Положение о том что избирательное право является равным означает?

13 ответов на вопрос “Положение о том что избирательное право является равным означает?”

  1. Muslime Ответить

    Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.
    Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.
    Также могут быть и иные цензы:
    1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.
    2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.
    3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.
    4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.

    Принцип равного избирательного прав

    Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.
    Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.
    Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.
    Принцип прямого избирательного права
    Он подразумевает, что граждане голосуют на выборах в ОГВ и ОМСУ «за» или «против» кандидатов. В списках кандидатов данный принцип предполагает не только непосредственное, но и личное участие в голосовании. В ст. 64 Закона 2002 года закрепляется, что каждый избиратель голосует лично. Голосование других избирателей не допускается.
    Принцип тайного голосования
    Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.

  2. Nibor Ответить

    РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
    – принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны; избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; все граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; образование равных по численности населения избирательных округов.
    Гарантией Р.и.п. является предусмотренное законом требование равного представительства, согласно которому каждый депутат одного и того же представительного органа государственной власти должен избираться от равным количеством голосов избирателей. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более 15%. В избирательной практике встречаются случаи, как это было, в частности, в Оренбургской области, когда законодательством субъекта РФ предусматривалось проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одномандатных и многомандатных избирательных округах. В этом случае часть избирателей имеет по одному голосу, а часть – по несколько голосов (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе). В неравные условия попадают не только избиратели, но и кандидаты. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. “О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области” в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами избирательных прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов.
    (В.Ч.)
    Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература.
    В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец.
    2002.

  3. -АМ:)фи:(там->инка, Ответить

    Понятие
    избирательного права.
     В
    конституционном праве термином
    «выборы» обозначается процедура
    формирования государственного органа
    или наделения полномочиями дол­жностного
    лица, осуществляемая посредством
    голосования правомочных лиц при
    условии, что на каждый предоставля­емый
    таким образом мандат могут претендовать
    в установ­ленном порядке два или
    более кандидата. Термин «.избирательное
    право»
     имеет
    два значения:

    в объективном смысле – это система
    конституционно-правовых норм.
    регулирующих общественные отношения,
    свя­занные с выборами органов
    государства и местного самоуп­равления.
    Объективное избирательное право
    регулирует из­бирательную систему
    в широком смысле. Обычно предметом
    избирательного права считаются
    связанные с выборами об­щественные
    отношения, в которых прямо или косвенно
    уча­ствуют граждане;

    в субъективном смысле – это гарантированная
    граж­данину государством возможность
    участвовать в выборах го­сударственных
    органов и органов местного самоуправления.
    Оно представляет собой комплекс
    конкретных прав лица, среди которых
    особо следует выделить активное и
    пассивное избирательное право в связи
    с политическими правами че­ловека
    и гражданина.
    Основные
    принципы избирательного права.
     Принципы
    избирательного права – это те условия
    его признания и реализации, соблюдение
    которых на выборах делает эти выборы
    действительно народным волеизъявлением.
    Выделим основные принципы.
    Всеобщее
    избирательное право.
     Принцип
    всеобщего из­бирательного права
    означает, что избирательные права
    (или хотя бы активное избирательное
    право) признается за всеми взрослыми
    и психически здоровыми людьми. Это
    максимум возможного и разумного,
    который практически нигде не
    до­стигается. Всеобщность означает
    отсутствие дискриминации по каким-либо
    основаниям (пола, национальности и
    др.), то есть невозможность отстранения
    от выборов каких-либо граж­дан или
    групп населения.
    Прямое
    и косвенное избирательное право.
     Применение
    принципов прямого или косвенного
    избирательного права или их определенное
    сочетание зависят от порядка
    формирова­ния выборного органа.
    Прямое
    (непосредственное) избирательное
    право означа­ет право избирателя
    избирать и быть избранным непосред­ственно
    в выборный орган или на выборную
    должность. Этот принцип действует в
    подавляющем большинстве случаев на
    выборах нижних палат парламентов,
    иногда верхних палат – в США, Италии,
    Польше, президентов – в Мексике, Австрии,
    Болгарии, практически повсеместно
    при выборах органов местного
    самоуправления.
    Косвенное
    (многоступенчатое) избирательное
    право озна­чает, что избиратель
    выбирает лишь членов коллегии, кото­рая
    затем уже избирает выборный орган.
    Такой коллегией может быть государственный
    или самоуправленческий орган,
    нижестоящий, по отношению к выбираемому.
    Косвенные вы­боры могут иметь две
    ступени и более. Двухступенчатыми
    выборами избираются, например, президент
    США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми
    – подавляющая часть Всеки­тайского
    собрания народных представителей.
    Равное
    избирательное право.
     Принцип
    равного избира­тельного права
    предполагает равную для каждого
    избирате­ля возможность воздействовать
    на результаты выборов. Он представляет
    собой следствие и одно из важнейших
    прояв­лений конституционно
    гарантируемого равноправия граждан.
    Равенство избирательного права
    обеспечивается прежде всего наличием
    у каждого избирателя одинакового
    числа голосов. В зависимости от
    избирательной системы’ у каждого
    избирателя число голосов может быть
    больше, чем один. Поэтому важно, чтобы
    у всех избирателей их было поровну.
    Например, на парламентских выборах в
    Германии каждый избиратель имеет по
    два голоса, а на выборах представи­тельных
    органов местного самоуправления в
    Баварии – по три. Кроме того, необходимо,
    чтобы все голоса имели равный вес, т.
    е. равное влияние на результат выборов.
    Это дости­гается обеспечением единой
    нормы представительства: на каждого
    депутата должно приходиться одинаковое
    число жителей (иногда избирателей).
    Принципу
    равного избирательного права
    противоречит плюральный вотум
    (буквально – множественное голосова­ние).
    Согласно этому принципу одни избиратели
    могут иметь в зависимости от обстоятельств
    больше голосов, чем другие.
    Принципу
    равного избирательного права также
    противо­речат куриальные выборы,
    которые заранее делят избирате­лей
    на группы – курии (например, по
    национальному, рели­гиозному,
    сословно-кастовому и другим признакам)
    с заранее установленным числом
    мандатов, предоставляемых каждой из
    этих групп. Например, в Китае особую
    курию представляют собой военнослужащие
    НОАК, которые имеют особое
    пред­ставительство в собраниях
    народных представителей, в Бот­сване,
    Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые
    избиратель­ные курии для родоплеменных
    вождей.
    В
    некоторых странах допускаются
    отклонения от принци­па равного
    избирательного права, имеющие целью
    гаранти­ровать представительство
    таких групп общества, которые иначе
    могут его не получить. Такое специальное
    представи­тельство имели 25 из 150
    стран, сообщивших соответствую­щие
    данные Межпарламентскому союзу.
    Тайное
    голосование.
     Принцип
    тайного голосования состо­ит в
    исключении внешнего наблюдения и
    контроля за воле­изъявлением
    избирателя. Смысл его в гарантии полной
    сво­боды этого волеизъявления.
    Свободное участие
    в выборах и обязательный вотум. 
    Принципы
    свободного участия в выборах и
    обязательный вотум связаны с активным
    избирательным правом.
    Принцип
    свободных выборов означает, что
    избиратель сам решает, участвовать
    ли ему в избирательном процессе, а
    если участвовать, то в какой мере.
    Отсюда вытекает, что при оп­ределении
    результатов выборов не следует
    принимать во внимание, какой процент
    избирателей проголосовал: если
    хотя
    бы один проголосовал, то выборы
    состоялись. Этот принцип характерен
    для многих стран с англоязычной
    право­вой системой. Он обычно
    сочетается с добровольной регис­трацией
    избирателей. Неучастие избирателей
    в выборах на­зывают абсентеизмом. На
    его уровень влияют чаще всего
    политические и экономические
    обстоятельства. Высокий уро­вень
    абсентеизма приводит либо к избранию
    органа власти или самоуправления
    небольшой частью избирательного
    кор­пуса, что дает основание
    сомневаться в легитимности органа,
    либо может вести к безрезультатности
    избирательного про­цесса, если закон
    устанавливает обязательный минимум
    уча­стия в выборах.
    В
    ряде стран предусмотрен обязательный
    вотум, т. е. юридическая обязанность
    избирателей принять участие в
    голосовании.
    Цензы
    избирательного права и ограничения
    избиратель­ного права.
     Круг
    лиц, за которыми конституция и
    избиратель­ные законы признают
    избирательные права, ограничивается
    так называемыми цензами, т. е. специальными
    условиями допущения гражданина к
    осуществлению тех или иных поли­тических
    прав.
    Рассмотрим
    следующие виды цензов. Возрастной
    ценз
     означает
    признание за лицом избира­тельных
    прав по достижению определенного
    возраста. В 109 странах активное
    избирательное право признавалось за
    ли­цами старше 18 лет: например, с 18
    лет – в США, Великоб­ритании, Германии,
    Италии, с 20 лет – в Японии, Швейца­рии,
    Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в
    Иране и Никарагуа правом голоса
    пользуются с 16 лет. Для пассивного
    избира­тельного права возрастные
    цензы выше. Например, прези­дентом
    Италии можно стать по достижении 50
    лет. Верхний возрастной предел для
    избрания в государственные органы
    или для пребывания в их составе, как
    правило, в демокра­тических
    государствах не устанавливается.
    Ценз
    оседлости
     предполагает,
    что за лицом признаются избирательные
    права лишь после того, как оно проживет
    в данной стране или данной местности
    определенное время. Например, во.
    Франции для голосования на любых
    выборах установлен ценз оседлости 6
    месяцев, в Новой Зеландии – 3 месяца,
    которые нужно прожить на территории
    избиратель­ного округа.
    Ценз
    гражданства
     означает,
    что к выборам допускаются лишь лица,
    состоящие в гражданстве данного
    государства не менее установленного
    срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью
    проживания в стране и не требует сам
    по себе этого проживания. Например,
    по Конституции США членом палаты
    представителей Конгресса США может
    быть избрано лицо, состоящее в
    гражданстве США не Менее 7 лет, а
    сенатором – не менее 9 лет. Ценз
    грамотности и образовательный
    ценз
     предпола-
    гают
    допуск к выборам лиц, обладающих
    установленным объе­мом образования.
    В настоящее время он почти не
    встреча­ется. Ценз грамотности
    предполагает умение читать и писать
    на государственном языке, а иногда
    понимать и истолковы­вать конституцию
    страны. Применяется данный ценз в
    основ­ном тогда, когда речь идет о
    пассивном избирательном пра­ве.
    Например, согласно Конституции Бразилии
    не могут быть избраны неграмотные.
    Имущественный
    ценз
     заключается
    в требовании, чтобы избирателю
    принадлежало имущество не ниже, чем
    на опре­деленную сумму или чтобы он
    уплачивал налоги определенно­го
    размера. В XX в. этот ценз практически
    везде был отме­нен.
    Моральный
    ценз
     предполагает
    определенные нравствен­ные требования
    к избирателю. Например, в Исландии от
    избирателя требуется, чтобы он вел
    пристойный образ жизни и обладал
    добрым нравом, в Мексике не голосуют
    лица, злоупотребляющие наркотиками,
    в Нидерландах – лишенные родительских
    прав и т. п. Обычно лишаются избирательных
    прав лица, отбывающие наказание в
    местах лишения свобо­ды по приговору
    суда (Великобритания, Россия).
    Религиозный
    ценз
     предполагает
    принадлежность избира­теля к
    определенной религии. Например, в
    иранский парла­мент могут быть
    избраны только лица, исповедующие
    ислам.
    Ценз пола предполагал
    недопущение к выборам женщин. До конца
    XIX в. он существовал почти во всех
    странах. Сегод­ня повсеместно
    отменен. Расовый
    ценз
     в
    настоящее время отсутствует.
    Рассмотренные цензы представляют
    собой ограничения как активного, так
    и пассивного избирательного права. К
    ограничениям пассивного избирательного
    права относятся несовместимость и
    неизбираемость.
    Несовместимость заключается
    в том, что не подлежит избранию лицо,
    занимающее определенную должность
    (если оно намерено и далее ее занимать),
    имеющее какой-либо выборный мандат
    (если данное лицо намерено и далее его
    сохранять) или какое-либо определенное
    занятие (если лицо намерено и далее
    его осуществлять). Например, во Франции
    депутат и сенатор не могут осуществлять
    руководящие функ­ции в частных
    компаниях, предприятиях, если их
    деятельность как-то связана с правами
    государства, не допускается совме­щение
    более двух выборных мандатов, кадровые
    военнослу­жащие не могут быть
    депутатами Национального собрания и
    т. п.
    Неизбираемость
     это
    достаточно специальные случаи. Так,
    во Франции генеральные инспекторы
    административных органов со специальными
    поручениями и префекты не могут быть
    избраны в любом избирательном округе,
    входящем в состав территории, на
    которой они выполняют свои функции
    или выполняли их в последние три года
    до выборов.
    Избирательная
    система: понятие, виды, основные черты

    Понятие избирательной
    системы.
    Термин «избирательная
    система» используется в широком и
    узком смысле.
    В широком смыслеизбирательная система – это упоря­доченные
    общественные отношения, связанные с
    выборами органов публичной власти,
    составляющие порядок выборов. В своей
    основе эта система регулируется как
    конституционным правом, так и неправовыми
    нормами – корпоративными нормами
    общественных объединений, участвующих
    в выборах (уставы и другие документы
    политических партий), обычаями и
    традициями, нормами политической
    морали, этики и т. д.
    В узком смыслеизбирательная система – это способ
    распределения депутатских мандатов
    между кандидатами в зависимости от
    результатов голосования избирателей
    или других управомоченных лиц.
    Виды избирательной
    системы.
    Исторически первой
    изби­рательной системой стала
    мажоритарная система
    , где из­бранными
    считаются те кандидаты, которые
    получили установленное большинство
    голосов
    . В зависимости от того,
    ка­кое это большинство – относительное,
    абсолютное или ква­лифицированное,
    мажоритарная система имеет разновидно­сти.
    Эта система может применяться как в
    одномандатных, так и в многомандатных
    избирательных округах.
    В 40-е гг. XIX в. проекты
    пропорциональных избиратель­ных
    систем предложили американец Томас
    Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран.
    Смысл данного вида избира­тельной
    системы заключается в том, что число
    мандатов, получаемых политическим
    объединением, соответствует чис­лу
    поданных за его кандидатов
    голосов. Кначалу XX в.
    насчи­тывалось 152 ее разновидности
    и в настоящее время она существует
    более чем в 60 странах мира.
    Полу пропорциональные
    системы стремились сгладить недостатки
    мажоритарной системы, не переходя к
    пропорци­ональной. Данная система
    направлена на обеспечение час­тичного
    меньшинства, для чего применялись
    системы огра­ниченного вотума,
    система единственного непередаваемого
    голоса, система кумулятивного вотума.
    В интересах соединения
    достоинств мажоритарной и про­порциональной
    систем и исключения присущих каждой
    из них недостатков наряду с сочетанием
    обеих систем в одних стра­нах в
    некоторых других стали применять
    систему единствен­ного передаваемого
    голоса, смешанные системы.
    Установление той
    или иной избирательной системы есть
    результат субъективного выбора,
    который нередко определя­ется
    соотношением политических сил в
    законодательном органе. Те или иные
    способы определения итогов выборов
    часто оказываются более выгодными
    отдельным партиям, и они добиваются
    включения в избирательное законодатель­ство
    именно этих выгодных им способов.
    Основные черты
    избирательной системы.
    Рассмотрим
    три вида мажоритарной системы.
    Мажоритарная
    система относительного большин­ства

    это система, при которой избранным
    считается тот кандидат, который получил
    наибольшее число голосов, т. е. больше
    голосов, чем любой из его соперников.
    При этой сис­теме обычно не
    устанавливается обязательный минимум
    учас­тия избирателей в голосовании:
    если проголосовал хотя бы один
    избиратель, то выборы действительны.
    Если же выдви­нут один кандидат на
    место, он считается избранным без
    го­лосования Недостаток этой системы
    в том, что пропадает большое число
    голосов политических партий малых и
    сред­них по своему влиянию. Вместе
    с тем такая система обеспечч­вает
    партии-победителю значительное
    большинство в парла­менте, позволяющее
    при парламентарных и смешанных фор­мах
    правления формировать устойчивое
    правительство. Дан­ную систему
    применяют в качестве единственной
    для выборов какой-либо палаты парламента
    43 государства, в том числе США.
    Мажоритарная
    система абсолютного большинства

    – 
    это система, которая для избрания
    требует абсолютного большинства
    голосов, т. е. более половины общего
    их числа. Такое исходное общее число
    может исчисляться тремя спо­собами:
    от общего числа зарегистрированных
    избирателей; от общего числа поданных
    голосов, от общего числа поданных
    действительных голосов.
    При этой системе
    обычно устанавливается нижний порог
    участия избирателей в голосовании.
    Если он не достигнут, выборы
    считаютсяянедействительными или
    несостоявшими­ся. Достоинством
    данной системы по сравнению с
    мажори­тарной системой относительного
    большинства является то, что избранными
    считаются кандидаты, поддержанные
    действи­тельным большинством
    проголосовавших избирателей, хотя бы
    это большинство составлял один голос.
    Недостаток же ее в том, что пропадают
    голоса, поданные против победивших
    кандидатов, а также специфический
    дефект – частая нере­зультативность
    выборов, что наиболее вероятно при
    большой конкуренции кандидатов. Это
    происходит тогда, когда из-за раскола
    голосов ни один из баллотирующихся
    кандидатов не получил требуемого
    большинства. Такая нерезультативность
    преодолеваетсяяследующими способами:
    • проведение второго
    тура (повторное голосование), когда
    баллотируются уже не все кандидаты,
    соперничавшие в пер­вом туре.
    Например, в России во второй тур выходят
    два кандидата, набравшие наибольшее
    количество голосов. По­бедителем
    признается кандидат, набравший
    относительное большинство голосов.
    Во Франции во втором туре участвуют
    все желающие кандидаты первого тура,
    собравшие в первом туре не менее 12,5%
    голосов от числа избирателей, внесен­ных
    в списки. Для победы кандидату также
    необходимо отно­сительное большинство
    поданных голосов избирателей;
    • проведение
    альтернативного голосования, т. е.
    избира­тель в бюллетене цифрами
    указывает предпочтительность для
    него кандидатов. Такая система
    применяется в Австра­лии при выборах
    палаты представителей, а также на
    парла­ментских выборах в штатах.
    Мажоритарная
    система квалифицированного большин­ства

    это система, при которой избранным
    считается кан­дидат (список
    кандидатов), получивших квалифицированное
    большинство голосов. Квалифицированное
    большинство уста­навливается законом
    и превышает большинство абсолютное.
    Эта система применяется редко, так
    как еще менее резуль­тативна, чем
    система абсолютного большинства.
    Например, в Чили палата депутатов
    избирается по двухмандатным
    изби­рательным округам. Партия,
    собравшая 2/3 от общего числа действительных
    голосов, получает оба мандата от
    округа.
    Система
    пропорционального представительства
    поли­тических
    партий – это система, в которой каждая
    политичес­кая партия получает в
    парламенте или ином представитель­ном
    органе число мандатов, пропорциональное
    числу подан­ных за нее голосов
    избирателей. Пропорциональная
    избира­тельная система гарантирует
    представительство даже для относительно
    мелких партий, что при парламентарной
    или смешанной системе правления
    создает сложные проблемы при формировании
    правительства. Пропорциональная
    систе­ма может применяться только
    в многомандатных избиратель­ных
    округах, причем, чем крупнее округ,
    тем большая степень пропорциональности
    может быть достигнута. Наилучший
    ре­зультат достигается, если вся
    страна представляет собой единый
    избирательный округ, в котором
    избирается весь состав парламента:
    так избирается Кнессет (парламент)
    Израиля, состоящий из 120 депутатов
    Для пропорционального
    распределения мандатов наибо­лее
    часто используются метод избирательной
    квоты и метод делителей.
    Избирательная квота
    – это наименьшее число голосов,
    необходимое для избрания одного
    кандидата. В любом слу­чае использование
    метода квоты требует дальнейшего
    рас­пределения неиспользованных
    голосов и нераспределенных мандатов.
    Метод делителей
    позволяет сразу распределить все
    ман­даты в избирательном округе и
    по стране в целом. Он зак­лючается
    в последовательном делении числа
    голосов, полу­ченных каждым списком
    кандидатов на определенную серию
    делителей. Делителе эти различно.
    После проведенного де­ления мандаты
    передаются тем партиям, у которых
    получен­ные частные оказались
    больше.
    Можно отметить, что
    наименьший делитель в сущности всегда
    представляет собой избирательную
    квотуСистема единственного
    непередаваемого голоса
    заключается
    в том, что в многомандатном избирательном
    округе избиратель голосует за одного
    кандидата, а не за список кандидатов
    от какой-либо партии. Избранными
    считаются кандидаты, получившие
    наибольшее число голосов (т. е.
    от­носительное большинство). Эта
    система требует от партий уменияяточно
    прогнозировать свой электорат, так
    как, если выдвинутых партией кандидатов
    окажется слишком много, голоса
    избирателей могут рассеяться между
    ними, и канди­даты не будут избраны.
    Система
    ограниченного вотума
    система,
    при которой у избирателей меньше
    голосов, чем следует избрать депута­тов
    от избирательного округа. Суть этой
    системы в том, чтобы обеспечить
    представительство не только большинства,
    но и меньшинства избирателей.
    Система
    кумулятивного вотума
     характеризуется
    тем, что каждый избиратель в многомандатном
    избирательном окру­ге имеет столько
    голосов, сколько следует избрать
    кандида-.тов или меньше (число голосов
    у всех избирателей одинако­во) и
    распределяет свои голоса между
    кандидатами, как угод-‘ но: может отдать
    нескольким кандидатам по одному голосу
    или одному из кандидатов отдать все
    голоса. Такая система применяется при
    выборах органов местного самоуправления
    в Баварии.
    Смешанные
    системы
    используются в ряде
    стран с целью соединить выгоды от
    различных систем и избежать или
    суще­ственно смягчить их недостатки.
    Например, в Германии сме­шанная
    система применяется при выборах
    Бундестага. Поло­вина его депутатов
    избирается в одномандатных избиратель­ных
    округах, охватывающих территорию
    страны, по мажори­тарной системе
    относительного большинства. Другая
    полови­на депутатов избирается по
    германским землям (субъектам федерации),
    представляющим собой многомандатные
    изби­рательные округа, на основе
    списков кандидатов, выдвинутых
    политическими партиями, по системе
    пропорционального представительства
    с 5-процентным заградительным пунктом
    распределением по правилу наибольшего
    остатка. Похожие системы действуют в
    Болгарии, Грузии, Литве, Италии, Рос­сии.
    В заключение хотелось бы отметить,
    что все виды изби­рательной системы
    в той или иной степени имеют негатив­ные
    черты, поэтому в современных условиях
    (особенно это касается России)
    первостепенное значение приобретает
    про­ведение в жизнь содержательного
    аспекта представительства, включающего
    в себя повышение политической культуры
    депу­татского корпуса и выработку
    четкой функциональной концеп­ции
    роли самого депутата.

  4. Moril Ответить

    Принципы избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов.
    Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательными правами в России может пользоваться широкий круг лиц.
    Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет.
    Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. На выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 года, на выборах высшего должностного лица субъекта РФ 30 лет, на выборах в органы местного самоуправления 21 года. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.
    Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются только в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более определенного количества сроков подряд.
    Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один избиратель один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно избираться приблизительно от одинакового числа гражданки голоса избирателей, таким образом, должны иметь «равный вес».
    Равное представительство граждан на выборах по мажоритарной избирательной системе может достигаться путем образования приблизительно равных по количеству избирателей избирательных округов на основе средней нормы представительства. Для ее определения количество всех зарегистрированных избирателей делится на общее число депутатских мандатов, которые требуется заместить в результате выборов. Полученная цифра берется за основу при образовании одномандатных избирательных округов, от которых в представительный орган власти направляется один депутат. Так, на выборах половины состава Государственной Думы (225 депутатов) по мажоритарной избирательной системе, проводимых до декабря 2003 г. включительно, средняя норма представительства определялась как один депутат приблизительно от 490 тыс. избирателей. Соответственно 225 одномандатных избирательных округов образовывались исходя из этой средней нормы представительства. При образовании многомандатных избирательных округов на выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Однако существуют исключения из принципа равного избирательного права. На выборах в России, проводимых по мажоритарной избирательной системе, должно обеспечиваться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %; в труднодоступных или отдаленных местностях не более чем на 30 %; на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов не более чем на 40 % .

  5. JoJorg Ответить

            Избирательное право — это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избиратель­ное право» обозначается также право граждан участвовать в выбо­рах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное — право избираться в состав органов власти.
    Принципами избирательного права выступают всеобщность, сво­бода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеоб­щее избирательное право означает предоставление активного изби­рательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удов­летворяющим дополнительным требованиям (избирательным цен­зам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие нака­зание в виде лишения свободы по приговору суда.
    Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
    Конституцией государства могут быть установлены избиратель­ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления изби­рательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России -18 лет для ак­тивного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому полу­чение гражданином избирательного права обусловлено опреде­ленным сроком проживания в стране к моменту проведения вы­боров. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предо­ставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образо­вания. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие из­бирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.
    Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Изби­ратель не может быть включен более чем в один список избирате­лей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюлле­теня требуется предъявление документа, удостоверяющего лич­ность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
    Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Сво­бодное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.
    Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое из­бирательное право означает непосредственную подачу избирате­лем своего голоса за конкретного кандидата или список канди­датов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель вы­бирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимуще­ство прямых выборов заключается в том, что все избираемые орга­ны государственной власти являются непосредственно предста­вительными органами народа.
    Тайное голосование — это принцип избирательного права, означа­ющий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъ­явлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечи­вается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполне­ния избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запол­нения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюлле­тень опускается в избирательный ящик лично избирателем.
    В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с изби­рательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.
     Избирательный процесс в России — это деятельность по подго­товке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация из­бирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкрет­ном избирательном участке служит его проживание на террито­рии этого избирательного участка.
    Органами, обеспечивающими практическую подготовку и про­ведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стра­не к ним относятся Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, терри­ториальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.
    Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и прове­дении выборов избирательные комиссии в пределах своей компе­тенции независимы от государственных органов и органов мест­ного самоуправления. До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распростране­ние информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
    Голосование — главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в поме­щение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.
    Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии на основе поданных избирателя­ми избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участко­вая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голо­сования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориаль­ных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.
    Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие вы­боры — это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы – это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбы­тия депутата. Повторные выборы — это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.
    По времени проведения выборы делятся на очередные и вне­очередные. Очередные выборы — это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением сро­ка полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводят­ся в случае досрочного роспуска парламента.
    3. В избирательном праве различают несколько видов избиратель­ных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, полу­чившие большинство голосов. Мажоритарная система относитель­ного большинства — это система выборов, при которой избран­ным считается кандидат, получивший наибольшее число голо­сов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получив­ший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины об­щего их числа (50% плюс один голос).
    Пропорциональная избирательная система — это порядок оп­ределения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих канди­датов в представительный орган, производится пропорциональ­но полученному ими количеству голосов. Такая система приме­няется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым & мае 2005 г., избиратель­ным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7% голосов избира­телей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, подан­ным за каждое избирательное объединение.
    Существуют также смешанные избирательные системы — это из­бирательные системы, основанные на сочетании двух систем пред­ставительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной. [7]

  6. Antoxzzavksmv Ответить

    Равное представительство граждан на выборах по мажоритарной избирательной системе может достигаться путем образования приблизительно равных по количеству избирателей избирательных округов на основе средней нормы представительства. Для ее определения количество всех зарегистрированных избирателей делится на общее число депутатских мандатов, которые требуется заместить в результате выборов. Полученная цифра берется за основу при образовании одномандатных избирательных округов, от которых в представительный орган власти направляется один депутат. Так, на выборах половины состава Государственной Думы (225 депутатов) по мажоритарной избирательной системе, проводимых до декабря 2003 г. включительно, средняя норма представительства определялась как один депутат приблизительно от 490 тыс. избирателей. Соответственно 225 одномандатных избирательных округов образовывались исходя из этой средней нормы представительства. При образовании многомандатных избирательных округов на выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Однако существуют исключения из принципа равного избирательного права. На выборах в России, проводимых по мажоритарной избирательной системе, должно обеспечиваться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %; в труднодоступных или отдаленных местностях не более чем на 30 %; на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов не более чем на 40 % .
    При образовании неодинаковых по численности избирателей одномандатных и многомандатных избирательных округов происходит отступление от средней нормы представительства. Конституционный
    Суд РФ расценил возможное отступление от средней нормы представительства как соразмерное реальным потребностям практики проведения выборов в федеративном государстве, где необходимо учитывать особенности территориального устройства и размещения населения.
    Существуют особенности равного избирательного права при проведении выборов по пропорциональной системе. Равное представительство избирателей на выборах по пропорциональной избирательной системе обеспечивается требованиями к равномерному формированию региональных групп, на которые разбивается каждый партийный список. Региональная часть списка кандидатов от политических партий должна охватывать все субъекты РФ. Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, или территориях группы субъектов РФ, или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тыс.
    Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 1,3 млн. Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избирателей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов определяется установленными сроками полномочий соответствующих органов власти. Срок полномочий Президента России, так же, как и депутатов Государственной Думы, составляет четыре года. Срок полномочий иных выборных органов власти в Российской Федерации не может быть более пяти лет. Периодические выборы обеспечивают постоянный доступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и являются гарантией реализации ими активного и пассивного избирательного права.
    Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои избирательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах. В ряде государств, например, в Турции, Греции, Бельгии, Италии, Австралии предусматривается юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании, за неисполнение которой устанавливается ответственность. В России избирательные права рассматриваются с точки зрения возможного, а не должного. Ответственность за неучастие в выборах не устанавливается.
    Принцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность выбора между двумя и более кандидатами. Поэтому в российском законодательстве устанавливается положение о том, что если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа мандатов, которые необходимо распределить на выборах, или равным этому числу, а также, если будет зарегистрировано менее двух списков кандидатов, проведение голосования откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *