Сколько лет существовало монгольское иго на руси?

11 ответов на вопрос “Сколько лет существовало монгольское иго на руси?”

  1. Dawngrove Ответить

    На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах – двор, в сельских местностях – «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» – налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 – начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.
    Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII – первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.
    Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.
    Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.
    Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

  2. TOTI Ответить

    Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода (см. интересные факты о Великом Новгороде), Пскова и некоторых других городов.
    Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.
    Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, лошадей или телегу. Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.
    Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.
    Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.

    Православная церковь и татаро-монгольское иго

    Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.
    Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

    В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.
    Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.
    Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

    Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.
    После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в Москву.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *