Почему жи ши пишется с буквой и?

6 ответов на вопрос “Почему жи ши пишется с буквой и?”

  1. Opizius Ответить

    В настоящее время в дошкольной педагогике познавательно-исследовательская деятельность признана одним из трех сквозных видов деятельности детей. С одной стороны, это значит, что дети любят познавать в исследовании (грубо говоря), с другой, что ребенок дошкольного возраста успешно развивается в познавательно-исследовательской деятельности.
    А еще это значит, что аксиомы неприемлемы для дошкольника. Потому что убивают в нем интерес к жизни, инициативу, свободу.
    И вот ребенок приходит в школу. Тут уж не до исследований и всяких почемучных вопросов. Патамушта.
    Одно из первых “патамушта” – ЖИ-ШИ пиши с буквой И (сюда же ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Думаю, те, кто помнит свой первый класс, вспомнит эти нетленные таблички у доски (красной тушью железным пером на куске ватмана – да?да?), которые нужно было запомнить раз и навсегда, но про которые многим, если не всем, ничего не объяснили. Так и воспринимает человек русский язык, как нечто необъяснимое, нелогичное, чужое. И это трагедия. Потому что русский язык – это удивительное явление, великое, могучее, логичное и гармоничное. Любовь и уважение рождается из интереса и потребности, но интерес и потребность убиваются необъяснимыми явлениями.
    При этом в правописании ЖИ-ШИ нет ничего необъяснимого. Во всяком случае для первоклассника. И уж точно для старшего дошкольника, который в состоянии отличить мягкие звуки от твердых. И, благодаря родителям и педагогам, к школе уже читает. И знает, что великий и могучий русский язык имеет богатую долгую историю и является значимой частью великой российской культуры.
    Когда-то, еще до 14 века, звуки [ж] и [ш] были мягкими. А буква Ы до 14 века не имела собственного начертания – звук был, а буквы не было. Вот и не сошлось первое со вторым. На момент отвердения [ж] и [ш] буквы Ы не было, поэтому оставили И. Поэтому ЖИ-ШИ пишется с буквой И. Что тут такого, чего не может понять человек в 7 лет?! Не знаю.

  2. Taumi Ответить

    3. Произнеси слова-названия предметов.

    Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

    Страничка для любознательных

    Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж’], [ш’], [ч’] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и.
    Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.
    4. Прочитай.

    жи? ши?

    сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на
    ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть
    ..тель, ма..на, ..знь, кув..нка
    Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
    Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.
    маши?на
    5. Прочитай.
    Скоро выйдут муравьи
    На дорогах лужи.
    По полям бегут ручьи,
    После зимней стужи.
    Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
    Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
    Запиши составленное стихотворение.
    6. Прочитай.
    Ёж — …, ёрш — …, нож — …, чертёж — …, камыш — …, стриж — …, ковш — … .
    Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
    Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши.
    Образец. Чертёж — чертежи, … .
    7. Прочитай.

    ча? ща?

    мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки
    пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..
    Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
    8. Прочитай.
    Трещит кузнечик.
    Стучит дятел.
    Урчит лягушка.
    Пищит рябчик.
    Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.
    Образец. Трещат кузнечики.
    Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве), чтобы получилось новое предложение.
    А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.
    9. Прочитай.

    Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
    Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
    Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.
    10. Прочитай.

    чу? щу?

    …ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..
    Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
    11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

    Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
    — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
    Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
    Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
    Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.
    12. Прочитай.

    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.
    13. Прочитай.
    У апреля есть волшебный ключик,
    Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
    Повернёт — и почки открывает,
    Повернёт — и выпустит скворцов,
    Повернёт — и птицы начинают
    Петь от счастья в сотни голосов!
    (Н. Красильников)
    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *