупповое
    межкультурное обучение
    Использование личного опыта при
    анализе культурной дискриминации. Активное включение
    в демократическое решение социокультурных проблем
    Методики выявления результатов
    и эффективности поликультурного воспитания формулируют
    и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика:
    первый этап — опросы, анкетирование,
    рейтинговые оценки, наблюдения;
    второй этап — тестирование, проигрывание
    проблемных ситуаций;
    третий этап — самооценка, анализ
    деятельности;
    четвертый этап — выделение
    индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном
    социуме.
    Любопытный эксперимент по апробации
    показателей, уровней и оценки результатов поликультурного
    воспитания провёл В. А. Ершов [3]. Показателями
    педагогической эффективности служили знания о поликультурной
    среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям
    поликультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы
    три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний,
    низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на
    высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить
    глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из
    рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на
    ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания
    о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно
    эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей,
    в поведении проявляются националистические тенденции.
    Таким образом, «замеры» успешности
    поликультурного воспитания могут быть сделаны по степени освоения
    гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур,
    осмысления общности культур, воспитания уважения к родной,
    общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений
    межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение
    осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний,
    а также посредством психологического мониторинга с помощью
    бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества
    учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных
    ситуаций, и рейтинга.
    Литература:
    Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность.
    Введение в проблему [Текст] / С. К. Бондырева,
    Д. В. Колесов. — М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. —
    240 с.
    Джуринский А. Н. Педагогика
    в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. —
    106 с.
    Ершов В. А. Поликультурное образование
    в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней
    школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 185
    с.
    Зорин В. Ю. Национальная политика
    в России: история, проблемы, перспективы [Текст] /
    В. Ю. Зорин. — М.: ИСПИ, 2002. — 284
    с.
    Собкин В. С. Толерантность
    в подростковой и молодёжной среде. Труды по социологии
    образования [Текст] / В. С. Собкин. — М.: Центр
    социологии и образования РАО, 2004. — 223 с.
    Banks J. Multiethnic Education:
    Theory and Practice. — Boston,
    1981.
    Lee J.,
    Warner R. L. Multiculturalism and Multicultural
    Education in USA: Theory and Pedagogy // Public Policy and Politics
    in Sakhalin, Russia and Oregon. —
    Oregon State
    University, 2004.

  4. Karisar Ответить

    1)Переведите число 87(10) в двоичную систему
    2)перевести число 101001? в десятичную систему исчисления
    3)выполнить сложения в двоичной системе счисления 100011?+1101?
    Полным решением все номера.спасибульки :3
    Помогите!!!
    Надо написать орфограммы, к каждому слову и объяснить и проверочное слово!!!!
    З_гадочное, пр_роды, бе_конечное, (р_зно)_бразие, пр_чудливые, соч_тания, леде(н, нн) ые, кора(л, лл) ы, р_стительные, напом_нающие, пап_ротники, к_(л, лл) ейдоскопе, в-зможные, комб_наций, обр_зец, в_логодских, круж_вниц.
    Аз,каз,ык,іл,таз,ыза,?ол ,ла?,тал, с этил слогов нужно составить слова
    Установить, при каком значении x равны значения выражений:
    1) 2x/3 и 3x-7
    Помогите решить всего одно.
    Только это. Остальное я уже сама решу. Просто чтоб понять как решается
    часть речи которая указывает на предметы но не называет всего. А) имя числительное. Б) имя существительное. В) глагол.Г) имя прилагательное. Д) местоимение. Помогите пожалуйста
    на манеже какой падеж и склонение
    придумайте предложение с фразеологизмом пруд пруди
    T=0,5мин R=2м U=? a=?
    загадки На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
    расстояние между городами на карте 2см масштаб карты 1:5000000см найдите расстояние местности

  5. OneGuy Ответить

    Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке.
    Прогресс, экономика, новые компьютерные системы
    – все на службе человека. Казалось бы, жизнь
    должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
    Но в современном обществе активный рост
    агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
    Наверное следует вернуться в историю развития
    человеческого общества, т.е. государств, которые
    разделены границами и режимами между собой. И
    часто они противостоят друг другу. У каждого
    государства – своя культура. Прогресс,
    достигнутый человечеством в различных областях,
    не привел к полнейшему взаимопониманию между
    людьми. По прежнему сильно стремление к
    абсолютному господству, уничтожению
    независимости. Это видно не только на уровне
    внешней и внутренней политики государств, но и
    повседневном межличностном общении. Массовое
    уничтожение, убийства, потоки беженцев стало
    реально. И это страшно.
    Особенно сильное воздействие на человеческое
    сознание оказывают различные формы конфронтации
    на этнической почве. Толерантность – ключевая
    проблема для всего мира, существенная
    составляющая свободного общества и стабильного
    государственного устройства.
    Нестабильность общества особо затрагивает
    молодежь, которая в силу возрастных способностей
    свойственен максимализм, стремление к быстрым
    решениям социальных проблем.
    Среди подростков виден рост подростковой
    преступности; растет количество молодежных
    антиобщественных организаций, в частности,
    носящих экстремистский характер, куда
    вовлекается неискушенная молодежь.
    Мне кажется, что толерантность является той
    культурной направленностью, отношением
    личности, которая проживает в мире и согласии, в
    стране, семье, школе, классе. Следовательно, это
    предполагает наличие у каждого таких
    человеческих качеств, как ответственность,
    доброжелательность, сдержанность, терпимость.
    Мне хочется показать различные суждения по
    поводу толерантности. К сожалению, дух
    нетерпимости к другой культуре, образу жизни,
    верованиям, привычкам продолжает существовать в
    обществе. Не является исключением и школа.
    Хочется рассказать о развитии этнической
    политики в школе. Толерантности и его
    производным отводится главное место при решении
    проблемы развития культуры межнациональных
    отношений.
    Так что же такое толерантность?
    В краткой философской энциклопедии это слово
    латинского происхождения “tolerantia” – терпение –
    терпимость к иного рода взглядам, нравам,
    привычкам.
    Толерантность необходима по отношению к
    особенностям различных народов, наций и религий.
    Она является признаком уверенности в себе и
    сознания надежности своих собственных позиций,
    признаком открытого для всех идейного течения,
    которое не боится сравнения с другими точками
    зрения и не избегает духовной конкреции.
    Я считаю, что толерантность способна к
    установлению и поддержанию общения с людьми.
    Слово “толерантность” имеет почти одинаковый
    смысл в различных языках: в английском –
    готовность быть терпимым; во французиком –
    отношение, когда человек думает и действует
    иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению
    к другим великолепным; в арабском – милосердие,
    терпение, сострадание; в русском – умение
    принять другого таким, какой он есть.
    Недаром была принята Декларация принципов
    толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября
    стал Международным днем толерантности. 31 декабря
    1999 г. Россия приняла план мероприятий по
    формированию установок толерантного сознания и
    профилактике экстремизма в нашем обществе. Без
    формирования толерантности движение к
    цивилизованному обществу невозможно. Может ли
    школа препятствовать распространению
    националистических и расистских настроений.
    Ответ один: да. Именно школа является одним из
    важнейших институтов воспитания такого качества
    нравственного аспекта как толерантность.
    Главный документ в работе школы по данному
    вопросу является Программа “Формирование
    установок толерантности сознания и профилактики
    экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В
    Программе – это терпение друг к другу, к другому,
    который не похож на тебя. Это чувство принятия
    другого человека, других мнений, имеющих такое же
    право на существование. Разнообразие людей
    украшает и обогащает жизнь.
    Конфликт – это нормальный процесс, который
    надо уметь решать конструктивно. Для демократии
    очень важна социальная ответственность каждого
    человека осмысленно следовать моральным нормам
    при принятии решений.
    Принципы толерантности
    По сферам проявления толерантность различают
    по следующим направлениям.
    Политическая толерантность – терпимость к
    людям других политических взглядов, уважение к
    иным политическим позициям, признание права на
    свои политические направления.
    Научная толерантность – терпимость к другим
    точкам зрения в науке, допущение разных теорий и
    научных школ.
    Педагогическая толерантность – терпимость к
    собственным детям, учащихся, умение понять и
    простить их несовершенства.
    Административная толерантность – умение
    руководить без нажима и агрессии.
    Так как же трактуют вопрос о толерантности в
    современной отечественной педагогике,
    психологии, социологии. В психологии считают, что
    толерантность – это свойство биологической или
    социальной системы, принятия другой системы или
    ее элементов. В социологии, что толерантность –
    “культурная” направленность, где в основе лежит
    понимание уникальности своей группы и
    предпочтение собственных этнокультурных
    ценностей.
    Согласно Декларации принципов толерантности,
    утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это
    добродетель, которая делает возможным
    достижения мира и способствует замене культуры
    войны культурой мира. Это утверждение и
    признание многообразия культур нашего мира, форм
    самовыражения и способов проявления
    человеческой индивидуальности. В педагогической
    литературе – это решение проблемы развития
    культуры межнациональных отношений. Например,
    Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет
    толерантности”, “мировоззрение
    толерантности”, “толерантное поведение”.
    Впервые поднял вопрос о толерантности в
    контексте проблемы межнациональных отношений
    академик, директор Института этнографии и
    антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о
    необходимости “межнациональной
    толерантности”. По его определению
    “толерантность – это личностная или
    общественная характеристика, которая
    предполагает осознание того, что мир и
    социальная среда – многомерны и следовательно
    взгляды на этот мир различны и не могут и не
    должны сводиться к единообразию или в чью-то
    пользу”. Он определил, что толерантность
    выражается на психологическом уровне (как
    внутренняя установка и отношение личности и
    коллектива) и политическом уровне (как действие
    или осуществленная норма).
    Психологический уровеньа) добровольный
    индивидуальный выбор;
    б) приобретается через
    воспитательнуюинформацию;
    в) личный жизненный опыт.
    Политический уровеньа) активная позиция
    намеренного невмешательства;
    б) добровольное согласие на взаимную терпимость
    разных и
    противодействующих в несогласии субъектов.
    Наиболее точное в современной отечественной
    педагогике трактовка толерантности, у Б.З.
    Вульфова в книге “Воспитание толерантности:
    сущность и средства” Это способность человека
    (или группы) сосуществовать с другими людьми,
    которым присущи иные менталитет, образ жизни”.
    Под процессом воспитания он подразумевает
    создание пространства взаимодействия с другими
    по взглядам или поведению людьми, их
    сообществами.
    Современная педагогика подчеркивает, что в
    настоящее время объективная реальность
    заставляет больше внимания уделять развитию
    культуры межнациональных отношений у
    школьников, следовательно, необходима
    этническая толерантность, то есть принятие
    внутренней установки личности относительно
    ценностей, культурных особенностей других
    этнических групп, готовность к межэтническим
    контактам. Этническая толерантность считается
    доминантой культуры межнациональных отношений.
    Развивать ее как направленность личности
    следует в процессе образования, создавая условия
    для конструктивного взаимодействия с
    представителями иных этносов.
    Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе
    “Многокультурное образование” выделил
    следующие уровни развития толерантности в
    образовании.
    I. Обучение толерантности.
    Развитие у ученика, учителя терпимости в
    отношении культурных особенностей других
    этносов.
    Формирование готовности допускать в их оценке
    отклонения от признанных в обществе стандартов.
    II. Изучение и поддержка другой культуры.
    Путем понимания и принятия культурного
    плюрализма, больше узнать о культуре другой
    этнической группы, лучше понять ее, то есть
    учитель и ученик переходят к следующему уровню
    многокультурности.
    III. Уважение культурных различий.
    Cтановление личности, предполагающей высокую
    оценку другой культуры.
    IV. Утверждение культурных различий.
    Уровень поликультурного образования и
    культурного становления. Это утверждение
    учителя и ученика в процессе деятельности. На
    этой стадии к ним приходит понимание
    необходимости активной позиции.
    Отсюда можно сделать вывод, что наиболее
    эффективным способом формирования
    толерантности является воспитание, которое (если
    назвать его толерантным воспитанием)
    способствует формированию у детей навыков
    критического осмысления и выработки суждений,
    независимого мышления. Учащиеся учатся
    проявлять терпиость – значит признают то, что
    люди различаются по интересам, положению, по
    внешнему виду и обладают правом жить в мире,
    сохраняя свою индивидуальность. При этом следует
    поговорить о личности толерантной и
    интолерантной. В современной психологической
    литературе это весьма условно, так как каждый
    человек в своей жизни совершает и толерантные и
    интолерантные поступки. Но склонность вести себя
    так или иначе могут стать устойчивой личностной
    чертой. В психологии рассмотрели основные четры
    и отличия:
    1. Знание самого себя.
    Толерантные людиОтносятся к
    себе критически, сами стараются разобраться в
    своих проблемах в своих достоинствах и
    недостатках.
    Интолерантные люди.Замечают
    у себя только достоинства, обвиняют других.
    2. Защищенность.
    Толерантный человек уверен в себе;
    убежден, что справится со всем. Это важное
    условие для формирования толерантной личности.
    Опасается своего социального окружения
    и самого себя: во всем видит угрозу.
    3. Ответственность.
    Толерантный человек не
    перекладывает ответственность на других, сам
    отвечает за свои за свои поступки.
    Интолерантный человек считает, что
    происходящие события от него не зависят,
    следовательно снимает с себя ответственность за
    происходящее вокруг. Он считает, что ни он
    причиняет зло, а ему вредят.
    4. Потребность в определении.
    Толерантные люди сами стремятся к
    работе, творчеству; сами стремятся решить свои
    проблемы.
    Интолерантные люди отодвигают себя на
    второй план (только не я).
    5. Способность к эмпатии
    (способность формировать верные суждения о
    других людях).
    Толерантный человек может правильно
    оценить и себя и интолерантного человека.
    Интолерантный человек оценивает
    окружающих по своему образу и подобию.
    6. Чувство юмора.
    Толерантный человек способен
    посмеяться над собой.
    Интолерантный человек не обладает
    чувством юмора, мрачен и апатичен.
    7. Авторитаризм
    Толерантный человек предпочитает жить
    в демократическом, свободном обществе.
    Интолерантный человек предпочитает
    жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
    Следовательно, вывод можно сделать такой:
    толерантный путь – это путь человека, который
    хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в
    окружающей среде, понимает других людей, всегда
    готов прийти на помощь, с доброжелательным
    отношением к иным культурам, взглядам и
    традициям. А инвариантный путь – это путь
    человека, который думает о своей
    исключительности, с низким уровнем
    воспитанности, чувством дискомфорта
    существования в социальной среде, желанием
    власти, неприятия иных культур, взглядов и
    традиций.
    Роль учителя при этом очень высока. Учитель
    может и должен:
    воспитывать в духе мира;
    признавать способности каждого и уважать
    чувство и позицию каждого;
    быть примером для детей;
    уметь слушать;
    поддерживать эмоциональные привязанности;
    развивать у учащихся чувство взаимного
    расположения;
    давать возможность учащимся самостоятельно
    решать проблемы;
    избегать жестких иерархических отношений;
    не допускать проявлений авторитаризма;
    поощрять совместную деятельность.
    Проводя классный час по толерантности с целью
    закрепления полученных знаний о чертах
    толерантности, я разделила их на две группы,
    чтобы дать подросткам возможность оценить
    степени толерантности. И ребята довольно
    правильно оценили толерантного и интолерантного
    человека, назвав такие черты как:
    чувство юмора; непонимание;
    доброжелательность; равнодушие;
    гуманизм; агрессивность;
    хорошее отношение к другим людям; высокомерие;
    умение владеть собой; безразличие;
    уважение мнения других; раздражительность;
    терпение; непонимание противоположных
    доверие; взглядов, обычаев.
    желание вместе делать что-то.
    Задания могут быть разные: учащимся сравнить
    представление о себе с портретом толерантной
    личности; может создать представление о
    толерантной личности одного из членов группы.
    Главное ребята поняли, что толерантный человек и
    интолерантный человек – это две
    противоположности и в человеке, как частичке
    этого безграничного мира, также уживается добро
    и зло, правда и ложь, активность и пассивность,
    доброта и жесткость, свобода и независимость.
    Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице
    активен, люблю один предмет, не понимаю другой.
    Все течет, все изменяется. И в различных
    жизненных ситуациях оказываются
    востребованными как позитивные, так и негативные
    качества. Ведь не бывает в жизни идеального
    человека. Важно стараться принимать себя и
    других, какие они есть, опираясь при этом на то
    хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог
    должен помочь ребенку отыскать то, что является
    его наивысшим достижением, и так как каждый
    человек является носителем только ему присущих
    индивидуальных позитивных качеств, то эти
    наивысшие достижения помогут ему выстоять в
    любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку
    решить его проблему, которая мешает ребенку
    свободно двигаться в нужном направлении и дает о
    себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до
    наших воспитанников, что мир, окружающий нас
    разнообразен, а человек, как его частичка,
    многообразен. И чем богаче внутренний мир
    человека, тем интереснее жить.
    Применение различных приемов на практике
    предполагает наличие гуманной позиции учителя,
    по отношению к детям; большую степень
    доверительности в отношениях, их принятие и
    поддержку. Любая педагогическая ситуация
    рождает новые приемы, а учитель использует те
    приемы, которые соответствуют его
    индивидуальному стилю.
    Хочется вернуться к вопросу о развитии
    этнической толерантности в школе- как доминанте
    культуры межнациональных отношений, как
    исторически наша страна складывается, как
    сообщество разных этносов, культур и религий. В
    современных условиях происходит рост
    национального самосознания этносов. В обществе
    появилась тенденция к межэтническому
    обособлению, часто переходящему в национальную
    непримиримость. Государство уделяет особое
    внимание развитию культуры межнациональных
    отношений, улучшению этнических
    взаимоотношений.
    Предлагается проводить работу по развитию
    этнической толерантности по следующим
    направлениям:
    урочная работа – национально-региональный
    компонент содержания образования, который
    представляет систему знаний, способов
    деятельности и ценностей, которые обеспечивают
    развитие этнической толерантности;
    внеурочная работа – специалисты предлагают
    ввести специальный курс, который выполнит ту же
    задачу, что и урочная работа, но более объемную т.
    К. располагает большим временем.
    Реализовать эти два направления они предлагают
    при помощи известных педагогических технологий:
    тренинг общения. Это вид групповой
    психологической работы, которая направлена на
    приобретение знаний, умений и навыков для
    успешного общения в различных сферах
    жизнедеятельности, в том числе в межэтническом
    взаимодействии. Участвуя в практическом
    тренинге в ситуациях общения, которые
    воспроизводятся в группе, ученик лучше видит
    свои ошибки. Он помогает учащимся:
    а) овладеть социально-психологическими
    знаниями
    по культуре межнациональных
    отношений;
    б) обучает индивидуализированным приемам
    взаимодействия с людьми различных
    национальностей;
    в) способствует правильной оценке себя и
    окружающих, в том числе и представителей других
    национальностей;
    г) через диагностику и коррекцию личностных
    качеств и умений школьников способствует снятию
    барьеров, которые мешают реальному
    межэтническому общению.
    Если тренинг индивидуальный, то можно дать
    такое задание. Например, есть ли в классе (группе)
    ребята, которые принадлежат к различным
    этнокультурным группам и выразить свое
    отношение. Пусть они проанализируют свой
    жизненный опыт и опишут причины, которые
    способствовали возникновению и формированию
    отношений (даже если они негативные). Что помогло
    (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный
    тренинг – как одна из форм представляет собой
    самоподготовку, которая дает эффективный
    результат, так как вызывает интерес у ребят. Но
    групповой тренинг (так и хочется назвать КУД)
    коллективная учебная деятельность представляет
    более высокий уровень,
    социально-психологической подготовки, где
    специальные психологические упражнения
    одновременно являются способом диагностики и
    фактором развития этнической толерантности в
    группе. Эта технология применяется с целью снять
    напряжение, раскрепощение выявление лидера (это
    перед началом тренинга). Самым известным
    тренингом является ролевая игра, учащиеся
    усваивают общественный опыт самоуправления
    поведения.
    Направленность на развитие этнической
    толерантности осуществляет за счет подбора
    содержания. Профессор Г.Д. Дмитриев, который
    создал теорию “Многокультурное образование”
    предлагает в старших классах ролевую игру.
    Учащиеся делятся на две группы, участники
    которых говорят не только на разных языках, но
    имеют много различий в поведении, жестах,
    традициях, устоях, которые затрудняют общение
    друг с другом. Игра позволяет участникам:
    приобрести практический опыт пребывания в иной
    этногруппе;
    проанализировать свои стереотипы;
    критически оценить уровень своей
    толерантности.
    А самая новейшая педагогическая технология,
    которая сейчас широко используется в Европе,
    особенно в Англии – это психодрама (социодрама).
    Это социально-психологический театр, в котором
    отрабатывают умение чувствовать ситуацию в
    коллективе, оценивать и изменять состояние
    человека, умение войти в контакт с человеком
    другой национальности. Данная технология
    эффективна для подростков; так как в игре они
    воспроизводят образ другого, возвращаются в свою
    роль, усиливают конкретизируют некоторые
    характеристики другого, стараются показать
    этнокультурные различия, и главное –
    допускается “проигрывание конфликтных
    ситуаций. Эти предложенные педагогические
    технологии в основном реализуются во внеурочное
    время. На уроке учитель может развивать
    этническую толерантность за счет использования
    активных методов обучения, которые повышают
    активность учащихся на уроке и способствуют осознанному
    изучению материала, составляющего содержание
    национально-регионального компонента.
    Образование – это может быть элемент
    проблематики. (В чем сходство? В чем различие? Что
    общего?).
    письменные проекты как индивидуальные, так и
    групповые, домашние творческие работы;
    устные сообщения учащихся;
    работа в парах, группах;
    выпуск школьной газеты;
    составление кроссвордов.
    При этом использование “национального”
    решения, национальных мотивов, традиционных
    национальных иллюстраций. Посещение этнического
    музея, выставок декоративно-прикладного
    творчества, что вносит разнообразие в учебную
    деятельность и оказывают положительное влияние
    на эмоциональное отношение учащихся к культуре
    других народов.
    И, подводя итоги, мне хочется несколько слов
    сказать по поводу дальнейшего развития
    толерантности в школе, в нашем обществе.
    Толерантность – это уважение, принятие и
    понимание богатого многообразия мировых культур
    т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни;
    воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и
    демократии. Выполнение Программы должно
    привести к укоренению духа толерантности,
    развитию у учащихся черт толерантной личности,
    способной понимать и применять важнейшие
    принципы толерантности в повседневной жизни,
    уметь предупредить конфликты и разрешить их.
    Предполагаемый результат педагогической
    деятельности – самоактуализирующаяся личность,
    которой присущи:
    принятие себя и других людей таких, какие они
    есть;
    установление доброжелательных отношений с
    окружающими;
    способность к глубокому пониманию жизни;
    активное восприятие действительности и
    способность хорошо в ней ориентироваться;
    развитие творческих способностей;
    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
    способность брать на себя ответственность;
    приложение усилий для достижения поставленных
    целей.
    Вывод: Говоря о концепциях модернизации
    российского образования, следует сказать, что
    толерантность укореняется в школе, формирует
    отношения к ней как к важнейшей ценности
    общества, т.к. развивает у учащихся черты
    толерантной личности с целью воспитания чутких и
    ответственных граждан, открытых восприятию
    других культур, способных ценить свободу,
    уважать человеческие достоинства и
    индивидуальность.
    Толерантность – это активная нравственная
    позиция и психологическая готовность к
    терпимости во имя позитивного взаимодействия
    между этносами, социальными группами, во имя
    позитивного взаимодействия с людьми другой
    культурной, национальной, религиозной или
    социальной среды.
    Литература:
    1. Сафонова В.В. “Изучение языков
    международного общения в контексте диалога
    культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.
    2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс.
    Энциклопедия, 1994 г.
    3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности,
    сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
    4. Декларация принципов толерантности.
    Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной
    конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
    5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики
    этничности в России”. М. 1997 г.
    6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное
    образование М. Народное образование 1999 г.
    7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие
    толерантности) Издательский дом “Первое
    сентября” № 39 2002 г.
    8. Громова Е.Л. “Развитие этнической
    толерантности в школе” Ульяновский университет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *