Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела?

16 ответов на вопрос “Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела?”

  1. olgird Ответить

    СРОЧНО НУЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОТСЮДА САМОЕ ВАЖНОЕ
    Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон.
    Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.
    Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).
    Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами.
    Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.
    Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее — объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.
    Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?
    Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
    Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).
    Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека — это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

  2. xtroid Ответить

    СРОЧНО НУЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОТСЮДА САМОЕ ВАЖНОЕ
    Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон.
    Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.
    Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).
    Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами.
    Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.
    Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее — объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.
    Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?
    Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
    Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).
    Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека — это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

  3. bezlad Ответить

    Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться – ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
    Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует огромных личных усилий на протяжении всей жизни.
    Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
    Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.
    У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить).

    Документ

    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука – теория – философия».
    Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.
    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

    Вопросы и задания к документу

    Сформулируйте основную мысль фрагмента.
    Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
    Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

    Вопросы для самопроверки

    В чем суть нормативного подхода к праву?
    Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
    Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
    Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
    В чем гуманистический смысл естественного права?
    Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

    Задания

    На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
    на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идет о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 – 1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

    Мысли мудрых

    «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснен законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
    Стендаль (1783-1842), французский писатель
    12 класс, 2013 год
    Русский язык и литература (гуманитарный профиль)
    СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА
    Тестовые задания
    Задание А
    1. Сформулируйте основную
    мысль данного фрагмента.
    2. Опираясь на текст,
    охарактеризуйте поведение
    тонкого, узнавшего о
    высоком чине друга детства
    (3-4 предложения).
    Критерии оценивания
    Всего 2 балла.
    2 балла – если основная мысль сформулирована правильно.
    1 балл – если основная мысль сформулирована неточно.
    0 баллов – если основная мысль сформулирована неправильно
    или не сформулирована.
    Примерный ответ.А) В этом фрагменте автор высмеивает
    чинопочитание. Б) В этом фрагменте автор осуждает рабскую
    трусость тонкого, который заискивает перед своим
    одноклассником, ставшим чиновником высокого ранга.
    (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить
    другие варианты ответа)
    Всего 6 баллов
    6 баллов – если ответ содержит полную и адекватную
    характеристику.
    4 балла – если есть незначительные отклонения от содержания
    задания.
    2 балла – если в ответе есть значительные отклонения от
    содержания задания.
    0 баллов – если ответ не соответствует содержанию вопроса
    или отсутствует.
    Баллы
    40
    2
    6
    Примерный ответ.Тонкий, узнав о о высоком чине своего
    друга детства, изменился внешне. Он сначала побледнел, потом
    застыл от неожиданности, потом, чтобы показать свое
    расположение толстому, «искривился» в широкой улыбке.
    Тонкий стал как будто бы меньше: съежился, сгорбился,
    сузился. Его красноречие исчезло, поведение стало
    подобострастным и угодливым. (К сведению проверяющих!
    Учащиеся могут предложить другие варианты ответа.
    Следует обращать внимание на аргументированность
    ответа)
    3. Назовите художественное
    средство в выделенном
    предложении и объясните
    цель его использования в
    тексте(1-2 предложения).
    Всего 5 баллов.
    1 балл – если художественное средство определено правильно.
    0 баллов – если художественное средство определено
    неправильно или не определено.
    4 балла – если цель использования художественного средства
    определена правильно.
    2 балла – если цель использования художественного средства
    определена не вполне правильно.
    0 баллов – если цель использования художественного средства
    определена неправильно.
    Примерный ответ. В этом предложении использовано
    олицетворение. С его помощью автор усиливает степень
    5
    чинопочитания, подобострастия, рабской угодливости тонкого.
    4. Объясните значение
    существительного
    чинопочитание.
    Всего 2 балла.
    2 балла – если значение существительного определено полно и
    правильно.
    1 балл– если значение существительного определено неточно и
    неполно.
    0 баллов – если значение существительного определено
    неправильно или не определено.
    2
    Примерный ответ.Чинопочитание – это уважительное
    отношение низшего чина к высшему. Слово содержит в себе
    отрицательный оттенок, так как означает угодливость, страх
    перед старшим по чину и желание всячески услужить ему, теряя
    свое человеческое достоинствои здравый смысл. (К сведению
    проверяющих! Учащиеся могут предложить другие
    варианты ответа)
    5. Поясните роль
    многоточий, которые
    использует автор для
    речевой характеристики
    тонкого (1-2 предложения).
    Всего 5 баллов.
    5 баллов – за правильное определение роли многоточий.
    3 балла – за незначительные неточности в объяснении роли
    многоточий.
    1 балл – за значительные неточности в объяснении.
    0 баллов – за неправильноеопределение роли многоточий или
    отсутствие ответа.
    5
    Примерный ответ.Многоточия передают психологическое
    состояние тонкого. Он теряет дар речи, с трудом подбирает
    слова, которые, как ему кажется, помогут показать его уважение
    и почтение к толстому. (К сведению проверяющих! Учащиеся
    могут предложить другие варианты ответа. Следует
    обращать внимание на аргументированность ответа)
    6. Опишите реакцию
    толстого на поведение
    тонкого, используя
    лексические средства из
    текста (2-3 предложения).
    Всего 6 баллов.
    6 баллов – за полное и адекватное описание, в котором
    использованы лексические средства из текста.
    4 балла – за незначительные отклонения от содержания
    задания.
    2 балла – за значительные отклонения от содержания задания.
    0 баллов – за неадекватное описание или его отсутствие.
    6
    Примерный ответ. Толстому неприятны и даже противны
    перемены, произошедшие в поведении одноклассника. Он
    «морщится», просит тонкого не воспринимать его как
    начальника. Его тошнит от угодливости тонкого, он
    отворачивается от него, хотя и подает на прощание руку, так
    как видит в нем своего школьного товарища, а не мелкого
    чиновника. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут
    предложить другие варианты ответа. Следует обращать
    внимание на аргументированность ответа)
    7. Как вы думаете,
    сатирическим или
    Всего 6 баллов
    6 баллов – за правильный и аргументированныйответ.
    4 балла – за незначительные нарушения аргументации в
    6
    юмористическим является
    данный рассказ?
    Аргументируйте свой ответ
    (3-4 предложения).
    правильном ответе.
    2 балла – за значительные нарушения аргументации в ответе.
    0 баллов – за неправильное объяснение или его полное
    отсутствие.
    Примерный ответ.Рассказ можно считать сатирическим, так
    как чинопочитание, которое высмеивает Чехов, стало
    распространенным в обществе негативным явлением. Чтобы
    угодить начальству, мелкие чиновники готовы были на любые
    безнравственные поступки, теряя своѐ человеческое
    достоинство, самоуважение. Тонкий вызывает у читателя
    чувство презрения, его недостаток вредит не ему одному, а
    обществу в целом. Автор использует такие средства сатиры, как
    ирония, гипербола, гротеск. (К сведению проверяющих!
    Учащиеся могут предложить другие варианты ответа.
    Следует обращать внимание на аргументированность
    ответа)
    8. Определите, что явилось
    Всего 8 баллов
    8 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое
    богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной
    речи.
    6 баллов – за незначительные нарушения аргументации и
    незначительные отклонения от коммуникативных качеств
    письменной речи.
    4 балла – за незначительные нарушения аргументации и
    значительные отклонения от коммуникативных качеств
    письменной речи.
    2 балла – за значительные нарушения аргументации и
    значительные отклонения от коммуникативных качеств
    письменной речи.
    0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового
    богатства и коммуникативных качеств письменной речи или
    отсутствие ответа.
    предметом осмеяния в
    приведенном фрагменте и
    выскажите ваше мнение о
    том, актуален ли рассказ
    А.П.Чехова в наше время (56 предложений).
    Задание Б
    Структурированное эссе
    Опираясь
    на
    суждение В.Г. Белинского:
    «Смех
    часто
    бывает
    великим посредником в деле
    отличения истины
    от
    лжи», напишите эссе (1-1,5
    стр.) на тему «Смех – дело
    серьезное».
    В своем эссе вы
    должны учесть следующие
    требования:
    Сформулируйте
    свое
    понимание суждения В.Г.
    Белинского.
    Продемонстрируйте
    на
    а) Соответствие содержания ответа предложенному вопросу:
    10 баллов – за полное соответствие содержания ответа
    предложенному вопросу;
    8 баллов – за незначительное отклонение в содержании ответа;
    6 баллов – за 2 -3 незначительных отклонения в содержании
    ответа;
    4 балла – за отклонения в содержании ответа;
    2 балла – за значительные отклонения в содержании ответа;
    0 баллов – за несоответствие содержания ответа предложенному
    вопросу.
    б) Аргументированность, языковое богатство и соблюдение
    коммуникативных качеств письменной речи (правильности,
    логичности, смысловой точности, выразительности):
    12 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое
    богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной
    речи;
    10 баллов – за незначительные нарушения аргументации и
    8
    40
    10 баллов
    12 баллов
    примере
    2-3-х
    произведений
    русской
    литературы
    XX
    века
    сатирическое разоблачение
    пороков
    современного
    общества.
    Поясните,
    что
    внесла
    русская литература в ваш
    собственный
    опыт
    понимания мира вокруг вас.
    Грамотность и оформление
    экзаменационной работы
    незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
    8 баллов – за нарушения аргументации и отклонения от
    основных коммуникативных качеств речи;
    6 баллов – за частичную аргументацию и значительные
    отклонения от коммуникативных качеств речи;
    4 балла – за слабую аргументацию и значительные отклонения
    от коммуникативных качеств речи;
    2балла – за отсутствие аргументации и значительные
    отклонения от коммуникативных качеств речи;
    0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового
    богатства и коммуникативных качеств речи.
    в) Правильность и полнота использования фактического
    материала:
    8 баллов – материал использован правильно и полно;
    6 баллов – материал использован правильно, но недостаточно
    полно и глубоко;
    4 балла – материал использован правильно, но неполно;
    2 балла – материал использован в минимальной степени;
    0 баллов – фактический материал отсутствует.
    г)Самостоятельность и отражение личностной позиции
    ученика:
    10 баллов – самостоятельность полная, личностная позиция
    выражена и аргументирована;
    8 баллов- самостоятельность полная, личностная позиция
    выражена, но не полностью аргументирована;
    6 баллов – самостоятельность неполная, личностная позиция
    выражена, частично аргументирована;
    4 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция
    выражена частично, аргументирована не полностью;
    2 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция не
    выражена;
    0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция
    не выражена.
    а) Орфографические ошибки:
    7 баллов– если нет ни одной ошибки;
    6-5 баллов – если допущено 1 – 2 ошибки;
    4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки;
    2-1 балл – если допущено 5-6 ошибок;
    0 баллов– если допущено более 6 ошибок.
    б) Пунктуационные ошибки:
    7 баллов– если нет ни одной ошибки;
    6-5 баллов – если допущено 1 – 2 ошибки;
    4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки;
    1 балл – если допущено 5-6 ошибок;
    0 баллов– если допущено более 6 ошибок.
    в) Грамматические и речевые ошибки:
    4 балла– если нет ни одной ошибки;
    3-2 балла– если допущено 1-2 ошибки;
    1 балл– если допущено 3 – 4 ошибки;
    0 баллов– если допущено более 4-х ошибок.
    г) Каллиграфическое оформление работы:
    1 балл – если работа выполнена в соответствии с требованиями
    каллиграфии;
    8 баллов
    10
    20
    0 баллов – если работа не соответствует требованиям
    каллиграфии.
    д) Культура письменного оформления работы:
    1балл – если работа выполнена в соответствии с требованиями
    культуры письма;
    0 баллов – если работа не соответствует требованиям культуры
    письма.
    Почему люди по-разному понимают право?

    Это связано с тем, что понятие право многогранно. Каждый может трактовать его по-своему, но в общем значении право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения.
    В каком случае закон противоречит праву?

    Во-первых, право может иметь и другие формы выражения – например, судебные решения или обычаи. Во-вторых, законы далеко не всегда бывают правовыми, то есть справедливыми.
    Аргумент: в гитлеровской Германии царило незыблемое верховенство закона, но едва ли кому-то придет в голову назвать Третий рейх «правовым государством».
    Можно ли создать идеальное право?

    Идеальное (естественное) право – понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма – несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная – изменчивой и зависящей от человеческого установления.
    Вопросы и задания к документу

    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
    Основная мысль данного фрагмента заключается в том, что естественное право стало основой для политико-правовых отношений в обществе.
    2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?

    Через века идея естественного права сумела пройти благодаря своей устойчивости, так как естественные права не отнимешь и на их основе были выстроены остальные права человека.
    3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.
    Естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной науки, так как позволили на своей базе выстроить другие, не менее важные права, которые сейчас используются в современном обществе.
    Вопросы

    1. В чём суть нормативного подхода к праву?
    Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, – это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».
    2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

    Во-первых, каждому человеку дан с самого рождения определённый набор прав и свобод, который невозможно каким-то образом забрать, отдать другому, то есть он неотчуждаем. В него входит право на жизнь, право на свободу мысли, слова, право передвигаться по земле и многие другие.
    Во-вторых, закон не является правом, а одной из форм проявления права.
    В-третьих, естественное право служит основанием для создания законов.
    3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

    Естественное право становится юридической реальностью, пройдя пять важных этапов.
    В далёком прошлом люди различали два разных вида прав: природный и установленный человеком.
    Где-то в XVII-XVIII веке – в эпоху естественного права, то есть именно в это время особенно активно развивалась идея прав, дающихся с рождения.
    На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность. Вам известно про такие провозглашённые ранее декларации, как в США (1776) и во Франции (1789).
    Потом идёт продолжительный спад развития идей естественного права из-за войн (конец XIX века и начало XX века), революций, кризисов, хотя это как раз и сподвигло людей к поиску решений проблем, которые возникали после установления в странах тиранических режимов. После вышеупомянутых событий люди признали существование естественного права, чтобы развить гуманизм во всём мире.
    В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав. Ещё многие страны в свои конституции внесли специальные разделы, в которых говорилось о правах человека, то есть они стали нести юридическую ценность.
    4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

    Естественные права определяют границы человеческой свободы. Свобода, в свою очередь, по мнению сторонников естественно-правового подхода, является данной с самого рождения возможностью решать, какие поступки нам совершать, но это вовсе не означает, что люди могут делать абсолютно всё. Если свободу каждого человека не регулировать, то отсутствие контроля приведёт к печальным последствиям, потому и существует позитивное право, то есть законы, которые требуют от людей обязательного их выполнения.
    5. В чём гуманистический смысл естественного права?

    Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права – они перестают быть правовыми.
    Задания

    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права.
    В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования – естественное и позитивное право.
    Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность) , и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.
    Позитивное право, напротив, – продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.
    В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    Позитивное право – это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
    Признаки позитивного права:
    а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
    б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;
    в) право имеет конкретную, форму, выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т.д.);
    г) право представляет собой стройную систему, единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
    д) право – один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями, нормами общественных организаций, религиозными нормами.
    2. Сравните два высказывания:

    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 -1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
    Первое высказывание основано на признании божественной природы права (право приравнивается к справедливости, а источник справедливости – Бог). Второе высказывание подчеркивает земную природу права (источник права – люди, которые могут придерживаться любой идеологии). В своей оценке исхожу исключительно из здравого смысла.
    8)Основная идея фрагмента заключается в том, что главный герой произведения Н. В. Гоголя “шинель “был непримечательным человеком, членом серый массы “. В жизни он ничего не добился и особо важной роли для людей не сыграл. Даже родной матери героя было относительно все равно на рождение сына, что доказывает фрагмент о выборе имени новорождённому; женщина Не сочла необходимым придумать, как назвать ребёнка заранее.
    Всю свою сознательную жизнь Башмачкин так и оставался “маленьким человеком “, карьерного роста он не добился, близких друзей у него не было. После смерти героя все забыли, как будто его и не существовало.
    В повести “шинель “мы встречаем фантастические образы, используемые автором для придания произведению мистики. Одним из таких является призрак Акакия Акакиевича башмачкина, который ведёт себя как самый настоящий разбойник, он ночью грабит людей, стаскивая из них шинели. Герой таким образом мстит после смерти за свою обиду. Наступает торжество справедливости. Так Гоголь призывает к великодушию.
    9)Фантастические элементы мы можем увидеть и в других произведениях литературы 19 – 20 веков.
    Так, в романе М. Е. Салтыкова- Щедрина “история одного города “можно встретить различные образы, создающие абсурдный мир автора, например: “Иван Пантелеевич прыщ Оказался с фаршированный головой, Брудастый имел в голове “некоторые особливое устройство “. Также в “описи “есть памятка о том, как градоначальник Ламврокакис умер, заеденный в постели клопами.
    В произведении М. А. Булгакова “Собачье сердце “описывается неудачный эксперимент профессора преображенского и доктора Борменталя: гипофиз собаки заменяет на человеческий. Особо интересна сцена приманивания дворовой собаки куском колбасы, которая принимает фантастический масштаб за счёт реминисценций из поэмы блока “12 “: “ветер, ветер на всём Божьем свете “.
    Обновлено: 2018-01-17
    Внимание!

    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание.

    .
    Полезный материал по теме
    №8. Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой». №9 (вопрос ниже)
    Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: “Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой”
    Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, – подумала покойница, – имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.
    (Н.В. Гоголь «Шинель».)
    Показать текст целиком
    Основной идеей фрагмента является описание незначительности Башмачкина. Даже с именем ему не повезло. Внешность ничем не примечательного человека автор описывает очень подробно: “низенького роста, несколько рябоват…” Но при этом он почти ничего не говори

  4. ruslanie Ответить

    По большому счету автор сам не понял что он написал.
    В большинстве исторических культур бытуют мифы о праве, как системе правил, данных людям свыше. Это, например, Заветы Моисея.
    Мифы о богах, давших людям первые своды законов можно найти во многих древних культурах. Даже законы Хаммурапи, по мнению многих историков, основаны на более древних сводах правил, имеющих религиозно-культовое происхождение.
    Другой подход к описанию истории возникновения свода законов – это представление о естественных правах человека. Однако, пожалуй, первым в полной мере последовательным подходом к закону, как к реализации естественного права человека, можно назвать современную конституцию США.
    В большинстве известных в истории культур и государств своды законов устанавливались правителями и в интересах правящего класса.
    Автор приведенного в вопросе отрывка пытается оспорить тезис о том, что власть рождает законы.
    1. Он пытается заменить это утверждение тезисом о том, что естественные потребности человеческой жизни лежат в основе формулировок первых законов. (Это ответ на вопрос 1.)
    2. Автор отрывка не может объяснить почему в истории мировой мысли идея естественного права смоглапройти через века,  и предлагает сделатьэто читателям самостоятельно.
    Мне кажется, что через века прошел совершеннопротивоположный тезис, а именно: “всякая власть от бога” исоответственно, через века прошла идея, что законы проистекают от властии имеют сакрально – религиозное основание. (Это ответ на вопрос 2)
    3. Никаких аргументов для обоснования тезиса о том, что в истории мировой мысли идея естественного права смоглапройти через века, автор отрывка не приводит. Он просто объявляет законы возникшие из естественного положения вещей одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли. Вроде известного тезиса “Марксистское учение всесильно, потому что оно верно”. Думаю, что утверждение автора ограничено так же как оказалось ограничено учение марксизма. (Это ответ на вопросы  3.)

  5. talala88 Ответить

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!! ОЧЕНЬ НУЖНО! ответьте на вопросы по документу!
    ДОКУМЕНТ
    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право : азбука — теория — философия» .
    Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только.. . исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
    2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
    3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

  6. FibodeRosso Ответить

    По большому счету автор сам не понял что он написал.
    В большинстве исторических культур бытуют мифы о праве, как системе правил, данных людям свыше. Это, например, Заветы Моисея.
    Мифы о богах, давших людям первые своды законов можно найти во многих древних культурах. Даже законы Хаммурапи, по мнению многих историков, основаны на более древних сводах правил, имеющих религиозно-культовое происхождение.
    Другой подход к описанию истории возникновения свода законов – это представление о естественных правах человека. Однако, пожалуй, первым в полной мере последовательным подходом к закону, как к реализации естественного права человека, можно назвать современную конституцию США.
    В большинстве известных в истории культур и государств своды законов устанавливались правителями и в интересах правящего класса.
    Автор приведенного в вопросе отрывка пытается оспорить тезис о том, что власть рождает законы.
    1. Он пытается заменить это утверждение тезисом о том, что естественные потребности человеческой жизни лежат в основе формулировок первых законов. (Это ответ на вопрос 1.)
    2. Автор отрывка не может объяснить почему в истории мировой мысли идея естественного права смогла пройти через века,  и предлагает сделать это читателям самостоятельно.
    Мне кажется, что через века прошел совершенно противоположный тезис, а именно: “всякая власть от бога” и соответственно, через века прошла идея, что законы проистекают от власти и имеют сакрально – религиозное основание. (Это ответ на вопрос 2)
    3. Никаких аргументов для обоснования тезиса о том, что в истории мировой мысли идея естественного права смогла пройти через века, автор отрывка не приводит. Он просто объявляет законы возникшие из естественного положения вещей одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли. Вроде известного тезиса “Марксистское учение всесильно, потому что оно верно”. Думаю, что утверждение автора ограничено так же как оказалось ограничено учение марксизма. (Это ответ на вопросы  3.)

  7. rigevedon Ответить

    Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
    § 17. Современные подходы к пониманию права
    Работа с документом:
    Документ
    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука — теория — философия».
    Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.
    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента. 2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века? 3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.
    Задания для осмысления
    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881—1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.
    Работа с высказываниями известных людей по теме:
    Внимательно прочтите предложенное ниже высказывание
    Раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы)
    Сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором
    Обоснуйте это отношение
    При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
    «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
    Стендаль (1783—1842), французский писатель

  8. Stopor37 Ответить

    Словарь

    Позитивное право — законы, другие источники правовых норм, которые получают официальное государственное признание.
    Правопонимание — цельная концепция правовых идей.

    Практические выводы

    1. Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Учиться правильно пользоваться своими правами — ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
    2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо: а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует немалых личных усилий на протяжении всей жизни.
    3. Как гражданину, вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, важно твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
    4. Вы живёте в обществе, в окружении других людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

    Документ

    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука — теория — философия».
    Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.
    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента. 2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века? 3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чём суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чём гуманистический смысл естественного права?

    Задания

    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881—1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.

    Мысли мудрых

    «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
    Стендаль (1783—1842), французский писатель
    <<< К началу

  9. jvjey Ответить

    Словарь

    Позитивное право — законы, другие источники правовых норм, которые получают официальное государственное признание.
    Правопонимание — цельная концепция правовых идей.

    Практические выводы

    1. Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Учиться правильно пользоваться своими правами — ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
    2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо: а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует немалых личных усилий на протяжении всей жизни.
    3. Как гражданину, вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, важно твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
    4. Вы живёте в обществе, в окружении других людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

    Документ

    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука — теория — философия».
    Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.
    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента. 2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века? 3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чём суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чём гуманистический смысл естественного права?

    Задания

    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881—1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.

    Мысли мудрых

    «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
    Стендаль (1783—1842), французский писатель
    <<< К началу

  10. AlexandrColt Ответить

    Словарь

    Позитивное право — законы, другие источники правовых норм, которые получают официальное государственное признание.
    Правопонимание — цельная концепция правовых идей.

    Практические выводы

    1. Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Учиться правильно пользоваться своими правами — ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
    2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо: а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует немалых личных усилий на протяжении всей жизни.
    3. Как гражданину, вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, важно твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
    4. Вы живёте в обществе, в окружении других людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

    Документ

    Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука — теория — философия».
    Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.
    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента. 2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века? 3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чём суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чём гуманистический смысл естественного права?

    Задания

    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881—1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.

    Мысли мудрых

    «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
    Стендаль (1783—1842), французский писатель
    <<< К началу

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *