Попробуйте описать собственную конечную ски в рамках какого то частного?

5 ответов на вопрос “Попробуйте описать собственную конечную ски в рамках какого то частного?”

  1. Вколхозе Ответить

    3. Определите свой главный статус, а также главные ста­тусы родителей и 23 знакомых.
    4. Некоторые статусы являются настолько яркими, что пре­вращаются в главные независимо от того, каков набор стату­сов у данного индивида. К ним относятся статусы чемпиона мира, нобелевского лауреата. Назовите еще 3—4 примера.
    5. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.
    6. Старший сын — это социальный статус. Любимый сын — это межличностный статус. Объясните почему.
    § 6 (§ 27). Социальная мобильность
    Как вы уже знаете, социальный статус определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, свя­занная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в науке статусным набором.
    Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в фи­зическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, т.е. позицию индивида в обществе.
    Смена одного статуса на другой, как правило, означает пе­реход человека из одной социальной группы в другую — из под­ростков в юноши, из католиков в православные, из школьни­ков в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных переме­щений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, на­зывается социальной мобильностью.Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бед­ный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит за­муж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
    Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших соци­альных групп. На смену земельной аристократии приходит
    финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, про­граммистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру об­щества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская дру­гих. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
    Существуют два основных вида социальной мобильно­сти — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (соци­альный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должнос­ти — пример восходящей мобильности, увольнение, разжало­вание — пример нисходящей. Горизонтальная мобильностьподразумевает переход индивида из одной социальной груп­пы в другую, расположенную на одном и том же уровне. На­пример, переход из православной в католическую религиоз­ную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образован­ную), из одной профессии в другую. Подобные движения про­исходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность — перемещение из одного ме­ста в другое при сохранении прежнего статуса. Это, напри­мер, международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприя­тия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобиль­ность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
    Кроме того, социальная мобильность может быть группо­вой, когда индивид опускается или поднимается по социаль­ной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильностиявляются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межго­сударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности,т.е.причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус се­мьи, уровень образования, национальность, физические и ум­ственные способности, внешние данные, полученное воспи­тание, место жительства, выгодный брак.
    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не зна­ют, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым ус­ловиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемеще­нии из одного класса, слоя в другой.)
    В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Элита общества за короткий срок сформировалась буквально из всех слоев общества.
    Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в об­ласти индустриального развития. Долгие годы СССР удер­живал первые места по темпам индустриального прогресса. Все эти признаки современного индустриального общества выдвинули СССР (об этом писали западные социологи) в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.
    Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься на­верх, называются каналами вертикальной мобильности. На-

    иболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку верти­кальная мобильность есть в любом обществе (даже в первобыт­ном), между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самые известные каналы — армия, церковь, школа, семья, собственность.
    Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. В военное время солда­ты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря ар­мейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, мар­шалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. О. Кромвель, У.С. Грант, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого поло­жения благодаря армии.
    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократичес­кие страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование являет-
    ся самым быстрым и доступным каналом вертикальной мо­бильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого вер­ха. Пример «длинного лифта» — Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независи­мо от их семейного статуса отбирались и переводились в выс­шие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
    Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно это один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV— XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. По­следние периоды истории Древней Греции и Рима были таки­ми же. П.Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фаб­риканта (т.е. занятого в производстве), в 21% — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, худож­ников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

  2. my peace I Ответить

    Изучаемые вопросы:
    ª Определение алгоритма.
    ª Свойства алгоритма.
    ª Типы алгоритмических задач.
    Определение и свойства алгоритма.В учебника [6] дано следующее определение алгоритма: «Алгоритм — понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату».
    В этом определении содержатся основные понятия, связанные с алгоритмом и его главные свойства. Взаимосвязь понятий отражена на рис 11.1.

    Рис. 11.1. Схема функционирования исполнителя алгоритмов
    Центральным объектом в этой системе является ИСПОЛНИТЕЛЬ алгоритмов. Исполнитель — это тот объект (или субъект), для управления которым составляется алгоритм. Основной характеристикой исполнителя, с точки зрения управления, является система команд исполнителя (СКИ). Это конечное множество команд, которые понимает исполнитель, т.е. умеет их выполнять.
    Для выполнения всякой работы, решения поставленной задачи исполнитель на входе получает алгоритм и исходные данные, а на выходе получаются требуемые результаты. Алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. Это требование к алгоритму называется свойством понятности.
    Другое свойство алгоритма — точность. Всякая команда должна быть сформулирована так, чтобы определить однозначное действие исполнителя. Например, кулинарный рецепт можно рассматривать как алгоритм для исполнителя-повара по приготовлению блюда. Но если одним из пунктов в нем будет написано: «Положить несколько ложек сахара», то это пример неточной команды. Сколько ложек? каких ложек (чайных, столовых)? Каждый повар может это понимать по-своему, и результаты будут разными. Пример точной команды: «Положить 2 столовые ложки сахара».
    Работа исполнителя состоит в последовательном формальном выполнении команд алгоритма. Отсюда следует вывод о возможности создания автоматических исполнителей. В частности, таким автоматическим исполнителем алгоритмов по обработке информации является компьютер.
    Еще одно свойство, которое отражено в определении алгоритма — конечность. Оно формулируется так: исполнение алгоритма и, следовательно, получение искомого результата должно завершиться за конечное число шагов. Здесь под шагом подразумевается выполнение отдельной команды. Это свойство является предупреждением ситуации, которую программисты называют зацикливанием. Бесконечно исполняемый алгоритм безрезультатен. Поэтому свойство конечности называют еще результативностью алгоритма.
    В учебной литературе встречается описание еще двух свойств алгоритмов: дискретности и массовости. «Дискретность состоит в том, что команды алгоритма выполняются последовательно, с точной фиксацией моментов окончания выполнения одной команды и начала выполнения следующей» [20]. Однако (с нашей точки зрения) это свойство можно не выделять, поскольку требование последовательного выполнения команд заложено в определении алгоритма.
    «Свойство массовости выражается в том, что алгоритм единым образом применяется к любой конкретной формулировке задачи, для решения которой он разработан» [20]. Другими словами, это можно назвать универсальностью алгоритма по отношению к исходным данным решаемой задачи. Заметим, что данное свойство не является необходимым свойством алгоритма, а скорее определяет качество алгоритма: универсальный алгоритм лучше неуниверсального (алгоритм решения частной задачи — тоже алгоритм!).
    Основные типы учебных алгоритмических задач. Для закрепления основных понятий, связанных с определением алгоритма, полезно рассмотреть с учениками несколько заданий следующего содержания:
    1) выполнить роль исполнителя: дан алгоритм, формально исполнить его;
    2) определить исполнителя и систему команд для данного вида работы;
    3) в рамках данной системы команд построить алгоритм;
    4) определить необходимый набор исходных данных для решения задачи.
    В качестве примера задачи первого типа можно использовать алгоритм игры Ваше, рассматриваемый в учебниках [6, 8, 15]. В книгах [8, 15] правила игры определены так: в игре используются 7, 11, 15, 19 предметов. За один ход можно брать 1, 2 или 3 предмета. Проигрывает тот игрок, который берет последний предмет. Предлагается алгоритм выигрыша для первого игрока. В книге [6] правила несколько другие. В игре используются 11, 16, 21, 26,… предметов. За один ход можно брать от 1 до 4 предметов. Рассматривается алгоритм, благодаря которому всегда выигрывает игрок, берущий вторым.
    После того как ученики поиграли в эту игру по тем правилам, что описаны в учебнике, можно предложить им несколько заданий аналитического характера на тему игры Ваше. Задания могут быть предложены в качестве домашней работы.
    Задача 1. «Разгадать загадку» алгоритма, т.е. объяснить, почему второй игрок всегда выигрывает (для варианта [6])?
    Решение. По данным правилам второй игрок будет всегда выигрывать, если общее число камней определяется формулой: N = 5k + 1. Здесь k — любое натуральное число.
    Задача 2. Составить алгоритм, по которому игрок, делающий первый ход, может выиграть в том случае, если соперник не знает выигрышной тактики.
    Решение. Необходимо перехватить инициативу, т. е. оказаться в положении второго игрока, который дополняет предыдущий ход соперника до 5 камней. Это возможно лишь в случае ошибки соперника. Начать игру можно так:
    1. Взять 1 камень.
    2. Предоставить ход сопернику; соперник взял п камней.
    3. Если п + 1 < 5, то взять 5 — (п + 1) камней.
    4. Предоставить ход сопернику.
    И далее играть по выигрышному алгоритму для второго игрока.
    Следующая задача требует от учеников незаурядных математических навыков.
    Задача 3. Попробуйте провести математический анализ игры Баше в общем случае для N камней. Определите правила игры (т. е. сколько камней можно брать за один ход), при котором имеется выигрышный алгоритм. Опишите этот алгоритм в виде последовательности команд.
    Решение. Выигрышный алгоритм для второго игрока можно построить только в тех случаях, когда исходное число камней (N) представимо в виде: N = Х´К+ 1, где X и К— натуральные числа. По правилам игры за один ход можно брать от 1 до X— 1 камней. Второй игрок будет всегда выигрывать, если своим ходом он будет дополнять число камней, взятых соперником, до X. Например, пусть N = 25. Это значение можно представить: 25 = 4´6 + 1. Следовательно, правило игры должно быть таким: за один ход можно брать 1— 2— 3 камня. А для того, чтобы второй игрок всегда выигрывал, в свой ход он должен дополнять ход соперника до 4 камней.
    Следующая задача относится ко второму типу из приведенной выше классификации.
    Задача 4.Назвать исполнителя следующего вида работы — выдача заработной платы; определить СКИ исполнителя.
    Решение. Очевидно, исполнителя можно назвать «Кассир». Система команд, которые он должен уметь выполнять, следующая:
    — найти в ведомости получателя;
    — посчитать деньги;
    — выдать деньги.
    В задачах такого типа нужно учить учеников разбивать работу исполнителя на сравнительно простые действия, которые требуют формального исполнения. Команда «выдать зарплату» не удовлетворяет таким требованиям.
    При построении СКИ решаются две проблемы: проблема элементарности команд и проблема полноты системы команд. Система команд исполнителя называется полной, если она содержит весь минимально-необходимый набор команд, позволяющий построить любой алгоритм в том классе задач, на который ориентирован исполнитель.
    Рассмотрим еще один пример задания второго типа.
    Задача5. Описать систему команд исполнителя «Геометр», который мог бы выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
    Решение. Ученикам знаком класс задач, которые в геометрии называются задачами на построение с помощью линейки, циркуля и карандаша. Полной системой команд для исполнителя «Геометр» является следующий список:
    1. Провести отрезок прямой между двумя данными точками.
    2. Установить раствор циркуля, равный длине данного отрезка.
    3. Установить ножку циркуля в данную точку.
    4. Провести окружность.
    5. Выделить общие точки двух линий (пересечения или касания). Обратите внимание на элементарность каждой команды. Делить их на более простые не имеет смысла.
    Следующая задача относится к третьему типу.
    Задача 6.Записать для Геометра алгоритм решения следующей задачи: дан отрезок АВ; построить окружность, для которой отрезок АВ является диаметром.
    Решение.
    АлгоритмОКРУЖНОСТЬ ДАННОГО ДИАМЕТРА
    Начало
    установить ножку циркуля в т. А
    установить раствор циркуля, равный АВ
    провести окружность установить ножку циркуля в т. В
    провести окружность
    выделить точки пересечения окружностей: т. Сит. D
    провести отрезок CD
    выделить точку пересечения АВ и CD: т. О
    установить ножку циркуля в т. О
    установить раствор циркуля, равный ОВ
    провести окружность
    Конец
    Анализируя этот пример, следует подчеркнуть то, что данный алгоритм удовлетворяет всем основным свойствам: понятности, точности, конечности; благодаря чему может исполняться формально.
    Задания четвертого типа относятся к проблеме постановки задач на построение алгоритмов. Для выполнения требуемой работы — решения данной задачи — необходим не только алгоритм, но и полный набор исходных данных, что отражено на приведенном выше рис. 11.1. Это могут быть какие-то материальные объекты (например, детали для сборки устройства; продукты для приготовления блюда и пр.) или информация (числовые данные для расчетов). Вот некоторые задачи на определение полного набора данных.
    Задача7. Определить полный набор данных для вычисления стоимости покупок в магазине.
    Ответ: количество каждого вида купленных товаров и цена рдиницы товара (1 кг или 1 штуки).
    Задача 8.Определить полный набор данных для вычисления лесячной платы за расход электроэнергии.
    Ответ: показания счетчика в конце предыдущего и в конце настоящего месяца, стоимость 1 квт/часа.
    Задача 9.Определить полный набор данных для вычисления времени падения кирпича с крыши дома.
    Ответ: высота дома, ускорение свободного падения (без учета сопротивления воздуха).

  3. Kijin Ответить

    Линия алгоритмизации и программирования.
    Методические рекомендации по изучению ветви «Алгоритмизация»
    Изучаемые вопросы:
    определение алгоритма.
    свойства алгоритма.
    типы алгоритмических задач.
    основные требования к учебным исполнителям алгоритмов.
    описание архитектуры учебного исполнителя.
    типовые учебные задачи.
    способы описания алгоритмов.
    ЭВМ – исполнитель алгоритмов.
    понятие: величина, характеристики величин.
    действия, выполняемые над величинами.
    Новые понятия темы: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, вспомогательные алгоритмы.
    Изучение алгоритмизации в школе может иметь цели:
    развитие алгоритмического стиля мышления.
    обучение программированию.
    Алгоритмическое мышление – это искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними.
    В разных учебниках информатики можно встретить разные определения алгоритма.
    Проанализируем это определение, в нем содержится:
    основные понятия, связанные с алгоритмом: исполнитель, данные, результаты.
    Исполнитель это тот объект или субъект, для управления которым составляется алгоритм. Основной характеристикой исполнителя с точки зрения управления, является система команд исполнителя (СКИ – Конечное множество команд, которое понимает исполнитель). Начальное знакомство учеников с понятием алгоритм, учитель часто начинает с не формальных алгоритмов.
    В учебнике Звонкина «Алгоритмика 5-7» предложен следующий переход от не формальных алгоритмов к формальным алгоритмам.
    Разбирается задача волк, коза капуста.
    Эти действия «ски» крестьянина. Можно привести пример игры в шахматы. Шахматные правила точно говорят что позволено делать шахматисту. Однако есть существенное различие. Шахматисту во время игры приходится принимать собственное решение, а исполнитель не принимает никаких решений самостоятельно. Он только выполняет команды которые мы вставляем в его программу. Программа это алгоритм записанный на языке исполнителя. Далее необходимо перейти к обозначениям и синтаксису, обратив внимание учащихся на то, что одну и ту же мысль, можно выразить по разному. Например, мы можем написать.
    главные свойства алгоритма:
    …………………………
    ……………………..
    Основные Типы учебных алгоритмических задач:
    полнить роль исполнителя алгоритма.
    Например: алгоритм игры «Баше»
    определить исполнителя и систему команд для данного вида работы.
    определить СКИ этого исполнителя.
    в рамках данной СКИ, построить алгоритм.
    определить необходимый набор исходных данных для решения задачи.
    Такие задания относятся к проблеме постановки задач. Для выполнения требования алгоритма требуется полный набор исходных данных. Это могут быть какие-то материальные объекты или информация. Учащиеся могут приступить к освоению алгоритмизации еще до момента выхода на компьютер. Основное достоинство этого подхода в том что он позволяет сосредоточить всё внимание учащихся на основных моментах связанных с формированием алгоритмического мышления. А не на усвоение синтаксисного языка программирования. При этом подходе учащиеся смогут осознать сам процесс решения задачи и понять как четко описанные формальные алгоритмы могут быть использованы в качестве средств решения задач. При формировании навыков алгоритмизации можно использовать самые различные виды заданий. Учащимся могут быть предложены доклады по теме: алгоритмическая система «Поста», алгоритмическая система «Тьюринга».

  4. Kagashicage Ответить

    3. Определите свой главный статус, а также главные ста­тусы родителей и 23 знакомых.
    4. Некоторые статусы являются настолько яркими, что пре­вращаются в главные независимо от того, каков набор стату­сов у данного индивида. К ним относятся статусы чемпиона мира, нобелевского лауреата. Назовите еще 3—4 примера.
    5. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.
    6. Старший сын — это социальный статус. Любимый сын — это межличностный статус. Объясните почему.
    § 6 (§ 27). Социальная мобильность
    Как вы уже знаете, социальный статус определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, свя­занная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в науке статусным набором.
    Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в фи­зическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, т.е. позицию индивида в обществе.
    Смена одного статуса на другой, как правило, означает пе­реход человека из одной социальной группы в другую — из под­ростков в юноши, из католиков в православные, из школьни­ков в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных переме­щений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, на­зывается социальной мобильностью.Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бед­ный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит за­муж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
    Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших соци­альных групп. На смену земельной аристократии приходит
    финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, про­граммистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру об­щества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская дру­гих. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
    Существуют два основных вида социальной мобильно­сти — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (соци­альный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должнос­ти — пример восходящей мобильности, увольнение, разжало­вание — пример нисходящей. Горизонтальная мобильностьподразумевает переход индивида из одной социальной груп­пы в другую, расположенную на одном и том же уровне. На­пример, переход из православной в католическую религиоз­ную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образован­ную), из одной профессии в другую. Подобные движения про­исходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность — перемещение из одного ме­ста в другое при сохранении прежнего статуса. Это, напри­мер, международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприя­тия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобиль­ность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
    Кроме того, социальная мобильность может быть группо­вой, когда индивид опускается или поднимается по социаль­ной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильностиявляются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межго­сударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности,т.е.причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус се­мьи, уровень образования, национальность, физические и ум­ственные способности, внешние данные, полученное воспи­тание, место жительства, выгодный брак.
    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не зна­ют, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым ус­ловиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемеще­нии из одного класса, слоя в другой.)
    В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Элита общества за короткий срок сформировалась буквально из всех слоев общества.
    Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в об­ласти индустриального развития. Долгие годы СССР удер­живал первые места по темпам индустриального прогресса. Все эти признаки современного индустриального общества выдвинули СССР (об этом писали западные социологи) в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.
    Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься на­верх, называются каналами вертикальной мобильности. На-

    иболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку верти­кальная мобильность есть в любом обществе (даже в первобыт­ном), между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самые известные каналы — армия, церковь, школа, семья, собственность.
    Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. В военное время солда­ты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря ар­мейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, мар­шалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. О. Кромвель, У.С. Грант, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого поло­жения благодаря армии.
    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократичес­кие страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование являет-
    ся самым быстрым и доступным каналом вертикальной мо­бильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого вер­ха. Пример «длинного лифта» — Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независи­мо от их семейного статуса отбирались и переводились в выс­шие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
    Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно это один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV— XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. По­следние периоды истории Древней Греции и Рима были таки­ми же. П.Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фаб­риканта (т.е. занятого в производстве), в 21% — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, худож­ников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

  5. Faebar Ответить

    11.2. методика введения понятия алгоритма

    Изучаемые вопросы:
    ª
    Определение алгоритма.
    ª Свойства
    алгоритма.
    ª Типы
    алгоритмических задач.
    Определение и свойства алгоритма. В учебника [6] дано
    следующее определение алгоритма: «Алгоритм — понятное и точное предписание
    исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от
    исходных данных к искомому результату».
    В этом определении содержатся основные понятия, связанные с
    алгоритмом и его главные свойства. Взаимосвязь понятий отражена на рис 11.1.

    Рис. 11.1. Схема функционирования исполнителя алгоритмов
    Центральным объектом в этой системе является ИСПОЛНИТЕЛЬ
    алгоритмов. Исполнитель — это тот объект (или субъект), для управления которым
    составляется алгоритм. Основной характеристикой исполнителя, с точки зрения
    управления, является система команд исполнителя (СКИ). Это конечное множество
    команд, которые понимает исполнитель, т.е. умеет их выполнять.
    Для выполнения всякой работы, решения поставленной задачи
    исполнитель на входе получает алгоритм и исходные данные, а на выходе
    получаются требуемые результаты. Алгоритм может включать в себя только команды,
    входящие в СКИ. Это требование к алгоритму называется свойством понятности.
    Другое свойство алгоритма — точность. Всякая
    команда должна
    быть сформулирована так, чтобы определить однозначное действие исполнителя. Например,
    кулинарный рецепт можно рассматривать как алгоритм для исполнителя-повара по
    приготовлению блюда. Но если одним из пунктов в нем будет написано: «Положить несколько
    ложек сахара», то это пример неточной команды. Сколько ложек? каких ложек
    (чайных, столовых)? Каждый повар может это понимать по-своему, и результаты
    будут разными. Пример точной команды: «Положить 2 столовые ложки сахара».
    Работа исполнителя состоит в последовательном формальном
    выполнении команд алгоритма. Отсюда следует вывод о возможности создания
    автоматических исполнителей. В частности, таким автоматическим исполнителем
    алгоритмов по обработке информации является компьютер.
    Еще одно свойство, которое отражено в определении алгоритма
    — конечность. Оно формулируется так: исполнение алгоритма и, следовательно, получение
    искомого результата должно завершиться за конечное число шагов. Здесь под шагом
    подразумевается выполнение отдельной команды. Это свойство является
    предупреждением ситуации, которую программисты называют зацикливанием.
    Бесконечно исполняемый алгоритм безрезультатен. Поэтому свойство конечности
    называют еще результативностью алгоритма.
    В учебной литературе встречается описание еще двух свойств
    алгоритмов: дискретности и массовости. «Дискретность состоит в том, что команды
    алгоритма выполняются последовательно, с точной фиксацией моментов окончания
    выполнения одной команды и начала выполнения следующей» [20]. Однако (с нашей
    точки зрения) это свойство можно не выделять, поскольку требование последовательного
    выполнения команд заложено в определении алгоритма.
    «Свойство массовости выражается в том, что алгоритм единым
    образом применяется к любой конкретной формулировке задачи, для решения которой
    он разработан» [20]. Другими словами, это можно назвать универсальностью
    алгоритма по отношению к исходным данным решаемой задачи. Заметим, что данное
    свойство не является необходимым свойством алгоритма, а скорее определяет
    качество алгоритма: универсальный алгоритм лучше неуниверсального (алгоритм
    решения частной задачи — тоже алгоритм!).
    Основные типы учебных алгоритмических задач. Для закрепления
    основных понятий, связанных с определением алгоритма, полезно рассмотреть с
    учениками несколько заданий следующего содержания:
    1) выполнить роль исполнителя: дан алгоритм, формально
    исполнить его;
    2) определить исполнителя и систему команд для данного вида
    работы;
    3) в рамках данной системы команд построить алгоритм;
    4) определить необходимый набор исходных данных для решения
    задачи.
    В качестве примера задачи первого типа можно использовать
    алгоритм игры Ваше, рассматриваемый в учебниках [6, 8, 15]. В книгах [8, 15]
    правила игры определены так: в игре используются 7, 11, 15, 19 предметов. За
    один ход можно брать 1, 2 или 3 предмета. Проигрывает тот игрок, который берет
    последний предмет. Предлагается алгоритм выигрыша для первого игрока. В книге
    [6] правила несколько другие. В игре используются 11, 16, 21, 26,… предметов.
    За один ход можно брать от 1 до 4 предметов. Рассматривается алгоритм,
    благодаря которому всегда выигрывает игрок, берущий вторым.
    После того как ученики поиграли в эту игру по тем правилам,
    что описаны в учебнике, можно предложить им несколько заданий аналитического
    характера на тему игры Ваше. Задания могут быть предложены в качестве домашней
    работы.
    Задача 1. «Разгадать загадку» алгоритма, т.е. объяснить,
    почему второй игрок всегда выигрывает (для варианта [6])?
    Решение. По данным правилам второй игрок будет всегда
    выигрывать, если общее число камней определяется формулой: N = 5k + 1. Здесь k
    — любое натуральное число.
    Задача 2. Составить алгоритм, по которому игрок, делающий
    первый ход, может выиграть в том случае, если соперник не знает выигрышной
    тактики.
    Решение. Необходимо перехватить инициативу, т. е. оказаться
    в положении второго игрока, который дополняет предыдущий ход соперника до 5
    камней. Это возможно лишь в случае ошибки соперника. Начать игру можно так:
    1. Взять 1 камень.
    2. Предоставить ход сопернику; соперник взял п камней.
    3. Если п + 1 < 5, то взять 5 — (п + 1) камней. 4. Предоставить ход сопернику. И далее играть по выигрышному алгоритму для второго игрока. Следующая задача требует от учеников незаурядных математических навыков. Задача 3. Попробуйте провести математический анализ игры Баше в общем случае для N камней. Определите правила игры (т. е. сколько камней можно брать за один ход), при котором имеется выигрышный алгоритм. Опишите этот алгоритм в виде последовательности команд. Решение. Выигрышный алгоритм для второго игрока можно построить только в тех случаях, когда исходное число камней (N) представимо в виде: N = Х´К+ 1, где X и К— натуральные числа. По правилам игры за один ход можно брать от 1 до X— 1 камней. Второй игрок будет всегда выигрывать, если своим ходом он будет дополнять число камней, взятых соперником, до X. Например, пусть N = 25. Это значение можно представить: 25 = 4´6 + 1. Следовательно, правило игры должно быть таким: за один ход можно брать 1— 2— 3 камня. А для того, чтобы второй игрок всегда выигрывал, в свой ход он должен дополнять ход соперника до 4 камней. Следующая задача относится ко второму типу из приведенной выше классификации. Задача 4. Назвать исполнителя следующего вида работы — выдача заработной платы; определить СКИ исполнителя. Решение. Очевидно, исполнителя можно назвать «Кассир». Система команд, которые он должен уметь выполнять, следующая: — найти в ведомости получателя; — посчитать деньги; — выдать деньги. В задачах такого типа нужно учить учеников разбивать работу исполнителя на сравнительно простые действия, которые требуют формального исполнения. Команда «выдать зарплату» не удовлетворяет таким требованиям. При построении СКИ решаются две проблемы: проблема элементарности команд и проблема полноты системы команд. Система команд исполнителя называется полной, если она содержит весь минимально-необходимый набор команд, позволяющий построить любой алгоритм в том классе задач, на который ориентирован исполнитель. Рассмотрим еще один пример задания второго типа. Задача 5. Описать систему команд исполнителя «Геометр», который мог бы выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Решение. Ученикам знаком класс задач, которые в геометрии называются задачами на построение с помощью линейки, циркуля и карандаша. Полной системой команд для исполнителя «Геометр» является следующий список: 1. Провести отрезок прямой между двумя данными точками. 2. Установить раствор циркуля, равный длине данного отрезка. 3. Установить ножку циркуля в данную точку. 4. Провести окружность. 5. Выделить общие точки двух линий (пересечения или касания). Обратите внимание на элементарность каждой команды. Делить их на более простые не имеет смысла. Следующая задача относится к третьему типу. Задача 6. Записать для Геометра алгоритм решения следующей задачи: дан отрезок АВ; построить окружность, для которой отрезок АВ является диаметром. Решение. Алгоритм ОКРУЖНОСТЬ ДАННОГО ДИАМЕТРА начало установить ножку циркуля в т. А установить раствор циркуля, равный АВ провести окружность установить ножку циркуля в т. В провести окружность выделить точки пересечения окружностей: т. Сит. D провести отрезок CD выделить точку пересечения АВ и CD: т. О установить ножку циркуля в т. О установить раствор циркуля, равный ОВ провести окружность конец Анализируя этот пример, следует подчеркнуть то, что данный алгоритм удовлетворяет всем основным свойствам: понятности, точности, конечности; благодаря чему может исполняться формально. Задания четвертого типа относятся к проблеме постановки задач на построение алгоритмов. Для выполнения требуемой работы — решения данной задачи — необходим не только алгоритм, но и полный набор исходных данных, что отражено на приведенном выше рис. 11.1. Это могут быть какие-то материальные объекты (например, детали для сборки устройства; продукты для приготовления блюда и пр.) или информация (числовые данные для расчетов). Вот некоторые задачи на определение полного набора данных. Задача 7. Определить полный набор данных для вычисления стоимости покупок в магазине. Ответ: количество каждого вида купленных товаров и цена рдиницы товара (1 кг или 1 штуки). Задача 8. Определить полный набор данных для вычисления лесячной платы за расход электроэнергии. Ответ: показания счетчика в конце предыдущего и в конце настоящего месяца, стоимость 1 квт/часа. Задача 9. Определить полный набор данных для вычисления времени падения кирпича с крыши дома. Ответ: высота дома, ускорение свободного падения (без учета сопротивления воздуха).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *