Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права?

8 ответов на вопрос “Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права?”

  1. Math Ответить

    Показатель
    Естественное
    Позитивное
    Связь
    через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия
    неразрывно связано с конкретным государством
    Возникновение
    это право появляется сов-местно с формированием человечества
    оно возникает после того как сформировано конкретного государства
    Создание права
    производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания
    искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
    Права человека на свободу
    имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения
    права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
    Правовые нормы
    представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах
    выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
    Религиозные и этнические оправдания
    это право их признает
    отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
    Взаимосвязь с законодательством
    отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам
    полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
    Предел устремлений
    высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка
    интересы государства
    Причастность к мировой культуре
    целостное сосуществование с ней
    является автономной частью

  2. Kisar Ответить

    СРОЧНО НУЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОТСЮДА САМОЕ ВАЖНОЕ
    Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон.
    Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.
    Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).
    Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами.
    Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.
    Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее — объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.
    Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?
    Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
    Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).
    Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека — это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

  3. Bragas Ответить

    ?
    Почему люди по-разному понимают право?
    Это связано с тем, что понятие право многогранно. Каждый может трактовать его по-своему, но в общем значении право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения.
    В каком случае закон противоречит праву?
    Во-первых, право может иметь и другие формы выражения – например, судебные решения или обычаи. Во-вторых, законы далеко не всегда бывают правовыми, то есть справедливыми.
    Аргумент: в гитлеровской Германии царило незыблемое верховенство закона, но едва ли кому-то придет в голову назвать Третий рейх «правовым государством».
    Можно ли создать идеальное право?
    Идеальное (естественное) право — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

    Основная мысль данного фрагмента заключается в том, что естественное право стало основой для политико-правовых отношений в обществе.
    2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
    Через века идея естественного права сумела пройти благодаря своей устойчивости, так как естественные права не отнимешь и на их основе были выстроены остальные права человека.
    3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.
    Естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной науки, так как позволили на своей базе выстроить другие, не менее важные права, которые сейчас используются в современном обществе.
    Вопросы
    1. В чём суть нормативного подхода к праву?

    Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, — это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».
    2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
    Во-первых, каждому человеку дан с самого рождения определённый набор прав и свобод, который невозможно каким-то образом забрать, отдать другому, то есть он неотчуждаем. В него входит право на жизнь, право на свободу мысли, слова, право передвигаться по земле и многие другие.
    Во-вторых, закон не является правом, а одной из форм проявления права.
    В-третьих, естественное право служит основанием для создания законов.
    3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
    Естественное право становится юридической реальностью, пройдя пять важных этапов.
    В далёком прошлом люди различали два разных вида прав: природный и установленный человеком.
    Где-то в XVII-XVIII веке – в эпоху естественного права, то есть именно в это время особенно активно развивалась идея прав, дающихся с рождения.
    На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность. Вам известно про такие провозглашённые ранее декларации, как в США (1776) и во Франции (1789).
    Потом идёт продолжительный спад развития идей естественного права из-за войн (конец XIX века и начало XX века), революций, кризисов, хотя это как раз и сподвигло людей к поиску решений проблем, которые возникали после установления в странах тиранических режимов. После вышеупомянутых событий люди признали существование естественного права, чтобы развить гуманизм во всём мире.
    В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав. Ещё многие страны в свои конституции внесли специальные разделы, в которых говорилось о правах человека, то есть они стали нести юридическую ценность.
    4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
    Естественные права определяют границы человеческой свободы. Свобода, в свою очередь, по мнению сторонников естественно-правового подхода, является данной с самого рождения возможностью решать, какие поступки нам совершать, но это вовсе не означает, что люди могут делать абсолютно всё. Если свободу каждого человека не регулировать, то отсутствие контроля приведёт к печальным последствиям, потому и существует позитивное право, то есть законы, которые требуют от людей обязательного их выполнения.
    5. В чём гуманистический смысл естественного права?
    Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права — они перестают быть правовыми.
    Задания
    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права.

    В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования – естественное и позитивное право.
    Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность) , и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.
    Позитивное право, напротив, – продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.
    В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    Позитивное право – это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
    Признаки позитивного права:
    а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
    б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;
    в) право имеет конкретную, форму, выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т.д.);
    г) право представляет собой стройную систему, единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
    д) право – один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями, нормами общественных организаций, религиозными нормами.
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 —1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

    Первое высказывание основано на признании божественной природы права (право приравнивается к справедливости, а источник справедливости – Бог). Второе высказывание подчеркивает земную природу права (источник права – люди, которые могут придерживаться любой идеологии). В своей оценке исхожу исключительно из здравого смысла.
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.

  4. Kat Ответить

    Общие
    определения: позитивное – право исходящее
    от государства, естественное –
    принадлежащее от природы.
    Естественное
    право (ЕП) вкл. 3 подхода: 1) космологическое
    ЕП – божественный миропорядок – все
    люди =, созданы по образу и подобию Бога;
    2) антропологическое ЕП – право выражает
    особенности человеческой сущности; 3)
    рациональное ЕП – право = разум. Суть
    этой идеи заключен в том, что наряду с
    правом, созданным людьми и выраженным
    в законах, существует право независимое
    от внешних факторов и установленное (в
    различных трактовках по-разному) либо
    богом, либо природой, либо объективными
    условиями человеческого существования
    и естественным ходом вещей.
    ЕП
    определяется свободой совести, свободой
    убеждений, своб. Собственности, личной
    неприкосновенностью, свободой труда,
    правом на отдых, на образование, на
    жилье, мед. Помощь. Критерий соот. с
    позитивным правом (ПП) ч/з элемент свободы
    (как основного достояния человека) –
    сводная реализация всех компонентов.
    ПП
    = право – система общеобязательных,
    форм.-опред.-х, установленных и гарантир-х
    гос-м норм, рег как общест. Отн-я, так и
    отношения Sb к природе, животным, технике,
    окр. миру. Признаками ПП явл.: пр. нормы,
    созданные гос-м, где уст. границы должного
    и возможного поведения; 2) имеет
    принудительный хар-р, кот. Находит
    закрепление в санкциях норм; 3) контроль
    гос-ва за соблюдением всех правил; 4)
    формальное определение всех норм. Право
    раскрывается как мера свободы в следующих
    положениях: 1) право – объективная форма
    свободы, независимая от природы
    конкретного человека; 2) право как
    объективная форма свободы несет в себе
    равенство, а, значит, внешняя свобода
    должна пройти этап самоограничения
    прежде чем стать правом (чел. должен
    признать за другими такую же свободу
    действий, тогда может требовать
    самоограничения от других = правовое
    равенство); 3) не только свобода служит
    критерием развития правовых отношений,
    но и право служит мерой свободы, т.к. нет
    права – нет возможности защитить свободу
    = право гарант реализации свободы.
    Курчеев
    утверждает, что естественное право не
    может существовать без позитивного,
    т.к. нет гаранта – нет прав. По нему:
    юридический позитивизм понимает право
    как совокупность правил поведения,
    принятых гос-вом и обеспеченных силой
    принуждения.
    Естественное право противопоставляется позитивному
    праву,
    во-первых, как совершенная идеальная
    норма — несовершенной существующей,
    и во-вторых, как норма, вытекающая из
    самой природы и потому неизменная —
    изменчивой и зависящей от человеческого
    установления.

    Глава 2 Конституции рф – интеграция естественного и позитивного права.

    Проблема
    соотношения естественного и позитивного
    права
    Автореф.
    Диссертации Мухиной Т.А.
    Неотъемлемой
    частью действующей в России системы
    права являются естественные и неотъемлемые
    права человека, причем объем и перечень
    этих прав постоянно увеличивается.
    Являясь частью естественного права,
    права человека своей позитивацией
    обозначают нарастающую тенденцию к
    закреплению норм естественного права
    в нормах позитивного права. Целью
    исследования естественного права на
    современном этапе является стремление
    найти формы согласования естественно-правовых
    и формально-юридических способов
    оптимальной организации государственно-правовых
    институтов в соответствии с идеалами
    свободы и справедливости. Сущность
    современного правопонимания представляет
    собой форму сосуществования позитивного
    и естественного права. Причем базовым
    является естественное право как основа
    современного правопонимания, опирающегося
    на безусловную ценность и абсолютность
    человеческой жизни.
    Характерной
    чертой современных естественно-правовых
    учений является то, что нормы естественного
    права стремятся уже к своей позитивации
    в нормах законодательства, как
    непосредственно, в виде прав человека,
    так и через общеправовые принципы.
    Несмотря
    на то, что в разные исторические эпохи
    теория естественного права понималась
    по-разному, неизменными остаются ценности
    естественного права (триединство начал
    справедливости, равенства и свободы),
    опирающиеся на принцип абсолютности

  5. Cordardin Ответить

    Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
    Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
    Содержаниепринципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).
    Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
    За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименованиеправовых аксиом.В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
    Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
    Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
    Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
    Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Этапозитивнаяответственность исключаетнегативную юридическую ответственность.
    Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).
    31. Соотношение объективного и субъективного права.
    Различают право объективное и субъективное
    Объективное право это система общеобязательных, формально определ?енныхюридическихнорм, устанавливаемыхиобеспечиваемыхгосударством, инаправленныхнаурегулированиеобщественныхотношений. Субъективное право это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. В случае если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на базе и в пределах объективного права. Сущность права – это главное, основное содержание, выраженное во внешнем ??? проявлении.
    Объективное и субъективное право – юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает.
    Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определ?енногопериода. Объективнымданноеправоявляетсявсилутого, чтонезависитнепосредственноотволии сознания отдельных лиц.
    В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацел?енанадостижениецел?ей, связанныхсудовлетворениемихинтересов.
    Субъективное право вс?егдаобеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности? на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.
    Субъективное право – форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях.
    Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать вне зависимости от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право – это юридические нормы, выраженные в определенныхюридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на базе объективного права (законодательства).
    32. Соотношение права и закона.
    Юридическое соотношение права и закона в юридической теории рассматривается уже очень давно. Многие концепции создавались именно на основе данной проблематики. На сегодняшний день ученые выделяют «широкий» и «узкий» подходы к рассмотрению соотношения права и закона. Что касается первой точки зрения, то её приверженцы убеждены, что право – это отдельная категория, которая, в свою очередь, не может существовать без закона. Они убеждены в том, что право в «классической» форме не способно урегулировать абсолютно все существующие в пределах общества отношения. Поэтому многие дополнительные «регулятивные» правила вырабатываются в ходе юридической практики. Помимо того, большое значение имеет психология людей. Ведь именно они являются непосредственными создателями тех или иных структур. Таким образом, если человек психологически не признает «авторитет» какого-либо регулятора, то право изначально не имеет никакой силы. Поэтому ему на помощь приходит официальный закон, который подкреплен государственным диктатом. «Узкая» точка зрения в данном случае более проста. Её приверженцы рассматривают соотношение права и закона кратко. Они считают, что представленные категории полностью тождественны. То есть право, по сути, «живет» в законе, который, в свою очередь, является лишь его официальным проявлением. В данном случае любой нормативный акт приобретает роль «носителя» санкционированных государством норм.
    33. Основные подходы к соотношению права и экономики, права и политики, права и государства.
    Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.
    Политика – это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями, между гос-вом, с одной стороны, и народом – с другой.
    Существует 2 основных подхода к соотношению данных понятий.
    Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования обществ.отношений (в т.ч. производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (напр., в эпоху буржуазных революций в Зап. Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономич. отношения).
    Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
    Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
    Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
    Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:
    – когда определяющим фактором выступает политика и
    – когда определяющим фактором выступает право.
    34. Основные тенденции развития российского права в монархический период.
    Монархический период отечественной государственности относится к историческим эпохам Средневековья и Нового времени, причем ее развитие протекало в целом в соответ­ствии с закономерностями, характерными для западных ев­ропейских государств, хотя период даннической зависимости от Орды определил известное временное ее отставание. Вме­сте с тем российское (русское) государство принимало изве­стные характерные для тех эпох формы и в той же последо­вательности их меняло.
    Сложившись как раннефеодальное государство с арис­тократическим режимом (разновидность средневекового, не­демократического), оно просуществовало как единое до се­редины — конца XII в. Причем юридическим основанием его распада можно считать решение Любечского съезда князей (1097 г.), установившее новый порядок наследственного прав­ления уделами; этот порядок заменил прежний — назначе­ния князей в уделы Великим киевским князем. Были и дру­гие внутриполитические, экономические, социальные при­чины политической раздробленности, а также внешнеполи­тические — вторжение татаро-монголов и исчезновение ста­рого торгового пути “из варяг в греки”
    Раннефеодальная монархия на Руси характеризуется сле­дующими чертами. Главой государства являлся князь, носив­ший титул Великого киевского князя, находившийся в дого­ворных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Усиление власти последних в XI—XII вв. привело к появлению нового высшего органа власти наряду с Вели­ким князем — княжеского, феодального съезда, на котором могли решаться вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета и др.
    Важнейшие функции древнерусского государства — во­енная, правотворческая, правоохранительная, налогово-фи-нансовая. Что касается последней, то ее оформление связа­но с реформой княгини Ольги (945 г.), которой взамен т. н.
    “полюдья” установлены места сбора дани (“погосты”), его сроки и размеры (“уроки”). А с начала XI в., после принятия христианства как государственной религии, введена еще и “десятина” — налог в пользу церкви; взимались и иные ка­зенные сборы.
    В период зарождения древнерусской государственности источником (формой) права являлся правовой обычай, санк­ционированный киевскими князьями уже во время оформле­ния раннефеодальной монархии, в XI в., в виде сборника правовых норм, получивший название Русская Правда. Ис­точники последней — договоры русских князей с византий­цами, княжеские церковные уставы, судебная практика.
    В период политической раздробленности на Руси (XII — XV вв.) государство теряет не только территориальное, но и политическое единство, существенно ограничивается суверенитет русских князей в пользу золотоордынских ханов, отношения между Русью и Золотой Ордой устанавливаются в форме протектората; русские князья обязываются данью хану.
    В вопросах внутреннего управления отдельными удела­ми и “землями” князья были достаточно автономны. После разгрома Киева в XIII в. татаро-монголами Киев перестал быть политическим центром Руси; образовался конгломерат фео­дальных государственных образований, первоначально их было 12. Этот период можно определить как период сеньори­альной монархии.
    Монархическая форма государственного правления, ха­рактеризующаяся прежде всего ее наследственностью, ос­тавалась преимущественной в русских княжествах, однако в Новгородской земле с ХШ, а в Псковской — с XIV в. сложил­ся республиканский строй.
    Были в республиках и свои источники права — своеоб­разные основные законы: Новгородская (XV в.) и Псковская (1467 г.) судные грамоты, основанные отчасти на Русской Правде, а более на местной судебной практике.
    В остальных русских землях в качестве действующих источников (форм) права применялись Русская Правда (в но­вой редакции, т. н. Пространной), княжеские уставы, указы, грамоты — нормативно-правовые акты, принимавшиеся, как правило, князем совместно с его советом (прообраз Боярской думы).
    В середине XVI в. Русское государство принимает но­вую форму правления — сословно-представительную монар­хию, по сути также дуалистическую, государственную власть в которой делят монарх и орган сословного представитель­ства — Земский собор, впервые созванный царем (с 1547 г. введен новый титул главы государства) Иоанном IV Грозным в 1549 г. С этого времени Земские соборы стали созываться периодически на разные сроки в течение около полутораста лет (по мнению одних историков, последний Собор был со­зван в 1653 г., по мнению других, и это вернее, — в 1682 г.).
    В период сословно-представительной монархии издан новый Судебник (1550 г.), т. н. Царский, взамен прежнего т. н. Княжеского. Следовательно, закон остался высшим по юридической силе, основным источником права. В условиях правового партикуляризма особая сфера правоотношений регламентировалась каноническим правом.
    С момента создания Русской православной церкви ей был передан в юрисдикцию ряд гражданско-правовых и уголовно- правовых дел, а также дел специальной подсудности. Особая подсудность их церковной юстиции сохранялась и в рассматриваемый период, несмотря на первые нападки государства на церковь, отраженные в деятельности Стоглавого Церковного Собора (1551 г.).
    С оформлением абсолютизма утвердилась и новая форма государственного устройства. В 1721 г. Россия стала империей, а ее глава — императором. Впоследствии эта форма структурно оформилась предоставлением ряду территорий определенной автономии.
    Высшим органом государственной власти и управления в период абсолютизма стал единолично монарх — глава государства; ему всецело и неограниченно принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. Он являлся и главнокомандующим армии. С упразднением патриаршества (оно установлено в России в 1589 г.) в начале XVIII в. и подчинением церкви монарх стал осуществлять руководство и о государственной религиозной системой. Был изменен также порядок престолонаследия. Указом 1722 г. было закреплено право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Этот указ завершил оформление абсолютной власти монарха, определение которой дано в ряде законов Петра Великого. Например, толкование к арт. 20 Артикула воинского законодательно устанавливало следующую дефиницию: “Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять”.
    Юридическим источником закона признана воля монар­ха, в бытность Петра выражаемая не только в нормативно- правовых актах с различными наименованиями (указ, устав, табель, артикулы и др.), но и устно. Законодательные акты издавались самим царем либо от имени монарха Правитель­ствующим Сенатом, учрежденным в 1711 г. в качестве бю­рократического коллегиального органа, заменившего арис­тократическую Боярскую думу. Царь стал главой всех госу­дарственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие администрации и передавало власть ему. Все государственные органы обязаны исполнять реше­ния монарха.
    Результаты кодификационной работы первой четверти XVIII в.:
    1) первый действующий уголовный кодекс — Артикул воинский 1715 г.;
    2) прообраз процессуального кодекса — Краткое изобра­жение процессов и судебных тяжб 1715 г.;
    3) прообраз административного кодекса — Генеральный регламент 1720 г. и др.
    Наметилась систематизация источников гражданского права. Деятельность по систематизации и кодификации про­должалась в течение всего XVIII в., однако более эффек­тивной она стала в первой трети XIX в., когда были созданы специальные государственные органы с соответствующей компетенцией, в частности. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии. В результате в 1830 г. создано первое Полное собрание законов Российской империи, объединившее законодательство 1649—1825 гг. в форме инкорпорации, а в 1832 г. — Свод законов Российской империи, 15 томов которого включали лишь действующее законодательство того же хронологического периода, но расположенного в соответствии с предметом правового регу­лирования.
    Деятельность по систематизации продолжалась до 1916 г. В рассматриваемый период впервые сложились и основные отрасли права: государственное (теперь это конституцион­ное), гражданское, административное, уголовное, процессу­альное и др.; продолжалась, как более успешная, кодифика­ция уголовного законодательства (1845 г., 1885 г.).
    35. Общая характеристика советского права. Преемственность и различие имперского и советского права.
    Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.
    В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся госусарственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране.
    В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты Советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат»
    По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу .
    Речь идет об институтах присяжных заседателей, судебных следователей, хорошо продуманной и эффективной структуре уголовного сыска и др. В то же время имевшее место восприятие старых юридических положений (а без этого вообще невозможно было построить правовое здание) считалось вынужденной и временной мерой.
    Такой «юридический пролеткульт» нанес непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав его из цепочки мировой цивилизации.
    Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где раз-решалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.
    Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии.
    36. Трансформация советского права в российскую правовую систему в начале 90 – х гг. Соотношение законодательства СССР и РСФСР по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978. Коллизии законов СССР и РСФСР в последние годы Советского государства.
    Политическая демократизация в СССР. Формирование новых субъектов политической жизни. Внесение изменений в Конституцию СССР. Новая структура высших органов законодательной власти. Изменения в избирательном праве. Отмена 6 статьи Конституции и переход к политическому плюрализму. Образование Комитета конституционного надзора. Учреждение поста Президента СССР. Процедура его избрания и полномочия. Образование консультативных органов при Президенте СССР
    Ослабление Союза ССР и власти его союзных органов. Попытки преодолеть центробежные тенденции конституционным путем. Процесс суверенизации союзных и автономных республик. «Война законов». Учреждение Съезда Советов Российской Федерации и поста Президента России. Распад СССР.
    Расширение прав граждан в сфере их отношений с государством. Введение демократических начал в управление предприятиями и организациями. Закон «О государственном предприятии». Изменение круга хозяйствующих субъектов и их прав.
    Основные тенденции и результаты эволюции государственно-правовой системы СССР и РСФСР в 1985-1991 гг.
    Превращение России в суверенное независимое государство. Дальнейшее изменение конституции и его основные направления. Трансформация статуса Верховного Совета и его борьба за изменение круга полномочий. Расширение состава высших государственных учреждений. Учреждение Конституционного суда. Провозглашение судебной реформы. Федеративный договор.
    Политический кризис осени 1993 г. и его разрешение. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. Ее основные положения. Избирательное право.
    Создание органов управления государственным имуществом и приватизацией. Преобразование государственного банка в Центральный банк и изменение его полномочий.
    Возникновение внеконституционных органов власти в центре и на местах. Реформа правительства как часть административной реформы.
    Достижения и проблемы эволюции государственной системы РФ.
    Коренной пересмотр гражданского права. Изменение состава его субъектов и объектов. Правовые основы процесса приватизации и их изменения. Законодательство о несостоятельности. Закон о земле: его достоинства и недостатки.
    Гражданский и арбитражный процессы.
    Совершенствование уголовно-процессуального права. Восстановление суда присяжных. Основные тенденции в преобразовании уголовного права. Уголовно-исполнительный кодекс и его принципы. Кодекс об административных правонарушениях.
    37. Взаимосвязь и отличительные черты норм права и других социальных норм.
    Единствозаключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы -все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.
    Различиясоциальных норм многоплановы. Они определяются, прежде всего, свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями: разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм:
    по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;
    по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.
    38. Соотношение категорий система права и система законодательства, законотворчество и правотворчество.
    Правотворчество
    Законотворчество
    1) по определению
    это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов (законов, подзаконных актов), совершаемая компетентными органами
    деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов (законов)
    2) по цели
    Регулирование общественных отношений
    создание закона (законодательного акта)
    3) по соотношению как «часть» и «целое»
    Правотворчество «целое»: включает в себя законотворчество
    Законотворчество «часть» – стержень правотворчества, его важнейшая составляющая
    3) по роли государства
    Наряду с государственной властью могут заниматься негосударственные субъекты, обладающие соответствующими полномочиями (в качестве наиболее образного примера может рассматриваться правотворческая деятельность муниципальных образований, которые в соответствии с Конституцией не являются государственными органами, однако наделяются рядом государственных функций, к числу которых вполне можно отнести и правотворческую)
    Представляет собой монополию государства (высшие законодательные органы (парламенты))
    39. Соотношение категорий общественное отношение и правоотношение, субъект права и субъект правоотношений, правоспособность и дееспособность.
    1вариант:
    Правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормами права. в отличие от других разновидностей социальных отношений, првоотношения отличает тесная связь с юридическим нормативом. Сходства, что все эти отношения между людьми
    2вариант:
    соц нормы : не явл. писаными. не использование норм не наказуемо юридически. не связано с государством.
    провоотношения: явл. написаными. отличаеться нормативностью. связано с госудраством.
    общее: носят многократный характер.
    Субъекты права – лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участниками правовых отношений, быть носителями юридических прав и обязанностей.
    Понимание механизма действия права предполагает различение понятий “субъект права” и “субъект правоотношения”. Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей.
    Субъект правоотношения – субъект права, который реализовал своюправосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.
    Для того чтобы субъект права превратился всубъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые “запускают” в действие соответствующую предоставительно-обязывающую норму (нормы), и она, в свою очередь, возлагает на конкретных субъектов права юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения.
    Субъекты права, таким образом, наряду с нормами права и юридическими фактами представляют собой одну из предпосылок (необходимых условий) возникновения и существования правоотношений.
    Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности.
    Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность). Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в ст. 18 ч. 1 ГК РФ.
    Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ч. 1 ГК РФ).
    Возможность совершения действий, в результате которых у гражданина возникают или прекращаются определенные права или обязанности, зависит как от возр

  6. Gulivanchik Ответить

    Общие определения: позитивное – право исходящее от государства, естественное – принадлежащее от природы.
    Естественное право (ЕП) вкл. 3 подхода: 1) космологическое ЕП – божественный миропорядок – все люди =, созданы по образу и подобию Бога; 2) антропологическое ЕП – право выражает особенности человеческой сущности; 3) рациональное ЕП – право = разум. Суть этой идеи заключен в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах, существует право независимое от внешних факторов и установленное (в различных трактовках по-разному) либо богом, либо природой, либо объективными условиями человеческого существования и естественным ходом вещей. ЕП определяется свободой совести, свободой убеждений, своб. Собственности, личной неприкосновенностью, свободой труда, правом на отдых, на образование, на жилье, мед. Помощь. Критерий соот. с позитивным правом (ПП) ч/з элемент свободы (как основного достояния человека) – сводная реализация всех компонентов.
    ПП = право – система общеобязательных, форм.-опред.-х, установленных и гарантир-х гос-м норм, рег как общест. Отн-я, так и отношения Sb к природе, животным, технике, окр. миру. Признаками ПП явл.: пр. нормы, созданные гос-м, где уст. границы должного и возможного поведения; 2) имеет принудительный хар-р, кот. Находит закрепление в санкциях норм; 3) контроль гос-ва за соблюдением всех правил; 4) формальное определение всех норм. Право раскрывается как мера свободы в следующих положениях: 1) право – объективная форма свободы, независимая от природы конкретного человека; 2) право как объективная форма свободы несет в себе равенство, а, значит, внешняя свобода должна пройти этап самоограничения прежде чем стать правом (чел. должен признать за другими такую же свободу действий, тогда может требовать самоограничения от других = правовое равенство); 3) не только свобода служит критерием развития правовых отношений, но и право служит мерой свободы, т.к. нет права – нет возможности защитить свободу = право гарант реализации свободы.
    Курчеев утверждает, что естественное право не может существовать без позитивного, т.к. нет гаранта – нет прав. По нему: юридический позитивизм понимает право как совокупность правил поведения, принятых гос-вом и обеспеченных силой принуждения.
    Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
    Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.
    Можно выделить 3 главных признака естественного права:
    1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
    2. Принадлежность человеку с рождения.
    3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.
    Виды естественных прав
    В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.
    Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:
    · Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
    · Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
    · Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
    · Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
    · Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).
    Что такое позитивное право?
    Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.
    Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.
    Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.
    Особенности позитивного права
    Данная категория имеет ряд признаков:
    1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
    2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
    3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.
    Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *