С какими героями изученных вами в этом году произведений?

7 ответов на вопрос “С какими героями изученных вами в этом году произведений?”

  1. Аццкий Талпайоп Ответить

    О событии Древней Руси, известном по летописному источнику, А.С. Пушкин рассказывает в «Песне о вещем Олеге».
    «Песнь о вещем Олеге»— это произведение, сюжет которого навеян обращением к материалу древнерусских летописей. Однако летописец повествует о событии очень кратко, не высказывая по этому поводу никаких суждений и эмоций. Он строго фиксирует известные ему факты. Содержание пушкинского произведения не ограничивается передачей летописного сюжета: оно включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы. «Песнь о вещем Олеге»— не просто пересказ летописного сюжета, а самостоятельное произведение, которое несет в себе глубокие мысли и поднимает историю о смерти князя от змеи, выползшей из черепа любимого коня, до общечеловеческого уровня.
    Диалог двух героев в келье Чудова монастыря происходит в одной из первых сцен драмы «Борис Годунов». Эти герои — Григорий Отрепьев, будущий самозванец Лжедмитрий I, а также монах-летописец Пимен. Именно во время разговора с Пименом у Григория зарождается мысль выдать себя за царевича Димитрия. Пимен считает, что ему Бог судил быть свидетелем стольких событий русской истории, чтобы он мог потом правдиво и беспристрастно описать их. Пимен «воевал под башнями Казани» во время царствования Ивана Грозного, «рать Литвы при Шуйском отражал», был в Угличе в тот день, когда свершилось убийство царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Но Пимен никого не осуждает. Его задача— изложить правдиво то, что он знает. Сам Григорий не может быть бесстрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает вниз; он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волненьем и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Димитрия и узнаёт, что, если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Димитрия.
    Говоря о труде «усердном, безымянном», Пимен имеет в виду написанную им летопись. Летописи не подписывались, авторства в Древней Руси не было. Считалось, что вдохновение идёт от Бога, поэтому настоящим автором является Бог. «Правдивые сказанья» создаются для потомков, чтобы они могли знать о «минувшей судьбе» родной земли, могли знать прошлое из уст очевидца далёких событий.
    «Волхвы не боятся могучих владык…»— из «Песни о вещем Олеге». «…Младая кровь играет…»— из «Бориса Годунова». Это слова летописца Пимена, обращенные к Григорию.

  2. Gardana Ответить

    Как вы объясните то внимание, которое авто­ры уделяют детству, отрочеству и юности в автобио­графических произведениях?
    Каждый человек, став взрослым, пом­нит о начале своей жизни: детстве, отро­честве, юности. Все понимают, что имен­но в это время складываются характер, взгляды, жизненная позиция человека. В эти же годы формируются и бытовые привычки, умения, манера поведения. Писатели особенно тонко чувствуют и осо­бенно точно помнят самые важные вехи давно прошедших дней своей жизни и да­же любят вспоминать их, размышлять о том, как начало жизни повлияло на все остальные годы.
    В каких произведениях вы встретили «афри­канского охотника» и человека по прозвищу Монти­гомо Ястребиный Коготь?
    Оба этих героя встретились нам в произведениях русских писателей, кото­рые и охотой в Африке никогда не зани­мались, и не бывали в прериях Северной Америки. И рассказывали они не о чуже­земцах, а о мальчишках, которые жили в России. Об охоте на слонов и о прериях эти герои знали лишь по книгам. А. Т. Аверченко рассказал об «африкан­ском охотнике», который увлекался из­вестным и сейчас Майн Ридом, а А. П. Че­хов — о гимназисте Чечевицыне, который гордо именовал себя Монтигомо Ястреби­ный Коготь.
    В рассказах вы встретились со своими ровесниками — увлеченными читателями приключенческой литературы.
    Что в рассказе о герое кажется вам самым важным: имя, портрет, суждения, поступки, отноше­ние к окружающим?
    Большинство учеников сразу же гово­рит о важности поступков. Однако, когда мы говорим о человеке, мы хотим его уви­деть, представить себе не только события, в которых он участвовал, но и его общий облик, и при этом понять причины, кото­рые вызывали его поступки. Поэтому рассказ о любом герое, как и о своем одно­класснике, мы обычно начинаем с описа­ния его внешности — портрета, одежды, манеры поведения, а вспоминая поступ­ки, думаем о причинах, по которым совер­шены те или иные действия, о взглядах героя, которые вызвали эти поступки. Каждый человек ведет непрерывный диа­лог: мы общаемся с людьми, которые нас окружают. При этом складываются те или иные отношения с этими людьми. Эти отношения часто влияют на наши взгля­ды и, в конечном счете, на поступки. По­этому при чтении мы часто невольно следим и за этой стороной повествова­ния. Так, отдавая предпочтение поступку и его описанию, мы также видим важ­ность создания общей оценки героя, кото­рая сводит воедино все стороны его изо­бражения.
    Что сильнее влияет на наше отношение к герою:
    а)  поступки героя;
    б)   суждения героя о жизни и людях;
    в)  оценки героя окружающими;
    г)  то, как героя изобразил автор;
    д)   собственные наблюдения и ваши суждения как читателя?
    Наше отношение к герою складывается из множества причин и, в конечном счете, определяется самостоятельно. Однако та­кое суждение может опираться как на случайные впечатления, так и на серьез­ные размышления над прочитанным. И если мы всерьез задумываемся над тем, что читаем, то все же на первое место ча­ще всего выносим поступки героя.
    Кто из героев-ровесников умел быть настоя­щим другом?
    Во многих книгах о ровесниках есть ге­рои, которые имели хороших друзей и умели дружить сами. Если открыть оглав­ление учебника-хрестоматии, то можно перечислить их по порядку. В «Снегуроч­ке» это Лель, в «Свече на ветру» — Лансе­лот, в балладе «Роланд-оруженосец» — юноша Роланд, в «Отрывках из журнала Маши» — сама героиня.
    Заставляет подумать о том, какой должна быть дружба, описание гимна­зических годов Тёмы (глава «Ябеда»). Рассказ Ф. А. Искандера об инсценировке сказки Пушкина очень хорошо показы­вает, как рождается настоящая дружба в процессе творчества.
    Особенно привлекают примеры друж­бы на страницах приключенческих произ­ведений: Том и Гек, Герберт и его старшие друзья, юный рассказчик и гардемарин… Каждый читатель может добавить еще множество примеров.
    С кем из героев вам было бы интересно по­спорить? О чем?
    Каждый может выбрать себе оппонента для спора и назначить тему словесного поединка. Важно, чтобы избранная тема была интересна всем окружающим. Мож­но не спорить самим, а проследить за спо­ром, который описан в произведении. Часто читатели с удивлением останавли­ваются на споре Гека Финна и Джима по поводу иностранных языков. Сначала их удивляет, как можно не понять, что такие языки существуют, а затем они затрудня­ются объяснить, почему же они возникли в таком огромном количестве.
    Но споры чаще возникают по поводу нравственных оценок поступков и сужде­ний. Так, в одном из классов возник спор о «технологии» мошеннических проде­лок, которые организовывали «незнаком­цы», спасенные Геком и Джимом, а также об  эксплуатации своих спасителей этими проходимцами.
    Спор о том, кто более удачный рассказ­чик, обычно возникает при обсуждении рассказа о «светопреставлении» («Бежин луг» И. С. Тургенева).
    Попробуйте порассуждать о том, как сюжет связан с героем или как поступок героя связан с его характером и взглядами.
    Сюжет любого художественного произ­ведения неизбежно связан с характером героя. Сюжет рассказывает о серии, це­почке взаимосвязанных событий. Сами же события во многом предопределены характером их участников. Так, трус едва ли совершит героический поступок, а ум­ный и уравновешенный человек, прежде чем совершит поступок, его взвесит, к не­му подготовится.
    Столь же неразрывные связи существу­ют и между поступком и взглядами чело­века. И подвиг, и предательство в равной мере объясняются взглядами совершив­шего их человека. Но эти связи не такие уж прямолинейные. Володя («Мальчи­ки» А. П. Чехова) совсем не хотел бежать из семьи и совершил побег под жестким давлением своего приятеля, Монтигомо Ястребиного Когтя. Но если подумать, то все же связь очевидна и тут — эту уступку более решительному товарищу он сделал благодаря своей мягкости и малодушию. Связь поступка и личных качеств ясна.
    Какой герой прочитанных произведений ка­жется вам таким ярким и интересным человеком, что вызывает желание подражать его поведению, взглядам и поступкам? Какой герой мог бы стать ва­шим закадычным другом?
    Часто восхищение ярким героем вызы­вает желание ему подражать. Но среди таких героев обычно мы встречаем личнос­ти, подражание которым не в наших си­лах. Без особой физической подготовки и специального снаряжения нельзя повто­рить подвиг Роланда или победить рыца­ря свиты Короля Артура Ланселота. Но желание подражать важно и полезно не столько тем, что оно вызывает поступок. Еще важней, что оно также порождает желание оценивать события и собствен­ные действия с тех позиций, которые нас привлекли в герое. Например, рыцари не могли совершить подлость. Очевидно, что ее также не может совершить человек, для которого они стали образцом для под­ражания.

  3. Runestalker Ответить

    Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
    5 класс
    I четверть
    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…».
    Ш. Перро «Спящая красавица».
    Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».
    А. Погорельский «Черная курица».
    Поэзия об осени.
    А. Платонов «Никита».
    Ю. Олеша «Три толстяка».
    II четверть
    Русские народные сказки.
    Былины об Илье Муромце.
    Мифы о Геракле.
    М. Лермонтов «Бородино».
    Н. Языков «Пловец».
    М. Цветаева «Генералам двенадцатого года».
    Поэзия о зиме.
    А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге».
    Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
    III четверть
    Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»).
    Р. Киплинг «Маугли».
    И. С. Тургенев «Муму».
    Поэзия о животных.
    И. А. Крылов. Басни.
    IV четверть
    Л. Н. Толстой «Детство».
    И. А. Гончаров «Сон Обломова».
    А. П. Чехов «Ванька».
    М. Твен «Приключения Тома Сойера».
    Поэзия о весне и лете.
    6 класс
    I четверть
    Поэзия о слове.
    Л. Н. Толстой «Отрочество».
    Ф. М. Достоевский «Мальчики».
    И. С. Тургенев «Бежин луг».
    А. П. Чехов «Степь».
    II четверть
    Поэзия о природе.
    Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская».
    И. А. Бунин «Антоновские яблоки».
    Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский).
    А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин».
    Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
    III четверть
    М. Рид «Всадник без головы».
    А. С. Пушкин «Дубровский».
    В. А. Жуковский. Баллады.
    И. Гете «Лесной царь».
    Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик».
    Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).
    IV четверть
    А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
    Н. В. Гоголь «Шинель».
    Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки).
    Н. С. Лесков «Левша».
    М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
    А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник».
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    7 класс
    I четверть
    Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам).
    Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения).
    А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов».
    Притча в Ветхом и Новом заветах.
    М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна».
    Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала».
    А.П. Чехов «Студент».
    II четверть
    В. Скотт «Айвенго».
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
    М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
    III четверть
    Элегическая поэзия.
    Тема Рождественской звезды в поэзии.
    Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего».
    А. П. Чехов «Человек в футляре».
    М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки).
    А. И. Солженицын «Матренин двор».
    В. Шукшин «Чудик».
    Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
    IV четверть
    А. Грин «Алые паруса».
    М. Лермонтов «Мцыри».
    А. Твардовский «Василий Теркин».
    В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева».
    А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).
    8 класс
    I четверть
    Гомер «Илиада» (отрывки).
    «Слово о полку Игореве».
    «Песнь о Роланде».
    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
    II четверть
    Н. Карамзин «Бедная Лиза».
    А. С. Пушкин «Метель».
    Н. В. Гоголь «Старосветские помещики».
    А. П. Чехов «Ионыч».
    III четверть
    Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов).
    Античная трагедия. Софокл. «Антигона».
    В. Шекспир «Ромео и Джульетта».
    П. Корнель «Сид».
    IV четверть
    Д. Фонвизин «Недоросль».
    Н. В. Гоголь «Ревизор».
    9 класс
    I четверть
    А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика.
    М. Ломоносов. Оды.
    Г. Державин. Ода «Бог». Лирика.
    К. Батюшков. Лирика.
    В. А. Жуковский. Лирика.
    II четверть
    А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы».
    А. С. Грибоедов «Горе от ума».
    III четверть
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
    А. С. Пушкин. Философская лирика.
    М. Ю. Лермонтов. Лирика.
    IV четверть
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
    А. С. Пушкин «Пиковая дама».
    Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет».
    Ф. М. Достоевский «Двойник».
    10 класс
    I полугодие
    Н. В. Гоголь. «Мертвые души».
    А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес».
    И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети».
    И. А. Гончаров «Обломов».
    Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
    Ф. И. Тютчев. Лирика.
    II полугодие
    Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир».
    А. А. Фет. Лирика.
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.
    11 класс
    I полугодие
    А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия.
    И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».
    А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
    М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».
    Поэзия серебряного века. Обзор.
    А. А. Блок. Лирика.
    А. А. Ахматова. Лирика.
    О. Э. Мандельштам. Лирика.
    II полугодие
    В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах».
    А. Блок «Двенадцать».
    М. Булгаков «Белая гвардия».
    И. Бабель «Конармия».
    А. Фадеев «Разгром».
    М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор).
    С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина».
    М. Булгаков «Собачье сердце».
    Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор).
    А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
    В. Шаламов «Колымские рассказы».
    А. Ахматова «Реквием».
    М. Шолохов «Судьба человека».
    Современная литература о Великой Отечественной войне.
    И. Бродский. Лирика.
    Современная литература.

  4. Rageworker Ответить

    КРУГОМ ЛЮДИ

    Она  дремлет  в  электричке,  лёжа  на  лавке  и  подложив  руку  под  голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» –  садится  и,  увидев,  что  за  окном –  дождь,  огорчённо,  с  сердитой озабоченностью восклицает:
    – Вот враг!.. Ну надо же!
    – Грибной дождик – чем он вам помешал?
    Она  смотрит  недоумённо  и,  сообразив,  что  перед  ней –  горожане, поясняет:
    –  Для  хлебов  он  теперь  не  нужон.  Совсем  не  нужон. –  И  с  мягкой укоризной, весело:
    – Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..
    Невысокая,  загорелая,  морщинистая.  Старенькая-старенькая –  лет восьмидесяти,  но  ещё  довольно живая. И  руки  заскорузлые,  крепкие.  Во  рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.
    Поправляет  платок  и,  приветливо  улыбаясь,  охотно  разговаривает  и рассказывает о себе.
    Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.
    Ездила  в  Москву  насчет «пензии»,  причём,  как  выясняется,  и  туда  и обратно – без билета.
    И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…
    –  Как  же  так,  без  билета?  И  не  ссадили?.. –  удивляются  вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?
    – Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже  ведь  люди.  Кругом  люди!.. –  убеждённо  и  радостно  сообщает  она  и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…
    В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…
    Проехать  без  билета  и  без  денег  половину  России,  более  пяти  тысяч километров,  и  точно  так  же  возвращаться –  уму  непостижимо.  Но  ей  верят.
    Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся  приветливостью,  и  столь  чистосердечна –  вся  наружу, –  ей  просто нельзя не верить.
    Кто-то  из  пассажиров  угостил  её  пирожком,  она  взяла,  с  достоинством поблагодарив,  и  охотно  сосёт  и  жамкает,  легонько  жамкает  своими  двумя зубами.
    Меж  тем  за  окном  после  дождя  проглянуло  солнышко  и  сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
    И,  оставив  пирожок,  она,  радостная,  сияющая, щуря  блёклые  старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
    – Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…
    (1963)

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *