Противоречивость натуры пугачева какие черты выделяет в пугачеве автор?

12 ответов на вопрос “Противоречивость натуры пугачева какие черты выделяет в пугачеве автор?”

  1. luchshe_vsekh Ответить

    Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.
    А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
    Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже – в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
    Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
    Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, – это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.
    Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
    Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.
    Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?
    Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”.
    Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.
    Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

  2. Perilhala Ответить

    В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.
    Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0 нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.
    Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью) .
    Когда Пушкин писал “Капитанскую дочку” он параллельно работал над “Историей пугачёвского бунта”, в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в “К. д.” Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.
    Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.
    Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.
    Образ …
    1) . портрет;
    2) . речевая манера;
    3) . черты характера;
    4) . поступки;
    5) . оценка персонажа другими героями;
    6) . авторская позиция.
    1. “Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал…Страшный мужик ласково меня кликал…Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары”.
    Главная деталь: “живые глаза так и бегали” – плутовское выражение.
    2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.
    “…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой”.
    3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва (он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца) .
    Хладнокровие – “его хладнокровие одобрило меня”.
    Смекалка – по запаху нашёл путь.
    Памятливый, благодарный – заячий тулуп.
    Шутливый, весёлый – вторая встреча.
    Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16 летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага) .
    Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.
    Хвастливость, самолюбие – “я воюю хоть куда”.
    Простодушие – “как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться”.
    Вспыльчив и отходчив – Швабрин.
    Жесток, свиреп, дик – “с каким-то диким вдохновением”.
    Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. “Наши недостатки – это продолжение наших достоинств”
    Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.
    Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу – показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности (стихотворение “Няне”) .
    Гринёв – Пугачёв
    Маша – императрица Екатерина 2
    Гринёв – Савельич
    Гринёв – императрица
    Когда Пугачёв берёт на себя образ Петра 3 – казнит, как только забывает это – милует.
    4. Встречи с Гринёвым
    5. Оценка другими персонажами:
    Гринев:
    “Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина”.
    6. Авторская оценка.
    За то, что Пугачёв получает сочувственное отношение от Гринева. За милосердие, проявленное Пугачёвым, Пушкин проявляет сочувствие к нему”.

  3. Nalmenaya Ответить

    Честь была и будет очень важной частью наших жизней. Можно простить развал экономики , государства, безалаберное отношение власти к народу, хотя это очень трудно. Ну вот с потерей нравственности, бесчестности люди не станут мириться никогда. Честь родители стараются заложить в ребёнка в детстве. Русские писатели ни раз пытались обратить внимание читателя на тему чести, эту проблему можно назвать одной из основной проблемы мировой литературы. Именно на проблему чести А.С.Пушкин обратил своё внимание в произведении «Капитанская дочка» . Пушкин демонстрирует то что только чувство чести и достоинства человека  может сохранить его человеком.
    Главный герой  повести »Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринёв получил хорошее воспитание еще с детства. Ему всегда было брать с кого пример. Гринёв был старым помещиком и повествовал о незабываемых приключениях своей молодости. Пётра в шестнадцать лет отец- офицер в отставке отправил его в армию. Петруша, как называла его мама, до этих пор живший  весело, играя с мальчишками по двору — восхищался перспективой офицерского чина и службы в Петербурге. По пути службы Пётр встречает никому не известного бродягу Пугачёва, во время бурана, тот согласился провести его к постоялому двору, Пётр в знак благодарности отдал ему заячий тулуп, этот поступок в будущем спасёт ему жизнь. Еще Пётр проявил свою бескорыстную натуру при возвращение карточного долга , хотя Савельич(его слуга) убеждал его уклонится от расчета.  Приехав в пограничную службу в Белгородскую крепость он влюбляется в дочь коменданта, Машу Миронову. Офицер Швабрин всячески пытался помешать их любви и плёл интриги( он был полной противоположностью  Гринёва- бесчестным и корыстным). Даже во время поединка он воспользовался ситуацией и подло нанёс удар. Тем временем разгорается русский бунт. Пугачёв захватывает крепость на оренбургской степи. Родители Маши погибли от рук бунтовщиков, Швабрин присягнул на веру Пугачёву, а Пётр нет. Пугачёв помиловал Пётра, когда вспомнил, что тот зимой спас ему жизнь. Он уезжает в осажденный повстанцами Оренбург, и воюет против Пугачёва. Позже ему пришло письмо от Маши, о том что Швабрин пытается насильно жениться на нём, он спасает её с помощью Пугачёва. Позже его осудили правительские войска и посадили в тюрьму, его спасает Маша обратившись к Екатирине II, с просьбой освободить его из-за того, что его оклеветали.

  4. Kanter Ответить

    – Соотнесите трансформацию образа с главой
    произведения (проводник, предводитель, царь,
    самозванец, Человек).
    -Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и
    художники не могли оставаться равнодушными и
    неоднократно изображали предводителя восстания.
    Сегодня мы расскажем вам историю одного
    портрета.

    V. Работа с иллюстрацией.


    В Историческом музее Москвы хранится портрет
    Емельяна Ивановича Пугачева, написанный
    неизвестным художником. Сравнительно недавно
    реставраторы обнаружили, что он написан поверх
    другого портрета. Когда же частично был снят
    наружный красочный слой, то обнаружилось, что
    портрет написан на холсте, изображавшем
    императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить
    историю двойногопортрета, писательница О.
    Чайковская отмечала: “Легко представить себе,
    что этот большой царский портрет висел в
    каком-нибудь официальном учреждении, сюда
    ворвались восставшие, сорвали его со стены, в
    нескольких местах проткнули, но потом кто-то
    сообразил, что такому добротному холсту грех
    пропадать. И может быть, тут же возникла идея
    поверх портрета императрицы написать портрет
    мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям
    – и он стал основой для единственного подлинного
    пугачевского портрета (если не считать того, где
    Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

    Вопросы и задания:

    1. Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской,
    которая утверждает: “Этот “двойной” портрет
    являет собой как бы сопоставление двух царей (тем
    более что одним замазали другого – это значит, что
    в народном сознании один другого уже победил)?
    2. Сопоставьте словесный портрет Пугачева в
    “Капитанской дочке” с изображением
    крестьянского вождя на портрете, выполненном,
    возможно, с натуры неизвестным художником? Что
    объединяет литературный и живописный портрет?
    Подкрепите свою точку зрения цитатами из
    “Капитанской дочки”.
    3. Что общего вы находите в отношении к Пугачеву
    автора и рассказчика в “Капитанской дочке” и
    художника, создавшего столь необычный портрет? В
    чем вы видите различие в отношении к Пугачеву
    автора повести и автора живописного портрета?

    (Неизвестному художнику удалось передать на
    портрете сильный, грозный характер Пугuчева).

    Речь.

    -С целью увидеть особенности речи Пугачева
    обратимся к тексту.

    Карточка
    с избранными репликами Пугачёва.
    Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к
    нему и, взглянув ему в лицо: “Эхе. сказал он, –
    опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?”
    Вожатый мой мигнул значительно и отвечал
    поговоркою: “В огород летал, конопли клевал;
    швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что
    ваши?”
    – Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая
    иносказательный разговор. – Стали было к вечерне
    звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти
    на погосте.
    “Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет
    дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и
    кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор
    за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше
    здоровье!” При сих словах он взял стакан,
    перекрестился и выпил одним духом. Потом
    поклонился мне и воротился на полати…
    – Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой
    бродяга, – пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне
    жалует шубу со своего плеча: его на то барская
    воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
    Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком.
    Он проводил меня до кибитки и сказал с низким
    поклоном: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас
    господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших
    милостей”.

    Задание.

    Найдите в предложенных отрывках
    А) народные пословицы и поговорки;
    Б) просторечные слова;
    В) постоянные эпитеты;
    Г) слова высокой лексики.
    2. Как характеризует речь героя?
    – Мастерство писателя проявляется в его умении
    владеть словом: речь каждого героя Пушкина
    индивидуальна и содержит в себе черты характера
    героя. Л.Н. Толстой: “:тем удивителен Пушкин, что
    в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только
    нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше
    не может быть, чем он сказал”.
    – Концепция времени и пространства в
    художественном произведении также служит для
    создания литературного образа.
    – Кто ввел термин хронотоп в литературоведение?

    (Михаил Михайлович Бахтин)

    – Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это
    два художественных мира, каждому из которых
    соответствует свой хронотоп.

    VI. Индивидуальное задание.

    1 грvппа.

    Мир дворянства и мир восставших крестьян
    существуют изолированно друг от друга. Эта
    изоляция, локальность выражается в том, что
    каждому из миров “присвоено” своё время
    года: дворянскому – осень, повстанческому – зима.
    в начале повести мы знакомимся с семьёй Гринёва
    осенью: “Однажды осенью матушка варила в
    гостиной медовое варенье, а я, облизываясь,
    смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал
    Придворный календарь, ежегодно им получаемый”.
    Время года прямо указано: это начало осени.
    в главе “Поединок” дуэль Швабрина с
    Гринёвым в Белогорской крепости происходит тоже
    осенью: “Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу
    и застал его с иголкой в руках; по препоручению
    комендантши он нанизывал грибы для сушения на
    зиму”; “На другой день в назначенное время я
    стоял уже за скирдами, ожидая своего
    противника”.
    После взятия Белогорской крепости Гринёв едет
    к генералу и застаёт его в осеннем саду: “Я
    застал его в саду. Он осматривал яблони,
    обнажённые дыханием осени, и с помошью старого
    садовника бережно укутывал тёплой соломой”.
    Время года прямо указано – осень.
    Вспомним другую сцену. Маша едет выручать
    Петрушу к Екатерине 11. “На другой день рано
    утром Мария Ивановна проснулась, оделась и
    тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное,
    солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под
    свежим дыханием осени”.
    Мир дворянства и мир восставших крестьян
    существуют изолированно друг от друга. Эта
    изоляция, локальность выражается в том, что
    каждому из миров “присвоено” своё время года:
    дворянскому – осень, повстанческому – зима.
    C появлением Пугачёва в повести наступает зима.
    Первая встреча с Пугачёвым происходит через
    день, проведённый в Симбирске, когда Петруша
    попадает в буран: “Я выглянул из кибитки: всё
    было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой
    выразительностью, что казался одушевлённым; снег
    засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и
    скоро стали”.
    Вторая встреча с Пугачёвым происходит через
    несколько месяцев в крепости, и описана она в
    главе “Незваный гость”: “Я оставил Пугачёва и
    вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц
    и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу”.
    В одиннадцатой главе – “Мятежная слобода” –
    описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым.
    “Кибитка летела по гладкому зимнему пути…”;
    “Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища
    пугачёвского. Прямая дорога занесена была
    снегом”.

    II группа.

    В повести замечаем странные для реального
    времени и пространства явления: герой
    стремительно перемещается во времени и
    пространстве.
    В жизни подобные перемещения во времени и
    пространстве невозможны. Таким образом,
    художественное пространство и художественное
    время в повести “Капитанская дочка” обладают
    следующими свойствами:
    Локальностью, ограниченностью. Обе группы
    героев повести существуют в своём, особом
    художественном пространстве.
    Художественному пространству каждой группы
    принадлежит своё художественное время. Оно
    неизменно, постоянно, что является признаком
    мифологического хронотопа.
    Художественное пространство и художественное
    время в повести “Капитанская дочка” способны
    сжиматься, поэтому перемещения героя так
    стремительны.
    Все герои повести “Капитанская дочка” живут в
    определённом пространстве, являются героями
    замкнутого пространства. Лишь главный герой,
    Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах,
    осваивая ещё один тип пространства – линеарное,
    то есть дорогу. Особенность этого пространства в
    том, что по нему имеет право двигаться только
    один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях:
    из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и
    наоборот.
    – Раскройте особенности художественного образа
    Емельяна Пугачева в концепции времени и
    пространства.
    Мир повстанцев – зима (дорога, занесенная
    снегом).
    Время способно сжиматься – перемещение героев
    стремительно – перевоплощение также
    стремительно.

    VII. Синквейн.

    – Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые
    приемы создания художественного образа, но они,
    несомненно, позволяют увидеть образ главного
    героя.
    Отразите ваши впечатления в синквейне на тему
    “Пугачёв”.
    1. Существительное
    2. Прилагательные
    3. Глаголы
    4. Предложение
    5. Существительное

    VIII. Вывод:

    1. Характер Пугачева противоречивый.
    2. В “Капитанской дочке” в
    Пугачеве-разбойнике “одолевает человек”:
    способен проявить милость и благодарность;
    способен оценить честь и мужество про.тивника.

    Учитель
    . Пушкинский Пугачев – человек, в душе
    которого живут буйные силы: огненный
    темперамент, яростная ненависть к врагам,
    неисчерпаемая энергия, властность. жестокость.
    Но облик Пугачева не был бы так притягателен,
    если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не
    воплотил другую сторону его личности: доброту,
    доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ,
    веселость.
    Д/З.
    1. Проанализировать следующие приемы создания
    образа Е. Пугачева по вариантам:
    1 вариант: поступки, художественная деталь.
    II вариант: характеристика (авторская, данная
    другими персонажами, самохарактеристика)
    III вариант: интерьер, пейзаж.
    2. Письменный ответ на вопрос: “Каким я
    представляю себе Емельяна Пугачева после
    прочтения повести “Капитанская дочка”

  5. БоРоДаЧ Ответить

    Известно, что А.С. Пушкина очень интересовала история России. Ее переломным моментам, повлиявшим на развитие нашей страны и ее народа, писатель посвятил большое количество своих произведений. Одним из таких важных событий, интереснейшим периодом в истории страны Пушкин считал восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачева.
    Писатель много времени провел в архивах, изучая документы той эпохи, и даже написал исторический труд про Пугачева. На основе этой документальной работы было создано и художественное произведение – роман «Капитанская дочка».
    Повествование в нем ведется от лица рассказчика и главного героя – дворянина Петра Гринева. Волею судьбы он оказался втянутым в страшные события крестьянского восстания и познакомился с самим Пугачевым. Поэтому образ этой важной исторической личности дан глазами рассказчика. Совпадает ли его взгляд на самозванца со взглядом самого Пушкина? Думаю, во многом, да. Пушкин стремился показать нам Пугачева как противоречивую личность, и Гринев увидел его именно таким.
    Впервые Петр встречается с самозванцем, еще не зная, кто это такой. По дороге в Белогорскую крепость, куда молодого героя отправили служить, Гринева настигает буран. Повозка сбилась с дороги, и пассажирам грозила опасность замерзнуть в пути. Но тут, совершенно неожиданно, прямо из снежной бури, появился человек, пообещавший вывести героев из бурана.
    Гринев подчеркивает, что, в первую очередь, в проводнике его поразила «сметливость» и «тонкость чутья». Чуть позже рассказчик сумел полностью рассмотреть этого «мужика»: «…он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
    Лишь позже, когда казацкие войска захватили Белогорскую крепость, Гринев узнал, что их проводник и есть тот самый, страшный и жестокий, Пугачев. И этот человек вел себя именно так. Он безжалостно казнил защитников крепости во главе с ее комендантом. Не жалел Пугачев ни женщин, ни подростков – велел убивать всех, кто отказывался служить ему. Такая же участь ожидала бы и Гринева, но, по счастливой случайности, Пугачев узнал Савельича. Самозванец вспомнил заячий тулуп, который Гринев подарил своему проводнику в знак благодарности.
    Таким образом, уже с этого момента в характере Пугачева начинает проявляться противоречивость.
    Далее мы наблюдаем развитие этого образа в повести. В кругу своих старшин самозванец ведет себя очень демократично, на равных со всеми. Может быть, от того, что понимает, что идет вместе со своими товарищами на верную гибель, к виселице? Народная казацкая песня, которую все казаки поют за столом, подтверждает это:
    Я за то тебя, детинушка, пожалую
    Середи поля хоромами высокими,
    Что двумя ли столбами с перекладиной.
    Да и все казаки отлично знают, что их ждет впереди. Почему же тогда они продолжают бессмысленное восстание? На этот вопрос отвечает сам Пугачев, рассказывая Гриневу свою любимую калмыцкую сказку. Для самозванца бунт и все, что с ним связано, – это все равно, что для орла напиться свежей крови. Выражаясь образно, он предпочитает жить полной жизнью, свободно и смело, пусть и недолго. И презирает тех, кто питается падалью, то есть живет, как раб.
    По мере развития действия романа усиливается впечатление о противоречивости натуры Пугачева. Так, он по-своему справедлив и милосерден – спасает Машу из плена Швабрина и наказывает злодея; отпускает Гринева, хотя тот не присягает ему на верность и говорит все, что думает о нем, в лицо. В то же время, мы видим, что Пугачев самодоволен и самоуверен, любит похвастаться, даже строит «наполеоновские планы» – по поводу взятия Москвы.
    Можно подумать, что этот безграмотный человек просто не может объективно оценить своих возможностей. Однако слова самозванца убеждают нас в обратном: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
    Мы видим, что Пугачев прекрасно понимает свое положение, ведь он умен, сметлив, хитер, очень свободолюбив. Его жизненная позиция спорна – свобода ценою огромного количества крови. Гринев, например, не разделяет ее. Как и Пушкин, который смотрит на русский бунт еще более непримиримо – он считает его «бессмысленным и беспощадным».
    По мнению писателя, русский человек обладает мощной и широкой натурой, которую часто бесцельно разбрасывает на ненужные, а подчас, жестокие дела. Кроме того, русский характер фанатичен, поэтому не умеет вовремя остановиться и способен натворить кучу бед. Образ Пугачева – наглядный пример, воплощение такого типично русского характера. Пушкин восхищается им и одновременно ужасается ему, но видит в этом образе закономерности, которые много объясняют в русском характере и в русской истории.
    Беру!

  6. Honey Ответить

    План
    1. История в творчестве А.С. Пушкина.
    2. Рассказчик в повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?
    3. Портретная характеристика Пугачева.
    4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
    5. Пугачев и народ.
    6. Взгляды Пушкина на восстание.
    Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.
    В главе «Пугачевщина» Пугачев — беглый казак и злодей, «самозванец», по определению властей; в главе «Приступ» Пугачев — предводитель народного восстания. Автором отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди…»
    Вот Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома. Он вошел в роль государя, который волен казнить или миловать. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: «Унять старую ведьму!» Здесь же отмечается и великодушие Пугачева: он помиловал Петра Гринева, вспомнив заячий тулуп и стакан вина: «Долг платежом красен».

  7. ДушаПоэта Ответить

    Пушкин показывает Пугачева в своем произведении довольно противоречивой личностью. С одной стороны – это безжалостный бунтарь. Он не щадит никого, жестоко и без мук совести расправляется с неугодными. Но с другой стороны все это он делает исходя из чувства справедливости. В моменты, когда это необходимо, Пугачев проявляет доброту и великодушие. Он смог покорить народ, повести за собой крестьян, вселить в них веру и надежду. Он мудр и проницателен. Он здраво расценивает свои силы и способен трезво оценивать ситуацию в любой обстановке. Во многом Емельян понимает всю неизбежность именно такого исхода своего бунта. Это делает его отчасти загнанным в угол. Но он справляется со своим состоянием, не дает волю эмоциям.
    Только сильный человек может повести за собой толпу. Пугачев смог захватить внимание и любовь народа. Он знал, когда нужно быть настоящим, а когда играть на публику. Иногда он играл роль царя в угоду народу, который действительно верил в это. Но на самом деле Пугачев – тонкий психолог, который на интуитивном уровне знает, как воздействовать на народ. Он вовлекается в игру, раздавая своим приближенным громкие титулы. Но в разговоре с Гриневым он признается, что он самозванец, сравнивает себя с жестоким и безжалостным Гришкой Отрепьевым, предводителем банды разбойников-головорезов.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *