Сколько жителей было в ленинграде в начале блокады?

16 ответов на вопрос “Сколько жителей было в ленинграде в начале блокады?”

  1. Agamaril Ответить

    Долгое время не только в исторической литературе о блокаде, но и в целом, в исторических работах о Второй мировой войне, авторы избегали приводить точное число погибших и пострадавших в эти годы людей. Эта информация считалась стратегически важной и не разглашалась в связи с цензурными ограничениями. К тому же «романный стиль» первых сочинений позволял им использовать разные литературные приемы, чтобы скрыть это незнание и уйти от прямого ответа на вопрос о потерях. Так, в первом издании «Ленинград в блокаде» Дмитрий Павлов пишет о численности погибших следующим образом: «В декабре от дистрофии умерли 52 881 человек, а в январе и феврале еще больше. Расходившаяся смерть вырывала из рядов осажденных товарищей по борьбе, друзей и родных на каждом шагу. Острая боль пронизывала людей от потери близких. Но большая смертность не породила отчаяния в народе. Ленинградцы умирали, но как? Они отдавали свою жизнь как герои, разящие врага до последнего вздоха. Их смерть призывала живущих к настойчивой, неукротимой борьбе. И борьба продолжалась с невиданным упорством».
    Как видно из отрывка, автор не скрывает большую смертность в городе, но и не называет точное число погибших. Он акцентирует внимание читателя не столько на количестве погибших, сколько на их героизме, нивелируя таким образом вопрос о размере катастрофы и переключая внимание на добровольность сделанного людьми выбора. В более поздних изданиях Павлов приводит чуть больше информации о размере смертности в Ленинграде и называет цифру погибших, озвученную советской делегацией в Нюрнберге. Так, в издании 1986 года он описывает тяжелые условия жизни жителей осажденного города и параллельно меры властей по облегчению их участи. Поэтому сразу после описания размера «голодного» пайка автор немедленно включил в текст информацию об организации сети питательных пунктов и стационаров усиленного питания, помогавших выжить голодным людям, а также описал возможности их эвакуации. Находясь во время блокады во главе комиссии по продовольствию, Павлов объяснил читателю принципы его распределения среди населения. Ссылаясь на работы В.И. Ленина, который ставил «революционную необходимость» выше абстрактных представлений о справедливости, Павлов писал, что в блокадном Ленинграде в первую очередь продовольствием обеспечивались трудоспособные и приносящие наибольшую пользу обороне города граждане. В целом же Павлов, как и другие авторы исследований о блокаде, старался не заострять внимание читателей на проблеме количества жертв, ограничиваясь общими словами о высокой смертности в городе и героических усилиях властей по ее предотвращению.
    Характерно, что, приводя числительные показатели, Павлов не называл источники, на основе которых он делал свои выводы. В работе Ирины Каспэ о документности в литературе есть предположение, которое объясняет такую нелогичную на первый взгляд практику, как отсутствие сносок на источник информации в историческом нарративе. Она пишет: «Собственно документ как посредник необходим в ситуациях, когда „прямые“ механизмы персонального межличностного доверия не работают или ставятся под сомнение. Документ оформляет, формализует и замещает собой практику персонального доверия». Иными словами, предполагалось, что люди, занимавшие в годы войны и блокады руководящие посты, знали ситуацию лучше кого бы то ни было, и информация, приведенная ими в мемуарах, не подлежала сомнению или пересмотру. Павлов был одним из таких экспертов и поэтому не считал нужным делать уточнения.
    В других исследованиях о блокаде, написанных в первые десятилетия после войны, тема высокой смертности не обсуждалась специально, статистика приводилась только в нескольких исследованиях. И хотя о голоде в Ленинграде слышали все, узнать о размахе разразившейся катастрофы из исторических сочинений было невозможно. В то же время рассказ о героизме населения и руководящей роли партии как важных составляющих литературно-историографического дискурса был важным положением в построениях советских историков. Авторы исследований подчеркивали эффективность работы ленинградской партийной организации в период блокады, что выглядело логично и с точки зрения канона соцреализма. При этом эффективность их работы связывалась не столько с вопросами жизнеобеспечения населения, сколько с военно-стратегическими задачами руководства по обороне города. В результате получалось, что
    история блокады Ленинграда писалась исключительно через призму успехов и достижений ленинградских градоночальников и командиров фронтов, в то время как массовый голод населения оказывался практически за рамками основного нарратива.
    Сюжет о количестве погибших в Ленинграде в годы войны стал привлекать к себе внимание исследователей лишь с наступлением «оттепели». В это время историки получили бoльшую степень свободы в изучении блокады, включили в оборот ранее не затронутые темы и источники. Вместе с тем в своих изысканиях они не претендовали на пересмотр нарративной конструкции, характерной для советских исторических сочинений о войне, а просто дополняли ее новыми сведениями. Уточнение численности погибших в блокаду Ленинграда понималось ими как один из частных вопросов в общей истории события. Они полагали, что знание о голоде среди гражданского населения покажет размер злодеяний немецких войск и цену победы под Ленинградом. Именно в таком ключе была написана статья двух историков из Ленинградского отделения Института истории РАН В.Г. Ковальчука и Г.Л. Соболева. Размышляя о методах подсчета погибших в блокаде и опираясь на новые свидетельства, которые им удалось почерпнуть в архивах, они утверждали, что прежняя цифра погибших в Ленинграде в годы войны, называемая другими исследователями со ссылкой на протоколы Нюрнбергского процесса, т.е. приблизительно 600 тысяч человек, была неточна. В соответствии с новыми данными, погибших в блокаду было больше, а именно не менее 800 тысяч, а с учетом близлежащих к Ленинграду территорий так и вовсе более 1 миллиона человек. Авторы статьи разбирали этот вопрос в рамках существующей официальной парадигмы и не предполагали, какой он может вызвать эффект.
    Они начинали свою статью с воспроизведения канонического нарратива о блокаде: «В истории Великой Отечественной войны особое место занимает оборона Ленинграда. Понимая политическое, хозяйственное и военное значение города для Советской страны, немецкое командование стремилось захватить его любой ценой. Оборона Ленинграда являлась не только важнейшей стратегической задачей — она имела и огромное морально-политическое значение. Двадцать девять месяцев ленинградцы самоотверженно сражались за свой город. Никакие лишения и страдания, вызванные голодной блокадой, не могли сломить их дух, поколебать верность Родине. Героическая оборона города Ленина стала символом стойкости, мужества и непобедимости советского народа, его морально-политического единства. В течение всего периода блокады шла упорная борьба за спасение жизни населения города. Строительство в труднейших условиях Ладожской трассы, по которой страна посылала продовольствие блокированному Ленинграду, организация стационаров и лечебного питания, массовая эвакуация детей, женщин и стариков и другие меры — все это помогло сохранить жизнь значительной части населения. Но многих спасти не удалось. Гибель сотен тысяч мирных жителей от мук голода навсегда останется одним из гнуснейших преступлений человеконенавистнического фашизма».
    Как видно из текста, в нем содержались все характерные для советского дискурса элементы описания события: те же оценки деятельности руководства города, та же апелляция к героизму и обвинение фашистского руководства в преступлениях. Те новые сведения, о которых шла речь на последующих страницах, касались методики подсчета погибших, они рассказывали о новых источниках, проливавших свет на эту проблему. Авторы все время подчеркивали, что, несмотря на то что погибших было больше, чем все думали до этого времени, это обстоятельство не изменит общих выводов в отношении смысла блокады и роли партийной организации в этих событиях.
    Пересмотр числа погибших в блокаду не остался незамеченным в научном сообществе. Как пишут об этом в своих работах Соболев и Дзенискевич, статья вызвала бурные возражения со стороны Дмитрия Павлова, который усмотрел в таком анализе вызов своей компетентности в вопросе освещения истории блокады и, воспользовавшись высоким положением министра торговли СССР, добился запрета на упоминание в литературе любой другой цифры погибших в блокаду, кроме озвученных на Нюрнбергском процессе 600 тысяч, заморозив тем самым дальнейшие исследования на эту тему.
    Тем не менее вышедший вслед за статьей пятый том «Очерков истории Ленинграда» повторил находку ленинградских историков. О жертвах блокады говорилось в заключительной части монографии и в главе седьмой «Первый месяцы блокады. Голодная зима», написанной А.В. Карасевым и Г.Л. Соболевым. Как и их предшественники, авторы главы использовали такую структуру изложения материала, при которой внимание читателя акцентировалось на достижениях и успехах оборонявшихся, а провалы и неудачи в действиях военного командования и городских руководителей скрывались или подавались в завуалированной форме. Так, рассказывая о бомбардировке и артиллерийских обстрелах города, авторы писали не только о количестве разрушений и сброшенных на Ленинград бомб, но и о численности подготовленных до войны бомбоубежищ, организации в Ленинграде санитарных патрулей, успешной работе скорой помощи и служб МПВО. Когда шла речь о продовольственном обеспечении и ограниченности ресурсов, авторы писали о своевременном введении карточной системы, организации Дороги жизни и о том, что руководство города делало все от него зависящее по спасению горожан и т.д. Как и в монографии Павлова, перечисление трудностей, с которыми сталкивались жители Ленинграда в первую блокадную зиму, перемежалось с описанием активности партийной организации и населения по их преодолению. Такой прием создавал у читателя позитивный образ героически сопротивляющегося города и активного поведения его жителей, воодушевленных и руководимых городской администрацией, безупречной в своих решениях. В этом контексте рассказ о смертях и о трудностях жизни в блокаду лишь подчеркивал доблесть выживших, что иллюстрировалось цитатами из блокадных воспоминаний и дневников. В переработанной на основе «Очерков» книге «Непокоренный Ленинград», вероятно по настоянию Павлова, число погибших в блокаду людей не указывалось.
    В следующие после выхода статьи годы тема количества блокадных жертв не возникала в качестве предмета специального научного анализа. Но эффект от подсчета погибших был значительным. Сами историки доказали статус компетентных профессионалов, опиравшихся на методологию исторического исследования в большей мере, чем на идеологические подсказки «сверху», что, несомненно, символизировало поворот в изучении истории Второй мировой войны в СССР. К тому же этот случай выявил границы дозволенного в исторической репрезентации темы, когда концептуальное согласие историка с официальной интерпретацией не гарантировало ему свободы в уточнении деталей и поиске новых знаний. С другой стороны, статья, уточняющая количество погибших в Ленинграде, стала своего рода образцом работы с блокадным прошлым, когда историк, по меткому замечанию Дзенискевича, «освобождался от необходимости делать обобщения».
    «Законсервированность» оценок блокады в советской исторической литературе особенно контрастирует с бурными обсуждениями этого вопроса у западных историков.
    Не будучи обязанными придерживаться советского канона в описании события, они были вольны задавать интересующие их вопросы. Так, они спрашивали, почему жертв блокады было много? Каким образом производилась эвакуация населения и можно ли было облегчить участь людей? Кто был виновен в создавшейся ситуации? Отчего население блокадного Ленинграда не реагировало на голод протестами и не стремилось искать пути решения проблемы всеми возможными средствами? Эти вопросы в свою очередь казались крамолой советским историкам, так как, по их мнению, они ставили под сомнение героизм и стойкость советских людей — положение, которое считалось аксиомой любого исторического сочинения о Великой Отечественной войне в СССР. Поэтому ответы на размышления иностранных историков и журналистов принимались советской стороной в весьма агрессивной манере. Например, Дмитрий Павлов расценивал внимание к большим потерям гражданского населения в блокаду как намерение «принизить подвиг» горожан так, как будто героизм защитников напрямую связан с количеством погибших.

  2. флика Ответить

    8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
    В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.
    Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.
    В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики – всего 125 граммов. Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка – рабочим – на 100 граммов, остальным ? на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.
    Осень-зима 1941-1942 гг. – самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод – отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
    Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.
    22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название “Дорога жизни”. В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
    Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 г., когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

  3. dreamfall Ответить

    Предпринимались многочисленные попытки прорыва блокады, взятия Мги — после того как она оказалась в руках немцев. Была уверенность, что это в принципе сделать возможно. Сейчас мы знаем, как все сложилось. А тогда все воспринималось в динамике.
    — Историки демонстрируют карты и показывают коридоры на Ладоге, которые могли использоваться для поставок.
    — Решение о поставках по Ладоге приняли сразу, как перерезали железную дорогу. Но партия и правительство не могли организовать хорошую погоду. А Ладожское озеро отличается тем, что с конца октября там начинаются шторма. И даже без бомбежек, без обстрелов суда определенного класса идти не могут. В 1941 году шторма начались очень рано, и завезти много продовольствия по воде не удалось. И если ваш вопрос состоит в том, все ли делала власть для Ленинграда, понимала ли она положение, старалась ли она обеспечить снабжение…
    — А она старалась?
    — Да, она старалась. И это доказывается огромным количеством документов. Понимали, что ситуация плохая. Когда навигация по Ладоге стала невозможной, но еще нельзя было использовать ледовую дорогу, Госкомитет обороны принял решение о том, чтобы установить с Ленинградом воздушный мост. Летала транспортная авиация — 50 самолетов. Стояла задача доставлять в Ленинград по 200 тонн высококалорийных продуктов и вывозить то, что необходимо для обороны Москвы. Пушки, минометы, радиоприборы.
    — Разве этот мост работал так, как задумывалось? Почему тогда его прекратили использовать?
    — Конечно, с ним было огромное количество проблем. У него было семь нянек — и гражданский флот, и управление тылом, и ВВС Ленинградского фронта, и ленинградские руководители — специальная группа Ленгорисполкома, огромное количество начальников. И масса чиновников не смогла эффективно распорядиться самолетами. Поэтому и решили 26 декабря 1941 г. снять эти самолеты с ленинградского направления, когда установилась Дорога жизни. Сталин ее санкционировал 26 ноября, хотя не верил, что она будет работать. Он направил Хозину, командующему Ленинградским фронтом, и Жданову письмо из четырех пунктов. Первым пунктом санкционировал создание ледовой дороги через Ладожское озеро, во втором речь шла о количестве продовольствия, горючего и боеприпасов.
    Дорога жизни / Фото: wikipedia.org
    — Это установленное количество было достаточным?
    — Позже по настоянию ленинградцев вместо 400 тонн муки в день Москва согласилась поставлять 600 тонн. Увеличили количество в полтора раза, потому что городу требовалась, как минимум тысяча тонн муки в день.
    — В том-то и дело, что это сильно меньше, чем требовалось.
    — Да не было большего количества продовольствия.
    — Может, Москва не владела информацией, сколько на самом деле нужно?

  4. OlmeR Ответить

    Блокада Ленинграда началась в годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1941 года. Ее проводили фашисты, чтобы сломить защиту города и захватить его. Ленинград (ныне Санкт-Петербург) имел для немецкой армии важное значение. Его захват начался в июле 1941 года, уже через месяц битва шла неподалеку от города. Врагам не удавалось захватить его, поэтому была перерезана железная дорога, которая связывала Ленинград с другими частями страны. Немцы решили пойти другим путем и уничтожить город измором. После захвата врагами Шлиссельбурга, блокадников окончательно отрезали от мира с суши.
    Фото: ТАССПосле этого у ленинградцев начались проблемы с продовольствием. Не хватало запасов еды. Таким и был план фашистов, они хотели, чтобы люди умирали от голода и холода. Но они не готовы были просто ждать, когда все погибнут, поэтому устраивали бомбардировки и артиллерийские обстрелы. Пожары уничтожили продовольственные склады, которые помогли бы жителям продержаться дольше.
    Противник устраивал панику среди населения, пытался помешать работе основных предприятий. Но ленинградцы были сильнее и смелее, они каждый день ходили на работу в школу, поликлинику, типографию, детский сад, театр. Они продолжали жить. Запертыми в городе остались 2,5 миллиона человек, 400 тысяч из них были детьми. Некоторые погибали во время обстрелов, здания рушились.

    Голод и 125 граммов хлеба

    После уничтожения складов продовольствия не хватало, поэтому использовали пищевые заменители. Особенно голодным для ленинградцев стал предновогодний месяц 1941 года. Рабочим выдавали 250 граммов хлеба на сутки, это был и завтрак, и обед, и ужин. Все остальные получали 125 граммов. Матери отдавали свою долю детям, чтобы они не погибли от голода. До 25 декабря люди голодали, ведь эта порция была незначительной. Сил на работу уходило много, компенсировать их сном и едой не получалось.
    Фото: ТАССВ конце декабря увеличился хлебный паек. Рабочим стали выдавать на 100 граммов хлеба больше, а остальным добавили 75. Несмотря на то, что это по-прежнему была скудная порция, люди вышли на улицы и радовались вместе. Эта прибавка дала им надежду на победу.
    Вместе с зимними морозами в Ленинград пришла смерть. Горячей воды и отопления не было, мерзли взрослые и дети. Чтобы согреться в печь попадала разобранная мебель и деревянные постройки. Умирали от холода и истощения. Те, у кого были силы двигаться, ходили на работу и трудились полный день. Темпы эвакуации людей были незначительными, ведь оставалась надежда на победу. Точная длительность блокады Ленинграда — 871 день. 2 года и 5 месяцев люди боролись за город и свою жизнь.

    «Дорога жизни»

    «Блокадники» не только боролись за себя, но и помогали фронту. Они поставляли оружие, снаряжение, боеприпасы. 300 тысяч человек участвовали в противовоздушной обороне города, они сутками стояли на посту.
    До декабря 1941 года небольшие запасы еды доставлялись самолетами, ведь на Ладожском озере долго не появлялся твердый лед. Это стало причиной сокращения хлебного пайка. 22 ноября началось движение транспорта по ледовой дороге. Времени на ее «раскатку» ушло немного, к январю движение стало постоянным. Фашисты обстреливали «Дорогу жизни» в надежде разрушить ее, но у них ничего не получалось.
    Фото: ТАССНачалась эвакуация людей. Первыми в очереди стояли женщины, дети, раненые и больные. Удалось вывести миллион человек. Весной 1942-го город начал «оживать»: люди расчищали улицы, восстанавливали постройки. Снова увеличили хлебный паек. Только через год советским войскам удалось прорвать кольцо блокады. По построенной железной дороге длиной 33 км в Ленинград отправляли продовольственные товары и боеприпасы.
    Точной датой снятия блокады Ленинграда считается 27 января 1944 года. Жители города, которые почти 150 недель боролись за жизнь, в этот день увидели торжественный салют. Блокада вошла в историю как самая жестокая и кровавая. Погибла 641 тысяча ни в чем неповинных людей.

    Интересные факты

    350 тысяч человек Ленинградского фронта наградили медалями и орденами. Среди них — солдаты, офицеры и генералы. За оборону награждения удостоили 1,5 миллиона человек. А Ленинград получил звание «Город-Герой».
    На улицах блокадной территории установили 1500 громкоговорителей, чтобы оповещать народ о вражеских атаках. Вещание было 24 часа в сутки. Отключать радиоприемники в жилых помещениях было запрещено. Даже если дикторы прекращали говорить, звук метронома продолжал слышаться в каждом доме.
    Первая зима в Ленинграде оказалась морозной. Люди жили при температуре до –32 градусов без отопления и горячей воды. Холода держались в городе до мая, снег лежал полметра высотой.
    В Ленинград в 1943 году привезли 4 вагона дымчатых кошек, чтобы побороть полчища мышей и крыс. Грызуны уничтожали продовольствие, поэтому проблема требовала немедленного решения. Каждая семья встала в очередь за домашним животным. Вскоре побеждены были не только фашисты, но и грызуны.
    Фото: https://sverdlovo-adm.ru/Люди, живущие на запертой территории, не знали, что погибали их земляки и насколько велик масштаб трагедии. Власти скрывали факты, чтобы не усугублять панику. Фотографировать погибших людей и разрушенные постройки запрещали.
    Когда стало известно о предстоящей блокаде, власти предложили ленинградцам эвакуацию, но упор делался на необходимую защиту города. Народ не знал об опасности, которая ждет их на территории города. Их призывали бороться за Родину, поэтому они отказывались от эвакуации.
    Помимо 125 граммов черствого хлеба, ленинградцы ели хвою, корм для животных, свиную кожу для одежды.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *