Почему важно использовать различные способы экологической защиты?

6 ответов на вопрос “Почему важно использовать различные способы экологической защиты?”

  1. Bladeraven Ответить

    Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.
    Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.
    К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:
    право на благоприятное состояние природной среды;
    право на достоверную информацию о состоянии природы;
    право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

    Защита экологических прав

    Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:
    организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
    обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
    участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
    вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
    подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
    обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
    реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.
    Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” определена правовая система соответствующих мер:
    Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
    При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
    Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.
    Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

    Способы защиты экологических прав

    Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.
    Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).
    Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
    Способы защиты экологических прав:
    судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
    административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
    приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
    прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
    контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
    Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан
    всесторонне и объективно изучить обращение,
    при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
    принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
    дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
    уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
    Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.
    Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.
    В данном законе регламентируется оспаривание нормативно – правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
    Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.
    Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

  2. Fabulous_unicorn Ответить

    Обращаться в судебные инстанции.
    Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
    Получать квалифицированную юридическую помощь.
    Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
    Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.
    Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами. В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам.

    Роль исполнительной власти

    В настоящее время актуальность приобрел вопрос, касающийся конкретных средств и способов защиты интересов и прав граждан в сфере взаимодействия с окружающей средой административными структурами. Проблема сегодня заключается в том, что зачастую возможность их реализации зависит от усмотрения исполнительных органов. При этом ряд должностных лиц, совершающих незаконные действия, не несет за них ответственности. Среди средств и способов защиты экологических прав следует выделить:
    Обеспечение судебного контроля за деятельностью администраций. Речь, в частности, идет о полномочиях инстанций общей юрисдикции по рассмотрению возникающих споров.
    Над- и внутриведомственный надзор. Он осуществляется в рамках компетенции исполнительных органов. К надзору следует относить и президентский контроль деятельности подчиненной главе страны системы госструктур.
    Организацию приема и рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений населения в исполнительные органы.
    Прокурорский надзор за законностью функционирования административных структур (ведомств и министерств), в том числе на уровне местного самоуправления.
    Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления в пределах, определенных законодательством и с учетом принципа разделения власти на три ветви.

    Особенности обращения

    Законодательство предоставляет гражданам право выбрать орган, в который будет направлено заявление с требованием обеспечения защиты экологических прав. Так, субъект может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий госорган, административную структуру, на предприятие, в учреждение или объединение, а также к конкретному должностному лицу в порядке подчиненности. Последние в соответствии с законодательством обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в течение месяца. Если гражданину в удовлетворении требований было отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться с иском в суд. При этом субъекту дается месяц на направление соответствующего заявления. Исчисление срока начинается с даты получения письменного ответа от госоргана. Если он не был отправлен, начало периода начинается по окончании установленного для инстанции времени на рассмотрение заявления. Если субъект сразу решает обратиться в суд, то он может сделать это в течение 3-х мес. с даты, когда ему стало известно о нарушении. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, нормативными актами предусмотрено его восстановление. После рассмотрения жалобы судебная инстанция принимает решение. Если требования будут обоснованы, то акт, бездействие/действие будут признаны незаконными, а права гражданина восстановлены.

    Общественные объединения

    Законодательство наделяет граждан возможностью формировать организации для обеспечения реализации и защиты их экологических прав. Общественные объединения при этом наделяются более широким кругом полномочий в сравнении с отдельными субъектами. Права экологических организаций определяются несколькими нормативными актами. Наиболее четко они отражены в ФЗ, регламентирующем сферу охраны природы. Экологические и прочие общественные объединения, реализующие права в сфере природопользования, могут:
    Разрабатывать, осуществлять, пропагандировать в предусмотренном порядке программы в области охраны природы.
    Защищать интересы и права граждан в сфере природопользования.
    Привлекать население на добровольной основе к деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
    Оказывать органам госвласти содействие в решении экологических вопросов.
    Организовывать демонстрации, шествия, собрания, митинги, пикетирования, участвовать в прочих мероприятиях, собирать подписи под петициями в соответствии с действующими нормами, направлять в уполномоченные органы предложения о проведении референдума по вопросам природопользования, обсуждать связанные с ним проекты.
    Обращаться в компетентные инстанции и к должностным лицам за получением достоверных, своевременных и полных сведений о состоянии природы, мероприятиях по обеспечению ее охраны, фактах и обстоятельствах осуществления хозяйственной и прочей деятельности, угрожающей имуществу, здоровью, жизни людей, а также среде их обитания.
    Участвовать в принятии решений, при реализации которых может возникнуть вред природе.
    Направлять жалобы, иски, заявления и предложения, касающиеся вопросов охраны среды обитания.
    Организовывать и участвовать в проведении экологической экспертизы, слушаниях по проблемам размещения объектов, функционирование которых может негативно повлиять на состояние природы.
    В настоящее время в России действует достаточно много объединений, чья деятельность связана с охраной природы. Эти организации играют важнейшую роль в сфере реализации гражданами их экологических прав. Законодательство наделяет объединения достаточно широкими полномочиями. Реализуя их, организации могут оказывать существенное влияние на экологическую обстановку в стране.

  3. the wing of life Ответить

    В России разработкой экологического законодательства занимаются Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам, входящие в состав Госдумы РФ, а также Отдел природопользования и защиты окружающей среды. Главные исполнительные органы в этой сфере — Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология. Координационная деятельность лежит на Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
    Однако все эти органы действуют не в одиночку. С ними сотрудничают и неправительственные природоохранные организации.

    Организации по охране природы

    Всемирный фонд дикой природы (WWF)
    Это самая крупная международная экологическая организация, объединяющая более пяти миллионов сторонников по всему миру. Офисы WWF действуют более чем в 100 странах мира, в том числе и в России. Фонд осуществляет экологический мониторинг, разрабатывает и поддерживает природоохранные программы, работает в тесной связке с законодательной и исполнительной властью. Основные направления деятельности — защита редких видов (например, в России WWF ведет проекты по охране зубров, переднеазиатских леопардов, ирбисов и других исчезающих животных), расширение заповедников и заказников, внедрение принципов рационального природопользования. WWF России реализует морскую, лесную, климатическую и другие программы.
    Гринпис (Greenpeace)
    Независимая международная экологическая организация, которая прославилась заметными общественными акциями. Сейчас деятельность Гринпис направлена в основном на защиту биологического разнообразия, сокращение выброса газов в атмосферу и производства токсичных отходов, а также против развития и использования ядерных технологий. Акции протеста, которые регулярно устраивают сторонники организации, создали ей неоднозначную репутацию. Но это не умаляет достижений Гринпис. Например, в России организация реализует свою лесную кампанию, в рамках которой волонтеры проводят рейды и тушат пожары в лесах, высаживают молодые деревца. Немало сделано и для внедрения экологичных методов сбора, сортировки и переработки мусора.
    ЮНЕП
    Уже упоминавшаяся Программа ООН (ЮНЕП) — главный орган ООН по защите окружающей среды и одна из самых масштабных природоохранных организаций мира. Ее деятельность в основном направлена на мониторинг экологии, разработку законов и правил, а также просветительскую деятельность. В частности, именно благодаря ЮНЕП были приняты нормы и правила перевозки опасных и токсичных веществ. Эта организация активно участвовала в разработке многих международных конвенций, посвященных охране окружающей среды. ЮНЕП действует и на практическом уровне: например, организация поддерживает и спонсирует внедрение технологий, позволяющих использовать возобновляемые источники электроэнергии. Существует программа займов на приобретение солнечных панелей, которая была запущена в Индии, а теперь проводится и в других развивающихся странах.
    Всемирное общество защиты животных
    Эта организация борется за этичное обращение с животными — как дикими, так и домашними. В разные годы организация протестовала против китобойного промысла, корриды, содержания дельфинов в неволе — в дельфинариях и зоопарках. И добилась значительных успехов, например благодаря деятельности ВОЗЖ в Пакистане была запрещена травля медведей. Сейчас ВОЗЖ разрабатывает Всемирную декларацию благополучия животных, которая будет представлена в ООН. Главный офис ВОЗЖ расположен в Лондоне, а его отделения имеются в 13 странах, но деятельность общества охватывает более 150 государств мира.
    Конечно, это далеко не все подобные организации — по всей планете действуют сотни фондов и объединений, главной целью которых является защита окружающей среды. Важно, что практически все они существуют на средства добровольных пожертвований.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *