Почему в драматургии оперы князь игорь столь велика роль хоровых сцен?

7 ответов на вопрос “Почему в драматургии оперы князь игорь столь велика роль хоровых сцен?”

  1. TheTigerPlay Ответить

    Не менее тщательно он проработал существовавшие в то время печатные переводы «Слова…» – А. Мусина – Пушкина, А. Палицына, Л. Мея, А. Майкова и др. Ни один из переводов не устроил композитора, и он взялся за сочинение либретто к опере сам. Это неизбежно затягивало работу, однако давало Бородину прекрасную возможность повторить путь древних слагателей былин, создавших текст и музыку одновременно.
    Как известно, в самом тексте «Слова…» сошлись элементы двух религиозных воззрений – уходящего языческого (обращения к силам природы) и нового, христианского (взывание к единому Богу). Это «двуязычие» Бородин сохранил и в опере, причем не только в тексте, но и в ее интонационном строе [17, с. 190].
    По определению автора, «Князь Игорь» – эпическая русская опера, во многом близкая «Руслану и Людмиле» М.И. Глинки. В обеих операх сталкиваются 2 различные национальные сферы – русская и восточная. При этом основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных характеристик. Масштабы таких картин очень велики, особое значение имеют крупные хоровые сцены: пролог, половецкие пляски, финалы 1-го и 4-го действий. Как и у Михаила Ивановича Глинки, оперу обрамляют монументальные хоровые сцены – пролог и финал, где показаны основные качества народа, его поддержка главных героев оперы, тем самым народ выступает как активная сила истории. В традиционное для русской классической оперы сопоставление различных национальных культур Бородин вносит свойственное ему стремление к широкому симфоническому развитию, охватывающему огромные эпизоды, сцены, целые акты. Так возникает своеобразная музыкальная драматургия этой оперы, развертывающаяся точно страницы древней летописи [19, с. 345].
    Начиная оперу с величественного хора «Слава», Бородин не только показывал картину торжественных проводов Игоря с его дружиной в поход, но и подчеркивал монументальный тип оперы, оперы эпической. Ее главная идея была выражена уже в прологе и совпадала с основной идеей «Слова о полку Игореве» – прославления единства князей во имя Руси, утверждения чистых, идеальных, свободных от суетности характеров Игоря и Ярославны, преданных общенародному делу, любящих свою страну, народ и друг друга. Воплощая эти мысли в музыке, Бородин здесь же обнаруживает и большую общность с Глинкой в создании конкретных ситуаций, обнажающих человеческую сущность героев. Оттого эпическая, героическая музыка Бородина без какого-либо налета риторики и очень человечная [16, c. 101].
    Если сравнить тексты древнерусского оригинала, перевод Майкова и хора «Слава» из пролога оперы, то непременно обращает на себя внимание то, что и Майков и Бородин в своем свободном переводе «Слова» усилили момент славления при помощи многократного повтора слова «слава». Торжественный, величественный сурово-мужественный хор Бородина, написанный в трехдольном размере, раскачивающиеся интонации, которые можно сравнить с движением колокола. В тексте «колокольное раскачивание» проступает в виде повторов слова «слава», которых значительно больше, чем у Майкова, потому что слова и музыка у Бородина тесно слиты. Кроме того композитор внес в свой текст мотив не только славления князей, но и славления солнца, что было сделано им специально, ибо тут же, в прологе, наступает момент глубокого драматического перелома действия – сцена затмения солнца. Таким образом, начиная хор славой солнцу, Бородин усиливает в дальнейшем контраст света и наступившей тьмы. О тонкости, с которой композитор отнесся ко всем смысловым нюансам текста, свидетельствует количество повторов, отражающие точную иерархию: солнце и князь Игорь славятся три раза, Всеволод по прозвищу Буй-тур – два раза, младые князья, сын и племянник Игоря – один раз. Данный факт заслуживает упоминания потому, что помогает понять, как скрупулезно точен был композитор в работе над историческим материалом, как тщательно отобрано у него каждое слово, наполнено смыслом и в то же время как тесно связано с общим драматургическим развертыванием действия. Такая же абсолютная точность и в музыке: в соответствии текста и музыки, отражении драматургической ситуации в музыке, продуманности каждой интонации. При этом музыка Бородина отличается удивительной естественностью мелодического дыхания и редкостной красотой [16, с.101].
    Анализируя оперу, стоит отметить, что в «Князе Игоре» А.П. Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от М.И. Глинки. Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. А.П. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков. Таким образом, можно определить, что «Князь Игорь» – лирико-эпическая русская опера, где сталкиваются две различные национальные сферы – русская и восточная.

  2. Balladwyn Ответить


    Вспомним, как трактуется слово эпический:
    ЭПОС
    1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
    2) род литературный, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (свершившихся и вспоминаемых повествователем). Возникает в фольклоре (сказка, историческая песня, былина). Источник сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены.
    Талант Бородина необычайно многогранен — он был выдающимся композитором, крупным ученым-химиком, известным педагогом, активным общественным деятелем, успешно выступал как музыкальный критик. Таким же разносторонним было и его музыкальное дарование: «Талант Бородина, — писал В. В. Стасов, — равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
    Свою единственную оперу А.П.Бородин писал 17 лет. Это объясняется тем, что музыкой он занимался лишь в свободное от основной работы время (Бородин – учёный-химик), да и к сочинению оперы он подошёл с особой тщательностью – прежде чем браться за работу, собирал нужный материал, изучал историю того древнего времени.

    Слушаем Хор “Солнцу красному слава” из пролога. ВИДЕО ФРАГМЕНТ ИЗ ПРОЛОГА


    Слушаем: Ария князя Игоря. Видео фрагмент Ария князя Игоря
    Видео фрагмент из фильма-оперы “Князь Игорь”
    Совсем другим представлен образ хана Кончака, предводителя войска половцев. Он здесь хозяин, властелин. Его ария «О нет друг, нет князь, ты здесь не пленник мой…» нетороплива, в ней слышна уверенная поступь властного хана. Вместе с тем музыка в оркестре звучит достаточно мягко и бархатисто, что напоминает вкрадчивые шаги барса, подкрадывающегося к своей добыче. Удары тарелок имитируют звуки бряцанья оружия, удары клинка о клинок.
    Слушаем: Ария хана Кончака. Видео фрагмент из фильма-оперы
    Видео фрагмент из оперы
    Посмотрите взгляд современного автора на образ князя Игоря (по фильму-опере)

    Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь” (видео)
    Хор половецких девушек “Улетай на крыльях ветра” очень популярная музыка. Она часто звучит как отдельный концертный номер в выступлениях различных певцов. (смотри видео)
    Улетай на крыльях ветра
    Ты в край родной, родная песня наша,
    Туда, где мы тебя свободно пели,
    Где было так привольно нам с тобою.
    Там, под знойным небом,
    Негой воздух полон,
    Там под говор моря
    Дремлют горы в облаках;
    Там так ярко солнце светит,
    Родные горы светом заливая,
    В долинах пышно розы расцветают,
    И соловьи поют в лесах зеленых.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    Вопросы для контроля:
    1. Назовите жанр оперы «Князь Игорь»
    2. Объясните понятие «эпический».
    3. Назовите автора оперы «Князь Игорь».
    4. Почему композитор так долго работал над оперой – более 17 лет?
    5. Какое литературное произведение положено в основу сценария оперы «Князь Игорь»?
    6. На противопоставлении каких образов построена драматургия оперы ?
    7. Какие черты эпичности прослеживаются в музыке хора «Славься» из Пролога?
    8. Какие черты личности раскрываются в музыке арии князя Игоря?
    Какими средствами выразительности это подчёркивается?
    9. Каким рисует хана Кончака композитор? В чём противопоставляет образу Игоря?
    10. Какими выразительными средствами пользуется А.Бородин, чтобы передать
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    такие качества половцев, как сила, мощь, порывистость, напористость, воинственность в сцене Половецких плясок?

  3. Arisius Ответить

    Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
    Содержание:
    Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь».
    Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
    Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака).
    Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии).
    Обобщение по теме «Оперная драматургия».
    Музыкальный материал:
    А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия (слушание);
    С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина» (пение);
    Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины» (пение);
    М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны» (пение).
    Характеристика видов деятельности:
    Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
    Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах).
    Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.
    Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях.
    Понимать характерные особенности музыкального языка.
    Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах крупных произведений) разного смыслового и эмоционального содержания.
    Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного, (нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов.
    Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
    1 час
    Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественной истории. Ведь отношение к истории – важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:
    Два чувства дивно близки нам –
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва,
    Как … пустыня
    И как алтарь без божества.
    (Пепелище – здесь: родной дом).
    Древний литературный памятник «Слово о полку Игореве», повествующий о походе князя Игоря на половцев в XII веке, – «животворящая святыня» русской национальной культуры.
    На основе «Слова о полку Игореве» была написана одна из замечательных русских опер – «Князь Игорь». Её автор, композитор А. Бородин, стремился запечатлеть в своём произведении яркий национальный колорит и жизненную достоверность характеров, страстность и драматизм переживаний, образную многоликость Востока.
    Краткое содержание оперы
    Древнерусский город Путивль. Рать во главе с князем Игорем выступает в поход на половцев. Народ торжественно славит его. Внезапно землю окутывает мрак – начинается солнечное затмение. Боясь недоброго предзнаменования, народ и бояре отговаривают Игоря идти в поход; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене её брату Владимиру Галицкому, он ведёт дружину на битву с врагом.
    Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе со своей челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудошники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий леет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об её освобождении. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твёрдость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии. Все устремляются на защиту города.
    Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившемся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье появляется Игорь. Верный Овлур предлагает ему устроить побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется – не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищён воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как дорогого, почётного гостя. Хан даже готов отпустить его на родину, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберёт на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать. Собравшиеся половцы величают своего могущественного хана.
    С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда захмелевшие стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать её. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удаётся бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
    Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь в сопровождении Овлура. Видят их и ошеломлённые Скула и Ерошка. Только что они глумились над своим князем, попавшим в плен, – не избежать им теперь заслуженного наказания. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народу о возвращении князя. Хитрость удалась. На радостях гудошники прощены. Вместе с народом они приветствуют и славят Игоря.
    Обращаясь к «Слову о полку Игореве», Бородин отказался от многих повествовательных эпизодов летописи, введя ряд новых персонажей. Среди них князь Владимир Галицкий, разгульный и бесшабашный, мечтающий прорваться к власти ради благ и наслаждений. Его образ представлен в опере как полная противоположность князю Игорю, мужественному и бесстрашному воину и правителю Путивля. Скоморохи Скула и Ерошка также являются находкой композитора. В их образах комических фигур бродячих музыкантов дана яркая характеристика быта Древней Руси.
    Сам же Игорь, жена его Ярославна, хан Кончак – главные действующие лица оперы – присутствуют в летописи, хотя музыкальная трактовка этих образов в значительной степени подчинена оперному действию.
    Князь Игорь трактуется как представитель мирного народа, защищающего свою землю и плоды своих трудов. Хан Кончак возглавляет орду кочевников, живущих только за счёт захвата чужих богатств и порабощения соседних народов. Именно противопоставление этих двух фигур воплощает главную идею оперы, которая показана в столкновении двух лагерей: русских воинов, защитников своего отечества, и половцев, захватчиков и поработителей.
    Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы, где первое и четвёртое действия происходят в Путивле, а второе и третье в половецком стане. Таким образом обеспечивается необходимый контраст между двумя мирами, каждый из которых представлен и монументальными народными сценами, и яркими, жизненно достоверными характерами.
    Так, в Прологе оперы показан один из главных её мотивов – единение русского народа, поднявшегося на врага. Мощный начальный хор «Слава» представляет монументальное хоровое полотно, пронизанное глубоким и торжественным патриотическим чувством.
    Такой Пролог, помимо необходимого начального пафоса, обнаруживает ещё одно важное свойство оперы «Князь Игорь» как произведения эпического. Всё, чем живёт русский народ, всё, что происходит в стане половцев, показывается через масштабные хоровые сцены.
    Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия: вступительный хор «Слава» даёт первоначальный образ русского народа, хор девушек из первого действия звучит как жалоба людей на пьяные бесчинства Галицкого, завершающий первое действие хор бояр «Мужайся, княгиня» показывает тревогу путивлян по поводу разгрома Игорева войска и взятия в плен самого Игоря, скорбный хор поселян из последнего действия показывает страдания народа в разорённой, разграбленной стране, а хоровой финал возвещает нам о возвращении князя Игоря из плена и о той огромной радости, какую испытывают жители Путивля.
    В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Бородин, как истинный художник, не только наделил половцев воинственными чертами, но и придал их музыкальным характеристикам черты поэтической нежности.
    Безмятежно и спокойно звучит хор половецких девушек в начале второго действия, ярко контрастируя с только что отгремевшим батальным окончанием первого. Они поют о родной земле, с которой разлучены. Нежно и томно звучание хора половецких невольниц, завершающего второе действие.
    Вопросы и задания:
    Можно ли считать оперу «Князь Игорь», наряду с летописью «Слово о полку Игореве», культурным историческим памятником?
    Всегда ли совпадает содержание литературного первоисточника и либретто, лежащего в основе оперного произведения? Какие персонажи были специально введены А. Бородиным в либретто оперы «Князь Игорь»? С какой целью?
    Что позволяет говорить об опере «Князь Игорь» как об эпическом произведении?
    Каково композиционное строение оперы «Князь Игорь»? Чем это обусловлено?
    В каких известных вам операх русских композиторов противопоставление различных образных сфер также стало основой музыкальной драматургии?
    Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен? Назовите хоры, которые во многом определяют драматургию данного произведения.
    Каким предстаёт Восток в хоре «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы?
    2 час 
    Ярко и выпукло обрисованы в опере главные её персонажи. Как обычно в оперном жанре, музыкальная характеристика героев осуществляется в сольных номерах – ариях, ариозо, каватинах.
    Князь Игорь – главное действующее лицо оперы – получает многогранную характеристику уже в Прологе, где он обращается к своему войску: «Идём на брань с врагом Руси! Идём на ханов половецких!» Отвага и незаурядное мужество Игоря ещё более раскрываются нам после сцены солнечного затмения, о котором в «Слове о полку Игореве» говорится как о дурном предзнаменовании:
    Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла …
    Вспала князю эта мысль на ум –
    Искусить неведомого края,
    И сказал он, полон ратных дум,
    Знаменьем небес пренебрегая:
    «Копие хочу я преломить
    В половецком поле незнакомом,
    С вами, братья, голову сложить
    Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
    (Поэтический перевод Н. Заболоцкого).
    Дурное предзнаменование небес сбылось: поход оказался неудачным, дружина Игоря после трёх дней неравной битвы была разбита, а сам Игорь попал в плен к половцам.
    Однако военное поражение не сломило дух Игоря. Не случайно его главная ария – своеобразный музыкальный портрет – звучит во втором действии, когда Игорь уже находится в плену. Замечательные свойства его натуры – бесстрашие, мужество, воля к свободе – раскрываются в арии с полной силой, рисуя образ человека глубоко незаурядного, подлинного национального героя.
    И рядом с этим бесстрашием, несгибаемым мужеством, вызывающим восхищение даже у врагов, обнаруживается другая – нежная, лирическая – сторона его натуры. Она связана с обращением к Ярославне, милой далёкой подруге, которая единственная только и способна понять и простить князя.
    Лирический раздел арии поднимает образ Игоря на новую высоту подлинной человечности: мы видим не плакатного героя, неустрашимого и безудержно смелого, а живого человека, страдающего и тоскующего.
    И почти рядом с арией князя Игоря композитор помещает арию хана Кончака – главного противника русского князя. Кончак предстаёт как воинственный и жестокий поработитель: «Немало вражьей крови мечом я этим пролил; не раз в боях кровавых ужас смерти сеял мой булат». И в то же время он способен проявить великодушие и восхищение мужеством князя Игоря.
    Умение по достоинству оценить высокие качества противника придают образу Кончака большую объёмность: перед нами не просто коварный и своенравный восточный владыка, но умный и по-своему тонкий человек, способный на благородные поступки.
    Образ Ярославны, жены Игоря, представляет собой один из прекрасных женских образов русского искусства. Нежность и верность, сила и мужество, твёрдость характера и глубокий патриотизм – все эти качества рисуют достойную подругу и соратницу мужественного князя. В отсутствие Игоря Ярославна осталась в Путивле как олицетворение законной власти и справедливости: она оказалась способной и на решительный отпор бесчинствующему князю Галицкому, и на мужественные действия в сцене обороны Путивля. И всё же полнота её образа особенно раскрывается в начале четвёртого действия, которое начинается с «Плача Ярославны».
    В этом фрагменте Бородин использовал неизменённый текст летописи «Слова о полку Игореве», сохранив всю глубокую поэтичность горестного высказывания Ярославны.
    Слушая оперу «Князь Игорь», знакомясь с её сюжетом, с последовательностью хоровых эпизодов и сольных номеров, мы видим, как глубоко отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес.
    В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы.
    И в результате перед нами открывается широкая и полная неисчерпаемых богатств музыкальная картина, дающая высокое обобщение избранного сюжета. Мы постигаем его не только в цепи определённых событий, которые можно пересказать словами, но как эмоционально насыщенное повествование, где глубоким сопереживанием охвачено всё – от человеческого поступка до картины природы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу. Ведь и сегодня жизнь требует от нас незаурядного мужества и бесстрашия, и сегодня, как и в былые времена, мы тревожимся о наших близких и оплакиваем погибших. Всем нам небезразлична судьба страны, в которой мы живём.
    Поэтому образы оперы «Князь Игорь», взывающей к героическим страницам отечественной истории, её глубокая и выразительная музыка, обращённая к лучшим началам в человеке – патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, – всегда вызывают отклик у людей своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.
    Вопросы и задания:
    Почему для образной характеристики главных действующих лиц оперы «Князь Игорь» А. Бородин использует жанр арии?
    Как вы думаете, почему важнейший драматургический эпизод оперы – ария князя Игоря – звучит именно во II действии? В чём заключается многогранность характеристики образа главного героя?
    Каким предстаёт хан Кончак в его арии – только ли воинственным и жестоким поработителем?
    Какие замечательные качества женского образа запечатлел Бородин в плаче Ярославны? По какому музыкальному признаку мы отчётливо узнаём родство и близость образов князя Игоря и Ярославны?
    Считаете ли вы, что опера «Князь Игорь» близка и понятна нашему современнику? Почему?
    На основании изучения оперных произведений постарайся обобщить: что образует оперную драматургию? Аргументируйте ваш ответ.
    В Дневнике музыкальных наблюдений нарисуйте свою иллюстрацию к опере «Князь Игорь».
    Вопросы для самостоятельной работы по опере А. Бородина «Князь Игорь»:
    Кто предложил Бородину в качестве сюжета оперы «Слово о полку Игореве»?
    О событиях какой эпохи рассказывает этот памятник старины?
    Какая идея лежала в основе «Слово о полку Игореве»?
    Кто написал либретто оперы?
    Что Бородин добавил в свою оперу?
    Какие особенности таланта Бородина проявились в опере?
    Определите жанр оперы Бородина.
    Перечислите главных героев оперы с указанием певческого голоса.
    В опере показано противопоставление двух лагерей. Назовите их.
    Какие действия оперы посвящены показу русского лагеря, а какие – половецкого?
    Попробуйте назвать главные черты героев оперы: Князь Игорь, Ярославна, Владимир Галицкий, хан Кончак.
    В каких оперных номерах особенно ярко раскрыты черты этих характеров?
    В каком фрагменте оперы звучат знаменитые слова: «О, дайте, дайте мне свободу»?
    Сколько лет ушло у Бородина на осуществление замысла этой оперы? Успел ли он её завершить?
    Кто закончил оперу?
    Это интересно:
    Либретто: либретто композитора (при участии В. В. Стасова).
    Сюжет: «Слово о полку Игореве».
    Впервые на сцене: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1890 год.
    Время действия оперы: 1185 год.
    Место действия: город Путивль и стан (военный лагерь) половцев.

  4. Bajora Ответить

    В 1869 Стасов предложил сюжет «Слова о полку Игореве».
    Стасов помогал как большой знаток истории и древнерусской литературы.
    По его совету, чтобы оттенить образ Игоря, Бородин ввел фигуру князя Галицкого, олицетворявшего стихию княжеских раздоров.
    Сюжет пришелся по душе.
    Чтобы проникнутся духом старины, побывал в окрестностях Путивля.
    Изучал исторические источники.
    Текст и музыка сочинялись одновременно.
    Писал 18 лет, но не завершил.
    Глазунов по памяти написал увертюру, по эскизам – некоторые эпизоды.
    Римский-Корсаков оркестровал.
    Премьера прошла с успехом в 1890 в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
    Своим эпическим складом «Князь Игорь» близок «Руслану», на что указывал сам Боролин.
    Вместе с тем это реальная историческая опера.
    Бородин следует за изложением подлинника.
    Иногда текстуально воспроизводит некоторые эпизоды «Слова».
    Например, «Плач Ярославны».
    Или заключительные строки – вошли в Пролог.
    Образы лишены сложной проработки характера.
    Они даны в обобщенном аспекте, который диктовался отдаленностью исторической перспективы.
    Но воспринимаются как живые люди.
    Сущность метода:
    речитативный стиль был не по нутру,
    тяготел к пению, кантилене;
    любил формы широкие, законченные;
    считал, что в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места;
    все должно быть написано крупным штрихом, ярко, ясно, практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом;
    голоса должны быть на первом плане, оркестр – на втором.
    Облик персонажа раскрывается в типической ситуации, раскрывающей постоянные свойства данного лица (а не в процессе развития).
    У Игоря это – тягостное раздумье о судьбе родины.
    У Ярославны – печаль по Игорю.
    У Галицкого – хмельное веселье.
    У Кончака – упоение властью.
    Характер каждого лица четко рисуется в сольном номере.
    То есть ария служит основным средством психологического раскрытия образа.
    Арии очень разнообразны по форме.
    Ария Игоря – развернутый монолог с чертами речитатива и напевной мелодики.
    Ария Галицкого – песня народно-жанрового колорита.
    «Плач Ярославны» – строфическое построение с рефреном, интонационность которого близка народным причетам.
    Владимир Игоревич и Кончаковна обрисованы посредством небольших эпизодов с мелодикой романсового типа.
    Несмотря на ведущую роль арий, речитативы не имеют проходящего значения.
    Они все тщательно разработаны.
    Например, речитатив Овлура в сцене с Игорем из II действия, или обращение Игоря к князьям в прологе, или речитатив Ярославны «Как уныло все кругом» в последнем акте.
    Метод обрисовки персонажа в сольных сценах переносится и на хоровые.
    Народ всегда показ определенной и устойчивой ситуации.
    Народ имеет несколько изображений:
    народ страдающий,
    торжествующий,
    охваченный патриотическим порывом.
    Их муз. язык основан на народно-песенном творчестве.
    В «хоре поселян» из IV действия (страдания народа после половецких набегов) – интонации протяжной лирической песни.
    Хор «Славься» основан на звуках пентатоники, с переменной ладовой окраской.
    Суровой архаичностью отличаются хоры бояр, приходящих к Ярославне с вестью о поражении войск Игоря (2-я картина I действия).
    Первый имеет фригийский лад.
    В основе оперы лежит острый драматический конфликт – Русь и Восток.
    Идея сопоставления русского и восточного идет от «Руслана».
    Бородин тщательно изучал образцы восточного музыкального фольклора.
    Особое внимание уделял напевам финско-тюркских и среднеазиатских народов, родственным древним половцам.
    Не воспользовался в буквальном виде ни одной подлинной темой.
    Восток представлен необычайно разнообразно.
    Каватина Кончаковны содержит мелодии, наполненные чувственной негой.
    В хоре половецкого дозора иной Восток – варварский, суровый.
    Исключительным богатством ритмов отличаются половецкие пляски.

  5. XUGE Ответить

    3.6.2. Опера «Князь Игорь»
     
    Рекомендуемая литература
    Левашёв, Е.М. О загадках оперы Бородина и «Слова о полку Игореве» / Е.М. Левашёв // Музыкальная жизнь. – 1985. – № 13?15.
    Сохор, А.Н. А.П. Бородин / А.Н. Сохор. – М., Л., 1965.
    Дианин, С.А. Бородин. Жизнеописание / С.А. Дианин. – М., 1960.
    Зорина, А. А.П. Бородин / А. Зорина. – М., 1988.
    Асафьев, Б. Русская музыка: XIX и начало XX в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
    Опера «Князь Игорь» занимает центральное место как в творчестве Бородина, так и в русской музыкальной культуре XIX в. в целом. Это произведение едва ли не равно по славе своему прообразу – «Слову о полку Игореве». Несмотря на то, что эта опера основательно изучена исследователями, она в каждый следующий период исторического развития художественной культуры раскрывает всё новые свои грани. В этом произведении Бородин развивает глинкинские традиции эпической драматургии, которые затем были продолжены в симфониях Глазунова и операх Прокофьева.
    Бородин тщательно ознакомился со всеми опубликованными переводами «Слова», но начал писать либретто сам, т.е. сам делать перевод. Он обладал неоспоримым преимуществом – изначально синкретическим по своей природе музыкально-поэтическим мышлением. «Слово» в XII в. не читалось, а декламировалось нараспев. И Бородин создавал одновременно и текст, и музыку.
    Сюжет типичный для эпических былин. Однако в данном эпическом произведении слушатель испытывает катарсис при осознании, что «дела давно минувших дней» и события дней сегодняшних едва ли не тождественны. Идея произведения – объединение русского народа в борьбе с врагами. Т.е. идея патриотическая – призыв к действию даже в самых трудных, казалось бы, безвыходных условиях.
    В драматургии Бородин соединяет традиции Глинки: с одной стороны, эпическая композиционная структура и основные принципы драматургического развития, а также открыто заявленная патриотическая идея от «Руслана»; с другой стороны – историческая конкретность и острота огромного масштабного столкновения между народами от конфликтной драматургии «Сусанина». В итоге существует несколько трактовок драматургии оперы Бородина.
    Одна из них определяет оперу как некую гигантскую, статичную по своей природе фреску в виде триптиха. По другой трактовке опера исполнена явной или скрытой динамики и конфликтности. Противоборство различных сил пронизывает всё произведение от начала до конца и проявляется во всех масштабах. Обе трактовки дополняют друг друга. Соединение тех эпизодов, где о событиях повествуется, с теми картинами, в которых на сцене происходит реально зримое действие, определяет динамику драматургического развития: медленное накапливание духовной энергии в повествовательных эпизодах на протяжении каждого акта приводит затем к резкому взлёту действенности.
    Образы Древней Руси и Востока совершенно лишены у Бородина налёта условности, присущего многим произведениям искусства XIX в. Древняя Русь представлена в широчайшем социальном разрезе – от образов князей и бояр до скоморохов и простого народа.
    а) образы эпоса и героики. Музыкальные темы сочинены в стиле знаменного или былинного распева. Также в опере Бородиным опосредованно претворены едва ли не все виды древнерусского колокольного звона.
    б) лирический эпос. Использует лирические протяжные песни, плачи, причеты (не прибегая к цитированию).
    в) характерные бытовые жанровые образы. Использует величальные, заздравные, плясовые, застольные песни. В обрисовке скоморохов – колоритный гудок.
    г) индивидуальные портреты.
    Восток обрисован столь же многопланово и с такой же глубиной и всеохватностью. Представлен через:
    а) массовые сцены;
    б) индивидуально-портретные характеристики.
    Контрольные вопросы:
    Раскройте значение оперы.
    Проследите историю создания.
    Каковы особенности либретто, сюжета, идеи?
    Проследите драматургию оперы.
    Охарактеризуйте образы Древней Руси и Востока.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *