Современный урок строится в рамках какого подхода?

13 ответов на вопрос “Современный урок строится в рамках какого подхода?”

  1. Rainwind Ответить

    Современный урок в рамках ФГОС
    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Ответственность учителя перед учащимися всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
    В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
    Системно — деятельностный метод
    Признанным подходом в обучении выступает системно – деятельностный, который является методологической основой стандартов общего образования нового поколения. Системно — деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
    применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
    создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
    Дидактические принципы
    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
    Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
    Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
    Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
    Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
    Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
    Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
    Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
    Школа теперь выступает не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Но, не смотря на все изменения в современной системе образования, основной формой организации обучения является урок.
    Исходя из требований времени, меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Основными формами работы на уроке, в условиях введения стандарта второго поколения, все чаще выступают индивидуальная и групповая формы, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
    В связи с этим к современному уроку предъявляются следующие требования:
    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    вывод делают сами учащиеся;
    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    времясбережение и здоровьесбережение;
    в центре внимания урока — дети;
    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    планирование обратной связи;
    урок должен быть добрым.
    Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

  2. о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о Ответить

    Сообщение
    по теме «Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ООО»
    Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая  составляющая уступает место развивающей.
    Много вопросов вызывал переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, до сих пор идут бурные обсуждения о целесообразности введения новых стандартов в образовании. И  это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
    Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
    анализировать свои действия;
    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    отличаться мобильностью;
    быть способными к сотрудничеству;
    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.
    Какие же  требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:
    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    времясбережение и здоровьесбережение;
    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление учащихся, настроение детей;
    умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    планирование обратной связи.
    Для методики современного урока актуальными являются:
    практическая ориентированность;
    достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
    направленность на формирование различных способов деятельности;
    формирование функциональной грамотности;
    компетентностный подход .
    Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который
    демонстрирует универсальные и предметные способы действий
    инициирует действия учащихся
    консультирует и корректирует их действия
    находит способы включения в работу каждого ученика
    создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
    Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
    В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
    Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
    В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
    Первый аспект – мотивационно – целеполагающий.
    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
    К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
    Второй аспект современного урока – деятельностный аспект
    Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская и проектная работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
    Важнейший метапредметный результат современного образования – сформированная готовность и способность учащихся реализовывать проектную и исследовательскую деятельность.
    Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
    Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
    Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
    Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
    Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
    Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
    Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет технологическую карту урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя  технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов как в начальной, так и в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений учебных действий.
    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
    Структура технологической карты включает:
    название темы;
    цель освоения учебного содержания;
    планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    основные понятия темы;
    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
    Преимущества технологической карты:
    использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;
    освобождается время для творчества учителя;
    обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    обеспечивается повышение качества образования.
    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    используются эффективные методы работы с информацией;
    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
    деятельности.
    В государственных образовательных стандартах  2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока  внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
    Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
    Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
    Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
    Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
    На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
    Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
    Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не всегда  даёт возможность включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
    Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций. Всё это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.
    Большую роль при проведении современного урока играет подбор заданий и вопросов  на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся творческие. Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
    Тема урока – это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.
    Какие же требования выдвигают федеральные государственные стандарты к современному уроку? Концепция ФГОС  определяет следующую систему требований к уроку:
    1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке.
    2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
    3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
    4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать пере-грузок.
    5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
    6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
    7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.
    8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
    9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
    10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
    11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
    12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
    13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
    14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
    15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
    ФГОС основного общего образования нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
    Современный урок – это:
    – урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.)
    – урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику
    – урок, содержащий разные виды деятельности
    – урок, на котором ученику должно быть комфортно
    – урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика
    – урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
    – урок, направленный на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;
    – урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения
    – урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
    -учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

  3. Truthrunner Ответить

    Автор работы :
    директор школы, учитель химии и математики      Клестова Л.В.
    Заседание Пед.совета. Москва.2014г.
    Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
    Отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
    Такой подход прежде всего направлен на  личностно-ориентированное обучение каждого ребенка, которое учитывает его особенности (и физические, и психологические, и умственные) и способствует развитию его как индивидуальной личности, развивает  таланты .
    Поэтому меняются требования к структуре современного урока.
    Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
    организационный момент;
    повторение и проверка домашнего задания;
    изучение нового материала;
    закрепление изученного на уроке;
    объяснение домашнего задания;
    оценивание учеников.
    Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
    ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.
    Структура урока по ФГОС
    Этапы урока
    Краткое содержание, действия учеников
    Действия учителя
    Мотивирование на учебную деятельность
    Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу
    Настраивает учеников на успешную работу
    Актуализация знаний
    Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.
    Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений
    Консультирует
    Целеполагание, постановка проблемы
    В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель
    Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
    Поиск путей решения проблемы
    Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач
    Консультирует
    Решение проблемы
    Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения
    Консультирует
    Коррекция
    Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения
    Помогает, советует, консультирует
    Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
    Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону
    Консультирует
    Систематизация знаний
    Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью
    Консультирует, направляет
    Объяснение домашнего задания
    У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности
    Разъясняет, предлагает задания на выбор
    Оценивание
    Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)
    Консультирует, обосновывает оценки
    Рефлексия учебной деятельности
    Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке
    Благодарит учеников за урок
    Итак: требования к современному уроку по ФГОС
    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
    Осуществляется практический, деятельностный подход.
    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
    Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
    Типы уроков по ФГОС
    Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей.
    Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
    Цели:
    Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
    Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
    Структура урока обретения новых знаний
    Мотивационный этап.
    Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
    Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
    Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
    Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит “открытие” нового знания.
    Первичное закрепление нового знания.
    Самостоятельная работа и проверка по эталону.
    Включение в систему знаний и умений.
    Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
    Тип №2. Урок рефлексии
    Цели:
    Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
    Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
    Структура урока-рефлексии по ФГОС
    Мотивационный этап.
    Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
    Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
    Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
    Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
    Обобщение выявленных затруднений.
    Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
    Включение в систему знаний и умений.
    Осуществление рефлексии.
    В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
    Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
    Цели:
    Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
    Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
    Структура урока систематизации знаний
    Самоопределение.
    Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
    Постановка учебной задачи, целей урока.
    Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
    Реализация выбранного проекта.
    Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
    Этап рефлексии деятельности.
    Тип №4. Урок развивающего контроля
    Цели:
    Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
    Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
    Структура урока развивающего контроля
    Мотивационный этап.
    Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
    Фиксирование локальных затруднений.
    Создание плана по решению проблемы.
    Реализация на практике выбранного плана.
    Обобщение видов затруднений.
    Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
    Решение задач творческого уровня.
    Рефлексия деятельности.
    Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

    Тип урока по ФГОС
    Виды уроков
    1.
    Урок открытия нового знания
    Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
    2.
    Урок рефлексии
    Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
    3.
    Урок общеметодологической направленности
    Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
    4.
    Урок развивающего контроля
    Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
    Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
    Типы уроков по ФГОС в начальной школе
    Структура ФГОС вводит новое понятие — “учебная ситуация”. То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
    Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
    Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
    Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *