Почему в науке нет однозначной оценки нормативного подхода?

13 ответов на вопрос “Почему в науке нет однозначной оценки нормативного подхода?”

  1. my_vendetta Ответить

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.
    Социологическая концепция складывается в первой трети XX в. в Европе, затем получает широкое распространение в США. В отечественной юриспруденции попытки оценить право в его деятельностном плане предпринимались давно. Если коротко, то его суть можно выразить высказанными еще в конце XVIII в. словами профессора Киевского университета Св. Владимира Н. К. Рененкамфа: «что не осуществляется, то не может быть признано правом». В конце XIX — начале XX вв. русский теоретик права С. А. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: «вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы — атрибут правопорядка». Для С. А. Муромцева право — порядок человеческих взаимоотношений. При таком подходе (в последующем получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом. Сходных позиций придерживались М. М. Кистяковский, опубликовавший ряд фундаментальных работ по социологии права, Н. М. Коркунов — теоретик права и государствовед. Подобные взгляды на право усилиями западных теоретиков права XX в. Эрлиха (Австро-Венгрия) и Паунда (США) были «достроены» в целостную теорию, на основе которой и сформировалась социологическая школа права, имеющая, правда, разные ответвления — школа свободного, «живого» права (Е. Эрлих), правовой реализм, бихевиоризм и др.
    Представители социологической школы права не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или собственно правом.
    Сущность права
    Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.
    Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
    При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
    § любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
    § интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
    Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
    1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
    2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
    Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
    Вспомним, что «сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.
    Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?»
    Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.
    Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.
    Классовая сущность права определяется какволя господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».
    Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общуюволю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
    Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.
    Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.
    Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.
    Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходи !’ в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.
    В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.
    Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

  2. Bordred Ответить

    Учебник для 11 класса



    § 19.1. Нормативный подход к праву
    Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, — это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.
    Однако не все правоведы согласны с таким подходом. Если право, рассуждают они, сводится к законам, которые творит государство, следует думать, что вне закона нет права. Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их. Получается, что государство является единственным создателем права, оно же является источником прав человека, и, значит, любое государство (а в каждом государстве есть законы) можно считать правовым.
    Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).
    Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.
    В целом лее в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.
    Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права — его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, — это благо для общества.
    Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.
    Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).
    К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.
    Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. В определенных обстоятельствах государство может руководствоваться устаревшими нормами. Или, хуже того, издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт*, который в народе прозвали «законом о трех колосках». Суть его в том, что голодавшим людям запретили после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены драконовские наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишенные гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.
    * Имеется в виду подзаконный акт — Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.

  3. Job-работа Ответить

    Помогите по английскому
    1) Can be speak Englisch ?
    Linda asked ……..English
    2) Must she go there ?
    Ted asked ……..there
    3) Is it raining ?
    Granny asked …….raining
    4) Was the trip interesting ?
    Mr Porter asked……interesting
    5) Has he come ?
    The teacher asked …….
    6) Are they at home ?
    Bill asked ……at home
    7) Is there a ball in the box ?
    Nancy asked ……in the box
    8) Are there two pens in the pencil-case ?
    Peter asked ……in the pencil-case
    9) Could you run fast ?
    Helen asked ….fast
    10) Have we got a new cassette ?
    The boys asked …… a new cassette
    в корзине лежат хурма, груши и яблоки. их вес 3.15 кг. груш в 2 раза больше хурмы, яблок в 2 раза больше чем груш. Сколько кг хурмы? сколько груш, сколько яблок?
    решите уравнение -х^2- 2х+ 8=0
    Срочно нужен рассказ про проливы п географии
    1. Учитель проверил 21 тетрадь, что составило [latex] \frac{3}{7} [/latex] всех тетрадей. Сколько тетрадей осталось проверить учителю? (число)
    2. Известно, что [latex] \frac{3}{5} [/latex] класса пошли в кино, [latex] \frac{2}{3}[/latex] – на выставку. Сколько учащихся в классе, если их больше 25, но меньше 35?
    протяженность сев америки по параллели 40 с.ш и по меридиану 100изд в градусах и км
    Найдите координаты середины отрезка МК, если М(-2;4) и К(1;-3).
    найдите значение a, при котором уравнение а+(x-1/4)=7/8 имеет корень х=1/2
    помогите решить пожалуйста
    СОЧИНЕНИЕ ПО “Мальчики”,Толстого
    Помогите найти падеж местоимения с ней

  4. fin4eg Ответить

    ?
    Почему люди по-разному понимают право?
    Это связано с тем, что понятие право многогранно. Каждый может трактовать его по-своему, но в общем значении право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения.
    В каком случае закон противоречит праву?
    Во-первых, право может иметь и другие формы выражения – например, судебные решения или обычаи. Во-вторых, законы далеко не всегда бывают правовыми, то есть справедливыми.
    Аргумент: в гитлеровской Германии царило незыблемое верховенство закона, но едва ли кому-то придет в голову назвать Третий рейх «правовым государством».
    Можно ли создать идеальное право?
    Идеальное (естественное) право — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
    Вопросы и задания к документу
    1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

    Основная мысль данного фрагмента заключается в том, что естественное право стало основой для политико-правовых отношений в обществе.
    2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
    Через века идея естественного права сумела пройти благодаря своей устойчивости, так как естественные права не отнимешь и на их основе были выстроены остальные права человека.
    3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.
    Естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной науки, так как позволили на своей базе выстроить другие, не менее важные права, которые сейчас используются в современном обществе.
    Вопросы
    1. В чём суть нормативного подхода к праву?

    Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, — это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».
    2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
    Во-первых, каждому человеку дан с самого рождения определённый набор прав и свобод, который невозможно каким-то образом забрать, отдать другому, то есть он неотчуждаем. В него входит право на жизнь, право на свободу мысли, слова, право передвигаться по земле и многие другие.
    Во-вторых, закон не является правом, а одной из форм проявления права.
    В-третьих, естественное право служит основанием для создания законов.
    3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
    Естественное право становится юридической реальностью, пройдя пять важных этапов.
    В далёком прошлом люди различали два разных вида прав: природный и установленный человеком.
    Где-то в XVII-XVIII веке – в эпоху естественного права, то есть именно в это время особенно активно развивалась идея прав, дающихся с рождения.
    На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность. Вам известно про такие провозглашённые ранее декларации, как в США (1776) и во Франции (1789).
    Потом идёт продолжительный спад развития идей естественного права из-за войн (конец XIX века и начало XX века), революций, кризисов, хотя это как раз и сподвигло людей к поиску решений проблем, которые возникали после установления в странах тиранических режимов. После вышеупомянутых событий люди признали существование естественного права, чтобы развить гуманизм во всём мире.
    В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав. Ещё многие страны в свои конституции внесли специальные разделы, в которых говорилось о правах человека, то есть они стали нести юридическую ценность.
    4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
    Естественные права определяют границы человеческой свободы. Свобода, в свою очередь, по мнению сторонников естественно-правового подхода, является данной с самого рождения возможностью решать, какие поступки нам совершать, но это вовсе не означает, что люди могут делать абсолютно всё. Если свободу каждого человека не регулировать, то отсутствие контроля приведёт к печальным последствиям, потому и существует позитивное право, то есть законы, которые требуют от людей обязательного их выполнения.
    5. В чём гуманистический смысл естественного права?
    Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права — они перестают быть правовыми.
    Задания
    1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права.

    В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования – естественное и позитивное право.
    Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность) , и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.
    Позитивное право, напротив, – продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.
    В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.
    3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    Позитивное право – это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
    Признаки позитивного права:
    а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
    б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;
    в) право имеет конкретную, форму, выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т.д.);
    г) право представляет собой стройную систему, единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
    д) право – один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями, нормами общественных организаций, религиозными нормами.
    2. Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354—430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 —1973), австрийский юрист).
    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

    Первое высказывание основано на признании божественной природы права (право приравнивается к справедливости, а источник справедливости – Бог). Второе высказывание подчеркивает земную природу права (источник права – люди, которые могут придерживаться любой идеологии). В своей оценке исхожу исключительно из здравого смысла.
    3. Опираясь на текст учебника, заполните графы таблицы.

  5. Fenrikus Ответить

    «Нормы права» – Право в системе социальных норм. Право. Право – система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Естественное – возникло объективно, принадлежат человеку от рождения. Наличие общей цели – способствовать общественному согласию. Наличие духовной, идейной основы исходят из принципа справедливости.
    «Права школьника» – Если учитель не объективен при выставлении оценок, ты можешь: Какими могут быть наказания (взыскания)? Сколько контрольных работ может быть в день? На охрану здоровья. Школьный устав Устав детского дома Военный устав. На выбор школы и формы получения образования. Устав – свод правил. Бережно относиться к школьному имуществу.
    «Экологическое право» – Конечная цель охраны природной среды – сохранение человека как биологического и социального существа. У природы нет границ и поэтому сохранить её можно только сообща, всем миром. Древняя Русь. Международные природоохранительные организации. Принципы охраны окружающей среды. Становление и развитие экологического права в России.
    «Деятельностный подход» – Пояснительную записку Тематический план (общий план содержания курса). Содержание программы полностью реализуется в УМК для 5-9 и 10-11 классах. Системно-деятельностный подход. Комплексная программа ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова. Выполнение заданий на повторение. Тема первой медицинской помощи представлена практическими занятиями.
    «Право» – Отношения между людьми, предприятиями и людьми, организациями, урегулированные нормами права. Отец в отличии от матери, не имеет права на. Отрасли права. Уголовное право. Источник – Земельный кодекс. Иерархия НПА. Верны ли суждения о правомочии гражданина с ограниченной дееспособностью? К каким видам првоотношений относятся.
    «Деятельностный подход в обучении» – Меня учат. Материалы к научно- практическому семинару. Концепция СДП базируется а следующих основополагающих тезисах : «Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно». В.В.Давыдов. Именно в системе школьного образования зародилось инновационное обучение. Выбор средств и методов. Системы ? системный подход ? деятельность.

  6. Silverbrand Ответить


    Теории возникновения права Теологическая теория Психологическая теория Историческая школа Позитивистская теория Марксистская теория Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведе нии людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют Право порождено противоречиями в жизни, во енными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побежденные Право связано с государством и зависит от социально экономических факторов общества

  7. ВЕРНУ Ответить


    Помогите по английскому
    1) Can be speak Englisch ?
    Linda asked ……..English
    2) Must she go there ?
    Ted asked ……..there
    3) Is it raining ?
    Granny asked …….raining
    4) Was the trip interesting ?
    Mr Porter asked……interesting
    5) Has he come ?
    The teacher asked …….
    6) Are they at home ?
    Bill asked ……at home
    7) Is there a ball in the box ?
    Nancy asked ……in the box
    8) Are there two pens in the pencil-case ?
    Peter asked ……in the pencil-case
    9) Could you run fast ?
    Helen asked ….fast
    10) Have we got a new cassette ?
    The boys asked …… a new cassette

    в корзине лежат хурма, груши и яблоки. их вес 3.15 кг. груш в 2 раза больше хурмы, яблок в 2 раза больше чем груш. Сколько кг хурмы? сколько груш, сколько яблок?

    решите уравнение -х^2- 2х+ 8=0

    Срочно нужен рассказ про проливы п географии

    1. Учитель проверил 21 тетрадь, что составило [latex] \frac{3}{7} [/latex] всех тетрадей. Сколько тетрадей осталось проверить учителю? (число)
    2. Известно, что [latex] \frac{3}{5} [/latex] класса пошли в кино, [latex] \frac{2}{3}[/latex] – на выставку. Сколько учащихся в классе, если их больше 25, но меньше 35?

    протяженность сев америки по параллели 40 с.ш и по меридиану 100изд в градусах и км

    Найдите координаты середины отрезка МК, если М(-2;4) и К(1;-3).

    найдите значение a, при котором уравнение а+(x-1/4)=7/8 имеет корень х=1/2
    помогите решить пожалуйста

    СОЧИНЕНИЕ ПО “Мальчики”,Толстого

    Помогите найти падеж местоимения с ней

  8. Spellsong Ответить

    7
    В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

    8
    Признаки права: Нормативность (права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами). Формальная определенность (предполагает закрепление правовых норм в каких-либо письменных источниках). Системность (право представляет собой сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов).

    9
    Интеллектуально – волевой характер права (право – проявление воли и сознания людей). Государственное принуждение (специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования).

    10
    Принципы права Принцип социальной справедливости; Равноправие граждан; Единство прав и обязанностей; Гуманизм (система воззрений на общество и человека, проникнутые уважением к личности, ее достоинству и правам).

    11
    Функции права. Регулятивная (проявляется в способности права воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, в регулировании общественных отношений государства и общества). Охранительная – заключается в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения. Гуманистическая – право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты. Воспитательная – подготовка подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Идеологическая – формирует в общественном сознании представления о необходимости и желательных принципах и правилах поведения.

    12
    Соотношение права и закона. Нормативный подход. Общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства (позитивное право); Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Между правом и законом нет различия: закон = право (вне закона нет права? Любое государство – является правовым). Четко определяется как можно и должно поступать (формальная определенность нормы); Игнорирование гуманистической стороны в содержании права (игнорируется ведущая роль прав человека); Права человека – нормативно оформленные особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни.

    13
    Соотношение права и закона. Естественно-правовой подход. каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь. Право не тождественно закону (естественное право); Закон лишь одна из форм выражения права; Главная ценность права – человек, его естественные права (свобода не может быть безграничной).

    14
    Естественное право (римское) в римском праве существовало два различных термина: jus право и lex закон. «право по природе» Jus – «право по природе» «право по человеческому установлению» lex – «право по человеческому установлению»

    15
    Идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв., которые назвали эпохой естественного права.

    16
    Эпоха естественного права, как государственно-правовая реальность. Принятие Конституции США, Филадельфия, 1787 год; Декларация прав человека и гражданина, Франция, 1789 г., Конституция 1791 г.

    17
    Какие права относят к естественным, прирождённым, неотчуждаемым правам человека? Право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни. Право на неприкосновенность личности. Право на собственность. Право на свободу мысли, слова, передвижения. Избирательное право.

    18
    Круг субъектов законодательной инициативы: Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их компетенции.

    19
    Законотворческий процесс в РФ Законодательная инициатива Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Принятие Закона в Государственной Думе Принятие Закона в Совете Федерации Подписание и обнародование Закона Президентом РФ

    20
    Подписание и обнародование Закона В течение 14 дней Президент должен рассмотреть и подписать Закон или вернуть его на повторное рассмотрение. Цель обнародования Закона – довести его содержание до сведения населения.

    21
    Только опубликованный закон вступает в силу.

    22
    Домашнее задание: с точки зрения какого подхода к пониманию права дается это утверждение.

  9. КеТрИн Не ВажНо Ответить

    Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, — это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».
    По мнению правоведов, нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.
    Критики данного подхода доказывают, что сводить право к закону нельзя. Ибо в этом случае получается, что закон является единственным источником права и прав человека. И значит, государство (чью волю выражает закон) может по своему усмотрению «дарить» гражданам те или иные права или же отбирать их. В целом в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.
    Например, положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права — его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые чётко определяют, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый, без каких-либо исключений, должен исполнять, это благо для общества.
    Другой положительной чертой является чёткость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, как говорят юристы, формальная определённость нормы. Это очень важно, ибо позволяет точно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта.
    Ещё одно достоинство нормативного подхода в том, что в нём чётко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения в случае нарушения нормы права.
    К числу явно отрицательных черт относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы человека, т. е. того, кому адресованы юридические нормы. На их место ставятся интересы государства.
    Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. Порой оно может руководствоваться устаревшими нормами. Или издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт, который в народе прозвали «законом о трёх колосках». (Подзаконный акт — Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.) Суть его в том, что среди прочего запрещалось после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены жестокие наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишённые гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.

    Естественно-правовой подход к праву

    В основе данного подхода лежит теория естественного права. Какой-либо единой теории естественного права не существовало никогда, хотя различие права (естественного) и закона отмечали многие выдающиеся мыслители древности. В их трудах содержится немало сходных идей, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения обладает набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.
    Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.
    Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность. Однако наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, — естественное право.
    Во времена Античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон.
    Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и даётся по преимуществу название эпохи естественного права.
    Продолжение >>>

  10. Shalitius Ответить


    Из каких трёх минералов состоит гранит?

    номер 181, 182,183 пожалуста

    сформулируйте правила построения национальных отношений

    Считая что каждый символ кодируется одним байтом определите чему равен информационный объём следующего высказывания Рене Декарта:
    Я мыслю,следовательно,существую
    1)28 бит  2)272 бита  3) 32 кбайта 4)34 бита

    Ремонтируя спираль её укоротить на 0,1 длины во сколько раз увеличится количество теплоты которое выделяется за, 1 с

    помогите сделать задачу ном 6

    Вторая загадка По городу дождик осенний гулял Зеркальце дождик свое потерял Зерк? ?льце то на асфальте лежит Ветер подует оно задрожит 3 загадка жаркий знойный душный день даже куры ищите началась косьба хлебов время ягод и грибов дней в США на лето что скажи за месяц это 4 Загадка Что это у галочки ниточка на палочке палочка в руке ниточка в реке

    (15) Вокруг клумбы вдоль дорожки растут деревья на расстоянии 2м. Длина дорожки вокруг клумбы 30м. Сколько посажено деревьев? На дорожке нарисованы лучи от клумбы к деревьям. Сколько градусов между соседними лучами?

    как решить это уравнение 5:12-7:9у=10целых5:12-3у

    Из 24 кг хлопковых семян получили 6 кг масла. Сколько килограммов хлопковых семян потребуется , чтобы получить 5 кг масла?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *