Правами какого поколения западные демократические страны считают гражданские и политические права?

16 ответов на вопрос “Правами какого поколения западные демократические страны считают гражданские и политические права?”

  1. Faust Ответить

    Наконец, третье поколение — поколение коллективных прав или прав солидарности, получило широкое признание во второй половине 20-го века. В отличие от первого и второго поколений, формировавшихся на основе теоретических (либералистских и социалистических) доктрин, третье поколение является результатом человеческого опыта и практических требований реальной жизни. Например, до настоящего времени у человечества не было проблем с экологией, но в наши дни они занимают одно из ведущих мест на повестке дня. Действий одного государства уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами третьего поколения. Их реализация возможна только согласованными усилиями всех акторов на «социальной сцене»: государств, международных и неправительственных организаций, общественных объединений и индивидуальных лиц.
    Права первого поколения призваны защищать человека от ненадлежащего обращения государства, права второго поколения обеспечивают ему возможность требовать от государства реализации специальных правительственных программ по предоставлению социальной поддержки и помощи. Однако благополучие человека невозможно без его участия в жизни сообщества. Для достойной жизни человек нуждается не только в свободе, равенстве, но и в братстве. Права третьего поколения способствуют преодолению автономии отдельных индивидов, конкурирующих между собой, и обеспечивают социальную солидарность, что позволяет людям полностью раскрыть свой потенциал посредством совместного участия в социальной жизни различных сообществ, к которым они принадлежат.
    Третье поколение прав человека составляют:
    право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение;
    право на экономическое и социальное развитие;
    право на участие в пользовании «общим наследием человечества»;
    право на мир;
    право на чистую и здоровую окружающую среду;
    право на гуманитарную помощь.
    Права третьего поколения, закреплены в большом количестве международных документов, особенно в соглашениях, продвигающих политику «мягкого права», таких как Декларация ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года.

    Заключение.

    Фундаментальные права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы, их цель – создание условий для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Большинство членов ООН признавало это, когда в начале 1950-х Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Пользование гражданскими и политическими свободами и обладание экономическими, социальными и культурными правами связаны между собой и взаимно обуславливаются», – говорилось в резолюции пятой сессии ГА ООН. – «Человек лишенный экономических, социальных и культурных прав, он не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека».
    Единство всех прав и свобод человека также подчеркивается в Декларации ООН о праве на развитие: «все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы», добавляя, что «осуществление некоторых прав человека и основных свобод не может служить оправданием отказа в других».
    Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.

    Литература.

    Варламова Н. В. Третье поколение прав человека? Российский юридический журнал, 2011, № 2.
    Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
    Права и свободы человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. 3. Мутагиров. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
    Human Rights in the World Community: Issues and Action / edited by R. P. Claude, ?B. H. Weston — Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1992.
    Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 1977. Nov.

  2. Aulune Ответить

    Вар-т 1
    Вар-т 2
    А. Задания с одним верным Вар-том ответа.
    1.
    К отраслям права относится:
    а) право на труд; б) право на отдых; в) право на образование; г) семейное право.
    2.
    Что из перечисленного является примером правонарушения: а) гражданин Г. взял фамилию жены после заключения брака; б) гражданин Г. отказался заплатить за проезд в автобусе; в) гражданин Г. отказался от предложенной ему работы; г) гражданин Г. отказался давать свидетельские показания в суде.
    3.
    Административный проступок характеризуется: а) общественной опасностью; б) дееспособностью; в) правоспособностью; г) составом преступления.
    4.
    Когда в нашей стране был впервые принят документ, имевший в названии слово «Конституция»: а) в 1905 г.; б) в 1918 г.; в) в 1936 г.; г) в 1993 г.
    5.
    Психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам называется: а) виной; б) преступлением; в) правонарушением; г) проступком.
    6.
    Определенные области общественных отношений регулируются: а) подзаконными актами; б) кодексами; в) Конституцией РФ; г) Указами Президента РФ.
    7.
    Назовите подзаконный акт: а) Указ Президента РФ «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» б) Гражданский кодекс РФ; в) Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» г) Жилищный кодекс РСФСР.
    8.
    Омбудсменом называют: а) председателя Комиссии по правам человека при Президента РФ; б) уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; в) председателя Конституционного Суда Российской Федерации; г) распоряжения Правительства РФ.
    9.
    Свобода печати означает: а) право личности свободно издавать на свои средства любую незапрещенную законом литературу; б) отсутствие в государстве предварительной цензуры печатной продукции; в) отсутствие в государстве разрешительного порядка для учреждения и деятельности органа печати; г) право заниматься издательской деятельностью.
    10.
    Всемирный день защиты прав потребителей отмечается: а) 15 сентября; б) 15 декабря; в) 15 марта; г) 15 апреля.
    11.
    Подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от помощи защитника: а) на стадии судебного разбирательства; б) на стадии предварительного следствия; в) при проверке судом заявлений об отводах участникам процесса; г) на любой стадии.
    12.
    Надзор за точным соблюдением закона от имени государства осуществляет: а) Министерство внутренних дел РФ; б) Прокуратура РФ; в) Федеральная адвокатская палата РФ; г) Верховный Суд РФ.
    13.
    В какой срок может быть подана кассационная жалоба на приговор суда общей юрисдикции со дня провозглашения приговора? а) 7 дней; б) 9 дней; в) 10 дней; г) 14 дней.
    14.
    Правами какого поколения западные демократические страны считают гражданские и политические права: а) первого; б) второго; в) третьего; г) четвертого.
    15.
    Какое право не относится к личным правам: а) право на достоинство; б) право на жизнь; в) свобода мысли; г) право на труд.
    16.
    Акты нарушения трудовой дисциплины (трудового законодательства) называются: а) трудовыми повинностями; б) преступлениями; в) дисциплинарными проступками; г) административными правонарушениями.
    17.
    Детский фонд ООН называется: а) ВТО; б) ЮНИСЕФ; в) ОБСЕ; г) ЮНЕСКО.
    18.
    Продолжительность рабочей недели работника от 16 до 18 лет составляет: а) не более 18 часов в неделю; б) не более 24 часов в неделю; в) не более 36 часов в неделю; г) не более 40 часов в неделю.
    19.
    В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человеческое существо в возрасте от рождения до: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.
    20.
    Адвокат может присутствовать на допросе свидетеля, если он приглашен: а) следователем; б) прокурором; в) самим свидетелем; г) обвиняемым.
    Б. Задания с несколькими Вар-тами ответа.
    21.
    К функциям прокуратуры относится: а) надзор за исполнением законов; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) расследование наиболее сложных преступлений; г) оказание юридической помощи гражданам и организациям; д) участие в судебном процессе.
    22.
    В гражданских правоотношениях несовершеннолетние могут совершать следующие действия; а) покупать продукты в магазине; б) получать подарки; в) распоряжаться собственным заработком; г) проводить операции по обмену квартир.
    23.
    Назовите форму вины: а) умысел; б) неаккуратность; в) небрежность; г) неосторожность.
    24.
    К противоправным проступкам относятся: а) административные; б) дисциплинарные; в) гражданско-правовые; г) уголовные.
    25.
    К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность, относятся; а) необходимая оборона; б) явка с повинной; в) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; г) обоснованный риск; д) исполнение приказа или распоряжения; е) крайняя необходимость; ж) чистосердечное признание.
    В. Решение правовых задач.
    26.
    Иванова опоздала на работу на 1 час. Ее попросили написать объяснительную, а на следующий день объявили о лишении премии за опоздание. Правомерны ли действия администрации предприятия?
    27.
    Укажите реквизиты нормативного правового акта: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ «О борьбе с терроризмом». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. В редакции Федеральных Законов от 7 августа 200 г. № 122 – ФЗ от 21 ноября 2002 г. № 144 – ФЗ от 30 июня 2003 г. № 86 – ФЗ. Назовите действующую редакцию этого закона.
    28.
    15 – летний Андрей доставлен в отделение милиции по подозрению в совершении кражи. В какие правоотношения с милицией вступил Андрей? В каком источнике права Андрей может прочитать о своих правах и обязанностях в данной ситуации?
    29.
    Сколько Конституций в нашей стране было принято после Октябрьской революции 1917 г. Назовите годы принятия Конституций РСФСР – СССР – РФ.
    30.
    Нормы какой отрасли права нарушены следующими действиями: Журналист Н. опубликовал неподтвержденные сведения о том, что известный политик берет взятки?
    31.
    При разгрузке товара в складском помещении фирмы грузчик М. случайно задел ящики с посудой. За причиненный имущественный ущерб грузчик возместил определенную сумму денег. О каком виде ответственности идет речь, если учесть, что фирме нанесен имущественный ущерб?
    32.
    По наиболее важным вопросам государственного значения в России могут проводиться референдумы – голосования граждан. Так решили и на этот раз обсудить важный вопрос об отмене федеральных налогов и сборов, которые вызывают в обществе неоднозначные оценки. Могут ли такие вопросы выноситься на общероссийский референдум?

    Ответы к олимпиаде по праву 10 класс

    Задания А.
    1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – в; 11 – г; 12 – б; 13 – в; 14 – а; 15 – г; 16 – в; 17 – б; 18 – в; 19 – г; 20 – в.
    Задания Б.
    21 – а, б, д; 22 – а, б, в; 23 – а, г; 24 – а, б, в; 25 – а, в, г, д, е.
    Задания В.
    26. Да, правомерны, только если опоздание на работу предусмотрено в правилах премирования сотрудников, установленных администрацией, в качестве одного из оснований лишения премии. Трудовой кодекс РФ. Ст. 144.
    27. Ответ: № 130 – ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. Действующая редакция этого закона № 86 – ФЗ от 30 июня 2003 г.
    28. Андрей вступил в уголовно-процессуальные отношения с милицией. Прочитать о своих правах и обязанностях он может в УПК РФ.
    29. Пять. 1918, 1925, 1936, 1978, 1993.
    30. Гражданское право.
    31. О материальной ответственности.
    32. Нет. Такие вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум.
    Олимпиада по праву 10 класс с ответами
    Вар-т 1
    Вар-т 2

  3. ZloyMen Ответить

    Основой зарождения данного поколения прав стала борьба народов XIX – XX веков за то, чтобы улучшить свой уровень экономики.
    Содержание прав второго поколения основывается на теории “формулирования в положительном ключе”, в отличие от прав первого поколения, ведь это поколение требует от государства особых усилий при воплощении их в жизнь.
    Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.
    Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.
    Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:
    право на труд;
    право социального обеспечения;
    право на благоприятные и справедливые условия труда;
    право защиты от безработицы;
    право досуга и отдыха;
    право иметь определенные жизненные стандарты;
    право на получение образования;
    право на обеспечение охраны здоровья;
    право свободного участия в культурной общественной жизни;
    право на творчество;
    право на пользование результатами, полученными в ходе прогресса науки;
    право на защиту детства и материнства;
    право на получение медицинской помощи.
    Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.
    Некоторые буржуазные современные государства решили не присоединяться к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, что мотивировали отсутствием в указанных в Пакте правах признаков субъективности, в частности, невозможностью их судебной защиты. Несмотря на то, что эта позиция государств может приниматься во внимание, присоединение к Пакту может создать для них обязательства по совершенствованию своего внутреннего законодательства и организации деятельности в соответствии с ним. В XXI веке государство должно стремиться к статусу социального. Это является закономерностью при развитии государств современного мира, которая закреплена в конституциях таких государств как, например, Франция, Испания, Италия, Турция, Португалия.

    Третье поколение прав человека

    Первоначальная идея возникновения и дальнейшего существования третьего поколения прав человека была сформирована в результате обострения мировых глобальных проблем после окончания Второй мировой войны 1939 – 1945 годов. Данное поколение рассматривать лучше в качестве продукта на стадии формирования, как результат одномоментного “взлета и падения” государств в конце XX века.
    Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.
    Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.
    Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:
    право экономического, политического, культурного и социального самоопределения;
    право участия в пользовании “общим человеческим наследием”;
    право социального и экономического развития;
    право на пользование здоровой и чистой окружающей средой;
    право на мир;
    право на получение гуманитарной помощи.

  4. Au Ответить

    Три
    поколения прав человека

    Концепция
    «поколений»
    прав
    человека возникла в 70-е годы XX века.
    Права человека, по времени их возникновения,
    делятся на три поколения:

    1.
    Первое поколение

    личные
    и политические права, провозглашенные
    Великой Французской революцией, а также
    американской борьбой за независимость.

    Права
    первого поколения – это основа института
    прав человека.Они интерпретируются
    международными документами как
    неотчуждаемые и не подлежащие ограничению
    (не путать с регулированием способов
    реализации этих прав). Некоторые западные
    специалисты склонны именно эти права
    рассматривать в качестве собственно
    “прав человека”, полагая, что права
    второго и третьего поколения являются
    всего лишь “социальными притязаниями”.

    Личные
    права и свободы
    называются
    также гражданскими. Большинство из них
    принадлежат каждому человеку от рождения,
    являются неотъемлемыми и не подлежат
    какому-либо ограничению.

    Гражданские
    права призваны обеспечивать свободу
    индивида как члена общества, его
    юридическую защищенность от незаконного
    внешнего вмешательства.

    К
    личным правам относят: право на жизнь;
    право на уважение чести и достоинства
    человека; право на свободу и личную
    неприкосновенность; неприкосновенность
    частной жизни; свобода передвижения;
    свободу выбора национальности и выбора
    языка общения; право на судебное
    разбирательство; право на презумпцию
    невиновности и т. д.

    Политические
    права и свободы
    дают
    человеку возможность участвовать в
    общественно-политической жизни и
    управлении государством.

    Отличительной
    чертой политических прав является то,
    что многие из них принадлежат не просто
    людям, а исключительно гражданам
    конкретного государства. Они начинают
    действовать в полном объёме с момента
    достижения гражданином совершеннолетия.

    К
    политическим правам относятся: право
    на участие в управлении делами государства;
    избирательные права; свобода слова;
    право на мирные собрания; право на
    создание союзов и объединений и др.

    2.
    Второе поколение

    социально-экономические
    и культурные права, которые появились
    в результате борьбы народа за улучшение
    своего положения.

    Ко
    второму поколению относят часть
    экономических прав (право на труд, на
    справедливые и благоприятные условия
    труда, на защиту от безработицы, на отдых
    и др.),а также социальные и культурные
    права. Признание этих прав стало
    результатом острейшей борьбы, сначала
    в капиталистических странах,а затем,
    после Октябрьской революции и второй
    мировой войны, – между мировыми социальными
    системами. Главными “идейными
    вдохновителями” этого поколения прав
    стали социалисты; вместе с тем, важную
    роль сыграли и “новые либералы”
    (Т.Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в
    России – П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский,
    С. И. Гессен и др.), настаивавшие на
    необходимости пересмотра негативной
    концепции свободы.

    Решающую
    роль в признании прав второго поколения
    сыграл СССР, который – не в последнюю
    очередь из идеологических и политических
    соображений – неизменно настаивал на
    включении прав второго поколения в
    международно-правовые документы. В
    результате права второго поколения
    сначала нашли отражение во Всеобщей
    декларации прав человека (1948 г.), а затем
    были закреплены в Международном пакте
    об экономических, социальных и культурных
    правах (1966 г.).

    Признание
    прав второго поколения означало
    существенные изменения в концепции
    прав человека. В основе этих изменений
    лежало позитивное понимание свободы
    как реальной возможности осуществления
    своей воли наравне с другими людьми.
    Обладание свободой, понимаемой таким
    образом, предполагает не просто отсутствие
    принуждения со стороны других людей,
    но наличие определенных возможностей,
    в частности, материальных ресурсов – в
    противном случае человек зачастую не
    может воспользоваться своим правом.

    Права
    второго поколения предполагают совершенно
    иной механизм реализации и возлагают
    на государство новые задачи. Согласно
    “классическим” либеральным
    представлениям, государственное правовое
    регулирование следует определенным
    принципам: общие “правила игры”
    касаются преимущественно публичной
    сферы и с формальной точки зрения равно
    относятся ко всем категориям граждан.
    Требование возложить на государство
    обязанности по обеспечению “права
    на достойную жизнь” коренным образом
    меняло эту схему. С одной стороны, методы
    правового регулирования, характерные
    для публичной сферы, в определенной
    мере переносились на сферу частных
    договорных отношений (например,
    обеспечение справедливых и благоприятных
    условий труда), что само по себе
    воспринималось как ущемление личной
    свободы. С другой стороны, распределительные
    функции, которые государство приобретало
    в рамках обеспечения прав второго
    поколения, означали необходимость
    разного отношения к различным категориям
    граждан (что представлялось нарушением
    принципа юридического равенства).

    В
    конечном итоге права второго поколения
    получили признание, в частности, в
    международных документах, в качестве
    прав человека. Вместе с тем, эти права
    носят более относительный характер,
    нежели права первого поколения.
    Международное сообщество не предъявляет
    каких-то жестких критериев к осуществлению
    этих прав. В частности, статья 2
    “Международного пакта об экономических,
    социальных и культурных правах”
    указывает, что “каждое участвующее
    в настоящем Пакте государство обязуется…
    принять в максимальных пределах имеющихся
    ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить
    постепенно полное осуществление
    признаваемых в настоящем Пакте прав
    всеми надлежащими способами, включая,
    в частности, принятие законодательных
    мер”.

    Социально-экономические
    и культурные права
    касаются
    социально-экономических условий жизни
    человека, определяют его положение в
    сфере труда, благосостояния, социальной
    защищенности. Целью является создание
    условий, при которых люди могут быть
    свободны от страха и нужды.

    К
    социально-экономическим правам относятся:
    право на труд; право на отдых; право на
    социальное обеспечение; право на жилище;
    право на достойный уровень жизни; право
    на охрану здоровья и др.

    Культурные
    права
    гарантируют
    духовное развитие человека, помогают
    каждому индивиду стать полезным
    участником социального прогресса. К
    ним относятся: право на образование;
    право на доступ к культурным ценностям;
    право свободно участвовать в культурной
    жизни общества; право на творчество;
    право на пользование результатами
    научного прогресса и др.

    Как
    отметил председатель Конституционного
    Суда России Валерий Зорькин, права
    второго поколения первоначально были
    закреплены и приняты в Советском Союзе,
    который добился внесения положений о
    социально-экономических правах в
    международные документы.

    3.
    Третье поколение

    права
    коллективные: право на мир, право на
    разоружение, право на здоровую окружающую
    среду, право на развитие и другие.

    Вопрос
    о признании прав третьего поколения
    является спорным. Большинство специалистов
    считает, что в рамках прав человека
    нельзя говорить о коллективных правах.
    Права человека

    это
    не права наций, меньшинств или иных
    социальных групп. Это права отдельных
    лиц, права
    «единицы».
    Появление
    третьего поколения прав человека
    предопределено обострением во второй
    половине XX в. глобальных проблем, среди
    которых на одно из первых мест выходит
    экологическая, а также вступлением
    наиболее развитых стран, в эпоху
    информатизации. Отсюда

    такие
    права, как право на безопасную окружающую
    среду, право доступа к информации.
    Особенность третьего поколения прав
    заключается в том, что они являются
    коллективными и могут реализовываться
    совместно.

    Права,
    относимые к третьему поколению, весьма
    неоднородны. С одной стороны, это так
    называемые “неотчуждаемые”
    коллективные “права народов”, к
    числу которых относятся: право народа
    на существование, на самоопределение,
    на развитие, на суверенитет над своими
    естественными богатствами и природными
    ресурсами, право на благоприятную
    окружающую среду, на равноправие с
    другими народами, право на развитие и
    др. Основы этих прав заложены в
    международных документах, закреплявших
    основные индивидуальные права (Уставе
    ООН, Всеобщей декларации прав человека,
    Декларации о предоставлении независимости
    колониальным странам и народам 1960 г.,
    международных пактах 1966 г. и др.).

    С
    другой стороны, к третьему поколению
    относят специальные права так называемых
    маргинальных слоев населения, которые
    в силу физиологических или социальных
    причин не имеют равных с остальными
    гражданами возможностей по осуществлению
    общих прав и свобод и потому нуждаются
    в специальной поддержке со стороны
    национальных государств и мирового
    сообщества. Эти права вытекают из права
    на свободу от дискриминации по половому,
    расовому, национальному или возрастному
    принципу. К числу тех категорий, которые
    могут рассматриваться в качестве
    носителей таких специальных прав,
    относят детей, женщин, молодежь,
    престарелых, инвалидов, беженцев,
    представителей национальных и расовых
    меньшинств и др. Носителями таких прав
    являются индивиды, но лишь постольку,
    поскольку они принадлежат к определенным
    социальным группам. Главные возражения
    против их легитимации в качестве прав
    человека связаны с опасностью размывания
    заложенной в этом институте исходной
    идеи – идеи естественных прав, которыми
    все люди обладают в равной мере. Защитники
    этих прав аргументируют свою позицию
    ссылками на невозможность защитить
    права данных категорий в рамках имеющейся
    социальной структуры и необходимостью
    обеспечить их реализацию с помощью
    особых правовых возможностей.

    Хотя
    многие из этих прав уже нашли отражение
    в международном праве, вокруг них в
    разных политических и культурных
    плоскостях ведутся активные споры. В
    роли субъектов, требующих признания
    прав третьего поколения, выступают как
    страны “третьего мира”, рассматривающие,
    к примеру, право на развитие как средство
    борьбы с западной гегемонией, так и
    маргинальные группы в самих западных
    странах, а также выступающие от их лица
    интеллектуалы. Таким образом, в центре
    этих споров оказываются, с одной стороны,
    проблемы “догоняющей модернизации”,
    а с другой – заботы постмодернистского
    общества, обеспокоенного сохранением
    и “равным признанием” идентичности.
    Еще более гетерогенными стали философские
    позиции спорящих сторон, что делает
    проблематичной возможность достижения
    согласия на уровне интерпретации и
    обоснования принципов. Видимо, нужно
    согласиться с французским философом
    Жаком Маритеном, который предлагал
    рассматривать права человека как “некий
    свод практических истин, касающихся
    совместной жизни людей, по поводу которых
    они могут прийти к согласию”.

    Итог.
    Институт
    прав человека чрезвычайно динамичен и
    чутко реагирует на происходящие в
    обществах изменения. В 1990-х годах
    специалисты заговорили о перспективе
    формирования четвертого поколения прав
    человека, связанного с сохранением
    генетической идентичности – потребность
    в таких правах связана с новыми
    возможностями генной инженерии. Возможно,
    на горизонте – пятое или шестое поколение
    прав…

    Очевидно,
    что корпус прав, требующих защиты,
    неизбежно будет расширяться. Вместе с
    тем, этот процесс нельзя оценивать
    однозначно. С одной стороны, расширение
    круга признаваемых прав должно усиливать
    правовую защищенность личности. С другой
    – каждое “поколение” приносит с
    собой новую логику узаконивания
    притязаний, именуемых правами человека,
    и неизбежные конфликты “новых”
    прав со “старыми”, в результате
    чего уровень защищенности может не
    возрасти, а снизиться. Неудивительно,
    что некоторые специалисты выражают
    сомнение в том, что все эти притязания
    должны рассматриваться в качестве
    неотъемлемых прав. Может быть, лучше
    меньше, да лучше? Несомненно, негативное
    влияние на “экстенсивное” развитие
    международного гуманитарного права
    оказывает стремление многих государств
    использовать права человека как
    инструмент политической борьбы. К
    сожалению, завершение “холодной
    войны” не положило конец такой
    практике. Таким образом, сфера прав
    человека сейчас, как и прежде, остается
    полем острой идеологической, политической
    и даже культурной борьбы, и перспективы
    ее развития по-прежнему определяются
    конфигурацией многих факторов.

  5. TheKittenShow Ответить

    Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, – между мировыми социальными системами. Главными “идейными вдохновителями” этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и “новые либералы” (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России – П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.
    Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который – не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений – неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
    Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов – в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.
    Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно “классическим” либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие “правила игры” касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению “права на достойную жизнь” коренным образом меняло эту схему.
    С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).
    В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 “Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах” указывает, что “каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”.
    Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые “неотчуждаемые” коллективные “права народов”, к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).
    С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.
    Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи – идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.
    Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны “третьего мира”, рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы.
    Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы “догоняющей модернизации”, а с другой – заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и “равным признанием” идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как “некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию”.

    Итог.

    Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности – потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте – пятое или шестое поколение прав…
    Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой – каждое “поколение” приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты “новых” прав со “старыми”, в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав.
    Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на “экстенсивное” развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение “холодной войны” не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.

  6. MOS Ответить

    Они оформились в ходе борьбы народов за улучшение сво­его экономического положения и повышение уровня культуры во второй половине XIX — начале XX в. В отличие от прав первого поко­ления с закрепленным за ними статусом негативной свободы эти пра­ва именуются позитивными. Это означает, что для их реализации тре­буется активная позиция государства. Для осуществления социаль­ных прав государству требуется создавать социальные программы и контролировать их реализацию. К правам второго поколения относи­лись права на труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, участие в культурной жизни об­щества и др. Идейными вдохновителями закрепления этого поколения прав были социалисты. Немалую роль сыграли и представители так назы­ваемого старого (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) и нового (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен и др.) либерализма, призывавшие к реформированию российского общества на принципах свободы и социального равенства. В передовых странах Западной Европы регламентация соци­ально-экономических прав и свобод была осуществлена до середи­ны XIX в. — начального этапа провозглашения прав второго поко­ления. Так, Франция осуществляла социальные функции уже в XIX в., выделяя средства на содержание приютов, увеличение заня­тости, организацию народного образования и т. д. Право частной собственности закрепляли практически все конституции капитали­стических стран, принятые в XX в. Указывалось, что собственность должна выполнять социальную функцию. Например, Основной за­кон ФРГ 1949 г. утверждал, что пользование собственностью «должно одновременно служить общему благу» (ч. 2 ст. 14). А Кон­ституция Японии 1947 г. гласила: «Право собственности определя­ется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию» (ч. 2 ст. 29). Широкий набор прав второго поколе­ния (права на труд, отдых, образование, медицинскую помощь) был закреплен в Конституции СССР 1936 г. Социально-экономические, а также культурные права были закреплены сначала во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны. Природа этих прав порождает дискуссии.
    Некоторые авторы (Р. А. Мюллерсон, Е. А. Лукашева) признают их коллективными правами, которые могут осуществляться не отдель­ным человеком, а коллективом, основываются на солидарности субъ­ектов этих прав. К правам третьего поколения причисляют права на мир, независимость, самоопределение, территориальную целост­ность, суверенитет, социальное и экономическое развитие, достой­ную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человече­ства, а также на коммуникацию. Основы этих прав заложены в меж­дународных документах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам I960 г., международные пакты 1966 г. и др.). Эти права принадлежат каждому человеку и каждому народу, челове­честву в целом. Примером может служить право на самоопределение, которое, будучи коллективным, осуществляется по воле не отдельно­го человека, а целой общности. По мнению ряда ученых (С. В. Поленина и др.), третье поколение прав человека охватывает права категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов и т. д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в поддержке госу­дарства. Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. Кчетвертому поколению прав неред­ко относятся права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и проч.).

  7. Анастасия Теут Ответить

    Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на личные, политические, социально-экономические и иные права. Они были теоретически обоснованы и получили свое практическое воплощение в законодательных актах стран Европы, Америки, Азии и Африки в разные исторические периоды. В научной литературе принято определять систему прав и свобод человека и гражданина по поколениям прав, определение которых было предложено Карелом Васаком[1].
    Так, западноевропейская либеральная доктрина прав человека, сформировавшаяся в XVII—XVIII вв., определила, что во взаимоотношениях государства и индивида главную роль должны играть свобода, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека. Согласно данной концепции главным принципом государственной политики является ненарушение свободы и неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Они были юридически закреплены в западных странах в эпоху буржуазных революций XVIII в., поэтому такие личные и политические права — право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу слова, собраний, мысли, избирательные права, равенство всех перед законом и судом — называются правами первого поколения. Эти права были закреплены во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 и 1793), американском Билле о правах (1791) и других «старых» конституциях.
    В XIX в. в связи с обострением социальных конфликтов и началом массового рабочего движения стало понятно, что личные и политические права и свободы не могут гарантировать социальное и экономическое равенство в обществе: появилась теория социального государства, которое не из милости предоставляет социальную защиту своим гражданам, а в силу обязанности создать наилучшие условия для всестороннего развития личности. Так появляются права второго поколения, или социально- экономические нрава[2]: право на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание, оплату больничных, пенсий. Тем самым были определены границы государственной власти, выдвинуты критерии оценки государства и его цель — осуществление «всеобщего блага». Права человека стали пониматься как система условий и благ (материальных и духовных), без которых невозможны его нормальная жизнедеятельность, развитие его индивидуальных свойств, свободный выбор и самоопределение, реализация «гражданских интересов». Современный подход к содержанию социальных нрав сформулирован в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Это поколение прав получило закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны.
    Третье поколение прав возникло в 1970—1980-х гг. как коллективные права народов на мирное сосуществование, благоденствие, процветание, жизнь в здоровой окружающей среде, пользование питьевой водой. В конце XX — начале XXI в. происходит формирование четвертого поколения прав — прав будущих поколений[3].
    Большинство исследователей относят к третьему поколению прав человека так называемые коллективные права, становление которых происходило в период освобождения народов и наций от колониальной зависимости, чему активно способствовала ООН, а также в связи с возникшими глобальными проблемами современности, которые в одиночку ни индивид, ни государство решить не смогут. К таким правам, в частности, относят право на мир, на самоопределение, на развитие, право на здоровую окружающую среду, защиту природной среды от различных конфликтов, право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции, право на пользование общим культурным наследием и техническими достижениями человечества, равное право доступа к информационным достижениям цивилизации. Данную группу прав называют также правами солидарности, поскольку их можно реализовать лишь посредством согласованных усилий индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества на основе признания общей (солидарной) ответственности[4]. Эти права закреплены в конституциях, принятых в последней четверти XX — начале XXI в. Так, в странах Латинской Америки зафиксированы права индейских народов (Гватемала (1985), Венесуэла (1999) и Парагвай (1992)).
    Четвертое поколение прав представляет собой соматические (личностные) права, получившие правовую регламентацию в международных документах и решениях международных организаций, например Декларация о клонировании человека (2005), Международная декларация о генетических данных человека (2003), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005), Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (1997), которые имеют обязательную юридическую силу в отношении регулирования соматических прав.
    Особое значение имеет Хартия Европейского союза об основных правах (2000), устанавливающая право человека на собственную физическую и душевную целостность, а именно на «добровольное и надлежащим образом оформленное согласие заинтересованного лица в соответствии с правилами, установленными законом; запрещение применения евгеники, особенно ее части, имеющей цель селекцию людей; запрещение использования человеческого тела и его частей как таковых в качестве источника прибыли; запрещение воспроизводства человека посредством клонирования»[5].
    К соматическим правам относятся:
    — право на смерть (в том числе и эвтаназия);
    – права человека относительно его органов и тканей (права человека на свободное распоряжение своим телом и телами близких людей, на клонирование как всего организма, так и отдельных органов, и на трансплантацию органов);
    сексуальные права (возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, право на сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопросы о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; вопрос о легализации проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);
    — репродуктивные права (позитивного характера — право на искусственное оплодотворение, и негативного характера — аборт, стерилизация, контрацепция);
    — право на перемену пола, право ребенка на выбор пола;
    — право на употребление наркотиков и психотропных веществ;
    — другие права, которые связаны с дальнейшим развитием генетики и медицины.
    Данные права не получили конституционного закрепления, однако большинство стран Западной Европы в той или иной степени принимают законы, гарантирующие эти права гражданам своих стран:
    1) официальное признание эвтаназии (активная форма (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США (пять штатов), Швейцария, Швеция, Италия (в случае нахождения в коме более 10 лет)) и пассивная (Дания, Германия, Израиль, Испания, Индия, Канада, Китай, Колумбия, Франция, Япония);
    2) признание однополых браков (Норвегия, Германия, Исландия, Португалия, Испания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Франция, ЮАР, Аргентина, Уругвай, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция и др.);
    3) запрет на указание родителей как «отец и мать» и замена данных категорий определениями родитель № 1 и родитель № 2 соответственно (Дания, Норвегия, Франция, Литва, США);
    4) официальное признание категории «нейтральный пол» в Германии, Австралии, Новой Зеландии, Непале и Франции;
    5) легализация «легких наркотиков» в лечебных целях (Австралия, Аргентина (2009), Бельгия, Великобритания (2002), Германия (2007), Канада (2001), Мексика, Нидерланды, Чехия (2010), США (1996), в Швейцарии (2008) разрешено официально продавать наркоманам героин по рецептам;
    6) Европейский парламент рекомендовал всем государствам — членам ЕС внести в свое законодательство изменения, препятствующие дискриминации граждан по признаку гендерной идентичности, предложив в качестве примера изучить Закон Аргентины о свободном выборе гендерной идентичности (2012). В Дании принят Закон о свободе выбора пола (2014), в других странах смена пола разрешена с помощью хирургических вмешательств (Куба (2008), Великобритания (2000), Таиланд, Иран (1979), США (1978));
    7) предпринимаются попытки разрешения браков с неодушевленными предметами и представителями флоры. Так, например, 18 декабря 2003 г. верховный судья штата Техас Джереми Роджерс разрешил гражданам официально вступать в брачные отношения со всеми видами овощей, фруктов, а также цветами и комнатными растениями. По его инициативе был принят закон от 6 февраля 2004 г. штата Техас (США) о возможности вступления в брак с любым из представителей флоры и рядом неодушевленных предметов, а именно цветами и комнатными растениями, всеми видами овощей и фруктов, бытовой техникой и электроникой (кроме соковыжималок), игрушками, предметами личной гигиены, предметами коллекционирования (почтовыми марками, монетами, пивными банками), средствами передвижения (легковыми автомобилями, мотоциклами с объемом двигателя более 50 куб. см., катерами), одеждой и нижним бельем (всего 745 наименований). И хотя уже через месяц парламент штата Техас решил временно приостановить оформление браков с предметами, однако за это время более 10 тыс. жителей Техаса вступили в законные брачные отношения с различными неодушевленными объектами[6].
    [1] См.: Vasak К. Pour une troisieme generation des droits de l’homme // Studies and Essayson International Humanitarian Law and Red Cross Principles / ed. by C. Swinarski. Hague, 1984.P. 837-838.
    [2] Эти права нс принадлежат человеку от рождения, а приобретаются путем вступленияв правоотношения но поводу использования своих способностей к труду, например посредством заключения трудового договора.
    [3] О них впервые было сказано в Декларации об ответственности нынешних поколенийперед будущими поколениями, принятой Генеральной конференцией ООН но вопросамобразования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 12 ноября 1997 г. В конституциях и преамбулах таких стран, как Иран, Япония, Германия, Польша, Армения, Грузия и других прямоговорится о правах будущих поколений.
    [4] См.: Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в.: учебник. М.: Политическаяэнциклопедия, 2014.
    [5] Лаврик М. А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № з.
    [6] См.: Агарков С., Кащенко Е. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности // создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru М., 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/363680-seksualnost-otzachatiya-dosmerti:-ontogenez-seksualnosti.html (дата обращения: 10.07.2016).

  8. Live-Evil Ответить

    Основы прав «третьего поколения» заложены в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.
    «Четвертое поколение» прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Причем одни ученые считают, что эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии, а другие «четвертое поколение» называют правами человечества на мир, на ядерную безопасность, на космос и т.д.
    Еще одним основанием классификации прав человека является их содержание, в зависимости от которого права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные.
    Личные (гражданские) права — естественные и неотчуждаемые основополагающие права и свободы, принадлежащие человеку от рождения и не зависящие от его принадлежности к конкретному государству (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и др.).
    Политические права — это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся:
    • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;
    • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (избирать и быть избранными) и другие права.
    Социально-экономические права направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Они обязательно охватывают свободу деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Такими правами являются:
    • право на отдых;
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
    • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
    • право частной собственности;
    • право свободно распоряжаться своими способностями к труду;
    • право на благоприятную окружающую среду и другие права.
    Культурные права обеспечивают человеку свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это, прежде всего, — право на участие в культурной жизни.
    В зависимости от соподчиненности права человека делятся на основные и производные (дополнительные) права.
    Основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые составляют основу национального правового статуса личности и являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. К числу основных прав можно отнести:
    • право на жизнь;
    • право на свободу и личную неприкосновенность;
    • право на участие в управлении обществом и государством.
    Производные (дополнительные) права развивают, дополняют и конкретизируют основные.
    В зависимости от степени распространения, права могут быть общими и специальными.
    Общие права присущи всем. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни и др. Специальные же права зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и других категорий лиц.
    В зависимости от характера субъектов, права делятся на индивидуальные и коллективные.
    Индивидуальными правами являются права, реализуемые каждым субъектом права в отдельности, например: право на жизнь; право на свободу и наличную неприкосновенность; права, гарантирующие человеческое достоинство, равенство перед законом; право свободного перемещения и т.д.
    Коллективные права — это права, которые возможно реализовать только множеством субъектов. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом.
    В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека, они могут быть негативными и позитивными.
    Негативные права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц. К числу этих прав можно отнести свободу слова, неприкосновенность жилища, свободу совести, свободу передвижений и т.д.
    Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, на оплачиваемый отпуск, на бесплатную медицинскую помощь и т.д.
    В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству, права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатридов), права лиц без гражданства (апатридов). Так, большая часть политических прав, как правило, признается лишь за гражданами конкретного государства.
    Контрольные вопросы
    1. В чем заключается суть генерационного подхода классификации прав человека?
    2. Какие права и свободы человека относятся к «первому поколению» прав человека в соответствии с генерационным подходом?
    3. Какие права и свободы человека относятся ко «второму поколению» прав человека в соответствии с генерационным подходом?
    4. Какие права и свободы человека относятся к «третьему поколению» прав человека в соответствии с генерационным подходом?
    5. Какие права и свободы человека относятся к «четвертому поколению» прав человека в соответствии с генерационным подходом?
    6. Какие еще основания для классификации прав человека помимо генерационного подхода вам известны?
    7. На какие виды делятся права человека в зависимости от их содержания?
    8. На какие виды делятся права человека в зависимости от степени распространения?
    9. На какие категории делятся права человека в зависимости от роли государства в осуществлении прав человека?
    10. На какие виды можно разделить права человека в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству?
    Обязательная литература
    1. Карташкин В.А. Права человека. Международная защита в условиях глобализации. — М., 2009.
    2. Мутагиров Д.З. Права и свободы человека: теория и практика. — М., 2006.
    3. Права человека: Учебник/Отв. ред. Е.А. Лукашева. 3-е изд., перераб. — М., 2015.
    Интернет-ресурсы
    Всеобщая декларация прав человека. — http://www.un.org.
    Конституция СССР 1936 г. —www.hist.msu.ru.
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. — http://www.un.org.

  9. Suares Ответить

    Классификация прав и свобод человека может проводиться на базе различных оснований в зависимости от преследуемых целей 1, Представляется целесообразным систематизировать права человека по следующим основным классификационным критериям.
    По содержанию все права человека делятся на гражданс­кие, политические, социальные, экономические и культурные
    права.

    К гражданскимотносятся права, которые принадлежат че­ловеку как члену гражданского общества. Этими правами об­ладают как граждане данного государства, так и иностранцы и лица без гражданства.
    Это право на жизнь, недопустимость дискриминации, запрещение применения пыток или жестокого и бесчеловечного обращения и наказания, запрещение рабства или иного подневольного состояния, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу передвижения и выбора местожительства, право на процессуальные гарантии во время судебного разбирательства и др.
    Обладание политическими правами связывается, как пра­вило, с принадлежностью лица к гражданству конкретного го­сударства. Это права индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти: право участвовать в управлении делами государства как лично, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственным должностям и др.
    Гражданские и политические права закреплены, например,
    в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., в ст. 3-
    21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
    Экономические прававключают право на труд, на справед­ливые и благоприятные условия труда, на равную оплату за равный труд, право на вступление в профессиональные союзы, право на частную собственность и др.
    К социальным правамотносятся право на социальное обес­печение, включая социальное страхование, право на охрану здо­ровья, право на образование, право на охрану и помощь семье, материнству и детству и др.
    Культурные права призваны гарантировать духовное развитие индивида и предоставляют возможности для его саморе­ализации в сфере культурной и научной жизни. Это право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на доступ к культурным ценностям, право на пользование ре­зультатами научного прогресса, право на творчество и др.
    Экономические, социальные и культурные права закрепле­ны в Пакте об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г., в ст. 22-26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и др.
    Часто гражданские и политические права называют «нега­тивными» в том смысле, что государство должно воздержи­ваться от посягательства на эти права и свободы и не вмеши­ваться в их осуществление отдельными индивидами. Экономи­ческие и социальные права именуют «позитивными» правами, так как государство должно предпринимать определенные дей­ствия с целью обеспечения экономических и социальных усло­вий для их реализации.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *