Ребенок зеркало семьи как в капле воды отражается солнце сочинение?

9 ответов на вопрос “Ребенок зеркало семьи как в капле воды отражается солнце сочинение?”

  1. ЮрийШи Ответить

    Хохлачёва Анжела Сергеевна
    Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании
    Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
    так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
    В. А. Сухомлинский
    Семья, по мнению Сухомлинского – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
    «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
    Все мысли В. А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.
    Основной метод, по мнению Сухомлинского В. А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».
    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
    В книге В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.
    Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
    В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.
    Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т. п.
    Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу, ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.
    В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т. п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:
    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.
    Наши дети – это наша старость.
    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
    А. С. Макаренко
    Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
    А. С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.
    Определяя семью как воспитательный коллектив, А. С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А. С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А. С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.
    Семья – это естественный коллектив, утверждал А. С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А. С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.
    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.
    В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.
    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
    Таким образом, процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие / А. С. Макаренко – М.: Педагогика, 1981. 300с.
    2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

  2. lebedev1174 Ответить

    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.
    Наши дети – это наша старость.
    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
    Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
    А.С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.
    Определяя семью как воспитательный коллектив, А.С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А.С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А.С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.
    Семья – это естественный коллектив, утверждал А.С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А.С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.
    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.
    В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.
    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
    Таким образом, процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
    1. Макаренко, А.С. Книга для родителей: Учебное пособие / А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1981. 300с.
    2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в.
    Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в.
    Согласно позиции ЮНЕСКО Макаренко отнесен к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления ХХ века. Антон Семенович в “Книге для родителе” пишет: “Воспитывая детей.
    А.С.Макаренко о коллективе. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразова.
    «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе, это хорошее почти невозможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется.
    в материале дается сравнение понятий “Интеграция” и “Инклюзия”, рассматриваются принципы построения инклюзивного образования, дано описание формирования взаимодействия специалистов в.
    В данном материале содержится программа и отчет кружковой работы по нетрадиционной технике рисования “Природа и художник” группы “Светлячки” за 3 года.
    “Эмоции положительные и отрицательные”. Размышления учителя на тему: “Помощники учителя – улыбка и доброта” Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека.
    (В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”)
    Современная школа. Школа будущего. Все чаще и чаще мы слышим и видим эти слова в газетах и журналах. В самом деле – какая она, эта школа? Об этом надо спросить у детей, которые будут учиться в школах будущего. Вы можете мне возразить: учитель – самый первый человек в школе. Но настоящие ее хозяева – ученики. Школа должна принадлежать детям.
    В своей, уже очень многолетней, практике я часто веду с ребятами разговор о школе, в которую ни ходили бы с радостью, из которой бы не спешили возвращаться домой. С каждым годом все смелее они высказывают свое мнение о такой школе. Дети хотят ее видеть современной, хорошо оснащенной. С первого класса мечтают о компьютерах. Они видят при школах бассейны, оборудованные спортивные площадки, обсерватории, зимние сады, зоопарки. Фантазии детей заходят очень далеко.
    Что думают дети об учителе? Самое главное, что ученики начальных классов не представляют школу без учителей, это радует. В век компьютеров и всевозможной техники человеческое общение не потеряло своей ценности. Значит, мы не отпугиваем маленьких детей от школы. По словам детей учитель должен быть добрым. Это они ставят на самое первое место. Доброты больше всего не хватает детям. Дети хотят, чтобы педагог был чутким и внимательным, понимающим их с полуслова, с полувзгляда, хотят видеть учителя своим другом и помощником. Больше всего не нравится им, когда ставят двойки и наказывают.
    При этом сам факт наказания ребята не отрицают, но как сказал мне один ученик :”Вы не унижете наше человеческое достоинство”. Воспитывая и обучая, не унижать, не “вешать ярлыков”, дать возможность понять, что самое главное в человеке его человеческие качества: доброта, внимание к окружающим, чуткость.
    Будь Человеком! Главная цель жизни любого, и главная цель нашей работы.
    Множество методических пособий, книг, статей на тему планирования уроков, контрольных работ, выставления отметок, но как мало написано об ученике, не как объекте обучения, а как о Человеке. С первого класса я напоминаю детям, что у них есть выбор:
    я учу детей, а они получают от меня знания, или
    дети сами работают, учатся получать знания, а я им в этом помогаю.
    Конечно, ребята выбирают второй вариант. Это предложение уже дает возможность почувствовать себя взрослым человеком, которого не принуждают что-либо делать, а дают право выбора. Но для успешного выполнения такого способа общения, требуется менять взгляды на общение с детьми, не диктаторство, а сотрудничество. И здесь на первый план выходит умение общаться со взрослыми и друг с другом.
    Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. В последнее время виды общения сильно изменились, особенно между взрослыми и детьми. Куда-то исчезает теплый, доверительный тон, доброжелательность сменятся раздражением. Все чаще наблюдается неумение подростка вести себя с незнакомыми людьми, а это приводит к психологическому напряжению. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает человека (ребенка) неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Исчезает обаяние личности, располагающее к общению.
    Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение выслушивать ребенка, так как он тоже имеет свое мнение. Если ребенок не прав, взрослый должен убедить его, используя вечные нравственные критерии: доброту, ласку, любовь. В случае своей неправоты взрослый обязан признать ее и даже извиниться перед ребенком. Детей необходимо учить думать, размышлять, высказывать и отстаивать свое мнение. Но и к чужому мнению надо уметь прислушиваться. Взрослому ни в коем случае нельзя подчеркивать свое превосходство перед детьми: он обязан вместе с ними искать ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком общении ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое “Я”.
    К сожалению, дети, приученные не думать, а слепо подчиняться решению взрослых, боятся или просто не умеют высказывать свое мнение, а тем более отстаивать свою точку зрения. На моих уроках часто звучат вопросы “А что ты думаешь? Как ты считаешь? Согласен или нет с мнением других?” Поначалу дети теряются от такого обращения. Проходит определенное время, прежде, чем они начинают понимать, что им не грозят ни замечания, и “двойки” за высказанную точку зрения. И теперь на уроках у нас можно услышать замечательные, на мой взгляд, слова “ я думаю иначе, можно сделать по-другому и т.п.”
    Я долгие годы пытаюсь вывести для себя формулу работы “Доброта – Улыбка – Доброта” (Д-У-Д) или “Улыбка – Доброта – Улыбка” (У-Д-У), но пока не решила для себя, что от чего зависит, настолько это взаимосвязанные проявления человеческих отношений.
    Слова из детской песенки “От улыбки станет мир добрей” могут служить эпиграфом в жизни.
    Отметки в школах не отменены, им не придумана замена и определять уровень и качество выполнения работы мы можем только с помощью этих цифр. Но в общении людей можно еще как-то оценивать настроение, психологический климат, творческий настрой на работу, свое отношение к происходящему или к выполненной работе. Мы с ребятами выбрали способ, с помощью которого можно, не произнося ни одного слова, показать свое настроение или отношение к чему-либо. Всевозможное изображение улыбок, лиц, которые появляются на обложке тетради, в самой работе, в дневнике, на доске, классном стенде, на входной двери. Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками. Хорошо написали контрольную работу, за которую получили традиционные отметки, на доске огромная улыбка – я радуюсь вместе со всеми;, вышел после долгой болезни ребенок, а мы встречаем его большой улыбкой на входной двери, и даже в дневнике, который обычно пестрит грозными красными надписями, у нас появляются смешные рожицы с улыбкой, которые я называю своими портретами – не получается пока получить “пятерку”, нет хороших отметок. Но я могу показать родителям в такой забавной форме свое отношение к делам ребенка – все будет хорошо, он молодец. К большому сожалению, трудно переучивать родителей, которые иной раз спрашивают, почему я не пишу в дневниках замечания. А мы с ребятами учимся улыбаться. Свое отношение к важности обычной улыбки я пересмотрела после получения поздравительной открытки от одного ученика “Вы такая замечательная и красивая даже, когда ругаетесь, а когда улыбаетесь – Вы еще красивее”. Было о чем задуматься.
    К родительскому собранию я попросила детей нарисовать смайлики – с каким лицом родители встречают их из школы, проверяют уроки и т.д. Посмотрите на себя и задумайтесь, но сначала улыбнитесь
    В подтверждение правильности моих взглядов цитата из замечательной, оброй книги Ш.А.Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”:
    “Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  3. axis.bhp Ответить

    Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросе воспитания детей  собственным примером.
    Задачи:
    1.Расширить представления родителей о значимости их примера в семье.
    2.Организовать взаимообмен родителей знаниями о способах семейного воспитания.
    3. побуждать родителей к размышлению о роли собственного примера в воспитании ребёнка.
    Ход собрания:
    Звучит фоновая мелодия Brandenburg Concerto No. 3 in G Major, И.С. Бах
    Здравствуйте уважаемые родители. Благодарим вас за то, что вы откликнулись на приглашение посетить родительское собрание. Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра небольшого видеоролика.
    Просмотр  видеоролика «Дети – зеркало родителей»
    Итак, уважаемые родители, кто же такие наши дети для нас?
    Конечно, знаменитый педагог Василий Сухомлинский однажды сказал: «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» И действительно – он копирует всё без исключения: нашу мимику, жесты, слова и эмоции. Делает это на подсознательном уровне, потому что стремится быть похожим на нас.
    О чём же мы с вами сегодня будем говорить?
    Верно о воспитании наших детей.  Причиной выбора данной темы послужило проведённое недавно анкетирование. Его результаты свидетельствуют о вашем индивидуальном стиле семейного воспитания.
    Сегодня мы с вами собрались, чтобы поделиться своими эффективными приёмами воспитания детей друг с другом. А чтобы сделать это интересным и продуктивным мы с вами поиграем.
    Игра называется «Острое блюдо»
    Сейчас под музыку вы будете передавать эту  тарелочку друг другу.  Когда музыка прекратиться, тарелка останавливается. Тот, у кого она оказалась в руках берёт из неё записку – острое блюдо, читает вслух и предлагает возможное решение. Итак, все готовы?
    Звучит музыка Моцарт Соната №16 до мажор, тарелка передаётся из рук в руки. Как только музыка останавливается родитель достаёт записку и читает вслух. Затем предлагает способ решения.
    – У вас очень интересный способ. (необычный, демократичный, и т.д.) Может быть, у кого-то ещё есть предложения, как решить эту ситуацию?
    Ребенок капризничает (не болеет), отказывается есть то, что обычно всегда ел. Что вы будете делать?
    Ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Что делать?
    Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать.  Что вы сделаете?
    Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти в магазин, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время».  Как быть?
    Если ваш ребёнок берёт фамильное кухонное полотенце и начинает вытирать им стол после ужина, то что вы делаете?
    Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал.
    Замечательно. Сейчас мы с вами познакомили друг друга с приёмами эффективного воспитательного воздействия с помощью определённых приёмов. Однако сегодня детей очень сложно воспитывать  из-за огромного влияния окружающей среды.  Но как раньше, так и сегодня самое большое воздействие  на детей имеет личный пример родителей, который дети как зеркало отображают в своих словах и поступках.
    Сегодня для вас некоторые родители приготовили интересные выступления. Сейчас я передаю слово ФИО ( родительницы).
    – Здравствуйте, я ФИО, мама Андрея. Я работаю учителем истории в средней школе. Тема сегодняшней встрече близка и к моей профессии не только с позиции  педагога, но и в свете исторических фактов.  В истории существует много фактов, о влиянии семьи и примера родителей на развитие и воспитание ребёнка. Я приведу только один, так как время не позволяет. Приблизительно до XIX века родители совсем не играли и никак не развивали своих детей. В это время принято было считать, что ребенок еще не является полноценной личностью. Поэтому играть с ним — лишняя трата времени. Но интересно заметить, что  именно с XIX века, когда вплотную серьёзно занялись развитием и воспитанием ребёнка, в мире начались огромные прогрессы, которые и породили наш современный комфорт и успех с технической точки зрения.  Сегодня же родители непреднамеренно упускают возможность пообщаться со своим ребёнком и развивать его, предпочитая «сидеть в контакте». Я бы очень хотела, чтобы мы были хорошими родителями сегодня, которые не будут плохим материалом для социологии и истории. Спасибо за внимание.
    Хлопают
    – Добрый вечер. Я ФИО, мама Ани. Я работаю терапевтом  и бываю в курсе всех медицинских событий. И вот совсем недавно учёные под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева выявили, что с помощью слов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Учёные  изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Интересно то, что отрицательный эффект не зависит от силы слова, они произносились то громко, то шёпотом. Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Также в течении 20 лет видный учёный И.Б.Белявский доказал, что сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства. Этот факт нам как родителям крайне необходим, так как именно мы в ответе за психическое и физиологическое здоровье наших детей.  Спасибо за внимание.
    Хлопают
    В нашем  родительском доме храниться много разнообразных предметов. У каждого есть своё назначение, также как и у наших слов и поступков. Сейчас мы поиграем с вами в семейный сундучок и попробуем взглянуть на окружающие нас предметы  воспитательными глазами. Игра называется «Семейный  сундучок».
    Сейчас мы также как тарелку пустим по кругу этот чудесный сундучок, каждый из вас станет брать изображение какого-то предмета или предмет и называть его воспитательную ценность, то есть как его можно использовать в воспитании и можно ли? Итак, приступим.
    Педагог руководит игрой и спрашивает мнение всех присутствующих. . Звучит мелодия Бах Прелюдия до мажор
    В сундуке находится:
    Фантик от конфеты
    Кисточка
    Ножницы
    Фотография
    Комнатный цветок
    Телефон
    Водопроводный кран
    На самом деле нас окружает ещё большее количество вещей, которые хотя и не смогли все поместиться в сундучок и отведённое нами время, но обретают в наших руках определённую значимость для детей.
    Уважаемые родители, сегодня я принесла вам неразгаданные послания. Вам необходимо разделиться на команды, чтобы всем хватило. Посмотрите внимательно, как можно разгадать этот таинственный шифр?
    Верно, с помощью зеркала. Возьмите зеркала. (раздаёт зеркала по количеству участников)
    Игра по подгруппам:
    Отражение зеркала: перевести текст – высказывание и прочитать его вслух.
    Скрытое в отце проявляется в сыне, и часто в сыне я нахожу ответы на загадки отца.     Ницше Фридрих
    Всегда помните, что дети любят слушать разговоры взрослых,- и будьте начеку.     Д. Карнеги
    Также как вы смогли прочитать высказывания, поднеся к ним зеркало, так и окружающие люди читают наши часто скрытые от других моменты в детях.
    Один педагог сказал: «Чтобы воспитательная работа имела положительное развитие в ребёнке, взрослым необходимо каждый свой поступок и слово «прикреплять» к локомотиву Цели» (по ходу рассказывания  педагог показывает на изображение вагончиков «Слово» и «Дело» и локомотив «Цель».) Ведущим является не материальный результат, но скрытая в основе воспитательная цель.
    А теперь мы раздадим вам маленькие подарочки на память от наших детей –«Зеркало семьи»
    Оно необычное присмотритесь в него и увидите себя.
    Раздаёт поимённо выполненные зеркала.
    В заключение нашей сегодняшний встречи, пожалуйста, выразите своё отношение к проведённому собранию вписав одно слово в карточку.
    Заполнение карточек-мнений о прошедшем собрании.
    Ещё раз благодарим вас уважаемые родители за ваше активное участие в воспитании наших детей, однако практика ещё впереди: она ждёт вас дома. А чтобы не забыть сегодняшний наш разговор, предлагаем вам взять с собой на память эти буклеты.
    Раздача буклетов «Ребёнок – зеркало семьи». Звучит мелодия Brandenburg Concerto No. 3 in G Major, И.С. Бах

  4. iamKEA Ответить

    Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
    так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
    В.А. Сухомлинский
    Семья, по мнению Сухомлинского – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
    «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
    Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.
    Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание  взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».
    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
    В книге В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.
    Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
    В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.
    Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.
    Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.
    В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:
    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.
    Наши дети – это наша старость.
    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
    А.С. Макаренко
    Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.     Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
    А.С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.
    Определяя семью как воспитательный коллектив, А.С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А.С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А.С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.
    Семья – это естественный коллектив, утверждал А.С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А.С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.
    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.
    В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.
    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
    Таким образом, процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Макаренко, А.С. Книга для родителей: Учебное пособие / А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1981. 300с.
    2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

  5. gen758 Ответить

    Моменты истины ценнее самого дорогого подарка. Особенно это чувствуют те, кто получил от жизни все, о чем только мечтал, но при этом не стал по настоящему счастлив. И встретив людей, идущих путем Знания, почувствовал силу этого движения, его мощь и глубину.
    Из рассказов участников фестиваля: «Одна моя подруга совсем недавно начала интересоваться лекциями мастеров проекта «Психология Третьего Тысячелетия». Она смотрела видео запись с закрытия 6-го фестиваля, который проходил в Ялте, и поделилась своим впечатлением со мной. «Когда я увидела детей на сцене, я заплакала, – сказала она, – где-то смеялась, где-то прослезилась, но мне все очень понравилось и я хочу поехать на этот фестиваль!» Я ловила ее эмоции и сама плакала от радости, потому что очень хочу, чтобы она стала участником этого незабываемого мероприятия. Я понимаю, как важно ей, матери двоих замечательных детей, которая ищет счастье, гармонию во взаимоотношениях с мужем, с детьми, ищет Истину в конце концов, как важно ей и ее подрастающим детям ощутить и прожить другую реальность, где все настоящее и все пронизано любовью, заботой, добротой, взаимопониманием и поддержкой».
    Мы часто даже не догадываемся о проявленном существовании того мира, который живет в глубине нашего сердца – мира любви и света. Это настоящее счастье – узнать, что такой мир есть и есть люди, которые живут по законам Вселенной, по законам совести. Как важно не упустить шанс познать и осознать свое предназначение и как важно понять необходимость такого образования, благодаря которому мы принесем благо не только себе, обществу, но и своим детям, которые будут продолжать этот путь в Школе Жизни. Дети как барометры, они четко реагируют на внутренний мир родителей, отражая его своим поведением. Отрицательный пример такого поведения можно увидеть в семьях, где еще не поселилось знание о законах счастливой жизни. Задача нашего проекта – сделать счастливыми как можно больше людей, показать людям жизнь на уровне души, где нет места эгоизму. Природа души – это бескорыстие.

  6. acella Ответить


    Очень мне запомнилось первое родительское собрание в школе у старшего сына. У классной руководительницы был не только возраст почтенный, но и большой педагогический опыт. Все родители сидели притихшие, как будто сами учились у неё. Да, есть вот такие люди, которые с первой минуты знакомства вызывают к себе уважение.
    К тому же все мы были несколько удивлены тем, что за два месяца к нам никто не приходил домой познакомиться, тогда как в других классах классные руководители приходили к своим ученикам и проверяли, как устроен быт семьи и есть ли всё необходимое для нормальной учёбы у ребёнка. Конечно, ждали и мы…
    Наша классная с этого и начала родительское собрание: “…И не ждите – я не приду. Почему? Потому что мне и так всё видно и понятно: из какой семьи ребёнок, в какой среде он воспитывается. Если у вашего ребёнка костюмчик новенький и портфель импортный, то, значит, и дома у него не хуже. А вот если этот аккуратный мальчик матерится, обзывает друзей и не уважает взрослых, то у меня вопросы есть к родителям. Потому что ваши личные качества и личные отношения в семье целиком и полностью проецируются на ваших детей. И мне абсолютно ясно кем воспитывается ребёнок, если он в семь лет умеет лгать, не моргнув и глазом, обзывает учителя за плохую оценку, может украсть у соседа ручку и сказать, что тот её потерял… На своём веку я много повидала умненьких негодяев, интеллигентных подлецов, ленивых, эгоистичных и стервозных дам…”
    Мы сидели все ошарашенные тем, что никак не ожидали услышать… В общем-то класс у нас был неплохой, все дети из порядочных семей (как сейчас говорят), успеваемость была тоже вполне похвальной, и на собрание мы пришли как на праздник, ожидая услышать позитивный отклик преподавателя…
    Но она была права. Мы все это понимали. Не хорошие отметки нас должны радовать, а хорошего Человека мы все должны воспитать. Поразило нас то, что для неё успеваемость была вторична, и это очень верно.
    И надо сказать, что мы были очень ей благодарны, т.к. она всегда прямо и честно давала характеристику ребёнку без подхалимства, заискивания или шантажа перед родителем. Когда в четвёртом классе были уже разные учителя и другой классный руководитель, то она и тогда не оставляла наш класс. И в старших классах всегда интересовалась каждым учеником, переживала, звонила… А на выпускном вечере каждого поздравила лично как учеников так и всех нас, родителей, и знала по имени-отчеству!..
    Даже и после окончания школы, она до сих пор всегда спрашивает, как сложилась жизнь её учеников, кто женился, кто родился… Вот что значит – настоящий Учитель! Она не только учеников, она и нас, их родителей, воспитывала, т.к. стоит признаться честно – воспитывать детей мы не умели, и без её мудрых советов наделали очень больших ошибок!..
    Дай Бог Тамаре Семёновне здоровья и благоденствия на многая лета и низкий поклон ей за мудрость, педагогический талант и помощь нам!©

  7. Zeddor Ответить

    Однако современные родители порой не становятся примером для подражания. На помощь должны прийти педагоги, корректно и профессионально направляющие и поддерживающие воспитательную деятельность родителей. Поэтому сегодня актуально говорить о педагогическом взаимодействии образовательной организации и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон в процессе социально-нравственного воспитания ребенка. Именно этой проблеме была посвящена педагогическая конференция, которая состоялась в школе №285. Многочисленный состав участников мероприятия – педагогические работники, родители обучающихся, научные сотрудники МИРО – свидетельствовал об актуальности и важности обсуждаемой темы.
    На конференции шел разговор об инновационном опыте работы педагогов дошкольного отделения №6 комплекса №285 в рамках деятельности базовой площадки МИРО по направлению «Социально-нравственное воспитание детей в условиях партнерства образовательной организации и семьи» (научный руководитель – зав. лабораторией МИРО Ольга Степанова). В проекте приняли участие воспитанники всех возрастных групп образовательной организации и их родители, воспитатели и специалисты (инструктор по физической культуре, педагоги-психологи, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учителя-логопеды).
    Участники базовой площадки разработали и реализовали детско-родительские проекты «Подвижные игры нашего детства», «Подвижные игры народов мира», «Национальный герой – пример здорового образа жизни», «Моя малая родина», «Мир профессий», «Дружба верная», «Музыка и движение: развитие у ребенка инициативности и выразительности».
    Для развития у детей сопереживания и чувства коллективизма, воспитания начал патриотизма, формирования уважительного отношения к родителям, представлений о семейных ценностях, знакомства с культурно-историческими традициями все специалисты образовательной организации и воспитатели в часы непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов широко использовали средства физической культуры – подвижные игры и игры-эстафеты, физические упражнения с нравственно ценным содержанием и музыкально-ритмические упражнения, упражнения в детско-родительской паре: на степ-платформах, на фитболах. В процессе конференции профессиональным опытом смогли поделиться педагоги, а родители рассказали о своих впечатлениях и представили семейный опыт по этой теме.
    Отмечая ценность народных подвижных игр и их роль для развития таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества, учитель-логопед Наталья Калинкина рассказала о том, как родители в процессе физкультурного досуга смогли самостоятельно организовать и провести подвижные игры для детей, приняли активное участие вместе с ребенком в создании семейной рукописной книги, отражая любимые игры своего детства. Мама четверых детей Евгения Назарова рассказала о подвижных играх с элементами русского фольклора и их значении в духовно-нравственном воспитании детей многодетной семьи, акцентируя внимание на том, что в последнее время свободные подвижные игры стали исчезать из детской жизни, упор делают на интеллектуальное развитие, гаджеты, навыки чтения и письма, счета. Но ведь важно растить гармоничную личность! Эмоциональная, социальная составляющие не менее важны. Не стоит также забывать и о физическом развитии. И тут подвижные игры – первые помощники. Евгения Назарова отметила: «Мне очень хочется, чтобы мои дети любили свою Родину, чувствовали себя русскими людьми. Как мне кажется, замечательный способ почувствовать дух русского народа, наши корни – приобщение детей к русскому фольклору – сказкам, музыке, народным промыслам и русским народным подвижным играм».
    Педагог дополнительного образования Марина Галатынюк рассказала о том, как современные фитнес-технологии, физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре на степ-платформах и фитболах, не только способствуют укреплению физического здоровья, но и помогают родителям построить гармоничные отношения со своим ребенком, а именно эмоционально принимать ребенка таким, какой он есть (проявлять безусловную любовь), и эмоционально его поддерживать.
    Ценность таких упражнений отметила и мама воспитанницы дошкольного отделения №6 комплекса №285 Марина Медведева: «Выполняя упражнения вместе с ребенком, я сосредоточена на нем, общаюсь с ним, ощущаю тепло рук моего ребенка, смотрю ему в глаза, и это все создает доверительные отношения между мной и дочерью, и это очень важно! Не секрет, что порой мы мало смотрим ребенку в глаза, общаясь при этом вполоборота или, того хуже, находясь в разных комнатах. А он в свою очередь ждет от нас поддержки, помощи, подсказки, внимание к себе». В конце своего выступления Марина Медведева подчеркнула, что гимнастика вдвоем с ребенком позволяет как детям, так и взрослым ощущать радость от совместного движения, это свидетельствует о том, что взрослые и дети здоровы и счастливы.
    Об эффективности реализации педагогического проекта свидетельствуют разнообразные продукты детско-родительских проектов – картотеки подвижных игр и физических упражнений, направленных на воспитание у детей социально-нравственных качеств, и физических упражнений в детско-родительской паре; мультфильм, созданный детьми и педагогами «Национальный герой – пример здорового образа жизни»; детско-родительские рукописные книги «Подвижные игры народов мира», «Подвижные игры нашего детства», «Герб семьи», «Колыбельные, пестушки, потешки»; семейная рукописная книга «Маша и Миша спешат на помощь»; книжки-малышки по валеологии на темы «Зачем чистить зубы?», «Мыло душистое…»; книга добрых дел. О некоторых из них на конференции рассказали педагоги и родители.
    Воспитатель Марина Семешина говорила о том, как родители группы кратковременного пребывания приняли активное участие в педагогическом проекте «Моя малая родина» и создали рукописную книгу «Колыбельные, пестушки, потешки», в которую вошли малые формы фольклора. Родители, используя их, поют, рассказывают и те, что им самим рассказывали и пели в детстве.
    О работе над рукописной семейной книгой под названием «Маша и Миша спешат на помощь» и значении в социально-нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста рассказала мама двоих детей Александра Витухина. Герои, которых придумали дети, занимаются спортом и спешат совершать добрые поступки: заботятся о птицах и животных, сажают деревья и собирают опавшую листву, выступают в качестве экологического десанта, волонтеров, уделяют внимание ветеранам.
    С особым интересом участники конференции посмотрели мультфильм, который создали дети старшего дошкольного возраста под чутким руководством взрослых. Дети приняли активное участие в его создании – придумывали сюжеты нравственных и безнравственных поступков, рисовали героев и озвучивали мультфильм.
    На конференции было уделено внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В выступлении педагога-психолога Анны Финк были раскрыты пути формирования адекватной жизненной перспективы таких детей в условиях образовательной организации. Видеофильм продемонстрировал то, как грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с тем или иным ограничением в здоровье помогает сформировать толерантное отношение к нему как со стороны сверстников, так и родителей.
    Педагогическую конференцию завершил видеофильм семьи Шелаевых, идея которого достаточно проста и очевидна: чтобы приобщать ребенка к здоровому образу жизни, взрослым важно не только закалять его, правильно питать, учить оптимально двигаться, соблюдать режим дня, но и самим соблюдать чистоту помыслов, жить по совести.
    По итогам конференции педагогическому сообществу было предложено продолжить реализацию проекта по проблеме, затронув вопросы преемственности со школой, консолидации усилий науки, педагогических работников ДОУ и семьи для социально-нравственного развития и воспитания детей.
    Только слаженная работа команды единомышленников – педагогов и родителей – позволит осуществить нравственное развитие и воспитание гражданина России, от которого будет зависеть возможность процветания страны и ее национальной безопасности.
    Светлана ПРИЩЕПА, доцент МГПУ;
    Тамара ШАТВЕРЯН, заместитель директора школы №285
    имени Героя Советского Союза В.А.Молодцова,
    дошкольное отделение №6

  8. k0styan3 Ответить

    Практика любого психолога богата обращениями родителей, суть которых сводится к просьбе о помощи: «Помогите, у меня проблемный ребенок!», «Мой сын стал неуправляемым, что делать?»
    А существуют ли проблемные дети? На этот вопрос есть только один ответ – нет!
    Есть лишь проблемные родители. А ребенок – лишь зеркало семьи, в котором, если присмотреться, отражается все: личностные проблемы родителей, супружеские, детско-родительские взаимоотношения, противоречия и конфликты.
    Учитывая это, надо ли говорить, что чаще всего зеркало — кривое? Вот эта кривизна и проявляется в форме неуправляемого и негативного поведения ребенка.
    Иногда эти проявления можно смягчить или устранить вовсе. Этому способствуют и положительные изменения в семейных отношениях, и работа с внутриличностными проблемами самих родителей. И то, и другое благотворно сказывается на формировании личности ребенка.
    Но, еще раз подчеркну, это, к сожалению, случается крайне редко. Почему? Да потому, что большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками. Очень часто они требуют от психолога провести работу по исправлению поведения ребенка. И чем больше работаешь с подрастающим поколением, тем больше убеждаешься, что среди них «трудных» нет, просто многие нуждаются в здоровой окружающей среде.

    Зато среди родителей «трудных случаев» больше, чем достаточно. Вот лишь некоторые примеры из всего многообразия:
    «Щедрые» родители
    «Мой ребенок ни в чём не должен испытывать недостатка!» – таков девиз и жизненный принцип этих людей. К слову, среди них не всегда попадаются действительно состоятельные люди. Чаще, наоборот, это обычные граждане со средним или даже низким достатком. Однако, именно они считают, что если их ребенок что-то захотел, то он должен это получить, вне зависимости от того, необходимо ли ему это на самом деле или нет.
    Такие родители всегда подменяют понятие любить понятием купить. Вместо того, чтобы уделять ребенку внимание, дарить ему свое общение, награждать его своей любовью, давать ему тепло и ласку, они покупают игрушку подороже (зачастую подсознательно, а то и осознанно, мотивируя это так: «чтобы подольше не подходил и не мешал отдыхать или работать»), нанимают няню или гувернантку – «попрофессиональней», (обязательно, чтобы с высшим педагогическим образованием:«чтобы ребенок развивался интеллектуально, был хорошо воспитан»).
    Можно еще купить репетитора, тренера, психолога и врача. И начать спокойно думать: «Теперь у ребенка все есть, и я могу, наконец то, заняться зарабатыванием денег – ведь ребенок растет, и потребности его тоже будут расти! Поэтому необходимо еще приобрести машину, квартиру, престижный институт и еще тысячу очень нужных для формирования личности ребенка вещей». И, конечно, если кто-то попытается такового родителя немного образумить, то в ответ обязательно услышит – «нельзя быть счастливым, и малоимущим». Хотя французский фильм «Игрушка» говорит, что можно…
    «Тревожные» родители
    У этих родителей любая мысль о ребенке пронизана тревогой. «Он может простудиться; у него могут быть глисты, он может ушибиться, он может испугаться и т.д.». И, что неудивительно, ребенок, словно смирившись с неизбежностью, простужается (незакаленный ребенок – плохой иммунитет), у него обнаруживают глисты (а у кого их нет в детском возрасте?), и просто постоянно пугается – темноты, докторов, животных, и т.д. ( и кто это научил его боятся, а?…) Но самым страшным (по последствиям) является страх, что ребенок что-то не сможет (завязать шнурки, самостоятельно проехать на двухколесном велосипеде, воспользоваться телефоном). А раз сам не справится, то ему необходимо помочь! И помогают, помогают, помогают… Родителям данного типа не мешало бы почитать книгу Анатолия Некрасова «Материнская любовь» и задуматься над вопросом: «От куда же пошло выражение «маменькин сынок» или «папенькина дочь?»
    «Уставшие» родители
    Эти родители устали еще до того, как ребенок у них появился. Вооружившись когда-то иллюзиями относительно семейной жизни и воспитания ребенка и столкнувшись, по их мнению, с «суровыми и трудными буднями», они разом теряют интерес и к супружеской жизни, и к воспитанию своего дитяти. Ключевыми фразами таких родителей становятся – «не бегай!», «не лезь!», «не делай то», «не делай это!», «как ты мне надоел!», «я тебя сейчас накажу!». И, самая коронная фраза: «я от тебя устала (устал)!». Помните, самым страшным для ребенка, да и для взрослого человека, оказывается невнимание другого человека, а особенно человека близкого, родного. И для того, чтобы получить это внимание, ребенок готов на все. Для него жизненно необходимо, чтобы родители обращали на него внимание! И все равно, каким оно будет, негативным, в виде очередной порции ругани или еще какого-либо наказания, или позитивным. Просто пока ребенок не знает, как еще обратить внимание мамы или папы на себя.

    «Родители – перфекционисты»
    «Ты должен быть лучше всех!» – вот их девиз. Такие родители, как правило, имеет минимум два высших образования, и вечно мечтая защитить кандидатскую, работают, в лучшем случае, ассистентом какой-нибудь кафедры. При этом, ребенка они стремятся отдать в «самый-самый-престижный» детский сад: с углубленным изучением иностранного языка и геометрии Лобачевского. Что касается выбора школы, то, конечно, ради учебы именно в ней они будут преодолевать любые преграды: возить его через весь город, нанимать репетиторов, чтобы «соответствовать уровню».
    Еще бы, ведь, по их мнению, учиться необходимо только на «отлично». Да, и школьная программа должна быть самой неопробированной, и, конечно же, самой эффективной в плане создания вундеркинда. К тому же, к их недовольству, некоторые «несознательные» учителя никак не хотят проникнуться пониманием особенности их ребенка. Более того, они, как будто специально, стараются занять ученика вовсе не теми предметами, которые «важны и нужны», а совершенно ненужными и примитивными, мешающими, отнимающими время, снижающими общий показатель успеваемости: труды, технология, физкультура, музыка, ОБЖ и т.д.
    «Родители – неудачники»
    Как это ни парадоксально, эти родители, на первый взгляд, многого добились. Однако, если присмотреться повнимательней, то в их поведении можно увидеть клеймо какого-то нереализованного желания.
    Профессиональный спорт, большая сцена, подиум, персональные выставки художественных работ – все это не дает покоя амбициозным папам и мамам. Когда-то их собственная лень, немотивированность, отсутствие должной поддержки, совместно с прочими «объективными» причинами не дали этим желаниям реализоваться. Зато уж своим детям они точно «подарят или привьют» свою мечту.
    И не беда, что эта мечта сформировалась в период их уже взрослой жизни и стала больше походить на бесплодную фантазию. В итоге, перед их детьми открываются «великолепные» перспективы: не просто учиться, а работать над какой-либо наукой, видом спорта и т.д. по десять часов в сутки, забыв о никчемных игрушках, об общении со сверстниками и признав совершенно неинтересными обычные детские увлечения, хобби и забавы.
    Зато, если им удастся чудом избежать истощения нервной системы, невроза или психосоматоза, у них все-таки есть надежда реализовать наконец-таки свою мечту. Точнее, мечту своих родителей, но это уже не важно… ведь правда?!
    «Родители – спекулянты или манипуляторы»
    Ребенок для такого родителя всего лишь способ воздействия на окружающих: супруга, родителей, других родственников. «Это надо не для меня, это надо для ребенка!» – так обращается один родитель к другому. И чем более беспомощен, или соматически ослаблен ребенок, тем больше возможностей у его папы или мамы воздействовать на других членов семьи. Иногда такие родители, тем самым пытаются сохранять деструктивную семью, сплачивая всех вокруг проблемы с ребенком.
    Естественно, с рождения пребывая в окружении «родных», имеющих вышеперечисленные проблемы, вырастая в обстановке, совершенно не способствующей психологическому комфорту, наши дети пытаются защититься от подобной реальности. И вот тогда и проявляются в них либо неосознанные защитные механизмы, либо коппинг-стратегии – осознанные способы защиты от окружающей действительности, попытки рационализировать свое поведение, стремление избежать мыслей о собственных поступках, и жажда убежать от одиночества или тревоги.
    И что же делаем мы, любящие и искренние родители? А мы, сталкиваясь лицом к лицу с подобного рода поведенческими реакциями (среди которых разного рода зависимости, нежелание учиться, стремление к социальному и антисоциальному поведению и т. д, я уже не говорю о проблемах со здоровьем), громко говорим себе и окружающим «Боже, это такой проблемный ребенок»! Но никогда при этом даже не допускаем и тени сомнения «А может, просто это мы – проблемные родители?»… опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
    Виктория Негребецкая
    Фото Елена Шумилова
    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

  9. wertyhvost Ответить

    Старшая сестра Вари уже научилась вышивать и помогает маме. Варя тоже учится народной вышивке. Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Я задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребенку, как у родителей Володи. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей, – эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Об этом я думал, рассказывая родителям о том, какой представлялась мне “Школа радости”. Это был очень трудный разговор. Каждое слово, обращенное к родителям, должно учитывать все и хорошее и плохое, что есть в семьях. Когда я говорил о духе честности, правдивости, взаимного доверия, который будет царить в “Школе радости”, не давала покоя мысль о семье Коли. Но о зле и неправдивости, пронизывающих жизнь этой семьи, нельзя было говорить всем родителям: это могло оттолкнуть мать от школы, вряд ли она когда-нибудь еще пришла бы. Здесь необходимо что-то другое, а что – я долго думал над этим и не мог найти правильный ответ на этот сложный вопрос. Я нарисовал родителям перспективу воспитания детей. Сегодня ребята пришли в школу 6 – летними малышами, через 12 лет они станут зрелыми людьми, будущими отцами и матерями. Школьный коллектив будет делать все, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закаленными. Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. Дети и родители идут домой, я напоминаю: “Завтра, тридцать первого августа, начинает жить наша “Школа радости”. Что принесет мне этот день? Сегодня ребята держатся за руку матери, а завтра придут одни. У каждого свои радости. У каждого – солнечное утро, перед каждым – бесконечная жизнь. Накануне этого дня меня больше всего волновало то, чтобы школа не лишала малышей детских радостей. Наоборот, надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вместе с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый день должен обогащать разум, чувства, волю детей.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *