С какой целью на ваш взгляд в двух заключительных строфах?

12 ответов на вопрос “С какой целью на ваш взгляд в двух заключительных строфах?”

  1. Thorad Ответить

    Пояснение.В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства. Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может…», посвященный одной из своих возлюбленных).Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой». Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические пред¬почтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах со¬временников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.

  2. Rovento Ответить

    Выскажите свое отношение к прочитанному
    1. Выберите и подготовьте для выразительного чтения наиболее понравившийся вам фрагмент стихотворения. Свой выбор
    2. Какое настроение создается у вас при чтении стихотворения? Меняется ли оно? Почему?
    3. Какие строфы, по вашему, следует читать наиболее торжественно? Объясните почему.
    Решаем читательские задачи
    Выберите свой вопрос.
    1. Почему свою комнату поэт называет «пустынной кельей»?
    2. Что печалит лирического героя? Прочитайте строки, иллюстрирующие ваш ответ.
    3. Почему свет (то есть светское общество) назван «холодным»? Подберите синонимы для пояснения этого эпитета.
    4. Каких друзей вспоминает поэт? За что он их особенно ценит?
    5. Перечитайте строки, ставшие гимном лицейскому братству.
    Как они соотносятся со стихотворением «Разлука» и стихотворением «Царское село», написанным во время южной ссылки?
    6. Объясните слова поэта о том, что Пущин превратил день изгнанья в день Лицея.
    7. Что общего между лирическим героем и Дельвигом? Почему поэт называет его одним из ближайших своих друзей?
    8. Прочитайте слова о природе творчества и постарайтесь их объяснить.
    9. Кому посвящает поэт благодарственные слова? За что он благодарит наставников?
    10. Как вы думаете, почему Пушкин поднимает бокал за царя, который был виновником его ссылки и одиночества? Какое оправдание его человеческим слабостям находит поэт?
    11. Какая тема появляется в финале стихотворения? С чем она связана?
    12. С какой целью, на ваш взгляд, в двух заключительных строфах упоминается о последнем лицеисте? Как вы думаете, кому тяжелее переносить одиночество в день Лицея и почему?
    13. Каким образом удалось лирическому герою преодолеть свое одиночество?
    14. Какой теме, по вашему, посвящено все стихотворение? Ответ аргументируйте.
    1. Перечитайте описание картин природы в начале стихотворения. Какое настроение лирического героя передано с помощью осеннего пейзажа? Обоснуйте свой ответ.
    2. На каких противопоставлениях построены вторая и третья строфы? Почему свет противопоставлен лицейскому братству?
    3. Перечитайте строки, посвященные Федору Матюшкину. Из какого поэтического источника взята цитата и почему поэт использует ее в стихотворении?
    4. О каких чертах и увлечениях своих друзей упоминает автор?
    5. Как вы думаете, что объединяло лицеистов? Найдите эпитеты и метафоры, с помощью которых можно охарактеризовать всех друзей Пушкина. Какое слово является ключевым в их характеристике? Ответ подтвердите текстом.
    6. Перечитайте финал стихотворения. Сравните с началом.
    Как меняется настроение лирического героя? Почему мы можем сказать, что поэт не был одинок в день Лицея? Аргументируйте свой ответ.
    1. Перечитайте строки из воспоминаний поэта, посвященные встрече с Горчаковым, а также поэтическую интерпретацию этой встречи. В чем разница? Почему Пушкин в стихотворении высказывает совсем другую точку зрения на лицейского товарища? Что по-настоящему важно для поэта? С помощью каких художественных средств из действительного свидания двух приятелей была создана лирическая зарисовка мимолетной встречи?
    2. «Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинялся окружающему, а преображал его» (Ю.М. Лотман «А.С. Пушкин»). Опираясь на текст стихотворения, подтвердите или опровергните мысль литературоведа.
    Литературная мастерская В лирике второй половины 20 х годов XIX века Пушкин начинает все чаще использовать поэтическое слово не только в литературном контексте, но и в описаниях быта. Слово теряет отвлеченные, надуманно красивые значения и все больше связывается с реальной жизнью. Пушкин не просто поэтически воспроизводит действительность, он отражает жизнь в литературе.
    Стихотворный язык постепенно сближается с живой разговорной речью: в пределах одного стихотворения сталкиваются слова с различной стилистической окраской. Высокие старославянизмы и просторечия, поэтические формулы и бытовая лексика. Все эти разностилевые элементы смешиваются и создают новый стиль — тот, который критики и литературоведы позже назовут пушкинским. При этом поэт настолько тонко чувствовал слово, что все, казалось бы, разнородные элементы гармонически сочетались. Исследователи пушкинского творчества говорят о необыкновенной простоте и «смелости выражений» в стихотворениях второй половины 20 х годов XIX века.
    Решаем читательские задачи Выберите свой вопрос.
    1. Найдите в тексте стихотворения «19 октября» примеры «смелых выражений», сочетания бытовой лексики и поэтических формул, которые кажутся вам необычными. Обратите внимание на подобное словоупотребление в стихотворении «Прощанье». Подумайте, с какой целью эти слова соединяются в одном контексте. Создает ли сочетание разностилевой лексики ироническую интонацию?
    2. С помощью каких описательных оборотов Пушкин изображает своих друзей? На какие действительные привычки и черты характера указывают традиционные поэтические формулы?
    3. Какое сравнение и противопоставление подчеркивает верность Лицею?
    4. Как вы понимаете метафору «друзья души»? Объясните, опираясь на текст стихотворения.
    5. С помощью какой метафоры поэт изображает близость лирического героя и князя Горчакова? Какое слово, по вашему, является ключевым?
    6. Найдите похожие метафоры в строках, посвященных Дельвигу и Кюхельбекеру. Как проявляется в этих метафорах смелость сочетаний?
    7. Объясните смысл словосочетания «печальная отрада». Можем ли мы применить эту метафору для характеристики настроения лирического героя? Обоснуйте свой ответ с помощью художественного текста.
    «Вечером слушаю сказки моей няни …; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно», — признавался поэт.
    Крестьяне вспоминали, с какой любовью относился поэт к Арине Родионовне, как заботился о ее здоровье, как звал ее мамой. «Разумеется, ты мне мать, — говорил Пушкин, — не та мать, что родила, а та, что молоком своим вскормила».
    В 1826 году Пушкин покинул Михайловское. Сохранились два письма Арины Родионовны своему любимцу. В одном из них, написанном под ее диктовку рукой Прасковьи Александровны Осиповой Вульф, читаем: «Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться…»
    Словно ответ на письмо старушки, звучит стихотворение А.С. Пушкина «Няне».
    Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
    Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь;
    Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.
    То чудится тебе
    Выскажите свое отношение к прочитанному Понравилось ли вам стихотворение? Как относится лирический герой к своей няне? Сравните высказывания поэта и воспоминания крестьян с поэтическим текстом.
    Решаем читательские задачи
    1. С помощью каких слов лирический герой передает отношение к своей няне?
    2. Какие картины рисует поэт в стихотворении? Какие сравнения и эпитеты помогают понять настроение героини?
    3. Почему автор называет путь черным, а ворота — забытыми?
    4. Какие художественные приемы помогают читателю понять, насколько долго и тоскливо ожидание?
    Вы познакомились с несколькими стихотворениями А.С. Пушкина, написанными им в разные годы. Тема возвышенной дружбы и верности «святому братству» соседствует с темой душевной привязанности к старой няне; иронические и полушутливые строки — с лирическими признаниями; поэтическая лексика — с бытовой и разговорной. Мы только прикоснулись к миру пушкинской поэзии, но уже почувствовали, как силой творческого воображения поэт может не только отразить реальность, но и изменить ее.
    2. Какие иллюстрации к пушкинским стихотворениям вы могли бы нарисовать? В чем сложность подобной задачи? Попробуйте создать такую иллюстрацию.
    3. Напишите сочинение на тему «Лирический герой ранней лирики А.С. Пушкина» или «Тема дружбы в пушкинской лирике».
    Можете придумать тему самостоятельно. При выполнении задания используйте любые другие стихотворения Пушкина.
    4. Выберите одно два стихотворения и выучите их наизусть.
    Объясните свой выбор.
    Виртуальная кладовочка http://www.newacropol.ru/study/child/licey/ http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12881 http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4364&sq=19,25,735,109 6&crypt= — сайты, на которых вы можете подробнее узнать об истории создания Лицея, о жизни Пушкина в Лицее, о лицеистах и их наставниках.
    Повесть А.С. Пушкина «Дубровский»
    Работу над повестью «Дубровский» А.С. Пушкин начал 21 октября 1832 года. 6 февраля 1833 года он закончил последнюю, 19-ю, главу. Однако повесть осталась в рукописи неназванной.
    Она вышла в свет только в 1841 году. Название «Дубровский» ей дали издатели.
    В центре повести — романтический герой, мстящий за оскорбленную дворянскую честь отца. Судьба дворянина, который становится волею обстоятельств разбойником, — типичный романтический сюжет. Один из критиков сразу заметил: «Молодой Да готовясь в бой опасный, Помни мать свою.
    Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки баю.
    На творчество Лермонтова повлияла и западноевропейская поэзия. Он высоко ценил лирику английского поэта Байрона, немецких авторов Гёте и Гейне. О создании одного из лермонтовских переводов князь П.А. Вяземский вспоминал: «Накануне отъезда своего на Кавказ Лермонтов по моей просьбе перевел мне шесть стихов Гейне „Сосна и пальма“. Немецкого Гейне нам принесла С.Н. Карамзина. Он наскоро, в недоделанных стихах, набросал на клочке бумаги свой перевод». Это был вольный перевод стихотворения, который поэт завершил позже, уже на
    На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
    Выскажите свое отношение к прочитанному
    1. Какое из стихотворений М.Ю. Лермонтова вам понравилось? Почему оно вам близко? Чем оно вас привлекает?
    2. Понятны ли вам лермонтовские стихотворения? Что в них показалось вам необычным, удивительным?
    3. Каким представляется вам автор стихотворений? Что добавляют поэтические строки к биографии поэта?
    1. Сформулируйте тему стихотворения «Парус». Что роднит лирического героя с одиноким парусом? Как подчеркивается их близость?
    2. Какие вопросы задает лирический герой «ветке Палестины»? Прочитайте их выразительно. Получает ли он ответ на свои вопросы? О чем, по вашему, это стихотворение?
    3. Какую мысль выразил автор в стихотворении «Тучи»? С помощью каких метафор изображаются тучи? Что объединяет это стихотворение со стихотворением «Парус»?
    4. О чем думает мать, убаюкивая ребенка (стихотворение «Казачья колыбельная песня»)? Докажите, что это колыбельная песня, обратите внимание на рефрен — повторяющиеся строки.
    Какие образы показались вам необычными?
    5. Какой поэтический прием лежит в основе стихотворения «На севере диком…»? Как поэт создает противопоставление?
    Обратите внимание на многозначность слов.
    Решаем читательские задачи Выберите свой вопрос.
    1. Каждая строфа в стихотворении «Парус» представляет собой пейзажную зарисовку и размышления поэта. Сравните пейзаж в первой и последней строфах — краски, образы. Какие пейзажные детали во второй строфе создают иллюзию шума моря?
    2. Какие вопросы задает лирический герой стихотворения «Парус» и какие ответы получает? Неожиданен ли для вас вывод, к которому приходит лирический герой?
    3. На каких противопоставлениях построено стихотворение «Парус»? В каких еще стихотворениях используется подобный художественный прием? Как вы думаете, какова его роль?
    4. Перечитайте две последние строфы стихотворения «Ветка Палестины»: какие детали создают образ покоя? Что символизирует для автора «ветка Палестины»?
    5. Найдите в стихотворении «Тучи» лексические повторы и противопоставления. Какую роль они играют в тексте? С чем связана резкая перемена в настроении лирического героя? Прочитайте стихотворение выразительно, подчеркивая изменение интонации.
    6. Объясните, как «Казачья колыбельная песня» связана с фольклором (обратите внимание на лексику, манеру повествования, былинные мотивы).
    7. Можно ли отнести стихотворение «На севере диком…» к пейзажной лирике? О чем это стихотворение? Свой ответ обоснуйте.
    ВЛЭ В любом художественном произведении присутствует художественный вымысел — этим литература художественная отличается, к примеру, от научной. Вы и сами можете себе представить, что начнется, если в учебниках и энциклопедиях появятся факты, искажающие действительность по воле автора. В художественной литературе без вымысла не обойтись. Автор использует художественный вымысел, чтобы ярче и точнее передать свою позицию, отношение к событиям и явлениям жизни, а также к героям.
    Например, глухонемой дворник Герасим списан И.С. Тургеневым с дворника его матери, Андрея, и история с собачкой, которую писатель назвал Муму, произошла в действительности. Однако Андрей остался в доме барыни после гибели Муму и продолжал служить ей, а герой Тургенева уходит в деревню, протестуя таким образом против своеволия барыни.
    История бородинского сражения, услышанная Лермонтовым от брата бабушки, рассказывается от имени некого старого солдата, который описывает картину этой битвы как очевидец.
    Автор берет за основу правду жизни, истинность переживания, реальное событие, и, используя вымысел, превращает факт в художественный образ. Герой, событие, некая деталь, переживание в литературе — все это художественные образы. Художественный образ часто многозначен и символичен (вспомните образ паруса или сосны у Лермонтова). Лирический герой, в отличие от автора, — тоже художественный образ.
    Итак, художественным образом мы будем называть героя или картину жизни, передающую мысли автора и проникнутую его чувствами и переживаниями. Художественный образ создается с помощью изобразительно выразительных средств и художественных приемов, а в стихах — еще и с помощью лирического сюжета. Дело в том, что в лирическом произведении сложно выделить некое действие, а значит, и сюжет (например, в стихотворении «Ветка Палестины»), однако мы можем говорить об изменении настроения героя и развитии мысли автора. Это мы и будем называть лирическим сюжетом произведения.
    1. Какие художественные образы, созданные в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, вам запомнились? Как созданы эти образы?
    2. Выберите любое стихотворение поэта и проанализируйте его лирический сюжет.
    В 1837 году была издана поэма с историческим сюжетом: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Однако интерес к истории зародился у Лермонтова гораздо раньше. По воспоминаниям его двоюродного брата, Мишель с детства заслушивался песнями, преданиями, с увлечением читал произведения Н.М. Карамзина, создавшего «Историю государства Российского». Лермонтов, несомненно, был знаком с «Древними российскими стихотворениями, собранными Киршею Даниловым», изданными в 1804 и 1818 годах. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.), по наблюдениям исследователей, отразились в «Песне. ».
    В.Г. Белинский писал о «Песне. », что «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. ».
    Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 года из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к Инвалиду „Сказку о купеческом сыне Калашникове“. Это превосходная маленькая поэма. вот так должно передавать народность и ее историю!
    Если тебе знаком и этот. въ (поэма вышла именно под такой подписью) — объяви нам эту литературную тайну. Еще просим сказать: кто и какой Лермонтов написал „Бородинский бой“?»
    Прочитайте и постарайтесь высказать свое мнение о поэме, уводящей нас во времена Ивана Грозного, в далекий XVI век, в грозную пору опричнины.
    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
    Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова;
    Мы сложили ее на старинный лад, Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали.
    Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднес меду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое.
    Угощали нас три дни, три ночи, И всё слушали — не наслушались.
    I Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце, Основные темы русской лирики XIX века Цель поэзии не нравоучение, а идеал… А. Пушкин Поэзия мысли более доступна каждому, нежели поэзия звуков… Н. Гоголь ВЛЭ В русской литературе к середине XIX века определились два противоположных взгляда на роль искусства. Пушкинский журнал «Современник», который после смерти поэта редактировал Н.А. Некрасов, выступал за отражение в литературе, в частности в поэзии, социальных явлений современности, за гражданскую тематику и публицистичность произведений. В поэзии появилась гражданская лирика. Основная тема гражданской лирики — страдания народа, социальная несправедливость, нищета — все пороки российского общества XIX века. Литература, по мнению критиков «Современника», должна быть злободневной, то есть не только отражать общественные проблемы, но и помогать в их решении — привлекать к ним внимание читателей, пробуждая гражданские чувства.
    Девизом гражданской лирики стали строки из некрасовского стихотворения:
    Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!
    Форма стихотворения не так важна, как содержание, образы могут быть не столь изящными, рифмы простыми и неблагозвучными. Главное — прочитанное стихотворение должно вызвать у людей желание изменить жизнь, сделать ее лучше. Словом, литература была призвана изменить действительность. Ярким представителем «гражданской лирики» является Николай Алексеевич Некрасов.
    Существовало и противоположное мнение, провозглашающее, что ценность искусства вовсе не определятся злободневностью и общественной значимостью. Только талант автора, его умение пользоваться словом могут определять важность произведения.
    Поэты должны обращаться к вечным темам — любви, красоте, природе. Лирическая поэзия должна развивать в человеке чувство прекрасного, она самодостаточна и не нуждается в политическом и социальном содержании. Так возникла теория «чистого искусства», или «искусства для искусства». Конечно, «чистое искусство» было связано с жизнью не меньше, чем гражданская лирика, но внимание таких авторов, как А.А. Фет, А.К. Толстой,
    А.Н. Майков, привлекала не социальная несправедливость, а красота природы, человеческие чувства и «прелесть бытия». Сторонники «чистого искусства» руководствовались словами А.С. Пушкина:
    Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв… Критика отмечала как односторонность каждого из этих направлений, так и их важность для литературного процесса. Это была скорее борьба лозунгов, чем война принципов.
    Аполлон Григорьев в статье «Стихотворения Н. Некрасова»
    указывал на то, что ни гражданская лирика, ни «чистая поэзия»
    «не захватывает и не узаконивает всех ярких, могущественно действующих силою своею или красотою явлений жизни», не дает объективной картины мира.
    Почитайте стихи русских поэтов середины XIX века и постарайтесь определить темы, которые их вдохновляли.
    1. Расскажите, что вы узнали о гражданской лирике и «чистой поэзии». Какова, на ваш взгляд, роль искусства? Отвечая на этот вопрос, раскройте смысл эпиграфов, приведите стихотворные цитаты.
    2. Писатель Ф.М. Достоевский в статье «О русской литературе»
    предлагает читателям перенестись в восемнадцатое столетие, в день ужасного лиссабонского землетрясения, в результате которого погибла половина жителей города. Наутро после этого трагического события в местном журнале появляются стихи:
    Шепот, робкое дыханье Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… А. Фет Писатель предполагает, что автор этих строк был бы тут же повешен на площади, потому что стихи показались бы несчастным жителям «оскорбительными и небратскими», а через пятьдесят лет на этой самой площади горожане поставили бы поэту памятник за «великолепные по своему художественному воплощению стихи». «Не искусство было бы виновато, — делает вывод Достоевский, — а поэт».
    Кто, по вашему, был бы виноват в такой ситуации:
    автор, искусство или издатель, столь не вовремя опубликовавший эти стихи? Как относится к «чистому искусству» Ф.М. Достоевский? Постарайтесь объяснить его точку зрения и высказать свое мнение.
    Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?
    В. Белинский Стихи Некрасова вам уже знакомы — вы читали о крестьянских детях, об их свободной, исполненной красоты и поэзии жизни, об их нелегком труде. Доля русского крестьянина всегда волновала Некрасова и являлась основной темой его творчества.
    «Некрасов строго держался действительности, изображал обыденную жизнь с ее насущными потребностями, с ее действительным горем и радостями, с ее неприглядною будничною обстановкою. Он не увлекал читателя картинностью, яркостью красок и фантастическим очаровательным блеском, а скорее поражал и убеждал его трезвою, простою правдою», — писал о творчестве Некрасова критик М.А. Антонович.
    В юности поэт сам пережил нужду и одиночество: он вспоминал о трех голодных годах, когда против воли отца поехал поступать в Петербургский университет вместо службы в Дворянском полку. Разгневанный отец лишил непокорного сына всякой помощи. Семнадцатилетнему юноше пришлось выполнять черновую работу в журналах ради куска хлеба и мизерной платы, которой едва хватало на оплату угла на чердаке или в подвале доходного дома1. На Сенной площади, где торговал простой народ, начинающий поэт писал прошения и письма неграмотным крестьянам, прислушивался к говору толпы, наблюдал ту самую «будничную обстановку», о которой спустя годы будут писать критики.
    ДохЏдный дом — дома, комнаты в которых сдавались внаем.
    Своими стихотворениями, в которых впервые заговорили люди из народа, Некрасов будил в читателе «негодование на мрачные и жестокие стороны крепостного права, рекрутчины 1 и бюрократического бездушия. Он знакомил так называемое „общество“ и городскую молодежь с русским сельским бытом и … вызывал в ней сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил. Можно ли забыть о тяжких впечатлениях его детства, протекшего „средь буйных дикарей“, под звон цепей каторжников, проходивших „по Владимирке“, и унылое пение бурлаков на Волге, и в частых горьких слезах, разделяемых им со страдалицей матерью, воспетой им с такой захватывающей скорбью?» — писал знаменитый юрист и знаток литературы А.Ф. Кони.
    Источником вдохновения для Некрасова стали народная поэзия и народная жизнь. Его лирический герой часто предстает рассказчиком, который с возмущением наблюдает за окружающей его несправедливостью, и призывает читателя не только посочувствовать угнетенным и обиженным, но и изменить жизнь.
    «Нас ведь вдохновляет русский народ, русские поля, наши леса;
    без них, право, нам ничего хорошего не написать, — говорил поэт. — Когда я беседую с русским мужиком, его бесхитростная здравая речь, бескорыстное человеческое чувство к ближнему заставляют меня сознавать, как я развращен перед ним, и сердцем, и умом, и краснеешь за свой эгоизм, которым пропитался до мозга костей. … А главное, на русских писателях лежит долг по мере сил и возможности раскрывать читателям позорные картины рабства русского народа».
    Почитайте стихотворения Н.А. Некрасова и сделайте вывод о том, как гражданская позиция поэта отразилась в его произведениях.
    Рекрљтчина, рекрљтский набЏр — молодых крестьян забирали в армию, служба в которой длилась 25 лет. Прочитайте стихотворение Некрасова «Орина, мать солдатская», чтобы подробнее узнать об этом.
    ников пейзажистов или нарисуйте свои пейзажи. Можно использовать и фотографии, сделанные вами или вашими родителями.
    2. Выберите стихотворения для заучивания наизусть. Постарайтесь при чтении передать чувства лирического героя.
    3. Проанализируйте письменно любое понравившееся стихотворение. Обращайте внимание на изобразительно выразительные средства, используемые автором, на своеобразие выбранного поэтического текста. Сформулируйте тему стихотворения и выразите свое отношение к нему.
    4. Напишите творческую работу «Русский народ в изображении Некрасова». Вы можете использовать любые другие стихотворения из сборников поэзии или с тематического сайта. Подберите иллюстрации к своей работе (репродукции картин художников — современников Некрасова). Работу можно оформить как презентацию.
    5. Составьте поэтический словарик «Тютчев о природе» или «Фет о природе» (по выбору). В словарик включите эпитеты и метафоры, используемые поэтом. (Можно использовать любые другие стихотворения: из сборников или помещенные на литературных тематических сайтах.)
    6. Попробуйте написать собственное пейзажное стихотворение. Обдумайте тему, идею, основные образы. Подберите эпитеты и метафоры, которые помогут вам выразить настроение и передать основную мысль. Используйте поэтический словарик.
    Виртуальная кладовочка http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/ http://az.lib.ru/t/tjutchew_f_i/ http://www.litera.ru/stixiya/authors/tolstoj.html http://fet.ouc.ru/ http://maykov.ouc.ru На этих сайтах вы найдете подборку стихотворений, биографические и критические материалы, которые помогут вам более
    «Scientific Linux Cyrillic Edition 5 Руководство по установке Copyright c 2008–2011 ОАО ЛИНУКС ИНК. Данное руководство может свободно использоваться и распространяться на условиях, оговоренных в Open Publication License, v. »
    «Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от » 6 » октября 2009 г. № 373 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩ. »
    «Щербаков Вячеслав Юрьевич ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПДС ЛЕВОЙ ПАРТИИ ГЕРМАНИИ: ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В статье рассматривается политика Левой партии ФРГ в контексте проблемы иностранной миграции. Обращается вн. »
    «Seaea ea ea # 06121 Подводный бокс 1 -1 -1 Руководство по эксплуатации Продукция, с таким знаком, прошла испытания на герметичность в соответствии со стандартами и требованиями ПОДВОДНЫЙ БОКС Благодарим Вас за покупку и поздравляем Вас с приобретением БОКСА ирм тоб бокс работал долго и надежно, прочтите, пожалуйста, это руководство вним. »
    «22. Spencer S., 2007 „Immigration in: Seldon A. (ed.) 2007 „Blairs Britain 1997-2007, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 341 – 360.23. Van Selm J., Tsolakis E., 2004 „EU Enlargement and the Limits of Freedom. Migration Policy Institute. »
    «ХИРУРГИЧЕСКИЙ МИКРОМОТОР Surgic XT ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ NSK NAKANISHI INC. Разработка дизайна и производство данного оборудования основано на директиве ЕU 93/42-ЕЕС. Благодарим вас за покупку хирургического микромотора SURGIC XT.Классификация оборудования: Тип защиты против поражения электрическим то. »
    «Филомела Трагедия в пяти действиях, в стихах Действующие лица Терей, фракийский царь. Прогнея, супруга его. Ифис, сын их. Филомела, сестра Прогнеи. Линсей, любовник Филомелы. Калхант, жрец фракийский. Агамет, наперсник Терея. Херес. Действие во Фракии, в царских чертогах. Действие первое Театр представляет галлер. »
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  3. the voice of life Ответить

    ВЛЭ В любом художественном произведении присутствует художественный вымысел — этим литература художественная отличается, к примеру, от научной. Вы и сами можете себе представить, что начнется, если в учебниках и энциклопедиях появятся факты, искажающие действительность по воле автора. В художественной литературе без вымысла не обойтись. Автор использует художественный вымысел, чтобы ярче и точнее передать свою позицию, отношение к событиям и явлениям жизни, а также к героям.
    Например, глухонемой дворник Герасим списан И.С. Тургеневым с дворника его матери, Андрея, и история с собачкой, которую писатель назвал Муму, произошла в действительности. Однако Андрей остался в доме барыни после гибели Муму и продолжал служить ей, а герой Тургенева уходит в деревню, протестуя таким образом против своеволия барыни.
    История бородинского сражения, услышанная Лермонтовым от брата бабушки, рассказывается от имени некого старого солдата, который описывает картину этой битвы как очевидец.
    Автор берет за основу правду жизни, истинность переживания, реальное событие, и, используя вымысел, превращает факт в художественный образ. Герой, событие, некая деталь, переживание в литературе — все это художественные образы. Художественный образ часто многозначен и символичен (вспомните образ паруса или сосны у Лермонтова). Лирический герой, в отличие от автора, — тоже художественный образ.
    Итак, художественным образом мы будем называть героя или картину жизни, передающую мысли автора и проникнутую его чувствами и переживаниями. Художественный образ создается с помощью изобразительно выразительных средств и художественных приемов, а в стихах — еще и с помощью лирического сюжета. Дело в том, что в лирическом произведении сложно выделить некое действие, а значит, и сюжет (например, в стихотворении «Ветка Палестины»), однако мы можем говорить об изменении настроения героя и развитии мысли автора. Это мы и будем называть лирическим сюжетом произведения.
    Обсудим вместе
    1. Какие художественные образы, созданные в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, вам запомнились? Как созданы эти образы?
    2. Выберите любое стихотворение поэта и проанализируйте его лирический сюжет.
    В 1837 году была издана поэма с историческим сюжетом: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Однако интерес к истории зародился у Лермонтова гораздо раньше. По воспоминаниям его двоюродного брата, Мишель с детства заслушивался песнями, преданиями, с увлечением читал произведения Н.М. Карамзина, создавшего «Историю государства Российского». Лермонтов, несомненно, был знаком с «Древними российскими стихотворениями, собранными Киршею Даниловым», изданными в 1804 и 1818 годах. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.), по наблюдениям исследователей, отразились в «Песне…».
    В.Г. Белинский писал о «Песне…», что «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…».
    Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 года из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к Инвалиду „Сказку о купеческом сыне Калашникове“. Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и ее историю!
    Если тебе знаком и этот…въ (поэма вышла именно под такой подписью) — объяви нам эту литературную тайну. Еще просим сказать: кто и какой Лермонтов написал „Бородинский бой“?»
    Прочитайте и постарайтесь высказать свое мнение о поэме, уводящей нас во времена Ивана Грозного, в далекий XVI век, в грозную пору опричнины.
    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
    Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова;
    Мы сложили ее на старинный лад, Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали.
    Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднес меду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое.
    Угощали нас три дни, три ночи, И всё слушали — не наслушались.
    I Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце, Основные темы русской лирики XIX века Цель поэзии не нравоучение, а идеал… А. Пушкин Поэзия мысли более доступна каждому, нежели поэзия звуков… Н. Гоголь ВЛЭ В русской литературе к середине XIX века определились два противоположных взгляда на роль искусства. Пушкинский журнал «Современник», который после смерти поэта редактировал Н.А. Некрасов, выступал за отражение в литературе, в частности в поэзии, социальных явлений современности, за гражданскую тематику и публицистичность произведений. В поэзии появилась гражданская лирика. Основная тема гражданской лирики — страдания народа, социальная несправедливость, нищета — все пороки российского общества XIX века. Литература, по мнению критиков «Современника», должна быть злободневной, то есть не только отражать общественные проблемы, но и помогать в их решении — привлекать к ним внимание читателей, пробуждая гражданские чувства.
    Девизом гражданской лирики стали строки из некрасовского стихотворения:
    Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!
    Форма стихотворения не так важна, как содержание, образы могут быть не столь изящными, рифмы простыми и неблагозвучными. Главное — прочитанное стихотворение должно вызвать у людей желание изменить жизнь, сделать ее лучше. Словом, литература была призвана изменить действительность. Ярким представителем «гражданской лирики» является Николай Алексеевич Некрасов.
    Существовало и противоположное мнение, провозглашающее, что ценность искусства вовсе не определятся злободневностью и общественной значимостью. Только талант автора, его умение пользоваться словом могут определять важность произведения.
    Поэты должны обращаться к вечным темам — любви, красоте, природе. Лирическая поэзия должна развивать в человеке чувство прекрасного, она самодостаточна и не нуждается в политическом и социальном содержании. Так возникла теория «чистого искусства», или «искусства для искусства». Конечно, «чистое искусство» было связано с жизнью не меньше, чем гражданская лирика, но внимание таких авторов, как А.А. Фет, А.К. Толстой,
    А.Н. Майков, привлекала не социальная несправедливость, а красота природы, человеческие чувства и «прелесть бытия». Сторонники «чистого искусства» руководствовались словами А.С. Пушкина:
    Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв… Критика отмечала как односторонность каждого из этих направлений, так и их важность для литературного процесса. Это была скорее борьба лозунгов, чем война принципов.
    Аполлон Григорьев в статье «Стихотворения Н. Некрасова»
    указывал на то, что ни гражданская лирика, ни «чистая поэзия»
    «не захватывает и не узаконивает всех ярких, могущественно действующих силою своею или красотою явлений жизни», не дает объективной картины мира.
    Почитайте стихи русских поэтов середины XIX века и постарайтесь определить темы, которые их вдохновляли.
    Обсудим вместе
    1. Расскажите, что вы узнали о гражданской лирике и «чистой поэзии». Какова, на ваш взгляд, роль искусства? Отвечая на этот вопрос, раскройте смысл эпиграфов, приведите стихотворные цитаты.
    2. Писатель Ф.М. Достоевский в статье «О русской литературе»
    предлагает читателям перенестись в восемнадцатое столетие, в день ужасного лиссабонского землетрясения, в результате которого погибла половина жителей города. Наутро после этого трагического события в местном журнале появляются стихи:
    Шепот, робкое дыханье Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… А. Фет Писатель предполагает, что автор этих строк был бы тут же повешен на площади, потому что стихи показались бы несчастным жителям «оскорбительными и небратскими», а через пятьдесят лет на этой самой площади горожане поставили бы поэту памятник за «великолепные по своему художественному воплощению стихи». «Не искусство было бы виновато, — делает вывод Достоевский, — а поэт».
    Кто, по вашему, был бы виноват в такой ситуации:
    автор, искусство или издатель, столь не вовремя опубликовавший эти стихи? Как относится к «чистому искусству» Ф.М. Достоевский? Постарайтесь объяснить его точку зрения и высказать свое мнение.
    Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?
    В. Белинский Стихи Некрасова вам уже знакомы — вы читали о крестьянских детях, об их свободной, исполненной красоты и поэзии жизни, об их нелегком труде. Доля русского крестьянина всегда волновала Некрасова и являлась основной темой его творчества.
    «Некрасов строго держался действительности, изображал обыденную жизнь с ее насущными потребностями, с ее действительным горем и радостями, с ее неприглядною будничною обстановкою. Он не увлекал читателя картинностью, яркостью красок и фантастическим очаровательным блеском, а скорее поражал и убеждал его трезвою, простою правдою», — писал о творчестве Некрасова критик М.А. Антонович.
    В юности поэт сам пережил нужду и одиночество: он вспоминал о трех голодных годах, когда против воли отца поехал поступать в Петербургский университет вместо службы в Дворянском полку. Разгневанный отец лишил непокорного сына всякой помощи. Семнадцатилетнему юноше пришлось выполнять черновую работу в журналах ради куска хлеба и мизерной платы, которой едва хватало на оплату угла на чердаке или в подвале доходного дома1. На Сенной площади, где торговал простой народ, начинающий поэт писал прошения и письма неграмотным крестьянам, прислушивался к говору толпы, наблюдал ту самую «будничную обстановку», о которой спустя годы будут писать критики.
    ДохЏдный дом — дома, комнаты в которых сдавались внаем.
    Своими стихотворениями, в которых впервые заговорили люди из народа, Некрасов будил в читателе «негодование на мрачные и жестокие стороны крепостного права, рекрутчины 1 и бюрократического бездушия. Он знакомил так называемое „общество“ и городскую молодежь с русским сельским бытом и … вызывал в ней сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил. Можно ли забыть о тяжких впечатлениях его детства, протекшего „средь буйных дикарей“, под звон цепей каторжников, проходивших „по Владимирке“, и унылое пение бурлаков на Волге, и в частых горьких слезах, разделяемых им со страдалицей матерью, воспетой им с такой захватывающей скорбью?» — писал знаменитый юрист и знаток литературы А.Ф. Кони.

  4. Без смысла Ответить

    Время написания
    Стихотворение написано осенью 1825 года, когда Пушкин находился в михайловской ссылке, и посвящено дню Лицея.
    Тема
    Тема стихотворения – дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день открытия лицея.
    В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылает собравшимся своё приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе, сплотившей их в единую семью.
    Главная мысль (идея)
    Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
    Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, её ценности. Всё стихотворение – это гимн дружбе, её одухотворяющей и поддерживающей силе.
    Композиция, поэтика
    Жанр стихотворения – элегическое дружеское послание. Стихотворный метр – пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки – опоясывающая и перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из восьми строк.
    1-я строфа – описания октябрьского дня и через него – состояния души поэта, испытывающего грусть от одиночества и вынужденной удалённости от друзей и того мира, который ему так дорог. В этом описании много эпитетов (пустынной келье, отрадное похмелье, минутное забвенье, горьких мук), метафор (проглянет день как будто поневоле; вино, осенней стужи друг), аллитераций (роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз), создающих картину душевного состояния лирического героя.
    2-я строфа – описание состояния души поэта, подчёркивание одиночества и тщетных призывов к воображению. В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, – образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина. Поэт использует в этой строфе бессоюзные сложные предложения с инверсией, достигая особенной лаконичности и выразительности в описании своих чувств:
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать весёлых много лет…
    3-я строфа начинается с подчёркивания своего одиночества:
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    С этого места начинает происходить преображение душевного состояния героя и настроения: он вспоминает своих друзей, задаёт вопросы, адресуя их друзьям. И одиночество отступает. Он как бы оказывается в кругу своих друзей. Он спрашивает их, предполагая ответы:
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Ещё кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлёк холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришёл? Кого меж нами нет?
    4-я и 5-я строфы – Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: Корсакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во Флоренции. Это была первая потеря одноклассников:
    Он не пришёл, кудрявый наш певец,
    С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    От тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном…
    Дальше перед нами возникает образ ещё одного одноклассника, Фёдора Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лёд полунощных морей?
    Счастливый путь!..
    6-я строфа – говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин цитирует гимн лицеистов, написанный Дельвигом:
    На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!
    7-я строфа – как бы оспаривая неотвратимость разлуки, Пушкин поёт гимн Лицею, собравшему друзей не только для разлуки, но и связавшему их всех вечной дружбой. Эта строфа звучит празднично и торжественно – настроение поэта резко меняется:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью вечных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушкина, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка – место, священное и родное для них.
    8-я строфа – Пушкин говорит о сложностях своей судьбы, об испытаниях, которые он проживает, снова – об одиночестве и предательстве новых, «нелицейских» друзей. Так возникает контрастная интонация: полнота дружеского лицейского мира противопоставлена одиночеству в мире «большом»:
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    …Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет…
    9-а, 10-а, 11-я строфы – Пушкин радуется тому, как «в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада» его навестили трое одноклассников: Пущин, Горчаков, Дельвиг:
    Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его лицея превратил…
    …Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе – фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей…
    …И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыплённый…
    Каждому своему другу поэт даёт точную и замечательную характеристику, особенно подчёркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.
    12-я, 13-я, 14-я строфы – с именем Дельвига появляется тема творчества, общего важного дела – Поэзии:
    …Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво…
    А вслед за этой темой возникает и образ Вильгельма Кюхельбекера, поэта, будущего декабриста, и отголоски их пылких бесед:
    …Я жду тебя, мой запоздалый друг –
    Приди; огнём волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви…
    15-я строфа – «встретившись» со своими ближайшими друзьями, оживив в своём воображении их лица, характеры, почувствовав их душевное тепло, как бы пожав протянутые руки, поэт уже не чувствует одиночества и тоски, он полон надежды и веры:
    …Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я…
    И снова возникает картина пира – будущего, но такого же реального, как те пиры, о которых вспоминает Пушкин, находясь в изгнании:
    …Промчится год, и я явлюся к вам!
    О сколько слёз и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    В этих строчках столько уверенности и энергии, что уже в следующих строфах эта мечта становится настоящим: Пушкин поднимает бокал на дружеском пиру и произносит здравицу.
    16-я строфа – славословие Лицею и наставникам. Следует подчеркнуть, что Пушки великодушен в этих строфах: он призывает вспоминать только добро, полученное учениками от своих учителей:
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует лицей!
    Наставникам, хранившим верность нашу,
    Всем честию, и мёртвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим…
    17-я строфа – следующая чаша поднимается Пушкиным за какую-то неожиданную личность. Он в этот момент настолько великодушен, что прощает самому царю неправое гоненье. Он оправдывает несправедливость порфироносного самодержца по отношению к себе тем, что он
    …человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей…
    Таким образом, Пушкин не унижает царя, а как бы приравнивает его к простым смертным, делает человечнее и добрее.
    А самыми главными делами царя для Пушкина оказываются два: «Он взял Париж, он основал лицей».
    18-я, 19-я строфы – это взгляд в будущую жизнь, понимание неминуемых утрат и печалей, обращение к взгляду «оттуда», из вечности:
    …Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Дальше Пушкин задаёт вопрос, возвращающий, с одной стороны, нас к началу стихотворения, с другой – он заглядывает в тот день, когда останется лишь тот,
    Кому из нас под старость день лицея
    Торжествовать придётся одному…
    Пушкин не знает, кто будет этот человек, но он как будто проникает в тот будущий день, в тот мир, в его душу и представляет, как
    …средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, – сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведёт,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провёл без горя и забот.
    Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чередовании противоположных образов и интонаций. В нём присутствуют одновременно три времени: день настоящий, который Пушкин проживает, находясь в заточении; дальше следуют воспоминаний о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждёт самого поэта и его друзей.
    Так возникает картина круга жизни, её течения, сочетания в ней разных красок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, заточения и дружеского пира, одиночества и братского круга – одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии – гармоничность.

  5. Gardabar Ответить

    Творчество Ф.И.Тютчева представляет
    романтическое течение в русской литературе и
    развивается в параллели с реалистической
    поэзией Н.А.Некрасова, имея внутренний
    реалистический потенциал. Это “соединительное
    звено” между А.С.Пушкиным (поэзией “золотого
    века”) и А.Блоком (поэзией “серебряного
    века”). При всей внешней несхожести с Пушкиным,
    Тютчев-поэт близок ему глубиной постижения
    жизни. В поэзии Тютчева ощутимы также переклички
    с поэзией “любомудров”: интерес к творчеству
    немецких романтиков, философичность и некоторая
    дидактичность поэзии.
    Необычна биография Тютчева. Окончив
    университет в 1821 году, он был направлен на
    дипломатическую службу в Мюнхен, где прожил с 1822
    по 1844 год, был свидетелем двух французских
    революций, которые оказали на него сильное
    воздействие и послужили причиной резких перемен
    в творчестве (1830 и 1848 гг.). Начав писать в 20-е годы,
    настоящее признание получил только в 1836 г., когда
    копии его стихов попали к Пушкину и он
    опубликовал их в “Современнике”. Был мало
    связан с литературным процессом в России, но
    художественное мышление его оставалось русским,
    хотя и охватывало общеевропейские проблемы.
    Мировоззрение Тютчева складывалось под
    влиянием различных философских течений. У
    Шеллинга его привлекала идея “универсальной
    воли” в противовес “эгоистической воле”. В
    натурфилософии – пантеизм, понимание природы как
    живой души, созвучной божественному началу в
    человеке. В славянофильстве – идея “соборного
    начала”, объединяющего русское общество.
    Мировоззрению Тютчева свойственна
    двойственность взглядов, великолепно выраженная
    в строках:
    О вещая душа моя…
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия.
    Двойственность эта многоаспектна.
    В социально-политическом плане – это интерес к
    политике и отвращение к ней, обличение
    самодержавия и мысли о необходимости твердой
    власти для нормального развития общества.
    В понимании человеческой жизни – мысль о том,
    что человек живет в заботах “суетного
    света”, но душой тянется к небу, не принадлежа
    полностью ни небу, ни земле.
    В понимании природы – тезис о том, что человек –
    это часть природы, но ему враждебен природный
    хаос.
    Своеобразен и эстетический идеал поэта, в
    структуре которого все компоненты имеют двойную
    детерминированность:
    – социальный: в “прямом движении”
    проводится мысль о губительном влиянии общества
    на человека (романтическая детерминанта), в
    “обратном движении” намечается
    положительный план, поскольку Тютчев не может не
    признать причастности человека обществу и
    интуитивно догадывается о социальных законах
    (реалистическая детерминанта);
    – антропологический: романтический контраст
    человека и природы, в связи с чем у лирического
    героя обостряется чувство “поломанности”
    своей судьбы при встрече с прекрасной и
    гармоничной природой, но в реалистическом
    подтексте этот контраст скрадывается и даже
    снимается, заменяется идеей мужественного
    сопротивления препятствиям;
    – просветительский: признание трагической
    предопределенности человеческой жизни и вместе
    с тем нежелание смириться, противостояние судьбе
    (в духе лермонтовского “фатализма”).
    Вот почему Тютчев стремится исследовать момент
    перехода в различных его проявлениях: природа,
    человеческая душа, история. Он воссоздает
    романтический контраст, за которым скрывается
    мысль о глубинных связях выявленных
    противоречий. Наиболее ярко это взаимодействие
    романтического и реалистического начала
    отражено в центральном образе тютчевской лирики
    – в образе Хаоса ночи. Продолжая развивать
    романтическую концепцию Хаоса как торжества
    стихии космического масштаба, Тютчев наполняет
    этот образ новым (реалистическим) содержанием:
    именно ночью человек отчетливее чувствует свое
    родство с Хаосом, человеческая мысль пытается
    проникнуть в Хаос и нащупать связи с ним, понять
    свою причастность Хаосу (см. развернутый анализ
    этого образа в стихотворении “День и ночь”).
    Тютчев – непревзойденный мастер лирической
    миниатюры, лирик по самой сути своего творчества.
    Тургенев писал о творческом процессе Тютчева:
    “…каждое его стихотворение начиналось мыслию,
    но мыслию, которая, как огненная точка,
    вспыхивала под влиянием глубокого чувства или
    сильного впечатления; вследствие этого … мысль
    Тютчева никогда не является читателю нагою и
    отвлеченною, но всегда сливается с образом,
    взятым из мира души или природы…”
    Любое стихотворение Тютчева – это всегда
    выражение внутренних эмоций и переживаний
    автора, вызванных явлениями внешнего мира или
    движением его собственной мысли, души, сердца.
    Пейзажная лирика запечатлевает различные
    состояния природы, чаще всего еле уловимые
    изменения в пейзаже, весну, осень,
    “волшебные” зимние картины,
    одухотворенность природы. Любовная лирика
    раскрывает яркость чувств, свет любви, но всегда
    с тем ощущением трагизма, которое несет в себе
    истинная любовь. Гражданско-политическая лирика
    передает ощущение надвигающихся перемен,
    показывает историю и современность в их
    взаимосвязи, судьбу России и русского народа,
    освещает проблемы свободы, чести, достоинства,
    помогает понять место человека в истории, его
    назначение на земле. Философская лирика (а
    точнее, философские мотивы, пронизывающие все
    творчество Тютчева) призвана передать ощущение
    непрочности окружающей действительности,
    раскрыть вечные проблемы человеческого бытия,
    взаимоотношений человека и природы,
    противоречивость человеческого сознания,
    бездонность человеческой души, приблизиться к
    ответу на вопрос о смысле жизни.
    Несмотря на сложность и глубину проблематики,
    лирика Тютчева вызывает ощущение классической
    ясности, простоты, доступности и художественного
    мастерства, поскольку поэт использует все
    богатство поэтической речи.

    Практическая работа:

    Найдите примеры звукописи в стихах
    “Весенняя гроза”, “О чем ты воешь, ветр
    ночной…”, “Певучесть есть в морских
    волнах…” С какой целью он использован поэтом?
    Определите стихотворный размер в стихах
    “Есть в осени первоначальной…”, “Осенний
    вечер”, “Последняя любовь”. Какие
    метрические приемы создают эффект
    “замедленного” ритма?
    Определите стихотворный размер и
    охарактеризуйте строфу и способ рифмовки в
    стихах “Чародейкою Зимою”, “Осенний
    вечер”, “Слезы людские, о слезы людские…”,
    “День и ночь”.
    За счет чего создается антитеза в
    стихотворении “День и ночь”? Какую роль она
    играет?
    Найдите прием повтора в стихах “О, как
    убийственно мы любим…”, “Последняя
    любовь”, “Я встретил вас…”, “Накануне
    годовщины 4 августа 1864 г.”. С какой целью он
    использован?
    Найдите примеры инверсии в стихах
    “Осенний вечер”, “О, как убийственно мы
    любим…”, “Я встретил вас…”, “Накануне
    годовщины 4 августа 1864 г.”. Какова ее роль?
    С какой целью использована гипербола в
    стихотворении “Последняя любовь”? Какие еще
    тропы использует поэт и с какой целью?
    Найдите эпитеты и метафоры в стихах “Есть
    в осени первоначальной…”, “Чародейкою
    Зимою”, “Осенний вечер”, “День и ночь”.
    Какова их роль в каждом стихотворении?
    Найдите олицетворения и сравнения в
    вышеперечисленных стихах. Какова их роль в
    каждом стихотворении?
    Определите стихотворный размер
    стихотворения “Что ты клонишь над водами…”,
    За счет чего в нем создается песенный ритм? Какие
    еще образные средства сближают стихотворение с
    народной песней?

    Стиховедческий анализ стихотворения.
    Ф.И.Тютчев. “Я встретил вас…”


    Стихотворение посвящено баронессе Амалии
    Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился,
    когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он
    почувствовал себя околдованным и влюбленным.
    Впечатления от этой встречи легли в основу
    стихотворения “Я помню время золотое…”
    Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г.
    вызвала в душе поэта не только светлые
    воспоминания о прошлом, но и потребность излить
    свои чувства в новом стихотворении, которое было
    написано “на одном дыхании” 26 июля 1870 г.
    Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его “Я
    помню чудное мгновенье…”), Ф.И.Тютчев выбирает
    форму обращения к любимому и дорогому другу,
    которого автор уже давно не видел и встреча с
    которым пробуждает в нем нежные, светлые,
    радостные чувства, память о давно ушедших
    “золотых днях” его молодости. Все это
    создает особую доверительность повествования,
    придает спокойное, размеренное звучание всему
    стихотворению, что поддерживается и ритмической,
    и звуковой, и образной организацией стиха.
    Так, поэт использует обилие гласных в сочетании
    с согласными “л”, “н”, “р”.
    Четырехстопный ямб с многочисленными
    пиррихиями, приближающий стихотворение к
    прозаической речи, традиционные
    четырехстрочники с перекрестной рифмовкой,
    точная рифма, свойственная классической русской
    поэзии, – все это делает стихотворение простым и
    ясным по форме.
    Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из
    настойчивых инверсий: “как поздней осени
    порою”
    , “когда повеет вдруг весною”, “с
    давно забытым упоеньем смотрю на милые черты”
    ,
    “я вспомнил время золотое” – которые
    усиливают образную выразительность наиболее
    значимых слов.
    С помощью повторов в заключительной строфе
    усиливается эмоциональность стихотворения,
    ощущение радости от встречи с давно знакомым
    другом. Именно к этой женщине он обращается в
    своей памяти, с ней связывает наиболее
    замечательное время в своей молодости. Поэтому в
    стихотворении большую роль играют эпитеты (“золотое
    время”
    , “отжившее сердце”) и
    гипербола (“вековая разлука”),
    которые помогают почувствовать настроение
    внутренней приподнятости, радости, приятного
    возбуждения от встречи с любимым человеком. Это
    настроение передается также с помощью
    метафорического сравнения пробудившихся чувств
    с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3
    строфы).
    Третья строфа заканчивается смысловым фокусом
    стихотворения: “С давно забытым упоеньем
    смотрю на милые черты…”
    Эта ключевая фраза
    помогает понять художественную идею
    стихотворения: значимость новой встречи, которая
    пробудила в человеке прежние чувства, напомнила
    о “золотом” времени молодости и любви.
    Многоточие в конце этой и других строф
    выполняет роль функциональной паузы, отражающей
    избыток чувств и эмоций в душе поэта.
    Интонационный фокус в заключительной строфе (“И
    то же в вас очарованье, и та ж в душе моей
    любовь!..”
    ), оформленный восклицательным
    знаком с многоточием, передает ощущение
    “невысказанности”, поскольку все, что
    переполняет душу поэта, невозможно передать
    словами.
    Это стихотворение – подлинный шедевр любовной
    лирики Ф.И.Тютчева, не только свидетельствующий о
    художественном мастерстве поэта, но и
    позволяющий понять, что “любви все возрасты
    покорны”, что и в 67 лет можно испытать такие же
    пылкие чувства, что и в 20…

    Целостный анализ стихотворения с
    опорой на картограмму.
    Ф.И.Тютчев. Silentium!


    Картограмма стихотворения


    Стихотворение представляет собой образец
    философской лирики Тютчева, раскрывающей
    проблему человеческого взаимопонимания (или
    непонимания?).
    Смысловой фокус стихотворения – афористическое
    выражение философской мысли, познанной поэтом
    истины: “Мысль изреченная есть ложь”.
    Фокус основан на тематическом образе молчания,
    вынесенном и в заглавие. Им начинается и
    завершается стихотворение: “молчанием”
    лирический герой стремится “окольцевать”
    богатый мир души – рвущихся наружу, стремящихся к
    сердцу “другого” чувств, мыслей, мечтаний.
    Образ молчания символизирует психологический
    заслон, которым человек должен, якобы, оградить
    свой внутренний мир и от непонимания близких, и
    от “наружного шума”, “дневной” суеты,
    прозы жизни.
    Однако в интонационном плане образ молчания,
    основанный на интонации восклицания, находится в
    развитии. От строфы к строфе постепенно
    усиливается лирическое напряжение, которое в
    конце стихотворения воплощается в интонационном
    фокусе. Мелодический пик фокуса – интонация
    заклинания (“- и молчи!..”), продленная,
    усиленная функциональной паузой, начинает
    восприниматься в противоположном смысле (не
    молчи!). В свете интонационного фокуса новые
    оттенки значений появляются и в вопросах,
    предшествующих смысловому фокусу и
    подготавливающих его: “Как сердцу высказать
    себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты
    живешь?”
    В прямом движении к фокусу они
    “должны” подтвердить истинность
    высказанного изречения. В обратной связи от
    интонационного фокуса они осмысливаются в
    противоположном плане – как поиск способов
    передать свои чувства и мысли “другому”.
    Но этим переосмыслением не ограничивается
    содержание философской мысли Тютчева. Ключевое
    слово “молчание”, являясь знаковым фокусом,
    перерастает в масштабный образ молчания. Через
    поэтическую ассоциацию (безмолвие чувств и
    мыслей сравнивается в первой строфе с
    безмолвными ночными звездами) образ молчания
    приобретает вселенские масштабы, осмысливается
    в свете космических законов бытия, одним из
    важнейших среди которых, по мнению поэта,
    является единство души человека и Вселенной.

    Целостный анализ стихотворения с
    опорой на картограмму.
    Ф.И.Тютчев. День и ночь.


    В основе стихотворения – развернутая антитеза,
    противопоставление двух центральных образов –
    дня и ночи, олицетворяющих собой два состояния
    человеческой души.
    Оба образа воссоздаются через
    последовательный ряд эпитетов (поэтических
    ассоциаций). День – “златотканый покров”,
    “блистательный покров”
    , “земнородных
    оживленье”
    , “души болящей исцеленье”,
    “друг человеков и богов”
    , т.е. воплощает в
    себе радость. и свет.. Ночь. – “бездна с своими
    страхами и мглами”
    , “мир роковой”,
    “бездна безымянная”
    , “мир
    таинственных духов”
    , т.е. воплощает в себе
    страх и тьму.
    Поэтому смена дня и ночи (“Но меркнет день –
    настала ночь”
    ) первоначально воспринимается
    как момент разрушения душевного спокойствия,
    поскольку ночь – это источник неприятных тревог и
    переживаний: “Вот отчего нам ночь страшна!”
    Однако этот смысловой фокус, завершающий
    стихотворение, дополняется интонационным,
    выраженным с помощью функциональной паузы в
    конце строки “Сорвав, отбрасывает прочь…”.
    Пауза в данном случае не только ритмически
    передает мгновенность смены дня и ночи, но и
    переводит антитезу в иной план, влечет за собой
    переосмысление основного вывода.
    Ночь “срывает покров” дня, “обнажает”
    сокрытую от наших глаз “бездну”, т.е.
    делает тайное, невидимое, нежеланное – явным,
    видимым, неизбежным. В итоге становится ясным
    второй смысл антитезы: день – это обман, а ночь –
    момент истины, она страшна именно потому, что
    ночью “нет преград” между человеческой
    душой и безграничностью, “бездной”
    мироздания. Ночью человек не может спрятаться от
    собственных тревог и переживаний; дневная суета
    отброшена – он остается один на один с
    собственной душой, один на один со Вселенной.
    По-видимому, не каждый способен справиться с этим
    состоянием без страха.
    Однако это состояние не страшит того, чья душа
    соизмерима с безграничностью жизни, чья душа
    стремится к познанию Истины. Для таких душ
    “другом” служит не обманчивый свет дня, а
    глубокая темнота ночи.

    Картограмма стихотворения


    Приложение 1
    Приложение 2

  6. мерлин монро Ответить

    Например, заключительное занятие после изучения рассказа «Муму» предваряется следующими заданиями:1. Составить сжатый пересказ «История жизни Герасима»; 2. Дать развернутый ответ на вопрос «Что заставило Герасима уйти от барыни?». Урок начинается с чтения мемуаров В.Н. Житовой «Воспоминания о семье И.С.Тургенева». Учитель акцентирует внимание школьников на том, что история немого дворника Андрея во многом напоминает судьбу Герасима. Далее следует вопрос: Что и почему Изменил И.С.Тургенев в этой истории. (Ученики вспоминают, что в воспоминаниях Житовой нет горестной привязанности дворника к «безответной душе» Татьяне, ни его протеста, В.Н. Житова пишет: «После гибели Муму привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей, и кроме нее никого госпожой признавать не хотел». Новый материал, введенный в урок, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе.
    Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.
    На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции, После уроков по драме – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).
    Итак, заключительные занятия по анализу произведения требуют, во-первых, потребности повторного обращения к произведению и осмыслению его в целом; во-вторых, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты; в-третьих, введение нового материала, отстаивания сложившихся точек зрения в новой ситуации; в-четвертых, соединение конкретных образных представлений с общим концепционным подходом к нему и, наконец, «размыкания» концепции, ощущения известной ее условности, побуждения к дальнейшему общению с текстом. Испытав радость целостного взгляда на произведение, общего его осмысления, необходимо на заключительных занятиях стремиться создать ощущение неисчерпанности произведения проведенным анализом, возможность иных своих трактовок.

  7. ROSSI Ответить

    Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (дается для самостоятельного осмысления в качестве домашнего задания).
    В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
    3. Стихотворение «Поэт» читает учащийся.
    Далее учащиеся отвечают на вопросы:
    — Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?
    — Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала?
    — Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли? (После выяснения первоначальных впечатлений рекомендуется проследить развитие поэтической мысли).
    — В чем оригинальность стихотворения Лермонтова?
    (Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развёрнутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни).
    — В чем смысл истории кинжала?
    (Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.)
    — Изменяется ли интонация от строфы к строфе?
    (Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней говорить ни чрезмерно пылко — это не соответствовало бы суровой правде, — ни слишком обыденно — это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. После гибели хозяина боевой кинжал не находит применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, то последующие — смягченно, грустно.)
    — Охарактеризуйте словесную окраску и эпитеты.
    (В первых шести строфах многие слова не имеют книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник и т. д., в них также нет и метафор, они единичны (например, резьба — наряд), редки сравнения, но много эпитетов. Если в первых строфах они в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то далее для них характерна конкретность: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Лишь два эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Восклицательный знак делает их заметными, усиливает их идейную значимость. Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «… не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»)

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *