Подчеркнуть орфограммы в словах 2 класс что это такое?

10 ответов на вопрос “Подчеркнуть орфограммы в словах 2 класс что это такое?”

  1. Cogra Ответить

    Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в сильной позиции, либо обратившись к правилу орфографии.
    Орфографией называют весь свод правил данного языка, который регулирует правильное написание слов.
    Главным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Он заключается в том, что в родственных словах сохраняется одинаковое написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним важным правилом является фонетический принцип – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «безвозмездный» слышится звонкая согласная, и нужно писать «з», а в слове «бессловесный» – наоборот. Однако и этот принцип соблюдается далеко не всегда.
    Орфограмма состоит из двух компонентов: вариантов правильного написания слова и ситуации, которая эту орфограмму характеризует.
    Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Например, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а кроме того нет зависимого слова.
    В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить постановкой орфограммы в сильную позицию, необходимо обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Например, постановку гласных в слове «винегрет» невозможно проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы существующего. Значит, правильность его написания нужно узнать в словаре.
    Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.

  2. Gardabar Ответить

    1 ! Вспомни орфограммы, изученные во 2 классе Название орфограммы Правописание безударных гласных в корне слова Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова Правописание сочетаний жи ши Правописание сочетаний ча ща, чу щу Правописание сочетаний чк, чн, нч, щн, нщ Мягкий знак (ь) показатель мягкости согласных Правописание разделительного мягкого знака (ь) Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц, рек, озёр, морей, гор Примеры лесно й лес гора го ры гриб грибок ложка ложечка жираф, камыши дача, щавель чудак, щука кошечка, солнечный, пончик, овощной, сменщик польза, конь копьё, пью, соловьи, певунья Александр Сергеевич Пушкин, кот Мурлыка, город Черкассы, улица Зелёная, Чёрное море, Крымские горы 2
    2 Тренировочные упражнения 1 Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Объясни орфограммы. Ноч ю был лё кий м ро. Утром выпал мя кий пуш стый сне. Д рев я, ступен ки крыл ца стали белые. Девоч ка Катя хотела по сне у погулять. Она вышла на крыл цо. На сн гу были мален кие ямоч ки. Какой это зверь х дил по снегу? У зв рька была тёплая шу ка и длинные уш. Он любит морко ку. Это был за ц. (По Е. Чарушину.) (49 слов) В словах первого предложения подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Произнести чётко: утром, хотела, погулять, крыльцо, ямочки, длинные, морковку. 2 Прочитай. Определи пропущенные орфограммы. Вспомни правила и вставь буквы. Муравей спустился к руч ю. Он х тел пить. В лна накрыла его с г л вой. Г лу ка бросила мурав ю ве ку. Муравей сел на ве ку и выбрался на бере. Однажды охотник сет ю поймал г лу ку. Муравей подпол к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил се ь. Г лу ка быстро вспорхнула и ул тела. Дружба нужна всем. (По Л. Толстому.) (50 слов) Подчеркни буквы, обозначающие два звука. Произнести чётко: выбрался, однажды, к охотнику, бросил, вспорхнула. 3
    3 3 Прочитай. Определи пропущенные орфограммы. Выбери в скобках нужные буквы и вставь в слова. Б рис /а, о/ Антоно /ф, в/ и его дру /к, г/ Гле /п, б/ Исае /ф, в/ ч сто /я, а/ х дили /а, о/ в лес. Там б льшой /а, о/ пру /т, д/. На б регу /е, и/ рос густой камы /ж, ш/. В камышах плавал белый лебе ь /д, т/. Мальчики любили см треть /о, а/ на красивую птицу. Кидали ей хле /б, п/ и тра ку /в, ф/. В жаркие дни они садились на пло /д, т/ и переправлялись на другой бере /г, к/. Там хорош й /ы, и/ пля /ж, ш/. (50 слов) Найди в тексте и выпиши слова с ь в середине, раздели их вертикальными линиями на слоги. Произнести чётко: Антонов, Исаев, часто, на берегу, камыш, переправлялись, берег. 4 Прочитай. Выбери в скобках нужные буквы, обведи их. Объясни свой выбор. Друз(з, зь)я Наконец дож(д, т)ь перестал. Кругом луж(ы, и), бегут, мутные руч(ч, чь)и. Р(и, е)бятам вес(и, е)ло. Прыгают через руч(и, е)йки. Витя Гла(д, т)ков ле(г, х)ко и ло(в, ф)ко прыгнул. Теперь очере(д, т)ь Лизы. У Лизы но(ж, ш)ки короткие, шу(б, п)ка длинная. Она прыгнула и упала прямо в лужу. Горько заплакала Лиза. Дево(ч, чь)ки подняли малы(ж, ш)ку. Лена Ежова и Катя Ряполова повели её д(а, о)мой. (50 слов) 4

  3. струга Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  4. rokaton Ответить

    Орфограммы, изучаемые в начальных классах.

    Название орфограммы
    Орфографический разбор
    1.
    Заглавная буква в начале предложения
    Начало предложения  пишется с заглавной буквы:
    Завтра мы поедем на экскурсию.
    2.
    Заглавная буква в именах собственных
    Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Наташа, Сысола.
    3.
    Буквы и, у, а после шипящих
    После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется буква (подчеркнуть одной чертой): жизнь, чудо, чадо.
    4.
    В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
    Мощный, почта, борщ.
    Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мостик, гвозди, есть.
    5.
    Безударные проверяемые гласные в корне слова
    В корне слова (выделить корень) в безударном положении (поставить ударение) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): косить (косит), колосок (колос, колосья).
    6.
    Проверяемые согласные в корне слова
    В корне слова (выделить корень) пишется буква (подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): дуб (дубы), клюв (клювик).
    7.
    Непроизносимые согласные в корне слова
    В корне слова (выделить корень) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): поздний (опоздать), опасный (опасен).
    8.
    Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова
    Написание этих слов нужно запомнить: вокзал, класс, чувство.
    9.
    Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок
    Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать
    по дороге, увидеть у дома.
    10.
    Разделительные Ъ и Ь
    После приставки на согласную (выделить приставку) пишется разделительный Ъ (подчеркнуть одной чертой) перед буквой Е, Ё, Ю, Я (подчеркнуть двумя чертами). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь: объяснение, семья, пью.
    11.
    Гласные и согласные буквы в приставках
    Пошёл, подпрыгнул.
    12.
    Употребление Ь на конце существительных после шипящих
    После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).
    13.
    Не с глаголами
    Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.).
    14.
    Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч.
    Жечь, печься, учишь.
    15.
    Перенос слов
    Слова переносятся по слогам: май-ка, ули-ца, ру-чьи, паль-то, ран-ний, объ-ёмный

  5. Goldsong Ответить

    ОРФОГРАММЫ

    ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

    Для родителей
    (небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
    что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
    Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
    Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
    Итак…
    Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
    – этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
    – фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
    – учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
    – и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
    Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
    НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
    1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
    2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);
    3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
    4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
    5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
    Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
    если ваш ребёнок
    НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
    Орфограмма – это “ошибкоопасное” место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
    И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
    – А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
    – В кого ты такой пошёл?
    – Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
    – И чему тебя в школе учат?
    Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
    Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
    И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
    В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ – не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
    Особенно продвинутые родители – “пользователи” русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
    Для учителей
    Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
    Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
    Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
    Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой “проверяемая безударная гласная в корне слова” или “парная согласная в слабой позиции” и предложить придумать другие проверочные слова.
    Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
    В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
    На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
    Список обязательных орфограмм первого класса
    для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

    Несколько слов о написании диктанта
    1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.
    2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.
    3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.
    Диктант.
    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
    Образец устного разбора в классе
    Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Чащу – чу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цветут – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
    Бежит – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Колючий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищат – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Книги с Диктантами
    Полезно прочитать

  6. Voodooshicage Ответить

    Русский язык
    ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
    жи-ши, ча-ща, чу-щу
    Урок 94 (74).
    Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
    Цель:
    – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
    Символы:
    Н
    П
    М
    Этапы урока
    Ход урока
    Формирование УУД,
    ТОУУ
    (технология оценивания учебных успехов)
    ?. Актуализация знаний.
    – Откройте тетрадь.
    – Что надо записать? (Дату.)
    Комментированная запись числа.
    – Какую запись должны сделать дальше?
    – Напишите слова «Классная работа».
    3   3
    Словарная работа.
    Игра «Кто больше запомнит».
    На доске записаны восемь слов:
    Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи.
    Дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.
    Познавательные УУД
    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
    2. Представлять информацию в виде схемы.
    3. Выявлять сущность, особенности объектов.
    4. На основе анализа объектов делать выводы.
    5. Обобщать и классифицировать по признакам.
    6. Ориентироваться на развороте учебника.
    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
    II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.
    1  3  3
    Учитель снова открывает слова на доске.
    – Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?
    – Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.)
    – Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.)
    – Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.
    – Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).
    – Сформулируйте цель и задачи урока:
    1. Определить, что такое орфограмма.
    2. Научиться находить орфограмму в словах.
    3. Узнать, какие есть виды орфограмм.
    4. Учиться писать слова с орфограммами.
    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
    4
    1. Наблюдение над словами.
    – Прочитайте слова, написанные на доске:
    Пружина, живёт, уши, пушистый.
    – Поставьте ударение.
    – Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны).
    – Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?
    – Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.
    Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.
    Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)
    – Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?
    Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.
    Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.
    Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.
    – Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.
    Вопросы на понимание и углубление материала.
    – Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)
    – Как она подчёркивается?
    – Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)
    – С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.
    – А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)
    2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.
    – Спишите и найдите орфограммы:  Моржи жили в_море.
    Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы.
    – Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и.
    – Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)
    На доске подчёркивает учитель.
    – А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)
    – Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)
    – Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)
    – Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.
    – Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)
    – Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)
    – Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).
    3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.
    – Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)
    Регулятивные УУД
    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
    ??I. Развитие умений – применение знания.
    3   5   3   1
    Работа по учебнику.
    Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].
    Вырабатывается алгоритм:
    1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. П. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)
    2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)
    3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)
    4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.
    5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.
    – Выполните задание № 1, тема 13 в Рабочей тетради.
    – Почему в выбранном вами ответе есть орфограмма? (Есть шипящий [ж], после которого слышим ы, а пишем и.
    – Что мы сейчас делали?
    – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
    Коммуникативные УУД
    1. Развиваем умение слушать и понимать других.
    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    3. Оформлять свои мысли в устной форме.
    4. Умение работать в паре.
    Личностные результаты
    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    ?V. Итог урока.
    – Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?  4  4
    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
    – В чём испытали затруднения?
    – Кто сегодня получил отметку в дневник?
    – За что?
    V. Домашнее задание.
    Упр. 148 («Дидактический материал»).
    Деятельность учеников:
    – Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
    – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *