С какими трудностями сталкиваются в жизни подростки с низкой самооценкой?

6 ответов на вопрос “С какими трудностями сталкиваются в жизни подростки с низкой самооценкой?”

  1. sos.89@bk.ru Ответить

    Низкая самооценка очень сильно осложняет жизнь подросткам.
    Перечислим возможные трудности:
    плохая успеваемость в школе. А если не плохая, то намного ниже,чем подросток мог бы учиться. (Мне всегда ставят тройки, и чтобы я ни делал, все равно поставят тройку). Это проблема в отношениях со взрослыми.
    отношения с одноклассниками не складываются на равных, потому что подросток считает себя ниже других. В результате не возникает дружеских и даже партнерских или просто приятельских отношений.
    подростку с низкой самооценкой очень легко недооценить свой талант (в рисовании, музыке, в спорте или в чем-то еще)
    в подростковом возрасте начинают формироваться отношения с противоположным полом и закладываются их основы для развития во взрослой жизни. И построить равные отношения с мальчиком или девочкой на взаимной симпатии подростку с низкой самооценкой трудно.
    Подростку будет очень сложно самому поднять свою самооценку и поверить в свои возможности и в свои силы. Одному идти вперед, когда окружающие в лучшем случае равнодушно смотрят, а в худшем случае – осложняют жизнь, очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходима помощь хотя бы родителей. Чтобы они поддержали его таланты, создали условия для общения с друзьями, отмечали и хвалили успехи (даже скромные). Или это грамотный педагог поддержит ученика (может не в школе, а в кружке или секции). Или настоящий друг.
    Если все же придется самому повышать свою самооценку, то может (хоть и не всегда) помочь переход в другую школу. Смена круга общения, смена учителей иногда с такими подростками творят чудеса.
    Ну и главная рекомендация – хорошая самооценка – это результат веры в себя, в свои силы. Подросток уже чувствует, что его проблемы все меньше решают окружающие люди и все больше решает он сам. И когда он понимает, что все, что с ним происходит, все в большей степени зависит от его усилий и поведения, он начинает уже осознанно учиться, осознанно развивать талант и строить отношения с людьми (взрослыми и ровесниками) не как получится, а именно осознанно. Это и есть взросление и становление характера и личности.

  2. ZeronFeed Ответить


    Самооценка это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми. От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.). Выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.
    Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность. Причины возникновения такой самооценки связанны, с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое – то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне. У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же на самооценку взрослого могут оказывать влияние личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).
    Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими – то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.
    Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.
    Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.
    Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.
    Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.
    Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной) И я согласен с Т. Лири: Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире“.
    Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.
    Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.
    Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.
    Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды. В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.
    Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя). В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.
    Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.
    Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.
    Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.
    Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая – то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.
    Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:
    1.Тренируем умение принимать себя
    Делим лист формата А4 на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия. В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе. Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть. Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли? Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?
    2. Мои качества
    Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества
    которые мешают вам в достижение цели.
    Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей? Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез: «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»
    Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!
    3. «Ценности и самооценка»
    Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни. Например, для меня ценно, заботиться о близких и я реализую это на 80%. А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать. Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20% входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что – то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.

  3. LMichael Ответить

    О признаках по которым Вы можете узнать о неуверенности в себе вашего ребенка, Вы можете прочитать в предыдущей статье https://www.b17.ru/blog/teenagerincrisis/
    В этой, описано, что важно предпринять, для улучшения его самооценки.
    Согласитесь, чтобы правильно бороться с низкой самооценкой у подростка, необходимо знать причины, которые могли спровоцировать ее появление. Как говорится: «Профилактика, – лучшее лечение»
    Оценка личности ребёнка может снижаться под воздействием таких факторов:
    постоянная критика со стороны родителей;
    низкий авторитет ребёнка в среде друзей и сверстников;
    плохая успеваемость в школе и негативное отношение учителей и родителей к этому;
    личностные особенности подростка, мешающие ему адаптироваться в социуме;
    внешний вид ребёнка, его физиологические факторы (лишний вес, ношение очков, неопрятность)
    Как помочь подростку повысить самовосприятие?
    Итак, если вы заметили у своего ребенка склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно.
    Важно понимать, что влияние родителей на оценку личности ребёнка огромно!
    Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он принимает это как собственную оценку себя, нередко становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым.
    И наоборот, когда родители поддерживают подростка, внимательны к нему, стараются понять его трудности, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.
    В переходном возрасте на оценку личности ребёнка оказывают определённое влияние его друзья и сверстники. Важно это учитывать и обсуждать с ребенком возникающие у него вопросы и сомнения, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.
    Трудно говорить об общих рекомендациях, когда кризис самооценки уже существует, важно разбираться индивидуально, В ЕГО ПРИЧИНАХ И СПОСОБАХ КОРРЕКЦИИ. Для этого может понадобиться и анализ отношений в семье, участие родителей в процессе психотерапии, так и индивидуальная работа с подростком.


    Можно следовать рекомендациям и наблюдать, достаточный эффект они приносят или все таки обратиться за профессиональной помощью:
    не критиковать внешность ребёнка, скорее поддерживать в том, что не только по внешности выбирают друзей и любимых, но, при необходимости, постараться помочь ему в решении проблем с внешностью. (Например, при лишнем весе, продумать совместно занятия спортом, нормализацию питания, варианты которые помогают получать удовольствия не только через еду; при появлении у ребёнка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей и т.п.)
    уважать и прислушиваться к мнению ребёнка, стараться разговаривать с ним на равных;
    стараться замечать любые достижения и хвалить за них;
    не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример, важно, давать ему понять, что у каждого свой путь и свои ресурсы для развития ;
    помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его способности и таланты;
    принимать его «нет», обсуждать доводы и уметь гибко реагировать на его взгляды;
    Когда ребенок привык к уважению своих взглядов в семье, то будет ожидать и уважения в обществе. Это поможет ему закрепить своё положение в социуме.
    Пробуете помочь своему ребенку-подроску, но не получается?
    Приходите, будем разбираться в этом вопросе вместе!
    Психолог, психотерапевт, Светлана Коротина,
    Эл. почта: [email protected] ;
    Сайт: https://psiholog.club
    Моб. тел.: +7(916)16-55-604 (WhatsApp и Viber)

  4. dmitri154 Ответить

    У меня низкая самооценка… Помогите! Очень знакомый запрос в психологическом консультировании. В данной статье мы сделаем попытку обозначить спектр проблем человека, имеющего низкую самооценку и определить возможности выхода из сложившейся ситуации . Итак, с какими трудностями сталкивается в жизни человек с низкой самооценкой?
    В первую очередь, низкая самооценка формирует неуверенность как качество личности. Человек в этом случае не уверен в том, что имеет право на те огромные возможности, которые ему жизнь предоставляет. Он просто не готов их принять. И, в конечном счете, живет как бы в кредит, не осознавая эти потенциальные возможности и не позволяя реализовать их в жизни. «Нет, это не для меня. Я никогда с этим не справлюсь!», «Что вы, что вы, я маленький человек, это мне не по силам!», «У меня не получится, лучше и не пытаться», « Я неудачник, все у меня не как у людей!», «Я не достоин этой работы!» и т.д.
    Каждый из Вас хотя бы один раз слышал эти высказывания других людей по отношению к себе. Это и есть последствия низкой самооценки. Но это только один вариант. А другой вариант проявления низкой самооценки наблюдается в тех случаях, когда человек карикатурно старается изо всех сил и любой ценой демонстрировать свою значимость. И это может и часто происходит в ущерб другим людям.
    В чем же причина? А дело в том, что такой человек продолжает жить как ребенок. Это означает, что собственной оценки своих поступков, жизненных приоритетов и позиций у данного индивида так и не сформировано, а следовательно не сформированы собственные жизненные опоры, которые помогают преодолевать жизненные трудности. И поэтому все время требуется внешнее подтверждение значимости своих действий. Эту функцию подтверждения с успехом продолжают выполнять родители, если они еще есть или их место занимают другие значимые для этого человека люди. Проблема в этом случае заключается в том, что с одной стороны человек получает подтверждение и опору во внешнем одобрении, снимая с себя ответственность за собственные поступки и их результаты.
    Это в принципе, очень удобно. Но!!! Живет тогда человек не для себя, а для этих людей, принося в жертву свою индивидуальность, уникальность, возможности и, в конечном счете, свою жизнь. Если это устраивает человека, то нет проблем! Если же низкая самооценка мешает жить и является серьезным осознаваемым препятствием для достижения поставленных целей, то необходимо действовать. Что же делать?
    В первую очередь учиться взрослеть. По настоящему взрослый человек в жизни опирается на свои жизненные приоритеты и на достигнутые результаты своих действий. И возникают они не из неоткуда: это результат всего предыдущего жизненного опыта, тех проб, ошибок и достижений, которые человек себе позволил. Чем меньше позволений проявить себя в жизни, тем меньше жизненных опор, а следовательно уверенности в себе.
    Поэтому, позволяйте проявлять себя в жизни! Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали. И если решили сделать что-то, не откладывайте дело в долгий ящик. Чем дольше собираетесь начать, тем более непреодолимыми кажутся возможные трудности.
    Разрешите себе быть несовершенным! И пусть Вы что-то делаете не так быстро и эффектно как другие – главное, что Вы это делаете! Поэтому прекратите сравнивать себя с другими, это редко когда помогает повышению самооценки. Сравнивайте только себя- сегодняшнего с собой-вчерашним. Для этого необходимо учиться акцентировать внимание на своих успехах и хвалить себя за достигнутое. Все эти шаги можно совершать как самостоятельно, так и при помощи профессионального психолога. Второй путь эффективнее. Самое главное – действовать!

  5. hoolygun1 Ответить

    С какими трудностями в жизни сталкиваются в жизни подростки с низкой самооценкой?
    Подростковые проблемы, кажущиеся не столь серьезными, могут также оказаться убийственными. Подростки сталкиваются с ложью, изменой, эмоциональными травмами, инвалидностью и разводом родителей. Некоторым из перечисленных факторов подростки подвергаются каждый день. Не удивительно, что из-за подобных ситуаций у подростков складывается низкая самооценка, они бросают учебу, а некоторые и вовсе оказываются не в силах справиться с оказываемым давлением у  них начинается депрессия,  появляются комплексы они начинают употреблять наркотики и алкоголь.
    Родителям стоит обращать внимание на проблемы своих детей-подростков в первую очередь.
    Как бороться с этими трудностями?
    Развить уверенность в себе, повысить самооценку ,принимать себя таким, какой ты есть: свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались.
    Найти занятие, развивающее одну какую-нибудь деятельность; найти компанию, в которой ценили бы и подтверждали  твои достижения.
    Например: спорт,  наука, моделирование и т.д.
    Дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку.
    Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

  6. music.lover Ответить

    На формирование самооценки влияет формирование родителями у ребёнка вплоть с грудничкового возраста отношения к себе. Если, например, девочку постоянно называть “плюшечка” или “булочка”, как это часто бывает, то возможно в будущем девочка будет неадекватно воспринимать свою фигуру, ей будет казаться, что она толстая, ей надо худеть и т.д. Также негативно сказываются на самооценке у подростка сравнение его с другими. Например, смотри какой Коля (Вася, Дима) умный, а ты дурак дураком, ничего не умеешь, учись у других… Тем самым родители как бы гасят личность ребёнка, его “я” угнетается, он волей-неволей начинает сравнивать себя с другими, и если это сравнение не в его пользу, то начинает падать самооценка, начинается самобичевание. Родители часто указывают ребёнку на его недостатки, забывая о достоинствах, что тоже плохо.
    Одна психолог приводила такой пример- в Америке к недостаткам детей относятся следующим образом. Допустим, мальчик плохо учится, но зато он быстрее всех может пробежать 1000 метров. Акцент делается именно на достоинства, на то, что ребёнок делает очень хорошо. Тем самым повышается самооценка. Ну и пусть он двоечник, зато бегает быстро…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *