Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии чацкого?

4 ответов на вопрос “Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии чацкого?”

  1. Mezigul Ответить

    Возникновение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого — очень интересная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на первый взгляд случайно. Г. Н., уловив настроение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечатлением только что закончившегося разговора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчалина, возникает коварный замысел. Большое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него пристально, в сторону». Ее дальнейшие реплики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрастет подробностями.
    Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каждый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то говорит с неприязнью о Чацком, кто-то сочувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекватны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще раскрываются характеры персонажей, составляющих фамусовский круг. Загорец-кий дополняет новость на ходу придуманным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безумными. Смешон диалог о Чацком графини-бабушки и князя Тугоуховского, которые из-за глухоты своей многое прибавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т.д. Затем комические миниатюры сменяются массовой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

  2. Ledi Medi Ответить

    Третье действие комедии происходит в доме Фамусова,
    в доме, где “все двери настежь”.
    Чего не скажешь, о людях, об их мыслях, чувствах
    и намерениях.
    На балу у Фамусова собираются люди, составляющие
    элиту дворянской Москвы.
    Они многолики, но всех объединяют крепостнические
    взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.
    Все собрались, чтобы громогласно объявить,
    подтвердить, провозгласить весть о сумасшествии Чацкого.
    Эта авторская задумка, продуманная во всех деталях,
    поражает своей логичностью и безукоризненным
    воплощением во всем: слове, жесте, паузе.
    Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай.
    Просто господин N вовремя оказался рядом с Софьей
    в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу:
    “Он не в своем уме”.
    Так можно сказать в шутку, и не стоило принимать эти
    слова за истину.
    Но нет, ведь это сказано о Чацком, а он всем “насолил”.
    И поэтому с большим удовольствием господин N
    подхватывает новость и делает все, чтобы о ней узнали
    окружающие.
    Безымянные гости на званном вечере исполняют роль
    малоприметную, но зловещую.
    Это роль разносчиков сплетни о сумасшествии Чацкого.
    Грибоедов очень тонко и последовательно
    выстраивает психологический и социальный механизм
    сплетни-её зарождение, распространение и
    превращение в очернительную ложь.
    Идёт своего рода игра-словами, взглядами, недомолвками.
    Софья молчит, отвечает уклончиво, не сразу,
    прежде чем подтвердить, что Чацкий сумасшедший.
    Её поведение оправдано, и складывается ощущение,
    что она ждет какую-то ниточку, которая свяжет
    все последующие события.
    И она появляется в форме вопроса:
    “Однако есть приметы? ”
    Ответ Софьи-начало конца Чацкого.
    Удивительно, с какой быстротой слух о его сумасшествии,
    обрастая фантастическими подробностями,
    обойдет всех гостей. И все они моментально объединяются
    этим слухом, так как Чацкий опасный человек.
    Наконец Софья решается:” Мне кажется”.
    Так зарождается сплетня о Чацком.
    Вернее, это заведомая ложь, отданная в другие руки
    с молчаливым наказом передать дальше.
    И что важно: возникнув, она теряет авторство,
    становится оружием для всех.
    Никому не нужно знать, откуда поползли слухи;
    на это и рассчитывала Софья.
    Следующим звеном в разматывающейся цепи
    нарастающих слухов является Загорецкий,
    для которого переносить-дело привычное и
    увлекательное. Он с радостью восклицает:
    “С ума сошел! ”
    Грибоедов маленькими штришками дополняет, уточняет,
    расцвечивает подробностями весть: “помню”,
    “знаю”, “слышал”.
    Начиная с Загорецкого, сплетня становится легальной.
    Последней графиня Хлёстова произносит:
    “С ума сошел! Прошу покорно!”
    Графиня-самый влиятельный, сановный гость Фамусова.
    А то, что она обращается к Софье, неважно.
    Создается ощущение, что автор устами Хлёстовой
    (какая говорящая фамилия!) обращается к нам с тем,
    чтоб показать, какой нравственный урок можно извлечь
    из этой жизненной истории.
    Все верят в это.
    Но только не читатель.

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *